10 простых способов улучшить память ребенка

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины​

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет​

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.опубликовано econet.ru

Наталья Обрядина

«Игры и задания по развитию памяти у детей 6–7 лет»

Лучия Буну
«Игры и задания по развитию памяти у детей 6–7 лет»

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был успешен и востребован в жизни, поэтому проблемы интеллектуального развития в настоящее время волнуют всех. А память — это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Память — это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего.

Выделяют три типа памяти:

• наглядно-образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т. д. ;

• словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы термины;

• эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того, существует еще разделение памятина два вида в зависимости от длительности хранения информации:

• кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;

• долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.

Любой тип памяти, используется человеком на протяжении жизни ежесекундно, но именно зрительная, слуховая, двигательная и эмоциональная память составляют основу процессов сохранения информации.

Поговорим об особенностях развития памяти детей от 3 до 7 лет.

Дошкольное детство — особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов,новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного опыта.

Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство — это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь.

Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти,но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Дети младшего возраста запоминают очень мало материала, т. к. они еще не умеют использовать картинки, подсказки, а вопросы только мешают ребенку запоминать. Дети старшего возраста наоборот чаще для запоминания используют не только картинки, но и другие вспомогательные средства (игры, задания, упражнения, вопросы и т. д.)

Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Вашему вниманию, предлагаются игры, задания, упражнения, которые помогут развить память нашим детям, и сделают ее более эффективной.

Игра «Найди второе слово» на развитие слуховой памяти и внимания

Например, вы говорите ребёнку несколько пар, интонационно выделяя голосом названия, связанные между собой, и делая паузы между разными связками.Например: заяц – морковка; тарелка – ложка; мышь – сыр; коза – капуста; школа – портфель; медведь – мед; белочка – орешки и т. д. А потом в виде игры произносите лишь первое слово, а ребёнку нужно сказать второе название по памяти. Если больше половины пар слов ваш будущий ученик воспроизводит верно, это уже хороший показатель развития смысловой памяти. Такие игры полезно организовывать не только дома, но и на прогулке, по дороге домой, в транспорте и т. д.

Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке, а другая часть — к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. Ввиду этого, дошкольникам можно предлагать отгадывать загадки и решать головоломки, которые прекрасно развивают память детей 6-7 лет.

Игра «Отгадать загадку»

Детям приходится вспоминать, где они слышали о таком звере или явлении природы, сопоставлять уже имеющиеся знания о том или ином предмете. А, возможно, именно эту загадку уже приходилось разгадывать, и необходимо просто вспомнить, о чём в ней шла речь. Задания не должны быть слишком сложными и подаваться в виде игры.Для детворы возрастом 6-7 лет вполне подойдут такие из них:

Живут по соседству, только дорожку перейти.

А увидеть друг друга не могут.

(Глаза)

Над избушкой бабушки

Повисло пол-оладушки.

Собаки воют, лают,

Да только не кусают.

(Месяц)

Живут семь братьев,

Возрастом равных,

А по именам – разных.

(Дни недели)

Предложите ребёнку учить загадки наизусть, а потом самому читать их другим ребятам. Можно организовать все в виде игры-состязания и определять победителя, который справится со всеми головоломками.

Обязательно нужно говорить с ребенком о том, что происходит в природе зимой (стихотворения Дрожжина, Пушкина, весной (стихотворения Фета, Плещеева, летом и осенью (стихотворение Майкова).

Для детей этого возраста можно посоветовать также чтение и заучивание отрывков стихотворений К. Чуковского «Телефон», «Краденое солнце», «Мойдодыр» и др.

Воспроизведение рассказа

Умение воспроизводить текст рассказа, сказки, басни и др. способствует развитию смысловой памяти ребенка дошкольного возраста.

Можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:

• а) Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

• б) Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Детям дошкольного возраста рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.

При воспроизведении рассказа обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например,к первому рассказу:

1. Что подарила мама детям?

2. Как играли дети?

3. Почему они перестали играть?

4. Кого позвали дети и зачем?

Игра «Бусы» на развитие зрительной памяти, восприятия, внимания.

Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы.

Игра «Слушаем и рисуем» на развитие слуховой памяти и внимания.

Задание: прочитайте детям рассказ и предложите им нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.

«В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой — поменьше, а третий — совсем крохотный. Руки первого и второго — снежные комки, а у третьего — из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков».

Игра «Расставь точки» на развитие зрительной памяти и внимания

Ход игры: в течение 2-3 секунд показывайте ребенку картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги.

Задание: ребенку надо расставить точки в пустом квадрате.

Игра «Прогулка в картинках» на развитие зрительной и слуховой памяти, внимания ребенка дошкольного возраста.

Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил.

«Игра в слова» на развитие слуховой памяти и внимания

Игра «Запахи и звуки»

Задание: Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Дополни предложение»

Содержание игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в разных его местах (в начале, конце, середине,но добавлять слова нужно обязательно опираясь на смысловое содержание предложения:

Например, исходное слово «Птица»:

летела большая птица;

в небе летела большая птица;

в синем небе летела большая птица;

в синем небе летела большая перелетная птица;

в синем небе летела и кричала большая перелетная птица.

Скороговорки (в обработке Г. Науменко)

Сначала предлагаются короткие, простые и несложные в произношении скороговорки.

-Серая кошка сидит на окошке.

-У нашего мишки в мешке большие шишки.

-Ты нас, мама,не ищи: щиплем щавель мы на щи.

— Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

-Вставай, Архип, петух охрип.

-Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Потом предлагаются сложные скороговорки.

-Как хорош пирожок – внутри творожок.

-У ежа и елки иголки колки.

-На дворе трава, на траве дрова.

-От топота копыт пыль по полю летит.

Игра «Большая разница»

Предложите ребенку две одинаковые картинки, которые отливаются лишь незначительно (такие можно найти в интернете и распечатать). Попросите его за отведенное время (за 5 минут, например, найти все отличия. Упражнение постоянно усложняется, ребенку предлагаются более сложные картинка, а времени на поиск различий дается все меньше.

Следите, чтобы длительность занятий не превышала 15-20 минут.

Добавьте в рацион ребенка продукты, содержащие кислоты Омега-3 и Омега-6, доказано, что именно эти вещества улучшают память. К таким продуктам относятся грецкие орехи, морская рыба, шоколад, оливковое масло, свежие овощи.

Мы ходили в зоопарк

Эту игру можно проводить с группой детей.

Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».

Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».

Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Вспомни, как было

Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.

Расскажите ребенку историю: «Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности».

Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая,малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.

Запомни и нарисуй

Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши.

Вариант 1

Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.

Вариант 2

Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.

Я тоже

Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши.По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.

Пример рассказа:

— Однажды девочка Лена пошла на речку.

— Я тоже.

— По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.

— Я тоже.

— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом. (Молчит.)

— Подошли они к реке.

— Я тоже.

— Вдруг темная туча заслонила солнце. (Молчит.)

— Загремел гром. (Молчит.)

— Застучали капли дождя. (Молчит.)

— Девочка спряталась под тентом.

— Я тоже.

— А собака залезла в кусты.

— Вскоре дождь кончился. (Молчит.)

— Девочка искупалась в реке.

— Я тоже.

— Подозвала собаку.

— Я тоже.

— И они побежали домой.

— Я тоже.

Съедобное-несъедобное

Игра способствует развитию внимания, знакомит с признаками предметов

Необходимый инвентарь: мяч.

Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя какой-нибудь предмет. Ребенок должен поймать мяч, если названо съедобное, и отбить мяч обратно, если вы назвали несъедобное.

Можно играть детским коллективом и кидать мяч по кругу.

Кто наблюдательнее?

Игра способствует развитию внимания и восприятия

Правила игры: по очереди называйте предметы с каким-нибудь признаком, например все круглое (сладкое, желтое). Предметы повторять нельзя.

Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры.

Кто летает?

Игра способствует развитию внимания, мышления

Правила игры: вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями.

Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить его с толку.

Лабиринты и ходилки

Игры способствуют развитию устойчивости внимания

Можно нарисовать самим или купить в магазине готовые. Ходилку, в которой каждый игрок должен добраться до цели, можно нарисовать на обычном альбомном листе.

Для этой игры вам понадобятся фишки (подойдут разные пуговицы) и кубик. Придумайте и обозначьте на дороге к цели различные препятствия, бонусы и задания. Оговорите правила, поставьте фишки на начало игры и ходите, кидая кубик по очереди.

Прогулка в картинках

Игра способствует развитию внимания, восприятия, воображения, памяти.

Необходимый инвентарь: альбом или бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Попросите ребенка нарисовать то, что он видел на прогулке. Не помогайте ему рисовать, можно задавать наводящие вопросы, думать вместе. Он обязательно нарисует то, что произвело на него впечатление.

Нарисуй узор

Развивает зрительную память, внимание, мелкую моторику рук

Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.

Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.

Найди пару

Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать

Необходимый инвентарь: игрушки (парой, картинки из специальных наборов.

Попросите ребенка посмотреть и найти подходящую пару. Обязательно спросите, почему он так или иначе составил пары.

Найди отличия

Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать

Необходимый инвентарь: игрушки (парой, картинки из специальных наборов.

Попросите ребенка посмотреть и найти отличия.

«Хлоп» или «топ»

Игра способствует развитию внимания

Правила игры: вы называете различные предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».

Более сложный вариант: просите ребенка проделывать какое-либо действие (на ваше усмотрение, если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).

Будь внимателен!

Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля

Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите. Но весь секрет в том, что слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру). Например, нельзя повторять слова, обозначающие посуду.

Найди игрушку

Развивает внимание, умение находить по описанию, умение ориентироваться в пространстве

Необходимый инвентарь: любая игрушка.

Задача ребенка — по описанию найти игрушку, находящуюся в комнате. Одновременно с описанием игрушки можно указать ее месторасположение (например: справа от ребенка).

Посмотри и запомни

На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.

Для начала ребенок может просто проговорить, что изменилось. Затем предложите ребенку все предметы вернуть на свои места.

Начинайте с небольшого количества предметов (например, с трех, постепенно увеличивая его.

Меняйтесь ролями с ребенком — нет ничего лучше, чем пример любимой мамы. Родителям, кстати, эта игра тоже очень полезна.

Послушай и запомни

Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов,например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово.

Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

Обязательно меняйтесь ролями.

Причины плохой памяти у ребенка. Обзор медицинских препаратов и занятий для улучшения памяти детей.

В последние несколько лет нагрузка на школьников существенно увеличилась. В особенности это касается первоклашек, которые еще до недавнего времени ходили в детский сад, и понятия не имели о том, что им придется посещать школу. В этой статье мы расскажем о плохой памяти у детей, а также о способах ее улучшения.

Плохая память у ребенка: причины

Стоит отметить, что многие дети, а точнее их родители, не знают о плохой памяти ребенка до того, как он поступит в первый класс. Ведь именно в этот момент увеличивается количество заданий, поэтому ребенку очень сложно сосредоточиться и проявить себя как нельзя лучше. Существует несколько основных причин, по которым ребенок может страдать плохой памятью.

Первоклассник

Причины плохой памяти у ребенка:

  • Неправильный режим дня. Дело в том, чтобы активизировать все мозговые центры, сделать запоминание более простым, нет необходимости давить на ребенка и загружать его постоянной зубрежкой. Попытайтесь сделать нагрузки при помощи чередования. То есть чередовать физическую, а также умственную активности. Соответственно оптимальным вариантом будет заниматься около часа уроками, потом идти на прогулку или какую-то секцию, где ребенок может позаниматься физическими упражнениями, бегом, или силовыми тренировками. Это оптимальный распорядок. Обратите внимание на время засыпания, а также пробуждение вашего малыша. Очень часто плохая память может быть обусловлена тем, что ребенок плохо засыпает или поздно ложиться. Соответственно количества сна ему не хватает, из-за этого он не может сосредоточиться и продуктивно поработать в течение дня.
  • Недостаточное количество витаминов и минералов. Дело в том, что некоторые витамины, а также микроэлементы, способствуют улучшению памяти. Соответственно их недостаток может спровоцировать плохое запоминание. В таком случае необходимо периодически давать ребенку витамины, а также пересмотреть его питание, в сторону увеличения количества полезных продуктов. Отдавайте предпочтение свежим фруктам, овощам, рыбе и мясу. Не забудьте про молочные продукты. Нельзя ребенку давать разнообразный фастфуд и сладости. Хотя от двух конфет ничего плохого не будет. Ведь быстрые углеводы в виде сахара являются отличным источником питания мозга. Они будут как нельзя кстати, когда ребенок будет немного уставшим, и помогут включить мозговые центры в работу.
  • Недостаточная тренировка памяти. То есть ребенок педагогически запущенный. Чаще всего это проявляется у детей с плохой речью. Ведь действительно развитие речи говорит о том, насколько хорошо развивается память ребенка. Если ребенок плохо говорит, глотает слова, ему трудно выразить свои мысли, он долго думает, что хочет сказать. Вероятнее всего имеются какие-то проблемы с запоминанием и памятью.
  • Еще одной причины плохой памяти у ребенка могут быть неврологические нарушения. Чаще всего это связано с тяжелыми родами, кесаревым, а также недоношенностью ребенка. Чаще всего таких детей, сразу после рождения, ставят на учет у невропатолога, и дают препараты, которые стимулируют мозговую деятельность. Соответственно, если у вас особых проблем в родах не было, но ребенок страдает плохой памятью и все занятия не дают никакого результата, имеет смысл обратиться к неврологу. Действительно опытный специалист может назначить препараты, которые стимулируют работу головного мозга, и помогут вашему ребенку в обучении.

ВАЖНО: Лучше всего с этим не затягивать, потому что со временем эти проблемы станут гораздо более серьезными и школьнику будет сложно усваивать большой объем информации. Ведь и именно начиная с садика, в начальных классах, происходит формирование памяти ребенка, чтобы подготовить его к дальнейшему обучению.

В школе

Плохая память у ребенка: виды лекарств и их действие

Изначально необходимо попытаться улучшить память ребенка при помощи тренировок. Для этого существуют целые комплексы. Самый простой вариант — это разучивать стихотворения с детьми. Лучше всего этот способ подходит для малышей, которые ходят в детский сад. К слову, это будет хорошая тренировка для дальнейшей подготовки к школе. Хорошо разучивая стихи, ребенок быстро запомнить алфавит и научиться читать.

Однако если такие способы не дают результата, и вы не сдвинулись с мертвой точки, малыш по-прежнему очень сложно запоминает стихи, а маленькое четверостишие разучивает на протяжении нескольких часов, то имеет смысл обратиться к лекарственным препаратам. Стоит отметить, что средств для улучшения памяти огромное количество, их действие может быть основано на разных веществах. Наиболее безопасными, безобидными, являются специальные витамины комплексы для памяти. Они содержат большое количество минералов, и микроэлементов, а также витаминов, которые способствуют запоминанию.

На учебе

Виды препаратов при плохой памяти у ребенка:

  • В улучшении памяти помогут успокоительные препараты, антидепрессанты. Вы спросите, какое отношение данные лекарства помогут в улучшении памяти? Дело в том, что ученые установили, люди, прибывающие в депрессии, действительно страдают ухудшением памяти. Такое состояние отрицательно сказывается на запоминании и ухудшается работа головного мозга, всех систем в организме в целом. Соответственно, если ребенок страдает депрессией, наблюдается буллинг или травля в школе, то, конечно, лучше всего давать ребенку антидепрессанты и устранить раздражающий фактор. Кроме того, такие препараты могут действовать несколько иначе. Сейчас с этой целью дают травяные настои, а также специальные растительные компоненты. Многие из них действительно способны существенно улучшить память.
  • Вещества, которые сказываются на работе головного мозга, улучшая его активность. Чаще всего такие препараты назначают при черепно-мозговых травмах, инсультах, ишемической болезни. Их часто дают при восстановлении после сотрясения мозга. Однако эти препараты пользуются популярностью у невропатолога в том случае, если плохая память у ребенка обусловлена каким-то заболеванием. В частности, это может быть повышенное внутричерепное давление, родовые травмы, а также какие-то органические поражения мозга. Возможно, ребенок пострадал и сильно ударился головой. В таком случае действительно эти препараты помогут улучшить кровообращение в головном мозге, из-за чего и память ребенка улучшится.
  • Стоит отметить, что лекарственные препараты, которые стимулируют работу головного мозга, продаются исключительно по рецепту врача. То есть, в свободной продаже их нет. Но их и не рекомендуется давать детям, которые не страдают неврологическими недугами, заболеваниями. Однако, если у ребенка есть какие-то показания к приему, то обязательно необходимо обратиться к невропатологу. Однако это чаще всего бывает в исключительных случаях, когда у ребенка действительно серьезные проблемы с запоминанием, и он в течении двух часов не может запомнить четверостишие. Действительно, в таком случае необходимо бить тревогу. Советуем для вашего ребенка, который абсолютно здоров, воспользоваться препаратами на основе лекарственных трав.

Домашнее задание

Плохая память у ребенка: препараты

Обзор препаратов при плохой памяти у ребенка:

  1. Отлично зарекомендовал себя экстракт гинкго-билоба, носит название препарат Билобил. Хорошо влияет на запоминание экстракт женьшеня. Он также является довольно хорошим средством и стимулирует работу головного мозга. В целом женьшень улучшает работу всего организма и укрепляет все системы.

    Билобил

  2. Одним из наиболее эффективных препаратов при депрессии является Глицин. Это не что иное, как успокоительный препарат, который улучшает работу головного мозга, из-за того, что успокаивает организм. Соответственно препарат имеет смысл давать в том случае, если ребенок очень нервный, страдает чрезмерными нагрузками, а также находится в состоянии депрессии. Его также назначают младенцам, в случае если ребенок родился недоношенным, в результате этого очень плохо спит, постоянно плачет и наблюдаются нервные тики. В таком случае действительно показан этот препарат.

    Глицин

  3. Лекарства, улучшающие работу головного мозга и стимулируют кровообращение в нем. Чаще всего такие препараты назначаются после черепно-мозговых травм или в результате очень тяжелых родов. Данные препараты не стоит приобретать самостоятельно. Чаще всего они продаются по рецепту, поэтому приобрести их вряд ли получится. Они являются наиболее эффективными, показаны лишь в том случае, если у ребенка имеется какое-то неврологическое нарушение. Среди них можно выделить Кортексин.

    Кортексин

  4. Интеллан. Это комбинированное средство, которое содержит в себе экстракты растительных растений. То есть, никаких химических, искусственных веществ в нем нет. В препарате содержится гинкго билоба и еще пять экстрактов разнообразных растений. В целом препарат оказывает успокоительное действие, а также помогает улучшить кровообращение в головном мозге. Действительно его рекомендуют детям, которые отстают в развитии, плохо учатся. Так как препарат является полностью растительным, от него наблюдаются лишь положительные эффекты, и практически нет противопоказаний.

    Интеллан

  5. Пирацетам содержит в себе одноименное вещество, которое является синтетическим аналогом аминомасляной кислоты. Благодаря воздействию этого препарата, сосуды головного мозга расширяются, сокращается восприимчивость к разным нервным импульсам. Соответственно ребенок быстрее соображает, запоминает информацию. Этот препарат также рекомендовано использовать перед экзаменами, при сильных учебных нагрузках. Препарат назначается также пожилым людям, чтобы уменьшить проявление склероза и других заболеваний, связанных с ухудшением памяти.

    Пирацетам

  6. Биотредин. Этот препарат содержит аминокислоты, которые улучшают деятельность головного мозга. Не стоит пугаться, прочитав в инструкции, что этот препарат назначается при лечении алкоголизма. Да действительно, данное лекарство назначается больным алкоголизмом для восстановления и улучшения функции головного мозга. Однако в препарате есть и назначение подросткам, а также детям до 15 лет, при чрезмерной утомляемости и ухудшении памяти. Аминокислоты, которые входят в состав препарата, также улучшают состояние головного мозга, улучшая в нем кровообращение. Кроме того, препарат отличается успокоительным действием и расслабляет в целом весь организм.

    Биотредин

  7. Церебролизин. Это препарат, который продается в виде инъекций, является своеобразной скорой помощью для улучшения функции головного мозга. Чаще всего уколами пользуются при черепно-мозговых травмах, после перенесенного инсульта или серьезных поражениях головного мозга. Этот препарат однозначно не стоит использовать абсолютно здоровым школьникам, которые страдают повышенной утомляемостью. Однако это отличный препарат, в том случае, если ребенок страдает неврологическими нарушениями и органическими поражениями мозга, нервной системы.

    Церебролизин

  8. Фенибут. Этот препарат относится к психостимуляторам, ноотропным препаратам. Стоит отметить, что он назначается в случае снижения памяти, плохой обучаемости, а также при повышенной тревожности. Чаще всего препарат назначают при наличии нервных тиков, ухудшении обучения, в результате энуреза, при заикании, детям после 8 лет. В целом препарат является успокоительным, и стимулирует работу головного мозга, улучшая память. Препарат не стоит использовать без рецепта. Это лекарство, которое назначается исключительно врачом, и принимается по показаниям. Чаще всего препарат назначается в случае наличия нервных тиков у ребенка, на фоне этого снижается память. Абсолютно здоровым детям давать такой препарат нет необходимости.

    Фенибут

  9. Цераксон. В составе препарата содержится цитиколин. Это вещество, которое помогает улучшить работу головного мозга. Чаще всего назначается после черепно-мозговых травм, для улучшения работы мозга. Кроме того, назначается при дегенеративных нарушениях в работе мозга и отмирании части его клеток. Рекомендован препарат после инсультов, также он показан детям, которые страдают синдромом сниженной внимательности, и очень плохо обучаются. Чаще всего этот препарат назначается после неврологических нарушений, которые отмечались в детском возрасте. Он помогает улучшить работу головного мозга, также препятствует ухудшению ситуации. Препарат продается в виде инъекции, а также сиропа для детей.

    Цераксон

  10. Сомазина. Этот препарат также содержит цитиколин, то есть является аналогом предыдущего. Назначаются при нарушениях запоминания, а также ухудшении памяти. Кроме того, дается после черепно-мозговых травм, для улучшения работы головного мозга и снижения травматического синдрома. Продается препарат в виде саше, а также сиропа. Препарат не назначается детям, однако неврологи дают этот препарат даже малышам в возрасте до 1 года. Препарат стимулирует работу головного мозга, также помогает существенно улучшить память. Чаще всего используется при лечении детей, которые имеют неврологические нарушения, из-за этого и страдают ухудшением памяти.

    Сомазина

Плохая память у ребенка — что делать?

Плохая память у ребенка — советы:

  • Если вы не желаете давать лекарственные препараты детям, можете попробовать улучшить ее специальными занятиями. Если вы видите, что ваш ребенок улавливает какую-то определенную информацию гораздо лучше, пытайтесь давать ее именно в таком виде.
  • Ни для кого не секрет, что у некоторых детей действительно зрительная память лучше, а у других наоборот, гораздо эффективнее воспринимается информация на слух. То есть слуховая память гораздо лучше. В зависимости от восприимчивости ребенка, выбирайте метод подачи материала.
  • То есть, если у ребенка зрительная память, то давайте ему информацию в виде каких-то рисунков, букв, печатного текста или каких-то презентаций. Если у ребенка развита слуховая память, старайтесь больше говорить и читать вслух.
  • Просите его при выполнении заданий все произносить вслух, а также читать задачи вслух, чтобы уши уловили информацию. Стоит отметить, что для улучшения памяти при помощи упражнений, выполняется комплекс, а также специальные занятия. Если есть возможность, отдайте ребенка в центр развития памяти. Если же нет, он может заниматься дома самостоятельно.

Плохая память у ребенка

Как улучшить память ребенка: задания, способы

Что касается детей дошкольного возраста, то лучше всего им подавать информацию в игровой форме, а также развивать память при помощи стихов, скороговорок, интересных считалок. Начинайте с самого простого и веселого. Это могут быть какие-то частушки, песенки, стихотворения. Все, что учиться в садике, делается не просто так, а с целью развить память ребенка и стимулировать работу головного мозга. Это своего рода подготовка ребенка к школе.

Задания при плохой памяти у ребенка:

  • Ребенок может действительно плохо схватывать информацию, но расстраиваться не стоит. Самым простым вариантом является использование четверостишия. Произнесите четверостишие несколько раз, и, начиная с третьего раза, попросите ребенка заканчивать предложение. Сделайте так, чтобы ребенок произносил сначала последнее слово в строке, потом два последних слова в строке, а потом три. Таким образом, ребенок сможет освоить полностью все стихотворение.
  • Как ни странно, но развитию памяти также способствует и разучивание танцев. Самым простым вариантом является танец маленьких утят. Какое отношение танец имеет к памяти? Дело в том, что в случае изучения танцев, улучшается зрительная память ребенка, и заостряется его внимание именно на движениях. Соответственно ребенок улавливает колебательные, поступательные движение рук и ног, и сможет их воспроизводить. Если ребенок плохо запоминает стихи, попробуйте научить его танцам. Это действительно способствует улучшению памяти.
  • Рассказывайте сказки ребенку. Старайтесь где-нибудь в середине или вначале спросить о том, что малыш думает по поводу главного героя, как он его представляет. Такие небольшие отступления действительно способствуют улучшению памяти и запоминанию. В следующий раз ребенок уже сможет отчетливо рассказать вам, о чем была сказка, кто является главным героем. Расскажите сказку о Сером волке и Красной шапочке, потом спросите, какого цвета была шерсть волка, шапочка у главной героини сказки. Внимание к деталям также развивает память у ребенка.
  • Постарайтесь спрашивать у крохи, чем он занимался в течение дня в саду, что он сегодня ел, и запомнил. Одевая утром ребенка в детский сад, в школу, акцентируйте внимание на цвете нижнего белья или каких-то деталях, которые изображены на плавках. Когда ребенок придет со школы, спросите, запомнил ли он какого цвета у него плавки, что на них изображено. Как ни странно, это действительно работает, и помогает тренировать память. Кроме того, будьте внимательны и заостряйте внимание на деталях в процессе выходных дней или при проведении времени дома. Спрашивайте, где он оставил свои вещи, каким образом разбираются колеса, и какого цвета был автобус, на котором сегодня ездили. Это все помогает концентрировать внимание и улучшать память.

Занятия с ребенком

Какими бы странными эти методы не казались, но к началу учебного года ребенок действительно будет показывать хорошие успехи в запоминании. Дети, родители которых акцентировали внимание на деталях и мелочах, действительно быстрей учиться читать писать и легко обучаемы.

Похожие статьи


Ирина Балманжи

В школе ребенку приходится иметь дело с огромным количеством информации. Схемы, формулы, теоремы, правила, исторические даты и события… Чтобы удержать все это в голове, нужна превосходная память. К счастью, ее можно натренировать! Вот несколько отличных способов.

Игры и упражнения на запоминание последовательностей

В 2009 году специалист по возрастной психологии Джони Холмс опубликовала исследование, в котором участвовали школьники с дефицитом рабочей памяти.

По 35 минут в день они занимались с обучающей компьютерной программой. Им надо было прослушать, а потом повторить серию букв и цифр, запомнить последовательность ряда огней, наблюдать за огоньками на сетке, а затем воспроизвести их после поворота сетки на 90 градусов.

Эксперимент шел шесть недель, задачи постепенно усложнялись. У большинства детей трудности с запоминанием исчезли, причем эффект занятий сохранялся и спустя полгода. Показатели IQ у детей не изменились, но обучаемость повысилась.

Попробуйте повторить этот эксперимент дома! Познакомьте ребенка с играми, где нужно запоминать порядок событий, например «Я пошел на рынок и купил»: участники по очереди добавляют продукты в список и вспоминают предыдущие позиции. Много игр и упражнений на запоминание последовательностей можно найти в интернете.

Чтение книг

Можно читать для удовольствия или изучать научную литературу. В любом случае чтение — отличный способ развить рабочую память. Выбирайте сложные тексты, чтобы добиться максимального результата.
Как подружиться с головой

Источник

Стрелялки от первого лица

По данным многих исследований, компьютерные игры, например Call of Duty, улучшают рабочую память. Участник должен удерживать в сознании карту расположения соперников, а также их стиль игры, оружие, опасности и награды, например противопехотные мины и пакеты помощи. Для этого нужны оперативная обработка сенсорной информации и быстрота действий, а азарт стимулирует участников продолжать игру.

Игры на концентрацию

Набор парных карт раскладывается на столе лицом вниз. Игроки по очереди переворачивают по две карты. Если рисунок совпадает, игрок забирает карты себе. Если нет — карты снова закрывают, ход переходит к другому участнику. Побеждает тот, кто соберет больше всего пар.

Стихи и песни

Заучивание песен и стихов — отличный фитнес для мозга. Еще лучше, если тексты будут на иностранном языке.

Пусть ваш ребенок учит хотя бы по одной песне или стихотворению в неделю. Это поможет ему натренировать память.

Мнемотехники

Существует огромное количество приемов, позволяющих лучше запоминать информацию. Вот лишь несколько из них.

1. Ассоциации. Этот метод весьма эффективен, поскольку позволяет нам превращать слова и идеи в образы, которые запоминаются гораздо легче. Например, готовясь к уроку биологии, ребенок может представить, что плазма — это река, по которой плывут разные типы судов — кровяных клеток. В таком случае лейкоциты — полицейские катера, эритроциты — грузовые корабли, а тромбоциты — аварийно-ремонтные суда

2. Мнемонические фразы. Хорошо известен прием, когда из начальных букв слов, которые необходимо запомнить в определенной последовательности, складывают предложение. Например, фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» помогает вспомнить порядок основных цветов видимого спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

3. Еще один способ лучше запомнить информацию — зарифмовать ее. Вот, к примеру, известный стишок про число Пи:

Чтобы нам не ошибаться,

Надо правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Многие всю жизнь помнят стихи, выученные в детстве, что лишь доказывает эффективность этого способа.

4. Истории. Этот метод особенно эффективен, когда нужно удержать в голове список вещей, которые не связаны друг с другом. Пусть ребенок попробует составить из набора слов, которые нужно запомнить, некую историю. Чем она абсурднее, тем лучше!

Создание перекрестных связей

Лучший способ зафиксировать что-то в долговременной памяти — бомбардировать разные органы чувств информацией, чтобы в мозге сформировалось много перекрестных связей.

Например, чтение вслух вовлекает слух и зрение. Информация лучше запоминается, когда опыт представлен в виде аудиовизуальной пары, как в жизни. А чтение про себя, за партой, — менее естественный способ получения сенсорных данных.

Чтобы ребенок лучше запомнил материал, помогите ему соотнести информацию с запахами, красками, звуками и оттенками вкуса.

К примеру, если вы хотите подключить зрительную память, рисуйте схемы, изучайте иллюстративный материал и пытайтесь придумать яркие визуальные образы. Чтобы задействовать осязание, можно представить текстуру объектов, которые необходимо запомнить.

Осмысление

Общеизвестно, что заучивать, а потом повторять, как попугай, — совершенно не эффективный способ. Чтобы надолго сохранить в памяти информацию, нужно понимать, о чем идет речь, а не просто зазубривать материал.

Приучите ребенка делать упор на осмысление материала, вникать в суть, рассматривать каждую тему в контексте целого, искать логику и закономерности изучаемого предмета.

Работа в группе

Если ребенок не очень хорошо понял или запомнил какую-то тему, пусть попробует объяснить ее другим людям — одноклассникам, друзьям или членам семьи. Такой подход способствует лучшему усвоению материала и позволяет отрепетировать устный ответ. К тому же активная совместная работа развивает творческие способности.

Повторение

Чем больше раз ребенок повторит информацию, тем надежнее она закрепится в долговременной памяти.

Чтобы запомнить информацию на долгий срок, нужно пять повторений: сразу после запоминания; через 20 минут; через день; через две недели; через два месяца.

Источник

А что делать, если у ребенка есть всего неделя на подготовку к контрольной или экзамену? Повторения можно организовать следующим образом: 1. Сразу после запоминания (понедельник). 2. Через 20 минут (понедельник). 3. Через день (среда). 4. Через шесть дней (воскресенье).

Сон

Студенты давно знают: учить материал к экзамену лучше перед сном. Доктор Йожеф Чичвари и его коллеги из отдела анатомической нейрофармакологии Совета медицинских исследований Оксфордского университета выяснили, что это не слухи.

Сон необходим для хранения новой информации и обработки ее в памяти. Если ребенок получает ее прямо перед тем, как лечь в кровать, она активизируется в мозге во время сна.

Ученые наблюдали за активностью пар нейронов в гиппокампе крыс, когда те исследовали новую среду и спали. Оказалось, нейроны, которые чаще всего были активны во время исследований, с такой же частотой активировались во время сна, то есть процесс обработки информации продолжался.

По материалам книг «Как подружиться с головой», «Как научить ребенка учиться», «Одна привычка в неделю»

Обложка поста отсюда

Методики развития памяти у детей разного возраста

Память – важнейшая составляющая интеллекта. При ее слабом развитии человек будет испытывать трудности не только в работе и обучении, но и в повседневной жизни. Уделять особое внимание памяти нужно в детском возрасте. Уже тогда родители должны обеспечить своему ребенку все условия для ее полноценного развития. Однако взрослым нужно иметь понимание того, что именно они делают. Поэтому знать способы развития памяти у детей недостаточно. Перед этим нужно обязательно разобраться, что вообще представляет собой память.

Определение, процессы

Под памятью подразумевают способность запоминать любую информацию, а также общий набор личных воспоминаний обо всех событиях, которые произошли в жизни. Она основывается на трех процессах:

  1. Запоминание. Первая составляющая представляет собой процесс образования информации в виде нервных импульсов внутри клеток головного мозга. Вместе с этим появляются пути поступления и извлечения информации, использующие образованные этим процессом нервно-рефлекторные связи. Новая информация присоединяется к уже имеющейся, в результате чего у человека появляются ассоциации между различными явлениями и знаниями.
  2. Сохранение. Второй элемент связан с образованием энграммы внутри мозга. Она является четким памятным следом, который сохраняется у человека на всю жизнь. Извлечение информации из энграммы может вызывать трудности, но при развитии памяти задача значительно упрощается.
  3. Воспроизведение. Третий процесс представляет собой использование информации, которая ранее была сохранена в памяти. Он позволяет максимально быстро вспоминать важные данные и условности, что может облегчать не только запоминание новой информации, но и ее воспроизведение.

Закрепление информации в памяти всегда проходит все три этапа, после чего новые данные либо быстро исчезают, либо сохраняются на долгое время. Это зависит от того, какой вид памяти был использован в запоминании.

Классификация

Память разделяется на множество видов, зависящих от ряда условностей. Каждый из них требует отдельного развития и особого подхода, т.к. универсальных методов, подходящих для всех видов, не существует. Память классифицируют по условиям запоминания, длительности сохранения информации и способу восприятия.

Под условиями запоминания понимают то, специально ли человек запомнил информацию. Существует 2 вида:

  1. Произвольная. Мозгом запоминается информация, которую человек захотел сохранить в голове.
  2. Непроизвольная. Механическое запоминание всего, что было воспринято мозгом.

По длительности сохранения информации выделяют 2 вида:

  1. Кратковременная. Мозг легко сохраняет информацию, но вскоре полностью забывает ее.
  2. Долговременная. Для запоминания может понадобиться больше усилий, но информация будет храниться в голове длительное время.

Способы восприятия информации заставляют выделять еще 4 вида памяти:

  1. Образная. Запоминание всего, что человек видел.
  2. Словесно-логическая. Сохранение услышанных или прочитанных предложений.
  3. Двигательная. Способность быстро запоминать физические движения.
  4. Эмоциональная. Воспоминания обо всех событиях, вызвавших сильные эмоции, чувства.

Специальные методы, направленные на развитие памяти у детей, позволяют улучшать любой из перечисленных видов запоминания информации. Некоторые способы могут воздействовать сразу на несколько видов памяти, а также на качество концентрации и логики.

Образная память является основной для большинства детей. Ее разделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную, вкусовую.

Возрастные особенности

Память, как и ее развитие, зависит от множества факторов. Одним из важнейших является возраст. Формирование мозга и всего организма у ребенка происходит довольно быстро, из-за чего от возраста может зависеть то, как именно человеку проще запоминать информацию. Возрастные особенности можно разделить на 4 периода: до 2 лет, от 2 до 6 лет, от 6 до 12 лет, после 12 лет. При желании развить память ребенка все эти условности нужно обязательно учитывать.

До 2 лет

Большинство людей не могут вспомнить события из этого периода. Ученые считают, что новорожденный не может запомнить никакую информацию, но все происходящие события оказывают серьезное влияние на его будущее. Примерно с достижением полугодовалого возраста у малыша появляются первые признаки запоминания: он может помнить определенные звуки, издаваемые погремушкой, и повторять их в течение нескольких дней.

От 2 до 6 лет

Младший возраст, когда ребенок учится разговаривать и понимать речь других людей, характеризуется быстрым укреплением памяти. Ближе к школьному возрасту дети начинают легко воспроизводить все, что помнят. Наиболее эффективно они запоминают информацию, которая отложилась в памяти с определенным сюжетом, а не просто в виде фактов. Дошкольник постепенно начинает запоминать цвета, цифры, буквы. Вся информация хранится в кратковременной памяти, но при регулярном воспроизведении откладывается в долговременной. Чем больше интереса вызывало событие, тем больше вероятность его запоминания на длительный срок.

От 6 до 12 лет

Перед школой дети учатся читать и понимать простые математические действия. Параллельно с этим создаются условия для естественного развития долговременной памяти, из-за чего она становится более качественной, а процесс запоминания вызывает меньше трудностей. Школьники же начинают осознавать, что для сохранения важной информации в памяти им требуется прилагать серьезные усилия. При этом, как и дошкольники или взрослые, они легче всего запоминают то, что касается их интересов.

От 12 лет

После достижения 12-летнего возраста мозг ребенка начинает работать так же, как у взрослого. Подросток развивает свою память, когда увеличивает свои знания или получает новый опыт. Поэтому детям старших возрастов нужно заниматься не только учебой в школе, но и различными полезными хобби, а также посещать специальные кружки. В этом возрасте очень важна помощь и поддержка родителей.

Если у ребенка есть нарушения памяти, то требуется приложить все усилия, чтобы решить эту проблему. Для этого нужно постараться добиться максимальных успехов в его развитии. При своевременном начале занятий есть большой шанс избавиться от всех проблем с запоминанием.

Методики

Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

Методика Глена Домана

Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

  • Начинать заниматься в раннем возрасте;
  • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
  • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
  • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
  • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
  • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
  • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
  • Никогда не заниматься «через силу».

Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

Методика Монтессори

Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

Главные принципы:

  • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
  • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач.

Развитие с помощью упражнений

Заниматься развитием памяти ребенка лучше всего с помощью упражнений. Они позволяют добиться хорошего результата, который будет заметен как самому малышу, так и всем окружающим. Упражнения положительно влияют на память, логику, внимание и общий уровень интеллекта.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  1. Зарисовка слов. Родителю нужно произносить слова вслух, а задача ребенка быстро зарисовать их на листочке. Сначала нужно называть простые вещи (стул, машина, дом), но позднее следует повышать сложность (старость, полет и т.п.), чтобы нарисовать ясную картинку было тяжелее. Дополнительно можно добавлять к словам прилагательные.
  2. Рисунок по памяти. Взрослый показывает картинку в течение 30 секунд, после чего ребенок должен нарисовать ее по памяти. Постепенно изображение следует усложнять.
  3. Запоминание слов. Показать ребенку листок с набором слов, выделить ему на запоминание 30 секунд, после чего дать чистый лист, где он по памяти должен написать те же самые слова. Задачу можно усложнить, попросив сохранить порядок слов.
  4. Подсчеты. Родитель дает ребенку картинку, где тот должен посчитать количество определенных предметов. Постепенно следует повышать сложность изображений, чтобы искать нужные элементы было сложнее.
  5. Описание. Нужно назвать предмет, а ребенок должен максимально подробно его описать. Следует выбирать только те вещи, которые ему хорошо известны. Для усложнения задачи рекомендуется задавать дополнительные вопросы.
  6. Сравнение списков со словами. Родитель должен дать ребенку список из 10 слов на одну минуту. После этого следует дать вместо первого списка второй, где будет столько же слов, но 7 из них должны быть новыми. Задача в том, чтобы найти те слова, которые уже присутствовали в первом списке.
  7. Пересказ. Родитель читает короткий рассказ, после чего ребенок должен максимально правильно его пересказать. Разрешается заменить чтение взрослым на аудиокнигу или самостоятельное прочтение ребенком. В первых двух случаях будет задействоваться слух и соответствующий тип памяти.

Эти упражнения для развития памяти у детей помогут добиться результатов уже после нескольких тренировок. Однако важно учитывать, что излишняя нагрузка на мозг приведет к отрицательному результату. Поэтому следует давать ребенку время, чтобы отдохнуть и развлечься.

Дополнительно можно воспользоваться специальными заданиями, математическими примерами и упражнениями, связанными с учебой. Такая внеурочная деятельность поможет не только в развитии памяти, но и окажет положительное влияние на школьные успехи.

Развитие в игровой форме

Для детей младшего возраста развитие памяти в игровой форме показывает наиболее высокие результаты, т.к. выполнять специальные упражнения им тяжело и скучно. Развивающие игры подойдут и для подростков, но стоит выбирать те, которые смогут вызвать у них интерес.

Самые эффективные игры:

  1. Лабиринт. Классический вид головоломок, в котором нужно найти путь до конечной точки среди множества тупиков и запутанных ходов. Потребуется проявление особой внимательности и усидчивости.
  2. Мультфильмы. Существует большое количество специализированных мультфильмов, где требуется проявить свои интеллектуальные способности. Они включают множество интересных задач и головоломок, чем привлекают особое внимание. Также можно просто давать ребенку смотреть обычный мультфильм, а после просмотра включать его вновь, но без звука. При этом малыш должен описывать происходящее и все диалоги.
  3. Оживление. Нужно назвать любое животное, а задачей малыша будет его оживление. Родитель должен расспросить, чем в воображении ребенка занимается придуманное животное.
  4. Поиск пропажи. Взрослый раскладывает вещи или игрушки, дает ребенку время на их изучение, после чего просит закрыть его глаза и убирает один из предметов. Задачей малыша будет определение того, что пропало. Для детей старшего возраста следует усложнять задачу, перемешивая вещи.
  5. Сказка. Родитель рассказывает короткую придуманную сказку, где герой пользовался определенными вещами. От ребенка потребуется перечислить все предметы, используемые героем.
  6. Повтор движений. Взрослый показывает определенные движения, а ребенок должен их потом повторить с соблюдением правильной последовательности. Задачу можно усложнить, договорившись о запрещенных движениях, повторять которые нельзя.
  7. Определение предмета в мешке. Ребенку дают мешок с множеством мелких предметов. Он должен самостоятельно наощупь определить, что именно держит в руке. Также можно поставить задачей поиск определенной вещи, но подглядывать все равно будет запрещено.
  8. Пальчиковая гимнастика. Она позволяет легко развивать память с помощью веселой игры. Взрослый рассказывает короткий стишок, а ребенок должен загибать пальцы, стараясь соотносить их с названным числительным в стишке, либо изображать руками то, что описывает родитель.

Подобные занятия для развития памяти у детей показывают высокую эффективность в любых возрастах. Если игры кажутся слишком простыми или сложными, то их можно частично изменять на свое усмотрение, но так, чтобы основа оставалась прежней.

Развивать память у своего ребенка – достаточно простая задача, если родители готовы приложить максимум усилий. Дополнительными факторами, которые помогут добиться результата, являются: правильное питание, здоровый сон, хороший отдых, комфортная атмосфера, физическая активность, поддержка родителей. Если сочетать выполнение упражнений, игры и обеспечить комфортные условия, то результат не заставит себя ждать и будет заметен уже через пару недель.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *