Профилактика плоскостопия у маленьких детей.

Профилактика плоскостопия: можно ли ребенку спрыгивать на твердую поверхность? Какой должна быть первая обувь малышей и какую нельзя использовать? Как сделать плантограф своими руками? Упражнения для профилактики плоскостопия.

Малыши любят прыгать. Можно ли ребенку спрыгивать на твердую поверхность? Как такой вид движения связан с состоянием стопы малыша? Какие упражнения полезны для ребенка? Как сделать плантограф своими руками? Как выбрать обувь?

Лето – пора прогулок. Малыши очень любят двигаться, и это замечательно! Но не все движения полезны и безопасны для них. Вот малыш 2,5 лет забрался на крылечко подъезда и минут десять подряд с радостью и упоением повторяет одно и то же движение – забирается на крыльцо и спрыгивает с него на асфальт. А мама беззаботно в это время разговаривает с подружкой – малыш занят делом, двигается, всё вроде бы хорошо. Но это не так!

Почему маленькому ребенку нельзя спрыгивать с высоты на твердую поверхность?

Дело в том, в первые три с половиной года жизни ребенка его стопа еще не развита и находится в состоянии формирования. Поэтому детям до трех лет категорически нельзя разрешать прыгать с высоты (с крыльца, скамейки, бордюра) на асфальт или на дорожку в парке, покрытую каменными плитами. Ведь опорно — связывающий аппарат стопы еще слаб в этом нежном возрасте. Тем более нельзя ребенку делать такие движения постоянно и длительное время!

Что делать, если малыш обожает прыгать с высоты? Ведь нельзя же запретить малышу прыгать? Конечно, запретов для ребенка должно быть очень мало, чем меньше – тем лучше. Поэтому нужно не запрещать прыгать, а дать ему альтернативу: «На асфальте прыгать нельзя, а на песочке можно. Давай попрыгаем на песочке!» Причем это «нельзя» должно быть запретом на всё время – нельзя прыгать на асфальт и при маме, и при бабушке, и при папе, и утром, и вечером, и во дворе, и в парке. И ребенок тогда понимает требование взрослых и без проблем его выполняет. А вот так не должно быть – что сегодня «Ничего, один раз можно, прыгни», а в следующий раз – «Я тебе сколько раз говорила не прыгать на асфальте!». Требование к малышу должно быть единым и постоянным, тогда оно не будет его нервировать и вызывать капризы и слезы. Если малыш спрашивает, почему нельзя спрыгивать на асфальт, то можно ему объяснить причину – скажите, что ножкам полезно прыгать на песке, а вот прыгать на асфальте — это вредно для ножек.

Действительно, совершенно безопасно и даже полезно ребенку прыгать и спрыгивать с небольшой высоты на мягкую поверхность – мат, песок, мягкую землю покрытую травой. Очень полезно прыгать через лужи или через ручейки, как лягушки или как зайчики, быстрее и медленнее, выше и ниже, «с кочку на кочку». Эти упражнения малыш сможет выполнить, только когда стопа будет готова к нагрузке. Если стопа не готова, то малыш просто не сможет перепрыгнуть и шагнет вместо этого. А значит, вреда себе не нанесет. Также полезно перешагивать через палочки или через веревочку, поднятую над землей на 5-15 см, перешагивать через препятствия (разложите, например, кубики в ряд на расстоянии 20 см друг от друга), преодолевать препятствия чередующимся шагом, пролезать через обруч, подлезать под веревочкой (высота 25-30 см).

Как только малыш начинает ходить, можно сделать плантограф своими руками и получать с его помощью достоверную информацию о том, как постепенно формируется его стопа. Изготовление плантографа я даю в этой статье по технологии врача – педиатра, кандидата медицинских наук Л.Г. Голубевой (Л.Г. Голубева. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М., 2012). Я очень советую всем родителям маленьких деток и тем, кто еще собирается стать мамами малышей приобрести эту книгу.

Как сделать плантограф своими руками?

Вы сделаете плантограф своими руками за 1 минуту! Возьмите большие пяльцы для вышивания и заправьте в них хлопчатобумажную ткань, а на нее заправьте – полиэтиленовую пленку. Вот и всё!

Теперь учимся пользоваться плантографом.

  • Разводим тушь водой в соотношении 1:1. Смачиваем ватный тампон в получившейся смеси и смачиваем смесью хлопковый слой плантографа.
  • Кладем на пол лист бумаги, на него кладем пяльцы хлопковой смоченной стороной вниз. Сверху хлопкового слоя находится слой полиэтилена, на который встает ребенок. Т.е. получается слоеный пирог: вверху пленка, под ней смоченная ткань, а под тканью лист бумаги. На этом «слоеном пироге» стоит малыш.
  • Получается отпечаток стоп.

Такую процедуру можно делать раз в три месяца, отслеживая, как изменяется стопа ребенка и как развивается связочно – мышечный аппарат.

Более простой вариант – после ванной поставить малыша с мокрыми ножками на лист бумаги. Или смазать его ножки детским кремом и поставить на лист бумаги. Получится отпечаток стопы.

Как оценить результаты?

На отпечатке стопы ребенка нужно отследить две линии – нарисуйте их:

  1. Линия от середины пятки до точки А. Точка А находится во втором межпальцевом промежутке, т.е. между вторым и третьим пальчиком на стопе.
  2. Линия от середины пятки до основания большого пальца.

Если обе эти линии у Вас получились внутри контура стопы – то она плоская. Если вне линий отпечатка стопы – то стопа нормальная.

У большинства деток созревание стопы завершается в возрасте 3 лет – 3 лет 3 месяцев. Если же ребенку больше 3 лет, а стопа плоская, то это повод для беспокойства.

Еще один важный момент, на который нужно обратить внимание и при необходимости обратиться к врачу – это положение пятки. Его можно определить по обуви малыша: если ребенок стаптывает внутреннюю часть подошвы, то это вальгусное положение. Если малыш стаптывает наружную часть подошвы, то это варусное положение. При нормальной стопе ось голени и пятки совпадает. При продольном плоскостопии они образуют угол, открытый кнаружи (вальгусная стопа).

Очень важно видеть не состояние стопы на данный момент, а его изменение в динамике – улучшается ситуация или усугубляется. Например, плоско-вальгусные стопы – это естественный этап формирования стопы при переходе ребенка к прямохождению. И он проходит сам примерно к полутора годам. Ведь на ножки малыш встает в год, и ходьба сразу же дает на ноги нагрузку, которой раньше не было. Поэтому еще до начала ходьбы и во время обучения ходьбе нужно проводить с малышом упражнения в стоянии и ходьбе у опоры, чтобы мышцы и суставы укрепились.

Нужно помнить, что чем раньше выявлены признаки плоскостопия, чем меньше деформация, тем легче плоскостопие поддается коррекции. Сейчас существуют и специальные группы в детских садах для детей с плоскостопием и нарушением осанки, в которых вся помощь этим малышам оказывается бесплатно.

Профилактика плоскостопия у детей 1-2 лет.

Для развития стопы малыш не должен быть всё время в обуви. Ему нужно ходить и босиком по траве, по камешкам, по гальке, по песку, по массажному коврику. А еще замечательнее, если малыш сможет бегать по морскому песочку! Это закаляет и укрепляет стопу. Вспомните наших предков – малыши бегали в лаптях (а лапти дают эффект массажа стоп) или босиком по земле и не имели проблем с плоскостопием! Но постоянное хождение босиком также вредно, как и постоянное хождение в обуви!

Сейчас в продаже есть специальные валики для массажа стоп, детские массажные коврики. Очень полезно походить по коврику вместе с ребенком утром, покатать массажный валик. Лучший пример для ребенка – это взрослый! А лучшее время для таких занятий — утро, когда мышцы еще не утомлены. Такая очень простая гимнастика улучшает кровообращение и тонус мышц.

Очень важно, чтобы у ребенка сразу же была правильная обувь. Даже когда он еще не ходит, а только начал стоять и делать первые шаги.

Требования к детской обуви для самых маленьких для профилактики плоскостопия:

Плотно фиксировать стопу и голеностопный сустав с помощью шнуровки или “липучек”, но ни в коем случае не сдавливать ножку и не быть слишком свободными.
• Иметь минимальное количество внутренних швов, чтобы малыш не натер кожу вокруг голеностопных суставов.
• В их изготовлении (включая стельки) должны использоваться натуральные материалы.
• Задник должен быть высоким, жестким, достигающим границы нижней или средней трети голени. Это необходимо для того, чтобы избежать бокового искривления в голеностопном суставе.
• Лучше, если поверхность ботиночек будет перфорированной, чтобы ноги могли “дышать”.
• Подошва должна быть устойчивой и нескользкой, с маленьким (1 — 1,5 см) каблучком. Кроме того, она должна быть жесткой. Это препятствует переразгибанию в суставах стопы и перерастяжению связок. А для дома малышу вполне подойдут ботиночки на кожаной подошве.
• В обуви для детей до 2-х лет не должно быть супинатора, ведь функцию амортизатора выполняет та самая “жировая подушечка”, в противном случае он будет препятствовать нормальному формированию сводов стопы. Правда, все очень индивидуально .Возможно, некоторым малышам придется выбирать обувь без супинатора и в старшем возрасте. Этот вопрос лучше обсудить с врачом.
• При примерке надо учитывать, чтобы обувь была с запасом, не мешающим ребенку ходить — около 1,5 см.
• После прогулки следует обратить внимание на ножку малыша: если на коже отпечатался рельеф колготок или внутренние швы ботинка — обувь необходимо сменить».

В продаже сейчас очень много обуви вредной для развития стопы маленьких деток! Как же выбрать детскую обувь и не ошибиться? Я нашла очень хороший видеоролик о том, как правильно выбрать обувь для самых маленьких детей. Но эти же требования предъявляются к обуви и детей постарше. В видео Вы увидите детскую обувь правильную и неправильную, вредную для малыша! Очень советую посмотреть – это обязательно нужно знать!!! На примерах конкретной обуви Вы увидите, какую нужно покупать обувь и какой следует избегать! И еще раз убедимся, что «не всё то золото, что блестит» и рекламируется.

Видео. Профилактика плоскостопия для детей. Как выбрать обувь для ребенка 1-3 лет?

Если Вас волнует состояние стопы малыша – то нужно обратиться к врачу — ортопеду. Но не стоит сразу же впадать в панику. Очень многим знакомым мне детям ставили ужасающие диагнозы. Но при обращении мам в другую поликлинику диагнозы малышей не подтверждались. И получалось, что одному и тому же ребенку три разных детских ортопеда поставили диагнозы от «здоров, возрастная норма» до «может стать инвалидом». Поэтому всегда лучше всего выслушать несколько мнений врачей для выяснения истинного положения дел – к сожалению, это так. И обязательно самой отслеживать динамику – лучше становится ситуация или хуже.

Гимнастика для профилактики плоскостопия:

Гимнастику лучше проводить «небольшими порциями» как игру 2-3 раза в день по 2- 3 упражнения.

Варианты упражнений

  • Пройди по узкой дорожке (10-15 см) – положите полосу обоев, ограничьте дорожку двумя веревками или нарисуйте мелом. Малыш идет, не выходя за пределы дорожки.
  • Мишка. Ходьба на наружных краях стоп.
  • Ходьба и бег по песку, гальке, жестким камешкам, земле.
  • Собери в корзинку. Захват мелких предметов пальцами ног. Можно делать сидя и стоя. А летом можно делать на прогулке в лесу, захватывая веточки и шишки.
  • Положи в корзинку. Предложите малышу взять пальчиками платочек, карандаш и перенести в корзинку.
  • Большие и маленькие. Ребенок встает на носочки – он стал большим. А потом приседает на полную стопу – он становится маленьким.
  • Хождение по ребристой доске или по массажному коврику.

До новых встреч на «Родной тропинке». Еще о развитии ребенка в дошкольном возрасте Вы можете почитать:

Гимнастика для малышей: игровой комплекс дыхательных упражнений.

Развитие мелкой моторики: мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.
Как узнать, правша или левша? Тесты для определения ведущей руки ребенка.

Развивающие игры с песком.

Малыш на прогулке: развивающие игры.

Как научить малышей играть в бадминтон: упражнения и игры с ракеткой и воланом для дошкольников и школьников.

Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые именно из-за кажущейся нам своей несерьезности имеют все шансы беспрепятственно прогрессировать, провоцируя не только дальнейшую деформацию стопы, но и серьезные проблемы всего скелета. Все это сопровождается болями, мешает двигаться, мешает жить, в конце концов!

Строение и функции стопы

Человеческая стопа устроена в виде упругого подвижного свода, вернее – сочетания продольного и поперечного свода. Это жизненно необходимо для homo sapiens именно потому, что homo (человек) не только sapiens (разумный), но и erectus, то есть прямоходящий. Ведь ни у одного животного на конечности не приходится такой нагрузки, как на человеческие две стопы, которые должны обеспечить нам и равновесие и амортизацию от тряски при ходьбе. Удерживают своды стопы в их правильном положении, помогая им пружинить при ходьбе кости, мышцы, связки и сухожилия. А для чего нам нужна эта пружинистость? Дело в том, что при каждом ударе стопы об землю вверх по телу распространяется ударная волна, которую как раз гасит пружинящий свод стоп. Если эта функция отсутствует, то каждый удар пятки о землю распространяется на весь скелет, нанося ему микротравмы и смещения, и отдается ни много ни мало в головном мозге. Если стопа не пружинит, ось нашего прямохождения чуть меняется. И этого вполне достаточно, чтобы тряску при ходьбе компенсировал позвоночник, а также голеностопные, коленные и тазобедренные суставы ног. Такое агрессивное вибрационное воздействие быстро выводит их из строя, и к плоскостопию вскоре присоединяются серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата.

Плоскостопие как таковое

При плоскостопии вследствие ослабления мышечно-связочного аппарата стопы, ее своды уплощаются, стопа оседает (становится в буквальном смысле «плоской»), и теряются амортизирующие рессорные функции. Причем уплощение может произойти и с продольным сводом стопы – «продольное плоскостопие», и с поперечным – соответственно «поперечное». Сочетание же поперечного и продольного плоскостопия называют «комбинированным плоскостопием».

Виды плоскостопия

Плоскостопие, врожденное или спровоцированное какими-нибудь заболеваниями, встречается всего лишь в 18% случаев, а 82% – это приобретенное изменение формы стопы (т.н. статическое плоскостопие). Возникает оно вследствие слабости мышц и связочного аппарата голени и стопы и развивается при нашей непосредственной помощи или же, если речь о детском плоскостопии – при попустительстве родителей.

Статическое плоскостопие может развиться если:

  • человек имеет наследственную слабость связочно-мышечного аппарата стопы
  • мало двигается, не тренирует стопы
  • имеет «сидячую» профессию
  • весит намного больше нормы
  • чрезмерно нагружает свои ноги (стоячая профессия, постоянное ношение высоких каблуков)
  • носит неудобную, неподходящую своим стопам обувь
  • в некоторых случаях беременность, особенно при сильном наборе веса, способствует плоскостопию
  • детское плоскостопие развивается чаще всего при ношении плохой обуви – без жесткой пятки, супинатора или же уже ношенной, а значит – деформированной.

Другие виды плоскостопия связаны, как уже было сказано в основном с заболеваниями и травмами:

  • врожденное плоскостопие – следствие внутриутробных пороков развития плода
  • паралитическое – после перенесенного полиомиелита
  • рахитическое – после перенесенного рахита
  • травматическое – после переломов костей стопы или повреждений мышц и связок

Симптомы плоскостопия

Конечно, наилучшими результаты лечения будут, если не пропустить первых же симптомов заболевания. Хотя полное излечение от плоскостопия возможно только в детстве, врач все же может обеспечить торможение процесса распространения заболевания на другие суставы и снятие болевого синдрома. В любом случае, следует обратиться к хирургу если:

  • После долгой ходьбы или просто к концу дня болят стопы – это первый симптом наиболее ранней стадии заболевания, который возникает при ослаблении связочного аппарата стопы.
  • К чувству усталости, «гудения» в ногах присоединяется боль при надавливании на стопу, к вечеру нога может отекать, а обувь слегка стоптана внутрь – все это присуще стопе при I стадии плоскостопия, которое является пока либо поперечным, либо продольным.
  • II стадия – это уже комбинированное плоскостопие, когда стопа полностью распластана, в связи с чем боли в стопе становятся сильными и постоянными, причем боль иррадирует выше – вплоть до коленного сустава, походка становится затрудненной и тяжелой, вы вынуждены покупать обувь на размер больше, а каблуки не можете носить совсем.
  • Резкая боль в стопе, постоянные отеки стопы и голени, ломота в коленях, тазобедренных суставах и пояснице, частые головные боли – всё это проявления III стадии плоскостопия, когда стопа уже сильно деформирована. Вы практически не можете быстро ходить, а тем более заниматься спортом, и даже обычная ходьба дается вам с трудом. На этой стадии к плоскостопию присоединяется артроз, остеохондроз, искривления пальцев стопы, нарушения осанки, что значительно затрудняет лечение.

Лечение

Лечение зависит от стадии заболевания. Оно всегда комплексное, направленное и на снятие боли, и на укрепление связок и мышц стопы, что как раз позволит приостановить процесс распространения патологии вверх. Больной принимает обезболивающие препараты и физиотерапевтические процедуры, а одновременно с этим выполняет специальную лечебную гимнастику, которая назначается ему с учетом его возраста, стадии заболевания, индивидуальных особенностей стопы. Полезен также массаж голеней и стоп, ванночки для ног, санаторное лечение. При ранних стадиях заболевания часть проблемы при ходьбе позволяют решить специальные ортопедические стельки, которые восполняют недостающую амортизирующую функцию стопы. При запущенной же стадии, увы, назначается уже ортопедическая обувь. Хирургические методы лечения используются нечасто – лишь при такой сильной деформации стопы (когда уже искривлены все пальцы), невыносимых болях и невозможности подобрать обувь.

Профилактика плоскостопия

  • Правильно подбирайте обувь детям. Детская обувь должна быть новой, кожаной, с супинатором и поддерживаемой пяткой.
  • Правильно подбирайте обувь себе, учитывая архитектуру стопы, которая у каждого человека индивидуальна. Существует условно римская, греческая и египетская стопа. У греческой стопы второй палец (а иногда и третий) длиннее, чем первый, у римской – первый и второй пальцы одинаковые, у египетской же – второй палец короче первого. Если человек с греческой стопой выберет себе узконосые туфли на каблуке, второй и третий палец внутри такой обуви будут вынуждены согнуться и искривиться, что быстро ведет к устойчивой контрактуре, к мозолям на тыльной поверхности пальцев, далее последует плоскостопие. Лишь людям с египетской стопой подходит узконосая обувь, да и то условно, для всех других типов стопы она категорически противопоказана! Не стоит подолгу носить и чересчур широкую свободную обувь (угги, балетки, вьетнамки).
  • Особо выделим ношение высокого каблука. Если взять деформации и заболевания стоп у мужчин и у женщин, соответствие будет не в пользу женщин в пропорции чуть ли не 1 к 20. Почему? Именно из-за высоких каблуков. При ношении каблука длительная непосильная нагрузка приходится на головки плюсневых костей, что ведет к деформации стопы. Оптимальная высота каблука должна быть 2-4 см. Если вы любите высокий каблук, то хотя бы чередуйте его с обычной обувью.
  • Людям «стоячих» профессий следует на всякий случай носить супинатор – он поможет убрать часть нагрузки на свод стопы
  • Всем обязательно заниматься спортом или просто больше активно двигаться. Бег, прыжки, ходьба в хорошей спортивной обуви помогут сохранить мышечный и связочный аппарат стопы в хорошем тонусе.
  • Старайтесь ходить как можно чаще босиком по неровной поверхности – это стимулирует связки и мышцы стопы.

Понравился наш материала? Расскажите друзьям:

Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Татьяна Яковлева
Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста

Гимнастика для стоп как средство профилактики плоскостопия

Основным средством профилактики плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней. Она также благотворно влияет и на общее укрепление организма ребенка. Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Физические упражнения, входящие в комплекс гимнастики оказывают хорошее вспомогательное воздействие, улучшают кровоснабжение и тонизируют мышцы, подтягивающие свод стоп.

Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной деятельности воспитанников.

Комплекс №1

2. И. п. — сидя на стуле постараться поднять с пола мячик для настольного тенниса или иной мелкий предмет при помощи пальцев ног.

3. И. п. — сидя на стуле, широко расставив ноги, приближайте и отдаляйте от себя стопы по полу при помощи сгибания и разгибания пальцев ног, имитируя движения тела гусеницы.

4. И. п. — сидя на стуле, ноги вместе, ступни сомкнуты, следует развести колени в стороны и, оторвав пятки от пола, сомкнуть подошвы.

5. Походить 1-2 минуты на носочках, потом 30-60 сек. на пятках, на внутренней и на внешней стороне стопы.

6. Стоя, сомкнуть стопы вместе, а потом развести как можно шире носки, а потом и того же положения развести как можно шире пятки.

7. Не отрывая стоп от пола выполнить 5-10 приседаний.

8. Стоя на одной ноге, вторую согнуть под прямым углом в колене и выполнять вращательные движения голенью, а потом стопой. Сначала по часовой стрелке, затем против. Выполнив по 4 оборота в каждую сторону повторить то же самое с другой ногой.

9. Ходьба гусиным шагом 30-60 секунд, затем столько же в полуприсяде.

10. Захватив пальцами одной стопы карандаш походить так 30-40 секунд.

Комплекс №2

1. Ходьба по коврику с пуговицами.

2. Сидя на стуле, катаем палку ступней.

3. Ходьба по толстой веревке- «змее».

4. Катаем пальцами ног специальный гимнастический обруч.

5. Подпрыгивание на пальчиках (осторожно).

6. Сидя на стуле, подтягиваем к себе коврик пальцами ножек.

7. Захватываем пальцами ног карандаш или ручку, пытаемся что-то нарисовать в воздухе или листе бумаги.

Комплекс №3

Упражнениявыполняются сидя на стуле:

1. Выполняем стопами круговые движения.

2. Тянем носки на себя, затем от себя, не сгибая колени.

3. Сгибание-разгибание пальцев ног.

4. Сведение-разведение носков, при этом пятки не отрываем от пола.

5. Соединяем подошвы (колени не согнуты).

6. Большим пальцем ноге проводим по голени другой снизу вверх, затем меняем ноги.

7. Отрываем от пола носки, пятки поочередно.

8. Захват пальчиками ног различные предметы вокруг себя.

9. Провести подошвой и внутренним краем левой ступни по правой голени, поменять ногу.

10. Катаем подошвой различные овальные предметы.

Комплекс №4

Упражнения выполняются во время ходьбы.

1. Ходьба на носочках.

2. Перекаты с носка на наружную часть стопы, затем обратно.

3. Упираемся на внешние части подошвы, в таком положении стоим 40 секунд.

4 Приседание, не отрывая от пола пятки.

5 Стоя прямо, согнуть одну ногу в колене под прямым углом, выполняем вращения голенью, самой ступней.

Комплекс №5

Упражнения выполняются из и. п.- сидя на стуле:

1. Поджимание пальцев ног- 5 раз.

2. Приподнимание ступни на себя -5 раз. (пятки от пола не отрывать и наоборот).

3. Поочередное поднимание больших пальцев ног. -5 раз.

4. Ступни разверните внутрь, пятки прижаты к полу, поочередно поднимать каждый палец. Повторить- 5 раз.

5. И. п. — сидя на стуле, одну ногу поставить на пол, другую на мяч. Ногами попеременно, перекатывать мяч в разные стороны- 5 раз.

6. Обе ноги обхватывают мячик и поднимают его вверх — вниз -5 раз.

Комплекс №6

И. П. сидя на гимнастической скамейке, стуле, полу; ноги вытянуты вперед, руки свободно лежат на ногах, спина прямая.

1. «Здравствуйте – до свидания» — совершать движения стопами от себя/ на себя.

2. «Поклонились»- согнуть и разогнуть пальцы ног.

3. «Большой палец поссорился»- двигать большими пальцами ног на себя, остальными от себя. Если не получается, можно помочь руками.

4. «Поссорились, помирились»- развести носки ног в стороны, свести вместе.

И. П. сидя на коврике, руки в упоре сзади.

5. «Ёжи»- стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него (8-10 раз каждой стопой).

6. «Подними платки»- около каждой стопы лежит по носовому платку. Захватить их пальцами ног, ноги поднять и удерживать в таком положении на счет 1-3, затем пальцы разжать, чтобы платки упали. Опустить ноги (6-8 раз).

7. «Растяни ленточку»- около пальцев ног лежит ленточка. Захватить ее концы пальцами, ноги поднять и развести в стороны (3- 4 раза).

И. П. стоя.

9. Ходьба на носках с разным положением рук (вверх, в стороны, на плечах).

10. Ходьба на пятках, руки в замке на затылке.

11. Ходьба на внешней стороне стопы.

Комплекс №7

1. Ходьба на носках, не сгибая ног, руки за головой, туловище прямо- 1-3 мин.

2. «Мишка косолапый» ходьба на внешних сторонах стоп, руки на поясе, туловище прямо- 2-5 мин.

3. Ходьба на носках по наклонной плоскости (по гимнастической скамейке, приподнятой над полом на 25-30 см).- по 5-8 раз вверх и вниз.

4. Ходьба по положенной на пол гимнастической палке, отводя ступни наружу, руки в стороны- 10-12 раз.

5. Ходьба по гимнастической палке правым и левым боком приставными шагами — 10-12 раз.

6. Приседание на палке, держась за гимнастическую стенку — 8-12 раз.

Комплекс №8

Упражнения выполняются в И. п.- лежа на спине:

1. Поочередно и одновременно оттягивать носки стоп.

2. Согнуть ноги, упереться стопами в пол. Развести пятки и свести. После серии движений расслабление.

3. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от опоры.

4. Ноги согнуты в коленях и разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение и приведение пяток с упором на пальцы стоп.

5. Положить согнутую в колене ногу на колено другой, полусогнутой ноги. Круговые движения стопы в одну и другую сторону. То же сменив положение ног.

6. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, «охватывая» голень. То же другой ногой.

Комплекс №9

Упражнениявыполняются в исходном положении сидя:

1. Ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно.

2. Тыльное сгибание стоп одновременно и поочередно.

3. Приподнимание пятки одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

4. Ноги прямые. Сгибание и разгибание стоп.

5. Положить одну ногу стопой на колено другой ноги. Круговые движения стопой в обе стороны. То же другой ногой.

6. Захватывание пальцами стоп мелких предметов и перекладывание их на другое место. То же другой ногой.

7. И. п. — сидя, развести колени и подтянуть стопы до полного соприкосновения подошвенными поверхностями.

Комплекс №10

Упражнениявыполняются в исходном положении стоя:

1. Стопы параллельно, на расстоянии ширины ступни, руки на пояс. Подниматься на носках одновременно и попеременно. Приподнимать пальцы стоп с опорной на пятки одновременно и попеременно. Перекат с пятки на носок и обратно.

2. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

3. Стопы параллельны. Перекат на наружные края стопы и обратно.

4. Пятки вместе, носки врозь. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

5. Стопы параллельны, руки на пояс. Поочередное поднимание пяток.

6. Стоя на гимнастической палке, стопы параллельны. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета «Загрузи машину»

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета «Построим лесенку»

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация «Перейди вброд»

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

«Нарисуй картину»

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

«Сложи узор»

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

«Рисуем кистью»

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т. п.).

«Поймай рыбку»

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки, камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног «ловят рыб» (пробки).

«Найди клад»

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

«Стирка»

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

Профилактика плоскостопия у детей — рекомендации

Плоскостопие – расплата человечества за прямохождение. Каждому четвертому ребенку до 3 лет ортопеды ставят этот неутешительный диагноз. Поэтому необходимо проводить профилактику плоскостопия детям с месячного возраста.

Плоская стопа – это не только косметический дефект. При плоскостопии быстрее устают ноги, повышается общая утомляемость, нарушается работа опорно-двигательного аппарата, появляются боли в ступнях и голени.

Причины плоскостопия

Врожденное плоскостопие встречается редко, в 3-10% случаев заболевания.

У большинства людей оно может возникнуть в разные периоды жизни, поэтому важно своевременно диагностировать и вылечить плоскостопие.

Причины плоскостопия у малышей:

  • Последствия перенесенного рахита.
  • Значительные нагрузки на неокрепшую стопу: слишком раннее хождение, длительное стояние в манеже.
  • Эндокринные нарушения и избыточный вес.
  • Травмы костей и мышц стопы и голени, когда нога долго находится без движения в гипсе.
  • Неправильно подобранная обувь или донашивание обуви после другого ребенка.
  • Паралитическое плоскостопие вызывается нарушением функций периферической и центральной нервной системы.

Чем раньше выявлено плоскостопие, тем больше шансов вылечить его полностью. Избавиться от него можно до полного окостенения скелета (12-16 лет), но желательно это сделать до 4-6 лет, в период активного развития опорно-двигательного аппарата.

Профилактика плоскостопия у ребенка

Профилактика плоскостопия у детей должна проводиться с самого раннего возраста, это необходимо делать для нормального развития ребенка: на 1 месяце жизни это массаж стоп, дальше подключается гимнастика, ванночки, обливания.

Важно своевременно посещать ортопеда, следить за динамикой развития ребенка, особенно в то время, когда он делает первые шаги.

Надо покупать ребенку правильную ортопедическую обувь. Вплоть до 10-летнего возраста детская пятка нуждается в прочной фиксации. Обувь должна быть удобной и плотно облегать ногу. Покупая ортопедические стельки, нельзя проявлять самодеятельность, необходимо обсудить это с ортопедом.

Необходимо применять оздоровительные процедуры: хождение босиком по песку и грунтовым дорожкам летом, и по специальным массажным коврикам в холодное время года.

Хороший эффект дают закаливающие процедуры: солевые ванночки, обтирание стоп, контрастные обливания.

Физические упражнения для профилактики плоскостопия полезны не только детям, но и их родителям. Они должны проводиться ежедневно в игровой доступной форме. Специальные комплексы на укрепление мышц голени и стоп должны чередоваться с упражнениями с предметами, когда ребенок поднимает с пола мелкие игрушки при помощи пальцев ног. Хорошо использовать наклонные и ребристые доски, шведскую стенку, гимнастические палки, мячики.

Важно следить за весом ребенка, чтобы избыточная масса тела не давила на свод стопы. Необходимо следить, чтобы ребенок не носил тяжести, ибо это приведет не только к плоскостопию, но и к нарушению осанки.

Надо научить ребенка правильно ходить: показать и объяснить, что при ходьбе стопы надо ставить параллельно друг другу, стараться не шаркать и не расставлять широко ноги.

Ребенка надо как можно раньше подружить со спортом, особенно с плаванием, при котором мышцы стопы работают наиболее эффективно. Комплекс регулярных профилактических мероприятий обязательно даст положительные результаты.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

татьяна шаповалова
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки, изменения положения таза, затруднения походки.Все это негативно влияет на общее самочувствие ребенка: снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, вызывает головные боли, нервозность, рассеянность, быструю утомляемость. Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей.

Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всех дефектов стопы, перенесенный рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие, травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц, частые или длительные заболевания, наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни) и неадекватная статическая нагрузка, например, ношение нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса и повышенной эластичностью сумочносвязочного аппарата. Как правило, несколько причин действуют в комплексе. Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией – получением отпечатков стоп. Для этого используют плантограф, рамку с натянутой на нее непромокаемой тканью, с нижней стороны смазанную краской. Обследуемый встает на плантограф с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят. Иногда между 3 и 4 пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограмме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный – свободен.

Предупреждением плоскостопия надо заниматься с раннего возраста, т. к. именно в детском возрасте, первые 7 лет, формирование сводов стоп идет наиболее интенсивно. В коррекции различных видов плоскостопия преобладают функциональные методы лечения, среди которых лечебная физическая культура занимает ведущее место.Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонуса трехглавой мышцы голени; укрепление сумочносвязочного аппарата и увеличение подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений. Наибольший эффект оказывают специальные корригирующие упражнения, для развития и укрепления мышц голени, стопы и пальцев,если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна. Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания – специальной обуви и ортопедических стелек.

Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; во время бега, прыжков у них появляются конвульсии, сотрясается тело, что при нормальном анатомо-функциональном развитии стопы не наблюдается; походка их напряженная, неуклюжая. В старшем возрасте плоскостопие или недостаточность развития стопы может быть серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.

Важно соблюдение правил гигиены стопы, разумно сконструированная и правильно используемая обувь.

Правила гигиены стопы:

— уход за кожей (ежедневные гигиенические ванночки с детским мылом, содой при температуре воды +36-37);

— ногтями (ногти следует подрезать раз в неделю; линия ногтя должна быть прямой, а не овальной, иначе ноготь может врасти в кожу);

— правильный подбор чулок, носков и обуви.

Чулки должны соответствовать размеру стопы. Рекомендуется носить чулки, хорошо пропускающие воздух и впитывающие пот. Лучше всего соответствуют этим требованиям хлопчатобумажные и шерстяные изделия. Детям, страдающим повышенной потливостью, кожными заболеваниями, ревматизмом, чулки и носки из синтетических волокон носить вовсе не рекомендуется.

Теперь об обуви.

У мальчиков и девочек ежегодный прирост стопы (до 7 лет включительно) составляет в среднем 11 мм.

Правильно менять обувь раз в 6 месяцев и учитывать при этом не только размер, но и полноту.

Основное назначение обуви для детей первого года жизни – утеплять стопы. Вот почему пинетки шьют из мягких материалов.

Детям от 1 до 2 лет требуется обувь с более прочной подошвой и носком. Еще большая прочность подошвы и носка в обуви детей от 2 до 7 лет. В этом возрасте стопы мальчиков и девочек не имеют больших различий, и поэтому внутренняя форма и размеры обуви для них одинаковы.

Детскую обувь рекомендуется изготовлять из кожи. Кроме кожи, для верха обуви используются ткани текстильные, шерстяные и мех. Обувь должна быть устойчивой, обязательно с задником и удобно закрепляться на ноге (шнурками, чрезподъемными ремнями, пуговицами, «молнией»); задник — достаточно устойчивым и не допускать скольжения стопы, низ обуви на уровне пучков (плюснефаланговых суставов и корня пальцев)- эластичным.

Уменьшение жесткости подошвы обеспечивает равномерное распределение нагрузки по всей площади опоры и правильный режим движения стопы.

По весу обувь должна быть максимально легкой, такой, чтоб не перегружать стопу своим весом. Тяжелая обувь затрудняет передвижение, увеличивает расход энергии, приводит к утомлению.

Для детской обуви необходим каблук. Каблук, искусственно повышая свод стопы, предупреждает плоскостопие, защищает пятку от ушибов, повышает износоустойчивость обуви. Высота каблука обуви для дошкольников от 5 до 10 мм (вместе с толщиной подошвы). Стелька должна иметь прямой внутренний край, учитывая лучевую форму детской стопы.

Обувь подбирают не только по размеру (длине) и полноте (окружности, но и с учетом сезона и назначения. Таким образом, размер обуви должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы, сосуды и нервы стопы. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной.

Упражнения для коррекции стопы

Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

1. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.

2. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

3. Ходьба по палке.

4. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

5. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2-4 минут.

6. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

7. Медленные приседания на мяче с опорой на стул или балансируя разведенными в сторону руками.

8. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

9. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).

Упражнения для профилактики плоскостопия

1. И. п.: сидя на стуле, ноги слегка расставлены. Поочередное поднимание носков и пяток (6-8 раз).

3. И. п.: то же. Поднимая и опуская носки, надавливая при этом пальцами на пол, имитировать подгребание ими песка (6-8 раз).

4. И. п.: то же, но ноги выпрямить и слегка приподнять. Повороты и вращения стопы с предельно согнутыми пальцами (8-10 раз).

5. Упражнение «Веселые ножки».

Дети сидят на стульях, руки на поясе. 1- выставить правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме (носок смотрит вверх, 2 — выпрямить подъем и коснуться пола концами пальцев; 3 — ногу на пятку; 4- приставить ногу. То же другой ногой. Следить, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили). Спину и голову держать прямо (4-8 раз).

6. И. п.: сидя на стуле (или стоя). Катание ногой маленького мяча, гимнастической палки, чурбанчика и др. (по 10-15 сек. каждой ногой).

7. И. п.: то же, но между стопами зажат мяч. Сгибание и разгибание ног в коленях (6-8 раз).

8. И. п.: сидя на стуле, согнув ноги в коленях. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет, приподнимать его и удерживать в этом положении – 5-10 сек. То же другой ногой. (Можно проводить в форме соревнования: кто продержит дольше.)

9. И. п.: упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз).

10. И. п.: то же. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же с другой ноги (6-8 раз).

11. И. п.: лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (пронация и супинация).

12. И. п.: то же. 1- согнуть левую ногу, носок активно взять на себя; 2- и. п. 3-4- то же другой ногой (8-10 раз).

13. И. п.: стоя на коленях, руки на поясе. 1-2-сед на пятки. 3- 4 – и. п. (6-8 раз).

14. И. п.: стоя руки на поясе. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола (15-20 сек.).

15. И. п.: то же. Перекаты с пяток на носки и обратно (8-10 раз).

16. И. п.: стоя у гимнастической стенки. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро с «подошвенным сгибанием» стопы (15 сек.).

17. Ходьба с фиксированным перекатом с пятки на носок (15-20 сек).

18. Ходьба с согнутыми пальцами ног (10 сек).

20. Ходьба с прямой постановкой стоп с фиксированным перекатом с пятки на носок по узкому коридору, размеченному на полу.

21. Ходьба по ребристой доске.

22. Ходьба боковым приставным шагом по канату. То же по узкой стороне скамейки (упражнение для детей старшего дошкольного возраста).

23. Ходьба по лежащей лесенке с захватыванием ее перекладины пальцами ног.

24. Ходьба крадучись (бесшумная ходьба) с постановкой ноги с носка на всю ступню.

25. Перешагивание через набивные мячи, гимнастические палки, кубики.

26. Прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед (бесшумно, на носках).

27. Упражнение «Воробей». Дети выполняют три пружинистых подскока, четвертый энергичный подскок – вверх, руки в стороны. Повторить 4-6 раз.

28. Спрыгивание с невысоких предметов, приземляясь на носки с переходом на всю ступню, эластично сгибая ноги в коленях (высота для младших школьников 10-15 см, детей 4-5 лет-20-25 см, для старших дошкольников- 30-35 см).

29. То же, но спрыгивание в круг с последующим энергичным выпрыгиванием из него.

30. Балансирование на набивном мяче (для старшего дошкольного возраста).

31. Стоя на набивном мяче, переступая ногами, передвигаться вперед (для старшего дошкольного возраста).

32. Захват мелких предметов (камушков, шишек, специально приготовленных для этой цели кубиков и т. д.) пальцами ног с последующим броском. Это упражнение интересно проводить в форме соревнования.

КОМПЛЕКС «УТЯТА»

1. «Утята шагают к реке».

И. п. – сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.

2. «Утка ходит вразвалочку-спотыкалочку».

И. п. – то же. Поднять внутренние своды, опереться на наружные края стоп, вернуться в и. п.

3. «Утята встретили на тропинке гусеницу».

И. п. – то же. Ползающие движения стоп с помощью пальцев.

4. «Утка крякает». И. п. – то же. Отрывая пятки от пола, развести их в стороны, произнести «кря-кря», вернуться в и. п.

5. «Утята учатся плавать».

И. п. сидя, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. Оттягиваем носки ног поочередно.

КОМПЛЕКС «МАТРЕШКИ»

1. «Мы веселые матрешки, на ногах у нас сапожки».

И. п. – стоя ноги вместе, руки на пояс. Выставить правую ногу вперед на пятку, покачать носом вправо-влево, приставить ногу, то же левой ногой.

2. «Красные сапожки, резвые ножки».

И. п. – то же. Правую ногу вперед — в сторону на пятку, на носок, на пятку, с притопом приставить. То же с левой ноги.

3. «Танец каблучков».

И. п. – то же. 1-2 — поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх. 3-4 – поочередно шаг правой, затем левой назад на носок, полуприсед, руки на пояс.

4. «Гармошка».

И. п. – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. Пятки врозь, носки врозь, скользящим движением перемещаться вправо, затем влево.

5. «Елочка».

И. п. – стоя, пятки, носки вместе. Приподнимаем носки, переносим вправо, затем пятки, продвигаясь вправо, затем влево.

7. «Шаг с припаданием».

И. п. – то же. Шаг левой ногой в сторону, с носка перекатом на всю стопу в полуприсед, встать на правый носок скрестно за левой (на 4 счета). То же в другую сторону.

В целях повышения интереса у детей к двигательной деятельности лечебного характера в связи с её однообразием, рекомендуется использовать музыкальное сопровождение и различные предметы.

Упражнения выполняются на удобном мягком коврике.

— две игольчатые полусферы;

-гимнастическая палка;

— обруч или швабра;

— игольчатые мячи;

— тряпочка или полотенце;

— мелкие предметы (игрушки, карандаши и т. д.);

— массажный коврик.

Упражнения

1. Ходьба на носках. Руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.

2. Ходьба на наружном своде стоп, руки на поясе, пальцы на ногах согнуты, ноги в коленях не сгибать.

3. Перекаты с пятки на носок, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.

4. Перекаты с пятки на носок на наружном своде стопы, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.

5. Прыжки на двух ногах на наружном своде стопы, руки на поясе, ноги в коленях не сгибать.

Ходьба по массажному коврику «морские камушки»: обычная, боком руки на поясе.

Ходьба по полусферам: одной ногой, другой, 2-мя поочередно, с высоким подниманием колен.

Упражнения с палкой

— ходьба боковым приставным шагом на переднем своде стопы, на средней части стопы; елочкой.

Упражнения из и. п. сидя на стуле

1. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимально отрывать стопы от пола.

2. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимальное сгибание пальцев (10-12 раз).

3. Ноги вертикально, стопы параллельно. Сгибаем пальцы, поворачивая стопы вовнутрь.

4. Ноги вертикально, стопы параллельно. Максимальное поворачивание стоп друг к другу.

5. С мелкими предметами. Ноги вертикально, стопы параллельно. Перенос предметов одной ногой, др. остается неподвижной.

6. Ноги вертикально, стопы параллельно. Захват пальцами платка или тряпочки сначала одной ногой, потом одновременно.

7. Ноги вертикально, стопы параллельно. Поглаживание одной ногой другую от стопы к колену.

8. С игольчатыми мячами. Ноги вертикально, стопы параллельно. Круговые вращения, движения вперед-назад одной ногой затем другой.

9. Ноги вертикально, стопы параллельно. Захват стопами полусферы или мяча, поднять – опустить.

10. Ноги вертикально, стопы параллельно. Раскатывание палки 2-мя ногами одновременно вперед-назад.

Список литературы

2. Крамаренко Г. Как ухаживать за стопами детей дошкольного возраста //Д/В. -1976.- №6.- с. 38-39

3. Кузнецова М. Двигательная активность детей. Плоскостопие //Д/В. -1993.-№ 9.- с. 31-33

4. Саркисян А., Овакимян Г. Детское плоскостопие и косолапость //Д/В. -1991.-№7.- с. 19-25

5. Сергееня И. Профилактика плоскостопия // Д/В. -1985.-№6.-с. 58-60

6. Сулимцев Т., Шанина Т. Выявление и профилактика плоскостопия у дошкольников //Д/В. -1986.-№6.- с. 13-14

7. Чабовская А. П., Голубев В. В., Егорова Т. И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста// М.: Просвещение, 1987.-с. 65-66

8. Шаркова О. Пятки вместе, носки врозь //Семейный лекарь. -2003.-№10 (62). — с. 14

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *