Как избавиться от страха темноты у детей

Страх темноты у детей — это состояние, с которым сталкиваются многие обеспокоенные данным фактором родители. Капризы у малыша очень часто имеют веские на то основания, если речь идет о серьезных нарушениях в эмоциональном восприятии окружающего мира ребенком. Следует выяснить истоки формирования подобной душевной тревоги, которые нарушают процесс «сон-бодрствование» у детей.

Причины возникновения страха темноты у ребенка

Маленькая личность, которая еще не сформировалась, более всего подвержена образованию у нее всевозможных фобий. Причины страха темноты у детей обычно возникают при следующих провоцирующих их жизненных ситуациях:

  1. Эмоциональное потрясение. Любой возникший дисбаланс в общем состоянии малыша или ребенка постарше может крайне негативно сказаться на его внутреннем состоянии. Темнота при этом будет восприниматься как дополнительная угроза, потому что таит в себе нечто неизведанное и пугающее для еще несостоявшейся личности. При дневном свете такие дети ничем не отличаются от своих сверстников, но при последних лучах заходящего солнца они превращаются в буквальном смысле в загнанных зверьков.
  2. Стресс после просмотра информационных источников. Телевидение иногда не скупится на кровавые подробности происходящих в мире событий. Некоторые родители спокойно относятся к тому факту, что их дети наблюдают за разворачивающимися на экране сценах насилия. Вследствие подобного своеобразного культурного досуга у малыша или подростка может сформироваться комплекс боязни тьмы, который в дальнейшем принесет множество проблем как ребенку, так и его папе с мамой.
  3. Просмотр фильмов-ужасов. Не только лицезрение сюжетов о дорожно-транспортных происшествиях и террористических актах могут испугать излишне впечатлительных детей. Современная киноиндустрия периодически поставляет специфическую продукцию любителям пощекотать свои нервы. Саги о вампирах, оборотнях и прочей нечистой силе уже стали привычными для простого обывателя. Однако малыш с наступлением темноты перестает воспринимать увиденную информацию, как развлекательный фильм, и ему начинают мерещиться в покрове ночи всевозможные кошмары и ужасы.
  4. Семейные конфликты. Если нервная система ребенка подвергается постоянному стрессу, то с приходом темноты она начинает подавать дополнительные тревожные сигналы маленькому человечку. Он не может самостоятельно заснуть в отдельной комнате и просится в кровать к взрослым, чтобы успокоиться и хотя бы немного подремать.
  5. Провоцирование страха взрослыми людьми. Уж сколько раз твердили миру, что ни в коем случае нельзя развивать у своего ребенка всевозможные фобии. Однако вещания трагическим шепотом о Бабайке и прочей нечисти не сходят с уст ретивых родителей, которые считают себя специалистами в педагогике. Таким образом они добиваются покорности у своих отпрысков, а в итоге растят из них неврастеников.
  6. Навязчивые образы. Некоторым детям изначально внушается, что ночная пора — это время, которого необходимо остерегаться. Причину подобной ассоциации взрослые объяснить не спешат, но излишне эмоциональный ребенок охотно верит в предоставленную ему «информацию». К тому же некоторые излишне суровые папы и мамы наказывают своих непосед тем, что запирают их в комнате в довольно позднее время. Для большего ужесточения наказания в добавок выключают свет. В итоге у их чад в сознании начинает срабатывать схема «провинился— темнота — страшно».
  7. Боязнь смерти. В данном случае речь идет о довольно серьезном психологическом дисбалансе у детей. Еще несформировавшиеся личности изначально не могут дать четкого объяснения прихода на этот свет нового человека и дальнейшего его ухода в мир иной. Следовательно, страх темноты на основании озвученной причины является поводом для срочного обращения к психологу, потому что после смерти какого-то близкого ребенку члена семьи у него развилась подобная фобия.
  8. Переезд из квартиры в частный дом. Даже для взрослых такое радикальное изменение места жительства не проходит просто так. Малыш же сильнее реагирует на отсутствие соседей, переезд с «высоты» на «землю». И если днем ребенок прекрасно резвится во дворе и радуется переменам, то ночью у него может разыграться фантазия, в которой лезут в окна, нападают и т.д.

В большинстве описанных причин возникновения страха к темноте виноваты именно взрослые. Вместо того чтобы оградить своего отпрыска от развития всевозможных фобий, они сами способствуют их прогрессированию. Детская психика настолько неустойчива, что поддается любой коррекции со стороны старшего поколения семьи, которое очень часто имеет негативный характер воздействия на своих потомков.

Группа риска возникновения страха темноты у детей

Ребенок в любом возрасте может быть подвержен озвученной фобии, потому что она порой возникает из ниоткуда. Однако специалисты сделали четкое возрастное разграничение данной проблемы, которое выглядит следующим образом:

  • 1-3 года. При данном начальном развитии личности малыш еще не в полной мере осознает свои страхи с наступлением ночи. Выйдя из грудничкового возраста, он отлучается от материнской груди и в большинстве случаев приобретает свои личные апартаменты. Не каждый ребенок готов к такому первому шагу в самостоятельную жизнь, поэтому боязнь темноты нередко сопровождается его истериками и желанием спать в кровати родителей.
  • 4-5 лет. В данном возрасте дети очень чувствительны к происходящим в их жизни переменам. Они уже физически и психологически в состоянии поделиться своей боязнью темноты со своими родителями в доступной для их развития форме. Однако не все взрослые в состоянии понять крики о помощи от своих чад, что в дальнейшем грозит усугублением у них боязни темноты.
  • 5-6 лет. На данном этапе развития ребенок в состоянии уже проецировать свои страхи на четко сформировавшиеся для него факторы опасности. Для него темная комната — уже не абстрактный объект, а место, в котором обитают фантастические существа из полученной извне информации.
  • Первый раз в первый класс. Данный период развития детей — время более близкого знакомства маленькой личности с социумом. Однако подобный фактор иногда провоцирует развитие новых фобий у первоклассника, потому что ему будет предоставлена новая порция «страшилок» от его новых приятелей.
  • 8-10 лет. Если родители скептически относились к проблеме своего ребенка на протяжении всего времени тревожных сигналов от него, то боязнь темноты становится нормой для их чада. Дети с подобной фобией не могут заснуть в темноте, если поблизости не находятся взрослые и близкие им люди. В итоге все заканчивается необходимостью обратиться к психологу, который специализируется в данной области.
  • Подростковый возраст. Специалисты отмечают большую боязнь к темноте у девочек, чем у мальчиков в этом периоде созревания личности. У них более срабатывает инстинкт самосохранения, который сигнализирует им о вероятной опасности от всех пугающих факторов. Страхи у подростков такого плана — нередкое явление, которое часто возникает от невнимания взрослых к проблемам эмоционального характера у своих детей.

Способы борьбы со страхом темноты у ребенка

Если проблема касается любимого чада, то необходимо с максимальной ответственностью отнестись к возникшей семейной неурядице. В данном случае лучше всего прислушаться к советам специалистов, как побороть страх темноты у ребенка. Самое важное — не допустить развития фобии.

Помощь родителей при лечении страха темноты

Каждые папа и мама всегда хотят самого лучшего для своего ребенка, чтобы он стал со временем полноценной личностью. Никтофобия (боязнь темноты) может быть устранена на начальной стадии ее развития при помощи следующих действий со стороны заинтересованных в решении проблемы взрослых:

  1. Разговор по душам. Дети всегда готовы пойти на контакт с родителями, которые способны адекватно оценить их страхи и опасения. Малыш в возрасте до трех лет всегда услышит ласковое слово от папы или мамы, если при этом категорически не хочет находиться в темной комнате в одиночестве. Следует с полной откровенностью рассказать своему отпрыску о нецелесообразности его страхов, приведя в виде примера свои прошлые опасения из детства.
  2. Приобретение домашнего любимца. В некоторых случаях можно позволить себе завести того же котенка, когда у ребенка ярко развита проблема никтофобии. Если у сына или дочки нет аллергии на шерсть животных, то они будут спокойно спать, когда рядом мурлычет и ластится их новый друг. При невозможности подобного приобретения можно завести тех же аквариумных рыбок. Одно их присутствие в комнате ребенка покажет, что он не один, и позволит ему заснуть в спокойной обстановке.
  3. Пижамные посиделки. Если дети достигли довольно осознанного возраста, то можно время от времени позволить им пригласить домой своих приятелей. Злоупотреблять подобными мероприятиями не стоит, но иногда они весьма плодотворно влияют на устранение у ребенка боязни темноты.
  4. Перестановка мебели. Некоторые составляющие гарнитура в детской комнате способны вызвать у ребенка состояние депрессии. Даже при дневном свете дети чувствуют себя некомфортно при некоторых изысках взрослых в плане оборудования их жилища. Родители должны максимально оптимизировать островок отдыха у своих отпрысков, чтобы они с приближением темноты не почувствовали себя загнанными в клетку зверьками.
  5. Приобретение интересной обновки. Светильники своеобразной формы — главной враг темноты и детских фобий, которые она провоцирует. Родители, которых всерьез волнует проблема возникновения никтофобии у их ребенка, должны с максимальным комфортом организовать спальную комнату их чада. В ней необходимо разместить только вещи релаксационного характера без малейшего повода для испуга малыша.

От поведения родителей детей с подобной проблемой зависит практически 80% успеха предполагаемого мероприятия. Исключительно в их интересах сделать все возможное для избавления их любимого чада от довольно серьезной проблемы в виде никтофобии.

Советы психологов по лечению боязни темноты у детей

В некоторых случаях даже усилий со стороны родителей бывает недостаточно для избавления ребенка от описываемого панического страха. При сложившейся критической ситуации психотерапевты советуют применить следующие средства борьбы с возникшей проблемой:

  • Игротерапия. Данная методика имеет довольно большое количество ее разновидностей. Если разговор идет о ребенке до 5 лет, то можно поиграть с ним в прятки. При этом специалисты советуют самые любимые игровые атрибуты малыша прятать именно в темном помещении. Для ребенка в более взрослом возрасте можно предложить игру в шпионов, главная разработка которых находится в таинственном, но довольно темном месте.
  • Прием «антисказка». Внедрение в жизнь выражения «клин клином вышибают» станет довольно полезным занятием при озвученной методике борьбы с никтофобией. Многие дети привыкли с детства слушать байки о злых монстрах и всевозможных исчадиях ада, потому что данными понятиями их щедро снабжает телевидение и интернет. Психологи внедряют при этом кардинально противоположную методику, при которой зло всегда будет побеждено добром посредством грамотно изложенной сказки на новый лад.
  • Рисование вместе со специалистом. Дети сами по себе любят изображать на листе бумаги свои тревоги и переживания. Грамотный психотерапевт сможет скоординировать мысли подопечного при совместной художественной деятельности. Во время подобного совместного досуга ребенок и специалист могут найти причины возникновения страха перед темнотой, что станет в дальнейшем решающим шагом для последующей терапии маленького пациента.

Как бороться со страхом темноты у ребенка — смотрите на видео:

При вопросе родителей, как избавиться от страха темноты у детей, психологи обычно дают однозначный и категоричный ответ. Они рекомендуют следить за любыми изменениями в поведении любимого чада, чтобы в дальнейшем не пожинать плоды безрассудного отношения к воспитанию своего подрастающего поколения.

Если ребенок боится спать без света

Если вы читаете эту статью, значит, ваш ребенок уже проявил нежелание оставаться в комнате на ночь без света. Проблема, действительно, очень распространенная, и многих родителей она беспокоит, ведь пока бодрствует малыш, бодрствуют и взрослые. Что делать если ребенок боится спать без света? Как оперативно и аккуратно решить эту проблему? Детские психологи знают ответы.

Почему дети боятся темноты?

Первым делом, родителям важно понять, что боязнь темноты — явление распространенное. Большинство детей в возрасте до 5 лет испытывают страх, когда остаются в комнате с выключенным светом. Причем боятся они не столько саму темноту, сколько то, что она может скрывать. Воображение детей безгранично, и как только свет в комнате гаснет, оно начинает рисовать пугающие картины — монстров под кроватью, чудищ за шторами, грабителей в шкафу. Подливают масло в огонь и просмотренные за день телепередачи/мультфильмы/фильмы, видеоигры и, конечно, рассказанные юными товарищами в детском саду или на игровой площадке страшилки. Впечатлительные малыши надолго запоминают напугавшие их картинки и истории, которые начинают «оживать» в абсолютно темной комнате.

Что не нужно делать родителям

Конечно, заснуть в состоянии страха и тревоги ребенку крайне сложно, поэтому он обращается за помощью к своим «бесстрашным героям» — родителям. Ночные миграции в родительскую спальню быстро входят в привычку, доставляя взрослым определенные неудобства. При этом родители зачастую реагируют не самым рациональным образом, и проблема детского страха лишь усугубляется. В случае если ваш ребенок боится спать без света, не стоит делать следующее:

  • Ругать и наказывать ребенка. Метод самый распространенный, но совершенно не действенный. Страх темноты не пройдет, а доверять родителям малыш станет значительно меньше.
  • Смеяться над ребенком. Высмеивание детского страха приведет только к снижению самооценки малыша. Он будет чувствовать себя слабым и не понятым самыми близкими людьми — родителями.
  • Пытаться серьезно объяснить ребенку абсурдность страха. Дети склонны больше верить своему яркому воображению, чем «нудным» лекциям взрослых.
  • Водить к бабушкам-целительницам. Эффективность подобных мероприятий остается под большим вопросом, но вполне вероятно, что ритуалы еще сильнее напугают ребенка.

Как помочь ребенку побороть страх спать в темноте

Конечно, избавление от страхов — процесс длительный и требующий терпения. Не существует волшебной таблетки, способной за один вечер устранить проблему, — с проблемой нужно работать. И начать лучше всего с откровенного разговора с ребенком. Нужно обсудить страх, узнать, что именно тревожит малыша, когда он остается один в темной комнате. При этом общение должно складываться, как обычный разговор, а не как допрос, иначе ребенок почувствует давление и не сможет объективно описать свои переживания.

Желательно страх конкретизировать. Сделать это можно с помощью рисования — просто дайте ребенку возможность нарисовать все, что так пугает его ночью в темноте. Когда рисунки будут готовы и обсуждены, их можно порвать или сжечь, словно прогоняя всех этих жутких чудовищ. Такой простой, казалось бы, ритуал очень часто оказывается эффективным. Еще один вариант — попытаться «задобрить» монстров, подрисовав им забавные мордочки.

Быстрее избавиться от страха ребенка засыпать в темноте помогут следующие действия:

  • Свести к минимуму видеоигры и просмотр телевизора. Чрезмерная возбудимость детской нервной системы — одна из причин проблем с засыпанием, в том числе в темной комнате.
  • Постепенно приучать ребенка к темноте. Например, можно устраивать уютные семейные вечера в свете зажженных свечей.
  • Сделать детскую максимально уютной. Ребенок должен чувствовать себя в своей комнате защищенным и расслабленным. Если в ночное время какие-то предметы своими силуэтами пугают малыша, их следует переместить или убрать.
  • Устраивать просмотры мотивирующих и приободряющих фильмов/мультфильмов. Когда ребенок увидит преодолевших свои страхи героев, он захочет последовать их примеру.
  • Наладить общее настроение внутри семьи. Нередко страх оставаться ночью в полной темноте является следствием внутренних переживаний ребенка, наблюдающего конфликты взрослых. Гармония в семье — ключ к спокойствию малыша.
  • Подарить ребенку мягкую игрушку. Расскажите малышу, что новый друг никого и ничего не боится и сможет защитить его ночью от всех неприятностей. Кстати, этот способ поможет и в случаях, когда ребенок боится спать один в комнате.
  • Проводить с ребенком активный день. Если в течение дня ребенок будет занят интересными и энергозатратными делами, к ночи он почувствует усталость и быстро заснет, не обращая внимания на свой страх темноты.
  • Перед сном выпивать теплое молоко с медом. Удивительно, но этот простой напиток действительно помогает заснуть. Проверено не только на детях, но и на очень эмоциональных взрослых, страдающих от бессонницы.

И, конечно, не требуйте от ребенка моментальной победы над страхом темноты. Установите в комнате ночник, который можно оставлять включенным на ночь. Позвольте ребенку самому контролировать освещение в комнате, опираясь на собственные ощущения. И не забывайте поддерживать малышей — похвала лишней точно не будет.

Ребенок боится темноты: основные причины, советы психологов

Страх темноты — распространенная проблема. Многие взрослые боятся ее, что уж говорить о детях. По статистике 8 из 10 детей в возрасте от 3 до 10 лет испытывают страх перед темной комнатой. У 10% из них он сохраняется на всю жизнь. А у 2% из них он перерастет в настоящую болезнь — никтофобию. Откуда берется эта фобия и как с ней грамотно бороться, рассмотрим в этой статье.

Почему появляется такая фобия

Как только начинает смеркаться, образуется недостаток зрительного восприятия окружающей обстановки. Страх возникает не перед отсутствием света, а перед тем неизвестным, что может скрываться в темной комнате. А по причине того, что зрение не может послать сигнал мозгу о безопасности обстановки, возникает неопределенность. В этот момент другие органы чувств ребенка пытаются компенсировать этот недостаток (слух, обоняние, осязание), а богатая детская фантазия «дорисовывает картинку». Именно из-за быстро развивающегося богатого воображения страх перед темнотой у детей встречается чаще, чем у взрослых.

Но богатая фантазия является не единственной причиной возникновения такой боязни. Так, из-за повышенной эмоциональности восприятия, запоминания, воспроизведения образов и событий, а также бурного воображения и образного мышления детская психика становится очень чувствительной к различным «провокациям», которые приводят к обострению страха темноты.

К таким «провокациям» относятся:

  • Фильмы ужасов и страшные истории. Если ребенку позволяют смотреть недетские фильмы или рассказывают жуткие истории, то он быстро запоминает такие эмоционально окрашенные «картинки». И потом, оказавшись в комнате в темноте, его мозг начинает эти «картинки» воспроизводить.
  • Выпуски новостных телепередач. Такие телепрограммы предназначены для взрослых. Если ребенок в ней увидит сцену насилия, стихийного бедствия или еще какого-либо чрезвычайного происшествия, то это тоже может стать причиной боязни темноты.
  • Устрашающие высказывания взрослых, которые произносятся ими с целью воспитательного воздействия. Взрослые часто для сдерживания нежелательного поведения ребенка позволяют себе его запугивать путем подобных фраз: «будешь себя плохо вести, отдам бабе Яге», «будешь кричать, бабая позову», «плохих детей бармалей ночью забирает», «не лезь в этот шкаф, там бабайка живет» и тому подобное. После этого в темноте малыш может вспомнить эти слова и поверить в их реальность.
  • Сон в одиночестве. Чаще темноты боятся те дети, которые спят одни в комнате.
  • Большое количество запретов.
  • Конфликты в семье.
  • Встреча с незнакомыми людьми, которые пробуждают негативные ассоциации.

Боязнь темноты может перерасти в настоящую болезнь — никтофобию.

Что делать родителям

Чтобы помочь ребенку побороть страх, нужно серьезно отнестись к его чувству и быть искренним. Дети это чувствуют. Далее можно предпринять ряд действий, которые помогут ребенку преодолеть эту фобию.

Поговорить и объяснить, что бояться нечего

Необходимо серьезно, без иронии, поговорить с малышом о его чувствах. Необходимо выяснить, что его пугает и почему, узнать кто живет в с ним в комнате ночью и куда он исчезает днем, зачем пришел и как может ему навредить. Так, появится возможность выяснить, что именно стало «провокацией» появления этого страха. Опираясь на полученную от ребенка информацию, нужно объяснить ему, что бояться нечего, что вы всегда рядом и сможете ему помочь в любой ситуации.

Вместе исследовать комнату

После разговора важно вместе с малышом проверить комнату на наличие пугающих образов. Включив ночник, исследуйте каждый уголок. Возможно появится необходимость переставить или убрать какие-то предметы, тени которых создают неприятные образы в фантазиях ребенка.

Подарить талисман

Проведя проверку в комнате в присутствии родителей, ребенок часто успокаивается и соглашается, что бояться нечего. Но стоить взрослым выйти из нее и выключить свет, как страх темноты снова появляется. Поэтому можно попробовать подарить ему талисман, который способен защитить и прогнать вымышленных монстров. Это может быть, например, динозавр или особенный ночник. Главное, чтобы малыш поверил, что этот предмет защитит и с ним ничего не страшно. Для усиления эффекта можно рассказать сказку, в которой этот талисман побеждает «предмет» страха.

Чего нельзя делать

Неправильное поведение родителей в такой ситуации может лишь усугубить ее:

  • Высмеивать и критиковать. Если ребенок признается вам в своих страхах, это значит, что он вам доверяет и надеется на вашу помощь, защиту. Нельзя в этот момент высмеивать его, иронизировать по поводу страхов или называть трусом. Это лишь подорвет его доверие к взрослому, а боязнь темноты никуда не исчезнет.
  • Заставлять преодолеть фобию самостоятельно. Если ребенок боится, что в шкафу кто-то есть, то не нужно заставлять его самостоятельно идти к нему и открывать, чтобы убедить в том, что там никого нет. Или закрывать его в темной комнате для осознания того, что поводов для страха нет. Это лишь ухудшит ситуацию, ребенок переживет самый настоящий ужас, что может привести к развитию более серьезной фобии.
  • Поддерживать страхи. Если малыш сообщает о том, что в шкафу живет монстр, то не нужно заглядывать в него и сообщать, что это действительно так. Особенно не стоит говорить, что, если он будет плохо есть кашу, то чудище выскочит и утащит к себе. Такое поведение только подкрепит веру ребенка в существование монстров и усилит его боязнь.

Когда малыш рассказывает о своем страхе темноты, то это не капризы и вранье. Он действительно верит в него. Для него он реален. Поэтому игнорирование, уличение ребенка во лжи или пустая злость не помогут ему справиться с боязнью. Он просто поймет, что взрослый ему не верит и не может помочь в сложной ситуации.

Боязнь спать в темноте

Часто из-за этой фобии ребенок боится один спать в комнате. Для того, чтобы преодолеть эту проблему, можно воспользоваться следующими советами:

  • Наладить благоприятную атмосферу в семье.
  • Учесть желания хозяина детской комнаты при ее оформлении. Так ему будет приятнее и уютнее находиться в ней.
  • Выстроить грамотный распорядок дня. Режим позволит ребенку чувствовать себя увереннее, а его жизнь станет более предсказуемой.
  • Придумать ритуал отхода ко сну и постоянно ему следовать. Например: надеваем любимую пижаму, чистим зубы, читаем добрую сказку и засыпаем.
  • Перед сном надо проверить с малышом комнату, чтобы убедиться, что нет повода для страха.
  • Положить в детскую кровать талисман, который будет исполнять роль защитника.
  • Нужно предложить ребенку представить, что он создает силой мысли вокруг себя невидимый купол, который оградит его от всех неприятностей.
  • Необходимо хвалить его за все попытки победить свой страх.
  • Поделиться собственным примером из жизни победы над страхом темноты.

Возрастные этапы страха

2-3 года

В этом возрасте родители, как правило, помогают развитию самостоятельности своего малыша. Например, прерывают совместный сон, если он был, и переселяют его в отдельную кровать либо вообще комнату. Часто в этой ситуации ребенок начинает бояться не столько темноты, сколько остаться в одиночестве. Поэтому нужно не отказывать ему в просьбах побыть с ним в комнате подольше и всегда откликаться на его зов, чтобы он был уверен в своей безопасности.

4-5 лет

Дети этого возраста являются более самостоятельными, часто большую часть дня они проводят в детском саду. Именно в этом возрасте происходит расцвет детской фантазии. Причинами страха часто становятся вместе с активным воображением пережитый стресс (ссора с близкими, наказание, конфликт с детьми), просмотренный страшный мультик, перевозбуждение в течение дня. Помочь в данной ситуации можно успокоив малыша: заключить в объятия, поговорить, погладить, поцеловать, дав тем самым поддержку и заботу.

7-10 лет

Обычно к этому возрасту дети перестают бояться монстров под кроватью. Они уже умеют рационально мыслить и объяснять окружающие явления (например, тень на стене). Но у некоторых страхи все еще присутствуют. Часто их причиной могут быть неблагоприятная атмосфера в семье, ссоры близких. Будьте внимательны к ребенку, общайтесь с ним, не пускайте ситуацию на самотек. При необходимости стоит обратиться за помощью к врачу.

Советы психологов

Рассмотрим, что советуют специалисты:

  • Необходимо помочь малышу справиться со страхом, самостоятельно это сделать у него не выйдет.
  • Постараться установить причину проблемы, тогда бороться с ней будет проще.
  • Если ребенок начал бояться темноты в возрасте 7-10 лет, необходимо проанализировать отношения в семье. Возможно причина лежит в конфликтной ситуации.
  • Обеспечить ребенку дополнительную физическую нагрузку (например, записать в спортивную секцию), чтобы на мысли о страхе сил просто не оставалось.
  • Личный пример преодоления фобии. Расскажите малышу свою историю победы над боязнью темноты.
  • Пусть порисует и выплеснет все свои страхи на листок. После этого мама может что-то добавить к рисунку, что позволит ему с юмором взглянуть на свои боязни и развеселит.
  • Существует такой прием борьбы со страхами, как графический тест. Необходимо предложить своему ребенку написать «мини-сочинение» о своих опасениях, обратив его внимание на то, что «страшные» слова — это всего лишь обычные слова.
  • В борьбе с такой проблемой спасут игры. Например, прятки. Поскольку прятаться нужно в темных местах, то в процессе игры малыш не успеет испугаться.

Многие дети боятся темноты. Главное серьезно отреагировать на эту проблему, не иронизируя и не игнорируя ее. Существует множество способов преодоления этой фобии. Главная задача взрослого — помочь своему ребенку.

Просмотров: 1071.

Дети и темная комната: как справиться с ночными страхами?

Дети боятся темноты. Наверное, в каждой семье была такая ситуация, когда малыша уже уложили в постель, вечернюю сказку прочитали, казалось бы, пора и уснуть. Но не все так просто — ребенок плачет, просит не гасить свет, не отпускает родителей и капризничает, если его требования не выполняются. Что должны делать в таком случае взрослые?

Как должны вести себя родители, если ребенок плачет перед сном?

Если перед сном ребенок плачет, капризничает и не хочет оставаться один в комнате, возможно, он просто боится темноты. В подобной ситуации взрослые ни в коем случае не должны игнорировать детскую просьбу, списывая все на пустые капризы.

Чтобы понимать детей, следует научиться ставить себя на их место. Просто подумать, что может показаться маленькому ребенку в темной комнате? Может быть, он насмотрелся мультфильмов, в которых были отрицательные герои, или наслушался сказок про ведьм и леших? В течение дня дети об этом практически не вспоминают, но с наступлением ночи в темной спальне злые монстры появляются в детском воображении и становятся очень страшными. Предметы в темноте приобретают пугающие очертания и ребенку кажется, что за шкафом или шторой спрятались те самые злые ведьмы и лешие. Детская фантазия безгранична и поэтому, пока малыша не сморит сон, он на самом деле успевает пережить моменты ужаса.

Некоторые родители сомневаются, действительно ли дети боятся темноты или это просто хитрая уловка, позволяющая дольше не спать. Конечно, нет сомнений в том, что большинство детей — прекрасные актеры, которые запросто могут изобразить страх. Но как понять, хитрит ребенок или действительно боится оставаться в темноте? Если малыш в жизни смелый, активный и порой даже отчаянный, он может и схитрить, чтобы подольше погулять. А придумать страшилку для родителей ему помогут те же герои из сказок и мультиков. И, наоборот, если он застенчивый, несмелый и впечатлительный, то вероятнее всего, он ничего не придумывает. Малыш может действительно бояться оставаться один в темноте.

Как помочь детям справиться с боязнью темноты?

У каждого ребенка свои особенности характера, поэтому однозначного ответа на этот вопрос нет. Психологи предлагают несколько вариантов, как помочь ребенку справиться с проблемой:

  • Первый вариант — просто запретить ему жаловаться и оставить в комнате одного, предоставив возможность самостоятельно справиться со своей проблемой. Такой метод воспитания в основном используют суровые отцы либо матери, не уступающие первым в строгости. Кстати, если дети и правда симулируют страх, такой подход обеспечит нужный результат, потому что не даст им возможности манипулировать родителями. Но если малыш не врет, то такая позиция родителей может усугубить ситуацию. К проблеме боязни темноты может добавиться еще одна — ребенок почувствует себя брошенным.
  • Второй вариант — отложить личные дела и сидеть с ребенком, пока он не уснет. Бесспорно, это неплохой метод — малыш очень скоро забудет о своих ночных страхах и будет спокойно засыпать, чувствуя себя в безопасности. Но здесь есть и обратная сторона — так придется делать каждый вечер. И если однажды мама или папа не смогут оберегать его сон, чувство страха вернется вновь. Кроме того, малыш испугается, если проснется ночью и поймет, что рядом никого нет, ведь он спокоен только тогда, когда с ним мама или папа.
  • Самый простой и эффективный способ справиться с детским страхом — оставлять в комнате светильник. Ребенок успокоится — он будет хорошо видеть все предметы и ему не будут чудиться злые персонажи. А у родителей появится возможность заниматься по вечерам своими делами, не подстраиваясь под распорядок своего малыша.
  • Возможен такой вариант, как чередование вышеперечисленных методов. Это поможет исключить развитие зависимости от одного из способов. Ведь даже, казалось бы, самый надежный метод с ночником тоже иногда подводит. В светильнике может просто перегореть лампочка и если у ребенка уже появилась привычка засыпать при приглушенном свете, то пробуждение в абсолютной темноте способно спровоцировать стрессовую ситуацию.
  • Если родителям известно, что ребенок плачет из-за боязни темноты, можно придумывать занятия для детей. Например, иногда просить отнести какой-нибудь предмет в темную комнату или принести оттуда. Такой прием послужит неплохой тренировкой и постепенно малыш перестанет бояться темных мест.
  • А еще можно вместе с ребенком сочинить сказку, в которой злой колдун вдруг превращается в доброго волшебника. Или «назначить» охранником какую-нибудь игрушку малыша и убедить его в том, что пока «охранник» в комнате, ни один злой монстр туда не попадет.

Активные занятия для детей как профилактика ночных страхов

Появление страхов у малыша можно предупредить. Когда ребенок боится? Только в том случае, если он чем-то напуган или чего-то не понимает. А ведь порой родители, сами того не замечая, сами создают почву для появления подобных фобий у малыша: «Будешь плохо себя вести — придет злой колдун и украдет тебя». Подобные выражения, а также окрики, шлепки и подзатыльники в свою очередь тоже негативно отражаются на психологическом здоровье ребенка. Но и нельзя позволять ему делать все то, что заблагорассудится, поэтому наказывать иногда приходится. Только нужно использовать для этого другие методы, не прибегая к угрозам и рукоприкладству. Кроме того, для профилактики ночных ужасов следует контролировать занятия для детей: проверять, какие телепередачи смотрит ребенок, ограничить или совсем исключить просмотр мультфильмов и передач, которые вызывают у него чувство страха. Психологи советует беречь детей от «Бэтмэнов», «Халков» и прочих детских страшилок, и уж, конечно от взрослых фильмов ужасов. Да и вообще, лучше детям как можно меньше сидеть у телевизора либо компьютера, а больше времени проводить на воздухе, организовывая активные игры и другие веселые занятия для детей. Чем насыщеннее будет программа на день, тем больше ребенок устанет и, скорее всего, уснет, не успев даже и вспомнить о том, что где-то за шкафом притаилось страшное чудовище.

Сказка о мальчике, который боялся темноты

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 32

(М. Маслова)

Жил-был на свете мальчик, который очень боялся темноты. Как только наступало время ложиться спать и в доме выключали свет, мальчику становилось очень страшно. Он лежал в своей кроватке и прислушивался к каждому шороху. Ему казалось, что сейчас откроется дверца шкафа, оттуда выбежит страшное чудовище и набросится на него. И от этого ему становилось еще страшнее. Ему казалось, что с наступлением темноты комната наполняется страшными и злыми чудовищами, которые пришли его напугать. От страха он начинал плакать и звать маму. Когда мама приходила, он просил ее включить лампу, стоявшую рядом с его кроватью, и посидеть с ним, так как ему было очень страшно. Он начинал рассказывать маме о чудовищах, которые живут в его комнате, но она его успокаивала и говорила, что никаких чудовищ нет и ему нечего бояться. Но мамины слова не могли успокоить мальчика, и как только наступал вечер, ему опять становилось страшно.

Однажды мальчику приснился сон. Ему снилось, что он оказался в волшебной стране. Это была очень большая и красивая страна. Там ему встретилась добрая фея. «Здравствуй, мальчик», – сказала она. «Здравствуй», – ответил мальчик. «Знаешь ли ты, как называется моя волшебная страна?» – спросила фея. «Нет», – ответил мальчик. «Она называется „Не боюсь“, и ты попал сюда не случайно. Я узнала, что ты очень боишься темноты и страшных чудовищ, которые живут в твоей комнате, и решила тебе помочь». Мальчик удивленно посмотрел на фею и спросил: «Но как ты можешь мне помочь?» Фея улыбнулась: «В моей стране все страшные чудовища волшебным образом превращаются в смешных и добрых, а потом и вовсе исчезают». «Но как это у тебя получается?» – изумленно спросил мальчик. «Я обязательно все расскажу, но если ты хочешь избавиться от страхов, ты должен выполнить все мои задания», – сказала фея. «Хорошо», – ответил мальчик.

«Для начала тебе надо испугать меня, чтобы я поняла, как тебе бывает страшно», – сказала фея. Мальчик очень удивился такой просьбе, но решил ее выполнить. Он состроил страшную гримасу на лице и закричал страшным голосом: «У-у-у!» Он так старался, что фея действительно испугалась. «Молодец, мне было очень страшно, – сказала фея. – Но это только первая часть нашего превращения. А теперь возьми мои карандаши и попробуй нарисовать своих страшных чудовищ. Только рисуй их так, чтобы они действительно были очень страшными». Мальчик снова удивился: «Мне кажется, ты хочешь еще больше запугать меня». «Нет, – ответила фея. – Я очень хочу тебе помочь, но если ты не выполнишь все мои задания, то у нас ничего не получится». «Ну хорошо», – согласился мальчик, взял у феи волшебные карандаши и начал рисовать. Он долго и старательно рисовал своих чудовищ, фея осталась очень довольна его рисунком. «Замечательно, – сказала она. – Ты выполнил мои задания, и можно начинать превращать этих чудовищ в добрых и смешных. Давай возьмем волшебные карандаши – именно они помогут нам осуществить превращение». Она взяла свою волшебную шкатулку и достала оттуда много ярких и красивых карандашей. «Будем делать наше чудовище добрым», – сказала фея и нарисовала красным карандашом улыбку на его лице. «Здорово!» – воскликнул мальчик и подрисовал чудовищу смешные ушки с кисточками. А потом они вместе раскрасили чудовище яркими карандашами и нарисовали в его лапах красивый цветочек. А вместо темноты у них получилось небо со множеством ярких звездочек, а одну звезду они сделали самой крупной и красивой. Когда рисунок был готов, фея спросила у мальчика: «Ну как, теперь тебе не страшно?» «Нет, – ответил мальчик. – Теперь это вовсе не чудовище, а очень доброе и красивое волшебное животное. И я больше его не боюсь». «Ну что же, я очень рада, что смогла тебе помочь и ты наконец-то избавился от своих страхов», – сказала фея.

«А теперь посмотри внимательно на стены моего волшебного царства», – попросила фея. Мальчик поднял голову и увидел на стенах множество ярких и смешных рисунков. «Что это?» – удивился мальчик. «Это рисунки таких же детей, как и ты, которые тоже когда-то боялись темноты», – ответила фея.

«Неужели их так много?» – удивился мальчик. «Конечно, очень многие дети, как и ты, боялись темноты, но мне удалось им помочь», – ответила фея. «Здорово! – воскликнул мальчик. – Ты очень добрая, большое тебе спасибо!» «Пожалуйста, – ответила фея. – Я надеюсь, что тебе никогда больше не будет страшно. Но если ты все же испугаешься, вспомни свой рисунок и все то, что мы с тобой делали, и страх сразу же пройдет». «Я уверен, что больше никогда ничего не буду бояться», – ответил мальчик.

«Да, чуть не забыла, оставь мне, пожалуйста, свой рисунок, он будет мне напоминать о тебе, ну а ты будешь вспоминать меня, вглядываясь в звездное небо. Там ты увидишь такую же красивую и большую звезду, как та, которую ты нарисовал на этом рисунке. Эта звездочка специально будет светить в твое окошко, и в комнате уже не будет так темно», – сказала фея. «Еще раз большое тебе спасибо. Я никогда тебя не забуду», – ответил мальчик. «Я очень рада, но нам пора прощаться». «До свидания!» – прокричал мальчик, покидая волшебную страну. «До свидания», – ответила фея.

Мальчик открыл глаза и сел в своей кроватке. «Какой чудесный сон мне приснился», – подумал он. Его комната была залита ярким светом. Он подбежал к окну и увидел множество звезд на ночном небе. И тут он заметил одну особенно яркую звездочку, которая светила прямо в его окошко, и комната уже не казалась такой темной. «Неужели это был не сон? – подумал мальчик. – Хотя какая разница, самое главное то, что я больше не боюсь темноты». И мальчик побежал к своей кроватке. Он укутался в теплое одеяло и уснул уже совершенно без всякого страха. А звездочка продолжала светить, заливая комнату мальчика ярким светом.

Вопросы для обсуждения

– Чего боялся мальчик?

– Как фея помогла ему избавиться от своего страха?

– Какие еще способы преодоления страха вы знаете?

Комментарии для ведущего

Если темп работы класса невысок, для упражнения «Рисуем режим» лучше подготовить заранее небольшие кружочки с символическим изображением чувств, чтобы дети не тратили времени на рисование, а выбирали и наклеивали нужные.

Занятие 4. Мы испытываем разные чувства (продолжение)

Разминка

«Реши пример». Ведущий показывает детям психологический пример и объясняет его содержание (записанное на доске): обида + злость = ссора. П редлагает решить следующие примеры: обида + грусть = (слезы) радость + интерес = (дружба).

Дети могут давать разные ответы, главное, чтобы они смогли объяснить, почему получили тот или иной ответ.

«Кто сегодня чувствовал…» Ведущий просит тех детей, которые сегодня чувствовали интерес к чему-либо, встать и хлопнуть в ладоши, тех, кто испытывал покой – встать и подпрыгнуть, кто чувствовал обиду – встать и погладить себя по голове, а гнев – встать и дотронуться пальцем до носа, страх – встать и дотронуться до соседа, радость – встать и крикнуть «Ура!».

Основное содержание занятия

«Пластилиновое чувство». Каждый ребенок получает по цветному листу бумаги и карточке, на которой написано название того или иного чувства. Детям необходимо изобразить это чувство на своем листе при помощи пластилина, который они выбирают сами из общих коробок.

«Палитра чувств». Для выполнения этого задания необходимы цветные журналы с изображением людей. Дети делятся на подгруппы по 3–4 человека. Каждой группе необходимо найти и вырезать из журналов лица с изображением заданного чувства. К доске крепится лист ватмана, на котором ведущий заранее изображает большой круг, разделенный на сегменты, у каждого из которых по внешней стороне написано название того или иного чувства. Вырезанные лица дети приклеивают к «своему» сегменту до тех пор, пока все не будут заняты. Завершившие работу помогают другим подгруппам.

Комментарии для ведущего

Последнее задание может занять много времени.

Тема 2. Качества людей

Цели

– ознакомить детей с понятием «качества людей»;

– помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.

Занятие 5. Люди отличаются друг от друга своими качествами

Разминка

«Лишнее слово «. На доске написаны слова «грусть», «печаль», «страх». Детям нужно догадаться, какое слово лишнее («страх», потому что остальные – синонимы).

«Кто сегодня молодец». Ведущий предлагает детям узнать, кто из них сегодня молодец, и говорит: «Молодец, кто сегодня улыбался». Дети, которые считают, что сегодня много улыбались, громко кричат: «Это я!» Далее ведущий продолжает игру со словами: «Молодец, кто сегодня помог другу», «Молодец тот, кто старался на уроке», «Молодец, кто говорил только правду», «Молодец, кто с радостью шел в школу» и т. п.

Основное содержание занятия

«Качества». Дети вспоминают известные им чувства. Затем ведущий говорит о том, что, помимо чувств, люди обладают теми или иными качествами, которые отличают их друг от друга. В хороших качествах человека заключена его внутренняя сила. Он предлагает вспомнить, какие хорошие качества они знают. Дети передают друг другу фигурку льва или другого сильного животного, называя при этом хорошие качества людей. Ведущий помогает им.

«В чем твоя сила?» Ребенок садится на стульчик в центре круга и берет в руки игрушечного льва. Ведущий предлагает детям поискать внутреннюю силу этого ребенка, то есть назвать главное хорошее качество, которое отличает его от других. Дети с помощью ведущего выбирают это качество и хором выкрикивают его, например: «Артем – умный», «Жанна – нежная». На стульчике должны побывать все дети.

«Сердце класса». Ведущий заранее готовит из плотной бумаги сердце и прикрепляет его к доске. Дети вспоминают хорошие качества, которые имеются у всех учеников, и записывают их фломастерами внутри сердца.

«Чьи качества». Ребенок-водящий загадывает кого-либо из участников, никому об этом не говоря. Затем он указывает на одно или несколько написанных на «сердце» качеств, показывая тем самым, что у загаданного человека они есть. Остальные отгадывают, кого задумал водящий.

Пятерка и доброе сердце

Жил-был на свете Петя-Петушок. Жил он с родителями, которые его любили. Он их тоже очень любил и поэтому старался радовать их. Когда Петушок подрос, у него выросли большие перышки, гребешок стал ярко-красненьким. И вот он пошел в школу.

А там!.. Там он стал учиться, познакомился с новыми друзьями. Очень скоро его любимая учительница Совушка-Головушка стала ставить оценки. И когда Петушок получал пятерки, он очень радовался, рассказывал родителям, и они тоже были счастливы. Через некоторое время Петя стал хвастаться пятерками перед своими друзьями, родственниками. Сначала все за него очень радовались, давали конфеты, гладили по голове и хвалили. Но как-то раз, получив пятерку, Петя побежал домой, чтобы сообщить о ней родителям. По дороге домой его остановила Бабушка-Лошадушка и попросила:

– Помоги мне, пожалуйста, донести сумку до дома. Мне очень тяжело.

– Подожди, мне некогда. Я получил пятерку, бегу домой, чтобы рассказать об этом.

И побежал дальше. Когда Петя прибежал домой, мама с папой убирали курятник. Петя сказал им:

– Мамочка! Папочка! Я получил пятерку! Я молодец? Что я заслужил?

Мама и говорит ему:

– Ты умница, но сейчас мы должны убрать наш курятник. Не мог бы ты подмести свой уголок? А потом мы отпразднуем твой успех!

– Нет, мам, потом: я бегу к друзьям. Я же пятерку получил, хочу поиграть.

И Петя побежал во двор. Там он увидел друзей, они что-то дружно обсуждали. Петя подбежал к ним и сказал:

– Ребята, я получил пятерку! Здорово?

– Подожди ты со своими пятерками! Мы идем Старичку-Хомячку помогать.

Петя побрел обратно. Он сильно расстроился, чуть ли не плакал: никто не захотел с ним играть, все друзья от него отвернулись. Пятерка уже не приносила ему радости. Он пошел домой. По дороге увидел плачущую Белочку-Леночку. Он хотел пройти мимо, но вернулся и спросил:

– Что же ты плачешь?

– Я… я… у меня все мои орешки рассыпались.

– Не плачь, давай вместе соберем их, из-за этого не стоит плакать!

Они вместе собрали орешки, и Белочка вытерла слезки: «Спасибо! Ты очень добрый!» И Петя пошел домой. Никому не говоря ни слова, не хвастаясь, он незаметно убрал свой уголок, перебрал зернышки и подмел крылечко. Забыв о пятерке, он побежал через двор к Хомячку, нагнал своих друзей и стал им помогать. После этого Хомячок угостил их чаем с теплыми бубликами. И Петушок подумал: «Как хорошо! У меня опять есть друзья! А Хомячок рассказывает такие интересные истории!» Придя домой, Петя почувствовал запах чего-то вкусненького. На кухне он увидел родителей.

– Мы тебя ждем! Заходи скорее! Это для тебя!

На столе стоял пирог из самых лучших зернышек, а на пироге было выложено «Спасибо!».

– Ой, а за что? – спросил Петя.

– Ну как же! Ты сегодня был таким молодцом! Убрал свой уголок, помог Белочке – она нам рассказала, и старичку Хомячку. И в школе получил пятерку! Это хорошо, что ты такой заботливый.

И Петя тоже сказал себе спасибо. Он понял, что не пятерка помогла ему, а доброе сердце.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *