Содержание

Кризис 2-х лет у детей: период отрицания всех и вся

Согласно возрастной периодизации данный этап относится к раннему детству. Малыши от полутора до 2,5 лет – это маленькие упрямцы, от которых отрицание в этом возрасте звучит в двойном объеме. Бывает, что ребенок настолько увлекается частицей «не», что ставит ее по поводу и без: «Не буду не кашу!» – гордо звучит во время обеда. «Не пойду не гулять!» – слышится днем. «Не буду не спать!» – так завершается день вселенского отрицания. А прибавьте сюда настойчивое желание обуть сандалии зимой, а сапоги летом, демонстративное поведение, периодические истерики. Сложный период может тянуться где-то до полугода.

А между тем кризис 2-х лет имеет весомые причины, среди которых:

  • Развитие структур головного мозга почти завершено;
  • Уровень гормонального фона практически сформирован;
  • Гигантскими темпами развиваются психические познавательные процессы (мышление, ощущение и восприятие, память, воображение);
  • Совершенствуются физические возможности организма – ребенок учится резво бегать, прыгать, становится очень подвижным.

Мы уже говорили, что будем понимать этот период, как очередной этап развития. И в 2 года кризис возраста возникает не столько у малыша, сколько у его родителей, вопреки здравому смыслу. В зависимости от темперамента ребенка (а это единственное врожденное психическое свойство по утверждению именитых психологов) бурных проявлений детский кризис 2 лет может и не иметь. Либо характер у родителей настолько уравновешен, что этот период протекает спокойно, без вспышек ярости, гнева.

Уважаемые родители, терпение и еще раз терпение!

  1. Помните о том, что ребенок ничего не делает вам назло, он о вас вообще не думает! Выберите четкую линию своего поведения, строго следуйте выбранному направлению. Последовательность – это залог успешности ваших отношений. Дети в этот период очень открыты к общению, пользуйтесь этим.
  2. Посещайте детские студии и всевозможные «развивашки» для гармоничного развития своего малыша, успешной социализации во время общения со сверстниками, а при необходимости – детский сад.
  3. Позвольте ребенку быть самостоятельным там, где возможно, доверьте ему выполнение несложных поручений. Пусть он самостоятельно выберет одежду, даже если она будет смотреться не очень стильно, уважайте его выбор.
  4. Соблюдайте режим дня. Общеизвестно, что дети очень любят правила, так введите их в свою жизнедеятельность, пусть ребенок имеет возможность прилечь отдохнуть днем, обеспечьте ему полноценное питание, дозируйте просмотр мультиков, а вместо этого гуляйте 2 раза в день на свежем воздухе.

Соблюдая эти простые рекомендации, малыш скорее преодолеет проявления этого периода, конечно же, с вашей ненавязчивой помощью и безграничным терпением. Ведь ему сейчас намного тяжелее, чем вам! И если вы будете злиться, выражать недовольство или сравнивать своего малыша с более послушными соседскими детьми, вы сделаете ему еще хуже. Собственному малышу.

В трудные моменты постарайтесь абстрагироваться и вспомнить момент трепетного ожидания, чудо рождения новой жизни. Вспомните, как волновались, переживали, любили, ждали, как впервые взяли на руки маленький теплый комочек, частичку себя, свое продолжение… вспомнили? И вот вы, такие мудрые, умные взрослые сейчас его главная опора и поддержка в этом большом мире. Без вас он просто не сможет! По крайней мере, лет до 3-х, пока не осознает, что некоторые вещи может делать вполне самостоятельно. Но это тема следующей публикации.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

  • Как справиться с детским упрямством и капризами в 4 года?

    Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Милый, покладистый малыш как — то уж слишком резко стал упрямым и капризничает? И сколько ему лет, спросит психолог, 3-4 года? Так это нормально. Чтобы ужиться с маленьким упрямцем и не превратить жизнь всех домашних в затянувшийся кошмар, нужно просто знать несколько правил.

    1. Как проявляются капризы
    2. Что нужно делать, когда видите, что дети начинают капризничать
    3. Чтобы не было капризов и истерик нужно
    4. Принципы запретов, которыми должны руководствоваться родители

    Капризы и детское упрямство в 3-4 года, появившаяся внезапно несговорчивость — совсем не новая черта характера. Успокойтесь. Все постепенно пройдет. Малыш взрослеет, начинает осознавать свое «Я», возникают новые желания, потребности, уже очень хочется быстро все сделать самому, а вот не получается, не хватает, умений, опыта, знаний. И все это так раздражает.

    Если еще и мама будет раздражаться, прикрикнет и вовсе станет обидно и захочется плакать и кричать, требовать своего, потому, что по-другому просто не получается. Вот так все просто.

    Как проявляются капризы

    • Крики, плач, истерики, недовольство.
    • Непрекращающиеся попытки выполнить даже, казалось бы бессмысленное действие.
    • Двигательное перевозбуждение. Ребенок может стучать, бегать, прыгать, как заведенный.

    Что нужно делать, когда видите, что дети начинают капризничать

    Помогать, направлять. Проще несколько раз помочь ребенку одеть колготки, чем слушать его капризы или делать это за него годами. Поверьте, дети в 3-5 года вполне способны даже кровать за собой заправлять, при условии, что они это делают каждый день. Сначала с помощью взрослого, а затем, с большой сноровкой и сами. Что им какие-то колготки одеть?

    Когда я в девяностые годы работала в детском саду, нянечек на все группы не хватало. И в нашей младшей группе (дети с 3 до 4 лет) нянечки не было совсем. Хочешь — не хочешь, дети учились все делать сами. Двадцать детей не одеть одному взрослому, чтобы не потели, проговариваешь, что одеваем сначала. Пока убираешь в группе, посматриваешь, что творится в раздевалке.

    Дети видят, что требуют с них не из вредности. Начинают помогать, пыхтят, стараются. И вот через два-три месяца весьма сносно одеваются сами. Только завязки завязать, да тугую молнию застегнуть поможешь — остальное все сами. И кровати после сна застилали.

    Представляете, когда меня попросили поработать в группе, где есть няня и восемь человек детей — я обрадовалась, отдохну, думала. Как я ошибалась. Два воспитателя плюс нянечка. Дети не умели ничего. За один вечер я устала так, как не уставала со своими двадцатью за неделю работы.

    Чтобы не было капризов и истерик нужно:

    • Хвалить за собственное достижение, особенно первые несколько раз.
    • Показывать, как нужно делать.
    • Помогать, но не делать за ребенка полностью самому.
    • Радоваться с ним его достижениям, пусть пока таким маленьким, но таким значимым для него.
    • Не ругать за то, что пока не получается.
    • Не ругать и не подшучивать, если малыш чего-то боится. Боится темноты — включайте свет. Тренировки здесь быть не может, только страх усугубится. Боится оставаться один — будьте вместе с ним, найдите любую возможность, хоть под мышку возьмите и несите с собой. Все пройдет со временем.
    • Не ругайте и не наказывайте малыша, когда не можете понять, что он хочет. Он в этом не виноват.
    • Не ругайте за капризы, если ребенок заболел, напуган или после любой травмы.
    • Избегать длительного просмотра телепередач и воздействия информации интернета.

    У детства свои правила, не всегда нам понятные, но необыкновенно важные для ребенка. Родители часто недоумевают, почему самые разумные их требования отметаются и заканчиваются криками и истериками.

    Просто, взрослеющий карапуз перерос прежний стиль отношений. Он познает мир взаимоотношений и старается не только «вписаться», но ищет методом проб и ошибок границы позволенного. Если родители знают не только, как бороться с капризами, но и предотвращать их, то жизнь становится достаточно упорядоченной и спокойной.

    Поэтому не стоит

    1. Считать капризы и проявления излишнего упрямства нормальным этапом развития, когда все само пройдет и реагировать не стоит.
    2. Впадать в панику и стараться переделать дочку или сына и сделать «удобным».

    В первом случае идет как бы смещение понятий закономерностей развития и неправильной реакции родителей. Любые истерики — сигнал родителям об их неверном поведении, не соответствующих возрасту ребенка требованиях.

    До трех-четырех лет мир ребенка был в его разуме неотъемлем от мира взрослого, чаще всего матери. Теперь же начинает осознаваться мир собственного «Я». Начинают вырабатываться новые, более осмысленные и взрослые взаимоотношения с родителями и окружающими.

    Если не хотите вырастить лишь «удобного» человека, а наоборот, человека с собственным мнением — придется потерпеть. Ребенок начинает отделять себя от окружающих, а значит плохо или хорошо, но учится отстаивать свою точку зрения. Как реагировать на протесты? Нужно немного лишь пересмотреть запреты и ограничения, чуть больше спрашивать его мнения. «Сейчас пойдем гулять или через 15 минут?» «Что ты хочешь сейчас съесть грушу или яблоко?»

    Для родителей это совсем не сложно, а малыш начинает чувствовать, что с ним считаются, что его мнение важно. Основные же запреты остаются прежними «Дорогу все всегда должны переходить на зеленый свет». А вот некоторые поблажки дать уже можно. » Ты становишься старше, значит, можешь лечь спать на полчаса попозже» и т.п.

    Принципы запретов, которыми должны руководствоваться родители

    1. Единство требований всех членов семьи. Разнобой требований и взрослого сведет с ума, а малыша и вовсе доведет до истерик.
    2. Запреты должны быть обоснованы заботой о жизни и здоровье.
    3. Свои требования нужно объяснять понятным ребенку языком. Возраст почемучек никто не отменял и на каждое требование найдется свое почему. Так, что готовьтесь говорить без умолку.
    4. Не ограничивайте без особой надобности двигательную активность дошкольника и его любовь к исследованиям, если это не вредит здоровью.
    5. Будьте последовательны в своих требованиях и не меняйте правила. Нельзя разрешать малышу сегодня то, что вчера и завтра вы ему запретите. Слез, криков и капризов точно в этом случае не избежать.
    6. Определенная последовательность действий каждый день, именуемая режимом дня помогают маленькому действовать осмысленно и в чем-то самостоятельно. Он знает » что дальше», он спокоен и уверен.

    Именно поэтому поездки с маленькими детьми не бывают слишком спокойны ни для детей, ни для их родителей. Незнакомая обстановка, сбившийся режим, внося диссонанс в привычную жизнь малыша, и вызывают нервозность, а следовательно и капризы.

    Как видите, если знаешь причины, вызывающие капризы и детское упрямство вполне можно если не избежать их полностью, то уж точно свести к минимуму. Не стоит превращать этот возраст в битву взрослого и ребенка. Вполне можно существовать мирно и не забывая о своих требованиях и интересах сосуществовать с повзрослевшим ребятенком.

    В этом возрасте уже закладываются некоторые черты будущего характера. Нелишней будет и консультация для родителей у психолога.

    В наших руках сделать, чтобы этот характер не вызывал досаду, а стал гордостью для родителей. Дедушек и бабушек.

    Мира Вашей семье и взаимопонимания!

    5 причин не послушания ребенка в 4 года – что делать родителям?

    В возрасте 3,5-5 лет все дети проходят через стадию непослушания или так называемый “кризис” 3-летнего возраста. В этот период появляются первые задатки личности и характера. На фоне процесса самоосознания у ребенка возникает желание протестовать по малейшему поводу. Он чувствует острую необходимость в том, чтобы доказать свою значимость, особенно при условии недостатка внимания, любви и уважения со стороны близких. Родители удивляются таким поведением некогда спокойного малыша и начинают задаваться вопросом о том, что им делать, если ребенок в 3-4 года не слушается. Для начала нужно выявить причину (или несколько), заставляющую чадо бунтовать против мамы и папы.

    Непослушание в 4 года проявляется в кривлянии

    5 основных причин непослушания

    Почему ребенок в 3-4 года не слушается родителей, огрызается на них, постоянно закатывает истерики, если до этого возраста он вел себя иначе? Причин несколько, более того, они чаще всего они выступают в комбинации.

    Во-первых, главным фактором является то, что ребенок взрослеет и обретает собственное “я”, которое ему хочется отстаивать. Во-вторых, родители не успевают перестроиться и поменять свое поведение по отношению к малышу. Нередко они позволяют себе быть грубыми или, напротив, излишне мягкими.

    Основные ошибки со стороны родителей, которые приводят к непослушанию ребенка:

    1. Испорченные отношения между собой. Если мама с папой хамят и обижают друг друга, то это непременно отражается на малыше. Ребенок чувствует происходящее острее, чем взрослый и зрелый человек. При этом, в отличие от взрослого, он не может осознать причины конфликтов между родителями. Отсюда вытекает плохое поведение ребенка, которое является защитной реакцией. Тоже самое происходит, если мама с папой разводятся, начинают жить порознь.
    2. Ложь, переменчивость мнений. Наглядная ситуация: мама говорит малышу, что он получит сладкое, когда уберется в комнате, но впоследствии она отказывается от своего обещания, мотивируя это тем, что сахар в принципе вреден. Это утрированный пример. Ложь имеет несколько форм, но каждая из них одинаково негативно влияет на отношения с ребенком. Не следует менять свое мнение, отказываться от слов, обещать то, что с великой долей вероятности не произойдет. Например, планировать поход в цирк в период безденежья.
    3. Чрезмерное желание угодить. Ребенок хочет игрушку? Он получит ее немедленно. Захотел пирожные? Вот уже мама побежала в кондитерскую. Это абсолютно неправильное поведение, провоцирующее нездоровое отношение к деньгам, к вещам и к самим родителям. Часто бывает такое, что один родитель чрезмерно балует ребенка, второй же проявляет строгость. Такая модель поведения приводит не к равновесию, а к эмоциональным “качелям”. У ребенка вырабатывается алгоритм: “захотел мороженое – подошел к маме, но скрыл это от папы”. В итоге маму он не слушается, а папу боится.
    4. Приуменьшение значимости и возможностей. Снова пример типичной ситуации: в семье появляется младший ребенок, на которого уходит все внимание родителей. Старший ребенок, будь он 5, 3 или 2-летнего возраста, начинает чувствовать себя ненужным и брошенным. Еще ситуация: мама постоянно сравнивает малыша с сыном соседки, который во всем якобы лучше. Звучат фразы в духе “вот он убирается, а ты нет”, “вот он помогает маме, а ты нет”. В определенный момент малыш начинает бунтовать.
    5. Отсутствие разговоров. Родители покупают ребенку красивые вещи, возят его с собой на курорты, удовлетворяют его прихоти, но при этом не находят времени на разговор. В возрасте 3-5 лет у малыша просыпается интерес к окружающему миру. Первые люди, которым он хочет задать вопросы, то и дело появляющиеся в голове – это его родители.

    Из всего этого вытекает простой и понятный вывод: независимо от ситуации, первопричиной непослушания ребенка является недостаток внимания со стороны родителей. Невозможно объяснить крохе, почему мама с папой его игнорируют.

    Важно! Холодное поведение родителей сигнализирует чаду о том, что внимания нужно добиваться всеми способами, которые есть в его “арсенале”. То есть криками, истериками, слезами.

    Возможно, причиной также являются частые и незаслуженные наказания, которые возникают вследствие того, что у родителей просто плохое настроение. В таком случае маме с папой необходимо полностью пересмотреть свое поведение и научиться избавляться от стресса за пределами дома.

    Физические наказания недопустимы даже за серьезные нарушения

    Способы, помогающие добиться послушания

    Знакомые могут советовать родителям “лучше воспитывать” своего ребенка. Но не совсем понятно, в чем заключается принцип лучшего воспитания. То ли в увеличении количестве наказаний, то ли, напротив, в усиленной опеке. У каждого свой обывательский взгляд на это, но, к сожалению, в большинстве случаев неправильный.

    Для начала нужно выявить причины, помогающие ответить на вопрос о том, почему ребенок в 4 года не слушается родителей. Да, их нужно искать в себе и в своем подходе к воспитанию. Но списывать со счетов определенные особенности развития психики малыша не стоит, как и проявлять завышенные ожидания к нему.

    Обратите внимание! Более того, особенности развития в психологии являются первым фактором, на который рекомендуется полагаться в процессе воспитания ребенка любого возраста. Малыши в 2, 3, 4 года различны между собой. Ребенок может начать бунтовать в возрасте 4 лет или 2,5 – это зависит только от скорости развития его мышления и восприятия окружающего мира.

    Крайнее выражение непослушания – уход из дома

    Главные правила, позволяющие добиться послушания:

    1. Проявляя требования – будьте непреклонны и последовательны. Допустим, ребенок специально сломал игрушку, в качестве наказания он был отлучен от просмотра мультиков на день. Впоследствии малыш извинился. Но его извинения или улучшение поведения не должны трактоваться родителями как посыл к тому, чтобы отменить наказание. Если наказание уже есть, то оно должно быть выполнено в полной мере.
    2. Требуйте только то, что малыш в состоянии понять и выполнить. Вместо “убери в комнате” лучше говорить “убери игрушки и заправь кровать”. Чем младше ребенок, тем больше конкретики нужно вносить в свои просьбы.
    3. Показывайте на своем примере, как надо. Это важная часть, которая требует отдельного разбора. Если вкратце, то модель поведения для ребенка полностью обозначается его родителями. При этом важность представляет не только их поведение друг с другом и с малышом, но и взаимодействие с окружающим миром, с незнакомыми людьми.
    4. Рассчитывайте силу и время наказания в зависимости от величины (тяжести) проступка. Если ребенок не съел кашу, то применять к нему физическое наказание глупо и жестоко. Родители сами должны понимать, как и за что наказывать, чтобы не переусердствовать.
    5. Не применяйте в общении с ребенком слово “нельзя”. Малышу важно понимать причину возникновения тех или иных запретов и наказаний. Недостаточно просто ставить его перед фактом: “ты сделал плохо, ты наказан” или бросать сухое “нельзя” в ответ на просьбу. Ребенок в возрасте 3-4 лет воспринимает “нельзя” как повод побунтовать, нарушить запрет.

    Также во многих семьях бывает такое, что ребенок в 2-4 года не просто не слушается, но еще и бьет отца или мать. Тут важно уточнить, что подобное поведение появляется по разным причинам. Ребенок либо не понимает, что это приносит боль и неприятные эмоции, либо, напротив, пытается причинить все это своим родителям.

    В первом случае следует объяснить доступным языком, что физическое насилие недопустимо, так как оно причиняет боль. Можно изобразить гримасу, отображающую неприятные эмоции, сказать “бо-бо” или больно, указав на место ушиба или провести полноценную беседу. Это зависит от возраста ребенка.

    Также следует показать более приятное действие, например, объятие или поглаживание по щекам. Грубо говоря, заместить одно другим – агрессию на нежность. Если целью ребенка является причинение боли, то в большинстве случаев это желание обусловлено соответствующим поведением со стороны родителей – грубостью, рукоприкладством. Пока родители не изменятся, не перестанут конфликтовать между собой и срываться на ребенке, малыш будет вести себя агрессивно.

    В 4 года малыш может и не понимать, что так вести себя нельзя

    Какой должна быть реакция на истерики, непослушание?

    Как правило, малыши 3-4 лет сталкиваются с агрессией со стороны родителей, когда не слушаются, закатывают истерики, дерутся. Такая реакция объяснима тем, что мама с папой не понимают, как вести себя. Некоторые родители склоняются к физическому наказанию или начинают кричать в ответ. Другие ставят ребенка в угол, бесконечно лишают его то игрушек, то мультиков. Но подобная череда наказаний редко приводит к ожидаемому результату.

    Важно! Ребенок не станет “шелковым” вследствие агрессии со стороны родителей. Своими истериками он показывает и доказывает самостоятельность, поэтому ни один из распространенных способов наказания не может его до конца усмирить. Эффект получается обратным: малыш сталкивается с противостоянием, видит в родителях врагов и проявляет еще большее непослушание

    Если ребенок в возрасте четырех лет не слушается вообще, родители усиливают наказания и увеличивают время их действия. С точки зрения психологии правильно поступать противоположным образом. С чадом необходимо постоянно говорить, увеличивая время разговора, добавляя понятные и нейтральные примеры.

    Пример в духе:

    “вот соседский малыш ведет себя лучше и слушается маму”,

    не будет понятен 3-4-летнему ребенку. Поэтому родитель должен четко обозначить границы и правила поведения для конкретных ситуаций. Если малыш кричит в магазине, просит купить игрушку, то ему нужно сказать: “сейчас у меня нет денег на эту вещь, но, если ты перестанешь себя так вести, мы купим ее, как только появится возможность”. Можно поставить конкретное условие, допустим: “я куплю тебе игрушку, если ты в течение недели будешь заправлять кровать и убирать вещи в своей комнате”.

    Нарушение запрета нельзя оставлять без внимания

    Пример правильной конструкции просьбы со стороны родителей: “ты (обращение к ребенку) ведешь себя спокойно в магазине, идешь рядом с нами (с родителями), а взамен мы покупаем тебе что-нибудь (начиная от конфеты и заканчивая игрушкой), если есть деньги”. Еще один пример: “ты убираешь в комнате игрушки (важно добавлять конкретику), после чего смотришь мультики на протяжении энного количества времени”.

    Читаем: как остановить истерику одним вопросом.

    Пример неправильного поведения в ответ на непослушание: “малыш начинает буянить и плакать, мама злится и применяет к нему физическое наказание при посторонних людях” или “ребенок отказывается убирать игрушки, за что раз за разом отправляется в угол”.

    Запомните! Строгие наказания и ограничения применяются только тогда, когда все позитивные и нейтральные варианты уже неоднократно были испробованы.

    Что собой представляют правильные запреты

    Запреты используются часто, поскольку являются основной формой манипуляции поведением ребенка со стороны родителей. К сожалению, мама с папой не всегда понимают, как формулировать и применять ограничения. Например, если ребенок в 4 года дерется или не слушается, родители отстраняют его от телевизора или отменяют прогулку. К вечеру они забывают об этом, спокойно включают чаду мультики или выводят на детскую площадку. В итоге малыш привыкает к тому, что все запреты условны и при определенных, непонятных для него обстоятельствах, они снимаются сами по себе.

    Ребенок четко должен знать, какие запреты нарушать нельзя в любом случае

    Поэтому родителям рекомендуется приучать 4-летнего ребенка к послушанию систематично, учить его слушаться по определенным принципам.

    Система запретов подразделяется на 4 типа:

    • отсутствие запрета (делай все что хочется, выбирай сам, чем заниматься и как себя вести);
    • условный запрет (ты можешь это сделать, но сначала придется выполнить условие);
    • запрет с исключением (ты сделаешь это, но только при определенных обстоятельствах);
    • полный запрет (нельзя ни при каких обстоятельствах).

    Объяснение на примере!

    Отсутствие запрета – ребенок может ложиться спать тогда, когда сам захочет.
    Условный запрет – отбытие ко сну можно передвинуть на полчаса, если малыш убрал игрушки в комнате или помог маме подмести.
    Запрет с исключением – ребенок всегда ложится в 8 часов вечера, кроме праздничных дней.
    Полный запрет – малыш укладывается в 8 часов вечера всегда, независимо от обстоятельств и своего поведения в течение дня.

    Важно непреклонно следовать этой системе, не делать никаких дополнительных исключений без веских на то причин. В противном случае ребенок привыкнет к нестабильности ограничений и будет капризничать регулярно.

    Выбор наказания – правила

    Советы на тему того, как успокоить капризного ребенка

    Примерно с 3-4-летнего возраста ребенок перестает слушаться и начинает капризничать. Зачастую своим поведением он тревожит не только маму с папой, но и незнакомых людей. Поэтому для родителей важно уметь корректировать настроение своего чада, независимо от ситуации.

    Эффективные способы, помогающие успокоить ребенка:

    1. Переключение внимания. Быстрый и действенный способ, который применим в любой ситуации. Например, ребенок капризничает в общественном транспорте. Как отвлечь его внимание? Достать смартфон и показать ему фотографии птиц, героев мультсериалов, необычных животных. Это действие нужно сопровождать завлекающей речью: “хочешь, я покажу тебе слона с огромными ушами?” или “давай я включу тебе видео со смешными котятами”. Действовать нужно ситуативно.
    2. Режим собеседника. Иногда стоит только поговорить с малышом и постараться объяснить ему, почему он испытывает те или иные ощущения. При этом нужно вести себя нежно и осторожно, не повышая голоса. Плохое поведение, обусловленное недостатком внимания, легко корректируется помощи этого способа.
    3. Игнорирование. Если ребенок упорно капризничает, то есть смысл в том, чтобы начать его игнорировать. При этом важно наблюдать за его реакцией, за поведением и состоянием, не показывая своей заинтересованности. Метод игнорирования лучше всего использовать наедине с ребенком. Малыш может не успокаиваться долгое время и доставлять дискомфорт окружающим.

    Это экспресс-способы успокоить ребенка, не дать ему устроить переполох и закатить грандиозную истерику. Как правило, когда ребенок уже находится на “взводе”, более мягкие или, напротив, жесткие методы перестают работать. Например, если шлепнуть малыша или припугнуть его запретом на последующий просмотр мультиков, то он, вероятно, разозлится еще сильнее.

    Почему ребенок не слушается: объяснение на примере распространенных ситуаций

    Для начала стоит разобрать ситуацию, при которой ребенок в 3-4 года не слушается маму, но робеет и ведет себя спокойно перед папой. Она является распространенной и трудно разрешаемой, поскольку требует изменения поведения всех членов семьи. По сути, дети, которые так себя ведут, не хотят слушаться никого из родителей, но папу они боятся. Потому что он строже и непреклонен в своих требованиях.

    Причины непослушания могут быть самые разные

    При возникновении такой ситуации родителям следует поговорить и найти баланс, при котором они оба смогут вести себя примерно одинаково. В здоровой семье малыш должен уважать и отца, и мать. Излишняя мягкость со стороны родительницы (как и строгость отца) приведет к формированию неправильного восприятия семьи.

    Игры со спичками

    Если ребенок проявляет небезопасное поведение (выбегает на дорогу, трогает горячие предметы, подходит к уличной собаке), то это в первую очередь говорит о том, что он не осознает факта опасности своих действий. При этом малыш наблюдает реакцию со стороны родителей (повышенное внимание, беспокойство), и она его устраивает. Соответственно, в такой ситуации мама с папой должны объяснить, почему то или иное действие является небезопасным и к чему оно приводит. Например: собака может укусить, а горячий предмет – обжечь. Важно донести до ребенка информацию в понятной для него форме.

    Истерики на публику

    Опять же, малыш не осознает того, что он ведет себя неправильно и некультурно, но он видит реакцию окружающих и пытается с ее помощью добиться желаемого от родителей. Нужно объяснить ребенку, что все люди в обществе должны соблюдать определенные правила. Также следует пояснить, почему нельзя совершать то или иное действие. Например, громкий разговор в кинотеатре мешает другим людям насладиться фильмом, из-за чего они уходят с сеанса расстроенные. Нужно сказать ребенку, что, если он будет шуметь в кинотеатре, родители не смогут брать его с собой.

    Выполнения запретов надо добиться обязательно

    Капризы или “мам, ну купи”

    Ребенок старается добиться желаемого единственным доступным и понятным для него методом – истерикой или некой формой попрошайничества. Сначала он может вести себя вежливо, потом агрессивно или плаксиво. Эта модель поведения свойственна капризным детям, поэтому ее необходимо искоренять. Можно, допустим, просто вывести ребенка из магазина и поговорить с ним дома. Также хорошим вариантом является доступное объяснение того, почему в конкретный момент родители не в состоянии чего-то купить или сделать. Ребенку необходимо понимать, что все блага и вещи достаются не просто так, а вследствие прикладывания больших усилий.

    Внутренний протест

    Мама сказала ребенку, что сегодня он пойдет в садик в желтой рубашке, а он принципиально надел синюю. Или, например, вместо осенней обуви – летнюю. В этой ситуации малыш пытался продемонстрировать свою самостоятельность. В этом возрасте все дети поступают противоположно родительским требованиям. Маме с папой необходимо проявить понимание и предоставить право выбора хотя бы в незначительных моментах (как раз таких, как выбор гардероба). Это поможет ребенку быстрее удовлетворить желание показать собственное “я”.

    Непослушание – это борьба за самоутверждение

    Советы психолога

    В первую очередь психологи советуют не применять физических наказаний по отношению к ребенку. Во-первых, родители, которые используют такие методы, в какой-то момент начинают перебарщивать. Во-вторых, непослушание – это естественное явление, а не прихоть конкретного человека. Поэтому в период “кризиса” лучше проявить больше любви и заботы, а не рукоприкладства, вызывающего у ребенка непонимание и обиду.

    Важно! Если уж и применять физические наказания, то только в мягкой форме и в крайнем случае. Нельзя бить малыша при других людях, давать ему подзатыльники, шлепать и совершать прочие унижающие действия. Это вызовет волну ответной агрессии и протеста.

    Также психологи советуют подавать информацию в развлекательной манере. Из воспитания лучше сделать игру, а не пытку. Поставьте себя на место ребенка: вы игнорируете ту информацию, которая вам не интересна. Вы не стараетесь к ней прислушаться и уж тем более ее запомнить. Так почему ребенок должен это делать? В воспитательный процесс нужно вводить больше игр и объяснений, пусть даже и сказочных. Такой подход даст лучший результат.

    Что делать, если ребенок перестал доверять

    Как правило, утрата доверия у ребенка является следствием неправильного обращения, лжи и переменчивости со стороны родителей. Например, если мама с папой много обещают и мало выполняют, жестоко наказывают за маленькие проступки. Все это приводит к тому, что малыш перестает доверять родителям и начинает их игнорировать. Обычно это случается только с одним родителем, проявляющим более нетерпимое поведение.

    Вернуть доверие непросто. Нужно разработать свою воспитательную систему, обозначить запреты и поощрения. При этом “кнута” должно быть намного меньше, чем “пряника”, так как в противном случае ребенок замкнется и начнет считать себя виноватым во всем. Родителям нужно увеличить количество разговоров и похвалы (даже за минимальные успехи), постоянно отвечать на вопросы, которыми задается их чадо. При таком подходе получится вернуть доверие и нормализовать поведение крохи.

    Воспитание ребенка на собственном примере

    Что делать, если ребенок не слушается – советы

    Лучший метод воспитания – собственный пример. В возрасте 3-4 лет дети склонны к подражанию близким людям, преимущественно родителям. Поэтому большую часть поведения они “подсматривают” у мамы с папой. Соответственно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок выкидывал мусор в урну – сами не позволяйте себе кидать фантики на асфальт. Желаете добиться нежности и доверительного уровня общения – покажите это в своих отношениях с супругом или супругой. Это работает неизменно и практически для всех детей. Проводите больше времени с малышом, учите его, учитесь вместе с ним и пытайтесь показать, как нужно делать. Пустые запреты никогда не дадут нужного эффекта.

    Два видео от доктора Комаровского

    Полное видео от доктора Комаровского на тему того, почему ребенок в 2-4 года не слушается:

    Версия с короткими выводами:

    Ребенок постоянно ноет: почему и что делать с нытьем?

    Бывает, что Ваш ребёнок ноет и ноет, и Вы чувствуете, как все ваше спокойствие растворяется и Вы уже еле сдерживаетесь, чтобы не сказать «Да хватит орать! Когда ты замолчишь?»

    А может и не сдерживаетесь – и говорите, и кричите, и раздражаетесь! У каждой свой запас прочности!

    Нытье ребёнка можно сравнить со скрежетом ногтями по стеклу (бр-р-р) или шелушением пенопласта. Ой!

    Уже не помню где читала, что подобные звуки активируют в нас генетическую программу опасности, и раньше именно подобными звуками обезьяны предупреждали друг друга о приближении хищников.

    И вот мы живем в квартирах, городах – а тело по-прежнему реагирует бессознательно!

    Почему ребенок ноет? 3 главных причины нытья ребёнка

    Начну перечисление от менее важных к самым актуальным!

    3. Хочет от Вас чего-то добиться.

    Дети быстро понимают наши слабые точки, и если каждый раз после того, как ребёнок поноет, поканючит, он получает желаемое т.к. ваших нервов не хватает слушать этот ужасный звук, и вы готовы отдать последнюю рубаху чтобы замолчал – его поведение закрепляется.

    Ребёнку даже не нужно учиться договариваться, искать и пробовать новые формы общения. Зачем? Ведь у мамы есть классная кнопка, на которую легко можно нажать своим хныканьем и нытьем и желаемое оказывается в руках.

    Совет: исправляйтесь! Убирайте кнопку! Нет – значит нет! Переключайте ребёнка, отвлекайте, объясняйтесь, но не идите на поводу!

    2. Ребёнку требуется ваше внимание.

    Практически 80-90% капризов, истерик, нытья решаются наполнением сосуда ребёнка любовью и Вашим безраздельным вниманием. Не зря я вначале сравнила нытьё со скрежетом по стеклу: этот звук достигает цели – мама обратила на меня внимание!

    Если вы редко бываете с ребёнком, работаете, или малыш ходит в садик – ему нужно время чтобы напитаться вашей любовью. Мало любви – будет тянуть её всеми возможными способами. Это не значит, что он не воспитанный, плохой. нет! Это значит, что мы свою функцию мамы некачественно выполняем.

    Совет: если заметили, что ребёнок начал часто ныть – бросайте всё и вводите 20-30 минутки ежедневного общения с ребенком. Важно быть всё это время с малышом, принадлежать ему безраздельно, заниматься тем, что хочет ОН, а не вы.

    Отключите телефон, интернет, телевизор – обнимите ребёнка и скажите: «У меня есть 20 минут. И я могу всё это время побыть с тобой. Чем ты хочешь заняться?»

    1. Ребенку плохо физически.

    В эту группу входят такие причины: хочет кушать, пить. Устал. Хочет в туалет. Хочет спать.

    Устало его тело, но пока он маленький и различить, от чего испортилось настроение, ребёнок не может. Не может прямым текстом вам сказать «покорми, напои и спать уложи». Поэтому в первую очередь анализируем день и ищем причину нытья на уровне тела. Эти причины и устраняются быстрее всего. Ребёнок опять будет в хорошем расположении духа.

    Совет: отработайте чёткий режим дня, в особенности нужно отслеживать время сна и бодрствования.

    После 2-х лет мы думаем, что ребёнок уже большой и начинаем за этой сферой жизни ребёнка следить мало, пускаем его жизнь на самотек и сами создаем себе трудности, выражающиеся в большом количестве истерик и капризов.

    Смотрите также об основных причинах нытья в моем небольшом видеоуроке:

    Как отучить ребёнка ныть?

    Вы можете встречать советы о том, что нытьё нужно игнорировать, или, возможно, даже наказывать ребёнка — но я с ними не соглашусь!

    Мы разобрали 3 главные причины нытья ребёнка, и каждый раз, когда вы слышите жалобное нытье вашего ребенка, Вы должны быстро пробежаться по этим причинам и найти ПРИЧИНУ!

    Нытьё — это следствие внутренней потребности ребёнка либо его плохого физического состояния. И пока вы не устраните причину — кричать, ругать, наказывать ребенка не имеет смысла.

    Своими подобными действиями Вы лишь усугубите его самочувствие и ухудшите ваши взаимоотношения!

    Людмила Шарова

    Прямо сейчас получите пошаговые видеоуроки о том, как избавиться от детских капризов и истерик!

    Введите свой email в форму и нажмите на кнопку «ПОЛУЧИТЬ»

    *- Нажимая на кнопку, даю своё согласие на обработку персональных данных и получение рассылки.

    Только что этот ангелочек улыбался и мирно мастерил человечков из желудей. Такой хорошенький. А потом сказал: Хочу шоколадку. А вы ему: бог с тобой, зайка, ну какая шоколадка перед обедом, сейчас будем супчик кушать… И тут глаза ангелочка налились кровью, как трансформер, он превратился вдруг в орущего тирана. Хочу, хочу, хочууууу!!! Или не шоколадку. Может быть, шапку надевать не хочет, или засыпать не собирается, или учебники грозится сжечь. С детьми — как на вулкане. В любую секунду тумблер может перещелкнуть, и начина-а-ается…

    — А вы думали, будет просто? — смеется детский психолог Олег Колыванов. — Главная задача родителя — быть сильным и эмоционально стойким. Вам нужно, во-первых, не бояться детских капризов и истерик (многие так боятся, что уступают сразу, лишь бы замолчал), а во-вторых, быть всегда готовым с ними справиться. Дети и правда ангелочки, просто они частенько не справляются с эмоциями, которые их захлестывают. Они могут капризничать, орать, манипулировать, «упираться», и это все, конечно, вызывает у родителя раздражение, злость и гнев. Но главное для мамы или папы — не приходить в ярость. Потому что «огнем» «огонь» не потушишь.

    По мнению психологов, ребенку особенно тяжело справляться с эмоциями с 2 до 5 лет. И в этот период маме с папой нужно запастись терпением, силой духа и спокойствием. Ваша задача не допустить, чтобы ребенок стал «главнокомандующим», чтобы не он говорил, что делать. Это слишком трудная роль для малыша.

    Итак, что поможет справляться с капризами, скандалами, протестами и истериками наших наследников?

    1. Держать руку на пульсе

    Вы знаете своего ребенка, вы чувствуете его настроение. И приближение «извержения вулкана» постарайтесь предвидеть (по глазам, по словам, по голосу). И как только поймете, что вот «оно», постарайтесь не закатить глаза со словами «начинаа-а-ается», а переключить чадо — показать что-то, рассказать, дать интересное задание. Сразу спокойно и уверенно объяснить, что будет дальше, чтобы не тратить время на споры и борьбу. Если вы будете морально готовы, вы сможете остаться спокойным, а не взорваться вместе с ребенком.

    2. Не позволяйте собой манипулировать

    Дети не могут вам приказать, но они могут «включить манипулятора», обвинять вас в чем-то (Ах так? Значит, ты совсем меня не любишь?), или начать позорить вас при друзьях, чтобы вы выполнили их желание, только бы прекратить это позорище. Еще могут «давить на жалость», они все это умеют с раннего детства, не сомневайтесь. Ваша задача — стоять на своем, если это принципиально. «Я тебя люблю, я тебя жалею, но даже если ты будешь кричать еще громче, шоколадку перед обедом (не делать уроки, не надевать шапку) НИКАК НЕЛЬЗЯ, ведь это правило, и мы должны его соблюдать». Если хоть раз истерика закончится вашим «ну ладно, ладно, будь по-твоему», ребенок поймет, что именно ТАК может добиться своего, и тогда мужайтесь!

    3. Объясните ребенку его чувства

    «У меня болит голова, а ты заставляешь меня идти в школу!» — вопит школьник. А вы ему: «Я знаю, что ты не хочешь идти в школу, потому что боишься контрольной по математике».

    Ребенок вопит: «ты плохая мама!» А вы ему: «Ты сейчас так злишься, потому что не хочешь надевать шапку, без нее ведь лучше. Но на улице холодно, так что надо надеть шапку». И так далее…

    Если не покупаете игрушку по первому требованию и получаете «танец с бубном» посреди магазина, просто уводите, а дома объясняйте очень подробно, почему нельзя скупить все игрушки, почему так важно иметь мечту, а заодно расскажите, как такие скандалы вредны самому ребенку…

    4. Забудьте про ремень

    Он ничего не решит. Он только обидит, оскорбит, унизит. Хотите показать, что вы сильнее? Стойте на своем — спокойно, уверенно, непоколебимо. Именно в этом сила взрослого.

    5. Энергию — в правильное русло

    В детях энергия бушует. Пар выпускать необходимо. Если нет других возможностей, то с помощью истерик. Загрузите чадо интересными занятиями — спорт, творчество, просто побегать и покататься на роликах с друзьями во дворе. Как бы смешно это ни звучало, но сил на истерики просто не останется.

    6. Надо поговорить

    Совет по профилактике капризов от капитана «очевидность», но это и правда очень важно! Чем больше вы обсуждаете со своим чадом (пусть в сотый раз), тем легче вам будет договориться. Выслушивайте ребенка, не машите рукой со словами «это все глупости». Самая на ваш взгляд глупая глупость для ребенка может быть эмоциональным потрясением. Научитесь понимать и обсуждать, тогда отпадет необходимость привлекать ваше внимание с помощью истерик.

    7. Уверенность, твердость и спокойствие

    Ребенок узнает жизнь, привыкает к ее законам, и ему очень помогают правила, родительская поддержка и границы. По словам психолога Анатолия Добина, эксперта Фонда «В ответе за будущее», ребенок, если не чувствует границ, не чувствует опоры, и это усложняет его жизнь, так что родителям нужно быть твердыми и уверенными — быть каменной стеной и опорой своему чаду.

    Самое сложное — оставаться спокойным, когда слезы льются рекой. Ведь ребенок страдает, и любой матери хочется это всеми средствами прекратить, и невозможно не реагировать! Тем не менее, именно спокойствие в такой ситуации покажет ребенку, что истерика НИЧЕГО не изменит, а значит, она НЕ действенна.

    8. Прощайте

    Когда ребенок завершит свое выступление и, может быть, придет просить прощения, — прощайте! Многие родители используют в воспитательных целях такой прием, как эмоциональное давление. Например, перестают разговаривать надолго, или постоянно напоминают, как плохо поступил ребенок, какой он неблагодарный, капризный и так далее… Чего вы этим добьетесь? Того, что ребенок будет в постоянном стрессе, в постоянной тревоге. Все это только увеличит число скандалов, конфликтов и истерик. Поступил плохо? Пусть искупит вину — признай, извинись и больше так не делай.

    А КАК У НИХ?

    Американская писательница, психотерапевт и семейный консультант Андреа Неир составила список полезных фраз, которые помогут родителям в общении с маленькими «нехочухами», когда нужно ложиться спать, нужно чистить зубы, есть овощи и суп, убирать игрушки… а не хочется.

    1. Надо ложиться в кроватку. Выбирай, ты дойдешь до своей кровати на руках, на четвереньках или задом наперед? Тебе решать!

    2. Пора чистить глазки (жестом показываете, как будто зубной щеткой чистите глаза). И вот уже ребенок смеется: «Мама, не глазки!» А что же? А, ну конечно, ушки! И снова смех: «Не-е-ет!» Сдаюсь, что же мы идем чистить? И ребенок уже бежит показывать вам, что нужно чистить. (Пижаму можно тоже попробовать надеть неправильно — штаны на руки. Результат — тот же.)

    3. «Медленные ножки!» (вместо «не бегай») Можете изобразить, как медленно идут зомби.

    4. Если ребенок не хочет есть овощи, поставьте тарелку с нарезанными овощами на стол, скажите : «Надеюсь, овощные воришки не утащат мои овощи» — и отвернитесь. Не поворачивайтесь, пока слышите, как овощной воришка хрустит морковкой.

    5. Я сразу догадаюсь, что ты хочешь есть, если увижу, что ты помыл руки!

    6. Какие песенки споем, пока будем убирать игрушки?

    7. Интересно, а ты сможешь игрушки не класть в коробку, а бросать? (Оставьте для такой уборки только те игрушки, которые можно бросать в коробку.

    8. Время сходить в туалет, чур я первый!

    9. Ты слышал историю о девочке и ее фиолетовой кошке? Нет? Расскажу, когда выйдем на улицу.

    10. Я слышу тебя, только когда ты разговариваешь нормальным голосом.

    А вы как справляетесь с детскими капризами? Поделитесь своими секретами воспитания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *