Ребенок от года до двух. Особенности нервной деятельности

Каждому детскому возрасту свойственны те или иные особенности нервной системы, учитывая которые, маме или другому воспитателю проще находить с подопечным «общий язык». Сегодня мы поговорим об основных законах, по которым действует психика малышей второго года жизни. Зная их, мамы, мы надеемся, будут получать больше удовольствия от общения со своими крохами.

Негибкость внимания

Эту очень свойственную маленьким детям особенность психологи еще называют ригидностью внимания, или застреванием. Родители же порой всерьез считают своего ребенка вредным, с плохим характером и даже делающим нечто им назло. О чем же идет речь? О проблемах с переходом от одного к другому, с переключением. Для малыша от года до двух, до двух с половиной лет это действительно очень непростая вещь.

Вот вы сидите в песочнице, а теперь нужно встать и пойти домой. Ребенок не то чтобы не хочет идти вместе с вами, но совершить этот переход — оторваться от того, чем занят сейчас, — он не может. И это не плохо, это не направлено лично против вас и не является личным качеством ребенка. Это возрастная особенность: ему трудно переключиться с одного на другое, у него «реле заедает». Это нельзя изменить, это перерастется само собой. Где-то к двум с половиной годам с переключением становится значительно легче.

А к особенностям этого возраста — от года до двух с половиной, иногда до трех — можно только приспособиться. Знать, что ребенку свойственно застревать. Знать моменты, в которых это случается конкретно у вас. Обычно ситуаций «застревания» считанное количество, они повторяющиеся, и в течение месяца-другого они примерно одни и те же. Разумно эти трудные моменты вычленить и «не наступать на одни и те же грабли»: знать эти ловушки — т.е. в какие моменты ваш ребенок склонен орать из-за того, что ему сложно переключиться. Да, это нормально, что он орет, когда он не может переключиться, а вы его заставляете. Его физически «клинит», когда вы предлагаете ему быстро перестать делать одно и начать делать другое.

Физиологически эта «переключалка» должна созреть к двум с половиной, к трем годам. Бывают частичные отставания от этих сроков. Но если «застревание» продолжается и дальше, скорее всего, это не возрастное свойство, а какое-то свойство темперамента, которое очень похоже — есть люди с плохой переключаемостью. У маленького ребенка это все обострено до невозможной степени.

Итак, вы знаете, какие именно моменты перехода для вас особенно сложны, — теперь можно их всячески смягчать. Хорошо, если хватает сил и фантазии смягчать с помощью игр, «отвлекалочек». Имейте в виду: вы не прогибаетесь под ребенка в этот момент, вы не теряете своего достоинства, своих принципов жизненных. Вы только лишь говорите с ним на его языке. Вы знаете, что малышу трудно уйти из песочницы, и вы играете с ним: вот он уже полетел, как будто он — самолетик. Или побежал за мячиком. Вы пытаетесь каким-нибудь способом снять зацикленность с этого действия. Уйти просто так сложно, а побежать за собачкой, которая мимо идет, или догонять друга, или догонять маму, — это проще. Негибкость внимания сохраняется довольно долго. И как раз у детей спокойных сохраняется дольше и серьезнее.

Нет ощущения времени

Еще один стандартный совет, который в большинстве случаев работает хотя бы какое-то время, — это правило трех звонков, предупреждение. Но и предупреждение в этом возрасте воспринимается малышом не так, как, например, старшим дошкольником.

Вот вы говорите: «Через десять минут мы пойдем гулять». Но ребенок не знает, что такое десять минут. В раннем возрасте дети не понимают и не чувствуют длительности временных промежутков. Что такое пять минут, ребенок тоже не знает. Ощущение времени у него еще не включилось и включится очень не скоро. Ребенок от года до двух живет как бы в бесконечности. У него время очень насыщенное и гораздо более растянутое, он не чувствует промежутков.

Мы с вами, в основном, чувствуем, когда прошло пятнадцать минут, когда прошли полчаса. У ребенка чувство временных интервалов включается от шести с половиной до семи лет, на границе школьного возраста. До этого только какие-то упорядоченные спокойные детки могут чувствовать интервалы. У большинства детей чувство времени формируется позже.

Поэтому если вы говорите: «Я тебе двадцать минут назад сказала, чтобы ты убирал игрушки!» — то это совершенно непонятно ребенку. Ребенок не знает, что такое двадцать минут, что для вас это значит и почему вы так нервничаете, что двадцать минут уже прошли. Логика взрослых ему недоступна. Так что в первую очередь эти десять, двадцать минут должны стать для ребенка осязаемы.

Чтобы сделать время осязаемым, есть песочные часы (только укрепленные неподвижно). Есть заведенные будильники. Что такое «десять минут», он не поймет, что такое «мы играем до тех пор, пока не прозвенит звоночек», полуторагодовалый не поймет. Двухлетний скорее всего поймет, а двух-с-половиной-летний поймет очень хорошо. Он может также понять что-то, конкретно приуроченное к вашим действиям: «Ты играешь, пока мама пылесосит».

Но опять же, до двух лет причинно-следственные связи у детей не выстраиваются. Они это услышали. Они даже могут это повторить, если хорошо говорят, но потом, когда вы пылесос выключите… Если ребенок вам двадцать раз проговорил эту фразу, и вы подумали, что вы договорились, — это вы подумали. На самом деле это ничего не значит. Все это из разряда вещей, которые являются как бы работой на будущее, инвестициями. Когда-то это заработает. Когда-то у ребенка дозреют какие-то связи, и он начнет выстраивать логические последовательности.

А сейчас мы делаем так. Первый звонок: «Через десять минут мы пойдем гулять». Второй звонок: «Скоро пойдем гулять», вот уже сейчас. И третий звонок: «Мы собираемся». Не меньше! Ребенок не знает промежутков, но на 10-12-й раз он поймет, что означает, когда вы так говорите. Подумает: «Ага, скоро она начнет меня дергать». Будет предупрежден.

Консерватизм, любовь к стабильности

Итак, вы помните о сложностях переключений-переходов для своего ребенка. И в будни все «ямки» уже известны, вы знаете, где малыш упрямится и застревает. Вы даже научились приспосабливаться к ребенку и идете на уступки. Но вот в выходные дни — вы пытаетесь нагрузить их разными делами, впечатлениями, поездками — ребенку нужно много раз переключиться, больше, чем в обычный день, он выбит из режима. Если количество переходов в полтора-два раза превышает их привычное дневное количество у ребенка, к вечеру резко повышается вероятность истерики. Большое количество переходов — это серьезная перестимуляция, серьезная перегрузка впечатлениями.

Это работает даже не до двух лет, а до четырех, до четырех с половиной лет. С возрастом ребенок способен вынести большее количество переходов от одного к другому. Что считать переходами? Это режимные моменты плюс смена рук: сидели утром с мамой, потом пришла няня, няню сменила бабушка, бабушку сменил папа. К вечеру ребенок невменяемый. Переходом является смена обстановки. Побыли дома с утра, потом поехали в торговый центр, потом — к бабушке, от бабушки — в бассейн, еще куда-нибудь заехали по дороге в гости. Одни переходы — и непременная истерика к концу выходного дня.

Вообще, маленькие дети — большие консерваторы. Они любят традиции, они любят, чтобы все было узнаваемо, и чтобы день был похож один на другой. Они любят режим. Для них режим является таким внешним скелетом, за который дети держатся. И если они выбиты из привычной обстановки, выбиты из режима, они себя чувствуют очень неуютно, нестабильно, как рак-отшельник без панциря.

Это будет работать довольно долго, до трех — трех с половиной лет. Если вы хотите вырастить ребенка со стабильной психикой, нужно стараться придерживаться режима. Обычно взрослым это тяжело, потому что для многих взрослых, особенно взрослых неритмичных, жизнь по режиму — это по сути своей как постоянный «День сурка». Просыпаетесь — и каждый день у вас одно и то же.

Но ребенку необходима эта стабильность. Если нет стабильности, он чувствует себя выбитым из колеи. Это связано с тем, что огромное количество информации о мире ребенку неизвестно. Он живет, и вокруг него 80-85% неизвестного. А режим и домашний мир — это то, что он знает, где он чувствует себя уверенно. Вопреки представлениям родителей, стремление к новизне у детей этого возраста есть только в исследовании физического мира. А вот стремление к новым впечатлениям появляется позже, после трех с половиной лет.

Любовь к стабильности — это бич коротких поездок. Если вы любите выехать на несколько дней или на неделю-другую, то высока вероятность, что первые пять-семь дней ребенок будет привыкать к изменившейся ситуации. Потом наступит короткий период, когда он уже привык, а вы еще отдыхаете, а потом — возвращение, после которого неделю или больше он будет привыкать к прежним домашним условиям. Есть редкие-редкие исключения детей, которые переключаются быстро, и детей, которые просто выросли в путешествиях, и для них это «пройденный» вариант.

Быстрое формирование и угасание новых навыков

Еще одна особенность. У ребенка очень медленно формируются какие-то навыки, не совсем свойственные возрасту, с опережением идущие, и очень быстро теряются. Формирование новых навыков идет очень медленно, а потеря их идет очень быстро при отсутствии каждодневной тренировки. Например, ребенка приучали к горшку раньше, чем нужно. Приучали-приучали, потратили рекордное количество сил; ребенок на три дня остался с бабушкой или с няней — все навыки потеряны полностью.

Закрепление идет долго, а потеря идет быстро. Это связано с физиологией, потому что нервный след образуется медленно и очень быстро затухает, пропадает при отсутствии подкрепления, при отсутствии повторения этого действия. Поэтому если вы хотите добиться навыков, не совсем соответствующих возрасту, типа приучения к горшку, или знания форм и цветов, или знания букв, — вы это можете сделать колоссальными усилиями при ежедневном повторении. Как только вы перестали повторять, ребенок навык потерял.

Если навык соответствует возрасту, он возникает быстро и уже не уходит. Это такая очень верная проверка того, своевременно вы даете что-то или нет. Когда ребенок дозрел, когда есть чисто физическая основа, он моментально схватил, и это осталось.

Полевое внимание

Следующий момент — большая истощаемость. То есть время рабочего диапазона ребенка, время, на которое он может концентрировать свое внимание, сосредотачиваться, очень мало. Длительность концентрации внимания ребенка раннего возраста равна календарному возрасту плюс-минус одна минута.

Если ребенку два года, он может сосредоточиться на три минуты; довольно часто, но на три минуты. Это неплохо. Если ребенок готов сконцентрироваться на чтении книжки или на рисовании только на две-три минуты, значит, вам нужно большое количество подходов по три минуты. Это не является выпадением из возрастной нормы. Чем младше ребенок, тем меньше время, на которое он способен сосредоточиться.

А произвольное внимание — когда ребенок хочет и может сосредоточиться — появляется довольно поздно. Это наработка конца дошкольного возраста. Произвольное внимание созревает к шести с половиной — семи годам, когда ребенок может довольно долго, путем сознательных усилий удерживать свое внимание на каком-то предмете. Это, собственно, признак готовности к школьному обучению: сосредотачивать свое внимание на том, чего от него хотят, удерживать его значительное время.

У маленького ребенка внимание полевое. Его что-то привлекло, пусть даже дольше, чем на три минуты, он с этим играет. Потом его привлекло что-то другое, перетянулось внимание, как магнитное поле, — он не может вернуться, он не может сознательно переключиться туда. Очень часто родители недовольны качеством внимания детей. А на самом деле просто запросы у родителей неимоверные. Если ваш ребенок готов часами слушать книжки, вам просто повезло. А если он подбежал, четыре строчки послушал, и его унесло, то это нормально. Другое дело, что по четыре строчки вы должны читать много раз за день.

Настроение

И еще одна особенность, она добавочная, но очень важная. Если у ребенка все в порядке, у него нет физических недомоганий, основное время бодрствования он будет находиться в радостно-приподнятом настроении.

Это вроде бы не такая очевидная вещь, но она очень показательная. В принципе, детки этого возраста при всех сложностях — это очень солнечные существа, радостные, радующиеся. У них положительные эмоции преобладают. Если у вашего ребенка это не так, то либо что-то серьезно не в порядке с воспитанием, либо малыш не совсем здоров.

О физических особенностях малышей второго года жизни мы поговорим в следующий раз.

Симптомы проблем в области неврологии у новорожденных и детей постарше

Неврологические симптомы у детей имеют различный характер. В каждом возрастном периоде они могут отличаться, но всегда свидетельствуют о нарушениях в работе нервной системы.

В этой статье рассмотрим симптомы неврологических заболеваний и признаки нарушений в области неврологии у новорожденных и детей постарше.

Почему важно вовремя заметить признаки заболеваний у ребенка?

Неврологические заболевания не всегда проявляются яркой симптоматической картиной. Нередко заметить отклонение способен только врач.

Мозговые структуры созревают в определенные сроки. Если этого не происходит, появляются маркирующие признаки, по которым невролог может предположить наличие патологии.

Игнорирование неврологических симптомов у детей приводит к неутешительным последствиям. Как правило, заболевание прогрессирует и вызывает еще более серьезные патологии. Это чревато нарушением в работе психомоторного аппарата.

Ряд проявлений неврологической патологии требует немедленного вмешательства, так как несет угрозу для жизни.

Ребенок рождается с незрелой нервной системой. Ее становление продолжается вплоть до подросткового периода. Однако наиболее активные процессы происходят в первый год жизни.

Особенно важно не пропустить признаки патологии сразу после рождения и до годовалого возраста, так как в это время нервная система ребенка имеет большие компенсаторные способности.

Среди неврологических заболеваний, которые можно диагностировать по симптоматике, отмечают такие:

  • энцефалопатия;
  • эпилепсия;
  • невралгия;
  • расстройства вегетативной нервной системы;
  • гидроцефалия;
  • нарушения психического и речевого развития;
  • энурез;
  • патологии зрения и слуха;
  • аутизм.

На какие проявления неврологических нарушений необходимо обращать внимание?

У грудных детишек до 28 дней жизни?

Часть симптомов в первое время после рождения может быть вариантом нормы. Например, гипертонус мышечной ткани проявляется должен насторожить родителей, если он не ослабевает спустя неделю после появления крохи на свет.

Большое значение при осмотре новорожденных уделяется оценке рефлексов. Их отсутствие или ослабление свидетельствует о неврологической патологии:

  1. Отсутствие сосательного рефлекса. Умение совершать сосательные движения является жизненно необходимым навыком младенца. Без этого рефлекса ребенок не сможет питаться или будет получать пищу в недостаточном количестве.

    Редукция сосательного рефлекса свидетельствует о патологии, локализованной в продолговатом мозге. Именно этот отдел отвечает за данный рефлекс. Также в этом центре находятся рецепторы языкоглоточного и подъязычного нервов, обеспечивающих сосательные движения.

  2. Защитная реакция. Если в положении лежа на животе малыш не поворачивает голову набок, это является сигналом нарушения в работе нервной системы. Характер движения головы также может внести ясность в картину неврологического статуса ребенка. Если малыш первого месяца жизни на долгое время поднимает голову и откидывает ее назад в положении на животе, это говорит о повышенном тонусе разгибательных мышц шейной зоны. Такое встречается при ДЦП.
  3. Угнетение рефлекса автоматической ходьбы и опоры или его полное отсутствие наблюдается при наследственных заболеваниях нервно-мышечной системы, а также у детей, перенесших родовую травму. Она обычно встречается у малышей, рожденных в глубокой недоношенности или слишком крупных.
  4. Верхний хватательный рефлекс. Не фиксируется у новорожденных с органическим поражением центральной нервной системы. Если ребенок уже с первых дней жизни не зажимает предмет или палец, вложенный ему в ладонь, то с большой вероятностью можно говорить о церебральных повреждениях, поражении периферических нервов или шейного отдела спинного мозга.
  5. Сгибательный рефлекс нижних конечностей. Здесь обращается внимание не только на наличие ответной реакции на раздражитель, но и на симметричность проявления рефлекторного ответа в обеих ногах. Если одна из конечностей реагирует слабее, это может свидетельствовать о ее паретичности.
  6. Отсутствие рефлекса Бауэра (рефлекс ползания). Данный неврологический симптом встречается у малышей, перенесших мозговое кровоизлияние, асфиксию, повреждение отделов позвоночника во время рождения.
  7. Рефлекс Моро проверяется сразу после рождения младенца. Асимметричное раскидывание рук может происходить по разным причинам: перелом ключицы с одной стороны или паралич конечности.
  8. Отсутствие хоботкового рефлекса говорит о поражении ствола головного мозга.
  9. «Комплекс оживления» оценивается с третьей недели жизни новорожденного.
  10. Оценивается состояние родничка. Его выпирание свидетельствует о внутричерепном давлении. Еще одним симптомом такой патологии является запрокидывание головы назад.

У грудничка до года

У грудничка до года рефлексы также проверяются во время осмотров. Но с течением времени обращают внимание уже на их затухание. Многие рефлекторные движения, по норме, не остаются с человеком на всю жизнь. Они нужны только в первые месяцы после рождения:

  1. Яркое проявление хватательного рефлекса после полугода обычно сочетается с гипертонусом мышц и позволяет диагностировать патологию центральной нервной системы.
  2. Рефлекс ползания Бауэра. Время угасания – 4-5 месяцев. Сохранение до полугода и даже до года говорит о поражении полушарий головного мозга.
  3. Рефлекс Моро долго не редуцирует при церебральной патологии и может сохраняться у детей старше 5-6 месяцев. Часто возникает внезапно при волнении.
  4. Перекрещивание ног при проверке рефлекса опоры и автоматической ходьбы у грудничка в 4-6 месяцев может свидетельствовать о наличии спастической диплегии.

Кроме рефлекторных движений, у грудничка до года должна насторожить следующая симптоматика:

  1. Тремор подбородка и конечностей, мраморность кожи. В первый месяц жизни такие симптомы могут быть физиологичными. Сохранение их более длительное время свидетельствует о наличии неврологических нарушений вследствие перенесенной травмы или в родовом периоде или уже после рождения.
  2. Слишком быстрый рост головы. Он может происходить из-за увеличения цереброспинальной жидкости в ликворных пространствах. Подтвердить это можно при помощи нейросонографии. В особо тяжелых случаях чрезмерное количество ликвора свидетельствует об отмирании клеток головного мозга. Спасти ребенка может только операция по шунтированию.
  3. Косоглазие. Эта проблема носит не только офтальмологический, но и неврологический характер. Причиной косоглазия бывает недостаточность функционирования III, IV, VI черепных нервов, иннервирующих глазодвигательные мышцы. Итогом нарушения становится паралич глазного яблока.
  4. Отставание в моторном, психическом и речевом развитии. Существуют определенные сроки, в которые у ребенка появляются новые навыки (умение держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, проявлять соответствующую возрасту речевую активность). Отсутствие прогресса по одному или нескольким направлениям может быть следствием поражения ЦНС.
  5. При опоре на стопу сильно поджимаются пальцы. Этот признак является индикатором повышенного мышечного тонуса, причиной которого является патология в работе нервной системы.

10 признаков нарушения нервной системы у новорожденного, которые Вы можете определить самостоятельно:

У дошкольника

  1. Аффективно-респираторные приступы. Закатывания во время плача происходят, когда у ребенка перехватывает дыхание, и он не может совершить ни выдох, ни новый вдох. Они свидетельствуют о несогласованности реакций возбуждения и торможения в нервной системе. Обычно наблюдаются у детей до 2 лет. Наличие приступов после этого возраста указывает на отставание в развитии нервной системы.
  2. Задержка речи ставится ребенку до 3 лет. После трехлетнего возраста диагностируется общее недоразвитие речи. Речевая функция напрямую связана с работой нервной системы. Даже при минимальном органическом поражении головного мозга и замедленном нервно-психическом развитии страдает речь. Это проявляется как на уровне понимания речи, так и на уровне речепроизводства. Проблемы с речевой деятельностью могут проявляться у дошкольников в виде логоневроза (заикания).
  3. Энурез. Все физиологические процессы, в том числе и мочеиспускание, контролируются головным мозгом. Если нарушается поступление сигнала от органов мочевыделения к мозгу и обратно, это приводит к недержанию.
  4. Нарушения сна. Если ребенку тяжело уснуть, он часто просыпается среди ночи, это также учитывается как неврологический симптом.
  5. Тики. Повторяющиеся движения могут быть как произвольного, так и непроизвольного характера. Выражаются не только подергиванием мускулатуры, но и в виде повторения слов и фраз. Могут быть причиной как нервных перегрузок, так и заболеваний головного мозга. К последним относятся инфекционные и опухолевые поражения, болезни сосудов головного мозга, отклонения в развитии психики (ранний детский аутизм), вегето-сосудистая дистония.
  6. Ребенок жалуется на головные боли. Если жалобы не сопровождаются повышением температуры и другими острыми симптомами, то такой признак может свидетельствовать о повышении внутричерепного давления.

У школьника

Описание неврологического статуса ребенка школьного возраста во многом опирается на те же симптомы, что и у дошкольника. Обращают на себя внимание:

  1. Головные боли и головокружения, носовые кровотечения, обмороки, слабость. Если эти симптомы или некоторые из них не проходят в течение суток, либо повторяются часто, родителям необходимо показать ребенка неврологу. Такие признаки могут быть проявлением внутричерепного давления или даже предвестниками инсульта, который в последнее время все чаще встречается и у молодых людей.

    Особенное внимание нужно уделить тем детям, в анамнезе которых уже был диагноз ВЧД в раннем детстве. Кроме того, подобные симптомы могут быть индикаторами других заболеваний нервной системы. Например, вегето-сосудистой дистонии. Она также проявляется внезапными скачками температуры или длительным субфебрилитетом, повышенной потливостью без видимых причин.

  2. Чрезмерная активность, повышенная возбудимость. Часто у детей с этими признаками в медицинской карте стоит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Особенности патологического состояния мешают школьнику учиться.

    Ему тяжело концентрировать внимание, заучивать информацию. За обычной неусидчивостью может стоять серьезное нарушение в работе нервной системы, связанное с функционированием коркового слоя лобной доли головного мозга. В крайней степени проявления патология характеризуется агрессивным поведением.

  3. Эпилептические приступы. Он может проявиться не только в раннем детстве, но и в школьном возрасте. Бывает связан с гормональной перестройкой организма в пубертатном периоде, резкими скачками физического развития. Кроме того, что судороги создают неблагоприятный психологический фон для ребенка, они оказывают губительное действие на клетки головного мозга.

    С каждым приступом часть клеток отмирает. Самой подверженной эпилепсии структурой мозга является гиппокамп, отвечающий за память и обучение. Поэтому школьники, страдающие недугом, испытывают трудности в школе. Причиной появления судорог становится нарушенный баланс между реакциями возбуждения и торможения в определенном участке мозга. Судороги будут иметь различный характер в зависимости от места локализации сбоя.

  4. Тики. Избыточные движения появляются у школьников как симптом детского невроза. Чаще всего это связано с повышенными нагрузками психологического, умственного и физического характера. Ситуацию также усугубляют взаимоотношения между членами семьи.

Методы лечения

Только родившихся малышей

В тяжелых случаях при наличии гематомы и диагностированной гидроцефалии ребенку требуется хирургическое вмешательство.

Если ситуация ограничивается проявлением неврологической симптоматики без критической картины по результатам инструментального обследования, назначается медикаментозное лечение.

Оно включает:

  • диуретики, уменьшающие объем циркулируемой ликворной жидкости;
  • препараты, улучшающие передачу нервных импульсов к мышцам (при мышечной патологии и парезах);
  • противосудорожные антиконвульсанты;
  • препараты, увеличивающие активность умственной деятельности, нормализующие мозговой кровоток, имеющие способность к образованию новых межклеточных связей (При психомоторном отставании).

Ванны с успокаивающими отварами ромашки, пустырника помогают малышу успокоиться.

Грудничковое плавание практикуется с двухнедельного возраста. Упражнения, выполняемые в водной среде, снимают мышечные зажимы.

В возрасте от 1 до 12 месяцев

После первого месяца жизни к медикаментозной терапии и плаванию добавляется массаж. Во время сеанса специалист определяет состояние мышечного тонуса и выполняет соответствующие массажные движения.

При гипертонусе необходимо расслабить напряженные мышцы, поэтому движения должны быть плавными, поглаживающими, спокойными. При гипотонусе стоит противоположная задача, с которой справляются более активные похлопывания.

Во время массажного сеанса проводится грудничковая гимнастика. Она необходима для укрепления мышечного корсета. Это особенно важно при слабых мышцах спины, патологии в шейном отделе позвоночника.

Дошкольников и школьников

В дошкольном и школьном возрасте при устранении неврологической симптоматики также применяется медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и водные процедуры.

Также важно, чтобы ребенок соблюдал режим дня, который часто нарушается после выпуска из детского сада. Одним из способов профилактики невроза у дошкольников и школьников является смена видов деятельности.

Важное значение имеет ограничение пребывания перед компьютером и телевизором.

В отличие от периода новорожденности и грудничкового возраста, неврологическую симптоматику у дошкольников и школьников можно предупредить профилактическими мероприятиями.

Неврологические отклонения имеют разный характер и причину появления. Часть из них поддается лечению и проходит совсем, другие можно скомпенсировать при своевременно начатом лечении.

3 неврологических заболевания новорожденных, которые важно выявить на раннем сроке!

Рассмотрим самые частые неврологические заболевания новорожденных, их симптомы. На самом деле, симптоматику важно знать каждой маме, так как почти все неврологические проблемы поддаются коррекции и лечатся, если их вовремя выявить — на раннем сроке!

Burda Media

Почти у каждого младенца есть какая-то проблема по неврологической части: у одного ребеночка проблемы с тонусом или сном, у другого повышено внутричерепное давление, третий чересчур заторможен или возбудим, четвертый вегетатик — из-за нарушения регуляции сосудистого тонуса у него на кожице проступает сеточка подкожных капилляров, а ладошки и стопы постоянно влажные и холодные…

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП), которая кодируется и как “синдром нарушений ЦНС”

Ее признаки обнаруживаются у 8–9 из 10 новорожденных. Возникают они при неблагоприятных воздействиях на нервную систему во время беременности, родов и в первую неделю после появления малыша на свет.

Если вовремя заметить намечающиеся проблемы и устранить их с помощью лекарств, фитопрепаратов, массажа и физиотерапии, то ПЭП может пройти уже к 4–6 месяцам, максимум — к году. В легких случаях — без последствий, а более серьезные или не замеченные вовремя неврологические проблемы после года нередко выливаются в так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Этот диагноз указывает на некоторую слабость и уязвимость нервной системы малыша, но огорчаться по этому поводу не стоит. Ведь главная опасность — угроза формирования детского церебрального паралича (ДЦП) — обошла кроху стороной! (Больше о том, что делать, если диагностирован ДЦП, читайте на с. 62.)

На первом месяце и потом еще трижды в течение года показывайте малыша неврологу. Если такого специалиста в детской поликлинике нет, попросите у педиатра направление в районный консультативно-диагностический центр.

Под оболочками головного и спинного мозга крохи циркулирует спинномозговая жидкость — ликвор. Она питает нервные клетки, уносит конечные продукты обмена, амортизирует удары и сотрясения. Если по каким-то причинам ликвора вырабатывается больше, чем оттекает, или же на голову крохи оказывается давление извне, как во время родов, внутричерепное давление (ВЧД) возрастает до критического уровня. А поскольку в мозговых оболочках находится много болевых рецепторов, ребенок страдал бы от невыносимой головной боли, если бы не система швов и родничков, позволяющая костям черепа расходиться, выравнивая давление.

Благодаря этому малыш сильной боли из-за внутричерепной гипертензии не чувствует, но некоторый дискомфорт ощущает и сообщает об этом маме. Нужно только уметь услышать его сигналы!

Кроха часто плачет и часто срыгивает, особенно при перемене погоды? Похоже, что ВЧД у него действительно повышено!

Мамочку должен насторожить яркий рисунок подкожных вен, просвечивающий на вис­ках и переносице малыша, а иногда и по всему своду черепа. Дополнительный повод для тревоги — белая полоска склеры, периодически появляющаяся над радужкой крохи, как будто он от удивления широко открыл глазки.

  • Насторожитесь, если окружность головы у месячного крохи превышает окружность груди больше чем на 2 см. Проверьте шов между теменными костями посередине головы (его ширина не должна превышать 0,5 см), а также расстояние между противоположными краями родничков — большого (в норме — до З х З см) и малого (1 х 1 см).
  • Держите ситуацию под контролем вместе с неврологом. Благодаря компенсаторным возможностям швов и родничков часто бывает так, что на нейросонографии или УЗИ головного мозга врач обнаруживает у новорожденного внутричерепную гипертензию, а клинических признаков неблагополучия нет: кроха доволен, спокоен, хорошо развивается, крепко спит ночью… В этом случае лечение не требуется — только наблюдение у специалиста.
  • Если повышенное ВЧД начнет доставлять ребенку беспокойство, доктор назначит мочегонные, выводящие избыток жидкости из-под оболочек мозга крохи.
  • Прекрасное средство от легкой гипертензии — аптечный детский чай с хвощом, обладающий мочегонным действием.

Burda Media

Гипертонус и гипотонус мышц у новорожденного

Наши бицепсы и трицепсы никогда не расслабляются до конца — даже в состоянии сна в них сохраняется остаточное напряжение, его и называют мышечным тонусом. У новорожденного он очень высок: то, что для ребенка первых недель жизни норма, для полугодовалого грудничка — грубая патология.

Чтобы поместиться у мамы в животике, крохе приходилось сжиматься в комочек за счет повышенного напряжения мышц-сгибателей. Важно, чтобы оно не было чрезмерным. Мышечная гипертония порой затрагивает лишь одну половину детского тельца. Тогда лежащий на спинке малыш изгибается дугой, поворачивает голову только в одну сторону, а на животике заваливается на тот бок, где тонус выше.

Синдром мышечной гипертонии — одно из частых проявлений ПЭП. Тонус надо скорее нормализовать: иначе дитя будет отставать в двигательном развитии, столкнется с трудностями при ходьбе.

Этого можно избежать, занимаясь с младенцем массажем и гимнастикой.

Плавные покачивающие движения расслабляют зажатые мышцы. Эффекта можно достичь, покачивая кроху во время купания, а также на ручках, в коляске, креслице-качалке. Такие движения отлично расслабляют зажатые мышцы!

Принесет пользу упражнение в позе эмбриона. Уложите кроху на спину, скрестите ручки на груди, подтяните колени к животику и придержите левой рукой, а правой наклоните голову малыша, после чего плавно и ритмично покачивайте к себе и от себя и с боку на бок (5–10 раз).

Мышечная гипотония — полная противоположность гипертонусу: ручки-ножки новорожденного не прижаты к туловищу, как положено, а наполовину разогнуты, сопротивление пассивному разгибанию недостаточное. Но чтобы ребенок активно развивался физически и осваивал моторные навыки, тонус у него должен быть в норме.

Следите за видоизменениями мышечного тонуса вместе с неврологом! Если не бороться с мышечной гипотонией, младенец с опозданием научится переворачиваться, ползать, сидеть и ходить, его стопы останутся плоскими, искривятся ножки и позвоночник, в разболтанных суставах будут происходить вывихи. Вы вместе с вашим доктором должны сделать все, чтобы этого не допустить.

Что лечит детский невролог?

Детский невролог – это очень важный специалист, занимающий наблюдением центральной и периферической нервной системы ребенка, начиная с его рождения до 18 лет. Что лечит детский невролог и чем занимается детский невролог? Первостепенная задача данного специалиста – периодические наблюдения за этапами формирования и становления нервной системы маленького пациента, в ходе которых могут быть предупреждено множество прогрессирующих патологий. Если же предотвратить их невозможно и профилактика не помогает, опытный детский невролог определяет диагноз и назначает соответствующее комплексное лечение, в большинстве случаев которое успешно излечивает недуг.

На сегодняшний день, существует очень много различных отличающихся между собой заболеваний нервной системы, которые классифицируются по определенному порядку. Перечислим основные поражения нервной системы, и ответим на вопрос — что лечит детский невролог.

  • Патология, связанная с инфекцией, образованной из-за воздействия вредных вирусов и бактерий. Новорожденный ребенок наиболее подвержен подобным инфекционным заболеванием из-за недостаточно сформированного иммунитета. Именно поэтому, врачи не рекомендуют родителям посещать многолюдные заведения с маленьким ребенком.
  • Эпилепсия. Может быть образована, как в результате травмы, так и врожденно. Консультация, лечение невролога здесь просто обязательны.
  • Заболевания, связанные с сильными ушибами головной области, травматическими повреждениями.
  • Токсическая патология. Некоторые препараты и лекарства, а именно некорректное их назначение и применение может спровоцировать подобное поражение нервной системы.
  • Генетическая патология. Передается от родителей или родственников из-за соответствующей наследственности.
  • Гипоксия, которая в свою очередь наблюдалась еще внутриутробно у плода.

Детский невролог очень важен для формирования нормальной работы нервной системы маленького чада, он способен проводить эффективную профилактику распространенных патологий.

Чем отличается детский невролог от невропатолога?

Очень часто многие родители задаются распространенным вопросом – есть ли разница между детским неврологом и детским невропатологом? На самом деле, эти два определения абсолютно идентичны, и их определения равносильны друг другу. Почему все-таки используются оба термина?

Дело в том, что термин детский невропатолог – это довольно устаревшее название врача специалиста, использующееся в медицине до 1980 года, которое в настоящий момент приняло другое название – детский невролог.

Что касается, медицинских работников за рубежом, то отличие в терминах все же есть:

Невролог – специалист, занимающийся заболеваниями нервной системы.

Невропатолог – специалист, занимающийся тщательным изучением патоморфологии.

Когда стоит показать ребенка неврологу?

При рождении ребенка посещение кабинета детского невролога ц профилактических целях просто обязательно. Записи ведутся в детскую карточку историй болезни. Прием проводится:

  • Когда ребеночку исполняется месяц жизни.
  • Далее в 3 месяца.
  • По истечению полугода.
  • После годовалого возраста.
  • в 4-5 лет (дошкольный период)
  • в 7 лет (перед школой);
  • в 13-14. (подростковый период взросления)

Помимо этого, при возникновении хоть малейших жалоб и предположений нарушения нервной системы маленького чада срочно рекомендуется обратиться к врачу, а именно:

  • нарушение сна, резкие пробуждения во время ночного и дневного сна с характерным плачем и истериками. Беспокойный короткий сон, капризность действий, повышенная возбудимость.
  • Дрожание подбородка, конечностей при плаче.
  • Срыгивания при кормлении, резкая рвота при капризности.
  • Вялость, усталость, непроявление интереса к подвижным играм, еде.
  • Периодические судороги.
  • Закидывание головы во время сна.
  • Головные боли.
  • Состояние обмороков.
  • Подергивания мышц, не контролируемые малышом.
  • Отклонения в развитии — ребенок не ходит, не сидит самостоятельно, не ползает, не держит головку, не смотрит в стороны.
  • Дефекты речи, запоздалое развитие речи или ее отсутствие.

При обнаружении данных симптомов Вам обязательно необходимо отвести ребенка в детское неврологическое отделение!

Из этого видео вы узнаете чем может грозить не посещение невролога:

Что такое ммд в неврологии у детей

ММД – это минимальная мозговая дисфункция, вызванной острой недостаточностью центральной нервной системы, нарушениями психического состояния ребенка, а также рядом других опасных симптомов.

Как проявляется ммд в неврологии у детей?

  • Чересчур активное поведение, а именно постоянные движения и рук и ног, отсутствие усидчивости.
  • Быстрое отвлечение на наличие каких-либо раздражителей.
  • Неумение играть одному самостоятельно.
  • Не умолкая, разговаривает, перебивает взрослых, не слышит других, когда ему задают вопросы.
  • Переходит от одного дела к другому, не завершив первое.
  • Потеря вещей в садике, школе, рассеянность.

Что такое неврология у детей?

Неврология у детей – сложная многогранная медицинская дисциплина, которая занимается заболеваниями нервной системы маленького пациента. Если квалифицированный врач специалист все-таки выявил у ребенка неврология, это можно объяснить следующими наиболее распространенными причинами:

  • Получение родовой механической травмы;
  • гипоксия плода, а также недостаточное получение кислорода из-за возможного многократного обвития внутриутробно;
  • сложный процесс родов и родовой деятельности;
  • острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
  • генетическая наследственность.

Что такое неврология у детей восьми лет?

Психика ребенка подобна пластилину, она очень подвержена стрессам, каким-либо обстоятельствам, родителям в свою очередь рекомендуется следить за тем, что она не была повреждена. В каких случаях встречается неврология у детей школьного возраста, а именно 8 лет?

  1. Чересчур тяжелые нагрузки на детский организм.
  2. Чувство постоянного страха, вызванного поведением родителей, а также их давлением.
  3. Адаптационный период в школе.

Подобный невроз сопровождается переживаниями, иногда заиканием, тиком, обмороки. При малейших проявлениях данных симптомах стоит немедленно обратиться к врачу.

Берегите нервную систему ребенка

Есть одна важнейшая сторона в развитии ребенка, которая подчас ускользает от нашего внимания, — это работа центральной нервной системы, коры головного мозга. А между тем именно от создания правильных, нормальных условий для ее деятельности во многом зависят развитие, поведение и характер ребенка, состояние его здоровья.

Особенно важно обеспечить нормальную деятельность нервной системы в первые годы жизни малыша, в то время, когда происходит бурное ее развитие.

Что может привести к нарушениям в работе центральной нервной системы? Иногда это различные заболевания, иногда неправильный режим питания или погрешности в уходе за ребенком. Но чаще всего это происходит из-за утомления.

Ребенок в течение дня много двигается, играет, вследствие чего к концу дня у него наступает утомление. Если уставшего ребенка вовремя уложить спать, он, отдохнув, снова будет бодрым. Для малыша, который на прогулке много бегал, отдыхом будет спокойное занятие за столом. Если же вовремя не дать отдохнуть утомленному ребенку, может наступить опасное для него переутомление.

Сильная возбудимость, раздражительность или, наоборот, вялость, неспособность сосредоточить свое внимание на чем-нибудь одном, что так часто встречается у детей в более старшем возрасте, — все это последствия утомления нервной системы.

Предупреждать утомление нервной системы нужно с самого раннего возраста. И здесь мы сталкиваемся с большими трудностями. Обычно бывает нелегко заметить первые признаки утомления у маленького ребенка. Тем более, что многие родители считают нормальным, если ребенок в этом возрасте часто плачет, капризничает, быстро переходит от веселого настроения к раздражительности. А ведь все это иногда вызывается утомлением его нервной системы. Действительно, нередко трудно бывает отличить: просто капризничает ребенок или же он устал.

Детям раннего возраста, например, свойственна легкая отвлекаемость. Но если ребенок слишком часто отвлекается во время каких-нибудь своих занятий, игры, это может быть одним из признаков утомления. Об усталости может говорить и быстрая смена настроений.

Признаков утомления у маленьких детей очень много: у ребенка плохой аппетит, с трудом засыпает. Спокойный и веселый — он перед сном вдруг начинает капризничать и плакать. Обычно приветливый и добрый — с криком отнимает игрушку у приятеля.

Вы, наверное, не раз замечали, как ваш сын, недавно научившийся складывать из кубиков башню, в конце игры начинает беспорядочно накладывать их один на другой и, рассердившись, с плачем бросает. Это значит, что ребенок устал, он, наверное, хочет спать.

Когда устает взрослый, он прекращает утомившее его занятие. Маленький ребенок, естественно, не может сам разобраться в своем самочувствии. Он иногда не понимает, что устал. И здесь на помощь к нему должны прийти родители.

Самое важное для нервной системы малыша — это режим. Правильная смена сна и бодрствования необходима для предупреждения утомления. Четырехмесячный ребенок спит три-четыре раза в день. Годовалый ребенок — уже только два раза.

Иногда в семье рано переводят детей на один дневной сон. Делать это до полутора лет не следует. До года и шести месяцев ребенка необходимо укладывать спать днем дважды. Некоторые матери считают: ребенок долго спит ночью, а поэтому ему не обязательно спать днем второй раз. Это абсолютно неправильное убеждение. Надо ведь, чтобы ребенок не только спал положенное ему количество часов в сутки, но и чтобы сон его правильно чередовался с бодрствованием. Только так он вовремя получит необходимый отдых.

Но бывает так, что родители вовремя укладывают ребенка спать и днем, и вечером, а настоящего отдыха его нервная система все же не получает.

Происходит это потому, что сон ребенка бывает неполноценным. Вам, наверное случалось видеть у соседей вечером такую картину: почти на полную мощность включен телевизор, сидящие вокруг мужчины издают еще более громкие возгласы при каждом забитом голе. А в соседней комнате спит ребенок. Разве можно считать его сон полноценным? Конечно, нет.

Яркий свет в комнате, громкий разговор взрослых — все это мешает малышу. Он может при этом спать, но его нервная система не получает от такого сна полноценного отдыха. И напрасно некоторые родители считают своей заслугой то, что ребенок спит у них при любом свете и шуме. Конечно, не нужно создавать какие-то особенные условия. Слабый свет, спокойный, негромкий разговор не помешают сну малыша.

Но не только недостаточный и неполноценный сон может вызвать утомление нервной системы ребенка.

Иногда бывает так. Режим дня маленького налажен правильно: на сон, прогулку и еду отведены определенные часы; обстановка в семье спокойная, а ребенок все-таки капризничает и раздражается, то он слишком вялый, то, наоборот, чересчур возбужденный. Это может происходить потому, что родители, соблюдая режим, не учитывают индивидуальных особенностей ребенка.

Вспомните, как по-разному, например, просыпаются дети. Одному стоит только открыть глаза — и он уже улыбается, уже тянется к игрушке, хочет немедленно спуститься на пол. Другой же просыпается с трудом, долго не хочет отвечать на вопросы, настроение его пониженное, он вот-вот заплачет.

И неправильно делает мать, если в первом случае она, занятая домашними делами, задерживает ребенка в постели, не сразу одевает его, заставляет ждать, пока приготовит завтрак.

Настроение у ребенка падает, вынужденное бездействие вызывает раздражительность.

А если ваш ребенок просыпается с трудом, не следует сразу же заставлять его вставать. Надо поговорить с ним, привлечь его внимание к чему-нибудь яркому, радостному, чтобы помочь ему проснуться и создать хорошее настроение.

Однообразная деятельность также ведет к утомлению.

Ребенок весь день находится в движении и не устает, и в то же время он быстро утомляется, если ему, например, приходится долго идти за руку со взрослым.

Отчего так происходит? Объясняется это очень просто. Ребенок, играя, меняет характер своих движений — в работе находятся разные мышцы и, соответственно, различные участки коры головного мозга, которые ведают работой этих мышц. Поэтому малыш не устает. Другое дело, когда ему приходится все время выполнять одни и те же движения.

— Папа, на ручки, — хнычет маленькая девочка. Отец недоумевает: — Целый день бегаешь, а сейчас не можешь дойти до дома сама.

А она действительно не может, потому что устала.

Чтобы ребенок был бодрым, спокойным и веселым, нужно разнообразить его занятия. При этом, повторяем, надо помнить, что дети сами не могут понять, что они устали. Они часто бегают, пока не упадут от утомления, или требуют вновь и вновь рассказывать полюбившуюся сказку, хотя давно уже пора спать и глаза у них слипаются от усталости. И родители, конечно, не должны идти на поводу у детей. Трехмесячный ребенок может бодрствовать непрерывно 1 час, шестимесячный — 2, годовалый — 3 — 3 с половиной часа, не больше.

Здоровый ребенок трех лет может без каких-либо признаков утомления бодрствовать 6 с половиной часов. Но заниматься чем-либо одним более 20 — 25 минут он не может.

Плохо, когда малыш слишком много находится в сидячем положении или же, наоборот, чересчур много бегает. И то и другое ведет к быстрому утомлению нервной системы. Поэтому необходимо спокойные игры чередовать с подвижными, время от времени менять характер занятий детей.

Нельзя все время развлекать ребенка, надо дать ему возможность побыть одному, на какой-то срок сосредоточиться на определенном занятии.

Нервная система ребенка чрезвычайно уязвима и хрупка, поэтому ее надо оберегать от резких внешних раздражителей. Малышей утомляют громкие звуки, издаваемые некоторыми игрушками, громкая речь взрослых, и особенно окрики.

Не следует водить маленьких детей в кино, разрешать им смотреть телевизор, брать их с собой в гости, где собирается много народа. Такие непосильные нагрузки ведут к утомлению ребенка и ничего, кроме вреда, ему не приносят.

Утомление нервной системы у детей могут вызывать и другие ошибки, допускаемые родителями в воспитании.

Например, что можно сказать о тех родителях, которые вечером затевают с ребятами шумную, возбуждающую игру? После этого малыш долго не может уснуть, сон его неглубок и неспокоен.

— Да он сам просит, — оправдываются родители.

Конечно, маленьким детям очень нравится, когда взрослые играют с ними. Несколько раз так поиграли с малышом перед сном, и вот он уже не хочет ложиться в постель и требует, чтобы мать или отец развлекали и забавляли его снова.

Есть такие семьи, где родители, для того чтобы успокоить ребенка, читают ему на ночь книжки. Ребенок и так утомился за день, а его «загружают» новыми впечатлениями, которые подчас очень сильно действуют на нервную систему. Вы прочитали сказку о Бармалее, и ваша дочь или сын долго не могут уснуть:

— Смотри, папа, а в этом темном углу не Бармалей сидит?

Ребенок начинает бояться темноты, плохо спит, становится раздражительным и мнительным, ему начинают сниться «страшные» сны.

Если вы своевременно не прекратите чтение таких сказок и рассказов, которые чрезмерно волнуют ребенка, возбуждают его воображение, вы можете серьезно расшатать его еще не окрепшую нервную систему.

Обилие впечатлений, даже радостных, приятных, также может вызвать у ребенка утомление. Если родители чуть не ежедневно приносят ребенку все новые и новые игрушки и книжки, он быстро перестает ими интересоваться. Едва перелистав книжку, он тут же бросает ее и тянется за игрушкой. Яркая картинка не привлекает его, как прежде, и не вызывает у него никакого восторга. Но и игрушка уже не может надолго задержать его внимания. Это также говорит в какой-то мере об усталости нервной системы. Частая смена впечатлений требует от ребенка большого нервного усилия, и это утомляет его.

Дети раннего возраста не могут долго заниматься чем-то одним, но им также трудно сразу прекратить свое занятие и быстро переключиться на что-нибудь другое.

— Сейчас же кончай играть и иди умываться! — требует мать.

Но маленькому ребенку очень трудно сразу прервать игру. Все его внимание сосредоточено на ней, игра заинтересовала его. Чтобы оторваться от нее, ребенку нужно сделать определенное усилие. Однако это для него нередко очень сложная, а иногда и непосильная задача. А если мать, не учитывая этой особенности нервной системы ребенка, будет настаивать на быстром выполнении своего требования, малыш начнет раздражаться. Он отказывается выполнить требование матери, становится непослушным.

Еще хуже, когда родители сами, без предупреждения, прекращают игру, отнимают и прячут понравившуюся ребенку игрушку. Этим они не только не добиваются послушания, а, наоборот, вызывают у детей раздражение и нежелание слушаться.

Если вы хотите, чтобы ребенок оставил игру, постарайтесь чем-нибудь отвлечь его.

Иногда родители из самых лучших побуждений все время одергивают ребенка.

— Вова, сиди за столом прилично! — Не хлопай дверью! — Не мешай папе читать газету!

Все это совершенно справедливые требования. Но если непрерывно делать детям замечания, это начинает раздражать их, вызывает у них сопротивление и нервозность.

— Миша, нельзя двигать стулья! — Перестань бегать!

Запреты иногда так и сыплются на ребенка. А он не может долго находиться без какого-либо занятия, а тем более сидеть неподвижно. Ребенок устает, начинает капризничать, раздражается.

Нельзя заставлять детей сидеть спокойно за столом и долго ждать, пока им подадут еду.

Вы только что начали одевать ребенка и вдруг зазвонил телефон. Так не надо же сердиться на трехлетнего сына за то, что он не может спокойно дождаться, когда вы закончите разговор, и пристает к вам: «Мама, пойдем!» Он просто не в состоянии ждать.

Значит ли это, что ребенку можно позволять делать все, что он захочет в данную минуту? Многие родители совершают большую ошибку, считая, что самое главное — это не вызвать раздражения ребенка. «Лишь бы не капризничал», — говорят они и разрешают ему многое из того, что разрешать не следует.

Ваш сын начинает капризничать и вы, «чтобы не волновать ребенка», позволяете ему смотреть вечернюю передачу по телевидению; он хочет, чтобы вы купили ему новую заводную машину, и вы, боясь его расстроить, снова уступаете его требованию.

Так вот, не стоит бояться такого рода капризов. К детям нужно относиться чутко и внимательно, но — когда это необходимо — и требовательно. Потакать им не надо и, конечно, нужно запрещать то, что нельзя делать, но, запрещая что-либо, старайтесь тут же заинтересовать малыша каким-нибудь другим занятием.

Очень важно в воспитании ребенка придерживаться единства требований в семье. А ведь часто бывает так, что бабушка разрешает делать то, что не позволяет мать, а мать нарушает запреты отца. Ребенок не понимает, почему, когда отца нет дома, ему можно играть с письменным прибором на столе, а когда приходит отец, это уже не разрешается. Он продолжает тянуться за пресс-папье, и тут его настигает грозный окрик отца. Как это плохо, когда кто-нибудь из членов семьи старается снискать расположение ребенка, разрешая ему делать то, что не позволяют остальные!

— Какая нехорошая мама, она не дает Сереженьке свои пуговицы! — говорит двухлетнему малышу бабушка. — А мы, пока ее нет, поиграем с пуговичками.

И попробуйте в следующий раз не дать Сереже пуговицы — он будет требовать их с криком и слезами, и сама бабушка долго не сможет успокоить его.

Несогласованность действий и требований членов семьи, при которой сегодня ребенку разрешают делать то, за что наказывают завтра, раздражает малыша, нервирует его.

Только в семье, где отец и мать являются единомышленниками во взглядах на воспитание ребенка и согласовывают свои требования и действия по отношению к нему, только в такой семье могут быть созданы хорошие условия для нормального развития его нервной системы.

Семья является коллективом, в котором происходит формирование характера ребенка. Там, где семья дружная и крепкая, там и дети, как правило, вырастают спокойными, выдержанными и уравновешенными. И наоборот, в тех семьях, где между родителями происходят постоянные пререкания, где царит неспокойная атмосфера, там и дети раздражительны, капризны.

Вы приходите с работы усталый и начинаете брюзжать по поводу того, что жена не слишком расторопно накрыла вам на стол. А на вас смотрят внимательные глаза вашего сына. Он слушает вас и думает, сопоставляет, прикидывает. И для него не проходит бесследно ваша перепалка с женой.

Ровное и спокойное отношение взрослых необходимо маленьким детям не меньше, чем вовремя приготовленный обед и завтрак или полноценный сон и отдых.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *