Ребёнок перестал ходить на горшок: что делать

Горшок и «кризис трёх лет»

В возрасте 2,7 лет ребёнок, который хорошо говорит, в целом развит и смышлён, уже вполне может находиться на рубеже, в популярной психологии известном как «кризис трёх лет». Сейчас довольно часто пишут о «несносных тоддлерах» в связи с тем, что уже в возрасте полутора-двух лет в современном мире детям часто приходится отстаивать пространство для самостоятельности, когда чрезмерная забота об их безопасности и благополучии ограничивает возможности для собственной активности.

Дети не могут осознать эту проблему и не умеют конструктивно реагировать на неё, поэтому они просто бунтуют доступными им способами, если взрослые не успевают вовремя среагировать на то, что дети стали старше, могут больше, готовы к большей самостоятельности.

Не нужно быть очень плохим родителем, чтобы спровоцировать протест: в раннем возрасте дети взрослеют стремительно и неравномерно и даже сами иногда от этого устают. Гораздо важнее правильно интерпретировать такие «капризы», находить возможности исправить положение и насытить растущую личность опытом принятия и самостоятельности.

В целом Монтессори-метод как стиль жизни очень помогает минимизировать количество таких ситуаций: если окружающая обстановка постоянно предлагает, даёт возможность проявить инициативу и собственную активность, то процесс развития как бы балансирует сам себя.

Предлагаем больше независимости

Скорее всего, кризис самостоятельности не является главной причиной того, почему ребёнок перестал ходить в туалет. Тем не менее, на всякий случай, стоит поискать возможности новой функциональной независимости для малыша, которые вы ещё не заметили, причём необязательно связанные с горшком.

Часто бывает, что положительный эффект даёт какая-нибудь совсем «посторонняя» проблеме возможность ходить по дому в панамке или надеть шапку только на улице, когда уши уже замёрзли. Но и непосредственно в плоскости туалета смышлёному человеку 2,7 лет могли наскучить старые хлопоты с «пописать, вылить из горшка, самостоятельно его помыть и вернуть на место». Вместо этого его могут весьма увлечь хлопоты новые: открыть дверь во взрослый туалет, установить детское сиденье и/или подставку, взобраться, усесться, пописать, спуститься, смыть, убрать модифицирующие взрослый унитаз агрегаты на место…

Даём возможность прочувствовать дискомфорт

Как ни странно, часто дети в этом возрасте забывают сходить в туалет именно потому, что они стали взрослее. Они научились лучше концентрироваться, сосредотачиваться на своих занятиях, и самих этих самостоятельно придуманных и выбранных занятий стало больше. В результате детям либо жаль отрываться от интересных дел ради похода на горшок, и они тянут с этим, откладывают на потом, пока не станет слишком поздно, либо и вовсе забывают обо всём, полностью погрузившись в какой-то один процесс.

И в том, и в другом случае собственный опыт – лучший учитель. Нужно убедиться самому, что откладывание похода в туалет на потом до добра не доводит, нужно самостоятельно научиться «краем сознания» замечать потребности тела даже тогда, когда основное внимание поглощено другим.

Не осуждаем и не берём обещания

Ваше осуждение, даже выраженное «спокойно и твёрдо», не очень сильно поможет делу. Надо понимать, что если ребёнок трижды пообещал вам что-то и не выполнил обещание, то это вы его подвели, а не он вас. Вы создали ситуацию, в которой он чувствовал, что надо сказать: «Я буду ходить только в горшок», независимо от собственных возможностей реализовать этот план.

Скорее всего, ваше требование прозвучало слишком похоже на вопрос: «Ты будешь хорошим для меня?» На такой вопрос ни один нормальный ребёнок не ответит «нет». Вы ничего подобного, полагаю, в виду не имели, вы своего ребёнка любите, даже когда он ошибается, даже когда он сам не рад своему поведению. Но у вас гораздо больше опыта, чтобы попробовать сформулировать свою мысль иначе, чем у ребёнка – понять, что вы хотите сказать.

Вместо обещаний, которые могут быть не выполнены, лучше разработать простые и понятные планы действий.

Простой, приятный и интересный «план А» на случай, если нужно справить нужду. Простой, выполнимый и не ущемляющий самооценку «план Б» на случай, если произошла авария, и случилось так, что «когда я понял, что надо бы начать действовать по плану А, было уже поздно».

Нет ничего плохого в честной обратной связи: если лужа или мокрые штаны вам не нравятся, ни к чему делать обманчивый вид, что это не так. Но на вас лежит ответственность за то, чтобы ваше неодобрение было не катастрофой для малыша, а уместными чувствами в поправимой ситуации, которой никто не рад, но которую никто не боится, потому что каждый знает, что полезного нужно делать, если на этот раз не удалось избежать ошибки.

Возможно, вам будет интересно пошаговое руководство Как научить ребёнка ходить на горшок

Малыш не ходит на горшок, а ему уже вот-вот стукнет два годика? Вам не стоит беспокоиться по этому поводу, ведь последние исследования показывают, что до двух лет можно не приучать ребенка к горшку. Выделяют несколько фактов, которые являются вполне естественными и объясняют причину отказа малыша садиться на горшок, пока ему не исполнилось 2 года.

@bellababyhappy/ Instagram.com

Организм крохи — не «дорос»

Исследования показывают, что до 18-24 месяцев, а в некоторых случаях даже позже, малыш просто не может контролировать наполненность кишечника или мочевого пузыря. Опорожнение происходит бессознательно на физиологическом уровне. Однако со временем, понимание процесса придет, и торопить события не нужно.

Малыш еще не понимает, что хочет в туалет

Когда мочевой пузырь взрослого наполняется, нервы передают соответствующий сигнал в головной мозг. Человек понимает, что необходимо справить естественную нужду, и отправляется в туалет. У детей же подобные связи вырабатываются со временем, лишь после физиологического взросления ребенок понимает, что ему надо сходить в туалет.

Еще не развиты соответствующие навыки

Для того, чтобы сесть на горшок, необходимо, чтобы ребенок уже умел наклоняться, приседать, вставать. Также важно, чтобы малыш понимал речь взрослого и то, для чего “создан” горшочек. Первым сигналом, что ребенка можно интенсивно начинать приучать к горшку служит его чувство дискомфорта от мокрых штанишек.

Малыш не готов эмоционально

С достижением первого порога эмоциональной зрелости (это происходит ближе к двум годам), ребенку становится приятно выполнять поручения мамы, а также нравится, когда его хвалят. До этого времени будет довольно сложно объяснить ребенку, что справлять нужду в горшок — это хорошо.

Мышцы таза — тоже не готовы

Чтобы контролировать процессы дефекации, детям необходимо научиться напрягать и расслаблять определенные группы мышц, то есть они должны уметь потерпеть. Детям до двух лет выполнять эту функцию довольно сложно. Лишь у немногих ребят это получается ранее 2-х лет.

Ребенок просто не успевает “добежать”

До 2 лет дети часто заигрываются, забывают о “важных делах” и просто и не успевают добежать к горшку. Любознательность побеждает – очень маленькие дети интересуются окружающим миром, и не могут усидеть на одном месте. Лишь к двум годам вырабатывается определенная усидчивость, с помощью которой малыша легко приучить к горшку.

Малыш не понимает «новой игрушки»

Часто горшок воспринимается детьми, как очередная игрушка, но совсем кроха просто не понимает, как с ней «играть».

Слишком раннее приучение может вызвать протесты и непонимание со стороны ребенка

Всему свое время – с двух лет ребенок уже готов физически и эмоционально садиться на горшок, а значит — родительских усилий потребуется значительно меньше, чем в год или полтора. Так стоит ли спешить?

Конечно, если у вас получилось приучить малыша к горшку до 2 лет — вы большие молодцы! Но если вы пока не справились с этим заданием, поскольку малыш упирается и вообще не хочет садиться на горшок, лучше немного подождать. Когда ребенок созреет к этому событию в эмоциональном и физическом плане, приучить его будет в разы проще.

Сын 2,5 лет перестал проситься на горшок

Здравствуйте, уважаемая Ирина Юрьевна! У меня такая проблема — моему сыну 2.6 года, он перестал проситься на горшок. Надо сказать, что ребенок очень активный и практически не сидит на месте. Приучала его с 1 и 3 месяцев, через месяц он начал ходить на горшочек и сразу стал проситься по-большому и по-маленькому. В течение месяца все шло успешно, но однако, его не все могли понять кроме меня, что он хочет или просто не слышали (он говорил «а-а»), в связи с чем какать он постепенно перестал проситься, писать просился через раз, а со временем и вообще стал делать свои дела только в штаны молча. Подставляла ему горшок, он туда только писал (какали мы исключительно только в штаны). Писали то писали в горшок, а вот сам никак говорить не хотел, иногда правда показывал, что сделал мимо и нес тряпку вытирать)). Далее в 2.2 годика ребенка все-таки с горем пополам начал проситься какать, писать — не писал в штаны, терпел, пока не поставят, до последнего. Просился около недели, затем опять стал ходить под себя и сообщать уже когда накакал — словом — Убери. Кстати, ночью ребенок спит без памперсов, не писается с полутора лет (ночью начинает ворочаться, ставлю ему баночку, пописает и спит дальше). Потом в 2.4 года снова начал проситься уже и по-большому и по-маленькому (даже когда мы ехали в машине или были где-то вне дома) и так было около 3 недель. Даже стали на унитаз ходить со стульчиком, ему оч нравилось. И тут снова сюрприз нас поджидал — последние недели 2-3 ребенок перестал проситься на горшок — ни писать, ни какать, причем раньше, когда его спрашивали, — хочешь писать или какать, и он в действительности хотел, он всегда отвечал — да. А сейчас как ни спросишь — все время почти говорит — нет. А после этого ответа подставляю сыну горшок, и он удачно писает целую лужицу)). Говорит «хочу какать/писать» уже после того, как это сделает. Уже что только ни делали — и объясняли, как надо, папа показывал, друзья постарше за компанию писали и заманивали конфетками, машинками, и ругали, и все равно все по-своему. Он вроде бы поймет и сам все расскажет, что и как надо — писать в горшочек, а в штаны нельзя ни какать, ни писать, а потом сделает, скажет уже после и может ухмыляться. Вот и возник у меня вопрос — почему так. Подскажите, пожалуйста, почему так происходит, что ребенок уже фактически прекрасно просит посадить его какать или поставить писать, а потом через какое-то время снова начинает ходить в штаны, причем это происходит уже не первый раз. Я просто не могу понять, в чем дело, смотрю на него, и мне кажется, как будто он забывает, что ли, что до этого он делал все это на горшочке или унитазе, его как будто подменяют, хотя ребенок очень умный, быстро все схватывает, рассказывает стишки и пытается петь песни. Может быть, он просто как-то пытается привлечь внимание наше (муж очень часто уезжает по работе, сын по нему скучает, по его приезду никуда его не отпускает, ходит за ним хвостом, а я почти все время занята домашними делами и плюс я работаю на дому), потому что я заметила, что ребенок и просится и более послушен, например, когда у меня появляется время — я с ним провожу целый день именно возле него — играя, занимаясь и просто выполняя его все просьбы и капризы. Создается впечатление, что ребенок то ли протестует, что ему, по его мнению, уделяют мало внимания, или просто вредничает.
Спасибо заранее большое за ответ.
С уважением.

Анна, Бишкек, 28 лет

Липкина Арина Юрьевна

Психолог-консультант

Ответ психолога:

Здравствуйте, Анна.

Регресс в приучении к горшку возможен, и это нормально. Чаще всего причиной является стресс, например, какие-то изменения в распорядке семьи или в окружении ребенка, такие как переезд, переселение в другую комнату, новая группа в детском саду, новая няня и т.п. Подобные стрессы это также нормально, невозможно и неправильно пытаться освободить ребенка от естественного течения жизни и перемен. Важно не реагировать слишком эмоционально, переживая это как неудачу (регресс в приучении к горшку). Неважно, что поощрение сейчас не работает, продолжайте в любом случае ребенка чем-то поощрять и говорить ему об этом (молодец, умница, у тебя получилось и т.п.) Горшок должен восприниматься ребенком как одобряемый и положительный объект, хождение на горшок — как то поведение, которое поощряется взрослыми и приносит бонусы. Также выделите определенное время, когда Вы обязательно играете с ребенком. Пусть это будут полчаса в день, но они должны быть каждый день. У ребенка должно быть ЕГО время с родителем. В остальном Вы все делаете верно, и такие откаты нормальны для возраста до трех лет. Наберитесь терпения. Все будет хорошо.

С уважением, Липкина Арина Юрьевна.

ребенок почти 3х лет не ходит на горшок!!!

Прошу совета.
Вот для приучения к засыпанию существует метод Эствиля (нам помогло на ура).
А вот для приучения к горшку есть подобный метод??? Сейчас дочери 2года и 8 месяцев и на горшок/унитаз НЕ ХОДИТ!!!

К горшку начали приобщать, как принято, примерно в год. Но с савмого начала дочь на горшке сидеть не хотела, большей частью использовала в качестве шляпы или паровозика. К унитазу был интерес чуть больше, накупили сидений, даже сидела сколько-то на унитазе, но за истекшие полтора года пописов-покаков не в памперс, а в унитаз/горшок могу сосчитать по пальцам. 3 с половиной месяца назад родился малыш, до этого с переменным успехом удавалось усадить дочь на горшок и после получаса-часа сидений выдавить туда чего-нибудь. После рождения братика — как отрезало. Даже посадить на горшок стало нереально. Спокойные разговоры-уговоры не помогают. Орать не хочу, она у меня чрезмерно впечатлительная. Пробовала идти на хитрости, покупала новые горшки, приводила в пример других детей, накупала красивые трусишки, она писает и какает в них, дискомфорта не испытывает, даже если на пару часов в мокром оставить, даже в садике она не идет со всеми детишками на горшок категорически. При этом она вполне осознает процесс, говорит мне «мама, я какаю», предлагаю сесть на горшок — категорический отказ, пытаюсь посадить — перестает «делать дело». Делала и перерывы, когда вообще не напоминала про горшок, чтобы не напрягать ребенка, чтоб она расслабилась и сама заинтересовалась. Ни фига.
Короче, ребенку уже почти 3 года, считает, блин, до 20, наизусть читает миллион стихотворений, знает буквы, а ссыт в штаны. Я ужасно расстроена, не знаю, что еще придумать. А учитывая, что мне приходится разрываться между двумя детьми и забот по горло, я просто не представляю, что еще можно предпринять.
Подкиньте идеи, как научить ребенка ходить на горшок (психологические приемы или просто из своего опыта).
Заранее мерси!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *