Как видят новорожденные дети?

Новорожденные дети видят совсем по-другому, не так как взрослые. С ростом ребенка развивается и его зрительная система, для окончательного формирования ей необходимо примерно около 8 месяцев.

Глаза ребенка способны видеть сразу после рождения, однако его мозг, который обрабатывает и формирует зрительные образы, пока не способен правильно расшифровывать информацию. Ребенок растет, его мозг развивается, а вместе с тем и зрительные способности. Как это происходит?

1 месяц. В таком возрасте глаза ребенка не могут двигаться согласовано. Зрачки часто сходятся на переносице, однако родителям не стоит паниковать, что это косоглазие. Уже к концу 1 месяца жизни малыш научается фиксировать свой взгляд на интересующем объекте.

2 месяца. Начинает активно развиваться цветовое зрение. Оттенки слабо различимы, зато хорошо воспринимаются контрастные цвета. Дети этого возраста любят яркие игрушки и хорошо следят за ними глазами.

4 месяца. Появляется пространственное восприятие, ребенок начинает понимать, что предметы имеют разную форму и могут находиться на разном расстоянии от него. Координация движений новорожденного совершенствуется, теперь он легко может взять в руки, интересующий его предмет.

5 месяцев. Улучшается цветовое восприятие, ребенок способен увидеть отличие оттенков, даже у небольших по размеру предметов.

8 месяцев. Зрительные способности малыша этого возраста неотличимы от способностей взрослого человека. К 8 месяцам, как правило, формируется и окончательный цвет радужной оболочки глаз, однако этот процесс может затянуться и до 3 лет.

Родителям рекомендуется быть внимательными по отношению к зрительным способностям своего ребенка и в случае отклонений в развитии показать его офтальмологу. На что акцентировать свое внимание:

· В 3-4 месяца малыш не способен следить глазами за движущимися объектами.

· Глаза малоподвижны в обоих направлениях.

· Взгляд постоянно бегает, малыш не может зафиксировать его в одной точке.

· Глаза закатываются.

· Ребенок старше 1 месяца, а у него продолжает сохраняться косоглазие.

· Частое слезотечение.

· Боязнь яркого света.

· Зрачок белого цвета.

Следите за здоровьем глаз ребенка с самого его рождения.

Формирование бинокулярного зрения у детей

Бинокулярное зрение — это сложный механизм, благодаря работе которого человек видит объемно и может нормально ориентироваться в пространстве. Как и большинство зрительных функций, бинокулярность начинает развиваться с детства. Как происходит этот процесс, какие стадии он проходит, и как его контролировать?

Развитие зрения у детей

Глаза ребенка и зрительная система начинают развиваться практически с самого рождения. Уже в первые секунды после появления на свет у младенца есть некоторые безусловные рефлексы органов зрения в виде реакции зрачков на свет, есть попытки слежения глазами за движущимися объектами. По мере роста и взросления ребенка формируются и другие зрительные функции.

Самая первая такая функция — светочувствительная. Она появляется сразу после рождения. Светочувствительность становится основой формирования всех остальных функций зрения. При попадании световых лучей на сетчатку глаза новорожденного зрительный образ не возникает, но уже наблюдаются защитные реакции зрачков. Световая чувствительность постепенно повышается, а зрительные функции совершенствуются.

Примерно на 2-3-ем месяце появляется центральное зрение. Оно развивается и со временем ребенок от способности находить предмет глазами доходит до способности распознавать его и отличать от других предметов. Центральное зрение у детей до года развивается и совершенствуется очень быстро. В 4-6 месяцев они реагируют на лица, на 7-ом месяце распознают формы предметов, геометрические фигуры. Также постепенно повышается острота зрения. Параллельно с ее развитием наблюдается становление цветовосприятия. Дети начинают распознавать цвета в 2-6 месяцев. Окончательно формируется цветовосприятие к 4-5 годам. Позднее всех этих зрительных функций развивается бинокулярное зрение.

Что такое бинокулярное зрение?

Бинокулярное (стереоскопическое, пространственное) зрение — это способность видеть мир объемно, различные формы, размеры предметов и расстояние между ними. Работает эта функция зрительного аппарата, главным образом, за счет фузионного рефлекса. Он представляет собой соединение двух изображений от обоих глаз в одну картинку. Объединение этих изображений происходит в коре головного мозга, который получает сигналы от органов зрения и обрабатывает их. Для существования пространного восприятия необходим ряд условий:

  • острота зрения не ниже, чем 0.4 на обоих глазах;
  • отсутствие анизометропии (отличия в рефракции левого и правого глаз);
  • симметричное положение глаз и согласованные их движения;
  • отсутствие патологий в виде помутнений сетчатки, роговицы и хрусталика;
  • изейкония (оба глаза видят равные по размерам объекты);
  • нет повреждений центральной нервной системы.

Как уже было сказано выше, острота зрения и другие функции начинают формироваться с рождения, поэтому нормальное их развитие, отсутствие глазных заболеваний и патологий нервной системы являются залогом развития бинокулярности.

Есть несколько этапов, в течение которых происходит закладывания основ для развития стереоскопического восприятия:

  • После появления на свет малыш еще не имеет сознательного зрения, глазные движения его хаотичны, а взгляд блуждающий. Бинокулярного зрения на этом этапе нет, так как для его функционирования необходимы согласованные движения глазных яблок.
  • Примерно через две недели или через месяц увеличивается светочувствительность, более яркое освещение «вынуждает» младенца фиксировать взгляд на предметах, удерживать глазные яблоки неподвижно, смотреть на свет более пристально.
  • К концу первого и началу второго месяца у новорожденного пропадает бесцельное блуждание глаз. Их движения становятся параллельными, симметричными и согласованными.

На всех этих этапах бинокулярного (пространственного) зрения нет, но развиваются и устанавливаются физиологические основы для его формирования. Можно сказать, что стереоскопическая система уже начинает развиваться при неполноценной сформированности монокулярных систем зрения.

В течение второго месяца малыш уже осваивает ближнее пространство. Сначала он видит все в двух измерениях (по высоте и ширине). Осязание помогает углублять ближнее пространство. Так у ребенка появляется первое представление об объемности. Хватательный рефлекс развивается у детей примерно в 4 месяца. Им еще сложно распознать расстояние до объектов, они ошибаются при определении их объемов, но, в целом, оценивают пространство верно.

Дальнее пространство малыш начинает осваивать с 6-го месяца. Он ползает, пытается встать на ноги, что дополняет осязательную функцию. В этот же период происходят изменения в сетчатке — величина изображений на ней увеличивается. Кроме того, укрепляются мышцы глаз. Их движения приобретают согласованный характер. Обычный механизм ориентации в пространстве, основанный на рефлексах, усложняется. Восприятие превращается в продукт мозговой активности. Дальнейшее формирование пространственного (бинокулярного) зрения теперь напрямую связано не только с глазами, но и с познавательной деятельностью.

Таким образом, бинокулярное зрение у детей до года находится в состоянии формирования. Создаются все необходимые условия для его развития. С первого года бинокулярность формируется быстрее. Серьезные изменения качественного характера наблюдается в возрасте 2-7 лет. Параллельно с этим развивается речь, абстрактное мышление. Окончательно пространственное восприятие формируется к 12-14 годам. На протяжении всех этих лет нужно внимательно следить за развитием зрения ребенка, чтобы вовремя выявить отклонения и устранить их.

Проверка бинокулярного зрения у детей

Она осуществляется либо при наличии офтальмологических болезней (нистагм, косоглазие), либо в ходе планового осмотра в детском саду или школе. Оценивается бинокулярность различными способами. Зачастую офтальмологи используют для проверки опыт с призмой. Он является объективным и позволяет оценить состояние зрительного аппарата у малолетних детей. Врач закрывает один глаз пациента призмой с силой 8-10 диоптрий. Она изменяет направление лучей, в результате чего глазное яблоко изменяет свое положение. В это время окулист наблюдает за другим глазом. Через 20-30 секунд он убирает призму. У испытуемого в этот момент должна возникнуть диплопия — двоение изображения. Однако фузионный рефлекс возвращает глаз в первоначальное положение и двоение пропадает. Опыт повторяется с другим глазом. Если результат такой же, врач делает заключение о наличии бинокулярности. Если движения глаз не согласованы, определяется, какой из них ведущий. Самой частой патологией, которая сопровождается нарушениями пространственного зрения, является косоглазие. Есть различные формы и причины этого заболевания. От них зависит лечение. Важно начать его своевременно, иначе один глаз может утратить зрительные функции.

Есть и другие методы оценки бинокулярного зрения. Их можно провести самостоятельно. В числе таких методов — опыт Соколова. Пациент должен посмотреть вдаль правым глазом через свернутый в трубку лист бумаги. Левую ладонь нужно держать на дистанции 15 см от неприкрытого трубкой глаза. Если зрение бинокулярное, то ребенок увидит тоннель в ладони, а через него — изображение, получаемое правым глазом. Эксперимент можно провести над обоими зрительными органами.

Еще один доступный в домашних условиях способ проверки зрения — проба с промахиванием. Для опыта нужны два карандаша, один из которых необходимо держать вертикально, а другой — горизонтально. Разведя руки в стороны, ребенок должен соединить кончики карандашей. Если нет нарушений зрения, сделать это будет легко.

Проверить с помощью этих методов зрение ребенка достаточно сложно. Конечно, подросток может и сам это сделать, а, например, дошкольника придется заинтересовать какой-либо игрой. Провести проверку у совсем маленьких детей (до года) этими способами невозможно. Это можно сделать только в кабинете специалиста. В его распоряжении есть необходимое оборудование, которое дает возможность не только определить характер зрения (монокулярное или бинокулярное), но и установить причины патологии, если таковая будет обнаружена. В домашних условиях можно получить лишь приблизительные результаты, которые просто дадут представление о наличии или отсутствии пространственного зрения.

Причины самопроизвольных движений глаз у детей. Почему у ребенка пляшут глаза?

В большинстве случаев «пляску» глаз у детей первыми отмечают друзья семьи или родственники, еще до того, как ее заметят сами родители. Иногда вначале обращают на себя внимание другие сочетанные патологические состояния: косоглазие, структурные изменения глазного яблока, например микрофтальм, или слабое зрительное восприятие. Родители спрашивают: «В чем же заключается проблема, можно ли ее исправить, может ли и будет ли ребенок видеть?».

Самопроизвольные движения глаз и любое связанное с этим ухудшение зрения — это и есть две основные проблемы, с которыми нам предстоит бороться.

Спонтанные движения глаз у детей в общем можно поделить на две основные категории:
1. Встречающиеся реже, саккадические (быстрые движения глаз) расстройства, часто связанные с нарушением фиксации взгляда.
2. Повторяющиеся колебательные движения (нистагм), более постоянные и не имеющие прямой связи с нарушениями фиксации взгляда.

Серия спонтанных разнонаправленных саккадических движений является наиболее значимым саккадическим расстройством, нередко проявляясь в виде части четверохолмного старт-рефлекса Сеппа. Данное расстройство может быть начальным проявлением генерализованных клонических движений, что часто сочетается с нейробластомой. Наличие данного «опсоклонуса» должно указать врачу на необходимость дополнительного исследования, которое позволит обнаружить эту операбельную опухоль, хотя это явление также может быть частью доброкачественного синдрома «пляшущих глаз-пляшущих конечностей», характерного для детей.

Нистагм является наиболее частой причиной колебательных движений глаз у детей. Он может иметь как офтальмологическую, так и неврологическую этиологию. Офтальмологическими причинами, наиболее часто встречающимися у детей, являются: некоторые формы зрительных нарушений (детский сенсорный нистагм) или идиопатические нарушения (ранее относившиеся к моторному врожденному нистагму).

а) Клинические «формы волны» синдрома пляшучих глаз. Нистагм может проявляться в разнообразных формах движения (обычно это различные виды перпендикулярных и резких колебательных движений), с разными направлениями и неодинаковой скоростью. Некоторые движения достаточно шаблонны, благодаря чему облегчается постановка диагноза, но, довольно часто, к корректному диагнозу веду т совсем другие зацепки в истории болезни и при физикальном исследовании. Некоторые шаблонные движения весьма специфичны и при этом наводят на мысли об офтальмологической причине заболевания, в то время как другие, встречающиеся гораздо реже, указывают на неврологическую топологию заболевания.

В клинической практике важно оценивать следующие факторы: индивидуальные особенности пренатального и натального (наличие диабета у матери, прием лекарственных препаратов, осложнения родов), а также неонатального периодов, зрительную чувствительность ребенка, офтальмологическую симптоматику (сниженная острота зрения, светобоязнь, покачивание головы, косоглазие) и наличие в семейном анамнезе любых признаков зрительных нарушений, в том числе и нистагма.

В большинстве случаев детского нистагма преобладают горизонтальные колебательные движения, но иногда отмечены случаи вертикальных, круговых колебательных движений, а также их всевозможные комбинации. При этом может наблюдаться как удовлетворительная фиксация взгляда, так и сниженная острота зрения. Движения глаз могут быть крайне характерными и при идиопатическом детском нистагме, иногда называемым «врожденный нистагм» или «двигательный врожденный нистагм» (горизонтальные, неодинаковые по своей интенсивности, сменяющиеся при взгляде вбок, затухающие при конвергенции, усиливающиеся при попытке зрительного контроля; при этом непереходящие в вертикальные колебания при взгляде вбок, то есть колебания остаются горизонтальными при взгляде на предметы, расположенные сбоку). Возможно наличие «нулевой точки» и компенсаторного поворота головы. Нистагм может быть проявлением сенсорных нарушений (врожденный сенсорный нистагм), но при этом не всегда удается оценить сопутствующую потерю остроты зрения слабой степени.

У детей вертикальный нистагм формируется чаще в результате офтальмологических причин, чем неврологических. Острые зрительные нарушения в большинстве случаев ведут к появлению непостоянных, медленных, приходящих горизонтальных движений, периодически сменяемых резкими вертикальными движениями, а также к снижению ответной реакции на зрительные раздражители и оптокинетический тест. Дебют заболевания крайне разнообразен, поскольку глиома зрительной системы может скрываться под маской различных форм детского нистагма с удовлетворительной остротой зрения, и даже представать в форме так называемого «врожденного нистагма» и кивательной судороги. В большинстве случаев «пляска» глаз обнаруживается в детском возрасте, но иногда время дебюта остается неясным. Верной тактикой в случаях, если дебют заболевания не был отмечен в течение приблизительно трех месяцев после рождения, будет проведения МРТ головы и зрительной системы, с целью обнаружения структурных аномалий головного мозга.

Латентный нистагм часто сочетается с детской изотропией вкупе с наличием или отсутствием врожденного нистагма. Данное явление представляет собой резкие бинокулярные горизонтальные колебательные движения, вызванные выключением из акта зрения одного глаза, что приводит к толчкообразным движениям в сторону фиксирующего глаза. Иногда данная форма нистагма существует без инициирующего фактора в виде выключения одного глаза из акта зрения, как правило, при наличии косоглазия, но проявления все равно усиливаются при выключении одного глаза из акта зрения, т.е. мы можем говорить о спонтанной бинокулярной недостаточности нистагма (оксюморон — «манифестирующий» латентный нистагм). Латентный нистагм является моторным признаком развивающейся потери зрения, связанной с косоглазием, и, в отдельных случаях, не требует электрофизиологических и неврологических исследований.

Нетипичным для детского возраста является монокулярный нистагм, сочетанный с амблиопией, при которой необходима окклюзионная терапия. В редких случаях он может быть предвестником опухоли головного мозга, например глиомы гипоталамуса. Именно поэтому в данном случае рекомендуется МРТ головного мозга.

На офтальмологический характер детского нистагма указывает наличие симптомов поражения зрительной системы (низкая острота зрения, покачивание головы, нетипичные движения головой, светобоязнь, косоглазие) при отсутствии заболеваний ЦНС.

Причину нистагма можно выявить при офтальмологическом осмотре (билатеральный макулярный токсоплазмоз, билатеральная гипоплазия зрительного нерва, билатеральная катаракта), при этом иногда сетчатка и другие структуры глаза будут выглядеть здоровыми. В таких случаях показано применение электроретинограммы (ЭРГ), которая поможет определить такие нистагмоидные состояния, как врожденная стационарная ночная слепота и палочковый монохроматизм (ахроматопсия). МРТ рекомендована в случае отсутствия патологии при офтальмологическом исследовании и на ЭРГ.

Если при исследованиях не было выявлено очевидной патологии, то данный вид нистагма отмечается как «врожденный идиопатический нистагм».

Светобоязнь встречается при различных связанных с нистагмом заболеваниях, таких как: дистрофия сетчатки, амавроз Leber, аниридия и альбинизм, но наиболее драматические последствия проявляются в сочетании с палочковым монохроматизмом, который усиливается на открытом воздухе. Для доказательства наличия нарушения проводимости в области хиазм при альбинизме применяют метод вызванных зрительных потенциалов (ВЗР).

Для детского нистагма нехарактерно формирование определенных паттернов в ЦНС, которые все чаще определяют в последнее время, но тем не менее данные знания могут быть полезными в дифференциальной диагностике различных заболеваний головного мозга, в определении их этиологии. Крайне важной становится работа в сотрудничестве с неврологом или педиатром, так как нистагм присутствует в клинической картине большинства заболеваний ЦНС, таких как синдром Joubert, Pelizaeus-Merzbacher, Leigh, а также паралич головного мозга. Довольно часто дети с нистагмом страдают от какой-либо системной патологии, что отличает их от детей, у которых наблюдается только нарушения движения глаз.

Осцилопсия не относится к симптомам детского возраста, несмотря на то, что она проявляется при большинстве неофтальмологических форм неврологического нистагма.

б) Острота зрения. Данные анамнеза и непосредственное наблюдение за тем, как ребенок смотрит на окружающий мир — наиболее простые и удобные способы оценить остроту зрения у ребенка с «пляской» глаз. Чем отличается поведение ребенка с нистагмом от здорового малыша, что он будет делать и что он не будет делать? Конечно, крайне удобным методом оценки остается метод ВЗР, но нестабильность глазодвигательных реакций приводит к снижению качества этого метода. Если результаты метода ВЗР покажутся Вам неудовлетворительными, рекомендуется провести исследование повторно, но с учетом непосредственного наблюдения за поведением ребенка.

Некоторые врожденные структурные патологии крайне плохо поддаются лечению. Ранее удаление врожденной катаракты приводит к полной остановке развития нистагма сенсорной депривации. Сенсорные формы заболевания требуют полного и качественно лечения, хотя нистагм и остается, но его интенсивность может уменьшаться с возрастом. При идиопатическом варианте заболевания находит свое применение метод индуцированной конвергенции, уменьшающий частоту спонтанных движений у детей старшего возраста с вогнутыми линзами и призмами с основанием кнаружи, что в итоге приводит к улучшению качества зрения. Хирургические методы лечения нистагма продемонстрировали неубедительные результаты, исключение составляет билатеральная экстраокулярная хирургия мышцы глаза, целью которой является приведение «нулевой точки» к центру с целью уменьшить компенсаторные движения головы.

Рабочая классификация нистагма у детей представлена в блоке ниже. В случае, если точное время дебюта заболевния определить затруднительно, оно позднее (более трех месяцев с рождения) или в качестве этиологии подозреваются неврологические нарушения, мы рекомендуем использование нейровизуализации.

На рисунке ниже показан алгоритм формирования системного подхода к диагностике синдрома пляшущих глаз у детей, вне зависимости от особенностей движения глаз.

Системный подход к диагностике синдрома пляшущих глаз у детей.

— Также рекомендуем «Почему у ребенка голова повернута? Причины патологического положения головы»

Оглавление темы «Советы врачу офтальмологу.»:

  1. Причины вторичных головных болей у детей. Головная боль как признак болезни
  2. Ребенок говорит что видит странные вещи. Причины необычных визуальных образов у детей
  3. Почему ребенок плохо учится в школе? Причины низкой успеваемости при плохом зрении
  4. Почему зрачки моего ребенка выглядят странно? Причины изменения зрачков у детей
  5. Почему у ребенка зрачки разных размеров? Причины анизокории
  6. Причины самопроизвольных движений глаз у детей. Почему у ребенка пляшут глаза?
  7. Почему у ребенка голова повернута? Причины патологического положения головы
  8. Советы врачам по общению и выстраиванию отношений с родителями детей
  9. Советы врачам по общению с ребенком
  10. Ребенок не дает закапать капли в глаза. Что делать?

Зрение у новорожденных: этапы развития

Когда появляется зрение у новорожденных?

Формирование зрительного анализатора начинается уже с 3 недели внутриутробного развития и продолжается в течение всей беременности. К моменту родов глаз анатомически сформирован, но некоторые структуры еще до конца не созрели.

Зрение новорожденного ребенка обусловлено следующими состояниями:

  • незрелостью сетчатки;
  • незрелостью нейронных связей зрительного нерва с головным мозгом;
  • незрелостью зрительных центров коры головного мозга;
  • слабостью цилиарной мышцы;
  • незавершенным развитием глазодвигательных нервов.

Учитывая незрелость многих структур, отвечающих за зрение, новорожденный видит только свет и тень, то есть его зрение на уровне светоощущения. По мере роста и развития происходит формирование зрительного анализатора, что приводит к улучшению зрительных функций.

Развитие зрения у новорожденных по месяцам

возраст

Острота зрения и зрительные функции

новорожденный

  • различает только свет и тень — светоощущение;
  • зрачки реагируют на свет;
  • возможно наличие периодического содружественного косоглазия.

1 месяц

  • ребенок видит предметы на расстоянии примерно 30 см;
  • возможна кратковременная задержка взгляда на источнике света;
  • периодически может появляться косоглазие.

2-3 месяц

  • ребенок видит ближнее пространство, то есть предметы, располагающиеся на расстоянии до 80 см;
  • предметы двухмерные (ширина и высота);
  • начинает распознавать контрастные рисунки (черно-белые полосы или круги);
  • начинает распознавать цвета: сначала красный;
  • длительно задерживает взгляд на игрушке;
  • пытается следить за движущейся игрушкой;
  • начинает формироваться бинокулярное зрение;
  • может сохраняться периодическое косоглазие.

4-6 месяц

  • ребенок продолжает осваивать ближнее пространство;
  • изображения становятся трехмерными (ширина, высота, глубина);
  • начинает распознавать разные цвета;
  • задерживает взгляд на игрушке и следит за движущимися предметами;
  • узнает родителей, видит себя в зеркале;
  • к 6 месяцам формируется бинокулярное зрение.

7-12 месяц

  • ребенок осваивает дальнее пространство – до 7-8 метров;
  • увеличивается острота зрения, ребенок видит мелкие предметы;
  • ориентируется в пространстве;
  • малыш способен оценивать расстояние до предметов;
  • видит предмет, дотягивается до него или подходит к нему и хватает;
  • не должно быть эпизодов косоглазия.

По мере роста и развития ребенка происходит совершенствование зрительных функций. Острота зрения новорожденного достигнет уровня взрослого только к школьному возрасту, примерно к 7 годам.

Важно! Если после того, как у новорожденного сформировалась фокусировка зрения, наблюдается отклонение глаз в какую-либо сторону нужно обратиться к врачу для определения причины косоглазия.

Существует мнение, что у новорожденного перевернутое зрение. Но это не так — зрительный центр коры головного мозга, обрабатывая информацию от сетчатки, переворачивает изображение в то положение, которое нужно.

Здоровый ребенок впервые осматривается врачом-офтальмологом в возрасте 1 месяц, если же в роддоме у неонатолога появляются какие-либо сомнения по поводу состояния глаз, то он назначает консультацию специалиста.

Существуют различные методы определения зрительных функций у детей, возможность их применения зависит от возраста ребенка.

Определить остроту зрения у новорожденного в роддоме и в 1 или 2 месяца невозможно из-за возраста. Для оценки состояния зрительного анализатора проводят внешний осмотр и офтальмоскопическое исследование. При офтальмологическом осмотре обращают внимание на следующие особенности:

  • форма и подвижность век;
  • расположение глазного яблока в полости глазницы;
  • симметричность расположения глаз;
  • оценка движения глазных яблок. До того как ребенок научится следить за предметом, движения глаз определяются путем изменения положения головы ребенка (повернуть голову вправо, влево);
  • определяют наличие косоглазия;
  • оценивают размер зрачков, их реакцию на свет;
  • проверяют прозрачность сред глаза: роговицы, влаги передней камеры, хрусталика, стекловидного тела;
  • оценивают состояние сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва.

После того, как ребенок научится задерживать взгляд на предмете, то можно определить величину рефракции. Рефракцию определяют следующими способами:

  • скиаскопическое исследование;
  • с помощью педиатрического авторефрактометра PlusOptix.

Очень важно вовремя выявлять наличие патологии глаз у детей. Поэтому родители должны знать, как проверить зрение новорожденного в домашних условиях. Для этого нужно пристально следить за развитием малыша:

  • смотреть реагирует ли ребенок на свет, обращает ли внимание на маму, какого размера зрачки, есть ли косоглазие;
  • у детей старше 1 месяца дополнительно нужно обращать внимание на то, как следит малыш за игрушками, видит ли мелкие детали.

Для проверки зрения дома можно провести следующий тест: прикрыть ладонью сначала один глаз ребенка, затем другой и показывать игрушку. Если ребенок смотрит и следит за игрушкой и не пытается убрать вашу руку, то значит что зрение нормальное.

Зрение у недоношенных новорожденных

Глаз недоношенного ребенка отличается не только своей функциональной незрелостью, но и незавершенным анатомическим строением. Именно недоразвитие сосудов сетчатки играет важную роль в развитии такого грозного заболевания как ретинопатия недоношенных.

Дети с ретинопатией недоношенных входят в группу риска по развитию слабовидения и слепоты среди детского населения. Недоношенный ребенок, рожденный на сроке менее 35 недель гестации и/или массой менее 2000 г, должен быть осмотрен офтальмологом не позднее 4 недели жизни. При осмотре внимание уделяется прозрачности сред глаза, состоянию сетчатки и ретинальных сосудов.

Формирование сетчатки и зрения у недоношенных детей происходит по мере роста и развития, но возможно некоторое отставание в развитии зрительных функций по отношению к доношенным деткам.

Тренировка зрения у новорожденных

Основной стимул для развития зрения — это наличие солнечного света. Поэтому детская комната обязательно должна быть с окном, чтобы пропускать солнечный свет.

Для зрения важно наличие зрительных стимулов – ярких игрушек, на которые ребенок мог бы обратить внимание, а по мере роста – дотянуться до них. С 2-3 месяцев можно показывать картинки для тренировки зрения для новорожденных – контрастные черно-белые рисунки.

Ваш ребенок только что появился на свет. Его маленькие глазки, которые оглядываются вокруг – это самое прекрасное, что вы видели. Вы не знаете, что в этот момент видит ребенок и отличается ли чем-то его зрение от зрения взрослого человека. Поскольку этот вопрос интересует многих молодых родителей, попытаемся в нем разобраться.

Хотя при рождении зрение ребенка еще не полностью развито, он уже различает цвета. Его зрение развиваеется постепенно, этап за этапом.

Когда у детей развивается зрение?

К концу девятого месяца зрение ребенка такое же развитое, как у взрослого. Окончательно оно формируется к концу первого года жизни. В этот период малыша сильно привлекают яркие контрастные цвета.

Глаза ребенка готовы правильно воспринимать окружающий мир уже с рождения, но его мозг еще не готов обрабатывать и интерпретировать такую сложную информацию. Младенцы могут различать цвета при рождении, но на элементарном уровне. Их способность воспринимать различные оттенки цветов ограничены.

Только пройдя ряд этапов развития зрения, ребенок сможет увидеть окружающий мир во всех цветах и оттенках. Рассмотрим подробнее эти этапы, длящиеся в течение первого года жизни ребенка.

Развитие зрения у ребенка

Выделяют такие этапы развития зрения:

  • зрение при рождении;
  • 0–2 месяца;
  • 2–4 месяца;
  • 4–8 месяцев;
  • 8–12 месяцев.

Зрение новорожденного ребенка: что нужно знать родителям

1. Развитие глаз. На 22-м дне беременности глаза представляют собой две маленькие борозды на эмбрионе. На этом месте формируется зрительный нерв, а впоследствии – глаза.

2. Проверка на врожденные нарушения зрения. В момент рождения ребенка врач проверяет наличие врожденных нарушений зрения, которые могли возникнуть еще в утробе матери. Врач может вводить новорожденному глазные капли, чтобы препятствовать развитию глазных инфекций.

3. Как видят новорожденные. При рождении ребенок может видеть предметы только в черно-белом спектре и в оттенках серого. Это связано с тем, что нервные клетки мозга и органов зрения еще не развиты.

4. Неспособность фокусироваться. Новорожденный ребенок не может перемещать взгляд с одного предмета на другой и фокусироваться на объектах, находящихся на расстоянии 15–20 см от лица.

5. Дальнозоркость и близорукость. У новорожденных детей могут возникать дальнозоркость или близорукость. Из-за таких дефектов зрения взрослые вынуждены носить очки. Но у младенцев они не вызывают безпокойства. Дефекты зрения могут возникать из-за того, что у детей недостаточно развита сетчатка. Поэтому со временем они уменьшаются. Также вы можете заметить, что ребенок реагирует на яркий свет, моргая или закрывая глаза.

9 фактов о развитии зрения до двух месяцев

1. Какие цвета ребенок видит с рождения? При рождении ребенок может видеть все цвета, но неизвестно, какие из них он видит четче, чем остальные. Исследования показали, что дети с рождения могут различать основные цвета (красный, синий, зеленый). Некоторые дети демонстрируют предпочтение какому-то одному цвету. Однако в этом возрасте дети еще не могут различать похожие цвета (например, красный и оранжевый). Это означает, что ребенок распознает цвета, но не различает оттенки.

2. Отсутствие реакции. Ребенок может смотреть вам прямо в глаза, но его мозг еще не способен обрабатывать данные, полученные органами зрения, в полной мере. Поэтому не беспокойтесь, если вы улыбаетесь или подмигиваете малышу, а он никак на это не реагирует.

3. Расширенные зрачки. В течение первых двух недель зрачки у ребенка сужены, чтобы ограничить попадание света. Это связано с тем, что сетчатка глаз еще слишком чувствительна. Только после третьей недели зрачки ребенка начинают расширяться, чтобы в глаза попадало больше света. Через несколько недель вы заметите, что ребенок держит глаза открытыми в течение дольших промежутков времени.

4. Нечеткое зрение. В первый месяц жизни ребенок видит нечетко, как будто в тумане. Чтобы привлечь внимание ребенка, предметы должны быть большими и яркими.

5. Координация зрения и слуха. К концу первого месяца слух и зрение ребенка хорошо согласованы. Если вы, например, потрясете погремушкой, ребенок повернется лицом к источнику шума.

6. Развитие периферийного зрения. Ребенок в этом возрасте имеет хорошо развитое периферийное зрение и может фокусироваться на предметах, находящихся на расстоянии полутора метров от него.

7. Ребенок учится фокусироваться. Взгляд ребенка может казаться блуждающим. Это нормально, потому что он еще только учится фокусироваться на предметах.

8. Четкое восприятие цветов. К концу второго месяца ребенок учится различать оттенки. При этом он отдает предпочтение более ярким оттенкам. Вот почему детские игрушки обычно такие яркие.

9. Мама улыбается! Ребенок может интерпретировать улыбку на лице матери. В двухмесячном возрасте он улыбается в ответ. Это свидетельствует о том, что его зрение развито настолько, что теперь он может состредотачиваться на определенных объектах.

Зрение ребенка в 2–4 месяца

1. Ребенок лучше воспринимает пространство. В этом возрасте у ребенка развивается восприятие глубины и пространства. Это означает, что он может оценить, насколько далеко от него находится предмет, который он видит. Это происходит потому, что в этот период у ребенка лучше развита координация между органами зрения и головным мозгом.

2. Ребенок следит за перемещением предметов. Если поменять расположение предметов в поле зрения ребенка, он начнет искать их глазами. Также он вниматтельно наблюдает за любыми действиями, происходящими возле него. Потрясите перед ним погремушкой – и вы увидите, как он станет смотреть на нее, не отводя глаз.

3. Ребенок различает больше цветов. Количество цветов и оттенков, которые он может воспринимать в этом возрасте, значительно увеличивается.

4. «Я тебя вижу». К концу четвертого месяца ребенок лучше видит отдаленные предметы. Теперь, если он сядет возле окна, он увидит то, что происходит за окном, а не сфокусирует взгляд на стеклянной поверхности.

Развитие зрения в 4–8 месяцев

1. Разноцветный мир. В 5 месяцев ребенок уже хорошо видит цвета.

2. Ребенок различает лица. Ребенок лучше воспринимает глубину пространства и узнает знакомые объекты. Он узнает знакомые лица и предметы на расстоянии нескольких метров.

3. Постоянство объектов. Зрение ребенка становится все больше похожим на зрение взрослого человека. Он замечает мелкие детали и понимает то, что объекты постоянны и не могут исчезать. Поэтому, если вы спрячете игрушку, находящуюся перед ребенком, под одеяло, он будет понимать, что она где-то рядом.

Развитие зрения в 9–12 месяцев

1. Ребенок видит лучше. В этом возрасте ребенок уже видит практически так же, как и взрослые. У него уже полностью развито цветовое восприятие, а восприятие пространства значительно улучшается.

2. Цвет глаз. В этом возрасте цвет глаз у ребенка уже практически сформирован и остается таким на всю жизнь.

3. Ребенок может определять расстояние до объекта. Он способен различать близкие и дальние объекты, их цвета, узнавать знакомые лица и предметы.

4. Координация зрения и работы мышц. В возрасте одного года у ребенка значительно развивается координация, проявляющаяся в согласованном действии мышц и органов зрения. Ребенок может выглядеть слегка неуклюжим, но его координация все ще развивается.

Для правильного развития зрения у ребенка необходимо регулярно проходить медицинскую проверку. Также следует обращать внимание на проявление определенных симптомов, которые могут свидетельствовать о проблемах со зрением.

Признаки проблем со зрением

Родителям необходимо быть внимательными к любым отклонениям от нормального развития зрения. Обращайте внимание на следующие симптомы:

1. Красные или опухшие веки. Это может быть признаком инфекции или аллергии.

2. Слишком частые движения глазами. Зрительные мышцы ребенка еще развиваются. Поэтому ребенок может совершать частые движения глазами. Но если такие движения постоянны или чрезмерны, это может свидетельствовать о проблемах со зрением.

3. Сильная чувствительность к свету. Если ребенок закрывает глаза каждый раз, когда выходит на улицу в солнечную погоду, возможно, у него повышено внутриглазное давление или есть проблемы с сетчаткой.

4. Постоянно слезятся глаза. Слезные железы у ребенка еще формируются. Поэтому у него могут часто слезиться глаза или вообще не выделяться слезы.

5. Белые зрачки. Это может быть признаком различных болезней, от онкологических заболеваний до катаракты. Появление такого признака требует немедленного медицинского вмешательства.

Когда проводить ребенку медицинский осмотр?

Врачи рекомендуют регулярно показывать ребенка офтальмологу. Это поможет вовремя распознать и вылечить ряд заболеваний.

1. Катаракта. Хрусталик глаза у новорожденных чист, как и у взрослых. Но в некоторых случаях в нем может быть помутнение, которое называется катарактой. Педиатр обычно замечает катаракту во время осмотра сразу после рождения или через несколько недель. Катаракта у новорожденных, как и у взрослых, может быть исправлена хирургическим путем.

2. Перекрытые слезные протоки. Иногда дети могут рождаться с перекрытыми слезными каналами. Это может вызвать отек и покраснение вокруг век. Младенцы имеют слабую иммунную систему, и воспаленный слезный канал может стать благоприятной средой для размножения бактерий. Лечение антибиотиками поможет избежать риска потери зрения.

3. Амблиопия, или «синдром ленивого глаза». Ребенок иногда может использовать для зрения только один глаз и из-за этого терять способность видеть другим глазом. Причины амблиопии могут быть разными, часто это расстройство возникает из-за отсутствия координации между полушарием мозга и противоположным глазом. Амблиопию очень трудно обнаружить в раннем возрасте, поскольку оба глаза выглядят совершенно здоровыми. Регулярная проверка зрения может помочь в диагностике этого расстройства.

4. Косоглазие. В первые 4 месяца вам может казаться, что движения глаз ребенка не скоординированы и каждый глаз движется самостоятельно. Начиная с пятого месяца, глазные мышцы координируют движения глаз. Если вы наблюдаете у ребенка несогласованные движения глаз даже в шесть месяцев, возможно, у него развилось косоглазие. Это расстройство можно обнаружить во время осмотра у офтальмолога. Но, если вы сами заметите у ребенка такие симптомы, вам следует обратиться к врачу.

5. Ретинопатия. Это повреждение сетчатки, которое встречается у детей, которые родились преждевременно. Ретинопатия развивается из-за того, что у ребенка не сформированы кровеносные сосуды сетчатки или сформированы неправильно. Ретинопатию легко обнаружить во время медицинского осмотра.

6. Птоз. Эта аномалия заключается в том, что движения век ребенка сдерживаются мышцами, и из-за этого веки остаются неподвижными. Иногда дети рождаются с недоразвитыми мышцами век, и из-за этого веко невольно оказывается опущенным. Это состояние и называется птозом. Сам птоз не несет никакой угрозы здоровью, но может приводить к развитию амблиопии. К счастью, птоз легко поддается хирургическому лечению.

Как помочь ребенку развить зрение

Чтобы развить зрение ребенка на различных этапах его жизни, придерживайтесь следующих рекомендаций.

До 2-х месяцев

  • покупайте ребенку игрушки ярких и контрастных цветов. Размещайте их на расстоянии 25 см от ребенка;
  • используйте тусклое освещение в детской комнате. Яркий свет может его раздражать;
  • во время кормления ребенок обычно смотрит на лицо матери. Поэтому держите ребенка во время кормления с разных сторон, чтобы он мог видеть вас обоими гллазами;
  • когда ребенку полтора месяца, играйте с ним в такую простую игру. Держите его на расстоянии 20 см и смотрите ему в глаза. Когда он поймает ваш взгляд, перемещайте его влево-вправо. Это упражнение хорошо укрепляет зрение ребенка;
  • когда ребенку исполнится 2 месяца, он начинает реагировать на вашу мимику. Улыбайтесь ребенку и говорите с ним. Это поможет развить его внимание и визуальную память.

2–4 месяца

  • в этот период у ребенка развивается восприятие цветов. Окружите его яркими предметами, игрушками и т.д.;
  • когда ребенок лежит на спине, развесьте над ним погремушки. Позвольте ему рассматривать их и прикасаться к ним.

4–8 месяцев

  • дайте ребенку поиграть разноцветными кубиками;
  • принесите ему корзину с разными фруктами и позвольте рассматривать натуральные цвета;
  • играйте с ребенком в прятки и другие игры, в процессе которых он должен найти определенный предмет. Например, вы можете поиграть в поиск сокровищ. Это заставит малыша реагировать на визуальные стимулы;
  • ребенок до сих пор любит игрушки ярких цветов. Используйте это, чтобы привлечь внимание ребенка.

9–12 месяцев

  • играйте с ребенком в игры с движущимися объектами. Бросайте мячик, используйте игрушки на веревочке и т.д.
  • читайте ребенку красочные книги с картинками. Позвольте ребенку показывать на рисунки и называть, что на них нарисовано;
  • дети этого возраста любят смотреть на человеческие лица. Поэтому позвольте ребенку как можно больше контактировать с родственниками. Это научит его запоминать новые лица.

Оцените публикацию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *