Беговые лыжи для детей: как выбрать лыжи, палки, ботинки

Как выбрать беговые лыжи ребенку

До 4-5 лет не стоит серьезно подходить к занятиям лыжами и выбору инвентаря. Достаточно приобрести простые коротенькие пластиковые лыжи. На этом этапе важно, чтобы ребенок научился стоять на лыжах и держать равновесие. Катание на лыжах должно быть игрой, а не тренировкой. Только так можно привить ребенку любовь к лыжам и спорту. Начинать кататься на лыжах лучше без палок – они будут только мешать.

Детские лыжи с универсальными креплениями

В 90-х многие дети делали первые шаги на лыжах «миниках» – короткие пластиковые лыжи, которые крепились к любой обуви, даже на валенки. Отличный вариант для первых шагов на лыжах – дешевые, легкие, крепятся на любую обувь, на них легко научиться скользить и держать равновесие.

Мини-лыжи для детей

Примерно с 4-6 лет (зависит от развития ребенка) можно приобретать более серьезный лыжный инвентарь и осваивать полноценный классический лыжный ход. На этом этапе лучше купить лыжи с насечками или камусом, чтобы не ребенок не мучился с «отдачей» и мог спокойно гулять. Лыжи подбираются по формуле рост+15-20 см, палки – примерно на 25-30 см меньше роста ребенка. До 10 лет ребенок должен осваивать классический ход, готовить организм к изучению конькового хода.

Фото: skinh.com

Коньковые лыжи для ребенка

По мнению многих тренеров, примерно до 10-12 лет не стоит изучать коньковый ход. Нагрузки, связанные с освоением конька, могут навредить здоровью ребенка. Такого же мнения придерживаются тренеры в Финляндии, Норвегии, Швеции. Коньковый ход сложный в освоении. Он дает неестественную для человека нагрузку на суставы и мышцы, что может привести к проблемам со здоровьем при неправильном подходе. Для конькового хода нужен крепкий опорно-двигательный аппарат и развитая выносливость.

Эти рекомендации зафиксированы даже в «Федеральном стандарте по спортивной подготовке в лыжных гонках«. Официально в спортивные школы на лыжные гонки принимают детей с 9 лет. С 9 до 12 лет проходит подготовительный этап. Только с 12 лет начинается тренировочный этап с полноценными лыжными тренировками.

Фото: vil.waunakee.wi.us

Для конькового хода понадобится отдельная пара лыж, подходящая по жесткости. В продаже есть много комбинированных лыж, но на них будет сложнее научиться. Лучше 2 недорогие пары под разные стили, чем одна комбинированная. Коньковые лыжи отличаются от классических длиной и конструкцией сердечника. Внешне может показаться, что разницы никакой, но это не так. Не забывайте, что для классического хода нужно будет наносить мазь держания под колодку, а на коньковый ход эту мазь нужно будет смывать растворителем. Если тренировки будут чередоваться, подготовка лыж доставит немало хлопот.

Начинать обучение коньковому ходу лучше с относительно коротких лыж – рост +5-10 см, затем можно переходить на «взрослую» формулу подбора – рост + 10-15 см.

Десткие коньковые лыжи продвинутого уровня | начального уровня

Таблица подбора лыж ребенку по росту

Примерные размеры беговых лыж и палок для ребенка. Фактическая длина лыж зависит от роста и навыков.

Крепления для детских лыж

Для первых шагов в возрасте до 5 лет можно приобрести лыжи с универсальными креплениями на ремешках. Они подходят для любой повседневной обуви. Маленьким детям может быстро наскучить лыжная прогулка, захочется поиграть в снегу или побегать. Все это можно будет сделать без переодевания ботинок

Десткие лыжи с универсальными креплениями

Как только ребенок полюбит лыжные прогулки, можно перейти на специальные ботинки. Детские крепления и ботинки выбираются аналогично взрослым. Существуют 3 системы креплений: SNS, NNN (к ней подходят Turnamic, Prolink) и старенькая система N75. К каждой подходит определенная подошва ботинка.

Крепления N75 – самая старая из существующих систем креплений, поэтому простая и дешевая. Надежности таких креплений точно хватит для занятий на физкультуре и освоения классического хода.

Лыжи с креплениями N75

Системы SNS и NNN используются в профессиональном спорте. Сейчас особенно популярны NNN (Prolink, Turnamic, Rottefella). Они дороже системы N75, удобнее, имеют большой выбор ботинок разного уровня.

Десткие комплекты с креплениями NNN

Фото: iwa-prague.com

Детские ботинки для беговых лыж

На начальном этапе специальные ботинки не обязательны. Используйте универсальные крепления и любую удобную зимнюю обувь. С ростом ребенка и уровня катания можно переходить на лыжные ботинки с креплениями N75, или сразу на профессиональные системы SNS, NNN.

Дети быстро растут и ботинки придется менять часто. Не берите лыжные ботинки с большим запасом – 1,5-2 см достаточно. Ботинки должны фиксировать стопу, чтобы не привести к травме и проблемам с голеностопом. Временно подогнать размер ботинок можно более толстым носком или дополнительной стелькой, положив ее под основную. Некоторые детские ботинки известных брендов сразу комплектуются такой стелькой.

Детские лыжные ботинки

Лыжи детям в школу

Выбор лыж для школьных занятий физкультурой ничем не отличается от общих правил подбора лыж детям. Посоветуйтесь с учителем физкультуры, он расскажет об особенностях уроков и лыжной трассы, где будут заниматься дети. Обычно для первых уроков физкультуры на лыжах достаточно классических лыж с насечками или камусом. Единственный минус лыж с насечкой – низкая скорость в сравнении с обычными лыжами, что может помешать выполнять нормативы. Однако, если на дистанции есть горки, насечки избавят ребенка от проблемы проскальзывании лыж назад.

Фото: whistlersportlegacies.com

Костюмы для беговых лыж детям

Для первых шагов на лыжах одевайте ребенка по погоде как на обычную активную прогулку. Одежда должна быть непродуваемой и влагостойкой. Используйте термобелье, а не хлопковую водолазку и штаны. Термобелье отводит влагу и лучше удерживает тепло в влажном состоянии. На голову надевайте балаклаву или шапку-шлем. На руки лучше надеть влагостойкие варежки, потому что ребенок будет много падать в снег. С освоением лыжного хода и более активного катания, можно приобрести специальный лыжный костюм, аналогичный взрослым моделям.

Детская одежда для беговых лыж

Видео о беговых лыжах для детей

Рекомендации по подбору беговых лыж детям до 8 лет

Подбор беговых лыж детям в возрасте от 9 до 12 лет. Подробный обзор детских лыж с камусом и подвижными креплениями.

Как подобрать лыжи по росту ребенка: советы профессионала

В этой статье мы подробно расскажем, как подобрать лыжи по росту ребенка — этот вопрос актуален для родителей, задумывающихся о физическом развитии своих детей. У катания на лыжах абсолютно нет возрастных ограничений — значит, приобщать ребенка к этому полезному виду спорта можно с самых ранних лет. Самое главное — подобрать инвентарь по росту, в противном случае, малышу будет сложно освоить правильную технику катания. А еще, неподходящая пара может привести к травмированию, что способно напрочь отбить у ребенка желание заниматься.

Итак, как выбрать лыжи ребенку правильно, на какие критерии нужно обращать внимание:

  1. Возраст;
  2. Рост;
  3. Умение кататься;
  4. По типу;
  5. Марка;
  6. Цена.

Предлагаем детально разобрать, как подобрать лыжи по росту ребенка, учитывая каждый из приведенных выше ключевых параметров.

Как подобрать лыжи по возрасту

  • Никогда не пытайтесь подобрать спортивное снаряжение «на вырост» — ребенку будет сложно научиться кататься правильно, и он ни за что не почувствует настоящего удовольствия от процесса. Между тем, именно это ощущение и является главной мотивацией для дальнейших занятий.
  • Деткам до 5 лет следует подобрать модели, длина которых будет чуть меньше их роста.
  • После 7 лет следует поменять инвентарь на изделие, длина которого будет на 15-20 см выше роста;
  • Если ребенку еще нет 10 лет и он только учится кататься, можно подобрать пару с креплениями под обычную обувь, а вот для подростков постарше желательно выбрать настоящие модели с креплениями под лыжные ботинки.

Совет! Если все члены вашей семьи — заядлые лыжники, покупайте модели с одинаковыми креплениями. В этом случае младшие детки смогут пользоваться лыжами старших братьев или сестер, но со своей обувью.

Как подобрать по росту

Вы должны знать, как выбрать лыжи ребенку по росту — этот параметр, кстати, является самым главным, поэтому обратите на него особое внимание.

  • Длина пары для дошкольников должна составлять 50-100 см, особенно это правило важно для деток, только-только начавших осваивать технику лыжного катания;
  • Начиная с 7 лет, при выборе инвентаря ориентируются на требование, согласно которому длина лыж должна на 20 см превышать рост лыжника;

  • Длина палок, наоборот, должна быть на 20 см меньше показателя роста, они должны доходить до подмышек ребенка.
  • Чтобы убедиться в том, что вам удалось правильно подобрать лыжи и палки ребенку по росту, возьмите лыжную пару, установите ее вертикально и поставьте рядом юного спортсмена — если ему удается кончиками пальцев дотянуться до верхнего края, размер подходящий.

По умению

Перед тем, как ехать в магазин, чтобы выбрать детские лыжи, вы должны объективно оценить навыки малыша, то есть, каков нынешний уровень его катания — начальный, средний или уверенный. Мало осуществить подбор лыж по росту ребенка, по таблице детких размеров — не менее важно подобрать подходящий тип модели, материал изготовления, а также форму конструкции, креплений и палок.

  1. Лыжи бывают деревянные и пластиковые, первые меньше скользят, а потому больше подходят начинающим лыжникам. На них труднее добиться большой скорости, а значит, снижается риск травмирования. На них легче маневрировать на поворотах, проще тормозить. Когда лыжник начинает чувствовать себя более уверенно, можно перейти на пластиковые модели — они более прочные, скользкие и легкие;
  2. Чем шире пара, тем на ней проще стоять и начинать учиться катанию, но будьте готовы к тому, что быстрая езда для вас будет недоступна;
  3. Не покупайте новичку профессиональные модели, которые, к тому же, стоят бешеных денег — начните с любительского оборудования. В дальнейшем, если ребенок захочет пойти заниматься лыжным спортом профессионально, к этому вопросу можно будет вернуться. Будьте готовы к тому, что детки очень быстро растут. Старайтесь выбрать длину лыж по росту ребенка правильно, помните, каждые 2-3 года (или даже чаще) инвентарь обновляют.
  4. Для начального обучения нужно подобрать модель по росту, с пометкой «step» — она обозначает адаптацию под детское катание. Эти лыжи не катятся назад, и их не нужно смазывать.

Помните, для обеспечения лучшего скольжения лыжи обязательно смазывают специальной мазью — она продается во всех спортивных магазинах.

Как подобрать оборудование по типу катания

Помимо изучения правил подбора лыж и палок для детей по росту, возрасту и умению, родители должны разбираться в типах самих лыж. Сегодня в магазинах встречаются следующие разновидности:

  • Классические с насечками развивают невысокую скорость, они не откатываются назад, на них ребенок будет чувствовать себя более уверенно. Главным недостатком такой модели является то, что снег может налипать на обратную поверхность изделия в области насечки, замедляя бег.

  • Коньковые без насечек. Если вы хотите выбрать лыжи ребенку 7 лет, у которого уже есть базовые навыки катания — смело берите коньковые лыжи. С ними юный спортсмен ощутит истинное удовольствие от лыжного бега, разовьет головокружительную скорость, прочувствует правильную технику. По краям таких устройств всегда присутствует острый бортик, который не дает им соскальзывать вбок. Коньковые модели короче классических.

  • Универсальные модели считаются золотой серединой между предыдущими двумя видами. Здесь нет насечек, но они немного шире, чем коньковые, а потому на них проще учиться ездить.
  • Горные модели обычно короче всех остальных, они легче по весу, а их форма слегка «приталенная». Стоимость такого оборудования самая высокая, поэтому, если вы не планируете регулярно кататься, а собрались лишь разок съездить на горнолыжный курорт — на первый раз лучше взять инвентарь напрокат. А если Вы собираетесь заняться этим серьезно, лучше перед покупкой ознакомьтесь с нашей инструкцией, как выбрать горные лыжи.

Если у вас не получается подобрать лыжи ребенку по росту, с таблицей размеров, представленной выше, вы сделаете это без труда. Обратите внимание, в ней вы найдете и колонку с примерным возрастом.

Кстати! А Вы сами не хотите тоже встать на лыжню? Специально для Вас мы подготовили инструкцию, как выбрать коньковые лыжи. Читайте, покупайте и вперед на встречу к рекордам!

По марке и цене

Сегодня на рынке встречаются десятки брендов с самыми разными ценниками. Если вы хотите подобрать лыжи ребенку в школу для уроков физической культуры — не стоит покупать дорогостоящие модели. Если ребенок изъявил желание профессионально заниматься лыжным спортом и записался в секцию — убедитесь в серьезности его намерений и, если они подтвердились, приобретите ему хорошие лыжи.

Вот список брендов, которые предлагают лучшее лыжное оборудование:

  • Volki;
  • K2;
  • ELAN;
  • Nordica;
  • Scott;
  • Head;
  • Fischer;
  • Blizzard;
  • Atomic.

Если вы решите подобрать оборудование одной из этих марок, ориентируйтесь на ценовой диапазон от 7 до 40 тысяч рублей.

Как подобрать палки, крепления и ботинки

Итак, теперь вы знаете, какой длины выбрать лыжи по росту ребенку 5 лет и старше, разбираетесь в типах и марках моделей, но существует еще несколько факторов, которые влияют на окончательный выбор.

Совсем маленьким деткам их можно не покупать — самое главное научить малышей стоять на лыжах, дать им возможность прочувствовать навык. Катание без палок поможет научиться сохранять баланс, держать равновесие. Наконечник детских палок обычно имеет форму кольца — благодаря этому увеличивается площадь опоры на снежную поверхность.

Крепления

Чтобы правильно выбрать лыжи ребенку 6 лет, обращайте внимание на крепления — степень их жесткости должна быть умеренной. Оптимальный вариант — металлическая основа и полужесткие ремешки. Такие крепления не слишком жесткие, они не сковывают ступни, но и не слетают. Следите, чтобы замок был упругий и не тугой — так ребенок сумеет самостоятельно снимать и надевать оборудование.

Лыжная обувь

Теперь вы знаете, как правильно выбрать лыжи и палки ребенку, следующим пунктом станет разбор лыжных ботинок — какими они должны быть и насколько важна их роль на фоне остального снаряжения?

От ботинок зависит степень комфорта маленького лыжника — в них должно быть тепло, сухо и удобно. Старайтесь подобрать обувь с хорошей теплоизоляцией. Идеальный вариант — внутренняя отделка ботинок мембранным слоем, который выводит влагу, но не выпускает тепло. В таких ботах малыш не вспотеет и не замерзнет, а потому, никогда не заболеет. Конечно же, лыжные ботинки должны быть впору — не на вырост, и не маленькие. Застежка должна быть удобной и нетрудной — желательно в виде клипсы.

Надеемся, после прочтения нашей статьи вы сумеете подобрать детские лыжи по росту, возрасту и другим критериям. А также, у вас не возникнет затруднений при выборе остального лыжного снаряжения. В заключение, дадим главный совет — не смотрите на ценник, отзывы или репутацию того или иного бренда. Всегда ориентируйтесь на ощущения ребенка, на его интерес и желания. Если ему понравились «синенькие» лыжи, они подходят ему по всем параметрам и устраивают вас по стоимости — покупайте. Через пару лет вы все равно замените их на большие по размеру. А сегодня, поддержите интерес ребенка, не дайте росткам стремления научиться бегать на лыжах завянуть, так и не выпустив первых листьев.

Выбираем детские лыжи: советует чемпион мира И.Кузьмин

Опубликовано: skisport.ru

У этой статьи особая судьба. Она была опубликована в журнале «Лыжный спорт» №8 одиннадцать лет назад, когда у нас и сайта своего не было.

В какой-то момент она была кем-то оцифрована-отсканирована (по-видимому, первыми были всё-таки ребята со skisport.narod.ru), и после этого материал зажил своей жизнью в Интернете. Сегодня «Родителям подрастающих лыжников» целиком или в виде каких-то фрагментов можно найти на десятках детских, женских, лыжных, спортивных, досуговых, автомобильных и иных сайтах и форумах. По сути, эта статья оказалась мини-энциклопедией по выбору лыж, лыжных палок, лыжных ботинок, лыжной мази, лыжероллеров и аксессуаров.

Статья «Родителям подрастающих лыжников» была впервые опубликована в журнале «Лыжный спорт» №8 в 1998 году и оказалась по сути мини-энциклопедией по выбору лыж, лыжных палок, лыжных ботинок, лыжной мази, лыжероллеров и аксессуаров для лыж.

Наконец, нам пришло в голову, что это неправильно: статья эта опубликована где угодно, но только не на skisport.ru. С другой стороны, со времени написания этого текста прошло 11 лет – немалый срок про меркам лыжной индустрии. Не устарел ли материал? Поэтому я попросил Ивана Кузьмина, автора этой статьи, взглянуть на текст свежим взглядом.

— Хочешь сделать своеобразный апгрейд статьи? – рассмеялся Кузьмин.

— Ну а почему бы и нет? – улыбнулся в ответ и я.

— Хорошая идея, присылай текст, — ответил Иван.

…Однако когда через неделю я снова позвонил Ивану, он выглядел немного смущённым:

— Ты знаешь, я внимательно перечитал её и, по большому счёту, добавить в неё мне нечего. Мне кажется, она не утратила своей актуальности и по сей день.

Таким образом, мы представляем вам текст, который появился на свет 11 лет назад, был многократно процитирован-разобран на составляющие и разрозненные фрагменты и опубликован в Интернете, и который вернулся теперь, наконец, на свою «историческую родину» – на сайт журнала «Лыжный спорт», в котором эта статья и была впервые опубликована 11 лет назад. Единственное, вам надо иметь в виду, что текст статьи 11-летней давности мы проиллюстрировали в основном уже современными фотографиями (мази, станки, порошки-ускорители, утюг, лыжные палки и пр.).

Текст статьи – ниже.

Иван Исаев,

главный редактор журнала «Лыжный спорт»

* * *

«…Пришёл последний номер журнала, сын заболел парафинами, ускорителями. Сколько это стоит, вы знаете и без меня, а ни я, ни тренер не знаем, что действительно необходимо, а без чего можно и обойтись. Без вашего совета по выбору палок, лыж на классику нам эти вопросы не решить.

(Из письма матери подрастающего лыжника, опубликованного в журнале «Лыжные гонки» №7)

Иван Кузьмин,

заслуженный мастер спорта России,

чемпион мира по лыжному ориентированию.


Иван Кузьмин в 2008 году на ОМК-Спринте в Чусовом выступил в роли директора этой гонки.

РОДИТЕЛЯМ ПОДРАСТАЮЩИХ ЛЫЖНИКОВ

Это письмо затрагивает большую проблему. Прогресс в развитии лыжного инвентаря приводит к его удорожанию. Цены на лыжи, палки, спортивную одежду, смазку, лыжные ботинки являются серьёзным минусом в борьбе с другими видами спорта за молодое поколение. Даже для начальной экипировки родителям подрастающего лыжника или лыжницы приходится выкладывать ощутимые суммы. Сравните хотя бы с затратами родителей подрастающего волейболиста или легкоатлета.

Да и взрослым любителям лыжного спорта приходится жертвовать очень многим, дабы приобрести вожделенный инвентарь, обещающий успехи на лыжне. А ведь многие из взрослых лыжников и родителей подрастающих лыжников приобретают лыжи, палки, лыжные ботинки, лишь ориентируясь на «раскрученные» марки и на всё «последнее».

В этой статье автор попытается помочь разобраться в том, что в лыжном инвентаре важно, а что менее важно, чтобы читатель мог сделать правильный выбор при покупке инвентаря себе и своим детям.


Правильно подобранные лыжи, лыжные палки и лыжные ботинки в сочетании с хорошей погодой и хорошей лыжнёй могут подарить немало радости и вам, и вашим детям.

ЛЫЖИ

Начнем с самого важного — с лыж. Принято считать, что весовой прогиб лыжи определяет 60% скользящих свойств лыж, 20% определяются материалом, состоянием и структурой скользящей поверхности лыж и лишь последние 20% определяются смазкой лыж.

Итак, самое важное в хорошей паре лыж — весовой прогиб.


Фраза «…Принято считать, что весовой прогиб лыжи определяет 60% скользящих свойств лыж, 20% определяются материалом, состоянием и структурой скользящей поверхности лыж и лишь последние 20% определяются смазкой лыж» стала самым цитируемым фрагментом этой статьи в течение этих 11 лет. Действительно, очень трудно представить себе, что роль весового прогиба лыжи столь велика. Тем не менее, это сказал чемпион мира, человек, на протяжении 10 с лишним лет возглавлявший одну из крупнейших лыжных компаний в России – Торговый Дом «Лыжный мир», и у нас нет никаких причин не доверять ему.

Коньковые лыжи должны обладать весовым прогибом, как можно равномернее распределяющим вес лыжника по лыжне. При этом давление лыжи на лыжню от носка должно нарастать плавно — это залог хорошего скольжения. Коньковая лыжа при отталкивании ногой не должна полностью задавливаться — это тормозит. Хочется отметить, что распространенное мнение, что лыжа «катапультирует» лыжника после толчка, является заблуждением. Любому, знающему школьную физику, понятно, что чрезмерно жесткая лыжа скорее будет «катапультировать» более легкий снег под лыжей, нежели лыжника. При этом жесткая лыжа гораздо хуже скользит на зачастую нежесткой российской трассе.

При тестировании лыж вышеописанное означает, что, когда вы сжимаете и отпускаете пару лыж обеими руками в середине (вертикально расположенные лыжи обхватываются кистью примерно в 3 см к пятке за центром тяжести) и при этом смотрите между лыжами в носковой части, сжатие передней части лыжи от носка происходит постепенно, вы наблюдаете, что зазор между лыжами закрывается.


Самое простое, самое примитивное тестирование лыж можно провести прямо в торговом зале — вертикально расположенные лыжи вы обхватывает кистью примерно в 3 см к пятке за центром тяжести и при этом смотрите между лыжами в носковой части: сжатие передней части лыжи от носка происходит постепенно, вы наблюдаете, что зазор между лыжами закрывается.

Прежде чем приобретать новые лыжи, выработайте у себя «ощущение хорошей пары» — посжимайте лыжи, которые у вас «катят», пощупайте лыжи друзей, на которых они вас «накатывали». Во многих магазинах (например, московский «Олимп») стали появляться флекстестеры — приборы для определения жесткости лыж.

Типичные случаи не очень хороших лыж:

— Лыжа сжимается с заметным усилием с самого начала.

— Лыжа сначала сжимается очень легко, а потом наступает «стоп», у такой лыжи при многократном частом сжатии можно услышать стук в передней части колодки.

— При сжатии носки лыж расходятся.

— При сильном сжатии владельцем* лыжи соприкасаются под колодкой.

— При сильном сжатии владельцем* под колодкой остается зазор более 2 мм (кроме лыж на лед).

*Примечание: как правило, максимальная сила сжатия лыж руками лыжника пропорционально весу и силовым качествам, определяющим толчок этого лыжника.

Весовой прогиб классических лыж. В плане скользящих качеств все аналогично коньковым лыжам. При этом очень важно подобрать лыжи с правильной колодкой. Колодка должно быть достаточной длины, чтобы обеспечить сцепление лыжи со снегом при толчке, и оптимальной жесткости, чтобы, с одной стороны, при скольжении на двух лыжах держащая мазь не тормозила бы о снег, с другой стороны, чтобы лыжник смог без труда задавить лыжу при толчке и добиться сцепления держащей мази со снегом.

Не приобретайте ребенку жесткие классические лыжи! Он не сможет нормально толкнуться, лыжи будут проскальзывать, и это отобьет у него всякую охоту к лыжному спорту.

По характеру колодки и весового прогиба классические лыжи принято делить на три типа:

— Лыжи на мягкий мелкозернистый сухой снег;

— Лыжи на переходную погоду в районе нуля;

— Лыжи на плюс и жесткую лыжню.

Лыжи на мелкозернистый снег обычно нежесткие с длинной колодкой 45-60 см и эластичной носковой частью.

Лыжи на плюс и жесткую лыжню — жесткие, с короткой колодкой 35-50 см и с меньшой площадью контакта скользящей поверхности лыжи со снегом.

Лыжи на переходную погоду являют собой нечто среднее между двумя вышеописанными типами.

Итак, мы с вами теперь знаем, как «нащупать» правильную лыжу. Следующий вопрос — сколько пар иметь и каких. Желательно иметь как минимум две пары лыж на конек — одну тренировочную и одну гоночную. Если вы можете себе позволить только одну гоночную пару, предпочтение лучше отдать паре лыж на сухой снег, нежестким (при сильном сжатии под колодкой остается зазор 0,5 — 1,5 мм). Важен равномерный эластичный передний хлыст лыжи. Если появится возможность купить вторую гоночную пару — купите лыжи пожёстче, они хорошо подойдут на гонки по жесткой лыжне и фирну.

Классика — желательно хотя бы две пары гоночных лыж — одна пара на мягкий мелкозернистый сухой снег, другая пара на плюс и жесткую лыжню, при необходимости эта пара пойдет и на переходную погоду с несколько скорректированной зоной смазки. При передвижении классикой шанс попортить лыжи меньше, чем при передвижении коньком, поэтому тренировочные лыжи не так важны, разве что на вкатывание.

Скользящая поверхность лыжи

В данный момент все производители гоночных лыж пользуются скользящими поверхностями из высокомолекулярного полиэтилена с различными добавками от весьма ограниченного количества поставщиков, гарантирующих высокое качество. Не рекомендуются скользящие поверхности с различными разноцветными включениями в виде гранул, ворсинок и т.п.

Лыжи поступают в продажу с поверхностью, шлифованной наждачным камнем (по-немецки «штайншлифт»). Из-за хранения на складе поверхность лыж окисляется, поэтому соревнующимся гонщикам рекомендуется лыжи аккуратно проциклевать и пройти бронзовой щеткой раз 50-70. Иногда от шлифовки наждачным камнем на скользящей поверхности появляется «волна». Не покупайте такие лыжи — «волну» будет очень трудно сциклевать.

Очень важно, чтобы в процессе эксплуатации лыж скользящая поверхность не была окислена, для этого надо регулярно парафинить лыжи, пусть даже недорогим нежестким парафином (типа Свикс СН7).

Ростовки лыж

Не покупайте слишком короткие лыжи! Конёк — рост спортсмена плюс 10-15 см. Классика — взрослый мужчина — 205-210 см, женщина 195-200 см. Подростковые классические лыжи — рост плюс 20-25 см.

Помните, что на коротких классических лыжах негде будет разместить зону смазки держащей мазью, а короткие коньковые лыжи хуже скользят и не позволяют реализовать полноценную технику хода.

Какие лыжи покупать?

При ограниченных финансах отличным решением является покупка у спонсируемого гонщика элиты подержанных лыж с креплениями по цене 70-150$. Другой вариант — лыжи выпусков прошлых лет, они, как правило, продаются по цене ниже 200$, а от «последних» лыж зачастую отличаются незначительно или только косметически. Еще одна возможность — купить лыжи не самой «верхней» модели, а модели следующей за ней. Во всем мире основной объем продаж как раз падает на модели этого класса. Эти лыжи обладают той же геометрией, у них такая же скользящая поверхность, как и у «верхней» модели, основное отличие в том, что в конструкции этих лыж используются не столь дорогие материалы. Например, вместо акрилового пенопласта используется полиуретановый, или вместо углеволокна используется стекловолокно. Обычно такие модели весят на 150-200 гр. больше, но стоят на 80-100$ меньше. Марка лыж не имеет значения, важно, чтобы лыжи обладали хорошими скользящими качествами и подходили под вес лыжника. Другое дело, что среди лыж определенных марок хорошие лыжи встречаются чаще, среди других — реже.

Смазка

Ограничьте ассортимент! Ведь у вас нет возможности тестировать десяток вариантов смазки. Не надо мудрить, сэкономьте силы на саму гонку!

Итак, на примере «SWIX» возможный минимальный комплект:

Один порошок или таблетка (таблетка экономней!) FС200/РС2005

Максимум четыре мази скольжения — LF4, LF6, HF7, HF8

Твердые мази — грунт VG80, VF60, V55, V45, V40, VЗ0, V10

Жидкие мази — К110, К115, К120, К124, К130

На вышеперечисленном ассортименте при грамотном использовании можно успешно выступать на гонках уровня вплоть до чемпионата России.


При грамотном использовании такого набора лыжных мазей для подготовки лыж можно успешно выступать на гонках уровня вплоть до чемпионата России.

При влажном снеге чистая фторорганика имеет бесспорное преимущество. Пользование порошком недешево, рискованно, а при отсутствии респиратора может быть и вредно. Рискованно по причине вероятности пережога лыж, в результате чего лыжи не едут и нуждаются в циклевке.

При влажном снеге чистая фторорганика, используемая для подготовки лыж, имеет бесспорное преимущество.

Чистая фторорганика в монолите является отличной альтернативой порошку при подготовке лыж.

Натирание на улице под кулак может показать хорошие результаты на тестировании, но не более. Рекомендуемые способы — натирание при комнатной температуре с последующим интенсивным растиранием пробкой, еще лучше вращающимся пробковым валиком или проплавление не очень горячим утюгом (температура как на LF6) через бумагу фиберлен (Т150), подложенную под утюг. Проложенная бумага защищает поверхность от пережога и позволяет равномерно распределить фторорганику по лыже. После обработки пробковым валиком лыжи полируются без нажима очень мягкой щеткой (Т160), после проплавления через бумагу остывшие лыжи обрабатываются щеткой с набивкой из конского волоса (Т1 50). При очень влажной погоде и грубом снеге процедуру натирания под пробку можно повторить 1 — 2 раза.

Смазочный утюг

Лыжный утюг, используемый для подготовки лыж, с бытовым утюгом имеет мало общего. Толстая теплоемкая подошва специальной формы и точный термостат, поддерживающий постоянную температуру, отличают специальные утюги от бытовых и сохранят ваши лыжи.

Приобретите специальный утюг! Толстая теплоемкая подошва специальной формы и точный термостат, поддерживающий постоянную температуру, отличают специальные утюги от бытовых и сохранят ваши лыжи.

Станок-профиль необходим и является залогом успешной подготовки лыж.

Такой станок-профиль на раскладных ножках очень удобен при подготовке лыж. Огромным достоинством такой конструкции является то, что ей не нужны никакие столы – этот станок можно установить абсолютно в любом месте.

Для тех, у кого дома мало места, рекомендуется трехсекционный легкосъемный станок типа Свикс Т1 78.

Этот станок для подготовки лыж уже, конечно, не поставишь в любом месте, ему нужен стол. И всё же серьёзными преимуществами этой конструкции являются вес и компактность. Именно эти свойства делают его незаменимым помощников в дальних поездках

Инвестируйте в знания и умения! Не скупитесь на специальную литературу, дающую вам знания по смазке. Мажьтесь чаще — и вы поддержите ваши умения но высоте!

Лыжные палки

Лыжные палки отличаются по весу, жесткости и прочности. Лучшее сочетание — это легкая, жесткая и прочная палка, но лыжные палки с таким сочетанием качеств очень дороги. Между самыми дорогими лыжными палками и самыми дешевыми цена может отличаться более чем в 10 раз!

Лыжные палки отличаются по весу, жесткости и прочности. Лучшее сочетание — это легкая, жесткая и прочная палка, но лыжные палки с таким сочетанием качеств очень дороги. Между самыми дорогими палками и самыми дешевыми цена может отличаться более чем в 10 раз!

Очень важно:

— не приобретать лыжные палки «на вырост»;

— приобретать лыжные палки правильной длины;

— не покупайте лыжные палки с миниатюрными опорами-«лапками».

Этот снимок сделан на высокогорной лыжной гонке «Пасо де Лаваце» в Италии. Папа участвует в лыжной гонке и сейчас находится на дистанции, а мама с сыном отправляются по лыжной трассе ему навстречу. Согласитесь, если с малых лет приучать ребенка к лыжам, лыжне, солнцу и снегу, у вас просто не может не вырасти здоровый ребенок.

Не приобретайте вашему ребенку дорогие палки «на вырост». Лучше приобретите палки поскромней, зная, что на следующий сезон вы сможете себе позволить покупку новой пары правильной длины, а старые палки «пристроить» в своем же лыжном клубе — спортшколе. Вообще, избегайте покупать ребенку какой-либо инвентарь «на вырост». Это предпосылка того, что у подрастающего спортсмена все будет получаться, и занятия будут приносить радость.

Клубные «рынки»

Будем надеяться, что со временем в России появится система обмена инвентарём, аналогичная той, что практикуется в Скандинавии. Там раз в год, обычно осенью, клубы устраивают «рынок» обмена инвентарём, где люди могут продать, купить или просто поменять подержанный инвентарь. Основной объём здесь падает на обмен и продажу детского инвентаря, ведь дети растут очень быстро.

Приобрести палки правильной длины особенно важно для классики! Универсальное правило для классики — рост спортсмена минус 30 см, для конька — рост спортсмена минус 20 см. Слишком длинные палки для классики заставляют спортсмена в момент постановки палки тянуться вверх-вперед, спортсмену становится труднее сделать грамотный подсед, и толчок легко срывается.

О «лапках». Миниатюрные опоры-«лапки» хороши для олимпийских трасс. На российской лыжне нужны опоры большего размера, зачастую продающиеся в виде запчастей.

Рекомендации по выбору длины лыжных палок для классического и конькового стиля:

рост, см

конёк, см

классика, см

150

130

120

152

132

122

155

135

125

157

137

127

160

140

130

162

142

132

165

145

135

167

147

137

170

150

140

172

152

142

175

155

145

177

157

147

180

160

150

182

162

152

185

165

155

187

167

157

190

170

160

192

172

162

195

175

165

Лыжные ботинки – крепления

Хорошие лыжи, качественные крепления и комфортные лыжные ботинки – вот что нужно вашему малышу для того, чтобы в любой ситуации чувствовать себя абсолютно свободно.

Система креплений и марок ботинок не столь важны, сколь важны удобные, тёплые лыжные ботинки, которые вам по карману. Ботинки разных производителей имеют разную колодку. Выберите лыжные ботинки вам по ноге. Ботинки прошлых выпусков – это, конечно, не столь «круто», но покупка такой обуви позволит сэкономить средства. Коньковый ботинок отличается более жёсткой на сгиб по сравнению с классикой подошвой. Нога в коньковом ботинке должна двигаться легко в продольном направлении. Степень необходимой поддержки в коньковом ботинке определяется техничностью пользователя в коньке. Чем гонщик техничней, тем меньшей поддержкой ботинка он может обойтись. Есть спортсмены международного уровня, предпочитающие для конька низкие ботинки. Ботинки типа «комби» — это неплохой выход, но, если вы по-настоящему хотите насладиться классическим ходом, купите специальные ботинки для классики.

Лыжероллеры

Лыжероллеры, как и лыжи, бывают разных конструкций и делают их самые разные производители. На снимке – коньковые лыжероллеры Start.

Лыжероллеры — это тренировочное средство, которое по скорости передвижения, по рисунку техники и затрачиваемым усилиям должно как можно более напоминать передвижение на лыжах по снегу. Поэтому избегайте покупать быстрые роллеры с легковращающимися колесами. Для конька хороши лыжероллеры с колесами большого диаметра, дающими мягкий ход даже на грубом асфальте.

Большой вам удачи на лыжне!

Полезно почитать:

А.Вертышев: Выбираем беговые лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки, лыжные мази

И.Исаев: Как намазать беговые лыжи начинающему?

И.Кузьмин: Выбираем детские лыжи

М.Рудберг: Усилия рук и работа корпуса в коньковом одновременном ходе

Где купить беговые лыжи, лыжные палки, беговые лыжные ботинки?

И.Кузьмин: Готовим лыжные трассы правильно

А.Яровиков: Всё о беговых лыжах Madshus

А.Завьялов: Всё о беговых лыжах Fischer

А.Пшеничников: Выбираем кроссовки

А.Меликов: Всё о лыжероллерах. Выбор. Подготовка. Уход.

Где купить лыжную смазку и инструменты для подготовки лыж?

Как подобрать ребенку лыжи по росту и весу: таблица

Лыжные прогулки и катания с горок – один из лучших видов зимнего активного отдыха всей семьёй. Kaчecтвo и бeзoпacнocть этих занятий зaвиcят нe тoлькo oт cнopoвки и oпытa юного лыжникa, нo и oт пpaвильнo пoдoбpaннoгo cнapяжeния для него. Пpeждe чeм покупать cпopтинвeнтapь (лыжи, палки, ботинки), есть смысл paзoбpaтьcя в тoм, кaк выбpaть правильно подобрать его, иcxoдя из физичecкиx ocoбeннocтeй будущeгo влaдeльцa. Прежде всего, из его возраста, pocта и вecа.

Виды лыж

Деревянные и пластиковые

Лыжи как для детей, так и взрослых изготавливают из двух видов материала – из дерева либо из пластика. Лыжи деревянные изделия отличаются доступностью и экологичностью, прочностью и надёжностью, гибкостью и безопасностью. Они устойчивы и достаточно хорошо скользят, особенно в морозную погоду. Но в дни оттепели деревянные лыжи скользят гораздо хуже и нуждаются поэтому в смазывании. К тому же деревянные лыжи могут впитывать влагу и становиться несколько тяжелее своего обыкновенного веса.

Раньше все лыжи были деревянными. На фото: обучение юных лыжников азам спорта.

Пластиковые лыжи всегда хорошо скользят, даже слишком хорошо для новичков. Поэтому пластиковые лыжи для детей и новичков должны обладать специальными противоскользящими насечками. Это необходимо, чтобы они не проскальзывали и не разгонялись слишком быстро для новичка. Также они предотвращают откат назад.

Классические и коньковые. Горные

По стилю катания лыжи разделяются на классические и коньковые. Вариант классический характеризуется удлиннённой форму с заострённым носом и длинным мыском. Он универсален для лыжных прогулок по лесу или в парке, вокруг дома и на стадионах. Классические лыжи не требуют наличия специальной лыжной трассы. Модели с ограничивающими сольжение насечками подходят для новичков. Изделия без насечек адресованы уже уверенным пользователям, кто хочет большой скорости и может с ней совладать. Длина взрослых классических лыж достигает 207 сантиметров.

Коньковые лыжи применяются для катаний коньковым стилем, по специально подготовленным трассам – достаточно ровным, укатанным, жёстким и более широким, чем обыкновенная лыжня. Ведь в этом случае лыжи перемещаются не параллельно, а едут на них, словно на коньках. Поэтому коньковые лыжи более короткие, обладают круглым носом и всегда делаются без насечек. Но для предотвращения соскальзывания они оснащены острым бортиком.

Коньковые лыжи короче «классики» и могут быть максимум до 192-х сантиметров. У них тупой мысок и зазор два-три миллиметра: данное расстояние позволяет средней части не задевать снег при произведении толчка ногой. Жёсткость на скручивание и в продольном направлении, – это ещё одна отличительная черта лыж для «конька». Для их использования необходимо иметь хорошие навыки конькового хода. Такой вариант подходит для профессионалов и настоящих спортсменов, а также для опытных любителей, которые легко катаются со снежных склонов.

Классический и коньковый виды относятся к так называемым беговым лыжам. Бывают также «комбинированные» лыжи – переходный вариант, подходящий для катания как коньковым, так и классическим стилем. Их наибольшая длина не превышает двух метров. Однако по конструкции комбинированные больше походят на классические лыжи. Кроме того, изготавливаются специальные горные лыжи, предназначенные для катания и скоростных спусков с гор и трасс на склонах.

Любительские, усреднённые, экспертные и спортивные

Виды лыж различаются также по уровню подготовки. Любительские подойдут для начинающих, для тех, кто ещё только только начал знакомство с лыжами, либо предпочитает спокойные лыжные прогулки. Они ориентированы на массового потребителя и стоят недорого. Соответственно, для их изготовления используется более дешёвый пластик. Весят они до 1,7 килограмм. Вместо смазки в любительских лыжах используется насечка на колодке – так называемая «технология no wax».

Лыжи среднего уровня подойдут тем, кто уже владеет базовыми навыками катания и достаточно хорошо отработал их. Вес беговых лыж полегче, чем у любительских и может достигать 1,4 килограмма. В сравнении с лыжами начального уровня, усреднённые являются более жёсткими. Для их изготовления используют пластик и сердечники уже более лучшего качества. Чаще всего для улучшения скольжения применяется смазка, а не «система no wax».

Экспертные лыжи используют либо спортсмены для своих тренировок, либо любители, которые достигли довольно «продвинутого» уровня. Такие лыжи изготавливают из материалов ещё более высокого качества. Вес их меньше, чем у лыж начального и среднего уровня, и достигает максимум 1,3 килограмма. Такие лыжи являются достаточно жёсткими, и в них никогда не используется система no wax. Кроме того, не делается никаких комбинированных моделей, есть только отдельные именно для классического, либо для конькового хода.

Лыжи спортивной категории предназначены для соревнований. Вес – наиболее низкий из всех представленных категорий, не превышающий 1,1 килограмма. Они имеют несколько вариантов жёсткости и скользящей поверхности. Кроме того, существует также несколько вариантов распределения массы по длине. Подобный диапазон выбора позволяет подобрать самый идеальный вариант, в соответствии с комплекцией лыжника и в зависимости от конкретных погодно-климатических условий.

Выбор лыж для детей разного возраста

Начальный этап

Малышам, весом до 25-30 кг лучше всего подойдут пластиковые лыжи без системных жёстких креплений. Они не требуют покупки специальной лыжной обуви — можно кататься в обыкновенных тёплых валенках или сапожках. Ребёнку подойдут мягкие крепления «два ремешка», либо специальные детские крепления в виде галош, где задник крепится на пятке.

Для начинающих лыжников раннего возраста приобретение специальных ботинок вообще не является целесообразным. Ведь размер ноги ребёнка очень быстро меняется, и их хватит всего на одну зиму. В связи с этим, наилучшим вариантом и нужно считать металлические крепления с резиновыми ремнями. Эта несложная конструкция свободно крепится на удобную и привычную зимнюю обувь малыша.

В дошкольном и младшем школьном возрасте лыжи для новичка есть смысл выбрать короткие, меньше его роста, и широкие. Ведь при первых опытах катания ребёнку пока ещё не потребуется развивать скорость, оттачивать технику или вписываться в виражи. Юный лыжник должен всего лишь научиться держать равновесие и освоить скольжение. И лыжи длинные только лишь затруднят выполнение маленьким спортсменом необходимых толчков и вхождение в повороты.

В качестве самых первых лыж подойдут короткие (длиной в 40 см) и широкие (шириной в 8 см) пластиковые лыжи, с закруглёнными концами. После обретения уверенности в равновесии и основных движениях можно будет перейти уже на равные по длине росту ребёнка деревянные или пластиковые лыжи, а затем – и на превышающие его рост.

Типичной ошибкой часто становится покупка лыж «на вырост». Нужно иметь в виду, что лыжи бо́льшей длины имеют и бо́льшую жёсткость. Следовательно, они будут трудными в управлении для маленького ребёнка и осложнят усвоение им премудростей катания.

Лыжные палки на начальном этапе обучения не понадобятся совсем (если только для фотографирования). Потому что главной целью в этом возрасте является всего лишь обретение равновесия при лыжной ходьбе, а затем уже освоение первых принципов скольжения. Ещё и согласовывать при этом движения рук и ног ребёнку будет затруднительно.

Для освоивших азы

Когда приобретаются лыжи ребёнку, который уже научился более или менее уверенно кататься на простейшей модели, то имеет смысл приобрести более «продвинутый» и спортивный вариант. Поэтому выбираются более узкие (шириной в 5 см), и более длинные лыжи. Длина лыж рассчитывается по простой и понятной каждому формуле: рост ребёнка + 15 сантиметров.

Юным спортсменам-любителям подросткового возраста лыжи подбираются уже не только и не столько из расчёта веса и роста, но и в зависимости от предпочитаемого ими стиля катания.

Крепления на лыжах

Существуют следующие типы креплений для детских лыж:

  • Мягкие: ремешки, резинки. Такие хорошо подходят для самых маленьких лыжников. Они позволяют надевать лыжи на повседневную зимнюю обувь (валенки, тёплые ботинки, сапожки).
  • Полужёсткие: Представляют собой специальную конструкцию из металла, пластика и ремешков. Они также крепятся на обыкновенную обувь, однако обеспечивают уже более надёжную фиксацию стопы на лыжной поверхности. Полужёсткие крепления очень удачны для детских лыж: они не соскальзывают слишком легко, но и не сковывают ступню ребенка, что особенно важно при падении. Нужно также убедиться в том, что замок на креплении не слишком тугой, чтобы ребёнок мог самостоятельно надеть лыжи, если они слетели.

Полужесткие крепления.

  • Жёсткие: Такой вид креплений предполагает приобретение специальных лыжных ботинок в комплект к имеющимся лыжам. К этому типу относятся жёсткие крепления старого образца NN 75 с шипами (75 мм) – прочные, надёжные, недорогие, «родом из СССР», которые нужно туго застёгивать и фиксировать самостоятельно; автоматические крепления SNS Salomon и NNN Rotefella – современные изделия нового поколения, которые «застёгиваются сами», но и сто́ят дороже.

Какие купить ботинки

Лыжные ботинки подбираются под тот вид креплений, который был выбран. Главное – удержаться от соблазна взять лыжные ботинки для ребёнка со слишком большим запасом, чтобы сэкономить.

Как уже отмечалось, для детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше выбрать лыжи с мягкими или раздвижными полужёсткими креплениями, и кататься в обыкновенной зимней обуви. Вот если в лыжных занятиях ребёнок проявит завидное постоянство и упорство, тогда можно и нужно обеспечить его и специальной обувью, и лыжами с жёсткими креплениями.

Как выбрать лыжные палки

Длина лыжных палок, так же, как и самих лыж, подбирается исходя из роста ребёнка. Так же, как и лыжи, лыжные палки не сто́ит покупать на вырост – это будет слишком перегружать плечевой мышечно-суставный узел ребёнка, вынуждать его делать неестественные движения. Нужно выбрать палки умеренной длины, лёгкие, с удобными противоскользящими ручками и крепкими темляками, чтобы юный лыжник чувствовал себя как можно увереннее и естественнее.

Для детей начального уровня подготовки подбираются лыжные палки, доходящие им до подмышек. Детям постарше палки подбираются уже с учётом стиля езды. В коньковом и классическом стилях используются палки различной длины. Если для классики необходимо выбрать палки не выше подмышек, то для конька они должны доходить по высоте до плеча.

Обобщение: правила выбора лыж по росту

Для малышей, только начинающих осваивать катание, длина беговых лыж не должна превышать рост юного спортсмена. Постепенно разница увеличивается: у более умелых лыжников на 15-20 сантиметров лыжи длиннее их роста. У ещё более «продвинутых» она становится ещё больше, достигая в конечном итоге 20-25 сантиметров. Длина лыж для конькового типа катания обычно превышает рост взрослого спортсмена на 10-15 сантиметров. У детей подобного показателя также нужно достигать постепенно, как и у классических лыж.

Как подбирать лыжи по весу?

Детские модели лыж можно приобретать до тех пор, пока вес ребенка не достигнет сорока килограммов. Имеются в виду наиболее короткие и широкие лыжи для делающих ещё только самые первые шаги в этом зимнем спорте. Нужно, чтобы вес ребёнка оказывал равномерное давление на лыжи, поэтому не лишним будет обратить внимание на весовой прогиб. Для покупки лыж с учётом весового параметра можно маленького спортсмена, в ботинках и одежде, записать получившейся результат и сообщить его продавцу специализированного магазина, где с помощью тестера могут подобрать наиболее подходящие лыжи.

Если же в магазине отсутствует подобный специальный тестер, то можно использовать следующий метод для определения оптимальной жёсткости лыж по параметрам веса. Лыжи надо расположить вертикально и параллельно друг другу скользящей поверхностью. Затем следует обхватить их двумя руками за пяткой (в 3 сантиметрах от центра тяжести) и сжать. Проверку обязательно проводит тот, кто будет ездить на данных лыжах. Если модель подходит спортсмену, то под тяжестью его давления сжатие будет плавно переходить от носка до зазора, который плавно закроется.

Не подходят по весу такие лыжи, если: сжимание требует дополнительных усилий; во время сжатия носки вместо того, чтобы соединиться, начинают расходится; при быстром сжатии колодка стучит; при сильном сдавливании под колодкой образуется зазор более двух миллиметров.

В зависимости от особенностей колодки и весового прогиба, классические лыжи можно разделить на 3 подвида:
для мелкозернистого снега (с колодкой в длину 45-60 сантиметров. Носки эластичные, а сами лыжи не жёсткие);
для жёсткой лыжни (с короткой колодкой длиной в 35-50 сантиметров). У таких лыж высокая жёсткость, а скользящая поверхность имеет меньший контакт со снегом;
для переходной погоды. По показателям жёсткости и длины колодки находятся между двумя ранее названными типами.

Зима предоставляет немало удачных возможность превосходно отдохнуть и провести время вместе с детьми. Активные игры и занятия физкультурой на открытом воздухе делают ребенка сильнее и увереннее, повышают его физическую подготовленность, выносливость, иммунитет. Лыжные прогулки и катания – прекрасный вариант зимнего увлечения в кругу семьи.

Спортивные упражнения для дошкольников: лыжи

Спортивные упражнения для дошкольников: лыжи

Введение……………………………………………………………………………3

1. Значение ходьбы на лыжах……………………………………………………5

2. Условия для занятий по ходьбе на лыжах…………………………………..6

3. Последовательность обучения ходьбе на лыжах……………………….…..8

4. Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении передвижению на лыжах………………………………………….…………11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………15

Введение

Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулке. Занятия спортивными играми и упражнениями направлены прежде всего на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движениях. Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями — их эмоциональность. Детям интересно, когда они заняты. Скука приходит тогда, когда детей заставляют выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений и игр увлекает детей, доставляет удовольствие.

При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности и возможности ребёнка.

Одним из спортивных видов физических упражнений является ходьба на лыжах. Для любого детского сада доступно обучение детей передвижению на лыжах, так как оно не требует создания особых условий, просто и снаряжение юного лыжника. Задачи обучения передвижению на лыжах детей дошкольного возраста:

1. Заинтересовать ребенка предстоящими лыжными занятиями;

2. Познакомить с лыжным инвентарем, научить надевать и снимать лыжи, стоять на параллельно лежащих лыжах;

3. Помочь детям освоить новое для них чувство отягощения ног лыжами;

4. Способствовать овладению динамическим равновесием при ходьбе на лыжах;

5. Обучать передвижению на лыжах ступающим и скользящим шагом;

6. Учить детей поворотом переступанием.

Лыжи на территории нашей страны появились давно. Племена, населявшие север нашей страны, уже в конце третьего и начале второго тысячелетия до нашей эры пользовались лыжами для передвижения по глубокому снегу. Лыжи использовались для охоты, в военных целях, а затем как упражнения, развивающие силу и физические качества человека. Большие изменения претерпела и форма лыж — от овального обода до длинных скользящих лыж.

Известный русский педиатр, гигиенист В.В. Гориневский отмечал, что в России издавна и стар и млад пользовались лыжами для развлечения и отдыха. Дети, подражая взрослым, рано начинали ходить на лыжах.

Уже в начале нашего столетия передовые педагоги все больше и больше уделяли внимания лыжному спорту детей.

Первую попытку научно обосновать целесообразность обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах и уточнить методику обучения предприняла М. М. Конторович.

Существенный вклад в методику обучения детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах внесла Н.Г. Кожевникова, которая предложила программу и разработала планы обучения.

На разработку теоретических вопросов формирования двигательных навыков ходьбы на лыжах у дошкольников оказали большое влияние исследования С.К. Фомина и В.В. Осинцева, которые изучали особенности становления этих навыков у детей 7-10 лет. Развитие методики обучения ходьбе на лыжах базировалось на прекрасном опыте таких педагогов, как А.В. Аверчук, А.А. Бережнова, Н.И. Зуева, Н.Н. Кильпио, К.М. Лобанова, В.Л. Михневич, З.М. Штокаленко, В.А. Фоминой.

1. Значение ходьбы на лыжах

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с трехлетнего возраста. Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений. Благодаря регулярным занятиям на свежем воздухе дети меньше болеют простудными заболеваниями .

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.

Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, ритмичное постоянное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно сосудистой и нервной систем .

Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и легких. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки ребенка.

Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все группы мышц и особенно мышцы спины.

Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метание).

Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания у детей. Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи. Ходьба на лыжах с учетом возрастных особенностей детей создает условия для организованного и правильного расхода физической энергии. Лыжные прогулки в лес, парк, сквер способствуют возникновению чувства любви к окружающему, будят мысль и желание узнать что-то новое, интересное о своем крае .

2. Условия для занятий по ходьбе на лыжах

Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения (метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятия и т. п.). Лучше всего занятия в средней климатической полосе России проходят при температуре воздуха -8-12, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге.

Для детских садов, расположенных в северных зонах, температурные нормы могут быть несколько ниже. Нередко при температуре воздуха -3 -5 и сильном ветре занятия с детьми оказываются невозможными, так как сильный ветер способствует потере тепла организмом. Конечно, это можно предотвратить непрерывной, напряженной физической деятельностью, но маленьким детям нельзя предъявлять таких требований, они быстро устают, начинают капризничать .

Необходимо учитывать атмосферное давление и снегопад. При низком атмосферном давлении организм ребенка получает большую нагрузку, а это отрицательно сказывается на физическом состоянии ребенка, учащается дыхание, пульс, которые дольше обычного не возвращаются к исходным величинам. Продолжительность лыжных занятий в большей степени зависит и от свойства снега, и от состояния лыжни. Самый лучший снег — это давно выпавший и несколько слежавшийся. Большое количество снега утомляет детей, затрудняет ходьбу на лыжах. Вместе с этим ухудшается координация движений, дети с трудом удерживают равновесие, часто падают. Лучшее время для проведения занятий с детьми — 10-12 часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываются в режим детского учреждения. Загородные лыжные прогулки проводятся в тоже время. С детьми 5-7 лет занятия проводятся со всей группой, не реже двух раз в неделю. Продолжительность лыжных занятий в старшей группе 20-30 минут, в подготовительной 30-35 минут. Также продолжительность занятий зависит от степени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах.

Выезды за город с детьми старшей и подготовительной групп вместе с переездами, подготовкой лыж и лыжных креплений занимают от 1 ч. 30 мин. до 1 ч. 50 мин. Такая дозировка не вызывает утомления, дети легко переключаются на обычные игры.

В процессе обучения ходьбе на лыжах важен постоянный контроль за детьми, так как лыжи очень увлекают детей, и они порой не замечают наступающего утомления. Кроме того, старшие дети, (особенно мальчики) склонны к переоценке своих сил и возможностей, нередко затевают соревнования, бег на перегонки, а это как раз и приводит к нервному и физическому переутомлению .

3. Последовательность обучения ходьбе на лыжах

Непосредственное обучение передвижению на лыжах дошкольников проводится в следующей последовательности.

Сначала обучают детей ходьбе на лыжах ступающим шагом без палок – это наиболее простой способ передвижения на лыжах. Этот способ передвижения развивает равновесие и ритм, подготавливает к освоению более сложных лыжных ходов.

При ходьбе без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, на координации движений, на сохранении равновесия. Чем раньше дети начнут использовать палки, тем хуже будет их техника передвижения. Несвоевременное использование палок затрудняет передвижение, побуждает ребенка «висеть» на них, что может привести к травмам. Палки дают детям, когда они могут уверенно ходить на лыжах.

После этого учат поворотам на месте (вокруг задников и носков).

Затем поворотам в движении («переступанием», «плугом», «полуплугом»).

Учат торможению, подъемам на горку (обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»); спускам с горки («лесенкой», в низкой, средней и высокой стойке).

Подъемы «елочкой» и «лесенкой» применяются только старшими дошкольниками, так как для малышей они еще очень сложны.

С горки спускаются в основной стойке: туловище немного наклонено вперед, ноги согнуты, руки отведены назад и согнуты в локтях.

В дальнейшем дети учатся передвигаться на лыжах скользящим шагом. Для освоения скользящих шагов можно давать такие задания:

— после разбега ступающим шагом скольжение на одной лыжне до полной остановки, вторую приподнять над лыжней;

— скольжение под уклон то на одной, то на другой лыже;

— скользящие шаги с палками в руках, взятыми за середину.

Затем осваивают попеременный двухшажный ход. Обучать этому ходу следует на укатанной лыжне, идущей под уклон, чтобы ребенку было легче скользить .

Одновременному бесшажному ходу обучают детей тогда, когда они освоят ступающий, скользящий шаги, а также попеременный двухшажный ход (примерно в 5-6 лет).

Однако, следует помнить, что при начальном обучении детей-дошкольников ходьбе на лыжах проводится предварительная работа.

На первых занятиях по лыжной подготовке, (которые проводятся в физкультурном зале), дети приучаются к порядку, организованности, правильному выполнению определённых действий, построения в колонну по одному с лыжами в руках.

Затем они учатся надевать лыжи, натягивать крепления на ботинки, чистить лыжи после катания и ставить на место.

Затем воспитатель учит детей исходному положению — «стойка лыжника»: лыжи стоят параллельно на ширине ступни (10-15 см), ноги согнуты так, чтобы колени были над серединой ступни, туловище немного наклоняют вперед, руки полусогнуты и свободно опущены, тяжесть тела распределяют равномерно на обе ноги, взгляд обращен вперед.

С дошкольниками эту стойку полезно повторять на каждой прогулке перед началом ходьбы на лыжах.

Освоению стойки лыжника и основных элементов передвижения на лыжах помогают подготовительные упражнения (как без лыж, так и на лыжах ― поочередное поднимание ног, переступание в стороны и т. д.), а также имитация разных способов ходьбы на лыжах.

Необходимо отметить, что в основе ходьбы на лыжах заложена обычная ходьба и в процессе формирования навыка ребёнка следует отталкиваться от органов чувств, поэтому первые занятия проводятся в зале без лыж, с имитацией ходьбы на лыжах. В дальнейшем по степени освоения можно давать некоторым детям лыжи в зале и совершенствовать технику. Только после этого можно выходить на улицу.

Но детям не просто освоиться с непривычным для них ощущением тяжести лыж, их скольжения на снегу. Поэтому первые движения ребенка – это просто постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег, попытаться пройти ступающим шагом постепенно усложняются и дети начинают выполнять:

— Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

— Прыжки с поворотом лыж вправо – влево.

— Прыжки с поворотом на 180 и с сохранением равновесия.

— Прыжки в высоту с подтягиванием колен к груди – «Кенгуру».

— Прыжки на одной ноге с сохранением равновесия на одной лыже.

— Постановка одной лыжи параллельно туловищу впереди с сохранением равновесия.

— Отведение одной лыжи назад так, чтобы она касалась снега только носком.

Все эти упражнения достаточно сложные и не сразу детям удается их выполнить. Далее при ходьбе необходимо контролировать, чтобы носок лыжи был приподнят, а задний конец прижат к снегу, следить, чтобы руки как при ходьбе двигались с перекрестной координацией.

Кроме того, чтобы избежать травм при ходьбе на лыжах, воспитатель обязан выучить с детьми основные правила, которые они должны усвоить:

1. Идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего ребенка;

2. Не разговаривать на дистанции;

3. При подъеме на горку и других препятствиях помогать слабому ребенку;

4. Скатываться с горки тогда, когда внизу никого нет;

5. Если на пути неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

Обучение ребенка передвижению на лыжах требует определенной системы. Во-первых, на каждой прогулке повторяют упражнения, которые ребенок выполнял на предыдущей прогулке. Во-вторых, придерживаются дидактических принципов обучения — доступности, последовательности, систематичности. В-третьих, широко применяют подвижные игры, придающие обучению эмоциональный характер и способствующие закреплению и совершенствованию необходимых навыков .

4. Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении передвижению на лыжах

По мере усвоения навыков ходьбы на лыжах для их закрепления появляется возможность использовать игры. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах.

Овладению лыжами как снарядом, а также воспитанию координации движений и освоению элементарных навыков ходьбы на лыжах способствует проведение подвижных игр.

Подвижные игры – основное средство физического воспитания детей дошкольного возраста. Их педагогическое значение проявляется в том, что в процессе игры происходит не избирательное, а комплексное развитие физических качеств. Игры сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями.

Кроме того, игры на лыжах формируют положительные черты характера, воспитывают настойчивость в достижении определенных целей (добежать до флажка, спуститься, не задевая лежащих веток, и т. п.). Развивают чувства товарищества, взаимопомощи.

Игры надо выбирать такие, чтобы в них играющие были активны, деятельны. Используются игровые задания с направленностью на совершенствование отталкивания ногами, одноопорного скольжения, чувства равновесия. Они дают возможность совершенствовать навыки ходьбы на лыжах по ровной местности, выполнять спуски, подъемы и торможение.

Например: преодолеть с места или с разбега за 5 скользящих шагов наибольшее расстояние; пройти без палок скользящим шагом заданный отрезок за наименьшее количество шагов; с небольшого разбега (4-5 шагов) проскользить на одной лыже до полной остановки и др.

Примерное содержание прогулок для детей 7 лет: подготовка лыжного инвентаря, проверка одежды, выход к месту прогулки; ходьба попеременным двухшажным ходом (10 мин), спуски с небольших склонов (10 мин); ходьба по лыжне (10 мин); возвращение домой, вытирание лыж, постановка их в распорку.

Обучающие игры и упражнения, которые можно использовать в ДОУ по обучению дошкольников ходьбе на лыжах приведены ниже.

«Кто сделает меньше скользящих шагов на 30 м (без палок)».

У ребят появляется два варианта решения: пройти дистанцию быстрыми, сильными толчками или преодолеть дистанцию, сильно отталкиваясь, но максимально используя скольжения. Дети сами находят ответ: при сильном отталкивании и максимальном использовании скольжения число скользящих шагов меньше. В подвижных играх как бы незаметно учащиеся приобретают многие умения и навыки, которые облегчают овладение учебным материалом. Кроме того, родственные по структуре движения в игре на этапе ознакомления с двигательным действием предупреждает ошибки в его выполнении. В играх двигательное действие тесно сочетается с развитием двигательных качеств. А сформированные навыки отличаются гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям.

«Куда укатишься за два шага»

(Для скользящего шага)

Первые номера всех команд должны от стартовой линии сделать два шага, стараясь полностью использовать скольжение на лыже (до остановки). На месте, где остановился лыжник после второго шага, учитель ставит флажок. Второй участник разбегается от стартовой линии до этого флажка и делает свои два шага. Флажок переставляют к скобе крепления остановившегося второго лыжника и т.д. Победительницей считается команда, флажок которой оказался впереди остальных после того, как все участники сделают по два скользящих шага.

«На одной лыжи»

(Для одновременного бесшажного хода).

Игроки делятся на равные команды и выстраиваются в колонну по одному, стоя каждый на одной лыже у стартовой линии. В 30 – 40 м очерчивается линия поворота (отмечается флажками). По сигналу участники команд скользят на одной лыже, отталкиваясь палками, до линии, поворачивают и скользят обратно, передавая эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, первой пришедшая к финишу.

«Прокатись между воротами»

(Для поворота упором)

Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу на вершине склона. На выкате со склона устанавливаются два кубика. Расстояние между ними 15-20 сантиметров. Задача учеников – выполнить по очереди поворот упором так, чтобы лыжа, не делающая поворот, прошла между кубиками и не сбила их. Задание можно усложнять или упрощать, меняя угол поворота и число ворот .

Заключение

спортивный дошкольный обучение

Народная мудрость гласит: «Здоровье — всему голова». Трудно с этим не согласится. Здоровье — бесценный дар природы, и его надо уметь сохранить. Каждый ребенок — яркая индивидуальность. И нужно уметь найти к нему правильный подход. Конечно, сделать это не всегда легко. Не всегда просто понять поведение ребенка в той или иной ситуации и определить, какие педагогические средства в данном случае будут наиболее уместны. Нужно уметь подобрать физические упражнения и игры, учитывая состояние здоровья детей и их физические возможности. Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия проходили живо и интересно. Нужно не забывать поощрять детей, хвалить их за правильное выполнение упражнений.

Однако дети должны понимать, что сделали хорошо и в чем их ошибки. У малоподвижных детей надо воспитывать чувство уверенности в своих силах, повышать их двигательную активность.

А вот неуравновешенных, легко возбудимых детей нужно уметь заинтересовать, привлечь к занятиям, давать им задания, требующие организованности и выдержки. Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально — волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям, развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку и дисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия, воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи и т. п.

Ходьба на лыжах с учетом возрастных особенностей детей создает условия для организованного и правильного расхода физической энергии. Умелая организация и последовательность проведения процесса обучения ходьбы на лыжах помогает ребенку сравнительно легко овладеть этим видом физических упражнений, обеспечивает необходимую психологическую подготовку ребенка к преодолению возникающих затруднений.

Список литературы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *