Проверка слуха осуществляется 2 основными группами методов: объективными и субъективными. Объективные методы основаны на возникновении безусловных рефлексов. К субъективным методам относятся акуметрический и аудиометрический методы.

Найди ответМучает какая-то проблема? Введите в форму «Симптом» или «Название болезни» нажмите Enter и вы узнаете все лечении данной проблемы или болезни. Сайт предоставляет справочную информацию. Адекватная диагностика и лечение болезни возможны под наблюдением добросовестного врача. У любых препаратов есть противопоказания. Необходима консультация специалиста, а также подробное изучение инструкции! .

Методы оценки слуха

Объективные методы исследования слуха не требуют непосредственного активного участия пациента и чаще используются в детской практике (у новорожденных детей и детей до 3 лет).

Все новорожденные дети проходят аудиоскрининг – изучение слуха с помощью фиксации отоакустической эмиссии.

Объективный тест на сохранность слуха используется:

  • Для диагностики у инвалидов, больных, находящихся в коматозном состоянии;
  • Для решения спорных вопросов экспертизы и реабилитации.

Акуметрический метод включает исследование слуха разговорной и шепотной речью, исследование камертонами. Аудиометрический метод – исследование слуха на аудиометре.В практике врача-оториноларинголога применяются оба этих метода.

Показания к обследованию ушей

Слух проверяют на профосмотрах у работников, занятых на шумных производствах. Проверка проводится сначала акуметрическим методом, а затем аудиометрическим.

Слух проверяют на водительской комиссии.

В детской практике при отсутствии жалоб слух врач проверяет слух ребенка при оформлении в детский сад и школу. Если пациент (взрослый или ребенок) жалуется на боль в ухе, заложенность, снижение слуха, то врач-оториноларинголог проводит проверку слуха до и после назначения лечения.

Диагностика барабанных перепонок

Представим ситуацию: на прием к лор-врачу обратился человек с жалобами на снижение слуха. Доктор собрал анамнез, выявил жалобы, произвел осмотр.

Если в ухе нет никаких инородных предметов или серных пробок, которые часто будут причиной снижения слуха, врач приступает к проверке слухового анализатора.

Видео

Акуметрический метод проверки

  1. Проверка разговорной речью. Доктор или медсестра просят пациента стать в определенном месте кабинета, закрыть одно ухо рукой или ватными берушами, отвернуться к стене или закрыть глаза. Зачем отворачиваться или закрывать глаза? Многие, того не зная, умеют “читать” по губам.

    Чтобы исследование было достоверным, нужно исключить этот “вспомогательный” маневр. Как пациент готов, врач подходит вплотную и говорит громким и четким голосом цифры или слова. Используются слова и цифры, содержащие как звонкие, и глухие согласные: чашка чая/кошка/мышка и домик/девочка/лягушка.

    У детей чаще используют словосочетания понятные детям, а при исследовании взрослых – цифры. Врач постепенно отступает от пациента, продолжая произносить слова, пока расстояние между врачом и пациентом не составит 6 метров.

    Затем такая же процедура повторяется с другим ухом. 6 метров – минимальное расстояние, на котором здоровое ухо слышит разговорную и шепотную речь.

  2. Проверка шепотной речью. После подготовки пациента (такой же, как и при проверке разговорной речью), врач или медсестра произносят громким четким шепотом словосочетания и цифры, постепенно отдаляясь от проверяемого, пока расстояние между ними не достигнет 6 метров.

    Если у проверяемого человека слух по разговорной речи 6:6 и по шепотной речи 6:6 – он здоров по слуху и может быть принят на любую работу, даже в шумном производстве. Если же слух снижен, и как минимум одно ухо слышит на расстоянии меньше 3 метров – такой пациент не может быть допущен к работе в шумном производстве и на высоте.

    При проверке у детей, особенно дошкольников, уместно произносить словосочетания, знакомые им: названия животных, имена сказочных героев. Можно не говорить слово, а задать ребенку вопрос, требующий ответа, например: “любишь конфеты”. (шуточная проверка).

  3. Камертональные тесты. Проверка камертонами используется обычно не при профилактических осмотрах, а при обращении с жалобами на одно- или двустороннее снижение слуха. Камертон – музыкальный инструмент, выдающий чистый звук определенной частоты.

    В медицине в основном используются камертоны с частотой звучания 128 (С128) и 2048 (С2048) в секунду. Применяются 3 камертональные пробы: Вебера, Ринне, Швабаха.

Аудиометрический метод проверки

Проверка на аппарате проводится с помощью аудиметра. Аппарат генерирует звуковой сигнал разной интенсивности (от 0 до 120 дБ) на разных частотах (от 125 Гц до 8000 кГц).

Сначала проверяется воздушная проводимость, затем костная. Порогом слышимости считается восприятие сигнала интенсивностью 10 дБ на частоте 125 Гц.

Как проводится аудиометрия? Сначала проверяют воздушную проводимость – проверяемому одевают наушники и в каждое ухо по отдельности подается звуковой сигнал одинаковой интенсивности на разных частотах, затем интенсивность увеличивается.

Как только пациент слышит звук, даже самый тихий, он нажимает на кнопку. Сигнал фиксирует оператор аудиометра и переносит на аудиометрический бланк. Воздушная проводимость фиксируется для каждого уха в отдельности.

За тем измеряют костную проводимость – на сосцевидный отросток (за ухом) устанавливают костный микрофон, принцип подачи сигнала такой же, как и при измерении воздушной проводимости. Костная проводимость обычно ниже воздушной, на аудиограмме между ними есть небольшой интервал.

В детской практике иногда используют аудиометры, производящие не просто звуковой сигнал, а определенное для каждой частоты слово, постоянно увеличивая интенсивность звука.

Почему при заболеваниях снижается слух

Снижение слуха при разных заболеваниях может быть обратимым и необратимым. Обратимые изменения чаще связаны с воспалением клеток наружного, среднего или внутреннего уха, воспалением и сужением слуховой трубы.

Необратимые изменения связаны с гибелью клеток рецепторного аппарата или слуховой зоны коры головного мозга.

Причины ухудшения слуха можно разделить на 2 большие группы:

  • Нарушение звукопроведения;
  • Нарушение звуковосприятия.

Нарушение звукопроведения связано с заболеваниями звукопроводящего аппарата:

  • Наружного слухового прохода (наружный отит, серная пробка, инородные тела слухового прохода);
  • Среднего уха (острый и хронический средний отит, экссудативный отит, тубоотит, мирингит);
  • Внутреннего уха (лабиринтит).

При этих заболеваниях слух снижается из-за того, что звук не распространяется правильно по слуховому проходу, не воспринимается барабанной перепонкой, не усиливается цепью слуховых косточек. Изменения слуха при нарушении звукопроведения чаще обратимы и проходят после надлежащего лечения.

Нарушение звуковосприятия является более сложной патологией, по разным причинам страдает работа рецепторного аппарата внутреннего уха и/или слуховой зоны коры головного мозга.

Изменения бывают вызваны:

  1. Травмой: черепно-мозговая травма, перелом пирамиды височной кости, баротравма;
  2. Инфекционным заболеванием, особенно у детей: грипп, корь, краснуха, клещевой энцефалит;
  3. Приемом ототоксических препаратов: гентамицин, другие аминогликозиды;
  4. Дисметаболическими нарушениями: микроангиопатия при сахарном диабете;
  5. Возрастными изменениями: в результате атеросклеротического поражения сосудов головы и шеи страдает кровоснабжение внутреннего уха и развивается старческая тугоухость.

Снижение слуха при нарушении звуковосприятия иногда бывает излечимо, но требует более долгого и упорного лечения специфическими препаратами:

  • Нейро- и ангиопротекторы;
  • Препараты улучшающие трофику тканей;
  • Блокаторы гистаминовых рецепторов.

Как проверить слух на эффективность лечения

Улучшение слуха как критерий выздоровления можно учитывать при лечении заболеваний звукопроводящего аппарата (отит/мирингит.).

Курс лечения обычно составляет 7-10-14 дней, редко больше. И в случае выздоровления пациент сам отмечает улучшение слуха.

При поражении звуковоспринимающего аппарата, достоверным критерием эффективности лечения считается улучшение слуха (по результатам акуметрии и аудиометрии) при неоднократном исследовании после 3 месяцев приема назначенных препаратов.

Возможные последствия тугоухости

Заболевание, связанное с нарушением слуха, в медицине называют тугоухостью. Она может отличаться по степени тяжести и причине возникновения. Тугоухость носит временный или постоянный характер. Она может быть излечимой или прогрессирующей. В зависимости от тяжести тугоухости и времени ее возникновения влияние на жизнь больного будет разным.

Наиболее сложно определить тугоухость у ребенка. Чаще она проявляется в том, что нет реакции на громкие звуки. Ребенок не теряет слух полностью, но он не может улавливать часть звукового спектра. Ситуация приводит к замедленному развитию речи. Ребенок плохо говорит, имеет небольшой словарный запас, не реагирует на просьбы взрослых.

Если тугоухость не лечить в течение долгого времени, то происходят разрушительные процессы в коре головного мозга. Постепенно область, отвечающая за слух, начинает уменьшаться в размерах и полностью атрофируется. Восстановить работу мозга до первоначального состояния уже невозможно.

В школьном возрасте это приводит проблемам во время обучения. Дети со средней и тяжелой формой тугоухости вынуждены обучаться в школах. Они менее адаптированы к самостоятельной жизни. Легкая форма тугоухости чаще характеризует больных как невнимательных, отвлеченных личностей. Про них часто говорят, что они слышат только то, что хотят. Каждый день для них является повышенным стрессом, приходится прислушиваться к каждому слову, чтобы получить весь объем информации.

Наиболее выраженные последствия носит средняя и тяжелая тугоухость, которые не поддаются лечению или переходят в запущенную форму. При умеренной тяжести заболевания человек старается занимать позицию обороны, он меньше участвует в общественной жизни, начинает постепенно изолироваться. В разговорах больной либо доминирует, либо старается уклониться от него.

Чем тяжелее становится тугоухость, тем сложнее скрыть ее от окружающих. При отсутствии лечения, больной ограничивает социальные контакты, избегает массовых мероприятий. Недоверие и враждебное отношение к окружающему миру приводит к появлению паранойи и изоляции. Иногда проявляется агрессия и злоба по отношению к близким.

В случаях тяжелой тугоухости и отсутствии лечения заболевания, среди последствий выделяют полное разрушение социальной жизни, алкоголизм, наркомания, как попытка убежать от окружающей реальности. В конечном счете, больного ждет переход в “глухой” мир. При обнаружении проблем со слухом необходимо вовремя проводить диагностику и начинать лечение.

Сколько стоит проверка слуха

Диагностика тугоухости может проводиться в городской поликлинике по медицинскому полюсу или в платном центре. В первом случае процедура будет бесплатной, но она может не отвечать требованиям конкретной ситуации.

В платном центре возможно проведение более широкого спектра исследований.

  1. Осмотр ЛОР-врача – это первый этап выявления проблем со слухом. Врач проводит осмотр ушной раковины, исследует барабанную перепонку на предмет повреждений. Осуществляет речевое исследование. Стоимость приема у врача в зависимости от медицинского центра составляет от 1000 до 1500 рублей.
  2. Исследование камертонами. Это обследование необходимо для выявления воздушной и костной проводимости. Для исследования применяется набор камертонов с разной тональностью. Метод относится больше к субъективным, полностью зависит от профессионализма врача. Его цена составляет около 500 рублей.
  3. Для выяснения громкости, которую слышит человек, проводится речевую аудиометрию. Исследование производится в звуконепроницаемой комнате. Все результаты записываются на пленку. Стоимость составляет около 1000 рублей.
  4. В серьезных случаях, когда возможно нарушение работы головного мозга, необходимо проведение МРТ. Стоимость обследования составляет около 2000 рублей.
  5. Электрокохлеография требуется для диагностики активности улитки и слухового нерва. Стоимость составляет от 1200 рублей.

Стоимость платных услуг по диагностике тугоухости будет разной в разных медицинских центрах. Наиболее низкие цены в государственных учреждениях, предоставляющих платные услуги.

Где можно быстро и проверить слух

Самая первая проверка слуха проводится у новорожденного в послеродовом отделении. Если первый тест был успешным, но у родителей возникают сомнения относительно слуха малыша, необходимо обратиться к ЛОР-врачу в городскую поликлинику. Врач проведет осмотр и осуществит необходимые исследования.

Если есть подозрения на наличие серьезных отклонений он может выдать направление в специализированные исследовательские институты. В Москве выделяют 2 центра.

  1. НКЦ оториноларингологии. Располагается на Волоколамском шоссе. Центр оказывается все виды медицинской помощи при ЛОР-заболеваниях. В структуру комплекса входят лаборатории, исследовательские центры, поликлиника. Работают специалисты широкого профиля. В НКЦ можно получить консультацию, провести полное обследование, сделать хирургическое вмешательство.
  2. НИИ педиатрии. Научный центр Здоровья детей РАМН – это структура широкого профиля. Она включает поликлинику, стационар, научное подразделение. Основная задача НИИ – оказание медицинской помощи по всем основным направлениям.

Все исследования, которые связаны с тугоухостью, можно провести и в платных диагностических центрах. Таковые есть в каждом городе. Главную роль играет не название клиники, а подготовка и профессионализм врача, который будет проводить процедуру.

Что дает проверка слуха

Проверка слуха может потребоваться в разном возрасте.

Своевременное проведение диагностических исследований дает свои результаты.

  1. В случае острой тугоухости диагностика проводится в условиях стационара. Там же оказывается экстренное комплексное лечение. Чаще это антигистаминные препараты, антибиотики, капли для ушей. Лечение направлено на восстановление слуха, на устранение воспалительного очага.
  2. При частых заболеваниях у детей, особенно если они связаны с разрастанием аденоидов, диагностика необходима, чтобы выявить нарушение слуха. Появление тугоухости является прямым показателем для оперативного вмешательства.
  3. Диагностика тугоухости, вызванной инфекционными заболеваниями, позволяет полностью устранить очаг инфекции, провести адекватное лечение. Своевременная помощь предотвращает прогрессирование заболевания. Слух восстанавливается полностью.
  4. При аномалиях развития органов слуха своевременная диагностика позволяет вовремя принять меры. В отдельных ситуациях возможно хирургическое вмешательство или установка слуховых аппаратов. Корректировка позволит ребенку слышать весь спектр звуков, его речь и все отделы головного мозга будут развиваться хорошо.

Без диагностики тугоухость будет постепенно прогрессировать, что приведет к непоправимым последствиям в жизни больного.

Врач: Шишкина Ольга
✓ Статья проверена доктором
Поделись с друзьями или Сохрани себе! 5 / 5 ( 4 голоса )

Родители с нетерпением ждут того дня, когда смогут поприветствовать в этом мире своего малыша. Многие озабочены вопросом, когда новорожденный начинает видеть и слышать. Выписавшись из роддома, молодые родители, остаются наедине со своим чадом и начинают более внимательно за ним наблюдать.

Незнание особенностей развития слуха и зрения часто приводит к беспричинным переживаниям. Стоит запомнить, что все процессы развиваются постепенно и малышу тоже нужно время, чтобы адаптироваться к новой среде.

Как проверяют слух у младенцев?

Слух у младенцев проверяется еще в родильном доме. На 3-4-й день процедура проводится у детей, рожденных в срок. У недоношенного грудничка этот процесс откладывается до 7-го дня. Результаты проверки заносятся в карту крошки. Мамочка может ознакомиться с записями.

Аудиометр

Аудиометр — прибор, который позволяет определить, слышит ли малютка. В основу действия положен принцип отражения звуковой волны от барабанной перепонки.

Он подключается к ушку во время покоя или сна. Звук достигает барабанной перепонки и отражается от нее. Это значит, что преград для проникновения волны не существует. Малютка может улавливать звуки.

Прибор абсолютно безопасен. Обследование занимает около 10 минут. Оно безболезненно для ребенка.

Первое тестирование проводится в роддоме. Недоношенным крошкам и деткам, находящимся на лечении в палате интенсивной терапии, процедуру откладывают. Иногда прибор не фиксирует прохождение волны. Одной из причин может быть большое количество родовой смазки в ушном проходе. В этом случае обследование повторяют.

Рефлекс Моро

Проверить слух поможет реакция Моро. На расстоянии 15-20 см от головки малыша требуется хлопнуть в ладоши. Если крошка услышал, то он:

  • вздрогнет или замрет;
  • изменит мимику;
  • моргнет;
  • вскинет ручки и ножки.

Но самостоятельно проверять рефлекс Моро не следует: только врач знает, с какой силой следует хлопнуть в ладоши, чтобы не напугать крошку.

Метод Калмыковой

Этот способ проверки основан на том, что разные предметы издают разные по силе звуки. Емкости из пластика наполняются на 1/3 или ½ крупами различного помола:

  • мелкого (манкой или пшеном);
  • среднего (гречкой-ядрицей или рисом);
  • крупного (цельным горохом или фасолью).

Дальше следует действовать по алгоритму:

  1. Один из родителей играет с ребенком яркой игрушкой.
  2. Второй — встряхивает банку с мелкой крупой сбоку от малыша и наблюдает за его реакцией.
  3. Делается перерыв на 1-2 минуты.
  4. Затем процедуру повторяют с банкой, где насыпана крупа среднего размера.
  5. Снова перерыв на 1-2 минуты.
  6. Повторяют исследование с банкой, где содержатся крупные фракции.

Если ребенок слышит, он отреагирует на слух. Нормой считается проявление реакции на 2-3 банки. Если малютка не услышал грохота банки с крупными горошинами, требуется показать его врачу.

Преимущество метода: родители могут самостоятельно проверить слух малыша дома.

Развитие слуха у ребенка от 0 до года

Уже в утробе матери младенец способен различать звуки, окружающие беременную женщину. Малыш слышит голоса родителей, музыку, играющую в комнате, шум мотора автомобиля, рассказы, которые мама читает вслух, и т. д. Интересно, что сразу после рождения ребенок выделяет голос матери среди остальных голосов. Более того, младенец предпочитает слушать те песни и стихи, которые он слышал еще до рождения, в животе у мамы. Все это говорит о том, что слуховые умения складываются еще до рождения.

Когда малыш появляется на свет, первые недели он слышит только громкие звуки. Высокие звонкие тона привлекают внимание ребенка быстрее. Именно поэтому новорожденные так живо реагируют на сюсюканья взрослых, которые, как правило, произносятся высоким голосом.

К 2−3 месяцам ребенок начинает слышать и низкие, тихие звуки, учится сопоставлять услышанное с увиденным, связывая зрительные и слуховые впечатления воедино. Теперь малыша могут разбудить или напугать резкие, неожиданные звуки, и кроха заплачет, выказывая свое недовольство. В этот же период можно увидеть и яркую положительную реакцию на лице малыша – улыбку. Причем первое время ребенок улыбается не в ответ на улыбку взрослого, а в ответ на звук его голоса.

В 4−5 месяцев реакция становится более бурной: малыш начинает лепетать, ворковать, махать ручками и ножками. Теперь ребенок уже способен понимать, где находится источник звука, и поворачивает голову на голос взрослого. Примечательно, что движения малыша во время «разговора» с родителем синхронизируются и буквально копируют движения говорящего, – по мнению ученых, таким образом ребенок готовится к будущему овладению речевыми навыками.

К 6−7 месяцам кроха уже реагирует на свое имя, а также понимает и чувствует настроение окружающих. Так, если у мамы радостное лицо, ребенок смеется, ожидая ответного смеха, улыбок, похвалы. Если же лицо взрослого сердитое, малыш может испугаться и даже заплакать, ассоциируя сердитое выражения лица с криком и бранью.

С 9 месяцев у младенцев развивается способность подражать услышанным звукам, повторять некоторые из них, к 10−12 месяцам в речи малыша появляются первые осознанные слова: «мама», «папа», «баба», «киса» и т. д. Теперь ребенок начинает понимать, что говорят взрослые, осмысливает услышанное. Его речь развивается параллельно со слухом.

Очевидно, что речь ребенка тесно связана с его слухом. Однако не все родители придают большое значение тому, что и в каких количествах слышит их ребенок. Мамы порой не знают, о чем говорить с малышом, тем более что кроха не понимает и половины из монологов родных. Поэтому обходятся скупыми и редкими фразами и тем самым тормозят развитие ребенка. Ведь именно постоянное «слышание» и «видение» чужой речи и стимулирует развитие речи самого малыша. Словарный запас ребенка дошкольного возраста на 90% состоит из слов и фраз, услышанных от родителей. Старайтесь беседовать с крохой, комментировать увиденное на прогулке, читать малышу стихи, сказки. Ошибочно полагать, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Исследования показывают, что ребенок должен слышать и видеть речь не на экране, а «вживую».

Сегодня многие мамы и папы с раннего возраста начинают обучать ребенка иностранным языкам. Здесь ключевую роль играет развитие слуха. Детям с хорошим слухом намного проще изучать иностранные языки, поскольку они улавливают тонкие нюансы и различия в произношении тех или иных звуков. Так, например, китайский язык – особая система тонов, и выучить его способны только люди с хорошим музыкальным слухом. Впрочем, даже в стремлении к лучшему старайтесь соблюдать меру – иногда ребенку нужно послушать и тишину.

Профессор Линн Вернер из университета Вашингтона, специалист по вопросам речи и слуха, доказал, что младенцы слышат все частоты одновременно. Именно поэтому, читая ребенку книжку или беседуя с крохой, родителям стоит выключить телевизор, радио или иные источники звука, чтобы малыш не отвлекался на посторонние шумы и сосредотачивался только на голосе взрослого.

К сожалению, некоторые дети страдают нарушениями слуха различной степени. Таких малышей не так уж мало – 15 новорожденных из 1000. Правда, тяжелые поражения, такие, как глухота или сильная тугоухость, встречаются лишь в 0,5% случаев. Причины нарушений самые разные. Их принято делить на врожденные и приобретенные. К врожденным относят генетические отклонения и наследственность.

Поражения слуха могут появиться также вследствие недоношенности (вес при рождении менее 1 500 г), гипоксии, остановки дыхания у младенца во время родов, из-за родовых травм, злоупотребления во время беременности алкоголем, наркотиками. Иногда такие негативные последствия могут наступить по причине заражения мамы во время беременности краснухой, герпесом, гриппом, токсоплазмозом – заболеваниями, которые особенно опасны в первые четыре месяца беременности.

Впрочем, ребенок может родиться с хорошим слухом, но потерять его (или частично потерять) из-за осложнений после бактериального менингита, энцефалита, тяжелых форм кори, свинки, хронического воспаления уха, несчастных случаев (различных травм), химиотерапии, применения ототоксических средств (особенно некоторых антибиотиков).

Беда в том, что неспециалисту в первые месяцы жизни распознать нарушения слуха у малыша довольно затруднительно. Даже полностью лишенный слуха младенец плачет в моменты дискомфорта и может ворковать, «гулить», когда ему хорошо. Поэтому родные и не подозревают, что у ребенка могут быть проблемы со слухом. Только когда другие дети начинают лопотать более-менее осмысленно, отзываться на свое имя, выполнять просьбы, у взрослых могу возникнуть подозрения, что у их малыша не все в порядке со слухом: ребенок все время молчит, не реагирует на просьбы, громкие звуки, музыку. Но даже в этом случае родители далеко не всегда идут к врачу, а обращаются к медикам, когда время уже упущено.

Как развивать слух?

Малютка рождается слышащим. Но слух интенсивно развивается в течение всего первого года жизни. Выделяются признаки, соответствующие периодам жизни малютки:

  • реагирует на громкие звуки: шевелит ручками и ножками, вздрагивает во сне и просыпается, меняет мимику (0-5 недель);
  • пытается обнаружить глазками источник звука, поворачивает головку в сторону, откуда звук раздается (до 4 месяцев);
  • поворачивает головку в ту сторону, откуда слышится звук, вслушивается в звуки (до 7 месяцев);
  • учится находить источник звука при расположении его справа, слева и снизу (до 9 месяцев);
  • умеет находить источник звука при расположении его справа, слева, сзади, снизу, сверху (до 1 года).

Знание соответствия навыков этапам развития поможет вовремя установить отклонение и компенсировать его.

Определение реакции мозга на звук (ABR)

При помощи этого способа определяется уровень развития слуховой системы ребенка, для этого отслеживается уровень реакции ЦНС на звуковые колебания, которые передаются в мозг по слуховому нерву.

Как проверяют слух таким методом? На головке младенца закрепляют электроды и через наушники транслируют специально подобранные звуки.

Установленная на компьютере программа обрабатывает полученную информацию и выводит ее на монитор. Врач может узнать, какой самый тихий звук доступен ребенку.

Контрольным сигналом, который позволяет определить проблемы со слухом у деток, является «щелчок». Это сочетание, которое позволяет одновременно комплексно протестировать весь слуховой аппарат. Если программа прохождения звука фиксирует адекватный ответ – тест считается пройденным успешно. Скрининг занимает по времени до четверти часа.

Предрасполагающие факторы к возникновению тугоухости

Тугоухость передается по наследству. При наличии у кого-то из близких родственников такой патологии рекомендуется немедленно сообщить о ней врачу. Таких деток обследуют повторно.

У каких еще малышей может развиться заболевание:

  • маловесных, при появлении на свет имеющих вес менее 2,5 кг;
  • недоношенных, рожденных до 37-й недели;
  • имеющих патологии развития костей лица;
  • принимающих антибиотики;
  • перенесших внутриутробно заболевания (токсоплазмоз, цитомегаловирус).

Деток из группы риска педиатры наблюдают с особым вниманием.

Дополнительное обследование

Если результат аудиоскрининга отрицательный, специалисты дают направление на прохождение дополнительных обследований, в том числе:

  • осмотр и консультация ЛОРа, который оценивает строение уха и ушной раковины малыша;
  • импедансометрия, которая включает в себя тимпанометрию и акустическую рефлексометрию;
  • объективная аудиометрия КСВП;
  • игровая тональная аудиометрия;
  • сурдопедагогическое обследование, на котором педагог, имеющий специальное образование, дает оценку поведенческим реакциям крохи на различные звуки;
  • генетическое обследование, целью которого является определение наличия в организме малыша гена, вызывающего тугоухость.

Только по результатам всех вышеперечисленных исследований, специалист может говорить о наличии патологии, о степени тяжести отклонения.

Когда следует беспокоиться?

Окончательный диагноз о патологиях со слухом ставит врач-сурдолог. Но следить за развитием слуха мамочка должна постоянно. Стоит насторожиться, если:

  • крошка не реагирует на разговоры с ним, не поворачивается и не радуется;
  • малютка не пугается внезапных громких звуков;
  • малыш не играет с музыкальными инструментами;
  • крохотуля постоянно трогает ушки (это может быть следствием инфекции).

При появлении хотя бы одного признака рекомендуется обратиться к участковому педиатру. Он направит малютку на обследование. Важно понимать: чем раньше начнется лечение, тем успешнее оно окажется.

Проверка внутреннего уха (ОАЭ)

Чтобы проверить, как реагирует на звук непосредственно слуховой аппарат, используют метод отоакустической эмиссии, определение этого проводят на специальном диагностическом аппарате.

Для получения правильного результата ребенок должен спать. Прибор, состоящий из динамика и микрофона вкладывают в ушко грудничка. Звук передается через устройство в мозг, параллельно генерируется еще один звук, который не транслируется по нерву. Этот эффект носит название отоакустической эмиссии.

Программа тестового компьютера позволяет определить, на какие звуки слуховой аппарат ребенка дал ответ, качество и количество этих ответов.

По результатам теста ребенок должен реагировать на силу звука, которая позволяет различить тихую речь. Скрининг проводится на протяжении 10 минут.

Методики имеют некоторое количество ошибочных результатов. ABR дает до 4% ложных результатов, более простой и быстрый ОАЭ – до 21% при проверке в первые три дня после рождения. Причина расхождения – остатки внутриутробных вод в ушах младенца, которые блокируют прохождение звука и создают ложную глухоту. В таком случае назначается повторный тест через неделю.

Если у врача формируются подозрения на то, что ребенок страдает определенными нарушениями слуха, предписывается полное диагностическое обследование. В результате всестороннего обследования даются ответы на вопросы:

  1. есть ли нарушения слуха и тугоухость у младенца;
  2. насколько снижена чувствительность к звуку;
  3. является ли снижение слуха временным или постоянным явлением.

Диагностика проводится по методу ABR с применением большего спектра раздражителей и занимает до часа.

Особенности детей с нарушением слуха

Новорожденные с нарушением слуха из всего диапазона частот плохо воспринимают самые высокие звуки. Малыши с этой проблемой прекрасно могут слышать низкочастотный гул подъезжающего грузовика или среднечастотный звук радио, но не услышат трель птиц и шелест листьев. Родителям стоит обратить внимание на то, как новорожденный реагирует (и реагирует ли) на подобные высокие звуки.

Кстати, взрослые сами могут проверить, слышит ли их чадо высокие звуки. Для этой цели нужно насыпать немного манки в пластмассовую коробочку и погреметь ей у головы малыша. Если реакции на такую «погремушку» нет, то стоит показать новорожденного врачу.

Дети с нарушением слуха не слышат высокие звуки — шёпот, шорохи и т.д. Пошумите у ушка крохи чем-нибудь, что издает шуршащий или шелестящий звук — отсутствие реакции укажет на наличие проблемы

Как проверить слух у ребёнка в домашних условиях

У детей проблемы со слухом возникают по самым разным причинам. Чтобы не пропустить начало заболевания, родители должны знать, как проверить слух у ребёнка в домашних условиях и на что следует обратить внимание в первую очередь. Чем раньше замечена проблема, тем легче с ней будет справиться, обратившись к врачу.

Причины и последствия снижения слуха

Нарушения в работе слухового анализатора наблюдаются примерно у 2% детей. Недооценивать такие нарушения нельзя, поскольку слух играет одну из важнейших ролей в развитии ребёнка. Он влияет на способность правильно говорить, ориентироваться в окружающем мире и адаптироваться к его условиям. Дети со сниженным слухом позже других осваивают речь и не проявляют особой активности в познании мира вокруг себя. Причины снижения слуха могут быть разными:

  1. Наследственная тугоухость. О ней говорят, если среди родственников есть человек с такими же проблемами. В этом случае слух детей необходимо проверять в обязательном порядке, чтобы исключить наследственное заболевание.
  2. Врождённая тугоухость. На её возникновение влияют некоторые заболевания мамы в период беременности, токсикоз, приём лекарств, вредные привычки, тяжело протекающие роды и другие факторы.
  3. Приобретённая тугоухость. Возникает вследствие заболеваний и травм. Обычные отиты, если их не лечить вовремя, могут привести к стойкому снижению слуха.

Врождённая тугоухость часто возникает в комплексе с другими не менее серьёзными патологиями. К самым распространённым из них относятся:

  • Аномалии в формировании наружного уха;
  • Заболевания глаз;
  • Сбои в работе нервной и эндокринной системы;
  • Кожные патологии;
  • Проблемы с опорно-двигательной системой.

Беременным женщинам стоит очень внимательно относиться к своему здоровью и следить, чтобы этих нарушений не возникало. При любых отклонениях у матери в течение беременности проверка слуха у ребёнка обязательна.

# Нарушение Описание
1 Тугоухость Средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо менее 85 дБ
2 Глухота Средняя потеря слуха на лучшее слышащее ухо более 85 дБ
3 Поздняя потеря слуха Отмечается при потере слуха в возрасте 3-4 лет и позже. При этом они могут частично сохранить речь в связи с относительно поздним возникновением проблемы

Тугоухость, приобретённая вследствие заболевания, может быть временной или окончательной. На её возникновение влияют следующие факторы:

  • Эпидемический паротит (в народе — свинка);
  • Скарлатина (почти не встречается в наше время);
  • Корь;
  • Грипп, ОРВИ и простудные заболевания;
  • Отит;
  • Некоторые лекарственные препараты.

Первичную проверку слуха после перенесённых заболеваний можно осуществить в домашних условиях. Для того чтобы убедиться в её правильности, лучше обратиться к врачу.

Методы самостоятельной проверки детского слуха

Чем раньше родители заметят, что у ребёнка есть нарушения в восприятии звуков, тем быстрее слух можно скорректировать, обеспечив малышу нормальное развитие. Кроха быстро догонит своих сверстников и ничем не будет отличаться от других детей.

Когда ребёнку исполняется 6 месяцев, он способен определить направление звука. Если у него отсутствует реакция на голос или другой источника звука, стоит показать его врачу.

Младенец, у которого есть проблемы со слухом, плохо осваивает двигательные навыки и не имеет возможности полноценно познавать мир. В результате у него может страдать интеллект.

Способы проверки слуха у младенца

В первый год жизни малыш может реагировать на звук лишь рефлекторными движениями. В домашних условиях для проверки слуха используют метод хлопков «рефлекс Моро» или гороховую пробу метода Калмыковой.

Если громко хлопнуть в ладоши, находясь вне зоны видимости, то нормально слышащий ребёнок обязательно вздрогнет. На этом основан рефлекс Моро. С его помощью любая мама может провести проверку слуха у младенца в домашних условиях. Тест не даёт идеального результата, но позволяет исключить врождённую тугоухость 3 и 4 степени.

Для его проведения грудничка кладём на ровную поверхность в спокойном состоянии. Это может быть кровать, стол или весы.

После этого нужно чувствительно хлопнуть в ладоши в 20-30 см от его уха и посмотреть на реакцию. Если малыш вздрогнул от неожиданности или даже заплакал от испуга, то всё нормально. Если реакции нет, то рекомендуется посоветоваться с врачом.

Для гороховой пробы — метода Калмыковой — в пластиковую бутылку засыпают горох на 30-40% от объёма так, чтобы при резких движениях бутылки раздавался громкий звук. Мама или папа должны выбрать место, где ребёнок их не может увидеть. Примерно через 5 секунд после звучания пластиковой бутылки малыш должен среагировать на звук. Далее горох меняют на любую крупу, чтобы звук был менее громким и повторяют действия.

# Наполнение Количество издаваемых децибел
1 Бутылочка с горохом 70-80 дБ
2 Бутылочка с гречкой 50-60 дБ
3 Бутылочка с манной крупой 30-40 дБ

Для сравнения, детский плач соответствует уровню в 80 дБ, а звук автомобильного гудка 120 дБ. Уровень звука в 200 дБ является смертельным для человека.

При отсутствии возможности проверить слух бутылочками с горохом или крупой, используют обычные погремушки.

Проверять необходимо оба уха, соответственно меняя своё местоположение. При проведении пробы внимательно наблюдают за реакцией малыша. Он может:

  • Моргнуть;
  • Зажмуриться;
  • Вздрогнуть;
  • Широко раскрыть глаза;
  • Замереть;
  • Повернуть голову.

Отсутствие рефлексов свидетельствует о проблемах со слухом. В этом случае необходимо обратиться к врачу.

Речевой тест для детей 2-4 лет

У более старших детей, находящихся в возрасте 2—4 лет, из-за нарушения слуха возникает заметная задержка в развитии речи. Ребёнок плохо говорит, не может правильно повторить слова и не умеет чётко изложить свои мысли. В дальнейшем это серьёзнейшим образом повлияет на его адаптацию в обществе и психологическое состояние. Проверка звуковосприятия в домашних условиях поможет на ранней стадии выявить проблемы малыша.

Многие родители не знают, как проверить слух у ребёнка 3 лет. Это несложно и можно сделать с помощью игры или обычной человеческой речи. Например, трёхлетнему малышу можно предложить угадать, в какой руке игрушка. Для этого обе руки, в одной из которых погремушка, прячут за спину. Нормально слышащий ребёнок ориентируется на звук и легко справляется с заданием.

Проверить слух маленького ребёнка можно и другим способом:

  1. Несколько любимых игрушек сложить в одном месте.
  2. Находясь рядом с малышом, шёпотом попросить его принести мячик или куклу.
  3. Если задание выполнено, тогда нужно отойти немного дальше и снова шёпотом попросить другую игрушку.
  4. Когда ребёнок не слышит и не выполняет задание, голос следует повысить до обычного, а затем громко повторить просьбу.

По поведению малыша можно определить расстояние, с которого он слышит слова, произнесённые громко и тихо. Чтобы проверить слух у ребёнка в 4 года с помощью речи, можно воспользоваться следующим методом:

  1. Одно ухо закрывают турундой (марлевым или ватным шариком), чтобы проверить другое.
  2. Родитель отходит на 6—7 метров в сторону, чтобы малыш не мог его видеть.
  3. Шёпотом произносит понятное слово и просит ребёнка повторить.
  4. Если малыш не услышал, тогда нужно подойти на шаг ближе и снова произнести слово.
  5. Таким образом проверяют звуковосприятие обоих ушей, переставив турунду.

Лучше, если такая проверка будет проходить в игровой форме. Ребёнок должен воспринимать её как увлекательную игру. В этом случае он будет гораздо охотнее повторять слова и не станет капризничать. Для проверки громкой речи (высокочастотных звуков) расстояние увеличивают до 15 метров. Слова произносят громко и чётко. Малыш должен также чётко их повторить.

В норме восприятие обычной разговорной речи должно происходить с расстояния 5—6 метров. При этом все слова должны быть знакомы и понятны малышу. Таким же способом проверяют слух у детей школьного возраста.

Обследование у сурдолога

При обнаружении снижения слуха у ребёнка нужно немедленно обратиться к врачу. Этой проблемой занимается сурдолог. Первое обследование малыш проходит в роддоме — на четвёртый день после рождения. Сурдолог проверяет слух у детей двумя способами:

  1. Отоакустическая эмиссия. Специальный наружный зонд вводится в слуховой проход и регистрирует данные о реакции на звуки. Это пятиминутная процедура, не вызывающая дискомфорта.
  2. Реакция мозговых клеток на звук. Тест проводится с помощью электродов и наушников. Электроды прикрепляют к голове, а в наушники подаются различные звуки. Записывающее устройство фиксирует сигналы мозговых клеток в ответ на звуки разной интенсивности и тональности.

К сожалению, слабую степень тугоухости этими методами выявить нельзя, поэтому проверять слух необходимо ежегодно. Если в семье у кого-то есть проблемы со слухом, то такие проверки проводят 1—2 раза в полгода.

Видео ниже позволяет легко узнать остроту слуха самостоятельно:

Аудиограмма в клинике

Аудиограмма — это график, который наглядно демонстрирует отклонения в восприятии звуков разных частот. Благодаря ему врач может распознать как вид заболевания, так и его степень. Обследование проходят с помощью аудиометра — специального электронного аппарата.

Через наушники подаются звуки разной громкости, интенсивности и частоты. Услышав их, малыш нажимает кнопку, а врач фиксирует результат на графике. При обнаружении проблем сурдолог назначает лечение или дополнительное обследование. В случае необходимости маленького пациента направляют на протезирование, подбирают слуховой аппарат.

Причинами для обращения в сурдологический центр могут служить любые отклонения в звуковосприятии. К ним относятся:

  • Отсутствие связной речи в возрасте от 1 до 2 лет;
  • Нарушения в формировании звуковых оборотов;
  • Игнорирование речи родителей;
  • Постоянное переспрашивание;
  • Отсутствие понимания обычной речи на расстоянии менее 7 метров;
  • Ситуации, при которых малыш обращает внимание на мимику говорящего больше, чем на его слова.

При любом из перечисленных признаков снижения слуха нужно обратиться к врачу. Родителям не стоит стесняться показывать специалисту здорового ребёнка. Лучше быть перестраховщиками, чем пропустить начало серьёзного заболевания.

Исследование слуха шепотной и разговорной речью

Предыдущая12345678

1. Исследование проводят раздельно на каждое ухо. Обследуемого поставьте на расстоянии 6 м. от себя. Исследуемое ухо должно быть направлено в сторону врача, а противоположное ухо закрыто указательным пальцем, плотно прижимающим козелок к отверстию слухового прохода.

2. Объясните обследуемому, что он должен громко повторять услышанные слова.

3. Необходимо исключить чтение с губ, для этого обследу­емый не должен смотреть в сторону врача.

4. Врач шепотом, используя оставшийся в легких после нефорсированного выдоха воздух, произносит двухзначные цифры от 21 до 99 (способ Бецольда). Можно использовать слова с низкими звуками, (пример: номер, нора, много, море, мороз и др.), затем слова с высокими звуками (пример: чаша, уж, щи и др.). Необходимо учитывать возраст и интеллект обследуемого.

5. Если больной не слышит с расстояния 6 метров, врач сокращает расстояние на 1 метр и вновь исследует слух. Эта процедура повторяется до тех пор, пока обследуемый не будет повторять произносимые сло­ва. Можно начинать исследовать слух на расстоянии 0,5-1 м. от уха и удаляться, на расстояние, когда обследуемый повторяет правильно не менее 5 цифр или слов, но не дальше 6 м.

6. Количественное выражение данного исследования производится в метрах, указывающих расстояние, с которого обследуемый слышит цифры или слова, произнесенные шепотом. Восприятие шепотной речи в норме составляет 6 метров.

7. Исследование разговорной речью производится также, только второе ухо заглушается листком бу­маги, по которому постукивают пальцами, а крик — при заглушении второго уха трещоткой Барани.

Исследование слуха камертонами

а). Исследование воздушной проводимости:

1. Возьмите набор ка­мертонов С128 (128 колебаний в секунду — низкочастотный) и С2048 (высокочастотный). Исследование начинают с С128. Ка­мертон С128 приводится в колебание ударом о тенар ладони. Камертон С2048 приводится в колебание щипком браншей двумя пальцами или ударом-щелчком ногтя.

2. Звучащий камертон, удерживая за ножку двумя пальцами, под­несите к наружному слуховому проходу обследуемого на расстоянии 1,0-1,5 см., секундомером измерьте время, втечение которого обследуемый слышит звучание этого камертона. Отсчет времени начинается с момента возбуждения камертона. После того, как пациент перестанет слышать, нужно камертон отдалить от уха и вновь сейчас же приблизить (не возбуждая его повторно). Как правило, после отдаления от уха пациент еще несколько секунд слышит звук. Оконча­тельное время отмечается по последнему ответу пациента – «не слышу».

б). Исследование костной проводимости:


1. Костная проводимость исследуется камертоном С128, так как вибрация камертонов с более высокой частотой прослушивается через воздух другим ухом. Звучащий камертон С128 поставьте перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка.

2. Продолжительность восприя­тия измерьте также секундомером, ведя отсчет времени от момента удара камертона о тенор ладони до фразы пациента «не слышу».

Опыты с камертоном

1. Опыт Вебера (W) — оценка латерализации звука. Камертон С128 приставляют к темени пациента ножкой точно посередине головы и просят его сказать, каким ухом он лучше слышит звук. Бранши камертона должны совершать колебания во фронтальной плоскости, т.е. от правого уха к левому. В норме обследуемый слышит звук в середине головы или одинаково в обоих ушах. При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата (серная пробка в слухо­вом проходе, воспаление среднего уха, перфорация барабанной перепонки и др.) на­блюдается латерализация звука в больное ухо; при двустороннем поражении — в сторону хуже слышащего уха. Нарушение звуковосприятия приводит к латерализа­ции звука в здоровое или лучше слышащее ухо.

2. Опыт Ринне (R)- сравнение длительности восприятия костной и воздушной про­водимости. Звучащий низкочастотный камертон устанавливается ножкой на сосцевидный отросток обследуемого уха. После прекращения восприятия звука по кости его подносят браншами к слуховому проходу. В норме человек дольше слышит камертон по воздуху (опыт Ринне положительный). При нарушении звуковосприятия пропорционально ухудшается костная и воздушная проводимость, поэтому опыт Ринне остается положительным. Если же страдает звукопроведение, то звук по кости воспринимается дольше, чем по воздуху (отрицательный опыт Ринне). Можно сравнить данные восприятия воздушной и костной проводимости в секундах полученные вначале.

3. Опыт Швабаха (Sch) – измерение длительности восприятия звука через кость. Звуча­щий камертон поставьте на сосцевидный отросток обследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать его. Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит ка­мертон себе на сосцевидный отросток, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если так же не слышит, то опыт Швабаха у обследуемого нормален. Можно сравнить длительность восприятия у обследу­емого с паспортными данными камертона. Тоже проведите на другое ухо. Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата, удлинение – при нарушении звукопроведения.

4. Опыт Федеричи (F)- сравнение длительности восприятия костнотканевой проводимости с сосцевидного отростка и проводимости с козелка. Проводится опыт аналогично опыту Ринне: после прекращения звучания камертона на сосцевидном отростке он ставится ножкой на козелок. В норме и при нарушении звуковосприятия опыт Федеричи положительный, т.е. звучание камертона с козелка воспринимается дольше, а при нарушении звукопрове­дения — отрицательный.

5. Опыт Бинга (Вi)- сравнение интенсивности восприятия костно-тканевой проводимости с сосцевидного отростка при открытом наружном слуховом проходе и закрытом путем прижатия козелка к ушной раковине. В норме, при хорошей подвижности цепи слуховых косточек, выключение воздушного звукопроведения (закрытый слуховой проход) удлиняет восприятие через кость. При нарушении звукопроведения костная проводимость остается одинаковой при открытом и закрытом слуховом проходе.

6. Опыт Желле (G)- определение подвижности подножной пластинки стремени в овальном окне – специальный опыт для диагностики отосклероза. Наружный слуховой проход плотно обтурируется оливой баллона Политцера, и с его помощью периодически увеличивается и уменьшается давление воздуха на барабанную перепонку, слуховые косточки, можно периодически открывать и закрывать слуховой проход, прижимая и отпуская козелок, т.е. закрывая и открывая слуховой проход несколько раз. Максимально звучащий низкочастотный камертон устанавливается на сосцевидный отток. При неподвижности стремени в овальном окне громкость звука от изменения давления в наружном слуховом проходе не меняется (опыт Желле отрицательный), в то время как в норме при повышении давления звук воспринимается более тихим (опыт Желле положительный).

18.4. Результаты исследования слуха шепотной и разговорной речью, а также камертонами вносят в слуховой паспорт:

Акуметрия
Правое ухо (AD) Левое ухо (AS)
+ или — СШ (субъективный шум) + или —
В метрах ШР (шепотная речь) В метрах
В метрах РР (разговорная речь) В метрах
В секундах С 128 воздушная (N в секундах ) В секундах
В секундах С 128 костная (N в секундах) В секундах
В секундах С 2048 (N в секундах) В секундах
+ или — Опыт Ринне (R) + или —
латерализация Опыт Вебера (W) латерализация
Удлинен, укорочен или в норме Опыт Швабаха (Sch) Удлинен, укорочен или в норме

При необходимости в слуховой паспорт включают резуль­таты исследования в опытах Желле (G), Бинга (Вi), Федеричи (F).

Как проверить слух у ребенка

Как проверить слух у ребенка: простые и доступные методики проверки слуха в домашних условиях у детей младенческого и раннего возраста

Зачем проверять слух у ребенка

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.

Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.

Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит, насколько хорошо будет развиваться ребенок.

Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов чтобы уточнить причины проблем ребенка — узнать, слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи, потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.

Развитие слуха у младенца: что нужно знать о развитии слуха ребенка первого года жизни

В первые две – три недели жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.

В первые три месяца жизни малыша Вы можете увидеть, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (широко открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется обычно в возрасте двух – трех недель.

Это проще всего проверить во время крика ребенка. Если ребенок кричал, а в это время Вы подали неожиданно длительный звуковой сигнал недалеко от ребенка (например, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.

В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.

В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.

В три – шесть месяцев младенец также в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.

С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже. Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы. Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.

Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка постепенно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.

С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.

Это очень важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.

Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.

Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!

И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома. Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.

Ниже в этой статье Вы найдете:

Часть 1 — методика проверки слуха у ребенка первого года жизни в домашних условиях

Часть 2 — методика проверки слуха у ребенка второго — третьего года жизни.

Часть 1. Как проверить слух младенца (ребенка первого года жизни) дома

Дома можно проверить слух малышей (даже в возрасте первых месяцев жизни) с помощью метода гороховых проб. Этот метод был предложен Институтом раннего вмешательства Санкт- Петербурга. Метод могут использовать педагоги и родители малышей.

Как сделать материалы для проверки слуха ребенка первого года жизни.

Возьмите четыре одинаковых пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза или старой фотопленки.

Баночки нужно заполнить так:

Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.

Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.

Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.

Баночка №4. Остается пустой.

Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:

— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,

— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,

— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Если Вы будете использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенка в течение первого года жизни, то меняйте наполнители через три месяца. Например, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и хотите ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.

Методика проверки слуха ребенка первого года жизни дома

Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.

Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого его взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи Вами звуков.

Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.

Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).

Наблюдайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?

Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.

Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.

Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.

Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:

— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.

— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).

Как интерпретировать результаты проверки слуха с помощью «гороховой пробы»:

— До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!

— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.

— При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.

— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.

Реакции ребенка первого года жизни на звук, который он слышит

Ниже дан список наиболее информативных для нас безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):

— мигание век,

— вздрагивание всего тела,

— замирание (застывание) ребенка,

— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,

— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него ( в случае резкого звука),

— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,

— сосательные движения,

— изменение ритма дыхания,

— широкое открывание глаз.

Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.

Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.

Упражнения для развития слуха и слухового сосредоточения для детей первого года жизни по месяцам даны в рубрике сайта «Развитие малыша от рождения до года».

Часть 2. Как проверить слух ребенка с года до трех лет (в раннем возрасте)

Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.

Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.

Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.

Первый способ проверки слуха у ребенка 1- 2 лет

Поставьте перед ребенком хорошо известные ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее чтобы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите «дай куклу», «покажи мячик», «где собачка? Где у собачки хвостик?» «где у куклы ротик, глазки ,носик» и т.д.

Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).

Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).

Как интерпретировать результаты проверки слуха этим методом:

Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров. Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.

Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.

Как проверить слух ребенка в возрасте 1-2 года: второй способ

Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.

Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).

Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.

После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.

Список звуковых сигналов для проверки слуха:

— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),

— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),

— барабан (низкочастотное звучание),

— шепотная речь и голос разговорной громкости (ав-ав, пи-пи, кшшшш, имя ребенка),

— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).

Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:

— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.

— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.

— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.

— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.

Играем и проверяем слух ребенка раннего возраста.

Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:

— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.

— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.

— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.

— После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.

— Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.

Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.

Интерпретация результатов обследования слуха вторым способом.

При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.

Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.

Желаю Вам и Вашим деткам здоровья и радостного развития! Надеюсь, что эта статья будет полезна Вам и буду рада Вашим комментариям.

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще о развитии ребенка раннего возраста на нашем сайте:

— Развитие детей раннего возраста: основные показатели

— Игры — потешки для самых маленьких: учимся говорить

— Занятия с матрешками для самых маленьких: как подбирать матрешку по возрасту ребенка, как играть, стихи для игр с матрешками.

— Детская развивающая книжка своими руками: из бумаги, картона, ткани. Как сделать и как заниматься с ребенком по книжке.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *