Мастер-класс для педагогов «Квадрат Воскобовича своими руками» учебно-методический материал по теме

Мастер-класс для педагогов

по внедрению в образовательный процесс

развивающих игр В. Воскобовича

Слайд №1Биография

Толчком к изобретению этих игр послужили собственные дети у инженера-физика Вячеслава Воскобовича, в эпоху перестройки походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Вадимович Воскобович решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше — «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде) а потом и за его пределами.

Слайд №2 игры Воскобовича «Волшебный квадрат»

После первых удачных опытов с Геоконтом и Волшебным квадратом Воскобович разработал более 40 развивающих игр и пособий. Игры Воскобовича развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое. В таких играх дети через практику постигают теорию. Также автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр и букв, на обучение чтению. Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет.

Воскобович Вячеслав Вадимович признан одним из первых авторов многофункциональных и креативных развивающих игр, которые в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают его сенсорику и психические процессы, а также предлагают малышам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок.

Популярные развивающие игры Воскобовича имеют различную направленность: развивают у ребенка воображение и логическое мышление обучают чтению формируют математические навыки направленные на конструирование и моделирование развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала

Дети, которые развиваются по данной методике, начинают рано читать, быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания. Также им легко дается обучение в начальной школе. Они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

СЛАЙД № 3 Образовательные области

Все игры Воскобовича имеют различную направленность их можно использовать во всех пяти образовательных областях, учитывая возрастные особенности детей.

СЛАЙД № 4 Игровые средства технологии

Специфика развивающих игр Воскобовича

Развивающие игры Воскобовича являются актуальными для детей от двух лет и старше. Широкий возрастной диапазон игр достигается за счет того, что каждая игра является комплексной и содержит множество задач, которые доступны как двухлетним малышам, так и дошкольникам. Игра может начинаться с элементарной манипуляции элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

Игры Воскобовича также учитывают интересы ребенка.

Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач.

Следует отметить, что игровые развивающие пособия Воскобовича отличаются универсальностью и многофункциональностью. Всего лишь одна игра включает в себя множество обучающих задач, развивает творческие способности и психологические процессы ребенка.

Большинство развивающих игр Воскобовича сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию.

Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.

Все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на четыре группы, которые направлены на развитие у ребенка навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала. Также данные пособия отлично формируют логическое и эмоционально-образное мышление малыша.

Популярные развивающие игры Воскобовича

Все игры В. Воскобовича имеют различную направленность. Одни игры развивают у ребенка воображение и логическое мышление, другие игровые пособия обучают детей чтению и формируют математические навыки. Также разработаны развивающие игры, которые направленные на конструирование и моделирование. Рассмотрим детально наиболее популярные игры Воскобовича.

Слайд5 Особенности методики Вячеслава Воскобовича

Игры Воскобовича – не просто приятное время препровождение для детей. Они являются по-настоящему развивающими, причем развивают личность ребенка всесторонне, в разных направлениях. Польза этих игр состоит в том, что в процессе занятий развивается: логическое мышление; творческое, или образное, восприятие; мелкая моторика (и, как следствие, развитие речи);

математическое мышление (изучение геометрических форм – яркий тому пример); внимание (ребенок учится концентрироваться, не отвлекаться);

стремление выполнить поставленную задачу и как результат;

развитие произвольных интеллектуальных способностей

воображения (многие игры основаны на сказках). Добрые герои сказок помогают ребёнку в игровой форме общению и взаимопониманию.

Слайд 6 Характеристика развивающих игр

Широкий возрастной диапазон участников.

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность.
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Игра несёт в себе способы развития математических навыков, конструирование, развитие творческих способностей.

Сказочная огранка
Говорят, хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не придать игре, например, сказочную? Интерес детей к сказкам — это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с волшебным квадратом, который превращается в загадочную птицу, маленькую мышку. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

Конструктивные элементы
Отличительные свойства «Квадрата Воскобовича» — жесткость и гибкость одновременно.

Творческий потенциал.

С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать задумки в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы — целый сказочный мир! Игра дают возможность проявлять творчество и взрослым.

СЛАЙД № 7 Принципы методики В.Воскобовича

Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из первых принципов методики Воскобовича – интересные сказки. Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Для родителей без специального образования данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания.

Вторым принципом методики Воскобовича является игра с пользой. Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша.

Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей.

Чем же интересна игра «Квадрат Воскобовича»?

Слайд 8 фото 2-х квадратов В. Воскобовича.

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей от 2 до 5 лет) и 4х цветным (для детей от 3до 7лет).

«Квадрат Воскобовича 2-х цветный + Сказка»

«Квадрат» сам по себе интересен, а вместе со сказкой он погружает ребенка в мир приключений, где вместе с героями они придумывают, складывают фигуры, открывая новые и новые стороны этого мира. Рекомендуемый возраст 2-5 лет Следует отметить, что развивающая игра Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи ребенку помогут мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и прочие сказочные герои.

Состав
• На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» — красного цвета, другая – зеленого.

Что развивает
— умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;
— умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом;
— внимание, память, пространственное и логическое мышление;
— воображение, творческие способности;
— мелкую моторику рук.

Описание
Складывая, «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу.

Квадрат Воскобовича 4-хцветный»

Рекомендуемый возраст 5-9 лет

Состав
• На квадратную основу из ткани (140х140 мм) на некотором расстоянии друг от друга наклеены треугольники из плотного картона. Одна сторона «Квадрата» — зеленого и желтого цвета, другая – синего и красного.

Что развивает
— умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;
— умение конструировать плоскостные и объемные фигуры;
— внимание, память, пространственное и логическое мышление;
— воображение, творческие способности;
— мелкую моторику рук.

Описание
Этот «Игровой квадрат» — головоломка. Ребенку или взрослому придется подумать, чтобы получить, на первый взгляд, легкую фигурку. Для этого нужно складывать «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях до получения нарисованных в книжке «Квадратные забавы» фигур.

А теперь мы с вами изготовим квадрат, а потом поиграем с ним.

Изготовление квадрата В. Воскобовича. Уважаемые коллеги! Обратите внимание перед вами лежит квадратная основа из ткани. Из самоклеющейся плёнки заранее заготовленные квадраты зелёного и красного цвета по 4 штуки, квадраты делятся по диагонали. Образуются 16 треугольников 2 стороны которого равны 4, 3 см, а основание 6 см; вырезаем треугольники и начинаем прикладывать. Треугольники из самоклеющейся пленки прикладываются к основной заготовке так, чтобы были видны зазоры для сгибания. Приложили треугольники на основу, а теперь на каждом треугольнике отделяется защитный слой бумаги, треугольник наклеивается на основу. Аналогичным образом наклеиваются треугольники красного цвета, (наклеиваются треугольники красного цвета)

Слайд 9 Варианты игры с квадратом Воскобовича: фото

( маленькую мышку) (схемы сложения мышки)

Сказка: В маленькой норке жила – была мышка звали её Хрустишка так её прозвали местные жители, она целыми днями таскала в норку с амбара зернышки и хрустела.

Коллеги сейчас мы с вами сделаем фигуру нашей сказочной мышки, из квадрата который мы уже сделали.

Складываем форму «Мышка»: Положите квадрат зелёной стороной вверх, соедините верхнюю и нижнюю стороны. Какая фигура у вас получилась? Правый верхний угол прямоугольника загните внутрь. Вот у Вас получилась сказочная фигурка мышки.

Слайд№10, (ёжик, схемы сложения)

Слайд№11( домик с зеленой крышей схемы сложения)

Слайд№13 Плюсы и минусы методики Воскобовича

Многие детские учреждения успешно апробировали методику Воскобовича и были приятно удивлены полученным результатам. Малыши, с которыми систематически играли в развивающие игры Воскобовича, умели быстро анализировать и сравнивать полученную информацию. Дети также отлично ориентировались на плоскости, легко считали, имели навыки чтения, умели различать геометрические фигуры и цвета. Кроме этого, ребята, обучавшиеся по методике Воскобовича, умели долго концентрировать свое внимание на выполнение поставленных задач, всегда доводили дело до логического конца и обладали высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания. Все задания ребята выполняли с интересом и большим желанием.

К минусам методики Воскобовича можно отнести лишь то, что не все авторские игры можно сделать самостоятельно. Их приобретают детские учреждения и родители

Слайд № 14 Спасибо за внимание!

Дидактическая игра «Сложи квадрат»

Дидактическая развивающая игра Никитиных «Сложи квадрат» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Хочу представить всем широко известную развивающую игру Никитиных «Сложи квадрат». Это игра,.

Дидактическая игра «Математический квадрат» Пополняя развивающую среду математической зоны решила сделать данное пособие. Основа для будущего пособия,пустотелый квадрат,и натолкнула.

Дидактическая игра «Математический квадрат» Дидактическая игра «Математический квадрат»Елена Александровна Копылова Пополняя развивающую среду математической зоны решила сделать данное.

Дидактическая игра по краеведению «Сложи картинку» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится.

Дидактическая игра своими руками «Сложи картинку» Эту игру мы сделали своими руками вместе с детьми, вернее сначала это была и не игра вовсе. Как то раз мы делали картинки из соленого.

Дидактическая игра «Занимательный квадрат» Огромное значение в познании мира ребенком дошкольного возраста имеет сенсорное развитие. С его помощью продолжают развиваться органы чувств.

Развивающая игра «Сложи квадрат» В арсенале пособий для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста в кабинете педагога – психолога сада (МБДОУ Детский сад № 99 г.

Развивающая игра «Вечное оригами» или «Гибкий квадрат» цель игры: заинтересовать детей конструктивной деятельностью, развивать творческие способности, логическое мышление, воображение, мелкую.

Дидактическая игра по математике «Волшебный квадрат» Недавно сделала вот такие квадраты. По количеству детей в группе. Можно использовать на групповых занятиях по математике при изучении геометрических.

Наверняка вы слышали о семье Никитиных и о их развивающих играх! Сегодня хотим рассказать вам о чудесной игре “Сложи квадрат”, которая очень нравится не только детям, но и их родителям. С ее помощью можно многому научить ребенка.

Ребенок, занимаясь с этим пособием, начинает понимать, что даже из самых причудливых форм можно сложить обычный ровный квадрат. Он учится соотносить цвета, у него развивается пространственная ориентация. Кроме того, развивается сообразительность, восприятие целого. Игра развивает внимание, концентрацию, память, мышление. А еще является отличным способом качественного времяпрепровождения с ребенком.

Эту игру можно очень легко сделать своими руками.

Вам понадобятся:

  • материал для вырезания фигурок (цветной картон, кухонные целлюлозные салфетки, цветной пластик и т. д.);
  • ножницы.

Начинаем мастерить:

  1. Вырезаем 24 квадратика размером 8х8 см. Квадратики должны быть все разного цвета.
  2. Разметьте их так, как показано на фото. Теперь разрежьте каждый квадратик по этим меткам.
  3. Обязательно поставьте номер квадрата на каждый кусочек. Только после этого приступайте к разрезанию следующего. Первый черный квадратик — это образец. Его стоит оставить целым.
  4. Вот и все! Игра готова!

Как играть?

  1. Сортировать по цветам все кусочки. Разложить их на 24 кучки.
  2. Сортировать по форме или по номерам.
  3. Сложить из кусочков каждой кучки квадрат, как на образце. Квадраты расположены в порядке возрастания сложности. Сначала квадраты состоят из 2 частей. Затем из 3, потом из 4 и 5. Начинайте с самых простых заданий. Не подсказывайте ребенку, он должен самостоятельно решать эти задания.
  4. Сложить квадрат по образцу.
  5. Сложить квадрат без образца.
  6. Делать дорожки для машин из фигурок (теплых тонов, холодных тонов; только из треугольников; и т. п.)
  7. Поиграть в “Волшебный мешочек”, сложив в мешок фигурки, а детям дав задание на ощупь узнать, что это за фигура.
  8. Складывать квадратики на время (если ребенок уже справляется со всеми)

Была ли эта информация полезной? ДаНет

Развивающая игра «Квадрат Воскобовича двухцветный»

Лариса Гацко
Развивающая игра «Квадрат Воскобовича двухцветный»

Развивающая игра «Квадрат Воскобовича двухцветный»

Уважаемые коллеги!

Представляю Вашему вниманию ещё одну замечательную развивающую игру «Квадрат Воскобовича двухцветный».

«Квадрат Воскобовича – игра-головоломка на трансформацию фигур. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены квадраты, с одной стороны красные, с другой – зеленые.

Что развивает:

• Логическое мышление;

• Пространственное воображение;

• Конструктивные умения;

• Счетные навыки;

• Мелкую моторику руки.

Кроме того, игры с Квадратом Воскобовича развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, ребята знакомятся с геометрическими понятиями: угол, диагональ, сторона, центр.

У этого «долгоиграющего оригами» огромные возможности для детского творчества!

Ворон Метр нам покажет квадрат

Заниматься с детьми Ворон рад!

Тайну Метра увидим мы там

Где согнем квадрат пополам

Мы в волшебный мир полетим

И в фигурки квадрат превратим!

Игру сопровождает сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях-приключениях Квадрата».

Сказка – это дополнительная игровая мотивация, которая побуждает детей выполнять необходимое по сюжету действие и добиваться результата. Ведь это так важно – помочь Квадрату превратиться в звездочку, башмачок или котенка. Главы сказки так и называются «превращения». Их девятнадцать.

В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме, жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа. Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передает всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.

После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я могу стать?» — вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный Квадрат, у которого все стороны были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, — думал про себя Квадрат. – То ли дело домик во дворе: такой стройный, такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком!» Квадрат подумал об этом и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение, и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК.

Конечно он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат.

Далее Квадрат вспоминает Новогодний праздник и пушистую нарядную ёлку и висящую на ней конфету. «Вот бы мне стать конфетой» — подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА.

Можно предложить ребятам сложить разные конфетки: с красной или зеленой оберткой, сложить шоколадку или печенье.

Чудесные превращения Квадрата продолжались. То он превратился в летучую мышь,

то в конверт

и семафор.

«Превращусь-ка я в мышку» — решил Квадрат, и вскоре МЫШКА схватила письмо, которое написал Квадрат любимому дедушке, и побежала!

Путешествие письма продолжалось. Квадрат превращался то в ёжика,

то в звездочку,

башмачок,

лодочку,

рыбку,

птичку,

маленький домик,

подъемный кран

и в конце концов превращается в Ворона Метра.

Уважаемые коллеги! Вы можете придумывать свои истории, только стоит проявить немного фантазии! А может быть, вам, помогут и ваши воспитанники!

Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается более сотни! У моих ребятишек есть свои творческие работы, которые они выполняют с великим удовольствием!

Здесь важно объяснить детям правильный алгоритм складывания двух базовых форм: треугольник «ёжик» и прямоугольник «мышка», на основе которых получаются другие фигуры.

С помощью «Квадрата Воскобовича» можно проводить различные игры. Например: «Оператор вращения». Складываем башмачок, перевернем его. На что похоже? (на самолет) Снова перевернем. Что за фигура? (Ворон Метр)

Игры «Квадрат и пространство». Предлагаем детям следующие задания:

• Положить квадрат красным цветом (зелёным);

• Положить квадрат зеленым ромбиком;

• Сгибаем уголки. Сколько их?

• Согнуть верхний левый (правый нижний) уголок;

• Положить квадрат зеленым ромбиком, нижний угол за квадрат, верхний на квадрат;

• Положить квадрат зеленым ромбиком, все уголки, кроме верхнего – на квадрат;

• Положите квадрат зеленой стороной, правые уголки на квадрат, левые – за квадрат;

• Положите квадрат красным ромбиком, согните верхнюю половинку на квадрат.

Благодарю за внимание!

Весёлых Вам игр и радостных открытий с «Квадратом Воскобовича»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *