Платковые куклы в работе педагога-психолога

Лариса Семенова
Платковые куклы в работе педагога-психолога

Платковые куклы в работе педагога — психолога.

Кукла – это образ человека в «миниатюре», существующий

с первобытных времен, отсюда становится возможным

принять куклу как носителя для понимания мира, себя и других людей.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Наверное, у каждого есть свои воспоминания, связанные с таким интересным и забавным атрибутом, как кукла и для всех это своеобразное возвращение в детство, в беззаботное время игрушек и развлечений.

Я бы хотела поделиться своим опытом работы с использованием платковых кукол. У платковых кукол вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью куклы. Основа платья куклы – треугольник или квадрат из ткани или готовый взрослый платок. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода. Такие куклы могут исполнять сложные действия и движения, недоступные другим куклам. Для изготовления таких кукол не требуется много времени и больших затрат.

Дети, это очень тонкие и ранимые создания, при построении общения с которыми нужно быть всегда искренним, и внимательным. В течение дня эмоциональный фон детей бывает нестабилен и поэтому благодаря игрушке, главному помощнику и верному товарищу детей можно наладить и стабилизировать эмоциональный настрой ребенка. Платковая кукла поможет перевоплотиться ребенку в сказочного героя, преодолеть фобии и стать главным героем фантастических приключений. При организации индивидуальной коррекционной работы с детьми, испытывающими определенные трудности как в налаживании психоэмоционального контакта со взрослыми и сверстниками, так и при коррекции трудностей в развитии познавательной сферы дошкольников платковая кукла — это отличный помощник и диагностический инструмент в руках педагога. Особую роль платковой кукле я отвожу при налаживании процесса адаптации у младших дошкольников. Именно кукла помогает адаптировать маленьких дошколят к новым условиям, в которых им предстоит совершать свои первые шаги при социализации крох и налаживании психоэмоционального контакта с педагогами и сверстниками. Эти куклы помогают развивать творческое мышление, воображение, расширяют кругозор детей.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения.

Работу с куклами начинаю уже на этапе диагностики. Ребёнку предлагается выбрать понравившуюся куклу, взять её. Когда выбор сделан, с куклой разворачивается диалог.Я предлагаю приблизительный перечень вопросов:

Ты кто? Где ты живёшь? С кем ты живёшь? Где твои родители? Большой ты или маленький? Чем любишь заниматься?Если выбрано животное: У вас в лесу есть кто-нибудь страшный? Чем ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто-нибудь защищает? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? А если проигрываешь — расстраиваешься? Что бы ты попросил у волшебника?

Кукла в руках ребёнка — ширма, за которой он может спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Кукла в руках психолога отвлекает ребёнка от серьезности процесса и дает поговорить по душам.

При помощи кукол, мы с детьми преодолеваем страхи, повышаем самооценку. Куклы помогают в стрессовых ситуациях, улучшают настроение, помогают развить природные способности, образное мышление, память, речь.

Иногда с детьми я использую такой метод: предлагаю изготовить куклу из носовых платков, которая будет олицетворять его настроение. Эта кукла будет либо «плохой» куклой, и ребёнок постарается уничтожить её или наоборот — кукла становится их талисманом, помощником, кукла — радует. После изготовления куклы проходит церемония «оживления» — знакомство со своей куклой (кукла села, встала, поклонилась, пошла).Для начала задаю вопросы: «Как зовут твою куклу? Сколько ей лет? С кем она живет? Как она проводит время? Чем любит заниматься? Есть ли у нее друзья?» Далее, с помощью куклы, предлагаю рассказать или сочинить сказку.

Ребенок может рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. Прошу куклу улыбнуться или удивиться или даже заплакать. Здесь сразу включается ребёнок и с удовольствием управляет своими эмоциями опять же при помощи куклы. Так же с куклами выполняем не сложные сюжетные задания. Если ребёнку нравится, и он справляется, переходим к более сложным.Обязательно задаю вопросы: Что тебе запомнилось больше всего? Что было сложным?

Попрошу троих желающих попробовать смастерить такую куколку. Согласитесь, что все мы – мамы и порой стоя в очередь с ребёнком или в дороге, возникает ситуация, когда ребёнок устаёт и надо переключить его внимание, иначе он начнёт капризничать. В сумочке у женщины всегда найдётся платок или салфетка, из которой можно быстро смастерить куколку. И вы спасены на какое-то время от капризов малыша. Это может быть, как кукла- девочка, так и кукла- мальчик.

Спасибо за работу. Покажите своих кукол коллегам.

Так же использую в работе плоскостные куклы.

Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы являются свободно двигающимися. Детям предлагается с помощью носового платка, ниток, резиночек, заколочек (чтобы не уколоться при закреплении детали) изготовить наряд для куклы.И потом также идет обыгрывание с помощью вопросов: «Понравился ли тебе наряд?» «Куда ты отправишься в таком платье?» и т. д. Ребёнок уже сам включается в диалог с куклой. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Сейчас я тоже предлагаю желающим попробовать изготовить наряды для своих кукол. Если в изготовлении такой куклы принимает участие взрослый, тогда он может закрепить платок с помощью иголки и ниток (пришить). Но обычно детям нравится менять образ, поэтому подойдут резинки и заколки. Спасибо, получилось очень необычно. Вам понравилось? А вам, коллеги?

Ещё хочу немного сказать о Куклах-берегинях. Они тоже очень просты в изготовлении. У меня в практике был случай, когда мама обратилась за помощью (ребёнок замкнулся, замолчал, ни с кем не общался, делал всё назло). Мы начали работу с ребёнком (мальчик 4 года) с тестов «Моя семья», «Два дома». Но ребёнок абсолютно не шёл на контакт, молчал, строил гримассы. Я пробовала играть (даже компьютерные игры предлагала) рисовать. Вообщем, ничего не помогало. Предложила сделать куклу из носовых платков, на что он ответил, что он не девочка и не будет делать куклу. И тут он увидел у меня над столом «куклу- колокольчик», рассмотрел молча.А потом говорит: «Я её заберу маме».Начала задавать вопросы: «Тебе понравилась кукла?», «Хочешь узнать для чего такие куклы, «Ты хотел бы сделать такую же?». На тот момент у меня не было материала для куклы «колокольчик» и я вспомнила про «Северную берегиню» (недавно делала её для своих однокурсников на вечер встречи).Коротко из истории: куклу ставили в северный угол избы. Её делали ещё до того, как появились какие-либо праздники и традиции нашего народа. У этой куклы ещё одно название – семейная кукла- оберег. Она похожа на трещотку и метёлку. Проходя с такой куклой по дому, выгоняли злых духов.

Ну вот при помощи опять же носовых платков (которые всегда в запасе) я начала делать куклу. Первый платок свернула, второй ребёнок захотел свернуть сам, не получилось- свернули вместе, а третий уже сам сворачивал. Куклу держал бережно, когда закрепляли нитками. Ручки завязывал сам и постоянно спрашивал -правильно ли он делает. Кукла готова, он так радовался,что может подарить её маме, рассказать, что сделал её сам. А главное она будет теперь оберегать их семью. Ребёнок заговорил, теперь он частый мой гость. Мы делаем с ним разные куклы. Причём он делает их не для себя, а для сестры, мамы и даже воспитательницы.

Желающие есть попробовать изготовить такой оберег? Можно верхний слой сделать косынкой и из углов сделать ручки. Выполнить «Северную берегиню» можно из семи разноцветных платочков, как радугу и называться она тогда будет Семицветицей.

Опираясь на высказывание Л. С. Выготского о том, что в игре всё может быть всем, я использую платковые куклы в речевой, театральной, изобразительной деятельности.

С помощью платковых кукол очень хорошо удаётся сюрпризный момент в деятельности любого направления;

— куклы «Осень» и «Зимушка» помогают выполнять задания по закреплению материала о сезонных изменениях в природе;

— кукла «Варварушка» может рассказать сказку, провести неторопливую беседу по содержанию прочитанного.

— кукла «Бабочка» из лёгких газовых платков развивает гибкость кистей рук, укрепляет мышцы пальцев и локтевых суставов;

-кукла «Маша» помогает научиться заплетать косички, развивает гибкость кистей рук;

— куклы: «Собачка», «Мартышка», «Курочка» изготовлены по одному принципу (голова — мягкая игрушка, туловище — платок). Эти куклы могут похвалить, рассказать, спросить, выстроить диалог, помогают развивать фантазию. С их помощью провожу речевые игры «Интервью», «Чей костюм», «Определи игрушку», «Шаги», «Отгадай по словесному описанию» и сюжетно-ролевые игры.

Кукла — это возможность вспомнить о себе, о том, зачем мы в этом мире и попробовать сказать об этом с ее помощью.

В журнале «Дошкольное воспитание» №6 2010 года приведен методический материал, иллюстрирующий педагогическую деятельность по использованию платковых кукол в работе с детьми. Это и речевые игры и сюжетно-ролевые игры, и инсценировки сказок, конспекты занятий по ознакомлению с народными промыслами.

Все, кто познакомится с платковыми куклами, сразу поймут, как много радости она приносит и детям и взрослым. Любопытно, что практически всегда кукла, изготовленная вами, окажется похожей на вас. В ее внешности «всплывут» черты вашего характера, ваш творческий потенциал. Я бы очень хотела, чтобы такие новые друзья, сшитые с любовью и заботой, появились в каждом учреждении и приносили пользу детям. Выполнить их не сложно, а польза от куклы будет огромная.

Спасибо за внимание. Предлагаю вам такие небольшие памятки- буклеты. Может они помогут вам в работе. Не сказала ещё о верёвочных куклах. Они тоже являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка.Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Кукла – просто загляденье,

Взрослым всем на удивленье,

Для забавы малышам!

Посмотри, как хороша!

Люди и куклы

«Являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти. Спелёнутая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам так же о её мужской символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии природных начал, мужского и женского, — такую ёмкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы».

Галина Дайн.

Все мы в детстве играли в куклы. И, несмотря на то, что в моём детстве уже были фабрики по производству игрушек, часто мы мастерили их сами. Иногда это были простые пеленашки-ляльки, сделанные из толстых частей травянистых растений. Мы с подружками заматывали их в свои платки, кофточки, украшали полевыми цветами, качали на руках, напевая колыбельные песни, играли в Дочки-матери.

Тогда мы не были знакомы с народными тряпичными безликими, безногими куклами-мотанками. Но по сути делали их так же, как наши мамы, бабушки и прабабушки. Мои куклы-ляльки были без лиц, без ног, без рук, но играть с ними было не менее интересно, чем с пластмассовыми куклами.

Акт создания. Я — творец! Только что ничего не было, трава росла сама по себе, кофточка прикрывала детские плечики. И вдруг — несколько нехитрых манипуляций, и появляется, даже не игрушка, а создание! И ты сделал всё так, как представлялось именно тебе.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Откуда такой интерес, почему возникла эта потребность? С чем связано появление в больших городах различных клубов, студий, изучающих славянскую культуру? Может, это генетическая память, которая просыпается и возвращает нас к истокам, ностальгируя по утраченному слиянию человека и природы? Ведь современные жители мегаполисов оторваны от земли в прямом и переносном смысле — квартиры и рабочие офисы находятся на немыслимых этажах, отсутствует или утеряна связь с родственниками, не все знают своих дедов, не говоря уже о прадедах и пра-прадедах, а позитивное отношение к телесности и вовсе утрачено. Большие скорости, нестабильность, стрессы, ложные установки, навязанные себе и окружающим, не имеющие ничего общего с реальной жизнью, приводящие к различным проявлениям неврозов.

В психологической науке в целом усиливается тенденция к исследованиям через искусство. Народное искусство ресурсно, как никакое другое. Народ веками стремился в художественной форме выразить своё отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Это уникальный мир духовных ценностей. Изучение истории своего народа, привнесение в жизнь традиций, способствует восстановлению, усилению связи с нашими корнями, со своим родом. А когда за тобой Род, Предки — ты любим и можешь делиться своей любовью с окружающим миром, ты Целый, ты Могущественный и нет проблем, есть испытания, которые при такой поддержке ты выдержишь, пройдёшь и станешь сильнее, гармоничнее.

Смыслом любой психотерапевтической деятельности является восстановление целостности личности — то есть стремление к познанию «Самости». Целостная личность — это личность познавшая и принявшая оба отражения «Самости» — «Маску» (своё хорошее «Я») и «Тень» (своё плохое «Я»). После такого принятия понятия «Я плохой» и «Я хороший» теряют смысл, на их место приходит целостное «Я», не разделённое никакими границами. Но если свой положительный образ принять легко и приятно, то с «Тенью» всё наоборот, мы наталкиваемся на сопротивление. И, чтобы возбудить интерес к исследованию теневой стороны своей личности, психотерапевту нужно придумать нечто такое, чтобы клиенту стало интересно общаться со своей теневой стороной. Кукла, игра в куклы, манипулирование куклой — это не страшно, можно ошибиться. Кукла может стать воплощением того, чего видеть и знать не хочется, потому что неприятно, страшно, стыдно…

Тряпичная кукла — от этого словосочетания веет теплом. Тряпица, тряпка, тряпушка, тяпок, тряпьё, тряпочный, тряпковый, тряпичный, тряпичничать — уникальный лоскутный словарик из деревенской «ветоши», «старья» и «лохмотья», оставленный нам В. Далем . Тряпичная народная кукла, традиции и вариативность технологий её изготовления, экологичность материалов. Игровая, обрядовая, подарочная, от бабушки к внучке, от матери к дочери.

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей, во всём усматривался определённый смысл .

Кукла мотанка обогащена архетипическим содержанием, а взаимодействие с ней очень метафорично. Архетипическая природа традиционной народной куклы заранее обуславливает очень сильную, эмоционально насыщенную и энергетически заряженную реакцию человека на любое взаимодействие с ней. Архетипический вариант работы с куклой состоит из этапа изготовления и этапа терапевтической работы через куклу. Нередко бывает, что создание, сотворение куклы уже даёт большой терапевтический эффект, и в продолжении работы просто нет необходимости.

Традиционная народная лоскутная кукла даёт возможность в процессе её терапевтического использования:

  • отделить от себя нечто теневое, вынести наружу, чтобы иметь возможность это увидеть, осмыслить и изменить по собственному желанию;
  • сделать это в метафорической, игровой, а значит, ресурсной, экологической форме, минуя сопротивление;
  • травестировать нечто пугающее в себе самом, заодно отрабатывая и механизмы принятия того, что невозможно изменить;
  • вывести проблему на уровень осознания.

Показанием к использованию могут быть любые кризисные ситуации и состояния, экзистенциальные и возрастные кризисы, любые жизненные ситуации, требующие глубинной проработки.

Я использую традиционную народную тряпичную куклу в работе с группой и в индивидуальной работе с клиентами. Есть различные варианты терапевтической работы с куклой. Можно дать полную свободу, разнообразные материалы для изготовления и краткую инструкцию — сделай куклу «Я», как ты себе это представляешь. А можно дать определённый образец и некоторые заготовки.

В первом варианте работы есть колоссальные возможности осмысления образа себя, но с другой стороны человек оказывается в ситуации полной неопределённости и может оказаться наедине с неким первичным хаосом, в котором существование взрослого человека невозможно. Человек неповторим и уникален, только один такой существует, а значит, нет никаких общих оснований, а следовательно, нет и возможностей для контактов с ним.

Во втором варианте работы есть образец и показ процесса изготовления. Любой психотерапевт знает, как благотворно действует на клиента осознание того, что происходящее с ним происходило и происходит с кем-то ещё, а значит, является в принципе решаемым, переносимым, естественным для самой природы человеческой .

Хороши оба эти варианта работы, но в моей практике последовательность такова — сначала крутим-вертим (а именно такими словами описывали процесс изготовления куклы мотанки) кукол по образцу. Работая с куклой, создавая, одушевляя её, человек, сам того не ведая, метафорически изображает себя, так как главный герой любого произведения — это всегда его автор. Традиционная народная кукла — это, на мой взгляд, самое что ни на есть настоящее произведение искусства. А поскольку произведение искусства обладает целым метафорическим полем, любая метафора этого поля, в свою очередь, содержит множество смыслов, и у каждого есть возможность самому выбирать тот, который представляется ему наиболее значимым . Куклы участников группы, ориентирующихся одновременно на один и тот же образец (традиционная тряпичная кукла в моём исполнении) обычно радикально отличаются от оригинала и между собой. Несмотря на то, что есть некий ориентир и заготовки в виде деревянного основания куклы одинаковой толщины и высоты, куклы получаются различными по цвету, фактуре используемых материалов, количеству элементов, и даже по высоте, у каждого получается своя «лоскутная история». От занятия к занятию, по мере того, как участники группы осваивают приёмы изготовления различных кукол: столбушка, крестушка, кукла на палочке, узелковая кукла, пеленашка, закрутка, набивная кукла-мешочек — предоставляется всё больше и больше свободы выбора материалов, выбора технологии изготовления и, конечно, ответственности за результат. Апогеем, завершением серии терапевтических встреч является изготовление куклы «Я», сопровождающееся полной свободой выбора материалов и конструкции куклы.

Иногда делаем с клиентом куклу по запросу. Например, молодая женщина очень хочет выйти замуж и по каким-то причинам, которые ей не удаётся самостоятельно выявить, не может этого осуществить. И она слышала, что есть такая кукла, которая называется «На удачный выход замуж». Да, есть такая кукла, делали её наши бабушки в пору своей молодости, когда хотели выйти замуж, причём хотели выйти удачно. У этой куклы волосы тщательно спрятаны под платок и юбка не очень широкая. Всё это символизирует готовность девушки расстаться со своей девичьей свободой и вступить в самый желанный для каждой девки статус замужней женщины, бабы, как говорили раньше, а впоследствии и матери, продолжательницы рода. И мы с клиенткой делаем именно эту куклу. В процессе создания у куклы всё сбивается, сползает на плечи платок, обнажая голову, юбка развивается. Рассказываю о платке и его значении. Носить платок — это традиция, бытовавшая и бытующая у многих народов. А традиции, как известно, просто так не возникают, они вырабатываются на протяжении веков и имеют глубокий смысл. Платок — это символ. Он как бы олицетворяет сдержанность, скромность женщины, её приверженность дому и своему предназначению.

И тогда женщина, с которой мы делаем куклу, говорит, что ей нравятся её развивающиеся волосы, и она не готова их спрятать под платок, и замуж ей не хочется, но все вокруг считают, что уже пора, и она переживает по этому поводу. Хорошая иллюстрация на тему навязанного мнения и ложных социальных установок. Иногда выявление проблемы и её осознание происходит на удивление быстро.

Очень типичным для народной игрушки является сюжет — мать и дитя. Одна из кукол несёт за спиной двух младенцев, у другой ребёнок примотан к груди, у третьей висят на поясе шесть малышей-пеленашек. «Мамки», «Няньки», «Кормилицы». Очень интересная кукла из этой серии — «Ведучка». Внешне она изображает взрослую женщину, кормилицу, ведущую перед собой младенца. Самая интересная деталь — «сросшиеся» ладошки мамы и ребёнка, рука матери как бы перетекает в руку малыша, образует единое целое с его рукой. Кукла рассказывает о важном периоде в жизни женщины: с одной стороны, это счастливое материнство, а с другой — ответственность, непрерывная забота о ребёнке. Его нельзя оставить одного, он «привязан» до поры до времени, хотя и существует уже отдельно от мамы. В жизни современной молодой мамы это бывает сложным периодом. Не хватает времени на полноценный отдых и восстановление сил, на ведение хозяйства, на мужа, на себя. Если раньше в деревнях наши предки жили большими расширенными семьями, минимум, три поколения в одной избе, и опыт семейной жизни, воспитания детей, домочадцы приобретали практически с момента рождения, то сейчас подросло поколение, где в семьях растили одного ребёнка, и бабушка с дедушкой в лучшем случае жили по соседству, а иногда — ребёнок видел их только на фотографиях. Нет опыта заботы о младших сёстрах, братьях или племянниках. И в таком случае уместным будет сделать куклу столбушку Ведучку, это станет ресурсом для того, чтобы не просто пройти испытание, преодолеть трудности, а ещё и извлечь максимум пользы. Ведь дети очень быстро растут, и нужно успеть насладиться тем, как малыш делает первые шаги, произносит первые слова, знакомится с миром, безоценочно любит своих родителей — такое не должно пройти мимо и запечатлеться в памяти, как ужасно тяжёлый период! Раньше эту куклу делали для девочек как игрушку, чтобы с ранних лет через проигрывание формировалось понимание и принятие различных ролей замужней женщины, матери, хозяйки.

Есть такие интересные куклы как Пеленашка, Перевёртыш, Бабка характерная, Баба Яга, которые символично отражают различные возрастные периоды в жизни женщины. И действительно, в процессе создания этих кукол можно многое узнать о себе, выявить проблему, осознать её, кукла «подсказывает» путь решения. У кого-то в процессе работы над куклой отваливается кукольная голова, у кого-то руки не привязываются к кукольному тельцу, развязываются фартуки. Или плетут такие пояса и столько энергии на них тратят, столько смысла вкладывают! Кукла столбушка не больше локтя, а пояс в палец толщиной и метр, а то и больше, длиной. И иногда создание костюма куклы начинают именно с плетения пояса, хотя пояс — это завершающий элемент всего процесса создания куклы и её наряда. Грудь куклы — её изготовление и прилаживание к телу всегда вызывает много эмоций, часто полярных, большое значение придаётся размеру, форме, её гармоничному размещению.

Что же всё это обозначает, как «прочитать» значение и понять смысл? Речь не идёт об интерпретации результатов, это право принадлежит целиком и полностью только хозяину куклы, её создателю. Я поделюсь достаточно обобщённым значение некоторых символов.

Руки — это средство коммуникации с миром, взаимодействия, умелости во многих делах. Пояс — перепоясывает середину тела, а это, в соответствии с мифологической моделью триединого мира, — Средний мир, мир земной, материальной жизни. Пояс подпоясывает, поддерживает спину, ось, основу, обозначает границы тела.

Кукольная пышная грудь, материализованная в тряпичной кукле, возведённая в незыблемый канон, в представлении древних славян символизировала жизнь и плодородие. «Грудастая девка» — живой пример почитания женского божества, материнского начала. Способы изготовления этой важной детали были разными, но все они схожи в том, что грудь куклы выделялась как важнейший формообразующий элемент. И место её — между головой и туловищем, между «Верхом» и «Низом» .

А уж о том, что символизирует голова и тело, и о чём говорит разрыв между ними (отваливается голова у куклы, голова слишком большая и т.д.),написано много и ещё задолго до меня.

Куклы-мужички были не характерны для традиционной игрушки, они участвовали в кукольных парочках. Но есть и самостоятельные персонажи — «Спиридон-Солнцеворот», например. В народе кукол-мужичков называли куклаками. Но в моей практике пока нет опыта изготовления кукол мужчинами.

Кукла Русалка — одна из любимых персонажей. Внешне изображает женщину с длинными распущенными волосами, с большим количеством украшений, в многоярусной юбке. Женщины любого возраста с большим удовольствием делают эту куклу, сначала превращаясь в маленьких девочек, которые накручивают тряпицы слой за слоем, создают вроде бы просто красивую игрушку. Но в процессе работы над куклой возникают затруднения, сопровождающиеся эмоциональными реакциями: «Ах, грудь маловата, надо переделать!», «Да что ж ты у меня куцая такая…», «Юбки надо попышнее», » Волосы не привязываются, не будешь получаться — оставлю тебя лысой!», «Ну помогите уже мне, а то я сейчас всё брошу!».

Фиксации на том или ином этапе процесса создания куклы могут привести к важным инсайтам, необходимым для успешного продолжения работы и для будущей адаптации в реальной жизни. Особого внимания требуют ситуации, когда клиент не может самостоятельно справиться с затруднениями. Работая с фиксациями психотерапевт столкнётся с актуализацией различных проблемных ситуаций клиента. Вот тут и понадобятся знания и умения терапевта справляться со всплывающими из бессознательного содержаниями.

Когда кукла завершена, сколько открытий:

  • «Спасибо за тему. Для меня это дорожка к себе, но дорожка, давно забытая, затоптанная, спрятанная… А тут, бух! Хочешь-не-хочешь, нужно идти, и, возможно, там я и найду ответы на вопросы, которые давно мучают. Я спрятала свою Русалочку от самой себя, а теперь вот она, вылезла, выплыла и требует, чтоб на неё обратили внимание. Буду с этим работать. Впускаю её в свою жизнь!!! Ведь это часть меня и игнорировать её не имеет смысла, нужно принять, полюбить, осмыслить…».
  • «Русалочка и изготовление других куколок вытащили из меня то, что хранилось во мне глубоко, я поражена, какой силой обладают эти встречи, проходит время, и понимаю, что я по-другому реагирую на некоторые вещи, и всё вокруг меняется, становясь каким то качественным… Я очень благодарна за то, что достали из моих душевных глубин то, что мне долго не удавалось… Спасибо, что стала смотреть на себя и свою жизнь лучше и бережней!»

Клиенты часто спрашивают, можно ли что-то отрезать, подшивать на уже готовой кукле, можно ли её переделать, что делать с куклой, когда она уже «отработала». Наши бабушки и прабабушки готовых кукол не переделывали, на завершённой кукле ничего не отрезали и уж тем более не уничтожали.

Создавая куклу, как образ «Я», человек работает с непостижимой для сознания глубиной. А работа с глубиной — это работа с сущностью, которая в силу своей непостижимости не может быть ни плохой, ни хорошей. А поскольку сущность неделима, то доступ человек получает к ней целиком. Работа с куклой построена на понимании и принятии: во мне нет ничего лишнего и уж тем более подлежащего уничтожению, нет ничего, что было бы очень страшным — ведь страшно лишь то, чего я пока не знаю, а на самом деле я красивый, умный, сильный, благородный, честный и т.д.

Работая с архетипической куклой, человек оказывается на том уровне, где принятие себя, своей самоценности и самодостаточности оказывается неизбежным, что в принципе и может считаться одним из главных психологических механизмов эффективности подобной работы.

Список литературы:

Консультация для педагогов «Куклотерапия. Сказкотерапия»

Хисматова Лиана Робертовна
Консультация для педагогов «Куклотерапия. Сказкотерапия»

В последние годы в специальном образовании заметно усилился интерес к использованию арттерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.

Существуют разные виды арттерапии: куклотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, изотерапия и др. Они расширяют кругозор ребенка, снимают психологическую напряженность, улучшают звукопроизношение, помогает заговорить.

Терапия (лечение) — процесс, целью которого является облегчение, устранение симптомов, восстановление здоровья. В первые о психотерапии заговорил Зигмунд Фрейд.

Мы остановимся наиболее подробно на куклотерапии и сказкотерапии.

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для лечения.

Куклотерапия — метод комплексного воздействия на детей, предполагающий использование кукол и театрализованных приемов для профилактики и коррекции эмоционально-личностных проблем у ребенка.

Анны Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда) посвятила всю свою жизнь детям, создав детский психоанализ, а по существу — детскую психотерапию. Именно она в детской психотерапии применяла методы куклотерапии.

Куклотерапия предполагает:

совершенствование мелкой моторику руки и координации движений;

развитие способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений;

обучение способам адекватного телесного выражения эмоций, чувств, состояний и др.

Сказкотерапия:

интеграции личности детей;

речевого развития;

развития творческих способностей;

расширения сознания;

совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

В последние годы куклотерапия начинает приобретать вес среди многих известных методов, применяемых для предупреждения и преодоления детских страхов. Работа с куклойв психологии творчества позволяет отделить страх и ребенка: это не он боится, а, например, любимый мишка или ослик. В этом случае ребенок выступает в роли храброго защитника своей любимой игрушки. Дополнительное преимущество данного метода заключается в том, что игра с куклами привлекательна для детей дошкольного и младшего школьного возраста сама по себе. Результаты исследования, проводимого крупнейшей американской фирмой-производителем игрушек, показали,что является талисманом у современного человека: у женщин эту роль выполняет, как правило, кукла, а у мужчин – медвежонок. А значит, уже в детстве у ребенка может появиться верный друг и надежный защитник в лице куклы.

В сказкотерапиядошкольников привлекает:

отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;

неопределенность места действия главного героя;

образность языка;

победа добра, психологическая защищенность;

наличие тайны и волшебства.

Метод сказкотерапиясостоит из следующих частей:

ритуал «входа» в сказку;

повторение;

расширение;

закрепление;

интеграция;

резюмирование;

ритуал «выхода» из сказки.

Эти методы используется на всех видах непосредственной образовательной организации, в свободной деятельности детей, и индивидуально. Главным принципом достижения эффективности при использовании этих методов является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизических возможностей. Необходимо учитывать быструю психическую и физическую истощаемость этих детей.

Таким образом, целенаправленное, систематическое использование куклотерапии, сказкотерапии и любых других терапий на непосредственно образовательной организации, в свободной деятельности детей, и индивидуально позволяет значительно расширить круг знаний об окружающем мире, активизировать развитие речи и в целом повысить эффективность коррекционно-педагогической работы, укрепляют связь ребёнок – педагог.

Куклотерапия

Куклотерапия – это:
раздел арт-терапии, использующий в качестве
основного приема психокоррекционного воздействия
куклу как промежуточный объект взаимодействия
ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача).
метод психологической помощи детям, подросткам и
взрослым, заключающийся в коррекции их состояний и
поведения
посредством
кукольного
театра,
разработанный
детскими
психологами
И.
Я.
Медведевой и Т. Л. Шишовой;
Куклотерапия — это терапия с помощью кукол
2
Куклотерапия:
— помогает отреагировать эмоции;
— расширяет спектр личностных ролей;
— даёт возможность проработать тему
собственной внешности и образа «Я»;
— способствует повышению самооценки,
уверенности в себе.
3
Нарушения, при которых
применеятся куклотерапия:
— различные отклонения в развитии речи;
— эмоциональная неуравновешенность;

тревожность,
страхи;
— проблемы в общении.
4
Куклотерапия помогает
решить следующие задачи:

расширение
репертуара
самовыражения
ребенка и взрослого;
— достижение эмоциональной устойчивости и
саморегуляции;
— коррекция отношений в системе ребенокродитель;
5
Куклотерапия выполняет
следующие функции:
коммуникативную — установление эмоционального
контакта, объединение детей в коллектив;
релаксационную – снятие эмоционального
напряжения;
воспитательную – психокоррекция проявления
личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
развивающую – развитие психических процессов
(памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;
обучающую – обогащение информацией об
окружающем мире.
6
Методики, использующие кукол
в арт-терапии:
1. Экспрессивная проективная
арт-терапия
(автор Л. Лебедева, г. Ульяновск).
Основная идея — изготовление
и манипулирование бумажными
пальчиковыми куклами.
Самодельная кукла, надетая на палец, помогает
ребенку рассказать какую-либо историю и как бы не от
первого лица сообщить о своих проблемах и
переживаниях. На каждом занятии изготавливаются
новые бумажные куклы, одна или несколько, по
желанию ребенка.
7
Методики, использующие кукол
в арт-терапии:
2. «Марионетка играет меня»
(автор Г. Тимошенко, Институт
психотерапии, Москва).
Клиенту предлагается сделать из
пластилина,
ниток
и
других
материалов куклу-марионетку —
себя. В процессе идентификации
создается
образ,
физически
соотносимый с телом.
Кукла выглядит так, как хочет
автор, и двигается так, как ему
нужно.
Невозможно
что-либо
изменить в марионетке, не изменив
себя.
8
Методики, использующие кукол
в арт-терапии:
3. Архетипическая марионетка
(автор Т. Колошина, Институт психотерапии, Москва).
Клиенту предлагается сделать куклу, которая больше
всего похожа на некое определенное им состояние, или
могла бы сыграть его в марионеточном театре, или
помогла бы ему объяснить другим людям, что с ним
происходит.
Архетипический вариант
работы с марионеткой
состоит из двух этапов:
— изготовление куклы;
— последующая
терапевтическая работа с ней.
9
Куклотерапия помогает:
● проработать конфликтную ситуацию для всей семьи и
найти пути выхода из нее;
● приобрести
навыки
адекватного
выражения
своих
чувств;
● создать человеку талисман-помощник, дающего прилив
сил и радости, который сохраняется после завершения
работы;
● развить творческие способности, умения выражать
эмоции, характер, а также образное мышление.
10
Терапевтическое создание кукол
Создание куклы является динамическим и видимым
процессом рефлексии как над схемой и образом тела,
так и над собственным понимаем мира
Каждый арт-объект, изготовленный человеком, и в
частности кукла, есть персонифированным символом,
который отражает качества личности создателя и
особенности его отношений с миром.
Кукла является проекцией человеческой телесности в
её эмоциональной, личностной, культурной и
физической уникальности.
11
Терапевтическое создание кукол
Первый этап терапевтического использования куклы –
процесс ее создания в соответствии с запросом клиента.
Сам процесс создания куклы, уже целительный акт – позволяет допрожить
эмоции прошлого в экологичном процессе работы. Погружаясь в
процесс творческого акта создания куклы, дети/взрослые расслабляются,
а вернее мягко и экологично освобождаются от эмоциональных
«зажимов», накопившейся энергии — тяжести в телесных ощущениях.
Выполнение и сотворение мелких деталей, используя пальчики рук,
приводит к развитию мелкой моторики, активации творческого
мышления, развитию воображения, а также способствует развитию
усидчивости и концентрации внимания.
В процессе создания куклы также можно вести записи в дневнике
наблюдений, фиксируя, те чувства и ощущения, которые возникают на
этапах работы с частями тела. Этот этап, может рассматриваться, как
телесно-ориентированное восприятие себя.
Данный этап может рассматриваться также как диагностический, и в тоже
время с терапевтическим эффектом.
12
Диагностика по кукле
Голова – проблемы в решении каких-то вопросов, возможно, заниженная
самооценка. Большая голова – человек взвалил на себя очень большую
ответственность, предъявляет к себе повышенные требования.
Грудь – проблемы с материнским инстинктом или матерью, с отношениями
в семье.
Еще следует обратить внимание на цвета, которые используются в
создании куклы. Если они сочные, яркие – у человека в жизни все хорошо,
он принимает ее с радостью. А вот преобладание темных, серых, траурных
цветов, говорит об обратном настроении. Над этим надо задуматься.
Если кукла сделана неаккуратно, «разболтанно» — можно сказать о том,
что человек невнимательно относится к своим обязанностям, к себе, к
окружающим.
Иногда бывает так, что кукла получается непропорциональная, тогда
нужно задуматься над тем что чему-то придается слишком пристальное
внимание, а чему-то наоборот, недостаточное.
13
Терапевтическое создание кукол
Второй этап – это работа с продуктом творчества – куклой.
Созданный образ куклы исполняет роль объектов, на которые
переносится внимание клиента, в результате чего он легко
может рассказать кукле то, чего возможно стесняется или
смущается рассказать другим. Происходит на подсознательном
уровне смена неэффективных стратегий поведения на более
эффективные.
Анализ куклы позволяет активизировать природное чувство
самоосознания некоторых особенностей своей личности, поиска и
раскрытия внутренних энергетических и эмоциональных ресурсов.
Анализ начинается с ощущений в момент создания творческого
продукта (куклы), в том числе телесных ощущений (в помощь –
ранее зафиксированные записи в дневнике наблюдений). Далее
анализ чувств и эмоций от образа в целом проводится при помощи
следующих вопросов.
14
Вопросы для саморефлексии после создания
терапевтичной куклы:

Какие чувства и состояния Вы испытали в процессе
изготовления куклы?
Обратите внимание на то, что особенно нравится Вам в кукле.
Каким качествам это могло бы соответствовать в Вас?
Обратите внимание на то, что не нравится Вам в кукле. Каким
качествам это могло бы соответствовать в Вас? Какое
отношение у Вас к этим качествам? То, что в кукле не
нравится, связано с Вашими установками, запретами,
ограничениями. Осознайте это ограничение. Подумайте, Ваше
ли оно, или оно принадлежит кому-то из Вашего окружения?
Каково послание этой куклы для вас? Какие способы
реагирования и/или модели поведения она Вам подсказывает?
Что послание куклы может значить для Вас в связи с
событиями Вашей жизни и в соответствии с Вашим запросом?
Чем было полезным для Вас занятие с куклой?
15
Выводы
При помощи куклотерапии в форме игры можно разобраться с
психологическими травмами, воссоздав происходящее, понять,
что именно выступило в роли травмирующего фактора, и показать
решение.
Работая с куклой, можно не только воспроизвести проблему
или какой-либо сценарий, а еще и показать свои чувства и мысли.
Таким образом, в ходе куклотерапии можно научиться лучше
понимать не только себя самого, но и окружающих. Такой подход

позволяет достичь большего взаимопонимания.
Куклотерапия
позволяет
объединить
интересы
ребенка/взрослого и коррекционные задачи психолога в игровой и
безболезненной форме.
16
Список литературы:

Татаринцева
А.Ю.
Куклотерапия
в
работе
психолога, педагога и логопеда. СПб.: Речь, 2006. — 102 с.
Татаринцева
А.Ю.,
Григорчук
М.Ю.
Детские
страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб.: Речь, 2007. – 218 с.
Гребенщикова Л.Г. — Основы куклотерапии. Галерея кукол СПб.:
Речь, 2007 – 80 с.
Тарарина Е.— Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера.
Издательство: ФЛП Тарарина , 2016 – 80 с.
Назаревич В. Кукла в работе психолога. Практическое пособие
для психологов / В. Назаревич. Киев, 2014. — 184 с.
Колошина Т. Ю., Тимошенко Г. В. Марионетки в психотерапии.
— М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 192 с.
Ивженко
И.
Б.
Основы
куклотерапии
онлайн.
Благодарю
за
внимание
18
Мастер – класс
«Куклотерапия
в работе с целями»
19
Кукла «Благополучница»
Создание куклы
является
динамическим и
видимым процессом
рефлексии как над
схемой и образом
тела, так и над
собственным
понимаем мира «картой Мира»
«Благополучница»
или
«Хозяюшка»

текстильная
кукла,
оберегающая
семью,
способствующая процветанию дома и возрастанию
достатка.
20
Кукла «Благополучница»
Цель: актуализация творческого потенциала
Инвентарь:
Ткани, лоскутки:
— голова — белая ткань -10Х10 см;
— руки – белая ткань — 5Х15 см;
— юбка — круг цветной ткани
диаметром 20-22см;
— косыночка- цветная тканьтреугольник 15Х15Х18 см;
— ленточка на повойник -10 см;
— фартук- 3Х7 см;
— нитки; ножницы;
— вата;
— монетка 5 копеек;
21
Алгоритм создания куклы:
1.Записать на ткани для
головы цель.
2. Записать на ткани для юбки
3 простых действия, которые
необходимо сделать, для
того, чтобы продвинуться к
цели.
3. На ткани для рук прописать
3 бонуса, которые Вы
получите, когда достигнете
цели.
22
Вопросы для саморефлексии после создания
терапевтической куклы:

Какие чувства и состояния Вы испытали в процессе
изготовления куклы?
Обратите внимание на то, что особенно нравится Вам в кукле.
Каким качествам это могло бы соответствовать в Вас?
Обратите внимание на то, что не нравится Вам в кукле. Каким
качествам это могло бы соответствовать в Вас? Какое
отношение у Вас к этим качествам? То, что в кукле не
нравится, связано с Вашими установками, запретами,
ограничениями. Осознайте это ограничение. Подумайте, Ваше
ли оно, или оно принадлежит кому-то из Вашего окружения?
Каково послание этой куклы для вас? Какие способы
реагирования и/или модели поведения она Вам подсказывает?
Что послание куклы может значить для Вас в связи с
событиями Вашей жизни и в соответствии с Вашим запросом?
Чем было полезным для Вас занятие с куклой?

КУКЛОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ статья

КУКЛОТЕРАПИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

В последние годы игровые методы более активно используют в педагогике и психотерапии, поскольку игра – мощный инструмент воздействия на детскую психику. В игровой, неформальной обстановке дошкольники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и умения, незаметно для себя начинают корректировать своё поведение и преодолевать психологические трудности.

Для современного ребёнка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнёра для игры. Ребёнок переживает с ней события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Играя с ней, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. По воле ребёнка и с помощью его воображения кукла «ведёт себя» так, как это нужно в данный момент её хозяину и её поведение можно рассматривать как результат проекции внутренних переживаний ребёнка.

Куклотерапия, как метод лечения с помощью кукол, широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, и коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребёнка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. Очень важно, чтобы в театрализованной игре были начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (когда герой побеждает). Конец всегда должен быть позитивным.

Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребёнок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление.

В куклотерапии используют такие варианты кукол, как куклы-марионетки, куклы на гапите (палочке), пальчиковые, плоскостные, теневые, верёвочные, куклы-гармошки, куклы с «живой рукой», перчаточные, куклы-костюмы и т.д.

КУКЛЫ-МАРИОНЕТКИ, КУКЛЫ-ГАРМОШКИ, КУКЛЫ НА ГАПИТЕ

Работа с такими куклами позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребёнок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять.

ТЕНЕВЫЕ КУКЛЫ. Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами, в коррекции повышенной тревожности. Играя с куклой в теневом театре, ребёнок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребёнок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается эмоциональной напряжённости, пугающей составляющей. Ребёнок может делать со своей «куклой-страхом» всё, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра.

ВЕРЁВОЧНЫЕ КУКЛЫ, КУКЛЫ С «ЖИВОЙ РУКОЙ».

Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребёнка. Голова куклы пристёгивается на рубашку, а палец ребёнка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребёнок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

ПЛОСКОСТНЫЕ КУКЛЫ, ТРАФАРЕТНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ.

Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я».

ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ, ПЕРЧАТОЧНЫЕ КУКЛЫ.

Куклотерапия с помощью данных кукол может применятся в развитии речи детей дошкольного возраста. Также использует перчаточные куклы в своей работе логопед. Ребёнок манипулирует данной куклой за ширмой, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой. Кукла отвлекает внимание ребёнка от речевых трудностей. В кукольном театре очень важно развитие речи. «Артист» должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции. Перчаточные куклы, умело используемые на занятиях, помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого или ребёнка, выступающего для него в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя раскованным.

С помощью куклы педагог может варьировать требования к речи и поведению детей на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребёнок не может начать фразу, можно произнести её вместе с любимой куклой (замаскированной помощью взрослого). Когда на занятии кто-нибудь из детей отвлекается и начинает шалить, на руке воспитателя может появится кукла, которая строго скажет: «На зарядке кувыркайся, сейчас делом занимайся!» Такое шутливое замечание действует, как правило, значительно лучше, чем призыв к тишине и нравоучение.

В ответ на торопливую речь ребёнка на занятии кукла, управляемая педагогом, может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываясь слушать. Наоборот, если он будет говорить правильно, она станет хлопать в ладоши и даже подпрыгивать.

Кукла может быть использована во время проведения релаксации как наглядное пособие. Снятая с руки, она повисает, и тогда детям становится понятно выражение: «Расслабьте полностью мышцы. Пусть ваши руки будут как тряпичные».

В книгах И.Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой описана методика терапии детских неврозов. Самый интересный приём авторов – постановка этюдов про хозяина и собаку. Собака воплощает основной характерологический порок ребёнка, а хозяин – идеальная личность того же ребёнка. С этого времени все пороки, свойственные ребёнку, будут приписываться собаке, а он возьмёт на себя роль мудрого хозяина. Который с каждым разом будет всё больше учиться справляться со своей собакой.

А.Ю. Татаринцева и М.Ю. Григорчук рекомендуют использовать данную методику в работе с детскими страхами. В предлагаемых этюдах приводится только начало сюжета, когда завязывается какая-либо драматическая ситуация. Задача ребёнка – совместно со взрослым дописать сюжет, сделать так, чтобы ситуация разрешилась благополучно. Подобным образом можно работать с агрессией, ревностью, застенчивостью.

КУКЛОТЕРАПИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Педагоги могут предложить родителям проводить занятия с куклами и дома. Предварительно необходимо подготовить к этому родителей на индивидуальных консультациях или тематическом родительском собрании.

Инициатором игры может стать кто-нибудь из взрослых, хотя и сами дети с удовольствием предлагают игру «в пальчиковый театр» своим родственникам. Самодельная кукла помогает ребёнку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что он рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нём самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

Прежде чем начинать ставить домашние спектакли, родители должны вместе с ребёнком подготовить всё необходимое. Ширму для домашнего театра легко соорудить из двух стульев. Желательно, чтобы кукол дети изготовили сами с помощью родителей. Эта работа сама по себе является терапевтической, она помогает ребёнку почувствовать себя успешным, т.к. он видит результаты своего труда. Кроме того, изготовление кукол развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание.

Есть множество способов быстрого изготовления кукол. Для этого можно использовать мячи, спичечные коробки, картонные трубочки, бумагу, пластиковые бутылки, платки, палочки, чулки, перчатки, прищепки, ложки, овощи и т.д. Более прочно делают кукол из папье-маше. Главное – не бояться проявить фантазию. Далее идёт этап вербализации и кукольной театрализации. Наденьте получившуюся куклу на палец, придумайте историю, которую кукла хотела рассказать о себе. Начать можно словами: «Жил-был человек (девочка, мальчик) похожий на меня…» Затем все участники занятия по кругу рассказывают свои истории. Наилучший терапевтический эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Каждый делает свою куклу, придумывает историю, которой хотел бы поделиться с другими. Заключительный этап – рефлексивный анализ. Занятие завершается обсуждением. «Куклам» можно задавать вопросы, дарить их друг другу, можно сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Всё зависит от настроения и фантазии участников. Главное – серьёзное и бережное отношение к изготовленной кукле, ведь это – персонифицированный образ автора. Темы домашних занятий можно выбирать произвольно в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции, например: «Когда я был маленьким…», «Когда я стану взрослым…», «Мне приснился сон…», «Моя кукла очень боялась…», «Жил-был непоседливый мальчик, которому всё время делали замечания…» Наблюдая за тем, как меняется образ, преобладающие цвета, содержание рассказа, нетрудно почувствовать эмоциональные переживания, а также заметить изменения в личности ребёнка и его взаимоотношениях с окружающими людьми. Персонифицированные истории позволяют опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путём обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении.

Таким образом, наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление кукол; сочинение рассказов «от лица» этих кукол; кукольные спектакли; терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой или другим значимым взрослым), а также совместные «семейные» истории.

ЭТАПЫ СОЧИНЕНИЙ «КУКОЛЬНЫХ ИСТОРИЙ»

1 Обдумать проблему, попытаться понять чувства и переживания ребёнка, посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

2 Сформулировать основную идею рассказа. Определить какие мысли и решения нужно сообщить ребёнку.

3 Начать рассказ с представления героя, который живёт в доме, похожем на Ваш, имеет проблемы, сходные с проблемами ребёнка.

4 Рассказать о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребёнка.

5 В начале истории описать конфликт, а затем рассказать, как его удалось успешно разрешить.

6 Наблюдать за реакцией ребёнка. Он может потерять интерес, остаться безучастными или. Наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

7 Стремиться к простоте выражений. Содержание рассказа должно быть понятным, а длительность определяться устойчивостью внимания и интересом ребёнка.

8 В конце истории обязательно подчеркнуть, что герой проявил настойчивость и нашёл выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шёл к победе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *