Многофункциональное дидактическое пособие — игровой коврик «Дорожка»

Наталья Воронина
Многофункциональное дидактическое пособие — игровой коврик «Дорожка»

Многофункциональный игровой коврик «Дорожка»

Введение: Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качество предмета. В формировании пространственных представлений участвуют кинестетические, осязательные, зрительные, слуховые анализаторы.

Развитие пространственных представлений у детей идет по двум направлениям: общеразвивающее, математическое.

— общеразвивающее направление связано с умением ориентироваться в пространстве, в совершенствовании сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей ребенка. Сформированные пространственные представления способствуют повышению результативности и качества деятельности ребенка (трудовой, продуктивной, познавательной)

— математическое направление связано с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя», что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.

Этапы работы по формированию пространственных представлений:

— формирование направления от себя: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади;

— формирование умений определять положение предмета по отношению к другому;

— формирование умений ориентироваться на плоскости;

— формирование умений ориентироваться в движении.

Анализируя выполнение заданий по ориентировке в пространстве дети нашей группы путали названия частей тела, редко употребляли в речи слова, обозначающие пространственные признаки. Затруднялись расставлять предметы в соответствии с предложенной схемой, путали понятия «право» — «лево», испытывали трудности в ориентировке по схеме.

Актуальность данной темы состоит в развитии у дошкольников способов восприятия пространства, развития пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве. О важности данной проблемы свидетельствует тот факт, что понимание пространственных направлений, отношений и расстояний в дошкольном возрасте являются важными условиями при подготовке к обучению в школе.

Аннотация к пособию.

Вся моя работа по развитию у детей ориентировки в пространстве строится с учетов ФГОТ, изложенных в приказе Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программе дошкольного образования», а так же в соответствии с основной общеобразовательной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С., 2010 год.

Многофункциональный игровой коврик «Дорожка»

Методические рекомендации.

Для развития у детей пространственных представлений и навыков ориентировки в пространстве мы разработали многофункциональный игровой коврик «Дорожка» с учетом современных педагогических технологий. Работа с данным пособием осуществляется в соответствии с возрастом воспитанников, учетом психологических особенностей. Коврик «Дорожка» может использоваться педагогами на индивидуальных, фронтальных занятиях, а так же в самостоятельных играх детей.

Коврикудобен в использовании:

— участвовать в игре может один ребенок или группа детей;

— коврик можно перемещать по группе;

— коврик удобен для хранения;

— дает возможность педагогу использовать несколько дидактических игр.

Использование коврика «Дорожка»позволяет педагогу решать следующие задачи:

— развивать навыки пространственной ориентировки;

-развивать внимание, память, логическое мышление;

— развивать умение понимать пространственную терминологию;

— развивать познавательные процессы.

Преимущества использования игрового коврика «Дорожка»:

-с помощью этого коврика у детей активизируются зрительно – пространственные навыки;

— формируются в речи пространственные термины: выше, ниже, впереди, сзади, между, над, под, справа, слева;

— дети учатся передвигаться в заданном направлении;

— понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями;

— учатся соотносить расположение предметов в реальном пространстве со схемой и находить предмет на схеме.

Данное пособие проходит апробацию с сентября 2012 года в старшей и подготовительной группах компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Дидактические игры и упражнения для коврика «Дорожка»:

1. Игра «Найди игрушки».

Цель: Учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать «подсказки» (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

2. Игра «Что близко, а что далеко».

Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета от себя.

: Ребенок перечисляет предметы, которые находятся близко, далеко от него.

3. Игра «Назови правильно».

Цель: Закрепить умение определять положение предмета от себя (понятия слева, справа)

: Ребенок называет предметы справа, слева и показывает их на коврике «Дорожка»

4. Игра «Найди место».

Цель: Формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину плоскости.

:Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкциям педагога.Например: мяч положить в дальнем левом углу, машинку — в середину, мишку – в ближнем правом углу и. т. д.

5. Игра «Укрась елку».

Цель: Закрепить понятия вверху, внизу, слева, справа.

: Детям предлагается повесить елочные игрушки на елку по инструкции воспитателя.

6. Игра «Лабиринт»

Цель: Закрепить умение выполнять инструкции, проверять правильность их выполнения.

: Нарисован лабиринт и стрелочкой указано начало пути. Детям предлагается найти дорогу к дому, для этого нужно выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лабиринт нужно расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу, затем идти по нему до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции.Например: вход в лабиринт внизу, идем вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца дети могут сами проверить маршрут. Воспитатель этот же маршрут рисует маркером на пленке, наложив ее на свой лабиринт. Ребенок видит – весь ли путь он проделал верно.

7. Игра «Расскажи сказку». («Колобок», «Маша и медведь», «Теремок»).

Цель: Учить располагать и находить предметы в названных направлениях пространства.

Развивающий коврик «Дорога»

Развивающий коврик «Весенняя полянка» «Методическая разработка дидактического пособия педагога ДОО». b]Методические рекомендации по использованию дидактическихигр и пособий.

Дидактическое пособие «Развивающий коврик» Хочу представить вам развивающий коврик сделанный своими руками. Яркий игровой коврик – это возможность создать вокруг ребенка маленький.

Дидактическое пособие «Развивающий коврик» Наконец – то работа завершена. Я хочу поделиться своей радостью по этому поводу с вами,мои дорогие коллеги,а заодно и продемонстрировать.

Дидактическое пособие «Развивающий коврик» Наряду с современными игрушками для детей очень популярны развивающие коврики, поскольку такие приспособления позволяют развивать память,.

Развивающий коврик для детей 2–5 лет своими руками Развивающий коврик В закрытом виде коврик выглядит как солнышко. Можно «менять» настроение солнышка, покрутив в разные стороны ротик, можно.

Развивающий коврик для малышей своими руками Развитие мелкой моторики рук у малышей является очень важным моментом в формировании полноценного и успешного человека. Степень ее развития.

Развивающий коврик-макет и игры Вот такой замечательный коврик-макет приобрели нам родители для развития мелкой моторики. На этом коврике: шнуровка, застежка молния, ремень.

Развивающий коврик. Признаки весны. Коврик для сенсорного уголка «Признаки весны» Сенсорный уголок в группе необходим. Поэтому даже отсутствие материальных средств не мешает.

Развивающий коврик своими руками .

Развивающий коврик «Улица города» Дидактическое пособие предназначено для: • познавательного развития; • социально — коммуникативного развития; • для развития познавательно.

Шьем яркий и реалистичный игровой коврик из фетра

Для самых пытливых детей и не только 🙂

Каждый из нас когда-то был ребенком, и многие строили в детстве свои собственные маленькие миры. Кто-то из конструктора, кто-то из камешков, кто-то — рисуя на бумаге, а кто-то из стульев и подушек 🙂 Это сейчас просто купить любую игрушку, а раньше только находчивость и полет фантазии помогали реализовывать детские мечты.

И мне захотелось сделать что-то этакое, о чем в своем детстве я могла только мечтать. Пусть моя дочка и, надеюсь, ваши детки смогут насладиться игрой в настоящем маленьком мире!

Правда, идея эта не новая, но, поискав в интернете, мастер-классов на эту тему я не нашла, поэтому и решила поделиться своим опытом создания игрового коврика.

Для работы нам потребуется (фетр лучше брать несколько оттенков одного цвета):

Чем приятны изделия из фетра, так это тем, что их можно полностью сшить вручную! Но… это долго. Поэтому нам потребуется швейная машинка.

Если работать каждый день часа по 3, то сошьете за 3 дня. Трудоголики — быстрее 🙂

Выкройки основы коврика схематично представлены здесь. Если нужны в оригинальном размере, просто напишите мне, я вышлю вам их абсолютно безвозмездно 🙂 Но, конечно, при условии: не использовать их и изготовленые по ним изделия для продажи.

Обязательно переведите на выкройку все метки и вытачки.

1-й этап. Лес.

Елки. Выкраиваем детали елки. Я специально сделала 2 варианта — из жесткого и мягкого 3 мм фетра, чтобы показать фактуру. Обе елки в итоге прекрасно стоят.

1) Итак, сначала пришиваем декор.

2) Затем берем 2 детали елки и стачиваем их по периметру от метки до метки.

3) Далее прикладываем третью деталь и также стачиваем. Сложность в том, чтобы не пришить «лишнего» в вершине елки. Для этого аккуратно останавливаем машину, не доходя 1 мм до конца, вынимаем иглу и отворачиваем нижнюю часть елки спереди-назад. После чего так же аккуратно, чтобы не разъехались слои, вставляем иглу уже по эту сторону, за 1 мм от вершины и продолжаем строчку до отметки.

4) Когда все три детали сшиты, можно притачать липучку ко дну и вшить его на место. Обратите внимание на то, что под пуговкой на мягком фетре есть кусочек жесткого в качестве прокладки, чтобы пуговка крепче держалась.

А вот и елочки!

Дерево.

1) Вырезаем детали дерева из мягкого фетра. Крону можно из жесткого.

2) Пришиваем яблочки к кроне, затем стачиваем детали кроны, оставив в месте соединения ствола 2 см для набивки. Набиваем не туго, распределяя синтепон ближе к краям. Центр должен быть свободным.

3) Затем прикладываем крону к стволу и отмечаем место их соединения. Стачиваем боковые срезы у ствола до места соединения с кроной, выворачиваем. Важно! Нижний срез оставляем открытым.

4) Теперь снова вкладываем крону и проверяем, стоит ли дерево. Если нет, поэкспериментируйте с положением кроны.

5) Когда нашли центр тяжести, вкладываем крону, скрепляем булавками и притачиваем к ней ствол. Проследите, чтобы задняя часть также притачалась, для этого я прокладывала строчку ближе к центру веток. Набиваем ствол. Синтепон не должен выпячиваться, иначе дерево не будет стоять.

6) Теперь вырезаем дно по форме ствола, притачиваем к нему липучку. Возьмите побольше и желательно по всему периметру, лучше две, так как дерево тяжелое. И пришиваем дно к стволу, я это делала вручную.

Наше чудо-дерево готово!

Пень.

1) Вырезаем детали коры и дна из темного мягкого фетра, деталь верха из светлого. На верхней детали отстрачиваем годовые кольца. Кору стачиваем в кольцо по коротким срезам, пришиваем липучку ко дну.

2-4) Далее с изнанки прикладываем верхнюю часть пня к коре и притачиваем, предварительно завернув все торчащие детали вовнутрь.

5-6) затем выворачиваем пень. Если все сделано правильно, то выступающая часть коры вывернется наружу. Пришиваем донышко. Когда до конца останется пара сантиметров, набиваем его синтепоном и зашиваем дырку.

Получился сказочный пенек!

Травы.

1) Вырежьте детали травы произвольной формы из мягкого или жесткого фетра.

2) Возьмите пучок отдельных листьев так, чтобы низ у всех находился на одном уровне и туго оберните его травяной полосой.

3) Пришейте кончик.

4) Вырежьте круг из фетра диаметром на 1-2 см больше диаметра пучка. Пришейте к нему липучку. Проложите строчку вперед иголкой по периметру круга.

5) Стяните, вложив перед этим в него пучок, и прошейте насквозь по всему периметру для того, чтоб закрепить внутренние листы.

Травка готова!

Камни.

Все просто, поэтому без комментариев 🙂

А вот и каменный сад!

Сено.

Из мягкого желтого фетра вырезаем три ровные полосы шириной 4 см и длиной в лист фетра (около 30 см) и складываем их так, чтобы один конец выступал над другим примерно на 3 см. Скручиваем, сшиваем, обрезаем, как показано на рисунке.

Теперь берем нитку «Ирис» либо обычную в 2-3 сложения и оборачиваем наши стога как подарочки.

Душистое сено готово!

2-й этап. Овощи.

Тыква.

1) Вырезаем 2 круга из оранжевого мягкого фетра и листик из мягкого зеленого.

2) Стачиваем оранжевые круги между собой, оставив 2-3 см, выворачиваем тыкву через образовавшееся отверстие.

3) Набиваем ее и зашиваем отверстие потайным стежком. Затем прикладываем зеленый листик строго по центру и начинаем формировать дольки, каждый раз втыкая иглу строго посередине и выводя ее с одной и той же стороны и стягивая. Нитку каждый раз кладем между зелеными лепестками. Таким образом, получится шесть долек.

4) Стяните потуже и закрепите нитку.

Тыква готова!

Капуста.

1) Выкраиваем детали капусты. Их можно выкроить и от руки, будет даже интереснее, но на всякий случай я приложила выкройку.

2) Начинаем сворачивать длинную ленту с более узкой стороны.

3) Когда дойдете до конца, пришейте кончик к получившемуся кочану.

4) Переверните его и прошейте насквозь, захватывая все слои капусты.

5) Затем пришейте к кочану последовательно каждый из 5 отдельных листов, красиво формируя их в кочан.

6) Закрепите нить, обрежьте ее.

7) Возьмите оставшийся круг и прошейте по окружности швом вперед иголку.

8) Стяните, внутрь вложите туго скрученный кусок синтепона — он будет нашими «корнями», и пришейте получившуюся деталь снизу к нашему кочану.

Все, свежая капустка готова!

Морковь.

1) Вырезаем детали из мягкого фетра. Листья можно из жесткого. Стачиваем боковые срезы и низ, выворачиваем.

2) Набиваем синтепоном или холлофайбером.

3) По диаметру морковки прокладываем вручную строчку швом вперед иголку, вкладываем вовнутрь листья и стягиваем, потянув за нить.

4) И, наконец, прошиваем нашу морковку насквозь крест накрест по всему диаметру в месте крепления листьев.

Вкусная морковка готова!

А вот и овощи, хватит на овощной салатик! 🙂

3-й этап. Основа коврика.

Поле.

Берем выкроенную деталь поля из желтого фетра, вырезаем синтепон размером на 1 см больше детали поля и такую же деталь из ткани-подкладки (у меня совсем не фотогеничный кусочек), складываем в указанном порядке. Берем этот «сэндвич» и прошиваем параллельными линиями по всей площади, обрезаем лишний материал. У нас получилось засеянное поле пшеницы.

Большой огород.

Здесь будут расти тыква и капуста. Берем кусок поролона размером около 10*12 см, в зависимости от размеров овощей и намечаем на нем 3 отверстия, равных размеру овощей +0,5 см (для тонкого фетра) или 1 см (для толстого), чтобы наши овощи легко «закапывались».

1) Прорезаем отверстия насквозь.

2) То же делаем на фетровой основе. Оставьте полученные круги из фетра — они нам пригодятся для дна грядки.

3) Далее посчитаем. Нам нужны три полоски из коричневого фетра:

Одна длинная — шириной 0,5 от толщины поролона и длиной 3,14 * диаметр большого отверстия + 0,5 см.

Две коротких — шириной, равной 1 толщине поролона и длиной 3,14 * диаметр окружности маленького отверстия + 0,5 см.

4) Сшиваем каждую полосу в кольцо. Затем пришиваем к полученному «кольцу» донышко (следите, чтобы все швы оставались с одной и той же стороны, которая впоследствии и будет лицевой).

5) Каждую из получившихся деталей пришиваем к своему отверстию на основе.

6) Далее берем кусок поролона, вкладываем дырки к дыркам и обтягиваем его фетром. На углах формируем аккуратные складки, сшиваем их потайным швом. Все излишки фетра по периметру срезаем, не доходя до поролона 0,5 см.

У нас получилась аккуратная грядочка.

К одной из узких сторон пришиваем несколько липучек — для крепления забора.

Забор.

Далее берем жесткий коричневый фетр, желательно другого оттенка и вырезаем из него детали забора. Наш забор будет чуть больше огорода. Также сразу вырезаем 2-3 липучки для крепления забора к грядке. Я сначала разметила заднюю перекладину на целом куске фетра и притачала к нему липучки. Затем, наложив на основу дощечки и эту перекладину, притачала одним махом всю конструкцию.

Морковная грядка.

1) Вырезаем прямоугольник размером 40*16 см. Откладываем на нем чередующиеся линии согласно схеме 1, стачиваем по стрелкам так, чтобы получилось подобие гармошки.

2) После вырезаем еще один прямоугольник размером с получившуюся деталь.

3) Теперь подкладываем новую деталь под первую и прокладываем строчку между каждой складкой ровно посередине.

4) Затем набиваем грядки. Они не должны быть очень тугими, достаточно, чтобы просто держали форму. Перед тем как зашивать, протестируйте, влезут ли туда наши овощи. Застрочите грядку по периметру.

Гора.

Вырезаем деталь горы, переводим вытачки.

1) Стачиваем. Вытачки после стачивания я не надрезала. Можно заутюжить их, но не обязательно — так гора будет фактурнее. Выворачиваем, ставим гору на стол и срезаем все лишнее, чтобы все края горы легли на стол. Нашиваем на гору бабочек, жучков и несколько липучек велкро в хаотичном порядке (я везде притачиваю к основе, включая гору, мягкую часть липучки, а к предметам –— жесткую). Потом сюда смогут крепиться другие элементы коврика.

2) Горный ручей. Вырезаем из голубого фетра 2 детали ручья (одну из них пока отложим). Первую деталь притачиваем к горе со стороны озера так, чтобы ее хвостика хватило дойти и обогнуть срез ткани основы, на которой будет стоять гора. Прокладываем строчку, начиная и заканчивая на расстоянии 1 см от края.

3) Далее берем дополнительную ткань -— подкладку, ставим на нее гору, распрямляя так, как мы хотим, чтобы она стояла, и прикалываем булавками по периметру. Следите, чтобы нигде не тянуло и срез горы равномерно соприкасался с подкладкой. Прокладываем строчку как можно ближе к краю фетра, обрезаем подкладку, оставляя припуск 0,5-1 см.

4) На обратной стороне делаем прорезь острыми концами ножниц. Набьем синтепоном после притачивания горы к основе.

Основа.

1) Выкраиваем детали основы, у меня это 4 части. Все детали кроим по лицу, переносим линии исчезающим мелком или мылом. Обязательно делаем на выкройке насечки для дальнейшей легкой состыковки деталей. У озера делаем припуск 1 см по всему периметру. У поля только с той стороны, где оно соприкасается с «травкой». Так как светло-зеленую часть я взяла не фетровую, а тканную (акрил в виде травки), я продублировала выделенную часть еще одним куском темно-зеленого фетра, его выкраиваем с припуском 2 см по всему периметру, потом лучше срежем лишнее.

2) Намечаем места крепления предметов, притачиваем липучки к основе (пока кроме липучек на «травке», к ним вернемся позже).

3) Намечаем мелком места нахождения горы и грядок. У горы после обведения необходимо еще отступить вовнутрь около 1,5 см. Большую грядку лучше наметить линейкой по размеру поролона +3 мм с каждой стороны, а для длинной грядки отметьте такое расстояние, чтобы края грядки заходили за край основы примерно на 1,5-2 см.

4) Вырезаем по контуру обводки.

1) Далее прикалываем к основе с обратной стороны большую грядку, совмещая углы.

2) И втачиваем ее. Выворачиваем, утюжим.

3) Далее берем длинную грядку и подкладываем ее под основу так, чтобы ее края заходили за край основы на расстояние 1,5-2 см.

4) Скалываем, притачиваем на расстоянии 1 мм от среза.

А вот так выглядит огород.

Дорожка.

Важно. Обязательно до втачивания горы необходимо притачать дорожки, иначе с горой вы не подсунете всю конструкцию под рукав швейной машины.

1) Из серого мягкого или жесткого фетра (у меня меланж) вырезаем «неправильные» круги диаметром 1,5-3 см около 50 штук. Конечно, проще вырезать простую дорожку, но мне показалось с камнями гораздо интереснее.

2) Далее выкладываем камешки на основе, формируя тропинки на ваше усмотрение, и притачиваем их.

Втачивание горы.

Теперь можно втачать гору. Подкладываем гору под основу, аккуратно скалываем и притачиваем на расстоянии 1-2 мм от края. Строчка пройдет под ручьем, после чего притачайте ручей. Кончик ручья, заверните под край основы и также отстрочите близко к срезу.

Сборка основы.

Теперь можно собирать наш коврик воедино. Будьте внимательны с последовательностью слоев, следите, чтобы между ними не оставалось некрасивых зазоров. Чтобы было проще сориентироваться, я обозначила начало и конец строчек схематично на рисунках. Скалывайте слои, чтобы они не разъезжались.

1 шаг. Для начала притачаем зигзагом ткань-травку к подкладу из фетра.

2 шаг. Затем притачиваем поле к подкладу и травке, заходя на нее на 0,5-1 см. Также сейчас самое время притачать оставшиеся липучки на травку.

3 шаг. Далее притачиваем озеро, предварительно подложив под него второй ручей. Направьте ручей таким образом, чтобы впоследствии он накрыл срез между темно-зеленой стороной и травкой, но сам ручей пока не притачивайте. Озеро обязательно должно «находить» на поле и травку.

4 шаг. Теперь вложите остатки заготовок травы между срезами у поля и озера и притачайте вместе с ними темно-зеленую часть до левого ручья (в месте перехода у правого ручья я меняла нитку с зеленой на голубую и обратно).

5 шаг. И, наконец, можно притачать ручей к основе. Если вы все аккуратно разметили до этого, то проблем быть не должно.

А теперь, чтобы коврик выглядел аккуратно, можно вырезать подкладку по его размеру и притачать ее по периметру коврика, а потом окантовать бейкой, но это необязательно, так как фетр не осыпается, а травку мы с вами закрыли зигзагом. Если между слоями вложить синтепон и простегать по контуру разные травяные участки, то коврик еще будет мягким и фактурным. Я пока оставила так.

На фото ниже я подложила под разные части коврика стопки ткани так, что он выглядит гористым 🙂

4-й этап. Сооружения.

Домик.

А теперь сделаем домик.

1) Вырезаем детали из жесткого фетра (фетр желательно не тоньше 1,4 мм), декор — мягкий или жесткий по желанию. Здесь как раз понадобится канцелярский нож, иначе вырезать окошечки будет очень трудоемко. Там где пунктир — не разрезать, это места сгибов. Внимание! Дверь прорезаем только с 3 сторон.

2) Сначала притачиваем декор и липучки к основе домика с лицевой стороны. Затем сшиваем углы домика. Я решила сделать швами наружу, чтобы он не был выпуклым.

3) Далее складываем крышу по сгибу и вдоль конька прокладываем строчку в 1 мм от края, чтобы крыша держала форму треугольника.

4) И, наконец, крепим крышу. Я пришила ее только со стороны торцов, так как крыша снизу выступает за пределы домика.

Теперь в теремке можно жить!

Лодка.

Выкраиваем детали лодки из жесткого или мягкого, но толстого (2-3 мм) фетра. Перед стачиванием я проложила декоративные строчки, имитирующие доски. Стачиваем детали бортов друг с другом, затем пришиваем дно.

Мост.

1) Вырезаем прямоугольник по размеру предполагаемого моста из жесткого коричневого фетра, а доски из жесткого или мягкого. К основе с обоих концов с обратной стороны притачиваем липучки для крепления моста к земле. На земле впоследствии также притачать липучки.

2) Накладываем все на мост-основу и притачиваем все одним разом.

И наш чудесный мост в сказочный лес готов!

Молодцы, мы это сделали! Теперь любуемся тем, что у нас получилось…

… и жмем «Нравится»! 🙂 А что бы вы еще добавили?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *