Что умеет и должен уметь ребенок в 1 год

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Начинает самостоятельно ходить или с небольшой подстраховкой взрослого.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

Социальные и эмоциональные навыки

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает плачем.
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

19 занимательных игр для годовалого ребенка!

Если вы не хотите, чтобы кроха рисовал на обоях, поливал водой диван или отвинчивал ножки у стула, придется постоянно придумывать для него увлекательные задания!

Ура, нам годик! Шустрый годовасик необычайно активен, он всюду сует свой маленький любопытный носик, всем интересуется, но увлечься игрушками так, как это делают детки постарше, еще не сможет. Все занятия, предложенные ему взрослыми, он воспринимает с восторгом, во всем старается принять участие, но концентрации внимания пока не хватает.

В мирное русло

Для малыша, который только что научился ходить, будет интересен каждый закуток, каждый шкафчик, дверца или полочка. Однако, несмотря на то что занять себя кроха сможет и самостоятельно, оставлять его одного в комнате нельзя!
Не забывайте о том, что кроха ничего не знает о физических свойствах предметов, у него нет страха смерти, он не боится высоты, удушья, отравления…

Карапуз еще не имеет никакого представления о последствиях своих игр! Для того чтобы малыш не пострадал сам и не разнес вашу квартиру, направьте его энергию в мирное русло, предложив ему игры с различной степенью самостоятельности. При этом помните, что контроль за ребенком необходим всегда.

Есть два варианта занятий: совместные игры малыша и мамы и самостоятельная деятельность ребенка, когда маме нужно высвободить немного времени для себя.

Вместе с мамой

  1. Книжки с картинками. Обычно в этом возрасте малыши еще не способны слушать длинные сказки. Ограничьтесь чтением коротких стихов, называя и показывая различные предметы.
  2. Рисование. Под силу даже годовичку, нужно только обзавестись пальчиковыми красками. Они не токсичны, легко смываются с поверхностей и созданы специально для малышей. А самое главное — ими могут пользоваться юные художники, которые еще не умеют держать в руках кисточку. Детские художества развивают мелкую моторику, способствуют формированию цветового восприятия и к тому же прекрасно поднимают настроение. Для создания первого шедевра используйте обратную сторону листа старых обоев. Рисовать можно и в ванной, на кафельной стенке, это очень удобно, поскольку сразу можно помыть и стену, и самого художника.
  3. Кубики и пирамидки. Покажите ребенку, как складывать кубики (ставить их в ряд или один на другой). Три кубика — это башня, которую так весело ломать. Станете строить из кубиков домик или гараж, малыш обязательно подключится к вам и начнет играть сам. Тогда его на несколько минут можно оставить заниматься дальше кубиками самостоятельно. Пирамидки нужны для того, чтобы ребенок научился понимать цвета и размеры. Покажите, где самое большое колесико, где самое маленькое. Пусть попробует надеть колечки самостоятельно.
  4. Активные игры. Догонялки, прятки, игры на фитболе, ритмика и зарядка под бодрую музыку очень нравятся детям. Разнообразить догонялки помогут детские тоннели, палатки.
  5. Ролевые игры. Пока они ограничиваются действиями, которые вы ежедневно проводите с ребенком. Потребуются мягкие игрушки и куклы-перчатки. Попробуйте покормить куклу, приготовить ей обед, одеть ее для прогулки, посадить на горшок, покатать на машине, почитать книжку мишке и т.д.
  6. Приобщение к домашней работе. Дети любят помогать маме, например, пылесосить, мыть посуду, поливать цветы. Они воспринимают эти действия как игру. Конечно, нечего и рассчитывать на то, что годовичок хорошо справится хотя бы с одним заданием. Вам, несомненно, придется убирать за ним, но такая совместная деятельность прекрасно приучает ребенка к труду. Дайте малышу повозить по полу швабру или пылесос, подержать под краном чашку, блюдце — и кроха будет счастлив. Совместная уборка поможет ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, запоминать названия предметов, координировать движения, развивать моторику.

Таким образом, к полутора годам карапуз будет уже способен отнести белье в стиральную машину, положить грязную бутылочку в раковину, собрать свои игрушки.

Burda Media

Я играю сам!

Каждый новый предмет малыш желает не только посмотреть, но и потрогать и попробовать на вкус. Для мамы, выполняющей функцию ангела-хранителя, этот период времени очень непрост, поскольку нужно и следить за безопасностью ребенка, и успеть выполнить массу домашних дел. Выход один — увлечь кроху чем-то на 15–20 минут. Самое важное условие для таких занятий — безопасность.

Спрячьте подальше все, что может причинить вред его здоровью: мелкие и острые предметы, дезодоранты и освежители воздуха, лаки для ногтей, зажигалки, спички и т.д. Даже если ваш малыш играет спокойно и тихо, проверяйте его, чтобы быть уверенными, что ничем опасным он не занят.

  1. Работаем вместе. Если вы читаете, пусть ребенок сидит рядом и смотрит картинки в своих детских книжках, говорите по телефону — вручите и крохе старую трубку, пишете текст — посадите его рядом и дайте карандаш и листок бумаги. Даже когда вы на кухне готовите обед, дайте карапузу кастрюлю — пусть барабанит по ней или складывает туда неопасные и неострые ложки-поварешки.
  2. Новые старые игрушки. Ребенку обычно быстро надоедают даже самые красивые и интересные игрушки, и каждый раз он будет ждать „чего-нибудь новенького”. Однако, чем больше игрушек у малыша, тем меньше они ему интересны. Заведите специальный сундук, из которого можно будет доставать несколько забытых „новых” вещичек, припрятывая старые.
  3. Матрешка. Сейчас малышу очень интересны игрушки, которые можно вставлять одну в другую (по типу матрешки). Кроме классической игрушки это может быть набор цветных стаканчиков, кухонные кастрюльки.

    Burda Media

  4. Каталка. Ее можно катить, толкая перед собой, или тащить за веревочку. Продаются каталки в виде машинок, колес, зверюшек. Подобную игрушку легко соорудить из обувной коробки.
  5. Пакет с одеждой, из которой малыш уже вырос, а также платки и шали. Дети любят примерять на себя разные вещички и красоваться перед зеркалом.
  6. Кухонная утварь. Подойдут любые кухонные принадлежности: кастрюли, крышки от них, половники, контейнеры, пластиковая посуда. Малышу очень нравится перебирать эти предметы, складывать один в другой. Если вы готовы терпеть шум, покажите крохе, как стучать ложкой по кастрюле, или дайте ему две металлические крышки. Грохот будет ужасный, но эффект настолько нравится детям, что занимает их надолго.
  7. Воздушные шарики. Надуйте их не слишком сильно, чтобы шар не лопнул в процессе игры. Покажите ребенку, как играть ими в футбол или подбрасывать.
  8. Домик. Поставьте рядом два стула, накройте их одеялом, откиньте уголок — залезай, малыш! Можно сделать домик, накрыв длинной скатертью стол. Только уберите с него все вещи, чтобы на ребенка ничего не упало, если он сдернет скатерть во время игры.
  9. Накормить игрушку. Рассадите кукол или плюшевых зверей. Скажите малышу, что игрушкам пора обедать, и дайте ему бумажные „продукты” — например, вырезанные по контуру в виде конфет разных размеров и цветов. Положите перед каждой игрушкой картонные тарелки, пусть кроха раскладывает по ним „угощение”.
  10. Старые цветные журналы, или туалетная бумага. Растерзание бумаги — это весело! Пусть кроха рвет ее, расстилает, сминает в комки, протыкает дырочки.
  11. Волшебный мешок. Сложите в мешок небольшие предметы и время от времени предлагайте их малышу. Совсем мелкие вещи — пуговицы и бусины — связывайте в ожерелья или пришивайте к кусочкам ткани. Не забывайте обновлять содержимое мешка. Если у вас есть дома пустые 5-литровые бутыли, в них можно заталкивать мелкие предметы. А все, что „съест” бутылка, можно потом рассмотреть через прозрачные стенки.
  12. Коробочка-сортировка. Найдите коробку с несколькими делениями, разложите по ним предметы разных сортов: каштаны, крупную фасоль, ракушки. Можно к этой коробочке выдать также пластиковые ложки и несколько мисок. Ребенок под вашим присмотром будет увлеченно перекладывать и сортировать мелочи, заодно научится держать ложку и переносить ею содержимое без потерь.
  13. Пересыпание круп. На кухне можно дать малышу несколько емкостей (чашки, миски) и любую крупу. Предложите крохе пересыпать ее ложкой из одной миски в другую. Игру легко варьировать различными заданиями: насыпь во все чашечки поровну, в одну миску больше, в другую чуть меньше.

Рост ребенка в год

Всем родителям очень важно наблюдать за показателями роста и веса ребенка. Постоянный контроль поможет своевременно увидеть отклонения, обнаружить их причину и принять соответствующие меры, которые помогут привести параметры малыша в норму. Физическое и умственное развитие детей тесно взаимосвязано, никто не сможет гарантировать того, что нарушение первого не повлечет за собой отклонения во втором. Поэтому контролировать физические параметры крохи необходимо регулярно, все полученные данные сравнивать с нормой.

Девочка одного года стоит рядом с ростомером

Особенности развития малыша

До года малыш растет очень быстро. Его вес увеличивается в три раза, рост – на 25 см. После года кроха набирает вес уже не так быстро. Как правило, это происходит из-за того, что ребенок начинает ходить и становится более активным. Он старательно оттачивает свои новые двигательные умения и может по несколько месяцев совсем не прибавлять в весе. О росте такого нельзя сказать. С каждым месяцем малыш становится выше на несколько сантиметров, хотя это происходит уже не так стремительно, как в первый год жизни. Также стоит учитывать, что рост в годик девочка будет иметь немного меньше, чем мальчик.

Вес и рост малыша считаются главными показателями его правильного развития в первый год жизни, но необходимо понимать, что ребенок не всегда развивается «по стандарту», и это абсолютно нормально. Каждый малыш уникален, и его организм обладает некоторыми особенностями, которые оказывают непосредственное влияние на набор веса. К примеру, к ним можно отнести:

  • Наследственный фактор;
  • Особенности протекания беременности и самих родов;
  • Рост и вес малыша при рождении;
  • Активность крохи в течение дня;
  • Аппетит;
  • Пол.

Если малыш не совсем вписывается в нормативные показатели, прибавляет очень мало или очень много, но при этом его умственное развитие соответствует возрасту, он обучается новым навыкам и спокойно себя ведет, то сильно переживать не стоит. Главное – регулярно посещать педиатра, который сможет своевременно увидеть проблему и подскажет, как ее решить.

Дополнительная информация. По данным мировой статистики, от 10% до 20% малышей не соответствуют параметрам, заявленным ВОЗ, но при этом никаких патологических отклонений у них не наблюдается, эти детки считаются совершенно нормальными. Поэтому, если кроха попал в эти злосчастные 10-20 процентов, это еще не повод родителям паниковать и бить тревогу, необходимо просто обратиться за советом к доктору и вместе решить проблему.

Малыш сидит в кроватке, улыбается и обнимает игрушку

Нормы показателей по данным ВОЗ

Существуют нормативные графики роста и веса для мальчиков и девочек в возрасте одного года, которые были составлены Всемирной организацией здравоохранения. По этим графикам можно увидеть не только абсолютные показатели веса и роста, но и их взаимосвязь. Соотношение этих данных необходимо для того, чтобы понимать, насколько гармонично происходит развитие ребенка.

Нормы веса годовалого ребенка

Эндокринное наблюдение за физическими показателями ребенка необходимо для наилучшей оценки развития крохи. Детки в возрасте одного года могут иметь следующую оценку массы тела:

  • Существенный недовес – критическое истощение детского организма;
  • Очень низкий вес;
  • Ниже среднего – вес в норме, но показатели находятся на нижних границах;
  • Средний показатель – индекс массы тела ребенка находится в рамках нормы;
  • Выше среднего – незначительный излишек массы тела;
  • Высокий показатель – избыточная масса тела;
  • Очень высокий показатель – критическое состояние, ожирение.

С помощью нормативных таблиц доктора наблюдают за темпами прибавления массы тела и могут оценить физическое развитие ребенка, соответствует ли оно общепризнанным нормативам. Очень низкая или, наоборот, слишком большая масса тела может сигнализировать о наличии погрешностей в режиме кормления или сна грудничка. Изучив все параметры ребенка, доктор своевременно окажет помощь и даст правильные советы, как можно устранить проблему. К примеру, сменить смесь, начать вводить прикорм или увеличить размер порции.

Вес мальчиков в один год

Вес девочек в один год

Внесенные в таблицы показатели имеют усредненный характер. Они были получены Всемирной организацией здравоохранения после обследования огромного количества малышей в возрасте одного года. Родителям необходимо понимать, что все детки очень разные, и данную таблицу можно использовать только для ознакомления. Ответить на вопрос, имеются ли какие-то нарушения в физическом развитии ребенка, сможет только педиатр.

Нормы роста годовалого малыша

Рост ребенка в годик – это всемирный параметр, который учитывается докторами для оценки правильного развития годовалого малыша. Общепринятая оценка этого показателя:

  • Очень низкий рост ребенка в год – серьезное нарушение, которое говорит о возможных врожденных заболеваниях или хромосомных патологиях.
  • Низкий рост – значительный недобор, часто имеется избыточный вес;
  • Ниже среднего – показатели небольшие, но соответствуют нормам;
  • Средние показатели (считаются стандартными);
  • Выше среднего – большой рост, но вписывается в нормативные показатели;
  • Высокий рост – генетическая предрасположенность;
  • Очень высокий рост – говорит о возможных нарушениях в работе эндокринной системы.

Рост мальчиков в один год

Рост девочек в один год

Обратите внимание! По данным Всемирной организации здравоохранения, несоблюдение норм правильного питания может нарушить не только физическое, но и умственное развитие ребенка.

График прибавки веса и роста у ребенка с рождения до одного года

Нормы, которых придерживаются российские педиатры

Данные, на которые ориентируются отечественные педиатры, несколько отличаются от показателей ВОЗ.

Таблица роста и веса ребенка в один год

Возраст Девочки Мальчики
Масса, кг Рост, см Масса, кг Рост, см
Средний показатель Норма Средний показатель Норма Средний показатель Норма Средний показатель Норма
12 месяцев 10,100 9,000-11,300 74,8 72-77 10,800 9,400-11,900 75,7 73-79

Недобор или перебор

Если вес малыша значительно отличается от показателей, указанных в диапазоне нормы, то необходимо в срочном порядке обратиться к педиатру с этим вопросом. Если вес ребенка в год лишь немного ниже или выше средних показателей, то причин для переживаний быть не должно.

Для того чтобы понимать, является нормой или нет вес крохи, можно рассчитать ИМТ (индекс массы тела). Для этого необходимо измерить рост малыша и возвести данные в квадрат. Далее полученную цифру нужно разделить на вес ребенка. Например, рост ребенка 77 см и вес 10 кг. 77*2=154. 154:10=15,4 (индекс массы тела ребенка).

У маленьких деток нормой считается ИМТ 15-16, все, что ниже, считается недобором веса, выше – перебором.

Важно! Регулярно измерять рост ребенка с помощью ростомера должны все родители. Очень важно наблюдать, в год сколько см ребенок приобрел, по сравнению с показателями при рождении. Также необходимо ежемесячно взвешивать ребенка и заносить полученные данные в специальную табличку. Это поможет отслеживать динамику развития, а также своевременно принимать меры даже при небольших отклонениях.

Ребенок лежит на электронных весах и улыбается

Что влияет на показатели малыша

Вес и рост годовалого ребенка не должны значительно превышать представленные в таблице значения или отставать от них. Стоит обратить внимание, что чаще всего отстают в весе и росте такие категории деток:

  • Недоношенные;
  • Переболевшие несколько раз за год ОРВИ;
  • Страдающие нехваткой жидкости в организме;
  • Перенесшие различные кишечные инфекции;
  • Имеющие проблемы с пищеварением;
  • С признаками рахита или анемии;
  • Имеющие нарушения ЦНС.

Также на повышенный или пониженный вес и рост влияют внешние факторы:

  • Плохой сон;
  • Климатические условия;
  • Неправильный уход;
  • Несоблюдение режима питания;
  • Психическая нагрузка.

На физические показатели ребенка также влияет генетика. Как правило, дети соответствуют параметрам своих родителей. Если они в младенческом возрасте были «худышками», то и малыш будет весить не очень много. Соответственно, если родители были пухленькими, то и ребенок будет слегка полноват.

Девочка в один год сидит на траве и играется с собачкой

Если ребенок не соответствует нормам

Если родители видят, что кроха плохо прибавляет в весе или вообще его не набирает, необходимо для начала обратиться к педиатру, вместе с ним найти причину. Возможно, проблема кроется в неправильно организованном режиме питания. Тогда все, что потребуется, чтобы исправить ситуацию, так это пересмотреть меню малыша.

Если причина кроется не в питании, то, скорее всего, придется сдавать различные анализы, чтобы выявить возможные заболевания.

Важно! Все родители должны знать, что, кроме питания, на вес малыша также оказывают влияние режим дня и обстановка внутри семьи.

Если годовалый грудничок сильно отстает в росте или, наоборот, намного выше своих сверстников, это может быть вызвано серьезной патологией щитовидной или поджелудочной железы. Также это может быть связано с проблемами в функционировании надпочечников. Еще к причинам замедленного роста относят недостаток в организме ребенка соматотропина (гормона роста).

Простимулировать нормальную скорость роста можно с помощью приема витаминного комплекса, предварительно согласовав дозировку с доктором.

Очень часто бывает, что малыш выходит далеко за пределы средних показателей. Это, как правило, происходит с детками, которые находятся на искусственном вскармливании. Такие карапузы менее активные и начинают позже ходить. Также у них чаще проявляется аллергическая реакция, и они имеют слабую иммунную систему.

Годовалый малыш сидит рядом с большой горой овощей и зелени

Как отрегулировать вес крохи

При избыточной массе тела грудничку стоит предлагать больше фруктов и овощей, ограничив употребление каш и сладостей. Также пухленькому малышу помогут ежедневный массаж и гимнастика.

Для начала необходимо выстроить правильный режим питания. Нарушать периоды кормления можно, но не более чем на 15-20 минут. У деток, которые кушают очень мало, начнет правильно вырабатываться желудочный сок, и появится хороший аппетит. Карапузы с очень хорошим аппетитом не будут перекусывать неполезными углеводами.

Грудничок в один год должен употреблять пищу пять раз в день через каждые 3-4 часа. Если ребенок еще находится на грудном вскармливании, то его день должен заканчиваться маминым молочком. Грудное вскармливание для деток одного года необходимо не столько для питания, сколько для успокоения самого ребенка.

Совет. Во время трапезы малыша ничего не должно отвлекать от еды. Не стоит включать ему мультики, лишь бы только он поел.

Необходимо приучать ребенка к правильной и сбалансированной еде, постоянно контролировать, сколько малыш ест, и какую пользу ему приносит тот или иной продукт. Когда ребенку исполнилось 12 месяцев, суточное употребление пищи должно составлять не более 1 литра, где завтрак и ужин должны занимать по 25% объема, обед – 35%, полдник – 15%. Пищевая ценность суточного приема пищи должна составлять около 1300 ккал.

Годовалый ребенок сидит и ест суп ложкой

Правильный рацион питания малыша

Грудничку, которому исполнился один годик, необходимо вводить в рацион питания следующие продукты:

  • Молоко;
  • Творог;
  • Твердый сыр;
  • Нежирное мясо и рыбу;
  • Яйца (не более ½ шт. в день);
  • Разнообразные крупы;
  • Ягоды и фрукты;
  • Овощи;
  • Зелень;
  • Сливочное и растительное масло;
  • Свежеотжатые соки (предварительно разбавленные водой);
  • Компот, кисель и воду без газа.

Очень важно придерживаться сбалансированного и полезного питания, предлагать малышу различные блюда. Вводить каждый новый продукт необходимо в малом количестве и с предельной осторожностью, наблюдая за реакцией маленького организма.

Ребенок сидит и пьет из чашки молоко

Чем грозит отклонение от нормы

Значительные отклонения от средних показателей массы тела могут повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем. У крупных деток, как и у взрослых с избыточным весом, появляются нарушения в пищеварении, повышается давление. Также избыточный вес может спровоцировать сердечную или мочекаменную болезнь. Кроме того, у полных детей увеличивается нагрузка на еще слабый позвоночник.

Дефицит массы тела считается не менее опасным. Он может привести к ослаблению иммунитета, железодефицитной анемии и даже к задержке роста и нарушениям в развитии. Худой ребенок может очень быстро уставать и отставать от своих сверстников в умственном развитии.

У деток, отстающих в росте, может замедляться развитие мышц скелета, миокарда сердца, головного мозга. Это тяжело сказывается, как на внешнем виде малыша, так и на умственном развитии.

Ожирение и анорексия у деток считаются самыми ужасными отклонениями, которые влияют на здоровье не меньше, чем отклонения в росте.

Если в годик ребенок уже ходит сам или, держась за руку родителей, стоит без опоры, проползает через препятствия, понимает, что от него хотят, уже может сказать несколько слов, приседает и легко встает, хорошо ест и спит, играет с другими малышами, все это указывает на правильное развитие.

Развитие ребенка в 1 год

До годовалого возраста малыш пребывает в тесной эмоциональной связи с матерью, воспринимая ее как часть себя. Развитие ребенка в 1 год происходит более автономно – начинается формирование личности. В это время ребенок переживает первые внутренние конфликты: он привык к непосредственному присутствию близкого человека, но при этом жаждет самостоятельности. Ребенок в 1 год нуждается в вашей поддержке, как и прежде. На что обратить внимание?

Физическое развитие: нормы веса и роста

Семье новорожденного важно контролировать показатели его роста и веса. Благодаря этому своевременно выявляются отклонения в развитии годовалого ребенка и малыша младше или старше.

Умственное, психическое, физическое развитие тесно связаны, и нарушение одного аспекта может обернуться нарушением второго. До года замеры проводятся регулярно, сравниваются с нормой.

Развитие годовалого ребенка предполагает: рост девочек 69-79 см, рост мальчиков 71-80 см. Вес девочек 7-11,5 кг, вес мальчиков –7,7-12 кг. Это усредненные данные для ребенка в 1 год, представлены в ознакомительных целях, возможны некоторые отклонения от нормы. Только педиатр может определить, насколько они допустимы. Родителям рекомендуется периодически фиксировать измерения. Предполагается, что в первые полгода младенец вырастает на 15 см, после этого темпы становятся ниже. Рост ребенка в 1 год составляет 70-80 см, и это норма. У высоких мамы и папы, дети вытягиваются сильнее. Если у родителей не большой рост, то, вероятно, это передастся малышу. Наследственность играет большую роль.

Если в период беременности женщина употребляет спиртное, то это порой оборачивается значительным отставанием в росте, а также в развитии плода. В свою очередь, прием нужных витаминов и правильное питание при беременности ведет к нормальной скорости роста.

Если ребенок в 1 год отстает в росте, чаще предлагайте ему такие продукты: мясо, рыба, молочка, фрукты, овощи, зелень, яйца, каши злаковые. Сделайте его питание полезным, сбалансированным – это важно при развитии годовалого ребенка. Каждый новый продукт вводите с осторожностью. Малыш отстает в росте или существенно обгоняет сверстников? Это может являться симптомом болезней поджелудочной или щитовидной железы, надпочечников. Не игнорируйте проблему.

Считается, что дети, находящиеся на искусственном вскармливании, набирают вес активнее грудничков. Возможно незначительное отклонение в любую сторону, это не повод для волнений. При значительном отклонении от нормы необходима консультация с педиатром.

В чем может быть причина отклонения в развитии годовалого ребенка? В первую очередь: неправильный режим питания. Матерям детей, находящихся на грудном вскармливании, необходимо убедиться, что младенец наедается. Если это не так, то в рацион необходимо добавление смесей. Ребенок всерьез отстает в весе и при правильном, сбалансированном питании? Посетите врача – подобные отклонения могут быть причиной заболеваний.

Психическая сфера развития

Развитие годовалого ребенка предполагает появление большой активности. Малыш стремится познать новое, он открыт к исследованиям, новым открытиям. Также это время первых психологических кризисов.

Кроха понемногу осознает себя самостоятельным человеком, отделенным от мамы. Открывая свое я, он пока не способен физически осуществить все то, что осознал психологически.

Если ребенок в 1 год познает что-то новое, это не всегда приводит к радости – познания порой оборачиваются сбоем в поведении, капризам, раздражительности, истерике.

По мнению психологов, на этом этапе истерики допустимы. Как помочь ребенку взять себя в руки? С помощью ласки, добрых слов.

Характерная черта для кризиса одного года: освоение речевого действия. Ранее организм крохи регулировался биологической системой, которая теперь находится в противоречии с вербальной ситуацией, основанной на приказах со стороны взрослых или внутренних мотивов. В итоге ребенок в 1 год лишается системы, дающей возможность ориентироваться в окружающем мире.

Другая характеристика кризиса: общий регресс деятельности малыша. Попросту говоря – обратным развитием, примитивными эмоциями.

Какие еще нарушения случаются при кризисе:

  • нарушение в процессах сна и бодрствования;
  • нарушение в удовлетворении витальных потребностей, вроде голода;
  • угрюмость, плаксивость.

Кризис не считается острым.

Развитие мелкой моторики

Какие действия помогут ребенку в 1 год развить мелкую моторику:

Чистка вареного яйца

Одно из самых действенных занятий. Игра позволяет развивать «щипковый» и «пинцетный» захват, обеспечивает тренировку пальцам. Просто сварите яйцо!

Некоторые родители полагают, что ребенок в 1 год не справится с предложенной задачей. Он действительно может не сразу осознать, чего от него ждут – важно объяснить. Предложите складывать скорлупу на небольшую тарелочку – это повысит интерес к игре, придаст ей смысл в глазах годовалого малыша. Как это происходит? Вероятно, кроха не сможет одновременно удерживать яйцо и чистить его – держать его придется вам. Скорлупки могут падать – это не страшно. Главное стремление малыша выполнить задачу.

Отрывание с кубика кусочков скотча

Эта игра чем-то похожа на предыдущую, и от вас требует некоторой подготовки: приклеить на кубик небольшие кусочки скотча. Важно, чтобы краешки приклеенных полосок торчали в разные стороны, и у малыша была возможность схватить их. Больший интерес у ребенка в 1 год вызовет последующее приклеивание полосок на другой предмет – приготовьте его (например, лист бумаги).

Разворачивание предметов в фольге

Очень полезное упражнение для мелкой моторики. Выберите небольшую игрушку или иной предмет, и заверните его в фольгу. Предложите крохе посмотреть, кто спрятался внутри блестящей упаковки. Предусмотрительно оставьте торчать маленький краешек фольги, чтобы ребенок мог ухватиться за него.

Становление речи годовалого ребенка

Речь крохи в этом возрасте зависит от ранее проведенной подготовительной работы родителей и прочих членов семьи. Лепет и гуление подготавливает артикуляционный аппарат к более сложным действиям, а знакомство крохи с предметами ближнего окружения пополнило его пассивный словарь.

Ребенок в 1 год знает значение многих слов, в его активном словаре присутствует 15-20 из них. Постепенно он прибегает к речи, как к средству общения. Некоторые дети правильно произносят слова: баба, мама, ляля. Некоторые лепечут: па, бах, ма или частично произносят слова («нельзя» звучит, как «зя» и т.д.). Другие подражают животным, окружающим звукам: «ав-ав», «му-му», «би-би» и т.д.

Уже можно определить, имеются ли у крохи речевые трудности. Специалист сразу определит их. Характерная особенность годовалого малыша: подражание взрослым. Он пытается повторить знакомые слова и те, которые ранее не слышал.

Наиболее активное подражание происходит к полутора годам. Не сюсюкайте с малюткой: давайте пример правильного произношения слов.

Годовалый ребенок понимает много слов: определения разных действий, окружающих предметов и объектов, увиденных на картинках. Поддерживайте этот интерес, демонстрируя понятные ему картинки. Комментируйте иллюстрации крохе, высказывайтесь простыми словами. Обозначайте предмет одним постоянным словом, дабы смысл не был потерян для ребенка в потоке множества слов взрослого. Пример: трава пусть остается травой, а не растениями, зеленью и так далее.

Уже к полутора годам активный словарный запас крохи может достичь 30 слов. Стремясь подражать, малютка активно увеличивает свой словарный запас глаголами и наречиями. К двум годам могут появиться и прилагательные или местоимения.

Чему научился малыш за 12 месяцев

Навыки, присущие большинству годовалых детей:

  • пытается вставать на ноги, ходить;
  • может сделать несколько шагов без поддержки взрослого или пройти несколько метров;
  • бежит, держась за руку взрослого;
  • карабкается и залезает на диван, кресло;
  • поднимается на горку или лесенку с помощью взрослого;
  • произносит простые слова;
  • играть в простые игры.

Несмотря на то, что ребенок только учится ходить, ему по силам и иные действия. Пример: нести игрушки, идти и толкать или тянуть что-то.

Малыш теперь умеет бросать предметы, и нередко демонстрирует этот навык. Иногда ему доставляет удовлетворение процесс бросания, а иногда он пытается понять, куда она закатится.

Ребенок, которого учили есть самостоятельно, уже ближе к году может уверено держать чашку, перекладывать ложку из руки в руку. Он учится сам разуваться и обуваться, зачерпывать воду из ванной, водит карандашом по бумаге, открывает дверцы шкафов.

Он проявляет интерес к тому, что находится рядом, и к тому до чего сложно дотянуться. Движимые любопытством, дети взбираются туда, откуда не могут слезть своими силами. Крохе проще взобраться наверх, чем слезть, и высота может обернуться неожиданным страхом.

Малютке интересны новые звуки, предметы. Он стучит ложкой по миске, проводит эксперименты с голосом, подражает окружающим.

Полезные занятия для развития ребенка в год

Годовалый ребенок проявляет повышенный интерес к окружающему миру: поощряйте это. Зачастую в таком возрасте нет интереса к игрушкам, но присутствует заинтересованность в бытовых предметах, находящихся в пользовании взрослых. Если сын или дочь проявляет повышенный интерес к пустой кастрюле или пульту от телевизора, дайте им возможность удовлетворить любопытство. Речь не идет о предметах, опасных для здоровья – нож, аэрозоль, косметика и так далее.

Общие рекомендации для родителей, помогающие развитию крохи:

Относитесь уважительно к самостоятельному выбору

Позвольте ему самостоятельно, без вашего участия выбрать игрушку для прогулки. Хочет сам надеть шапку или ботинок? Позвольте ему предпринять такую попытку. Давайте крохе больше выбора, считайтесь с мнением, которое он выражает.

У него что-то не получается, и это обстоятельство вызывает у него слезы и капризы – не спешите все делать вместо него, просто помогите ему советом. Например, он не может запихнуть кубик в отверстие для шарика – предложите ему другие варианты. Не может собрать пирамидку в нужном порядке? Разложите перед ним кольца в правильной очередности – ему будет проще сориентироваться.

Важность физического развития

К годовалому возрасту ребенок начинает активно ползать, преодолевать препятствия, взбирается по наклонной поверхности, может залезть на диван, делает свои первые шаги. Для получения дальнейших высоких результатов развития, необходимо приступать к выполнению первой зарядки. В этот период дети пытаются подражать окружающим. Позвольте ему повторять за вами элементарные движения – их повторения подарят малышу несколько увлекательных минут, и помогут в общем укреплении мышц.

Обучите его пользованию столовыми приборами

Многие годовалые дети уже могут пользоваться столовыми приборами, сидя за столом. В отдельных случаях дети уже умеют накалывать на вилку кусочки еды.

Обучайте малыша счету и новым словам

К возрасту одного года карапуз уже может произнести несколько слов. Преимущественно они имитирующие или облегченные: ма-ма, ба-ба и так далее.

Дети способны различать названия определенных предметов, имена родителей. Им не составляет труда выполнить простые просьбы близких: показать кубик, сесть на стульчик и так далее. Обычно он смотрит в сторону предмета, о котором говорят или на человека, названного по имени. Называйте новые предметы, попадающие в его поле зрения – так ему будет проще выучить определения и ассоциировать их с определенными вещами.

Сложно научить счету годовалого ребенка, но в этом возрасте он сможет осознать значение слова «два». Пример: разложите перед ним парные вещи, вроде пары перчаток, и говорите: «два». Потом проделайте это с носками, игрушками. Постепенно он начнет понимать, о чем речь.

Не мешайте его занятиям

В год кроха понимает значение слов «нельзя» и «можно». Когда малышу что-то запрещают, он всячески показывает недовольство. Не принуждайте его заниматься тем, чего ему не хочется. Не требуйте, чтобы он взял карандаши и рисовал, если ему хочется покатать по ковру машинку. В этом возрасте дети стремятся к самостоятельности, и принуждение к нежелательным делам могут спровоцировать капризы и негативные эмоции.

Будьте терпеливыми

По словам детских психологов, годовалые мальчики и девочки с интересом наблюдают за окружающими людьми, стремясь им подражать. Им уже ясно, что с разными людьми применяется разная модель поведения – это активно просматривается в их повадках. В присутствии малознакомых людей кроха стесняется, ведет себя сдержанно. С мамой или папой он позволяет себе капризы, и объясняется это просто: карапуз проверяет, готовы ли они любить его, вопреки поведению.

Игрушки для годовалого ребенка

В магазинах представлен широких ассортимент игрушек. Как выбрать из всего этого многообразия. Усвойте, что много – не значит хорошо. Более того, большинство по-настоящему нужных в этом возрасте игрушек вы можете сделать сами. Однако обсудим покупные варианты.

Карапузы до двух лет зачастую тянут в рот все что видят, поэтому товары, предназначенные для них, должны соответствовать ряду требований по безопасности. Предпочтительней натуральные материалы (лучше выбирать дерево), отсутствие вредных красителей, каких-либо запахов. Игрушки должны быть без острых углов, доступных мелких деталей. Для музыкальных игрушек важным критерием является уровень громкости – ему не следует быть выше 65 ДБ. Если речь идет об образных игрушках, вроде животных, они должны иметь натуральный вид. Синяя кошка или кукла без носа могут всерьез озадачить кроху.

Каждая игрушка для годовалого ребенка – не просто способ развлечения, но и средство обучения, развития.

Игрушки для самых маленьких делятся на несколько групп:

Развитие крупной моторики

Подразумеваются игрушки, которые тянут и толкают (машинки, тележки), на чем катаются, и на чем ездят. Выбирая любые крупногабаритные игрушки для малютки, позаботьтесь о том, чтобы она были устойчивыми и обладали элементарными механизмами.

Мяч необходим любому малютке, чтобы развить ловкость. Первое время дети катают его по полу со взрослым, потому пытаются отбить ножкой, а после двух лет ловят и кидают сами.

С года совершенствуется пинцетный захват разных небольших деталей. Формирование навыка позволяет интенсивнее развиваться отделу головного мозга, который отвечает за речь.

Сортер

Каждому крохе будет полезен сортер. Имеются ввиду коробочки или прочие игрушки с отверстиями, позволяющими малышу проталкивать небольшие предметы определенной формы. Во время этого развлечения он будет учиться определять различия в форме и величине предметов. В раннем возрасте эти свойства являются ключевыми для малютки. Они начинают познавать цвета, но не воспринимают их как отличительные признаки.

Пирамидка

Купите простейшую пирамидку, обладающую несколькими кольцами основных цветов. Когда кроха научиться нанизывать их, то можно предложить более сложную игрушку с деталями разных размеров.

Уход и режим дня ребенка в 1 год: сон, бодрствование, кормление, прогулки

При достижении годовалого возраста режим ребенка понемногу меняется. Помните, что, несмотря на всю его активность, он еще не достаточно силен, поэтому довольно быстро наступает усталость.

В его комнате должен регулярно циркулировать свежий воздух. В прохладное время года спальня должна проветриваться несколько раз. Независимо от времени года, малышу необходимо бывать на прогулке ежедневно, минимум по два часа. Не катайте его только на коляске, он должен периодически прогуливаться пешком.

В первых полгода он питался исключительно молочными смесями или материнским молоком, однако к году его рацион должен существенно разнообразиться молочными кашами, фруктовыми и овощными пюре, паровыми котлетками, печеньем, тушенными овощами, творогом и прочим.

В это время у ребенка появляются первые зубы, он учится пережевывать еду. Это не является знаком того, что он готов полностью перейти на «взрослую» пищу. Пока ему приходится готовить еду отдельно от прочей семьи. Подавайте детские блюда в перетертом или мелко нарезанном виде.

С какими продуктами пора знакомить годовалого карапуза: куриные или перепелиные яйца, гречневая и овсяная каша, макароны, картофель, сырые и отварные овощи, молочные супы, отварное мясо, сливочным маслом, хлебом, печеньем. В некоторые блюда добавляйте измельченную зелень – петрушку, укроп, зеленый лук.

В год ребенку запрещается предлагать жареные блюда – ему походят лишь вареные, запеченные на пару. Непременно протирайте твердые овощи и фрукты, вроде яблок, моркови. Дыню, арбуз, банан допустимо просто нарезать на небольшие кубики. Сливы, вишню, абрикосы желательно подавать в отварном виде – пюре, компот.

Пока детский желудок совсем мал, а вот энергии у малыша предостаточно, поэтому необходимо частое кормление небольшими порциями. За сутки он должен поесть пять раз: завтрак, обед, полдник, ужин и на ночь печенью с кефиром или другая простая еда. К полутора годам можно будет переходить к четырехразовому питанию, отменив прием еды перед сном. У ребенка плохой аппетит? Может помочь красиво поданная пища, яркие тарелочки, интересные салфетки и прочие аспекты, привлекающие внимание.

Годовалому карапузу нужно спать примерно 13-14 часов в день. Для ночного сна достаточно около 11-12 часов. Днем продолжительность сна составляет около 2-3 часов. Индивидуальные потребности детского организма определяют время бодрствования. Зачастую достаточно около 4 часов бодрствования, но некоторые крохи не хотят спать гораздо дольше.

В год многие дети хотят спать лишь раз, но такой ритм способны выдержать не все. Гораздо комфортнее для годовалых чад сон дважды в день примерно по полтора часа. Второй сон может быть короче. Для детей, спящих ночью 12 часов и более, подходит один дневной сон, продолжительность которого должна быть не меньше 2-х часов. Старайтесь соблюдать режим – 11-12 часов ночного сна обеспечивают необходимой энергией, достаточной для активного психологического и физического развития.

Примерный распорядок дня мамы и годовалого малыша

Ранний подъем происходит в 6.00-7.00, а поздний в 8.00-9.00. Каждая мама и ребенок придерживаются в этом вопросе времени, которое им более комфортно. Через пол часа после пробуждения наступает время завтрака, однако до этого нужно уделить время умыванию, зарядке.

Через три часа ожидается второй прием пищи, и до этого маме и ребенку следует совершить прогулку или просто заняться развивающими играми. После второго приема пищи следует дневной сон. Далее полдник, игры или прогулка, второй дневной сон. Около 19.00 рекомендуется поужинать, после чего перейти к вечернему купанию, воздушным ваннам. К 21.00 следует быть готовыми к ночному сну.

Повторяйте все эти действия в определенное время, не внося без серьезной причины изменения в график. Введите свой ритуал, вроде сказки на ночь и обязательного поцелуя перед сном.

Ребенок не желает спать днем? Приучите его к поощрению после дневного сна в виде того, что ему нравится: какая-нибудь вкусность или легкие шалости. Запомнив, что после сна последует что-то интересное, он охотнее на него согласится.

Старайтесь избегать строгого режима для крохи, расписывая по минутам весь день. Берите во внимание перемены в его настроении, самочувствии. Если это желательно, то отойдите от строго запланированного графика. По мере взросления чада, его режим в любом случае придется корректировать.

Постепенно вводите дополнительные нагрузки, исключайте неактуальные. Обычно увеличивается время для прогулок и развивающих занятий, и уменьшается для дневного сна и так далее.

Рекомендуется соблюдать простейшую последовательность: сон ночью, завтрак, бодрствование с играми или прогулкой, дневной сон, прогулка, игры, принятие пищи, купание, отход к ночному сну. Режим дня важен для малыша: ему будет достаточно времени на отдых и бодрствование. Так он будет меньше уставать, и значительно уменьшатся поводы для капризов.

Возможные проблемы у ребенка в 1 год

Рассмотрим три самых распространенных проблемы, о которых некоторые родители упоминают при достижении их ребенком годовалого возраста. Также определим, являются ли эти особенности действительно проблемами.

Ребенок совсем не говорит

Согласно многочисленным данным ВОЗ и таблицам, размещенным в интернете, годовалый малыш должен выговаривать несколько слов. В последнее время все чаще родители беспокоятся о том, что их чадо так и не произнес первые «лепетные» слова к 12 месяцам. Обратите внимание, что по американским меркам, об этом не стоит волноваться до 2,5 лет, и многие успешно пользуются этим правилом, не мучая ни себя, ни малютку. Имеется повод для беспокойства, если у дитя отсутствует речь в три года.

Почему ребенок не говорит в обозначенные сроки – в год? У всех детей присутствуют индивидуальные особенности речевого аппарата. Один ребенок может заговорить в год, а другой в два, и уже в течение нескольких он способен даже обогнать сверстников в количестве выученных слов и фраз.

Также обращается внимание на условия, в которых растет чадо. Взрослые либо провоцируют, либо тормозят речевое развитие.

Обычно проблема не имеет отношения к нарушениям здоровья, поэтому даже не думайте о каких-либо медикаментах, если кроха не говорит в годик.

Также позднее речевое развитие может быть связано с тем, что постепенно исчезла культура пестования малютки, которые столетиями проводили бабушки и прабабушки во многих семьях. Нередко родные не ведут никаких бесед с маленькими детьми, заявляя, что «они еще не умеют разговаривать» — естественно это не способствует активному развитию речи.

Малыш не начал ходить

Одно из наиболее значимых достижений карапуза к первому дню рождения – самостоятельная ходьба. Большая часть детей осваивает навыки ходьбы к этому возрасту, некоторые даже бегают, но это правило нельзя назвать безусловным. Есть ли повод для волнений?

Вспомните, в каком возрасте крохе покорились прочие навыки – ползание, сидение, переворачивание. Если прочие способности формировались позже, чем у сверстников, то и к ходьбе это тоже будет иметь отношение.

Определите, есть ли у малыша предпосылки к тому, чтобы начать ходить. Способен ли он сам становиться у опоры, шагать вдоль нее или за руку. Умеет и регулярно тренируется это делать – значит, беспокоиться не нужно.

Ребенок не начал ходить на горшок

Многие мамочки убеждены, что если малыш в год не садиться на горшок, то это значит, что время упущено, и он отстает в развитии. Обычно первыми начинают причитать бабушки и дедушки, которые растили детей, не имея одноразовых подгузников. Такое приучение к горшку молодым мамам даже не снилось, поэтому они не торопятся с отказом от подгузников, и правильно поступают!

Не стоит принимать за пример истории о восьмимесячных детях, которых высаживают на горшок. Они это делают, не потому, что действительно хотят, а из-за выработанного рефлекса. Если он сидит 20 минут на горшке и слушает «пись-пись», то естественно вскоре он «сделает дело». Но это не значит, что он захотел или попросился – родители просто пытаются поймать момент. В 90%случаев такие дети к 1,5 года начинают показывать характер, и им надоедает ходить в туалет по указке – ребенок начинает протестовать, писать в штаны.

Просто дождитесь созревания его нервной системы, когда он будет в состоянии соединить цепочку: хочу писать, говорю маме, иду к горшку, снимаю штаны и делаю свои дела. Годовалый ребенок на это попросту не способен. Его можно лишь «знакомить» с горшком, объясняя его суть. Ругань и наказания ребенка, не стремящегося на горшок в этом возрасте недопустимы. Практически все дети начинают управляться с горшком к трем годам.

Как развивать ребенка в год

Свершилось: крохе исполнился годик! В этом возрасте детки становятся невероятно любознательные и активные. Выбор игр и занятий становится все более обширным. Как лучше развивать и обучать ребенка в этот период? На что сделать упор? Какие занятия с ребенком и игрушки выбрать?

Многие мамочки, воодушевленные советами педагогов по раннему развитию, бросаются скупать игрушки и пособия для обучения, как только ребенку исполнился годик. Но в большинстве случаев кроха совершенно игнорирует паззлы, «шнуровки» и прочие «развивалки». А на навязывание таких игрушек ребенок реагирует негативно. Он плачет, бросает их на пол, пытается убежать. Это не повод отчаиваться и ставить крест на развитии малыша!

Не нужно заставлять его играть в то, что ему пока не интересно.Такие полезные игрушки обязательно заинтересуют его рано или поздно. В самом начале лучше сделать упор на развитие и закрепление уже имеющихся навыков ребенка, а именно, ходьба, первые слова, мелкая моторика, сенсорика. Игры для детей 1 года весьма разнообразны и помогут родителям не только закрепить, но и многократно улучшить навыки малыша, присоединив новые умения и знания.

Не нужно ждать мгновенного результата. Ребенку надо немного времени, чтобы освоить какую-то новую игру или научиться играть с новой игрушкой. Родителям необходимо набраться терпения и каждый день заниматься с малышом.

Делать это нужно как можно более позитивно, не уставая, показывать, как правильно строить башню из кубиков или собирать пирамидку. Результаты обязательно появятся, возможно, гораздо быстрее, чем считают мама с папой. Нельзя давить на ребенка! Не интересно – ничего страшного.

Развитие речи

Развитие речи – важнейшее направление занятий с малышом. Как развивать речь у годовалого ребенка? Конечно, разговаривать с ним. Постоянно. Не ленитесь рассказать ребенку, как прошел день, или описать то, что вы делаете (готовите еду, убираете квартиру). Описывайте ему окружающий мир, когда гуляете на улице. Называйте предметы, их цвет, размер (достаточно терминов «большой» и «маленький»).

Отлично подходят для развития речи сказки, детские песенки, потешки и стихи. Сейчас продается множество красивых детских книг со стихами. Ритмичные фразы легче воспринимаются на слух и запоминаются ребенком. Очень хорошо купить много разных книжек с яркими картинками, в том числе и специальные экземпляры для купания, чтобы весело и познавательно проводить время в ванной.

Когда малышу исполнится полтора года, можно обратить внимание на методику с работы карточками с яркими картинками и словами. Такие занятия есть у Монтессори, Домана, Лупан, известных и авторитетных педагогов по раннему развитию.

Смысл занятия заключается в том, чтобы показывать крохе карточку и говорить о ее содержании, называя предмет или животное, описывая цвет и т.д. Такие занятия с ребенком можно проводить несколько раз в день, используя не более трех-четырех карточек. Нужно следить, чтобы малыш не устал.


Карточки можно приобрести в готовых наборах или сделать своими руками

Развитие мелкой моторики и сенсорики

Развитие моторики и сенсорики имеет колоссальное значение! Такие занятия как нельзя лучше развивают мозговую деятельность, правильное восприятие окружающей среды, психоэмоциональное становление личности.

В этой области можно придумать великое множество занимательных игр. Детки очень любят играть с крупами. Для годовалых малышей, которые еще тянут все в рот, лучше выбирать манку. Она относительно безопасна, ей невозможно подавиться, закупорить ухо или нос.

Советуем почитать:Что должен уметь ребенок в год

«Найди игрушку»:

  • Понадобится большое ведро, тазик или пластиковый контейнер (не менее 10 л).
  • Несколько пачек самой дешевой манной крупы.
  • Несколько небольших игрушек типа шариков для пинг-понга.

Необходимо высыпать крупу в большую емкость и зарыть в ней игрушки. Далее ребенку предлагается найти в манке то, что там зарыто. Игра очень веселая. Детки будут с удовольствием рыться в крупе, пересыпать ее в ручках, искать игрушки.

Очень хорошо для моторики практиковать пальчиковые игры – обычные «Ладушки» или «Сорока-Воровка». Это не только весело, но и отлично развивает координацию и ритм.

Дети обожают игры с водой. Можно играть в ванне, переливая водичку из мисочек разного размера, ловить небольшие резиновые или пластмассовые игрушки в большом тазу или ведре.


Отличным приобретением будут различные резиновые игрушки для ванны, специальные детские насадки на кран или душ, которые делают купание интересным и веселым

Развитие творческих способностей

Чем занять ребенка в год, чтобы развить творческое видение мира? Отлично подойдет пальчиковое рисование и лепка из пластилина. Лепку лучше отложить на то время, когда малыш перестанет тянуть в рот все подряд. А вот рисование пальчиковыми красками можно практиковать сразу после 1 года или даже раньше.

Отлично развивает моторику и мышление игры с кубиками, пирамидкой и игрушками-сортировщиками. Это развивающие игрушки, которые можно смело приобретать к году и раньше. Если активно играть с ребенком в эти игры, учить, как строить башенку и собирать пирамидку, то через месяц он будет с легкостью делать это сам.

Отлично развивают моторику и координацию попытки самостоятельно кушать. Не нужно бояться давать ребенку ложку. Да, сначала большая часть каши будет на одежде и на полу, но пройдет несколько недель, и можно будет с радостью наблюдать за крохой, который ест самостоятельно.


Лучше всего выбирать специальные краски, яркие и безопасные, и ватман самого большого размера. Сегодня такие товары можно приобрести в любом канцелярском магазине или детском супермаркете

Физическое развитие

С детьми нужно играть не только в игры, которые развивают мозг, физкультуре нужно уделять не меньше времени. Как позаботиться о физическом развитии крохи?

Первое и главное правило – больше гулять! При этом нужно позволять ребенку топать ножками по улице. Часто бывает такое, что в год малыши еще не умеют ходить сами. Не беда! В год и месяц большинство таких деток уже делают первые самостоятельные шаги. Необходимо всячески поощрять кроху, хвалить и восхищаться его стараниями.

Дома тоже нужно организовать такие занятия, как гимнастика и зарядка. При этом важно не только учить ребенка упражнениям, но и показывать на собственном примере, занимаясь с ним каждый день. Родителям такая практика пойдет только на пользу.


Специалисты считают, что в детском возрасте физическое и умственное развитие неотделимы одно от другого

Можно включить следующие упражнения:

  • Катание мяча от мамы к ребенку и обратно.
  • Бег («догонялки» с родителями).
  • Подбрасывание мячика.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Лазание по стремянке, ступеням или лесенке с поддержкой мамы или папы.
  • Залезание на кресло, стул, диван. Слезание оттуда.
  • Перекатывание на большом надувном мяче с помощью взрослых.
  • Ходьба на месте.
  • Подъем рук вверх и в стороны.
  • С полутора лет можно начинать прыжки на месте.
  • Ближе к двум годам хорошо практиковать такие упражнения, как «мельница» руками и поднимание ног, согнутых в колене, под прямым углом к туловищу (марширование).

Разумеется, не стоит отчаиваться, если малыш не сразу станет повторять движения. Или какие-то из них ему не понравятся. Пройдет месяц-другой, ребенок привыкнет, и гимнастика станет его любимым занятием.

Нельзя лениться учить своего кроху чему-то новому. Развитие ребенка в год очень важно! Каждый месяц необходимо вводить новые занятия, давать малышу полезные знания, обучать нужным навыкам. Эта работа быстро принесет плоды, и малыш будет давать все больше и больше поводов для гордости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *