Среди педиатров бытует мнение, что 3-4 месяц жизни малыша является решающим в развитии. К этому возрасту ребеночек не выглядит так беспомощно, как при рождении, начинает проявлять любознательность и осознанность в поведении. Однако любящие мамы и папы, особенно родители первенца, часто слишком обеспокоены вопросом нормального развития ребенка. Для решения этой проблемы достаточно знать, что умеет делать трехмесячный ребенок.

Есть определенный набор стандартных качеств, типичных для крохи 3-х месяцев. На эти нормы стоит ориентироваться, оценивая степень развития ребенка. Каждый человек развивается, особенно в начале жизни, по индивидуальному плану, поэтому не стоит загонять своего новорожденного малыша в строгие рамки – возможны незначительные отклонения от общепринятых стандартов.

ИНТЕРЕСНО: здоровое развитие ребенок в 1 год и 3 месяца

Малыш изучает окружающий мир

Основная задача молодых родителей – быть внимательными к поведению маленького члена семьи, замечать все изменения в настроении малыша. В 3-4 месяца ребенок уже обладает набором способностей, свидетельствующих о полноценном и гармоничном развитии (рекомендуем прочитать: как проходит развитие ребенка до 1 месяца?). Что же дети умеют в 3 месяца? Младенец уже начинает интересоваться практически всем, что его окружает, причем вне зависимости от своего пола:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие ребенка-девочки по месяцам до года: таблица

  • Начинает проявлять активный интерес к окружаемую миру.
  • Появляется координация в некоторых движениях. Старается удерживать головку, когда лежит на животике, начинает приподнимать тело, упираясь на локотки и задерживаться в этом положении.
  • Уже умеет поворачивать голову в разные стороны.
  • Обращает внимание на интересующие его предметы, хорошо видит, ненадолго задерживает взгляд на них.

Ребенок знакомится с окружающими людьми

  • С вниманием смотрит и слушает людей, которые с ним разговаривают.
  • Узнает мамин и папин голос.
  • Реагирует на разные голосовые интонации.
  • Широко улыбается, когда видит родителей – в педиатрии эта особенность называется «социальная улыбка» (подробнее в статье: когда в норме начинает улыбаться младенец?).
  • Начинает манипулировать своим голосом. Внимательной маме не трудно различить смысл плача ребенка: что-то болит или он просто требует внимания.
  • Плач слышен меньше, чем в предыдущих месяцах. Ребенок плачет уже не больше 1 ч. в сутки.
  • Начинает много гулить. В 3 месяца – это основной способ общения с родителями, выражения эмоций и привлечения внимания.

Развивается хватательный рефлекс

  • В 3 месяца врожденный хватательный рефлекс теряется, сейчас хватательные движения становятся осознанными.
  • Ладони открываются, все реже сжимаются в кулачки. Может поймать и удерживать в ручках движущийся предмет.
  • Пытается попробовать на вкус все, что попадает к нему в руки.
  • Интересуется своим лицом, пытается потрогать глазки и нос, внимательно наблюдает за своими движениями рук.
  • Начинает управлять своим телом, поскольку к трем месяцам мышечный тонус заметно уменьшается.
  • Тянет ручки к родителям. Напрягает мышцы, имитируя подтягивание, когда его пытаются взять на руки.

Насколько грудничок физически активен?

  • 3-месячный малыш раскачивает тело, лежа на спине – так он старается перевернуться на живот.
  • Умеет отталкиваться ножками от бортиков кроватки или диванчика. Поэтому сейчас уже родителям не стоит оставлять ребенка в местах, откуда он может упасть и травмироваться.
  • С удовольствием играет в импровизированный футбол в положении лежа.

Родителям легче следить за психоэмоциональным, физическим и умственным развитием малыша, когда они знают нормы общепринятых параметров и грамотно их оценивают. Надо учитывать, что наличие незначительных отклонений в умениях ребенка в 3 месяца от перечня типовых способностей, описанных ранее, не свидетельствует о серьезных проблемах, но может подсказать родителям, что следует обратить внимание на те или иные аспекты развития. С ребенком следует больше разговаривать, не сюсюкаясь, заниматься гимнастикой, проводить расслабляющий массаж (подробнее в статье: видео-уроки по массажу для ребенка в возрасте 3 месяца). ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как необходимо заниматься с ребенком в 3 месяца?

Сводная таблица умений и навыков:

Сфера развития Что происходит?
Движения Кроха может свободно держать головку около 30 секунд, находясь на руках у взрослого. Увеличивается объем движений верхних конечностей: малыш довольно высоко поднимает ручки, из положения лежа на животе приподнимается, опираясь на локотки и предплечья. Головку в таком положении удерживает уже около 1 минуты. Если малыша поддерживать под мышки, он будет опираться ступнями о поверхность, выпрямляя ножки в коленных суставах. К концу месяца некоторые детки научаются поворачиваться на бочок.
Зрение Рассматривает объекты, находящиеся на расстоянии не не более 60 см. от глаз. Сосредотачивается на лице взрослого около 10 секунд. Устойчиво и с интересом следит за игрушкой, поворачивая головку. Рассматривает свои ручки до 5 минут.
Слух Слуховые реакции совершенствуются: формируется звуковая локализация. На громкий звук малыш поворачивает глазки, а затем и голову. Отрицательно реагирует на резкие звуки — вздрагивание и плач.
Эмоции Крик и плач становится не столько «требовательным», сколько «просящим»: появляются паузы, как ожидание ответа. «Комплекс оживления» проявляется в полной мере — улыбка становится самой разной в зависимости от обстоятельств, совершенствуется мимика в целом.
Речь Появляется гуление — гласные звуки в разных сочетаниях (ааа, аэ, ау, агу). К концу месяца развивается певучее гуление — протяжные звуки разной интонации (вокальные игры).

Все время стоит помнить, что каждый малыш развивается по особому личному графику. Однако заметные существенные отклонения от норм могут указывать на наличие патологических состояний и нарушений функции умственного развития. Для грудничка в 3 месяца ненормально постоянно плакать с неизменным выражением эмоций, это касается и девочек, и мальчиков, и является поводом для консультации у педиатра. О причинах детского плача в видео-школе доктора Комаровского:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сколько времени бодрствует ребенок в 3 месяца?

Когда стоит беспокоиться?

Вне зависимости от ярких проявлений индивидуальности в 3,5-4 месяца малыш должен обладать определенными способностями (рекомендуем прочитать: развитие ребенка в 4 месяца: что он должен уметь?). Если к этому периоду у малыша нет большинства характерных возрастных навыков, родители должны проявить бдительность и обязательно показаться с ребенком врачу. Серьезным поводом для волнений могут быть такие факты:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие и уход ребенка-мальчика в 4 месяца

  • грудничок до сих пор не держит голову, даже в течение нескольких минут;
  • не реагирует на громкий шум, не поворачивает голову на громкий голос;
  • не обращает внимания на яркие игрушки и не тянется к ним;
  • не следит взглядом за движущимся предметом;
  • не разглядывает свои руки, пальцы, не пытается пощупать лицо;
  • может долго, надрывно, бесцельно плакать.

Наличие подобных отклонений у ребенка – это обязательный повод обращения к педиатру либо к невропатологу. После соответствующих обследований и заключения врачей, родители обязаны приложить максимум усилий для того, что бы малыш догнал своих сверстников по психофизическим показателям. Лучшими друзьями ребенка в три месяца должны стать развивающие яркие погремушки, которые в игровой форме помогают малышу познавать окружающий мир и гармонично развиваться.

Мероприятия, корректирующие развитие

Внимательные и заботливые родители обязаны следить за темпами развития своего малыша, корректировать возможные отклонения. Устранять возникшие проблемы следует только под наблюдением врача после установления причин отклонений, следуя рекомендациям специалистов. Если ребенок до 4 месяцев не проявляет интереса к игрушкам, не узнает голос мамы и папы, не улыбается, равнодушен к окружающему миру, следует проводить ежедневные развивающие занятия с использованием новых ярких погремушек, игрушек и предметов:

  1. Совершенствованию зрения и способности к фокусировке взгляда помогут цветные погремушки. Приобретите несколько детских погремушек разного цвета. Медленно передвигайте их на уровне глаз малыша, чтобы у ребенка была возможность сфокусировать взгляд.
  2. Пользу музыкальных игрушек для грудничка переоценить сложно. Они способствуют развитию внимания и слуха. Хорошо, если есть возможность повесить музыкальную карусель над детским манежем. Малыш будет смотреть, слушать и пытаться схватить ее.
  3. Подбирайте игрушки с различной формой, размером, фактурой. Такое разнообразие параметров в руках малыша будет развивать мелкую моторику, которая имеет непосредственную связь с речью.
  4. Мотивируйте ребенка к движению, ползанию. Заинтересуйте его яркой игрушкой, чтобы у него возникло желание дотянуться до нее, при этом помогайте малышу, подставив под ножки свою ладонь, чтобы он мог упираться и отталкиваться. Так легко и быстро можно сформировать немаловажную способность к ползанию.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, разговаривайте, читайте, пойте и танцуйте вместе, чаще берите на руки кроху, больше обнимайте и целуйте. Эмоциональная связь с мамой – это залог гармоничного и полноценного развития.

Нельзя относиться к жизни самого близкого человечка невнимательно и безалаберно. Если своевременно не заметить отклонения и пропустить момент, когда решить проблему можно эффективно и быстро, последствия могут быть печальными. Регулярно посещайте педиатра и ежедневно занимайтесь, играйте с ребенком. Не делайте самостоятельных скоропостижных выводов, не паникуйте. На этом этапе большинство отклонений поддаются коррекции.

Информацию о том, что же должны уметь дети в 3 месяца, можно найти в специальных таблицах (не забывайте, что точных данных не существует) или посмотреть видеоролик.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенку 3 месяца: что он должен уметь?

Дети растут и развиваются, уже к трем месяцам начинают привыкать к примерному распорядку. Соблюдение периодов кормления, сна и бодрствования необходимы для гармоничного развития. Должен быть составлен режим дня для ребенка в 3 месяца. Чтобы понять, как это сделать, рекомендовано ознакомиться с полезной информацией для мам.

Примерный режим дня ребенка в 3 месяца

Полностью и строго соблюдать режим в 3 месяца еще невозможно, но начинать стоит обязательно. Малышу необходимо начинать привыкать к режиму, чтобы организм смог подавать знаки. Маме это нужно для наблюдения за ребенком, когда все с ним в порядке, а когда что-то беспокоит.

Примерный режим дня нужен ребенку и его маме. Это важная составляющая для формирования понятия день/ночь и бодрствование/сон. Соблюдение режима полезно и для самой мамы, т. к. легко будет спланировать день, сон матери и ребенка будет крепче, а в перспективе ребенку будет гораздо легче просыпаться в детский сад и засыпать вечером.

Режим детей на грудном вскармливании

Трехмесячный возраст наиболее подходящий для начала соблюдения режима. Здесь важно терпение мамы, ни при каких обстоятельствах не стоит отклоняться от установленных правил. Через некоторое время уже появится результат.

Важным в приучении к режиму дня у 3 месячного ребенка является регулирование вечерних и ночных кормлений. Здесь нужно стараться выдерживать 3,5-4 часа интервал, постепенно ночные кормления должны уйти. Если спустя 2 часа после засыпания малыш начинает хныкать, не стоит сразу давать ему еду, можно погладить, покачать, дать пустышку, чтобы он успокоился и продолжил сон.

Режим малышей на искусственном и смешанном кормлении

Режим дня у трехмесячного ребенка на искусственном вскармливании или смешанном отличается лишь другими временными рамками между едой. Если педиатры рекомендуют детей на грудном кормить по мере необходимости, то при искусственном или смешанном кормлении интервал строго фиксирован – 3,5-4 часа и 6-6,5 часовым перерывом в ночное время. При этом в 3 месяца для искусственников уже не редко вводят прикормы.

Таблица примерного распорядка дня, расписанная по часам:

Несколько советов по формированию режима дня:

  1. Первые пару недель лучше записывать все перемены деятельности по часам. Основные: сон, кормление. Рекомендуется завести для этого блокнот, тетрадь и записывать, так будет гораздо проще анализировать.
  2. Установить точные рамки пробуждения малыша. Подъем в одно и то же время важный шаг, т. к. от него отсчитывается весь распорядок дня.
  3. Когда будет понятен час подъема, определиться будет легче с отбоем вечером. Это напрямую зависит от утреннего пробуждения (чем раньше дите просыпается, тем раньше ложится спать на ночь) и от последнего вечернего сна, здесь не стоит давать слишком долго спать ребенку 30-40 минут будет достаточно.
  4. Выдерживать интервал между кормлениями 2,5-3 часа для грудного вскармливания и 3-3,5 часа для искусственного и смешанного. Если давать есть чаще, что особенно характерно для грудного вскармливания, то ребенок привыкнет есть малыми порциями и часто, а это нарушает режим.

Выполнив данные рекомендации, установить режим для ребенка можно быстро и легко.

Сон 3-х месячного грудничка

Сон для ребенка любого возраста одна из самых важных составляющих в жизни. Во сне организм отдыхает, растет и набирается сил. Новорожденные могут спать до 20 часов в сутки, а к трем месяцам промежутки бодрствования увеличиваются, соответственно время сна сокращается.

Основные нормы сна ребенка трех месяцев жизни

В среднем сон в этом возрасте составляет 16 часов. Ночной сон трехмесячного ребенка сокращается до 10-11 часов, причем к трем месяцам непрерывные промежутки сна становятся больше. 5-6 часов дневного сна дробятся на 4 раза, длительностью от 40 минут до 1,5-2 часов. К этому возрасту уже вырабатывается привычка к ритуалу перед сном: купанию, кормлению, переодеванию, что способствует спокойному засыпанию малыша.

Основные правила для комфортного сна малыша

Сделать комфортными ночные засыпания помогут несколько основных правил:

  1. Обязательный ритуал купания перед сном. Вода успокаивает и расслабляет.
  2. Проветривание комнаты. Засыпать лучше в свежей, слегка прохладной комнате, оптимальная температура +18°С. Воздух в комнате должен быть увлажнен. Для этого можно приобрести специальный увлажнитель или поставить в комнату 2 стакана с водой, зимой это нужно сделать у батареи.
  3. Удобная кровать, а точнее матрац – залог здорового сна ребенка.
  4. Матрац должен быть ортопедический и никакой подушки, поверхность ровная и твердая.
  5. Приглушенный свет. Свет лучше совсем выключить или оставить ночник, так малыш будет понимать, что наступает ночь, и ложиться нужно на длительный сон.

Дневной сон ребенка можно осуществлять в коляске на свежем воздухе, во время прогулки.

Что может влиять на крепость и продолжительность сна?

На то как спит ребенок в 3 месяца, на крепость и продолжительность сна, может влиять несколько факторов:

  • голод;
  • холод/духота;
  • слишком активная деятельность вечером;
  • сырой подгузник.

Поэтому всегда стоит проверять и контролировать данные факторы.

Грудное и искусственное вскармливание в 3 месяца

Дискуссии по грудному и искусственном вскармливанию были всегда. Приверженцев и противников грудного кормления достаточно много.

Плюсы грудного вскармливания:

  1. Иммунитет ребенка защищен. В материнском молоке содержаться все питательные вещества, необходимые ребенку для роста и развития.
  2. Нет аллергии. Смесь подобрать достаточно сложно, с грудным кормлением данная проблема автоматически отметается.
  3. Тесная связь мамы и малыша. Малыш спокойнее и комфортнее себя чувствует у материнской груди. Появляется обостренное чувство защищенности.

Минусы грудного вскармливания, в основном они для мамы:

  • сонливость;
  • вялость;
  • соблюдение диеты;
  • запрет на тяжелые физические нагрузки.

Плюсы искусственного кормления:

  1. У мамы больше времени для других дел. Покормить из бутылочки может любой член семьи.
  2. Спокойнее ночи. Интервал между кормлениями смесью больше, мама может выспаться.
  3. Раньше вводится прикорм. Ребенок раньше привыкает к твердой пище, быстрее сядет за общий стол.
  4. Нет проблем с отучением от груди.

Минусы искусственного вскармливания:

  • возможность аллергии;
  • проблемы со стулом у малыша;
  • нарушается связь мать-дитя.

Каждая мама для себя решает, что ей лучше и удобнее, но соблюдать режим кормления нужно и на грудном, и на искусственном вскармливании.

Гигиенические процедуры для трехмесячного

Гигиена – важное звено в здоровье и развитии. Она подразумевает под собой не только утренние и вечерние процедуры, но и в течение дня.

Умывание

Умывать ребенка нужно сразу после пробуждения. Личико протирают ватным диском, смоченным в кипяченой воде, допускается вариант в заваренной ромашке, если есть диатез или потничка. Носик прочищают ватным жгутиком, т. к. носовые проходы у малыша еще совсем узкие и в них может скапливаться слизь. Ватной палочкой обрабатывают ушные раковины и за ушками.

Ежевечерний обязательный ритуал – купание. До года педиатры рекомендуют купать ребенка ежедневно. С применением мыла или другого моющего средства 2 раза в неделю. С месячного возраста допускается при купании использовать специальный круг на шею, так ребенок сможет свободно находиться и плавать в большой ванной. Данная процедура хорошо укрепляет мышцы грудничка.

Подмывание

Подмывание одна из важнейших процедур. Количество их в день равно количеству использованных подгузников. Каждый раз при смене подгузника ребенка нужно подмывать теплой водой, можно с применением специального средства для подмывания. После обязательно просушить мягким полотенцем паховую зону перед тем как надеть подгузник, нужно воспользоваться присыпкой или специальным кремом.

График кормлений для трехмесячного грудничка

График кормления для малыша на грудном вскармливании установлен нестрого. В роддоме рекомендуют кормить малыша по требованию. К возрасту 3 месяцев можно уже корректировать и выдерживать интервал между кормлениями – 2-2,5 часа. Ночью перерыв может составлять 4-5 часов.

Для детей на искусственном вскармливании более строгие рамки с самого рождения. Интервал между кормлениями должен составлять 3-3,5 часа, позже доходить до 4 часов. Ночные кормления до 1 раза с перерывом 5-6 часов, а к 3-4 месяцам и вовсе отказываться от кормлений ночью.

Бодрствование

К 3 месяцам дети уже активные и любознательные. Сколько должен бодрствовать ребенок в этом возрасте, зависит от его индивидуальных особенностей. Но в основном, днем время без сна достигает 5-6 часов. В это время мама может заниматься развивающей деятельностью, играми.

Ребенок уже крепко держит голову в положении на животике и в это время любознательно вертит головой и ищет глазками яркие предметы, которые может показать мама. Для игр с малышом хорошо подойдут погремушки или развивающий коврик, с большим интересом рассматривают мобиль в детской кроватке. Активная деятельность днем способствует крепкому сну малыша ночью. Поэтому в распорядке дня для ребенка 3 месяцев, обязательно должны присутствовать активные занятия.

Еда

При грудном вскармливании у ребенка единственный источник пищи – материнское молоко. В жаркую погоду педиатры рекомендуют допаивать немного водичкой. Частота кормлений зависит от того, искусственное или грудное вскармливание

При искусственном вскармливании это смесь, а в 3-3,5 месяца по показаниям педиатра вводят прикорм. Первый прикорм лучше согласовать с врачом, который ведет малыша. Первой пищей может быть овощное пюре или безмолочная каша, зависит от набора веса ребенком. Допаивание водой при кормлении смесью и с введением прикорма обязательно.

Игры и занятия расписание на день для крохи трех месяцев

Игры в 3 месяца еще примитивны, но они важны и полезны. Примерное расписание занятий и игр для ребенка в 3 месяца:

  1. Утро. После пробуждения малыша не так много остается времени на игры. В данном промежутке времени можно поиграть в прятки: мама закрывает лицо руками и не резко раскрывает руки, глядя на малыша с улыбкой. Ребенок в ответ будет улыбаться и ждать.
  2. День. Для игр можно использовать специальный игровой коврик с разноцветными элементами, разной структуры и формы. Можно сделать маленький пальчиковый кукольный театр. Ребенок с удовольствием будет рассматривать и слушать звуки.
  3. Прогулка. Для прогулки на коляску можно повесить специальную игрушку. Чаще всего, это яркие, бренчащие и шуршащие элементы.
  4. Вечер. Можно показать ребенку воздушный шарик. Как надуть, как он летает, и как можно им играть
  5. Купание. Для купания отлично подойдут специальные непромокаемые книжки.
  6. Перед сном. В привычку должно войти каждодневное чтение перед сном. Для трехмесячного малыша подходят маленькие потешки.

Время бодрствования составляет 5-8 часов. С детьми такого возраста, в период когда они не спят, необходимо заниматься развивающими играми.

Прогулки – неотъемлемая часть каждого дня. В трехмесячном возрасте малыш на прогулке практически все время спит. В теплый период времени время прогулки составляет не менее 2 часов, в теплую погоду можно гулять и 2 раза. Зимой время прогулки сокращается до 1 часа из-за возможности заболеть.

Гимнастика

Для лучшего развития ежедневная утренняя гимнастика и во время воздушных ванн необходима ребенку. Т. к. ребенок все время находится в положении лежа, соответственно мышцы забиваются и не расслабляются. Поэтому, когда он бодрствует, мама должна разглаживать легкими движениями ручки, ножки, спинку и шею, делать это надо ежедневно.

Массаж

В 3 месяца неврологи и педиатры рекомендуют сделать курс ЛФК массажа. В данном возрасте это нужно, т. к. ребенок начинает переворачиваться, держит голову. Массаж необходим для укрепления всех мышц. Эффективным в подобном массаже является применение гимнастического мяча, что способствует развитию вестибулярному аппарату. Данный массаж состоит из 10 занятий и делать его лучше профессионалу, но некоторые мамы могут сами, просмотрев специальный видеокурс.

Мнение доктора Комаровского

Комаровский отмечает физические изменения 3х месячного ребенка. Прибавка в росте – 3 см, в весе – 800 г.

Рекомендации доктора сводятся к тому, что игра – обязательное занятие, и это самое время для экспериментов в игровой деятельности.

Обязательными в его рекомендациях является ежедневная гимнастика и возможность прибавить общий массаж.

Появление ребенка – радостное и в то же время тревожное событие для семьи. Особенно, если это первый малыш, и у родителей совсем нет опыта в уходе за ним. Первые недели жизни дети много спят. Но уже со второго месяца они начинают проявлять активность – улыбаются, прислушиваются к голосам и звукам, больше бодрствуют. И чем старше становится ребенок, тем большего внимания и ухода он требует.

Первые умения у ребенка можно отметить уже в трехмесячном возрасте. Для того, чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, важно знать, что должен он уметь в 3 месяца, причем стоит понимать отличия в развитии мальчиков и девочек. Здесь важно учитывать не только физические характеристики – вес, рост, но и умственное и психическое развитие. Несмотря на то, что все дети разные, врачи установили определенные общепринятые нормы их развития.

Что должен уметь мальчик в 3 месяца

В первый год жизни малыш растет и развивается очень интенсивно. Уже в возрасте 3 месяцев он многое может.

Особенности развития

Дети разных полов, как правило, развиваются практически одинаково. Для них характерно обязательная прибавка в весе (каждый месяц в среднем по 1 кг), интенсивный рост (2-4 см в месяц), а также постоянное уменьшение количество часов для сна и увеличение времени бодрствования.

Развитие на 3 месяце

Но все же развитие мальчиков имеет некоторые особенности:

  1. Больше прибавляет в весе. В 3 месяца малыш мужского пола в среднем весит около 5-6 кг. Он более крупный и круглый, на его теле появляются складочки.
  2. Более интенсивный рост. Уже через 90 дней после рождения рост малыша увеличивается в среднем на 8-9 см.
  3. Активность. Мальчики в большинстве случаев более активны, чем девочки. Они много двигаются, пытаются переворачиваться на живот, дольше держат голову, опираясь на руки.
  4. Лучший аппетит, усиленное сосание. Мальчики часто лучше едят, быстрее насыщаются. Трехмесячный малыш часто бывает готов к первому прикорму.

Умения и навыки

Мальчики в 3-месячном возрасте обладают уже достаточным багажом умений и навыков. Особенно это отражается в их физическом развитии – малыш в этом возрасте:

  1. Хорошо держит голову. При выкладывании на живот ребенок начинает приподнимать головку, чтобы рассмотреть окружающие предметы. При этом его головка еще шатается, что связано с недостаточным развитием мышц шеи.
  2. Упирается ножками в опору. Если мальчика приподнять, удерживая под мышками, то он будет пытаться упереться ногами в стол или кроватку.

    При этом он может сгибать ноги в коленях.

  3. Пытается переворачиваться на бок и обратно на спину.
  4. Пробует ухватить предметы. Если крохе показать яркую игрушку или приблизить к нему руку, то он обязательно попытается ее схватить рукой.
  5. Все попадающиеся вещи и предметы сует в рот. Так малыш знакомится с окружающим миром.

Усовершенствуется слух и зрение крохи. Он задерживает взгляд на ярких блестящих вещах, с интересом рассматривает лица людей, прислушивается к голосам и даже сам пытается воспроизводить звуки. В эмоциональной сфере также происходят изменения – малыш часто улыбается, откликается на голос матери.

Точная таблица развития девочки в 3 месяца

Каждый ребенок развивается по-своему. Но для разного возраста врачи разработали приблизительные нормы. Так выглядит точная таблица развития девочки:

Показатели Норма
Средние показатели веса 4 600-5 200 кг
Средние показатели роста 56-58 см
Обхват груди 40 см
Обхват головы 40 см
Физические навыки
  1. Переворачивается со спины на бок и наоборот.
  2. Тянется за игрушкой.
  3. Может несколько секунд удерживать в руке небольшой предмет.
  4. Несколько секунд держит голову вертикально (в положении лежа на животе).
Зрение, слух
  • поворачивает голову в сторону звука;
  • реагирует на громкий шум или резкие звуки (например, плачем);
  • различает голоса родных;
  • рассматривает свои руки, пытается дотронуться ими до лица;
  • удерживает взгляд на ярком предмете;
  • водит глазками, следя за перемещением игрушки или человека.

Но если развитие девочки несколько не укладывается в такие рамки, то паниковать не стоит. Каждый малыш – индивидуален. Его рост и развитие во многом зависит от генетических факторов. Также немаловажную роль в этом процессе имеет полноценное питание и внешние факторы (например, психоэмоциональная обстановка в семье).

Особенностью 3-месячных девочек является их эмоциональность. Часто это проявляется:

  • громким смехом в ответ на какие-либо действия взрослых, старших детей или животных;
  • бурной реакцией на голос матери;
  • самостоятельное повторение услышанных звуков, складывание их в слоги (гу, га, ба, ма);
  • пение (протягивание звуков).

Из-за такой эмоциональности у малышки не редко возникают страхи. Она может расплакаться, когда ее оставят в одиночестве.

Они даже могут отказаться спать в своей кроватке, постоянно плача и требуя материнского присутствия. Многие девочки плохо переносят громкие крики, резкие звуки. Даже серьезный вид взрослого (особенно мамы) может испугать малышку.

Как развивать трехмесячного ребенка по Комаровскому

Доктор Комаровский – известный педиатр. Он дает родителям ценные советы по уходу за детьми разных возрастов. Наиболее важными моментами для 3-месячного малыша он считает гигиену и соблюдение режима дня. Так, для полноценного развития малыша следует каждый день проводить такие процедуры:

  1. Умывание. Для этого смоченным в теплой кипяченой воде ватным диском следует протирать глазки, лицо, все складочки на теле малыша. Далее скрученной в жгут ваткой следует удалить слизь и грязь из носа и ушей.
  2. Купание. Такая процедура очень важна. Купать ребенка следует при температуре около 37 градусов, желательно вечером перед сном. Использовать мыло следует не чаще 2 раз в неделю.
  3. Закаливающие процедуры (массажи, обтирания, физические упражнения).
  4. Прогулки на свежем воздухе. Они очень важны, поскольку позволяют укреплять иммунную систему.

Малыш в 3 месяца начинает проявлять активность.

Задача родителей – помочь ему правильно развивать не только физические, но и психические навыки. Для этого следует:

  1. Использовать специальные игрушки. Они должны стимулировать тактильные, зрительные и слуховые ощущения детей. Например, быть яркими, издавать звуки при прикосновении. Такие игрушки следует закрепить в пределах досягаемости малыша, чтобы он смог до них дотянуться (повесить в коляске или над кроваткой).
  2. Давать детям почувствовать на ощупь разные вещи – гладкие и мягкие, твердые, шершавые. Можно дать поиграть с кусочками разных тканей.
  3. Развивать зрительное восприятие. Для этого крохе показывают яркие предметы разных цветов.
  4. Разговаривать с малышом, петь ему песни. Уже с раннего возраста ребенок учится понимать взрослого, подражать ему. Чтобы он поскорей научился говорить, с ним следует общаться. Для этого малышу следует рассказывать все, что с ним происходит, называть предметы, которых он касается или которые ему показывают. А детские песенки, спетые перед сном, помогают успокоить малыша, дарят ему чувство защищенности и любви.

Что необходимо для полноценного развития ребенка в 3 месяца

Чтобы малыш правильно развивался согласно возрастным нормам, родители должны постоянно уделять ему внимание. С детьми следует заниматься регулярно. При этом огромное значение имеет составление грамотного распорядка дня, где расписываются все важные моменты с учетом возраста малыша.

Особое место в ежедневном распорядке отводится питанию, сну, гигиеническим и закаливающим процедурам. Обучением следует заниматься в часы бодрствования ребенка. Основные пункты развития:

  1. Зарядка. Проводить ее необходимо каждое утро. Можно выполнять простые упражнения – сгибание и разгибание ручек и ножек. При этом малыша следует класть на ровную поверхность.

    Очень важно контролировать силу нажатий, чтобы не причинить ему боль.

  2. Упражнения, которые стимулируют выполнение поворотов. Для этого кроху кладут на спинку и слегка тянут его за ножку в одну сторону. Так малыш будет пытаться перевернуться на бок.
  3. Выкладывание на живот. Такая манипуляция помогает стимулировать развитие мышц шеи и живота, улучшает работу желудка, предотвращает появление колик. На протяжении дня кроху кладут на живот на несколько секунд, пока он не устанет.
  4. Массаж. Эта процедура помогает развивать мышцы, предотвращает их зажатость, стимулирует кровообращение, улучшает обменные процессы. Некоторым деткам рекомендуют специальные лечебные массажи (например, при гипертонусе или ортопедических проблемах), которые выполняет профессионал.
  5. Развивающие игры. Полезно разнообразить ощущения крохи – зрительные, тактильные, слуховые. Для этого над кроваткой устанавливают музыкальную игрушку, которая не только издает приятные звуки, но и двигается. Он будет не только рассматривать яркие предметы, но и пытаться до них дотянуться. Совет!Отличным занятием также может стать развивающий коврик, который содержит много интересных объектов.

Важно также разговаривать с малышом, петь ему песенки. Эмоциональное общение, поцелуи и объятия помогают вырастить здорового и жизнерадостного ребенка.

Наиболее популярные вопросы

Можно ли пробовать садить ребенка в 3 месяца? В таком возрасте кроху еще не следует высаживать. Это может привести к проблемам с позвоночником, а у девочек спровоцировать искривление костей малого таза. Почему ребенок не держит голову в 3 месяца? Трехмесячный малыш должен удерживать голову на протяжении нескольких секунд в положении лежа. Если этого не происходит, то у ребенка может быть поврежден позвоночник, или его мышцы постоянно расслаблены (гипотонус). Можно ли купать трехмесячного ребенка в бассейне? Купать малыша в таком возрасте можно только в специальном бассейне, который приспособлен для общего купания с матерью и имеет соответствующие справки.

Ребенок первого года жизни очень стремительно растет и развивается. Уже в 3 месяца он обладает многими умениями и навыками – держит голову, реагирует на звуки, голоса родственников, задерживает взгляд на ярких вещах.

3 месяц жизни ребенка

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, – приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить», и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову, сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

Практические советы

Игрушки над детской кроваткой

В три месяца ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с разными игрушками (или просто используйте для этой цели веревочку). Лучше всего взять игрушки, которые после удара по ним начинают звенеть или качаться и вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до них сначала руками, а затем ногами. Если прикрепить к подвеске пластмассовый кружок с нарисованным на нем лицом, это сделает игру еще более забавной.

Берите малыша на прогулку: Когда вы выходите на улицу вместе с малышом, это прекрасная возможность переменить обстановку и для вас и для него. Положите ребенка под дерево. Ему понравится слушать шелест листьев и наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра. Малыш будет следить за полетом птиц, а также прислушиваться к шуму автомобилей и самолетов.

Разговаривайте с ребенком: Продолжайте разговаривать с ребенком, используя любую возможность. Старайтесь при этом изменять интонации, говорить громким и тихим голосом, быстро и медленно, смеясь или, наоборот, успокаивая малыша. Когда наступит его очередь «говорить», подождите, пока он закончит «фразу» и затем повторите то, что он «сказал». Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «гулить». Старайтесь называть его по имени. Напевая песенку или читая стишок, заменяйте слова «детка, крошка» именем ребенка.

Пригласите гостей: Пригласите в гости какого-нибудь малыша. Разумеется, дети слишком малы, чтобы играть вместе, но они обязательно заметят друг друга. В то же время вам будет интересно поделиться опытом с другими родителями.

Пойте ребенку песни: Пение – одно из самых полезных занятий, которые мы постоянно рекомендуем родителям в течение первого года жизни ребенка. По мере того как ребенок будет взрослеть, вы заметите, что меняется способ и условия, при которых вы обычно поете. Укачивая новорожденного, вы крепко прижимаете его к себе и поете тихим, монотонным голосом. Трехмесячному малышу больше всего нравится, когда ему поют, то близко наклоняясь над ним, то отстраняясь от него.

Время игр

Игры и занятия, которые мы предлагаем для детей в период от момента рождения и до трехмесячного возраста, направлены на то, чтобы развивать слуховые, зрительные, осязательные и двигательные способности ребенка. Теперь, когда он может использовать свои навыки для знакомства с окружающим миром, предлагаемые нами упражнения помогут ему проявить их на практике. Во время игр и занятий он будет делать открытия, предугадывать события, развивать координацию движений и решать новые задачи.

Делаем открытия

Наблюдение за домашними животными: Дайте малышу возможность понаблюдать за кем-нибудь из домашних питомцев. Особенно интересно смотреть на собак, кошек и птичек.

Новые перспективы: Возьмите ребенка на руки, поднимите вверх и опустите, так чтобы он мог рассмотреть ваше лицо.

Повесьте в манеже бусы: Манеж – прекрасное место для трехмесячного малыша. Здесь достаточно пространства для того, чтобы он мог двигаться и переворачиваться и чтобы можно было положить игрушки рядом с ним. Натяните в манеже бечевку с катушками. Малышу понравится слушать, как они стучат друг о друга, когда он задевает их ножками. (Если у вас нет манежа, бусы из катушек можно повесить между двух стульев.)

Познакомьте малыша с ритмичной музыкой: Ребенку нравится слушать музыку, особенно ритмичную. Дайте ему послушать мелодию, где есть четкий ритм. Попробуйте хлопать ладошками в такт музыке, или делайте это с помощью деревянных ложек, бубна или двух прищепок для белья. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время малыш научится замечать изменения в ритме.

Звон колокольчика: Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию глаз и рук.

Безопасная песочница: Наполните большую миску или небольшой тазик овсяной мукой. Поставьте на широкий поднос или на полиэтиленовую подстилку (чтобы ничего не запачкать). Сидя на полу и держа ребенка на коленях, опустите его ноги и руки в тазик. Объясните малышу, что он при этом ощущает. Покажите, как вы просеиваете муку сквозь пальцы. Благодаря этому занятию ребенок учится радоваться новым ощущениям.

Жужжащие пчелы: Чтобы малыш почаще «гулил» и произносил разные звуки, попробуйте спеть с ним вот эту песенку. Во время пения не забывайте смотреть ему в глаза.
Ты сначала мне скажи,
Как жу-жу пчела жужжит.
Потом я тебе скажу
Про пчелиное жу-жу.
Пусть малыш попробует произнести звук «ж».

Матерчатая перчатка: Смастерите пару матерчатых перчаток, используя для каждого пальца свой тип ткани. Наденьте перчатки на руки, и пусть малыш прикоснется к каждому пальцу.

Песенки с сюрпризом: Выучите несколько песенок, которые заканчиваются неожиданным образом, и пойте их малышу. Прослушав песню несколько раз, он будет знать, что в конце его ожидает сюрприз. Посадите малыша себе на колени. Трясите коленями, так чтобы малыш слегка подпрыгивал, и при этом пойте вот такую песенку:
По кочкам, по кочкам,
По рыхлым дорожкам.
Придерживая малыша, раздвиньте колени так, чтобы он неожиданно соскользнул вниз.
В ямку – бух!

Развитие координации

Упражнения для ног: Поднимите ножки малыша вверх, а затем опустите, одновременно приговаривая:
Хоп, хоп, Хлоп, хлоп.

Вверх-вниз: Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, затем бережно положите назад. Вот песенка, которую можно напевать во время этого упражнения:
Вот малышка мой садится,
Вот малышка мой ложится.
Смотрит он па погремушку
Как качаются игрушки.
Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.

Плыви, плыви, малыш: Положите малыша себе на колени. Поддерживая его спинку и голову, напевайте какую-нибудь песенку. Тихонько качайте малыша взад и вперед.

Подталкивайте ступни ребенка: Положите ребенка на живот на твердую поверхность. Встаньте сзади и приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед, отталкиваясь ногами от ваших рук. Такое упражнение поможет ребенку научиться ползать самостоятельно.

Колобок: В период между третьим и четвертым месяцем жизни большинство детей начинают переворачиваться. Сначала они обычно перекатываются с живота на спину, затем со спины на бок и, наконец, со спины на живот. Помогите малышу развить эти новые для него навыки. Подложите руку под его плечи и осторожно покачайте его из стороны в сторону. Когда он лежит на боку, покачивая его, слегка подтолкните, и пусть он попробует сам перевернуться.

Покачивайте малыша в ритме веселой песенки – подойдет любая мелодия. В этом возрасте некоторые малыши просыпаются ночью из-за того, что, перевернувшись во сне, не могут самостоятельно вернуться в прежнее положение. Если вы поможете ребенку научиться переворачиваться, это позволит ему легче справляться с трудностями.

Развитие мышления

Дайте ребенку погремушку: Продолжайте класть в руку ребенка погремушку с тонкой ручкой. При этом осторожно потряхивайте. Понаблюдайте, поднимет ли малыш руку, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Наблюдение за мячиком: Положите ребенка на пол вниз животиком. На расстоянии 70-ти сантиметров от лица малыша покатайте из стороны в сторону яркий мячик. После небольшой тренировки малыш научится координировать движения глаз и рук и будет пытаться приблизиться к мячу.

Поиски колокольчика: Позвоните колокольчиком, так чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвоните. Понаблюдайте, станет ли ребенок искать его глазами. Попробуйте так же поиграть с погремушкой или игрушкой, которая может пищать.

Игра с пляжным мячом: Надуйте большой пластмассовый мяч и привяжите к нему веревочку. Положите ребенка на спину и подержите над ним мяч. Интересно, удастся ли малышу достать его ножкой?

Карусель: Привяжите к яркому пластмассовому кольцу тесемку и медленно повращайте им в одном направлении вокруг малыша. Через некоторое время ребенок, ожидая появления кольца, будет искать его глазами.

Повседневные дела

Время кормленияЛасковые прикосновения: Ребенку необходимо, чтобы его держали на руках и крепко обнимали, когда он ест. Поэтому вам неудобно придерживать рожок. Во время кормления оставляйте руки малыша свободными, чтобы он мог ощупывать и исследовать то, из чего ест. Пусть он ощупывает ваше лицо, глаза, нос, рот и волосы.

Время купанияПусть купание станет частью ваших ежедневных забот о ребенке. Как правило, распорядок бывает следующим: купание, массаж, одевание, кормление и пение перед тем, как положить его спать. Постарайтесь делать необходимые дела в том порядке, который был бы удобным и для вас и для малыша.

Песни в ванной: Во время купания помогайте малышу лучше узнавать себя. Пока вы моете его, спойте песенку о разных частях его тела. Попробуйте напеть на какой-нибудь веселый мотив эти слова или придумайте свои.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Колени и пальцы, колени и пальцы.
Голова и плечи, колени и пальцы,
Глазки и ушки, рот и нос.

Игра с мячом: Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие.

Купаемся вместе: Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук.

Время одевания

Голыш: Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж.

Упражнения после ванны: Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.

Как разговаривают животные: Изобразите ребенку шепотом, как «говорят» разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется.

Время отдыха

Мыльные пузыри: Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе.

Телефонный разговор: Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать – он даже подумает, что вы говорите с ним!

«Тик-так» тикают часы: Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть.

Развитие ребёнка в 3 месяца, нормы роста и веса

Появление в семье первенца вызывает бурю эмоций и радости. Постепенно малыш требует к себе всё больше внимания. Проходит немного времени, и родителей начинает интересовать вопрос развития ребенка в 3 месяца. Он актуален для многих молодых пап и мам, поскольку даже в таком маленьком возрасте малыш уже начинает выражать свои эмоции, демонстрирует хоть и небольшую, но физическую силу. Родители должны начать заниматься с крохой. В этом случае его развитие будет происходить без отклонений.

Физиологические изменения

В возрасте 3 месяца у ребенка происходят большие изменения в организме, начинает активно развиваться подкожно-жировая ткань. Родители могут заметить определенные изменения в его внешнем виде:

  • Щёчки становятся пухлыми;
  • На руках и ногах появляются небольшие складочки.

Развитие мышечной системы маленького ребёнка происходит в направлении сверху вниз. К этому моменту карапуз уже умеет хорошо удерживать голову. Постепенно он обретает уверенный контроль над своими руками. Гипертонус, присутствовавший ранее, к 3 месяцам полностью проходит. Это дает возможность ребёнку внимательно изучить свое тело. Также он может подробно познакомиться с игрушками, находящимися в его кроватке. Теперь малыш без проблем может дотянуться до них руками и потрогать их.

В 3 месяца многие рефлексы, присутствующие у новорождённых, полностью проходят. Например, исчезает поисковый рефлекс. Он выражается в опускании нижней губы, отклонении языка в сторону раздражителя и активном поиске материнской груди. При проверке этого рефлекса не стоит прикасаться к губам ребенка иначе получите хоботковый рефлекс новорожденного — вытягивание губ, когда взрослый касается пальцем края рта крохи.

Пищеварительная система в этот период по-прежнему продолжает развиваться. Емкость желудка постепенно увеличивается, теперь он может вместить больше грудного молока. Но этот орган все еще довольно нежный, поэтому не приспособлен для приёма какой-либо другой пищи. Единственное, что можно включать в рацион карапуза, — витамин D. Педиатры довольно часто выписывают его трехмесячным детям. Этот полезный компонент они рассматривают в качестве отличного средства профилактики такого распространенного заболевания, как рахит.

Если говорить про стул, то в этот период он является однородным и происходит регулярно. У ребёнка, рацион которого ограничивается только грудным молочком, периодичность испражнений может быть разной: от одного раза в пять дней до 5 раз в течение суток у некоторых детей. Если малыш находится на грудном вскармливании, при этом стула у него не было продолжительное время и ребёнок ведёт себя нормально, то дополнительная стимуляция для испражнений не требуется.

Основные умения

Если задержать трёхмесячного малыша на некоторое время вертикально с опорой под подмышками и поставить на поверхность, то у него хватит сил, чтобы уверенно опираться ножками. Кроме этого, находясь на спине, малыш способен легко перевернуться на бочок.

Зрение в этом возрасте развивается довольно активно. Кроха в состоянии продолжительное время рассматривать предметы, которые находятся вокруг него. При этом его привлекают не только статичные, но и объекты, которые быстро движутся. Для лучшего рассматривания окружающего мира часто он пребывает в положении лежа на животе и периодически приподнимается на предплечьях.

У крохи проявляется разнообразие в звуках, которые он способен издавать. Помимо гласных, начинают появляться и согласные. Карапуз часто находится в хорошем настроении и может подолгу гулить.

Характерной особенностью поведения малыша в 3 месяца является большой всплеск эмоций. На появление мамы он демонстрирует бурную реакцию. Также он выражает сильные эмоции и при общении с ней. Оживление в его поведении часто происходит в ситуации, когда кто-то взрослый поет. При звучании музыкальных инструментов или виде игрушек он становится возбужденным. Если у ребенка есть недовольство чем-то, можно услышать громкий плач. Помимо этого, у крохи начинают развиваться психомоторные навыки.

Обычно возникновение негативных эмоций у ребенка в таком возрасте происходит, когда завершается его общение с мамой или же любимая игрушка внезапно исчезла. Смена эмоций с положительных на плач может произойти в случае, если:

  • изменилась окружающая температура;
  • малыш ограничен в движении;
  • испытывает болевые ощущения.

В этом возрасте ребёнок постепенно начинает пробовать мир на вкус. Он берёт в рот всё, до чего может дотянуться своими ручками, толкает себе в рот кулачки и сосет свои пальцы.

Нормы роста и массы тела

Когда ребенку 3 месяца, его развитие, вес и рост — это взаимосвязанные вещи. Такой момент, как масса тела, у крохи в это время во многом определяется тем, какой вес он имел при рождении. За этот небольшой промежуток времени малыш обычно набирает 2,5 кг. Если он родился с весом 4300 г и в течение 3 месяцев нормально развивался, то к этому момент масса 6500 г будет в пределах нормы.

Для расчета нормального роста ребенка не нужно использовать каких-то сложных схем. Необходимо знать только о том, что каждый месяц рост ребенка увеличивается на 3 см. Поэтому, если малыш появился на свет с показателем в 55 см, то очевидно, что по прошествии 90 дней его рост достигнет отметки в 65 см.

Точный параметр для ребенка, которому 3 месяца, не назовет ни один детский врач. Каких-то категоричных норм по отношению к росту и массе тела у маленьких детей не существует. Каждый ребенок индивидуален, рост происходит неравномерно. Можно обратиться к таблицам, которые висят в кабинетах у педиатров, чтобы проверить, нормальный ли рост у карапуза. Тревогу следует бить только в случае, если имеются серьезные отклонения.

Ниже представлена таблица с нормами роста и веса от Союза педиатров России:

А это данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

Дети в грудном возрасте, получающие основную пищу по требованию, в течение месяца могут прибавлять в весе 1 кг, а некоторые даже больше. Однако в этом случае каких-то поводов для волнений у молодых родителей быть не должно. Даже при хорошем аппетите какой-то угрозы ожирения в будущем у крохи не будет. Когда двигательная активность возрастет, то образовавшиеся килограммы уйдут довольно быстро.

Питание и режим дня

Когда ребенку идет третий месяц, то у него формируется распорядок дня. Он начинает выдерживать временные промежутки между кормлениями, а спать ложится через определенный срок. Если говорить про сон, то в среднем дети в этом возрасте в дневное время спят 5 раз, а один раз ночью. Девочка в таком возрасте получает питание в основном от грудного молока.

Иногда его дополняют адаптированными смесями. В 3 месяца количество грудного молока у матери может заметно уменьшиться. Однако в этом случае не стоит поддаваться панике, а просто давать грудь ребёнку почаще. В советскую эпоху довольно частой практикой было вводить прикорм соками. Однако сейчас это не распространено.

В возрасте 3 месяца мальчик бодрствует большее количество времени, чем ещё месяц назад. Поэтому он с радостью воспринимает информацию, которую пытаются донести до него. С ним можно много общаться. Но всё нужно делать продумано. Чтобы развивать ребенка в 3 месяца, необходимо знать про основные упражнения и то, как их делать.

Общие упражнения для развития и массаж

Перед тем как отправиться с малышом на водные процедуры, лучше всего сделать для него лёгкий массаж. Такой уход положительно отразится на его состоянии. Процедуру необходимо начать с лёгких поглаживаний. После этого можно переходить к растиранию, массирование частей тела следует выполнять по очереди.

Лучше всего начать с ножек, а потом переключиться на ручки. Массажисты не рекомендуют совершать массажные действия на грудной клетке малыша, чтобы не навредить ему. Для профилактики плоскостопия, на стопе можно рисовать пальцами цифры семь и восемь. В качестве дополнительного средства при проведении процедуры стоит использовать детское массажное масло.

Когда ребенку три месяца, развитие может включать выполнение полезных для тела упражнений. Сам он еще не в состоянии этим заниматься, но это может делать мама. Педиатры рекомендуют выполнять комплекс суставной гимнастики, в который можно добавить элементы легкого массажа.

Сами упражнения сводятся к выполнению легких поворотови совершению ненавязчивых сгибаний и разгибаний всех конечностей. Лучше всего, если сначала посмотреть, как это нужно делать правильно, в исполнении профессионального массажиста. Получив такой небольшой опыт, потом можно умело проводить необходимые манипуляции без посторонней помощи в домашних условиях.

В 3 месяца следует играть со своим ребенком, используя для этого не только погремушки, но и другие разнообразные предметы. Например, хорошим выбором станут фигурки зверей, куклы, развивающие коврики. Обилие цвета, формы и материалов у применяемых предметов — важный фактор, который обеспечит крохе разнообразие зрительных образов.

Общение для развития речи

Находясь с грудничком на прогулке, следует акцентировать его внимание на окружающих предметах и объектах. Следует рассказывать обо всём, что он видит на своём пути. Нужно много говорить, причем абсолютно обо всём:

  • Деревьях, которые встречаются на пути;
  • Клумбах с цветами;
  • Машинах, животных, птицах.

В домашней обстановке можно рассказывать крохе о предметах, которые находятся в комнате. Например, о картинах, которые висят на стене или мебели. Рассказы необходимо дополнять объяснениями маленькому чаду. Пока многое из того, что он будет слышать, ему непонятно. Однако звуки и слова, которые звучат постоянно, в дальнейшем помогут ему обрести легкие навыки активной речи, которую другие будут свободно понимать.

Уже в 3 месяца необходимо заниматься развитием грудничка. Его жизнь должна быть дополнена простыми упражнениями для тела и конечностей. Не следует забывать про игры и простое общение с крохой. Если ребёнку 3 месяца, его развитие и питание — это то, на что следует обращать внимание в первую очередь. Концентрируясь на упражнениях, не следует забывать и про рацион. Всё это обеспечит его нормальное развитие, и грудничок быстрее приобретет навыки активной речи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *