Что за болезнь — дислексия?

Наверняка вы слышали, что существуют дети, которые читают задом наперед. Или те, которые заменяют определенные звуки произношения подобными. Есть люди, которые смешивают несколько звуков в один. Являются ли опасными подобные симптомы? Как их выявить? Можно ли ее вылечить? Существуют ли какие-то методы устранения?

Дислексия — расстройство навыков чтения. Ее симптомы связывают с нарушением определенных психических функций, отвечающих за данный навык. Среди наиболее часто встречающихся симптомов дислексии — ребенок неправильно распознает символы и знаки. В итоге появляются сложности в понимании текста.

Встречается ли дислексия у взрослых? Да, если в раннем возрасте сложности не были устранены.

История болезни

Сам термин был введен в обиход в конце 19-го века. Его использовал офтальмолог из Германии — Рудольф Берлин. Среди его клиентов был мальчик, которого не могли научить письму и чтению ни родители, ни преподаватели. С интеллектом у мальчика было все в порядке. На основании исследований Берлина, другой специалист — Прингл Морган опубликовал статью, в которой описывал симптомы нового заболевания. Он назвал его словесной слепотой. В начале прошлого века невропатолог Ортон заметил, что у ряда детей сложности с чтением не связаны с нарушениями зрения. Скорее, причина крылась в асимметрии полушарий головного мозга. Врач связывал это с проблемами восприятия визуальной информации. Однако некоторые врачи не были согласны с его позицией. Только 50 лет назад появилось четкое определение нового заболевания.

Как понять, что у ребенка дислексия?

Наиболее четкую картину дает МРТ. Для диагностики используют также нейровизуализацию и ПЭТ (позитронно-эмисионную томографию). У людей, которые испытывают подобные симптомы, наблюдается сниженная активность в области задней части извилины, которая располагается в средней височной доли мозга. Встречается еще один симптом: отличия в структуре мозговой ткани.

Выделяют и другую симптоматику заболевания:

  • нарушение равновесия между полушариями
  • перенесенные инфекции
  • ЧМТ
  • родовые травмы
  • осложнения во время беременности, связанные с перенесенными матерью, инфекциями
  • социальные факторы (дефицит общения, некачественное обучение, изоляция и пр.)

Диагностировать дислексию можно у пациентов, которые:

  • неуклюже захватывают инструмент письма
  • испытывают проблемы с концентрацией внимания
  • испытывают проблемы с памятью
  • изменяют последовательность букв в написании слов
  • отказываются от чтения вслух
  • отказываются от написания сочинений
  • испытывают трудности с ориентированием
  • испытывают сложности в чтении

Наличие большей части этих симптомов может свидетельствовать о начальной стадии развития заболевания.

Какие симптомы испытывают дети в дошкольном возрасте?

  • Поздно развивается речь.
  • Есть сложности в заучивании и произношении слов.
  • Ребенку сложно освоить навыки написания слов и чтения.
  • Существуют проблемы в общении со сверстниками.

В младшем школьном возрасте симптоматика может проявляться по-другому

  • Ученик может менять слова на схожие по звучанию.
  • Изменять слова при чтении.
  • В написании разворачивать буквы в обратную сторону.
  • Испытывает трудности в запоминании информации.
  • Путается в цифрах.
  • Испытывает сложности с координацией.

Как диагностировать?

Первый шаг — посещение врача. Только специалист может сделать выводы о необходимости лечения. Доктор должен собрать подробный анамнез, начиная с информации о том, как протекала беременность матери и как проходило развитие малыша в первые несколько лет жизни. Если вопрос о наличии заболевания ставится школьнику, то в анамнез будут включены сведения и об успеваемости ребенка по математике, русскому языку, литературе. Логопед может провести несколько тестов, которые включают задачи на слух, переписывание текста и диктант. Если отклонения будут установлены, специалист установит тип дислексии по характерным чертам.

Какие существуют виды дислексии?

Симптоматика зависит от вида заболевания. Современные специалисты выделяют 6 видов.

  • Мнестическая. Сложности в произношении слов и звуков.
  • Аграмматическая. Грамматические конструкции строятся с ошибками.
  • Семантическая. Чтение не складывается в предложения.
  • Тактильная. Наблюдается у людей, испытывающих серьезные проблемы со зрением. Невозможность чтения шрифта Брайля.
  • Оптическая. Человек не может читать по одной и той же строчке: его взгляд соскальзывает.
  • Акустическая. Встречается чаще всего. Характеризуется перестановкой слогов, смешением букв и пр.

Каждый вид требует корректировки, которую назначить может только специалист. Но такие проблемы не являются признаками отставания в развитии.

В домашних условиях можно только организовать профилактику.

Какие известные личности страдали дислексией?

Владимир Маяковский, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней,

Квентин Тарантино, Кира Найтли, Киану Ривз и другие.

Как лечить?

Выполнять рекомендации специалистов. Возможно, придется внести некоторые корректировки в учебный процесс. К дислексикам применяются определенные подходы обучения, отличные от стандартных. Часто используют логопедические методы. Однако подбор метода зависит от того, какой именно тип заболевания был выявлен врачом.

Существуют ли меры профилактики?

При обнаружении первых симптомов важно начинать работать с ребенком как можно раньше. В комплекс профилактических мер входят упражнения на мелкую моторику, а также занятия, задействующие память и внимание. Очень важно работать в речью ребенка.

Игры помогут снизить риск возникновения дислексии. Первое время родителям стоит уделить больше внимания визуальным предметам и их названиям. Например, найдите с малышом все слова в комнате, которые начинаются на букву Т: Табуретка, Телевизор, Тумбочка, Тарелка и пр.

Для следующего упражнения можно вырезать буквы из бумаги или купить специальные магниты. Из них составьте предложение, «склеив» буквы между собой. Например: сегоднямыидемгулять. Предложите ребенку разделить слова. Можно попробовать заниматься составлением предложений из отдельных слов. Здесь важно соблюдать последовательность. Например, перемешайте слова: Дождь вечером пойдет завтра. И дайте ребенку задание переставить слова так, чтобы предложение звучало правильно.

Усложнять занятия нужно поэтапно: начните с самых простых занятий. Не стоит утомлять ребенка длительными упражнениями. Если ему станет скучно — вряд ли он будет хорошо воспринимать всю ту информацию, которую вы стремитесь до него донести.

Развить память, внимание и мышление ребенка помогут тренажеры Викиум. Начните прямо сейчас!

Дислексия: что это такое? Виды и признаки, причины и симптомы

Некоторые дети читают задом наперед, искажают структуру слов, смешивают или заменяют звуки на похожие. Подобное отклонение требует грамотного лечения и постоянных занятий с родителями, иначе ребенка ждет множество проблем во взрослом возрасте.

Что это за болезнь?

Дислексия – это психическое заболевание, проявляющееся при обучении ребенка чтению. Оно связано с тем, что нервная система не окончила свое формирование в полной мере.

Расстройство навыков чтения встречается преимущественно у детей, однако ему подвержены и взрослые, если в детстве не было уделено должного внимания лечению заболевания.

Дисграфия и дислексия – тесно связанные понятия в психоневрологии. Первое расстройство связано с ошибками при письме, а второе – с нарушением чтения. От 5 до 15 процентов людей на Земле страдают этими заболеваниями. Подобная проблема есть у знаменитых актеров Орландо Блума, Киану Ривза.

Дислексия у младших школьников не дает повода считать их нездоровыми. Они всего лишь не в состоянии расшифровать входящую информацию.

Причина кроется не во всем мозгу, а лишь в его участке. Важно уметь отличать тревожные симптомы от незнания грамматических правил. При подобных нарушениях ошибки носят стойкий и специфичный характер.

Ученые выяснили, что эти отклонения связаны с нейробиологическими причинами.

У дислексиков область задней части височной извилины левого полушария малоактивна. В структуре мозга наблюдаются отклонения от нормы за счет зон пониженной плотности.

Медики выделяют и другие причины патологии:

  • сверхактивность правого мозгового полушария;
  • ЧМТ;
  • серьезные инфекции;
  • тяжелые беременность и роды (преждевременная отслойка плаценты, нехватка кислорода в утробе);
  • употребление во время беременности наркотиков или алкоголя.

Особую роль играют социальные факторы. Это могут быть недостаток внимания, неблагоприятная обстановка в семье, педагогическая запущенность.

Известно, что подобное расстройство у мужчин и женщин связано со следующими факторами:

  • черепно-мозговая травма в детстве;
  • ДЦП;
  • асоциальный образ жизни.

Расстройство передается на генетическом уровне, поэтому велик шанс того, что у родителей, страдающих дислексией, родится ребенок с унаследованным заболеванием.

Код по МКБ-10

R 48.0

Симптомы и признаки

Проявления заболевания разнятся в зависимости от формы расстройства.

Есть несколько общих симптомов, которые помогают обнаружить проблемы психики:

  • боль в голове при чтении;
  • усталость (особенно во время чтения);
  • проблемы с письмом;
  • рассеянность;
  • невнимательность;
  • чтение с поочередным закрыванием глаз;
  • нежелание обучаться;
  • потирание век;
  • приближение источника чтения к глазам.

Процесс чтения сопровождается следующими признаками:

  • пропуск букв и слов;
  • запинки в озвучивании текста;
  • несоответствие результатов чтения возрасту ребенка;
  • непонимание текста.

Иногда пациент испытывает трудности с координацией в пространстве, его движения могут неуклюжими или замедленными.

При подозрении на дислексию родители должны обеспечить своему малышу профессиональную помощь. Если он не получит поддержки, то может перестать учиться и поверит в свою бесполезность.

Программист из Америки создал сайт, который помогает понять, как видят текст люди с дислексией. Буквы на странице прыгают в разных направлениях, вызывая неприятное ощущение в голове.

Точно также видят символы больные, когда пытаются читать в интернете новости, почту или обычную книгу. Этот сайт дает глубже понять проблему людей с когнитивным расстройством, влияющим на чтение и письмо.

Виды

Врачи логопеды которые много лет знакомы с дислексией, знают, что это такое и помогут диагностировать, какой именно тип дислексии у пациента.

Виды и признаки заболевания:

  1. Фонематическая. Спровоцирована недоразвитием работы системы фонем языка. Эта форма характеризуется побуквенным чтением, искажением структуры слова.
  2. Семантическая. Читающий ребенок не понимает прочитанного текста. Он не искажает слов, однако не в состоянии ответить, о чем прочитал. Главной причиной непонимания текста является разделение слов на слоги.
  3. Аграмматическая. Обусловлена плохим развитием грамматического строя речи. При такой форме заболевания ребенок изменяет окончания в словах, путает числа существительных.
  4. Мнестическая. Характеризуется трудностью усвоения букв у детей. Вызвана нарушением связи между буквой и звуком, а также плохой работой речевой памяти.
  5. Оптическая. Развивается на фоне изменений психики, которые ограничивают оптическое и пространственное восприятие, нарушениями синтеза и анализа в процессе зрительного узнавания. Проявляется в трудностях усвоения букв и их постоянных заменах.

Выделяют также тактильную дислексию, которая наблюдается у слепых. При чтении человек применяет сенсомоторную систему. Дислексия в этом случае мало чем отличается от расстройств, возникающих у зрячих детей. Ребенок, лишенный зрения, теряет слова, не дочитывает их до конца, путает буквы.

Тест

Если у вас есть подозрение, что вы или ваш ребенок страдаете этим заболеванием, попробуйте ответить на вопросы приведенного ниже теста. Если большинство ответов — положительные — это повод обратиться за консультацией к специалисту.

Лечение и коррекция

Выявить признаки патологии позволяет грамотное обследование. Специалист проводит тест на дислексию, проверяет слух и способность слышать звуки. Выясняется, какая из сенсорных систем больного работает лучше.

Центры лечения дислексии практикуют занятия по исправлению подобных отклонений и используют передовые методики и современные развивающие программы.

Над устранением проблемы работают психиатры, психологи и логопеды. Способ терапии зависит от формы и стадии патологии. Важно развить у ребенка функциональные навыки чтения, используя необходимые виды обучения распознавания звуков.

Логопед обычно проводит упражнения в форме игры.

Пациенту предлагается выполнить несколько заданий:

  • отыскать конкретную букву в тексте;
  • обвести буквы по контуру;
  • вырезать алфавитный символ из бумаги;
  • озвучить сочетания букв;
  • правильно назвать ударение в слове;
  • добавить недостающие символы алфавита.

Логопед при этом учитывает проявления расстройства, характер нарушения, механизм дислексии. У взрослых пациентов способы коррекции предполагают углубленные методики, хотя принцип их не отличается от занятий с маленькими детьми.

Лечение заболевания по методу Дейвиса является одним из самых эффективных. Создатель Центра коррекции чтения придумал уникальную программу, которая направлена на обучение дислексиков тому, как грамотно применять имеющееся расстройство. Рональд Дейвис, страдающий аутизмом, на своем опыте доказал эффективность метода и считает дислексию даром.
Основными элементами программы являются:

  1. Оценка состояния. Оценивается степень затруднения восприятия и выявляется область, которая волнует ребенка больше остальных. Пациент учится выстраивать модели, основанные на его опыте, изучает окружающую действительность.
  2. Переключение. Основным симптомом расстройства является дезориентация. На этом этапе больной учится отключать ее для получения точных образов.
  3. Расслабленность и проверка. Пациент создает с помощью воображения чувство расслабления, визуализирует образы.
  4. Координация. Больной избавляется от проблем с моторной координацией благодаря специальным тренировкам.
  5. Освоение символов. Чтобы дислексик усвоил ту или иную букву, ему нужно самостоятельно воссоздать символ в трех измерениях и сопоставить его с аналогом на листе. Для этого подойдет пластилин.
  6. Правильная настройка. Устранить дезориентацию можно с помощью «умственного глаза», который пациент должен зафиксировать в нужном положении.
  7. Последовательность в чтении. Ребенок обучается чтению слева направо, говорит, что означает то или иное слово.

В качестве профилактики советуют проходить обследование у специалиста на признаки дислексии. Следует учить ребенка воспринимать прочитанный текст на слух с ранних лет.

Родители должны научить малыша читать в игровой форме и с помощью обучающих материалов. Чем скорее будут обнаружены первые признаки расстройства, тем эффективнее станет лечение.

Дислексия – виды, признаки и лечение болезни у детей

Чтобы родителям было проще разобраться в этом недуге и вовремя помочь ребенку, мы расскажем о причинах этой болезни, основных её видах и симптомах. Разберёмся в методах коррекции и способах лечения этого заболевания.

Дислексия – хроническая болезнь, которая вызывает проблемы с чтением. Часто является сопутствующим синдромом при различных инвалидностях ребенка.

По статистике, от дислексии страдают до 15% населения всего мира. Чаще болеют мальчики.

Дети с дислексией бывают талантливы в искусстве, дизайне, творчестве, в области математики и программирования.

Причины дислексии:

Выделяют три причины дислексии. К сожалению, пока не всем проявлениям болезни ученые нашли объяснение.

Наследственная предрасположенность заболевания, пожалуй, одно из самых понятных и изученных проявлений болезни.

Второй фактор, который влияет на возникновение болезни, – клинико-психологические симптомы, возникающие при неврологических заболеваниях и патологиях развития.

Еще существует педагогический подход к дислексии – когда признаков патологии и заболевания организма нет, а симптомы дислексии присутствуют. Определяется эта причина только при тщательном медицинском обследовании. Объяснить проявления заболевания в таком случае учёные пока не смогли.

Виды дислексии:

Классификация дислексии была проведена педагогом-профессором Р.И. Лалаевой.

Выделяют 6 типов заболевания:

Семантическая, проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения.

Оптическая, проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Выделяют литературную оптическую дислексию и привербальную.

Фонематическая, выделяют две формы.
Первая форма – нарушение чтения, где происходит замена звуков (б-п, д-т, с-ш, ж-ш).
Вторая форма – патология чтения, которая обусловлена побуквенным чтением, искажением звуко-слоговой структуры слова. Искажение звуко-слоговой структуры – в пропуске согласных при стечении (марка – «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла – «пасала»); в перестановках звуков (утка – «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата – «лата», «лотапа»).

Мнестическая – трудность в усвоении букв, в их недифференцированных заменах.

Аграмматическая дислексия. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», кошка – «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения (все – «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов третьего лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида (влетел – «влетал», видит – «видел»).

Тактильная дислексия, обычно проявляется у слепых детей.

Как понять, что у ребенка дислексия?

Прежде всего нужно знать, что диагноз «дислексия» ставится ребенку только после 8 лет. Все те ошибки при чтении и письме, которые он совершает до этого возраста, могут быть банальным обучением чтению. Но если эти ошибки остаются и после 8 лет, а ребенок никак не хочет их исправлять, задумайтесь о проявлении болезни.

Симптомы дислексии:

Существует множество признаков дислексии. У каждого ребенка она протекает по-своему. Но мы постараемся выделить симптомы, которые встречаются чаще других, и разделим их на основные и дополнительные.

Основные:

Частое потирание глаз, чтение под неестественным углом зрения.

Приближение книги к глазам при чтении. При этом нарушения зрения в других случаях не наблюдается.

Чтение одним глазом или закрытие глаз по очереди.

Жалобы на усталость, головную боль, нежелание выполнять домашнее задание, связанное с чтением.

Пропуск звуков, слов, словосочетаний при чтении, перерывы в озвучивании текста.

Трудности с пониманием текста, рассеянность, невнимательность, неспособность пересказать прочитанное, непонимание отдельных его участков.

Сопутствующие проблемы с почерком, обучением письму, написание слов с нестандартными ошибками.

Дополнительные:

Эти симптомы не всегда являются признаками заболевания. Если вы у своего ребенка заметили один из этих симптомов, не спешите бежать к врачу, понаблюдайте за ним. И только когда сойдутся несколько пунктов из нашего списка, стоит обратиться к специалистам:

Трудности чтения при общем нормальном или хорошем интеллектуальном и физическом развитии. Несоответствие результатов чтения норме возраста, при том, что общее речевое развитие протекает нормально.

Проблемы с оценкой письменной информации, образами, не связанными со зрительными впечатлениями.

Незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения.

Трудности с освоением орфографии и каллиграфии.

Неузнавание слов при чтении, непонимание текста.

Методики коррекции и лечения дислексии:

Ребенок с заболеванием дислексии может обладать выдающимися способностями. Но эмоциональная зрелость у него отстает от возраста. Избавиться от дислексии раз и навсегда нельзя, но ее можно скорректировать, помочь ребенку самостоятельно контролировать своё состояние и оградить его от неприятия сверстниками. При правильной корректировке дислексии он может не отличаться от одноклассников, но при возникновении стресса или болезни ошибки в письме и чтении увеличиваются.

Начиная коррекцию дислексии, прежде всего нужно пройти обследование, диагностику, получить у специалистов рекомендации, индивидуальные для каждого ребенка.

Методы коррекции, которые мы рассмотрим, относятся к тем детям, которые клинически здоровы, и у них не диагностировано психическое заболевание. Исправление дислексии заключается в построении недостающих связей в мозге.

Чтобы помочь своему малышу, важно понять, что для таких детей характерно образное мышление, для него мысли – это в первую очередь картинки. Малышу трудно выражать свои идеи словами, для него это просто звуки, от которых он устает. Отсюда кажется, что ребенок плохо вас понимает. Иногда именно из-за этой особенности речь ребенка-дислектика односложная, непоследовательная, и кажется, что у ребенка бедный словарный запас. Часто дислексия является сопутствующим заболеванием диагноза «СДВ» (синдром дефицита внимания). Попробуйте описать «Джоконду» словами. Испытали замешательство? То же чувствует и ребенок-дислектик, когда ему нужно передать свои мысли.

Начать корректировку недуга нужно с развития речи и увеличения словарного запаса ребенка. Но такому ребенку не объяснишь всё на словах, для него это просто звуки. Ему нужны образы, а значит, родителю все нужно показывать: предметы, признаки, действия. Для ребенка важно использовать в дальнейшем свой жизненный опыт, и обязанность родителей ему этот опыт дать. Советую запастись словарями: толковым, антонимов, синонимов, пословиц и поговорок.

Развитие речи для ребенка с дислексией и его родителей – это образ жизни. Сначала малыша нужно научить не только читать, но и понимать прочитанное. В одном слове может быть несколько значений, и до ребенка все эти значения нужно донести. Впоследствии могут возникнуть трудности с математикой, музыкой и другими предметами, где сложно представить образ.

При коррекции дислексии очень важно не заставлять ребенка читать. Это может вызвать у него истерику, головную боль, тошноту, слезы.

Для ребенка важна визуальная информация, поэтому читайте ему сами, включайте различные аудиосказки и энциклопедии в аудиоформате. Очень помогает посещение различных спектаклей и представлений.

Особенно хорошо помогает при корректировке спорт, это могут быть упражнения на координацию движений и баланс. Здесь подойдут ушу, цигун, йога, батут. Дыхательная гимнастика поможет ребенку успокоиться и придаст силы для дальнейшей борьбы с недугом.

Эффективные методы коррекции дислексии у младших школьников

Метод Рональда Дейвиса

Врач Р. Дейвис является автором методики лечения дислексии, он сам страдал этим недугом и успешно с ним справился. По утверждениям врача, дислектики – это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось у А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчилля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Р. Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?

Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.

Бесспорный успех методики доказывает и реакция детей, которые с удовольствием ходят на занятия. По словам самих ребят, здесь их понимают и говорят с ними на одном языке. Дети шаг за шагом движутся вперед, осваивают ключи методики и открывают одну за другой двери в новый мир.

Методика Корнева

А. Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:

  • рядоговорение;
  • ритмы;
  • субтест «повторение цифр»;
  • кулак-ребро-ладонь.

Профилактика дислексии:

Для полноценного развития ребенка и для исключения возможности возникновения дислексии с детьми нужно заниматься с раннего возраста. Это должны быть различные занятия в игровой форме, развивающие речь, письмо, мелкую и крупную моторику, увеличивающие словарный запас.

Игры помогают развитию умственных способностей у детей, а также учат мыслить, анализировать, ориентироваться. На начальном этапе обучение должно состоять из демонстрации образов: животных, предметов, букв и слов. Визуальная информация ребенком воспринимается легче при такой форме обучения. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем не возникнет таких проблем, как дислексия. Даже в детских дошкольных учреждениях обучение детей строится на демонстрации зрительных материалов.

Игры для профилактики дислексии:

Составление предложения из слов: предложение должно быть легким, каждое слово написано на отдельной карточке. Родитель озвучивает предложение, показывает его ребенку, а затем перемешивает карточки и предлагает малышу вновь собрать предложение правильно.

«Пишем вслух». Игра заключается в написании отрывка любимого произведения ребенком под диктовку. Главное условие – это чтобы отрывок нравился.

Для развития фонетических способностей поиграйте с ребенком в игру «Найди слово». Вы должны подготовить разные картинки и подписать их с тыльной стороны. Называя слово, ребенок должен найти соответствующую картинку. Например, дерево или солнце. И так же можно собирать слоги. Напишите названия животных по слогам и попросите кроху сложить слова. Например, «со-ва» или «со-ба-ка».

Эти игры помогут родителям научить ребенка писать и читать, не потеряв интереса к обучению в дальнейшем.

Справиться с дислексией возможно. Родителям нужно набраться терпения, а ребенку понадобятся поддержка, внимание и участие. Регулярные занятия малыша с родителями и специалистами помогут скорректировать заболевание и научат жить полноценной жизнью, не отличаясь от сверстников.

Как распознать дислексию у ребенка&nbsp

Приложите к книжной странице зеркало и попробуйте прочитать текст в отражении. Теперь вы примерно понимаете, что каждый раз видит дислектик вместо обычных строчек. Он не болен и не страдает нарушениями развития — просто по-другому воспринимает привычные всем знаки. Мама ребенка с дислексией Ксения Букша рассказывает, как отличить дислексию от других особенностей развития и как помочь своему ребенку с ней справиться.

Термин «дислексия» ввел в оборот офтальмолог Рудольф Берлин ровно 130 лет назад. Именно он впервые описал нарушение, при котором человек с нормальным интеллектом и зрением не способен научиться (вообще или хорошо) читать и писать, несмотря на нормальные физические и интеллектуальные способности.

Многие врачи описывали схожие случаи: подросток или взрослый, в остальном совершенно нормальный, как будто страдает «словесной слепотой». Сколько его ни учи чтению, он остаётся совершенно неграмотным.

В 1925 году невропатолог Самуэль Ортон систематизировал эти случаи и стал исследовать этот феномен. С тех пор интерес к дислексии не угасает, но единого мнения о причинах её развития до сих пор нет.

Единственное, что наука знает точно: дислексия — не болезнь. В её основе лежат определённые нейробиологические отличия от «условной нормы», которые с высокой вероятностью наследуются. Дислексию можно упрощенно описать как нарушение связей между правым и левым полушариями мозга.

Дислектик — человек, который немного, незаметно «дезориентирован в пространстве». Этой небольшой дезориентации достаточно для того, чтобы затруднить восприятие двумерных букв, слов, фраз и текстов в целом. Мозг дислектика как бы читает неправильно — «переворачивает» буквы и слова.

И человеку приходится тратить дополнительное внимание на то, чтобы расшифровать их обратно. Попробуйте научиться читать в зеркальном отражении, писать левой рукой или делать перевёрнутые надписи, и вы приблизительно поймёте сущность школьных страданий дислектика.

Полные, если можно так выразиться, тяжёлые дислектики встречаются редко, и они действительно совсем или почти совсем не способны воспринимать и воспроизводить письменную информацию.

Чаще мы имеем дело с дислектиком, которому удалось с грехом пополам договориться со своими полушариями и наладить сложную, энергозатратную систему «дешифровки букв». Но именно с грехом пополам.

Подросток-дислектик (всё, что написано ниже, относится не к первокласснику, а к ребёнку, который учится уже в третьем классе или старше) интеллектуально развит на возрастную норму, но всё равно:

переставляет буквы при чтении;

читает с ошибками, пытается угадывать слова по первым буквам;

читает медленно;

не может понять, где остановились, читая в прошлый раз;

не понимает фразу, которую только что прочитал;

с трудом пересказывает прочитанное, даже если текст понравился (хотя сам может ярко и живо рассказать любую историю);

на письме делает множество ошибок, даже при списывании текста;

делает типичные «дисграфические» ошибки (дислексия на письме называется дисграфией): пишет «лишние палочки» или забывает их дописать, вместо «ц» получается «ч», потому что забыл сделать хвостик;

пропускает и переставляет буквы на письме;

ему никак не помогают ни правила орфографии, ни прилежное переписывание текстов — ошибок не убавляется; может написать слово правильно, а рядом то же самое слово неправильно;

имеет проблемы с почерком: ему трудно писать по линеечке, буквы нередко пляшут и их наклон и нажим сильно зависят от настроения и состояния ребёнка;

не понимает при прочтении условие задачи, не может сообразить, чем «в два раза больше деревьев» отличается от «на два дерева больше» (хотя в жизни отлично это понимает);

с трудом запоминает «порядок действий» и не может решить длинный пример, хотя уже овладел навыками устного счёта и легко мог бы совершить в уме все имеющиеся в примере действия;

и наконец — так как на «дешифровку знаков» требуется много напряжённого внимания и концентрации — создаётся ощущение, что у дислектика дефицит внимания, хотя на самом деле это совершенно не так. Просто дислектику приходится обрабатывать во много раз больше информации в секунду, чем ребёнку без этих трудностей.

Вдобавок ко всему этому дислектик часто не умеет рисовать. Не может, например, даже в 9-10 лет изобразить лису, потому что не понимает, где у неё голова, а где хвост. Он путает левое и правое. Не может нарисовать схему, разместив на листе бумаги стрелочки или квадратики и так далее.

Молва приписывает дислексикам своеобразие, одарённость и необычность суждений. Часто они бывают левшами или амбидекстрами.

Как отличить дислексию от других особенностей или нарушений

Во-первых, дислексические особенности — достаточно специфические и узнаваемые. Они проявляются при овладении конкретным «пучком навыков» — чтения, письма и счета.

Если ребенок и до начала обучения буквам демонстрировал, например, задержку речи или дефицит внимания (не мог сосредоточиться ни на еде, ни на слушании книжки), если у него всегда существовали трудности с координацией, интеллектом или общением — то школьные проблемы такого ребёнка связаны не с дислексией.

Во-вторых, следует обратить внимание на то, сколько ребёнку лет, как давно его начали учить чтению и письму и каково его (ребёнка) отношение к этому обучению.

Если ребёнок в шесть лет не хочет знать буквы, потому что ему больше нравится играть в Лего, то это не дислексия

Если третьеклассник читает со сносной скоростью, но делает много ошибок в диктантах, это тоже не дислексия.

В-третьих, нужно обращать внимание именно на специфические дислексические ошибки и особенности, перечисленные выше. Зеркальные буквы и неправильное держание ручки — ещё не признак дислексии, но если при этом десятилетний ребёнок легко может прочитать «кот» как «кто» или «ток» — то это уже на неё похоже.

В целом о дислексии можно говорить, если ребёнка уже больше трёх лет упорно учат чтению и письму, а результаты (при интеллектуальной норме) совсем неудовлетворительные.

Что же делать, если у вас растет дислектик

Приведённые ниже рекомендации даны мной — мамой девочки с относительно небольшими проявлениями дислексии (в десять лет читает медленно, переставляет слова и буквы, с большим трудом овладевает навыками письма, делает множество дислексических ошибок) и опрошенной мной мамы мальчика с дислексией серьёзной (начал учиться читать в пять лет с частным логопедом-дефектологом и к 11 годам всё ещё испытывает трудности с чтением).

1. С самого начала учим читать осмысленно. Медленно и спотыкаясь, но чтобы каждое слово было понятно.

2. Читать только вместе и только интересное. Покупать красивые книги с картинками, чтобы сенсорное восприятие книги помогало ребёнку.

3. Приучим читать так: родитель медленно читает книгу, ребёнок следит глазами за текстом, и когда готов прочесть несколько слов, делает родителю знак и читает сколько может. Дальше опять вступает родитель.

4. Затем продолжим читать так: одну фразу читает родитель, другую ребёнок. Родитель не перебивает, но поправляет ребёнка в конце. Если трудностей очень много, стоит повторить фразу ещё раз до понимания.

5. Читать ребёнку вслух, пока готов слушать. Дислектик, особенно «трудный», всё равно останется таковым. И возможно, стоит отчасти довериться аудиокнигам.

6. Когда вам удастся научить дислектика читать про себя, вы обнаружите, что некоторые тексты ему проще читать именно так. Дело в том, что дислектику всё равно приходится дешифровывать слова, а когда он читает про себя, то некоторые слова можно пропускать без особого ущерба для смысла. Получается быстрее. Конечно, это относится не ко всем текстам. Условия задач так читать невозможно, а вот «Денискины рассказы» — самое то.

7. Если читать совсем трудно, стоит сделать широкую закладку с длинным вырезанным окошком посередине, чтобы были закрыты нижние и верхние строчки. Так буквы будут меньше плясать. Но этот приём, как и вождение пальцем по строчкам, следует в какой-то момент отставить.

8. Можно брать книги с большим шрифтом, перепечатывать тексты на принтере большими и, если есть возможность, цветными буквами. Есть специальные шрифты для дислектиков, например, здесь рассказывается о латинице.

9. Читать тексты, где главная опора в понимании идёт на картинки. Например, есть много хороших комиксов.

10. Этот пункт очень труден в исполнении, но дислектика нельзя учить писать по школьным правилам. Во всяком случае надо убрать все стандарты письма. У нас нет цели выучить дислектика писать грамотно — есть цель дать возможность получать удовольствие от процесса письма. Пусть ребенок пишет с ошибками, переворачивает буквы, как это делают академически одарённые дошкольники четырёх-пяти лет, но пусть он использует эту деятельность в своей жизни, пишет авторские тексты, письма, комиксы и книжки.

11. Научить писать с разной скоростью, писать, проговаривая буквы, писать, специально делая ошибки, или списывать «ровно и красиво», писать по кривым и прямым линиям, срисовывать картинки по клеточкам и так далее.

12. Очень полезно писать разными ручками, карандашами, фломастерами и кисточками, лепить буквы и слова из пластилина, стараться угадать, уместится ли слово на листе, стараться «сжать» или «расширить» почерк.

13. Можно тренироваться делать на листе схемы или срисовывать карты, на которых размещать надписи разными способами.

14. Убрать оценки. Даже если они есть в школе, стоит объяснить всем заинтересованным сторонам, что долбать дислектика за двадцать ошибок в диктанте и заставлять его учить правила — жестоко и бессмысленно.

Дислексия на самом деле всего лишь другой способ восприятия письменного текста, другие отношения с ним. Это не болезнь и даже не нарушение.

Многие дислектики вполне приспособились к своим особенностям и успешно адаптировались в жизни. Говорят, некоторые из них даже стали писателями: за письменным столом вместо них сидели их машинистки или жены, а сами они бегали по кабинету и диктовали.

 

Оригинал на сайте tatler.ru

«В третьем классе учительница посоветовала родителям перевести меня в спецшколу. Сказала, у меня синдром замедленного развития», — сообщает мне Мария Парфёнова, едва мы усаживаемся за столик на крыше бара «Бардели», в котором дочь журналиста Леонида Парфёнова и кулинара Елены Чекаловой успешно трудится управляющим. Парфёнова-младшая без всяких замедлений развивает связи с общественностью и в модном 15 Kitchen + Bar, а еще владеет тремя языками и легко ведет светские дискуссии об истории. Но Мария — дислектик. Как и каждый десятый человек в мире.

«Даже сегодня мало кто знает о дислексии, а в моем детстве о ней вообще не слышали, — говорит Мария. — В школе меня не считали за человека: «Двадцать две ошибки в диктанте! Ну что с нее взять?»» Лишь один преподаватель рискнул предположить, что Маша не просто ленится или отстает в развитии, и посоветовал сменить государственную школу на частную. Родители перевели ее в «Золотое сечение». А потом девочке поставили диагноз «дислексия». Так называется нарушение способности к овладению чтением и письмом при сохранении способности к обучению.

Дислектик воспринимает текст как образы, проще говоря, вместо слов видит картинки. Слова, не вызывающие у него визуальных ассоциаций, он при чтении просто пропускает. Часто к концу предложения, с чтением которого другие дети могут справиться играючи, дислектик обессилевает от нервного напряжения. Пересказать прочитанное ему почти не под силу. А еще дислектики не видят ошибок в написании слов и чисел. Часто такой ребенок меняет буквы или цифры местами: например, решая задачу по арифметике, пишет «5 + 5 = 01» или рисует в прописи «Э» наоборот. Особенно тяжело детям-миллениалам: в эпоху соцсетей граммар-наци подстерегают дислектиков не только на уроках русского, но и в фейсбуке. Мария Парфёнова, к примеру, перестала писать посты с деепричастными оборотами. «Я не умею их согласовывать, — говорит она. — А люди комментируют: «Природа на вас отдохнула!»» Подобные странности выводят из себя неподготовленных педагогов и слишком амбициозных родителей. «Мои знакомые с дислексией — сейчас уже успешные взрослые люди — рассказывали, как их отцы в гневе выбивали двери детских, ломали письменные столы. Думали, что ребенок просто ленится, — говорит Мария Пиотровская, учредитель московской Ассоциации родителей и детей с дислексией. — Естественно, те впадали в глубокую депрессию. Педагоги не лучше: пытаясь сделать так, чтобы ученик догнал по показателям остальных, заставляли его читать вслух под секундомер. Для ребенка это колоссальный стресс».

Сама Мария Пиотровская, в прошлом глава совета директоров банка «Ренессанс Кредит», ушла из мира финансов и аудита, когда у ее дочери диагностировали дислексию. Мария попыталась разобраться, что это такое. Оказалось, проще свести дебет с кредитом. В России о дислексии могут со знанием дела рассказать только логопеды и нейропсихологи — узкие специалисты, к которым ходят по направлению. В системе образования и социальной поддержки о дислексии тоже не слышали, на законодательном уровне права дислектиков никак не защищены. Свою ассоциацию Мария открыла в октябре при поддержке Рубена Варданяна и его благотворительного проекта Philin. Инициативу поддержал ГИТИС, поскольку дислексия — нередкий диагноз у людей творческих профессий. И Государственный Эрмитаж, которым руководит отец Марии Михаил Пиотровский. Сейчас в музее готовят программу для школьников, построенную не на заучивании текстов, а на визуальных образах.

Дислексией страдает каждый десятый человек в мире. Но официальной статистики и школ для таких детей в России нет.

«Главная наша задача сейчас — объяснить учителям и родителям: если ребенок получает низкие оценки, это не значит, что он ленится или не хочет учиться, — рассказывает Мария. — Следующая задача — способствовать тому, чтобы изменилась законодательная база. Чтобы перед поступлением в начальную школу и переходом в среднюю обязательно проводили тесты на дислексию. Мы также работаем над тем, чтобы в школе появились педагоги, имеющие сертификат для работы с такими детьми в младших классах, — для начала. Хотя бы один на школу. Диагноз обычно ставится в возрасте от пяти до девяти лет (в Англии диагностику проводят с четырех). Так что чем раньше учителя начнут работать с таким ребенком по особой схеме, тем больше шансов, что он окончит школу отлично, сможет реализоваться в любой профессии, избежав психологических проблем».

«Считается, что дислексия передается по наследству. Но наш опыт показывает, что это не обязательно, — объясняет управляющий директор Lucullus Educational Consultants Инесса Хвостова. — Кстати, выявить дислексию у девочек сложнее, чем у мальчиков: видимо, потому что они успешнее скрывают проблемы с учебой. Оттого раньше считалось, что в группе риска в основном мальчики».

Чтобы требовать изменений российских законов, нужна статистика. Ее, разумеется, нет. «Мы сами ездим по школам, — говорит Мария Пиотровская. — Не только в Москве, но и, например, в Чечне и Ингушетии. В этих регионах тоже много школьников с дислексией, вдобавок обучение идет на двух языках, а это для детей дополнительная нагрузка». Ассоциация разрабатывает методики обучения для детей с разными особенностями восприятия, которую собираются передать Министерству образования. Над ней трудятся светила науки: психолингвист Татьяна Черниговская, нейропсихолог Татьяна Ахутина, вице-президент Ассоциации логопатологов Петербурга Александр Корнев. А еще Пиотровская с коллегами провела бесплатные мастер-классы под названием «Неуспеваемость излечима» в пяти общеобразовательных школах Москвы. Учителя пришли и честно признались: в каждом классе есть неуспевающие ученики с характерными признаками.

Родители же приходят в небольшой офис ассоциации на Гоголевском бульваре. Там работает центр «Клуб Интеллект 135», где с детьми занимается врач-невролог высшей категории Гулльжан Сакбаева. Подопечных у нее пока немного: большинство мам, узнав о диагнозе, делают вид, что все в порядке, просто надо нанять репетиторов. Или открещиваются от дислексии, как от смертельного недуга.

«Я перестала писать в фейсбуке посты с деепричастиями. А люди комментируют: «Природа на вас отдохнула!»»

У одной из сотрудниц Пиотровской, студентки исторического факультета МГУ Александры Шишмарёвой, тоже дислексия. На мастер-классах ассоциации Александра выступает спикером. «В детстве я искренне ненавидела школу, — рассказывает она сейчас. — Дошло до того, что начала болеть всем, чем можно, лишь бы не ходить на уроки. Крестная отправила меня в Санкт-Петербург к кандидату психологических наук Елене Николаевне Чесноковой. Она десять дней, с утра и до позднего вечера, занималась со мной по адаптированной американской системе Orton-Gillingham. Мы, например, лепили из пластилина буквы алфавита — сначала от А до Я, потом от Я до А. Когда я вернулась в школу, моя грамотность постепенно улучшилась». В прошлом году Шишмарёва получила высокие баллы на ЕГЭ по русскому и литературе и в итоге поступила на истфак МГУ без экзаменов.

Несмотря на все усилия волонтеров и филантропов, в России пока нет школ, специализирующихся на обучении дислектиков. Даже в продвинутом «Золотом сечении», где взялись за дочь Леонида Парфёнова, нет индивидуального подхода к таким ученикам, рассказывает Мария. «Дополнительного времени на контрольных никто не дает, — говорит она. — Потому что потом придут родители и спросят: «А почему Маше больше позволено, чем моему Вите?» Хотя в «Золотом сечении» все-таки было множество плюсов по сравнению с обычной школой. Русским я, например, занималась не вместе с классом, а с логопедом, трижды в неделю». С преподавателем Европейской гимназии Марией Марковной Казбек-Казиевой Парфёнова развивала грамотность: «У нее свои методики по запоминанию правил правописания. Мария Марковна за год вытянула с двойки на четверку. Еще бы два года — и я бы стала нормально писать по-русски». А научиться читать девушке помогли рассказы Сергея Довлатова: «Он пишет так, как люди говорят. Еще, читая его прозу вслух, можно отрабатывать интонацию — нет длинных предложений, как, например, у Толстого».

В Соединенных Штатах дислексию рассматривают как «специфическую особенность». Так звучит определение, данное Национальным институтом здравоохранения и Международной ассоциацией развития. Дислексия внесена в Закон об образовании с инвалидностью, который действует на территории тридцати семи штатов.

В Великобритании упоминание о дислексии внесли в Закон о хронических больных и недееспособных людях в 1970-м. В 1987-м в Брюсселе была основана Европейская ассоциация дислексии, представляющая интересы дислектиков в Европейском парламенте и ЮНЕСКО. «Когда я уехала учиться в Европу, у меня был шок, — вспоминает Мария Парфёнова. — В Лондонском городском университете есть disability centre, где с тобой занимаются. Для Великобритании это абсолютно нормальная история. Кстати, надо сказать спасибо школе «Золотое сечение»: в рекомендательном письме оттуда мне написали, что «в связи с несовершенством российской системы образования оценки Марии ниже, чем могли бы быть»».

Среднее образование в Великобритании строится либо по системе A Level, либо по программе IB. Последняя лучше адаптирована для обучения детей с особенностями развития и больше подходит для дислектиков. В Москве по системе IB работают, например, Европейская гимназия, МЭШ, Англо-американская гимназия и школа «Президент». «На уроках истории в обычной российской школе о событиях рассказывают по учебнику, конспективно, — объясняет Мария Парфёнова. — А в системе IB (я училась по ней в школе в Италии) ученикам рекомендовано максимально использовать наглядные материалы. Скажем, во время изучения истории холодной войны дети смотрят настоящую американскую пропагандистскую кинохронику. Затем делается наглядный сравнительный анализ событий. Я сейчас могу по памяти нарисовать эту табличку».

Чем раньше удастся выявить у ребенка дислексию, тем больше вероятность, что у него в дальнейшем не возникнет проблем с учебой и социализацией. «Ребенку с дислексией крайне тяжело обучаться, если система образования строится вокруг чтения, письма и запоминания больших объемов информации, — рассказывает Лесли Шоу-Волл, директор подготовительной школы Foremarke Hall Repton Preparatory School в Дербишире. — В Британии разработаны различные программы обучения таких детей».

Папы в гневе выбивают двери детских, ломают письменные столы. Учителя заставляют ребенка читать под секундомер.

Сначала определяется степень дислексии: незначительная (несколько характерных признаков), легкая, умеренная, тяжелая. Детей с тяжелой формой обычно отправляют в частные школы, которые специализируются на работе с дислектиками. «Но на самом деле нет необходимости обращаться в спецшколы, — говорит директор Foremarke. — Большинство дислектиков учатся в обычных — в Великобритании действуют нормативы, согласно которым при обучении детей с инвалидностью и особыми потребностями применяется индивидуальный подход». На контрольных дислектикам выделяют на двадцать процентов больше времени, экзамены они сдают в отдельном классе.

О дислексии важно знать главное — это не болезнь, вылечить ее нельзя. Ее называют «даром, который всегда с тобой» — так поэтично дислексию когда-то назвал Рональд Дэвис, основатель Центра по исследованию проблем чтения в Бурлингейме. Часто дислексия действительно дар. У детей, читающих и пишущих с трудом, нередко хорошо развито невербальное мышление. Они овладевают многими навыками куда быстрее сверстников и обнаруживают творческие способности вроде исключительного музыкального слуха. Отличаются коммуникабельностью, нередко преуспевают в живописи.

«Как полагают Фернетт и Брок Эйде, авторы книги «Преимущества дислексии: разблокировка скрытого потенциала дислексического мозга», люди, которые не умеют сосредотачиваться на мелочах, склонны видеть ситуацию комплексно, представлять, как процессы будут развиваться со временем, — рассказывает глава лондонского офиса образовательного агентства Connexus Academic Advisors Влада Коняшкина. — Видеть взаимосвязи, которые ускользают от остальных, — еще одно достоинство дислектиков. Обратите внимание на то, как ваш ребенок делает выводы. Дислектиков отличает способность к умозаключениям, когда фактов недостаточно или они часто изменяются. Складывать трехмерные пространственные перспективы у дислектиков получается легче. В будущем они могут работать в сфере дизайна, архитектуры, быть инженерами, строителями, изобретателями, органическими химиками».

Но даже если ребенок пока фальшивит, играя двадцать четвертое каприччио Паганини, опускать руки и забирать его из школы точно не нужно. В конце концов, диагноз «дислексия» ставили и Стиву Джобсу. И математику Алану Тьюрингу, расшифровавшему сверхсложный немецкий код во время войны. И даже лауреату Нобелевской премии по литературе Уинстону Черчиллю.

8 признаков того, что у вашего ребенка может быть дислексия

«Большинство людей считают, что дислексия сводится к неумению читать и писать, — объясняет глава лондонского офиса образовательного агентства Connexus Academic Advisors Влада Коняшкина. — Это заблуждение. Такие дети сталкиваются и с другими сложностями».

Дислектик от ребенка с низким IQ отличается тем, что:

1. У него отсутствуют организационные навыки.

2. У него есть проблемы с выполнением последовательных действий (например, ребенку трудно справиться с задачей по математике, поскольку он путает порядок шагов решения).

3. Есть сложности с восприятием времени.

4. Ребенок постоянно отвлекается.

5. У него часто возникают перепады настроения.

6. При чтении ему кажется, что буквы движутся, и он путает их последовательность.

7. Есть проблемы со скоростью обработки информации и запоминанием.

8. Ребенку трудно строить сложные предложения с законченной мыслью.

Дислектики лучше запоминают информацию, если она представлена в виде конкретных примеров или историй из жизни, а не абстрактных рассуждений. К примеру, ваш ребенок, скорее всего, будет отлично помнить, кто и что подарил его сестре на день рождения два года назад, но не свое расписание уроков.

Куда бежать

Как диагностируют дислексию и где учат особенных детей, рассказывает управляющий директор Lucullus Educational Consultants Инесса Хвостова. Чтобы диагностировать или исключить дислексию, ребенка просят прослушать, прочитать и запомнить последовательности слов, чисел или цветов. Таким образом проверяется краткосрочная и долгосрочная память, способность к анализу информации, уровень внимания и концентрации. Еще предложат тесты на логику, на понимание прочитанного, на вербальное и невербальное мышление, а также тесты на интеллект.

Однако дислексия вовсе не предполагает недостаток интеллекта и не ставит крест на образовании и карьере. К примеру, мой муж-дислектик — архитектор. Он может чертить, лишь если слушает аудиокнигу. А я, например, аудиокниги слушать вообще не могу: внимание рассеивается.

Не существует двух одинаковых дислектиков. У каждого человека дислексия проявляется по-разному: у одного вместе с диспраксией, у другого — вместе с синдромом дефицита внимания.

Рекомендации даются по результатам тестирования в каждом индивидуальном случае. Школу подбирают так же. Например, школа More House в английском Суррее подойдет для детей со сложной формой дислексии: там они изучают максимум пять предметов вместо общепринятых двенадцати, к тому же учителя занимаются с ними сверхурочно.

Школа Seaford в Суссексе и Bryanston в Дорсете — здесь хорошо работают со средней формой. Почти тридцать процентов учащихся в этих школах — дислектики.

Даже Итонский и Винчестерский колледжи примут учеников со слабой формой дислексии (там таких особенных учеников восемь процентов). Дети занимаются с педагогом индивидуально или в мини-группах.

Знаменитые дислектики

Чтобы вписать свое имя в историю, необязательно иметь пятерку по чистописанию.

Ричард Брэнсон

Основатель Virgin Group и главная ролевая модель бизнесменов двухтысячных бросил школу в шестнадцать, но написал девять мотивационных книг. Везде есть хотя бы строчка о дислексии. Зная о своей особенности, сэр Ричард окружил себя профессионалами, которые превосходили его в успехах в учебе, и делегировал им большую часть полномочий. А сам стал придумывать новые проекты. Ни аттестата, ни диплома у Брэнсона нет до сих пор. Зато есть состояние почти в пять миллиардов долларов.

Майкл Фелпс

У пловца номер один рекордное количество медалей Олимпийских игр. А в детской медицинской карте — синдром дефицита внимания и гиперактивности и диспраксия (расстройство двигательного аппарата, при котором наблюдаются проблемы с координацией).

Стив Джобс

Несколько раз вылетал из школы и всего один семестр продержался в колледже. Писать и читать толком так и не научился. И, вероятно, поэтому подарил человечеству телефон, умеющий самостоятельно подбирать слова в сообщениях.

Джон Леннон

Вводил учителей в ступор тем, что не мог произнести по буквам ни единого слова, путал созвучные слова и писал, меняя буквы местами. Теперь эти тексты поют по всему миру.

Владимир Маяковский

Ирония судьбы: поэт, читать стихи которого — пытка для дислектиков, сам страдал расстройством восприятия текстов. Отсюда и строфы «лесенкой», и игнорирование знаков препинания. Чтение Владимиру Владимировичу так и не далось: материалы для его поэм собирала Лиля Брик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *