Первые месяцы жизни младенца – самые волнительные в жизни родителей.

Правильно ли развивается малыш, все ли хорошо, нет ли поводов для беспокойства?

Один из знаменательных моментов, который говорит о ровном хорошем развитии – умение приподнимать и держать голову.

Как слишком раннее, так и запоздалое развитие данного навыка – повод обратиться к неврологу. В каком возрасте считать это нормой?

Во сколько месяцев новорожденный может фиксировать уверенно вертикально

Большинство педиатров придерживаются мнения, что все дети разные и точного срока, схожего даже для полностью здоровых детей, нет.

В целом, если трехмесячного малыша взять на ручки, придерживая под попу — он может спокойно и достаточно уверенно держать голову около одной минуты. Если карапуза выложить на животик – он также должен начать спокойно приподнять голову и рассматривать мир вокруг секунд сорок – пятьдесят, в некоторых случаях — до полутора минут.

Если это знаменательное событие произошло чуть раньше – в два с половиной месяца, например – это тоже хорошо.

Важно! Если младенцу уже исполнилось три месяца, а он не в состоянии уверенно держать голову или вовсе не пытается предпринимать подобные попытки – непременно обратитесь к врачу-невропатологу. Он выяснит, нет ли у малыша неврологических отклонений.

Если малыш приподнимает головку слишком рано

Многие родители искренне радуются тому, что их карапуз уже в месяц уверенно смотрит на окружающий мир, спокойно поднимая голову на несколько минут.

Но такое поведение является поводом к немедленной консультации невролога.

Настолько раннее удержание головки свидетельствует либо о тяжелой патологии сосудов, то есть о высоком внутричерепном давлении, или о повышенном тонусе шейных мышц.

В первом случае потребуется серьезное лечение, в случае тонуса – доктор назначит ребенку общеукрепляющий массаж.

Карапуз в возрасте одного и даже двух месяцев в норме не может уметь держать головку без помощи взрослого. Когда мама или папа берут новорожденного на руки, опускают в ванночку для купания или дают бутылочку — они непременно должны поддерживать одной рукой шею и головы, а второй – спинку и ножки.

Даже однократное резкое запрокидывание головы назад может повредить шейные позвонки младенца, что потребует впоследствии долгого лечения и может привести к инвалидности.

Как научить грудничка делать это самостоятельно

  • Для нормального физического развития крохи с ним непременно нужно заниматься. Массаж и легкая гимнастика должны стать ежедневным ритуалом. В таком юном возрасте сложно найти время для занятий – малыш либо кушает, либо спит, и на манипуляции с собой обычно реагирует не слишком радостно.
  • Родителям в этом случае необходимо проявить терпение. Как можно чаще носите карапуза в вертикальном положении, выкладывайте на животик несколько раз в день, делайте легкий массаж, приподнимайте за ручки, когда он лежит на спинке – и день за днем у малыша все лучше и лучше будет получаться поднимать голову.
  • Иногда бывает, что ребёнок начинает держать голову не ровно, а с отклонением в сторону.
    Чтобы избежать этого или устранить проблему, невропатолог обычно рекомендует использовать специальную подушечку, на которую нужно будет укладывать ребенка на бок и спинку несколько раз в день.

Упражнения

Как только карапузу исполнилось три недели – необходимо начать делать с ним определенные упражнения. Они укрепят мышцы шеи, ручек и предплечий.

Выкладывание на животик

  1. Подождав тридцать – сорок минут после кормления, малыша нужно аккуратно, придерживая под шею и ножки, выложить на животик.
  2. Под грудку можно подложить свою ладонь или сложенное мягкое полотенце.
  3. Перед ним положите яркую игрушку, погремушку, позовите его по имени. Если карапуз попытается на пару секунд приподнять головку – прекрасно. Повторяйте упражнение несколько раз в день, и малыш начнет поднимать и удерживать головку в положении лежа на животике уже к двум с половиной месяцам.

Вертикально на руках у родителей

  • Если малыша часто носить на руках – навык появится раньше.
  • Необходимо несколько раз в день брать малыша на руки в вертикальном положении, лицом сначала к родителю, затем к окружающему миру.
  • Разговаривайте с карапузом, смейтесь, пойте – необходимо, чтобы ребенок сосредоточил взгляд на лице взрослого.

Игры и игрушки

  • Держа малыша на руках, обращайте его внимание на окружающие предметы. Пусть кто-то из взрослых трясет яркой погремушкой, перекладывая ее из руки в руку. Малыш будет поворачивать голову в разные стороны, пытаясь уследить за игрушкой, укрепляя при этом мышцы шеи.

В какой последовательности происходит этот процесс

К концу первого месяца – середине второго, если малыша выложить на животик, он будет пытаться приподнять голову. В два месяца практически все дети удерживают её не менее минуты, находясь на руках взрослого в вертикальном положении.

Именно сейчас необходимо начать заниматься с малышом, например, регулярно тянуть его за ручки из положения, когда он лежит на спинке. Карапуз должен делать уверенные попытки удержания головы.

После достижения возраста в два месяца навык будет улучшаться с каждым днем.

Важно! До четырех месяцев необходимо при манипуляциях с малышом обязательно поддерживать его под затылок, так как мышцы шеи еще слабые и голова может резко запрокинуться назад в любой момент.

В пятимесячном возрасте практически все малыши, даже родившиеся раньше срока, уже уверенно и с большим любопытством изучают мир с хорошо поднятой головкой и могут поворачивать ее во все стороны.

Недоношенный ребенок

При рождении раньше установленного срока малыш обучается навыку удерживания головы в зависимости от того, какова была степень недоношенности.

Справка. Дети 1 и 2 степени недоношенности в чаще всего полностью догоняют сверстников в развитии именно к трем – четырем месяцам, соответственно, и основные навыки у них соответствуют возрасту.

Глубоко недоношенные дети (третьей и четвертой степени) развиваются в индивидуальном порядке. За ними в течение первого года жизни тщательно наблюдают врачи, в том числе невролог, который и подскажет, нет ли задержки в развитии.

Важно! Малышей, родившихся раньше срока, нельзя искусственно стимулировать как можно раньше удерживать голову, в том числе и с помощью упражнений. Мышцы шеи у них очень слабые, позвонки нежные. Искусственная стимуляция может привести к повышенному тонусу и травмам.

Причины недержания головы

Есть достаточно много причин, по которым карапуз не держит голову в в возрасте трех полных месяцев или начинает держать ее поздно – после пяти или шести месяцев.

Это может быть:

  • очень низкий тонус мышц;
  • недоношенность любой степени;
  • малый вес при рождении и его плохой набор в течение первых трех месяцев жизни.

В некоторых случаях может быть задержка в развитии навыка, если роды были тяжелыми, а у малыша была гипоксия или родовая травма, даже незначительная.

В некоторых случаях задержка в развитии физических навыков может быть индивидуальной нормой. Если врач не видит никаких неврологических осложнений – возможно, малыш еще просто не готов и начнет уверенно поднимать голову в три с половиной или даже четыре месяца.

Доктор Комаровский о нормах

Уделяйте ребенку время в течение дня, когда он бодрствует, играйте с ним, делайте массаж, выкладывайте на животик, соблюдайте рекомендации врача – и такой важный навык, как удерживание головки, обязательно появится вовремя.

В первый год жизни малыш стремительно развивается. Один из важных навыков – умение держать голову. Если он не появляется после 3 месяцев, нужно обратиться за медицинской помощью.

Время, когда малыш самостоятельно начинает держать голову

К 3 месяцам у 80-85% детей умеют держать голову. Они могут поднять ее на 45-90 ⁰ над поверхностью. Ребенок уверенно держит голову в течение 1 минуты и более. При этом он опирается на предплечья, а таз и бедра плотно прижаты к твердой поверхности.

Здоровые доношенные дети держат голову с 2 месяцев, недоношенные — с 2,5-3 месяцев. Если ребенок делает это раньше 1,5 месяца, необходимо пройти осмотр у невролога, и исключить повышение внутричерепного давления. В первые недели после рождения, мышцы находятся в повышенном тонусе. Они недостаточно развиты для того, чтобы поддерживать голову.

Раннее удержание бывает вариантом нормы, если малыш носил специальный воротник с рождения (показан при травмах, неврологических проблемах).

Без надлежащего ухода, здоровые дети формируют навык позже. Это происходит, если родители не выполняют свои обязанности или есть психические расстройства.

Этапы 3 месяцев

Формирование навыка проходит следующие этапы:

  • поднятие головки на несколько секунд или минут в возрасте 2-3 недели;
  • удержание головки на 1 минуту и более в положении на животе в 2-3 месяца;
  • самостоятельное удержание в вертикальной позе в 2,5-3 месяца;
  • поднятие головки и плечевого пояса лежа на животе после 3 месяцев.

Некоторые дети начинают держать голову в 3,5-4 месяца. Если остальные показатели развития соответствуют возрасту, повода для беспокойства нет.

Выявить отклонения в развитии можно самостоятельно. Ребенка, в возрасте более 1 месяца, поворачивают на живот. Над головкой звенят погремушкой. Если нарушений нет, малыш поднимает голову, пытаясь определить источник звука.

Для второго варианта проверки малыша медленно усаживают из положения лежа, в позу сидя. При этом его держат за руки. У здорового ребенка головка остается прямой в течение 30 секунд.

  1. Допустимы небольшие покачивания головы в стороны.
  2. Далее малыша снова укладывают на спинку.
  3. Медленно тянут за ручки, до полу сидячего положения.

Ребенок должен несколько секунд удержать голову, а затем опрокинуть. Эти действия, выполняемые ежедневно, могу служить тренировкой.

При хорошем уходе, кормлении, играх с малышом, все навыки формируются вовремя. На активность ребенка влияет наследственность и темперамент.

Что делать, если на 3 месяц малыш не начинает держать голову?

При отклонениях в развитии рекомендовано пройти такие обследования:

  1. осмотр у педиатра и невролога;
  2. исследование крови, мочи;
  3. контроль массы тела;
  4. нейросонография;
  5. дуплексное сканирование.

Гимнастика

Если отклонений в состоянии здоровья не выявляют, врач назначает ежедневную гимнастику. Она включает следующие упражнения:

  • ношение на руках горизонтально животиком вниз;
  • ношение в вертикальном положении, придерживая затылок;
  • удержание столбиком, когда подбородок упирается в плечо;
  • выкладывание на живот;
  • катание на фитболе.

Гимнастика для малыша — катание на фитболе

Гимнастику выполняют между кормлениями, когда ребенок спокоен. В помещении должна быть оптимальная температура – 20-22 ⁰С. Регулярная тренировка мышц способствует формированию навыка.

Она позволяет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса. Ее разрешено выполнять с первого месяца жизни. Упражнения проводят в игровой форме, спокойно разговаривая с малышом. Они оказывают такой эффект на ребенка:

  1. Развитие двигательных навыков.
  2. Укрепление мышц.
  3. Тренировка равновесия.
  4. Развитие координации.
  5. Усиление кровообращения.
  6. Улучшение дыхания.

Мышцы и связки у малыша нежные и эластичные, поэтому все движения должны быть мягкими.

Упражнения помогают ребенку развиваться. Они не подходят для форсирования новых навыков. Если ребенка учат держать головк с 1 месяца, могут возникнуть осложнения. Удержание появляется тогда, когда к этому готовы мышцы спины и шеи.

Массаж

Массаж для малыша

  • При хорошем состоянии кожных покровов, с 2 месяцев можно делать массаж. Он усиливает кровоснабжение мышц, рефлекторно стимулирует нервные окончания. Движения должны быть поглаживающими, легкими. Перед массажем нужно вымыть руки и согреть их. Для процедуры готовят детское массажное масло и пеленку.
  • Если ребенок здоров, массаж может выполнять мама. При серьезной патологии, его проводят у специалиста. При гипертонусе непрофессиональный массаж может его усилить, а при гипотонусе, еще больше расслабить мышцы спины. Если процедуру проводят длительно, специалист может обучить маму технике массажа.

Положение по время сна

Важно менять положение во время сна. Рекомендовано поворачивать ребенка на правый или левый бок каждые 2-3 часа. Это предотвращает повышенный тонус мышц и кривошею. Такое положение препятствует попаданию пищи в гортань. Источник света также помещают попеременно справа или слева. Это обеспечивает активные движения головой.

Плаванье

Благотворное влияние на мышечную систему и опорно-двигательный аппарат оказывает плаванье.

  • Купание в ванной начинают после заживления пупочной ранки. Для водных процедур применяют специальный надувной круг. Он поддерживает голову ребенка и позволяет свободно двигаться
  • В ванной удерживать голову легче и ребенок быстрее приобретает этот навык. Потом он реализует его в других условиях.

Как купается малыш

Питание

На развитие ребенка влияет качество грудного молока. Кормящая мама должна употреблять достаточное количество кальция, фосфора, магния.

Выкладывание на живот проводят во время одевания, между кормлениями, перед сном:

  • Процедура укрепляет мышцы, способствует выведению газов из кишечника. Если малыша раздевают, то он еще получает воздушные ванны.
  • Ребенка кладут на твердую поверхность, накрытой пеленкой или одеяльцем.
  • В первые дни процедура занимает несколько минут. По мере роста ребенка, его можно класть на живот на 20 минут.
  • Поддерживать голову в позе на животе не нужно. Врожденные рефлексы обеспечивают поворот головки в сторону. Благодаря этому, ребенок свободно дышит.

Нельзя прекращать занятия из-за того, что малыш капризничает. Через несколько дней он привыкнет лежать на животе.

Как стимулировать малыша для упражнений

Для стимуляции движений, можно использовать звуки. Для этого берут погремушку, колокольчик, музыкальную игрушку и звенят с разных сторон от ребенка. Это заставляет ребенка вертеть головкой. Такие упражнения тренируют мышцы шеи и предотвращают кривошею.

В качестве дополнительных занятий можно применять такие упражнения:

  • Поднятие в воздухе лицом вниз, когда одна рука находиться под грудью ребенка, а вторая на бедре.
  • Катание на фитболе с двумя взрослыми (один держит кисти малыша, второй таз).
  • Попеременное поднятие головы и таза, лежа лицом вниз на предплечье взрослого.

Гимнастика не должна вызывать болевых ощущений. Кратковременный плач бывает из-за непривычных ощущений. Чтобы успокоить ребенка, используют позу эмбриона. Для этого ручки и ножки прижимают к туловищу.

Когда стоит бить тревогу

Не стоит беспокоиться, если в 2-2,5 месяца не удерживает голову. Если при этом есть попытки ее поднятия, нужно помочь ребенку занятиями и массажем.

Согласно исследованиям, 4 месяца – это окончательный срок, когда у здорового ребенка формируется навык.

Если он не развит – необходимо выявить патологию.

К задержке развития могут приводить такие факторы:

  • Родовая травма.
  • Снижение тонуса мышц.
  • Неврологические заболевания.
  • Неправильный уход, отсутствие занятий.
  • Недоношенность.
  • Низкая масса тела.

При выявлении отклонений назначается консультация таких специалистов:

  1. педиатра;
  2. невролога;
  3. хирурга;
  4. ортопеда.

Если выявлено заболевание центральной нервной системы, проводят медикаментозное лечение, курс массажа, физиопроцедуры. При низком тонусе мышц эффективны занятия гимнастикой.

Как держать голову малышу?

До 2-3 месяцев, голову ребенка нужно поддерживать. Это делают в положении на руках, при держании вертикально, во время кормления. Важно держать голову при купании. Три пальца укладывают на спинку, а большой и указательный, поддерживают голову в области затылка и нижней челюсти.

Головка не должна запрокидываться назад. Туловище ребенка до 1 месяца можно прижимать к своей грудной клетке, придерживая одной рукой голову. Второй рукой поддерживают таз. Поддержку осуществляют до тех пор, пока ребенок не будет уверенно держать голову. При резких движения и наклонах, придерживание головки необходимо после 3 месяцев.

Поддержка обеспечивает такие условия:

  • Предотвращает травму шейных позвонков.
  • Контролирует мышцы шеи.
  • Препятствует чрезмерному разгибанию головки.

У новорожденного ребенка мышечная деятельность рефлекторная. Сознательные движения головкой развиваются к 2-3 месяцам.

На формирование мышц шеи влияют такие факторы:

  • положение ребенка во время сна, кормления;
  • качество матраса в кроватке;
  • родовая травма;
  • уровень кальция и витамина Д в грудном молоке или смеси.

Положение во сне оказывает влияние на формирование позвоночника. В первый месяц он спит более половины всего времени. Для малыша нужно выбирать качественную кроватку и матрас.

Они должны создавать поддержку для еще не сформированного позвоночника. До 2 лет не рекомендовано использовать подушку. Ее может назначить ортопед, при наличии кривошеи. В других случаях, малыша кладут на ровную поверхность.

При гипоксии в родах и родовой травме происходит задержка развития. Малыш может не держать голову до 4 месяцев. Таких деток должен чаще осматривать невролог и педиатр. На силу мышц и формирование костей влияет питание ребенка.

Рекомендовано кормить его только грудным молоком до 6 месяцев. При отсутствии молока, выбирают адаптированные молочные смеси. Когда ребенок набирает вес, показатели развития приходят в норму.

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие кривошеи или задержку развития, нужно выполнять такие требования:

  1. Ежедневно выкладывать ребенка на живот.
  2. Чередовать положение головы и ног в кроватке.
  3. Использовать яркие игрушки, мобиль.
  4. Менять сторону, с которой падает свет в кроватку.
  5. Занимайтесь плаваньем.
  6. Играть и разговаривать с ребенком.
  7. Своевременно кормить.
  8. Гулять на свежем воздухе.
  9. Поощрять к активным действиям.

Важно! Меры профилактики обязательно применяют для недоношенных детей и при низкой массе тела.

Если ребенок не удерживает головки, нужно выполнять рекомендации врача. Необходимо рационально питаться, заниматься массажем, гимнастикой. Патология легко устраняется на начальной стадии.

В случаях, когда лечение начинают через 2 и более месяцев, могут развиться необратимые нарушения.

Особенности развития ребенка от рождения и до года.

Особенности развития ребенка до 1 года

Жизнь ребенка до годовалого возраста — самый активный период, когда он быстро развивается: учится держать головку и переворачиваться, гулить, сидеть, ползать, ходить, говорить некоторые слова… К этому всему нужно относиться с высоким уровнем ответственности, так как от правильности формирования умений и будет зависеть дальнейшая адаптация к условиям современного мира.

Исходя из того, что каждый кроха развивается по индивидуальному плану(опережает развитие или же отстает от него), молодая мама обязана знать примерный возраст, когда должны проявляться новые умения, чтобы не пропустить появления возможных отклонений в развитии грудничка.

Развитие ребенка в 1 месяц

Это самое сложное время для молодой мамы, так как нужно привыкать к новой жизни, в которой есть маленький человечек, требующий заботы и внимания. В этот период малыш практически постоянно спит, таким образом он адаптируется к новым условиям жизни, активно растет и набирает вес.

Грудное вскармливание первого месяца

Грудное молоко — самая лучшая еда для крохи. С ней ребенок получает все необходимые витамины и питательные вещества, которые нужны для полноценного развития. За первый месяц малыш набирает в среднем — 600-700 г.

В настоящее время врачи рекомендуют прикладывать кроху к груди по его требованию, а не выдерживать 3-4 часа между кормлениями, как в былые времена.

ВАЖНО: В случае, если мама не может кормить ребенка грудным молоком, его нужно заменить на специальную адаптированную смесь!

Когда ребенок начинает держать головку, узнавать голос мамы?

Если на протяжении первых недель жизни, во время активного бодрствования, он может беспорядочно размахивать ручками со сжатыми кулачками, а также поджимать ножки к животику, то в месячном возрасте у ребенка начинают появляться уже новые умения.

В месячном возрасте малыш способен:

  • на несколько секунд удерживать головку;
  • фокусировать взгляд на лицах родителей или ярких предметах;
  • издавать некоторые звуки;
  • прислушиваться к различным звукам и голосам людей;
  • узнавать голос мамы и ее запах;
  • плачем указывать на дискомфорт (колики, чувство голода).

Видео: Что умеет ребенок в 1 месяц? Развитие малыша

Развитие ребенка в 2 месяца

Это активный период в развитии ребенка, его рост увеличивается на 2-3 см, а вес — на 700-800 г. Он начинает немного меньше спать, больше кушать, рассматривать окружающие предметы.

Молодые родители часто задают вопрос — когда ребенок начнет держать головку и гулить?! Так вот, двухмесячный малыш способен уже поднимать и недолго держать головку за счет окрепших шейных мышц, а также издавать агукающие звуки.

Когда ребенок начинает гулить, улыбаться, тянуть ручки, различать цвета?

Особенности развития ребенка в 2-х месячном возрасте:

  • начинает гулить;
  • поднимает голову, держит ее несколько секунд;
  • может улыбаться;
  • реагирует на гримасы родителей;
  • пытается тянуть ручки к интересующему предмету;
  • успокаивается во время сосания груди;
  • начинает различать цвета, которых для него раньше не существовало.

Развитие ребенка в 3 месяца

Третий месяц характеризуется развитием новых умений, которых раньше не было. Малыш с большим интересом относиться к окружающим вещам и предметам, меньше спит в дневное время. Способен держать головку, лежа на животике поднимается на предплечья, агукает и лепечет.

Врачи рекомендую чаще выкладывать кроху на живот, так он способен самостоятельно тренировать мышцы живота и шеи. Также это помогает отходу газов из кишечника.

Когда ребенок держит погремушку, вынимает соску изо рта, тянется к игрушкам?

Умения ребенка в 3 месяца:

  • держит головку;
  • издает различные звуки, реагирует на слова мамы, гулит;
  • может опираться на предплечья;
  • вынимает соску из ротика, вставляет ее обратно;
  • поворачивает головку;
  • улыбается;
  • ручками тянется к предметам;
  • реагирует на звуки и посторонние шумы;
  • может удерживать погремушку.

Видео: Развитие ребенка в 3 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца

В конце этого периода ребенок становится тяжелее еще на 700-800 г, а его рост увеличивается на 2-3 см.

Когда ребенок поднимается на ручках, берет в руки игрушки, узнает маму, реагирует на свое имя?

Когда ребенку исполнится четыре месяца, он уже способен:

  • самостоятельно держать головку;
  • подниматься на ручки;
  • реагировать на звуки, поворачивать голову, искать источник звука;
  • брать игрушки в ручки, рассматривать их, тянуть в рот;
  • узнавать маму;
  • ручками придерживать грудь во время кормления;
  • подниматься, чтобы сесть;
  • реагировать на свое имя;
  • смеяться, произносить слоги.

С каждым последующим месяцем набор веса будет уменьшаться, так как ребенок начинает вести более активный образ жизни.

Развитие ребенка в 5 месяцев

Этот период становится началом нового этапа в развитии ребенка. Он уже активно переворачиваться с животика на спинку, и наоборот, быстрее познает окружающий мир.

Когда ребенок начинает самостоятельно переворачиваться, сидеть с опорой, произносить слоги, смеяться?

В этом возрасте кроха также умеет:

  • сидеть с опорой;
  • уверенно произносить звуки и слоги;
  • смеяться;
  • отличать родных людей от чужих;
  • плакать, когда ему не хватает внимания;
  • сосать пальчики на руках и ногах.

С каждым днем ребенок становится все интереснее и взрослее, маме нужно уделять крохе как можно больше своего внимания, чтобы не пропустить важные моменты его развития.

Развитие ребенка в 6 месяцев

В шестимесячном возрасте движения ребенка становятся еще более уверенными. Он активнее и настойчивее начинает проявлять свой характер.

Когда ребенок начинает сидеть, становиться на четвереньки, отличать имена, произносить слоги?

Он может:

  • садиться без помощи;
  • сидеть с опорой;
  • перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • становиться на четвереньки, когда лежит на животике;
  • произносить слоги «ма», «па»,»ба»;
  • тянуться руками к родителям и интересующим вещам;
  • отличает имена, поворачивает головку, когда произносишь его имя.

Видео: Что умеет ребенок в 6 месяцев? Календарь развития малыша

Развитие ребенка в 7 месяцев

В этот период кроха начинает еще больше проявлять свою активность и интерес к окружающему миру. С каждым днем у него появляются какие-то новые умения. Маленький непоседа уже не может лежать на одном месте, он быстро переворачивается со спинки на животик, и обратно.

В этом возрасте в рационе крохи появляются новые продукты — творожок и мясо, которые так важны для развития всего организма и формирования зубов.

Когда ребенок начинает сидеть, вставать на ножки, рассматривать книжки?

В 7 месяцев ребенок уже ведет активный образ жизни. Он больше двигается, старается познать что-то новое и интересное.

В этом возрасте малыш может:

  • самостоятельно садиться на попу, сидеть без поддержки;
  • вставать на ножки (держась за опору);
  • ходить с поддержкой мамы;
  • ползти, чаще всего в противоположную сторону;
  • активно играть в игры для развития моторики ручек (напр. «Сорока»);
  • выговаривать разные звуки;
  • запоминать части своего тела,показывает где его носик, ротик, глазки и т. д.;
  • держать кружку во время питья;
  • долго рассматривать яркие картинки, иллюстрации.

Развитие ребенка в 8 месяцев

С этого времени ребенка нельзя оставлять без присмотра, чтобы не допустить возможного травматизма из-за его активных движений.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, самостоятельно пытаться кушать, ходить по кроватке, танцевать под музыку?

Восьмой месяц отличается от всех предыдущих тем, что малыш может говорить первый слова — «мама», «папа», «баба», «дай». Помимо этого кроха также умеет:

  • передвигаться по кроватке, вдоль стен и предметов мебели, держась за них;
  • самостоятельно сидеть, вставать на ножки, долго стоять;
  • быстро ползать;
  • брать еду в ручки, класть ее в ротик;
  • приседать или пританцовывать под музыку.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Совсем скоро ребеночек уже сделает свои первые шаги, так как все более увереннее стоит на ножках и ходит с поддержкой. В его поступках начинает проявляться упорство: падая, после неудачной попытки сделать шажок, он опять поднимается, чтобы повторить ее.

Когда ребенок начинает манипулировать взрослыми, понимать простые слова, повторять движения взрослых?

В 9-ти месячном возрасте к общему багажу знаний и умений малыша, добавляются новые. Кроха может:

  • манипулировать взрослыми при помощи своего плача;
  • показывать свое негативное отношение к купанию, чистке ушей, обрезанию ногтей;
  • повторять движения взрослых;
  • говорить некоторые слова, смысл которых понятен только родным и близким;
  • пить из чашки или стакана;
  • менять направление движения во время ползания по комнате.

Видео: Развитие ребенка в 9 месяцев. Как научить говорить ребенка?

Развитие ребенка в 10 месяцев

Этот возраст характеризуется началом «общения» с детками. Для ребенка становятся интересными их игрушки, коляски или вещи. Он пристально их рассматривает — знакомиться. При помощи мамы он уже может играться.

Когда ребенок начинает ходить, самостоятельно играть игрушками, понимать слово нельзя, называть игрушечных зверей?

Первые шаги своего ребенка можно увидеть уже в 10-ти месячном возрасте. Сначала он оторвется от опоры, сделает несколько шагов и упадет на попу, затем опять поднимется, опять упадет…

После нескольких неудачных попыток сделать шаг, начнут появляться уверенные шаги, после которых кроха не будет падать на попу.

  • В 10 месяцев ребенок может:
  • делать первые шаги и ходить;
  • быстро ползать, приседать, пританцовывать;
  • играться игрушками: бросать мячик, катать машинки, берет куклы в руки и т. д.;
  • запоминать название зверей, старается повторить их;
  • понимает значение слова «нельзя»;
  • показывает части тела, называть их.

Развитие ребенка в 11 месяцев

До первого дня рождения остается совсем немного. Малыш с каждым днем взрослеет, показывает свой характер, старается самостоятельно что-то делать (повторять движения за мамой).

Когда ребенок начинает показывать пальчиком, махать ручкой?

В 11-ти месячном возрасте ребенок уже может:

  • сидеть, ползать, ходить, подпрыгивать, приседать;
  • одевать носочки, шапку;
  • проявлять эмоции при виде знакомых людей, любимых игрушек;
  • радоваться новым игрушкам;
  • самостоятельно кушать и пить;
  • машет головкой — «да» и «нет»;
  • играется мелкими предметами (перебирает крупу, горошинки, бобы).

Развитие ребенка в 1 год

В этом возрасте практически все детки уже уверенно ходят без опоры или поддержки. Они становятся взрослыми, стараются самостоятельно познавать мир.

Когда ребенок начинает жевать, пить из кружки, кушать ложкой, ухаживать за игрушками, разбирать и собирать их?

В годовалом возрасте ребенок уже:

  • ходит, прыгает, бегает, приседает;
  • помогает одеваться, расчесываться, чистить зубки, умываться;
  • самостоятельно старается жевать твердую пищу, кукает ложкой;
  • проявляет свою заботу к куклам;
  • играется конструктором: собирает детали, разбирает их;
  • говорит легкие слова;
  • запоминает положение предметов и вещей;
  • кушает только ту еду, которая ему нравиться.

Первый год из жизни ребенка ознаменовался появлением новых умений, навыков и знаний. За это время кроха стал намного самостоятельнее, взрослее и увереннее в своих действиях. Впереди ждет еще много чего интересного, главное все это не пропустить из за постоянной занятости и различных проблем!!! Уделяйте своим детям больше внимания, для них это очень важно!!!

Когда ребенок начинает держать голову

Новорожденный выглядит беспомощным. Это действительно так. Мамы, впервые взяв кроху, переживают, как бы ни причинить маленькому человечку вред. Медперсонал предупреждает, что новоиспеченным родителям требуется придерживать головку ребенка при любых манипуляциях с ним, поскольку шейные мышцы малютки совершенно не развиты. Когда ребенок начинает держать голову, перестанет нуждаться в подстраховке и как способствовать усилению опорно-двигательной системы младенца?

Новорожденный на руках у мамы

Когда малыши держат голову сами

Голова младенца кажется непропорционально большой, в сравнении с телом. Шейные позвонки еще не окрепли. Поэтому о самостоятельном и уверенном удержании головки в первые месяцы жизни грудничка речи не идет.

Созревание и развитие новорожденных никогда не проходит одинаково. Это касается и здоровых деток, и тем более недоношенных. Назвать точный срок укрепления шеи крохи не возьмется ни один специалист. Однако есть нижняя и верхняя границы периода, когда ребенок перестает нуждаться в подстраховке.

Нормальным показателем для начала самостоятельного удерживания головы здорового малыша педиатры называют период с 2-х до 4-х месяцев. Обычно случается это в 3-3,5 месяца.

Важно! До того, как кроха начнет держать голову сам, ему необходима постоянная подстраховка в любой позе. В особенности при кормлении и при ношении «столбиком» на руках. Во избежание травм требуется избегать резких отклонений головы.

Как ребенок учится координировать движения головы

Развитие грудничка происходит стремительно. Ежедневно он получает новые навыки, начинает все больше интересоваться окружающим миром. Чтобы полноценно развиваться, крохе нужно научиться контролировать свое тело.

В какой последовательности происходит процесс

Навык удерживать голову без поддержки у грудничка вырабатывается постепенно:

  1. Трехнедельный малыш, уложенный на животик, хочет рассмотреть обстановку вокруг и сам поднимает головку буквально на пару мгновений.
  2. Месячный грудничок ловко крутит в стороны головой, чтобы определить источник интересующего его звука.
  3. Двухмесячный малютка учится сохранять положение головы на одной линии с туловищем, если приподнять его за ручки. Он активно вертит головкой, но поддержка все еще требуется.
  4. Грудной ребенок в возрасте 2-х месяцев уверенно поднимает голову и держит ее в течение 10-15 секунд, когда лежит на спинке.
  5. В 3 месяца грудничок в вертикальном положении держит голову недолго – примерно минуту. Подстраховка все еще нужна.
  6. В 3,5-4 месяца малютка вполне способен без помощи родителей управлять головой – крутить по сторонам и уверенно держать ее без помощи продолжительный период времени в вертикальном положении. Лежа на животике, младенец даже приподнимается на ручках. В положении, лежа на спине, он также пытается поднять голову, это считается попытками сесть.

Малыш, лежа на животе, приподнимается на руках

Обратите внимание! У недоношенных детей сроки укрепления шейных позвонков сдвигаются. Это зависит от разницы между фактической и предполагаемой датой родов. Т.е. ребенок, рожденный в 36 недель, будет развиваться на 2 недели дольше, чем рожденный в положенные 38.

Как помочь ребенку научиться фиксировать головку вертикально

Без родительской помощи сроки уверенной самостоятельной фиксации головы младенца могут сдвинуться в большую сторону. Для тренировки мышц ребенку необходима стимуляция. Специалисты советуют выкладывать младенца на животик сразу, как только у него заживет пупочная рана. Сначала время процедуры занимает не более полуминуты за один раз и постепенно увеличивается до удобного времени для младенца. Поза «лежа на животе» не только позволяет укреплять мышцы и позвонки, но и предотвращает развитие «колик», проявляющихся у многих младенцев до 3-х месячного возраста.

Есть еще несколько рекомендаций, соблюдение которых поможет укрепить новорожденному мышцы шеи:

  • во время сна голову младенца необходимо периодически переворачивать в разные стороны;
  • благотворно влияют массажи шеи и тела, если ребенок здоров, то выполнять их могут родители самостоятельно;
  • мамы, кормящие грудью новорожденных, должны внимательно следить за своим питанием и контролировать вес младенца;
  • занятия на фитболе полезны для шеи и позвоночника;
  • с месячного возраста мальчиков и девочек можно обучать плаванию дома или в бассейне в специализированном круге, способствующем укреплению мышц.

Младенец плавает в круге

Дополнительная информация. С 2-х месячного возраста при ношении малыша в вертикальном положении, можно слегка ослаблять руку, которой поддерживается затылок младенца. Со временем рекомендуется ее убирать на короткий срок, чтобы малыш тренировал мышцы.

Упражнения для укрепления мышц шеи

Занятия гимнастикой с грудничком тоже помогут быстрее укрепить мышцы и позвонки шеи. Для каждого упражнения в среднем достаточно 2 минуты. По реакции ребенка родители увидят, сколько времени он готов заниматься:

  1. Положить грудничка на животик. Одной рукой поддерживать подбородок, второй – прикасаться к стопам малыша. Кроха начнет отталкиваться ногами, как бы ползая.
  2. В положении ребенка «лежа на животе» положить одну руку на подбородок. Вторую просунуть под животик и, не спеша, подтягивать кроху вперед. Малыш будет совершать ползающие движения.
  3. Уложить малютку на спинку. Взять его за ручки, плавно притянуть к себе. Привставая, ребенок будет стараться удержать слегка «болтающуюся» голову в вертикальном положении ровно.
  4. Положить малютку животиком на свою руку и поносить, придерживая голову в таком положении. Через пару минут кроха начнет поднимать голову, чтобы посмотреть на окружающие предметы.
  5. Взять кроху на руки в наклонно-боковом положении. Периодически менять бок. Младенец начнет приподнимать голову и выпрямлять ножки.
  6. Ребенка поставить на твердую поверхность ножками, держа его за руки. Младенец будет поднимать голову, пытаясь удержать ее ровно, выпрямлять туловище и ноги. Если немного потянуть его за ручки, то малыш сделает небольшой шажок.

Обратите внимание! Если малышу не нравится какое-то из упражнений, то заставлять его заниматься не стоит.

Как узнать, что подстраховка не нужна

Малыш, достигший 3-х месяцев, достаточно окреп. В положении «лежа на животе» он способен уверенно и долго держать поднятой голову, крутить ею и даже пробовать переворачиваться на бочок. Однако страховать его головку в вертикальном положении все еще нужно.

Удостовериться в том, что малютка больше не нуждается в постоянной страховке, можно в домашних условиях. Для этого рекомендуется провести специальный тест:

  1. Уложить ребенка на спинку. Взять за ручки и медленно тянуть на себя, чтобы он присел.
  2. В этой позе кроха должен удержать голову хотя бы полминуты. Допустимо незначительное «шатание» головки.
  3. Положить малыша в исходную позу – на спину.
  4. Опять плавно потянуть за ручки, чтобы он повис и держался только за родительские руки.
  5. В таком положении здоровый малыш зафиксирует голову на 10-30 секунд, затем может ее откинуть назад.

Ребенок держит голову, когда мама его поднимает в положение «сидя»

Важно! Проводить занятие рекомендуется тогда, когда ребенок находится в хорошем расположении духа. Если манипуляции вызывают у младенца слезы и недовольство, необходимо прекратить тестирование.

Почему малыш не держит головку и что делать

Большая часть педиатров говорит о том, что 4 месяца – крайний срок, когда мальчики и девочки должны начать держать головку без поддержки. Порой даже полугодовалые малыши не способны удерживать голову ровно. Запаздывание этого параметра развития ребенка может произойти в нескольких случаях:

  • тяжелые, патологические роды, повлекшие родовую травму у малыша;
  • неврологические проблемы у малютки;
  • недоношенность;
  • пассивность родителей в отношении развития ребенка или чрезмерная опека, постоянная подстраховка головы и боязнь выкладывать ребенка на живот;
  • нарушение питания.

Недоношенным детям присуще несвоевременное развитие, в норме они немного «опаздывают» от сверстников, рожденных в срок. Обычно уже к году все показатели выравниваются, и недоношенного ребенка трудно отличить.

При неврологических нарушениях помогут массажи. Проводить их должен специалист. Задача родителей – следовать всем указаниям доктора.

При родовой травме лечение ведется только под присмотром врача и зависит от тяжести патологии.

Если причина отставания – плохое питание, то его необходимо наладить. С этим вопросом поможет разобраться педиатр.

Дополнительная информация. По мнению доктора Комаровского, именно родители несут большую часть ответственности за развитие их ребенка. Природой устроено так, что младенец со временем и сам начнет хорошо контролировать тело. Но папы и мамы могут ускорить этот процесс, если прекратят излишне опекать малыша и оставят свои страхи.

Когда нужна помощь доктора

Некоторые мамы хвалятся, что их кроха опережает развитие и в месяц-полтора уже уверенно держит головку самостоятельно. Педиатры предупреждают, что данное явление считается патологией и требует немедленного обращения к доктору. Часто причина подобного ускоренного «развития» заключается в ВЧП – высоком черепно-мозговом давлении. Это состояние заставляет мышцы напрягаться и может привести к серьезным последствиям, поэтому требует неотложной коррекции.

Важно! При своевременном обращении к доктору достаточно пройти один или два курса массажа. Отсрочка лечения может плохо отразиться на развитии малыша.

В 4-5 месяцев наступает период, когда ребенку пора начинать держать голову самостоятельно, не требуя подстраховки. Если этого не произошло, то вероятными причинами могут послужить такие проблемы:

  1. Гипотонус – состояние, характеризующееся расслабленностью мышц ребенка. Такие дети вялые, плохо едят, не отвечают на рефлекторные тесты, не сопротивляются, если их потянуть за руки или попробовать посадить. Исправить ситуацию помогут лечебная физкультура и курс массажа.
  2. Гипертонус – чрезмерное напряжение мышц тела. У новорожденных считается нормальным состоянием – их ножки поджаты, ладошки зажаты в кулачки. Со временем, при должном уходе, состояние физиологического гипертонуса должно пройти к трем месяцам. Малыша с гипертонусом легко распознать – он раздражителен, плохо спит и страдает частыми срыгиваниями. При длительном гипертонусе невролог назначает массажи, электрофорез, плавание, лечебную физкультуру. Запущенный гипертонус лечат при помощи медицинских препаратов, способных расслаблять мышцы.
  3. Дистония – совмещение расслабленности и напряженности мышц тела. В этом случае ребенок принимает неестественные позы. К примеру, одну руку держит в кулаке, на второй – пальцы распрямлены. При дистонии назначается дополнительное исследование, по их результатам – лечение.

Еще одна причина, по которой кроха может не держать головку сам, – кривошея. Известны 3 разновидности патологического состояния:

  1. Врожденная мышечная кривошея (ВМК). Заболевание проявляется сразу при рождении. Причины его появления – недоразвитие грудино-ключично-сосцевидной мышцы во время внутриутробного формирования скелета ребенка или патологические роды, приведшие к родовой травме. У малыша наблюдается асимметричность лица, одно плечо скошено вниз, другое – приподнято. Головка закинута назад и склонена к плечику, личико направлено в противоположную сторону. Некоторые детки с ВМК отстают и в психомоторном развитии от сверстников.
  2. Ложная кривошея или гипертонус. Обычно не считается патологией, т.к. напряженность мышц характерна для младенцев. К 3-х месячному возрасту чаще всего проходит самостоятельно.
  3. Установочная кривошея. Эта разновидность считается приобретенной. В зоне риска малыши, у которых во время сна головка повернута в одну сторону. В период бодрствования игрушки и интересные предметы находятся только с одной стороны от новорожденного. У младенца просто нет стимулирующих факторов для смены позы головы, он смотрит в одну сторону. Мышцы противоположной начинают атрофироваться, формируется кривошея.

Кривошея у малыша

Обратите внимание! Подозрение родителей на кривошею у малыша требует немедленного посещения педиатра и невролога.

При подтверждении проблемы доктор пропишет лечебную физкультуру, массажи, порекомендует следить за поворотом головки спящего малыша. В некоторых случаях назначаются специальные фиксаторы для шеи.

Если ребенок в 3 месяца не держит головку уверенно, то паниковать не стоит – каждый малыш развивается индивидуально. Полагаться только на природу не нужно. Новоиспеченным маме и папе требуется помогать крохе, заставлять его двигаться, стимулировать активность яркими игрушками. Тогда ребенок скорее научится контролировать тело и начнет сам держать голову.

Развитие ребенка в 1 месяц. Что должен уметь малыш?

Прежде чем вы начнете самостоятельно оценивать развитие ребенка в 1 месяц, мы рекомендуем вам прочитать статью «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?». В этой статье подробно рассказано об условиях, в которых необходимо проводить оценку развития ребенка, чтобы получить максимально обьективные результаты. Помните также, что данное обследование не заменяет консультации врача.

Если все необходимые условия учтены, переходите непосредственно к наблюдениям. Что же, собственно, отличает развитие ребенка в 1 месяц?

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на животе».

  • Лежа на животе, здоровый новорожденный поворачивает голову вбок (при одностороннем источнике света преимущественно в одну сторону) и может на одно мгновение приподнять ее в таком положении. Если рывок при этом достаточно сильный, голова может около одной-двух секунд нетвердо удерживаться на средней линии, при этом угол между лицом и подстилкой ~ 20—30 градусов.
    К концу 1 месяца младенец уже минимум 3 секунды высоко держит голову.
  • Если новорожденный, лежа на животе, не остается в состоянии покоя, то должны быть заметны рефлекторные ползательные движения. Их можно вызвать легким нажатием большого пальца на стопу, что приводит к разгибанию затронутой конечности и к движению туловища вперед; голова при этом повернута в сторону и приподнята. Если стопы нажимать поочередно, то новорожденный отталкивается на скользящей подстилке движениями, подобными ползанию. Они должны иметь одинаковую силу с обеих сторон. Это движение хорошо показано на нашем видео в материале “Рефлексы новорожденных”

Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на спине».

  • Если новорожденный лежит на спине, его голова в основном еще не находится в среднем положении, малыш поворачивает ее попеременно в правую или левую сторону (положение головы ассиметрично).
    К концу 1 месяца голова больше не поворачивается постоянно из среднего положения в сторону, а может чаще и более продолжительное время (минимум 10 секунд) оставаться посередине.
  • В состоянии покоя конечности новорожденного, как правило, полностью согнуты, т. е. руки сильно согнуты, кисти рук сжаты в кулак, колени подтянуты под живот, стопы согнуты.
  • Болтание ногами: если вы будете держать голову новорожденного в среднем положении, то его ноги будут попеременно вытягиваться с одинаковой силой без предпочтения какой-либо одной стороны.
  • Если перед лицом ребенка, лежащего на спине, включить сильный источник света (лампу) при общем неярком освещении и/или произвести громкий шум сильным хлопком в ладони, падением предмета на твердую поверхность или сильным звоном колокольчика (но при этом не прикасаться к малышу), новорожденный должен пугаться и реагировать. Например, рефлекторно моргать, кричать, морщить лоб или выдавать другую гримасу. Кроме того, он может вздрагивать, при этом открывая рот и веерообразно двигая руками, затем рот малыша закрывается, руки сгибаются и сводятся вперед. Такая реакция должна наблюдаться как на оптические, так и на акустические раздражители.
  • К концу 1 месяца ребенок уже может фиксировать взглядом погремушку (лучше красного цвета) и «провожать» ее глазами в каждую сторону на расстояние до 45 градусов. Чтобы проверить эту особенность развития ребенка в 1 месяц, положите младенца на спину и держите погремушку на расстоянии 15-20 см от его лица. Подождите, пока ребенок зафиксирует погремушку взглядом, затем начинайте медленно и спокойно передвигать ее в одну и другую сторону. Опыт в зависимости от обстоятельств можно повторить несколько раз, пока он не удастся.

Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц

  • Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.

    В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
    В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад.

  • Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).

    Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты.

  • Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.

    Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.

    Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой. Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях.

  • Для здорового бодрствующего новорожденного характерно проявление общего сгибательного положения конечностей, самым явным показателем которого является закрытая ладонь. Большой палец руки должен быть подогнут, а остальные – от второго до пятого – согнуты. Понаблюдайте: во время кормления все конечности сгибаются больше, что лучше всего видно по рукам.
    Также вы можете заметить, что новорожденный во время рефлекторных движений по поиску соска груди ртом часто “находит” свою собственную руку. Он сразу начинает ее сосать, пока снова не потеряет при последующих движениях.

  • Новорожденный должен демонстрировать хватательный рефлекс руки, т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.

    Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.

Развитие ребенка. Взаимодействие новорожденного с внешним миром

  • При любом положении, когда ребенок чувствует холод, голод, боль или другое неприятное ощущение, новорожденный кричит сильно и во все горло, этот крик характеризуется как «сдавленный» и носовой.

    К концу 1 месяца малыш, лежа на спине со слегка приоткрытым ртом, должен издавать звуки, напоминающие больше всего гласные звуки между «а» и «э». Периодически эти звуки связываются с г/х, так что получаются выражения, которые звучат как гэ-е/хэ-е или эге-е/эхе-е.

  • Если мама поместит палец в рот новорожденного, то ребенок сразу начинает производить энергичные сосательные движения, при этом она испытывает ощущение потягивания пальца.

  • Новорожденный ребенок должен успокаиваться, когда его берут на руки, благодаря контакту с теплой кожей. При таких условиях плач затихает и, если его причиной не является боль или сильный голод, полностью прекращается. Для наблюдения за этой реакцией используйте ситуацию, когда младенец плачет. В крайнем случае, можно спровоцировать плач внезапным изменением положения тела ребенка или громким шумом. Как только малыш заплачет, возьмите его на руки и прижмите к себе.

    К концу 1 месяца при виде лица мамы или кого-то другого, заговаривающего с ним, новорожденный, как правило, на мгновение прекращает движения. Реакция на человеческое лицо может выражаться в прекращении движений не только конечностей, но также рта и глаз.

Продолжение статьи: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 2 месяца?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *