Депрессия у ребенка в возрасте 10-17 лет выражается немного иначе, чем у взрослых. Родителю необходимо знать, как заподозрить этот недуг. Самостоятельно подростки редко говорят о своей депрессии, обычно они не способны распознать ее или не уверены, что встретят понимание родителей. Тем не менее состояние подавленности, апатии, агрессии может свидетельствовать именно о наличии депрессии. Задача родителей вовремя отследить тревожный симптом и обратиться к специалисту.

В этой статье мы поговорим о причинах депрессии у ребенка, способах ее определения и методах лечения. Своевременная работа с проблемой способна предотвратить ее развитие и найти эффективные пути решения

Депрессия у ребенка (подростка) – что это?

Слово «депрессия» произошло от латинского deprimo — «давить», «подавить». Депрессия у ребенка (подростка) характеризуется подавленным или сниженным настроением, нежеланием получать удовольствие, пессимизмом, расстройством сна, а иногда и суицидальными наклонностями.

Дети в период 10 – 17 лет переживают различные эмоциональные потрясения: ссора с близким другом, конфликты в семье, неуспеваемость в школе, неудачи с противоположным полом. Помимо этого, многие недовольны своей внешностью (угревая сыпь или «немодная» одежда, внешность, не соответствующая «стандартам красоты»), что тоже отрицательно влияет на психологическую обстановку.

Усугубляется положение гормональными перестройками в организме: для некоторых детей они проходят бесследно, а для части подростков – это очередная буря эмоций, которую надо побороть.

Признаки детской депрессии:

В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени. Обратите внимание на следующие симптомы:

· снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)

· нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)

· изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)

· состояние повышенной усталости

· перебои в аппетите, длительный отказ от еды

· чувство вины или стыда

· рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании

· нежелание общаться с кем-либо

· мысли о суициде

В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями. Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды. В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.

В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.

Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.

Причины депрессии у детей и подростков:

Депрессия у ребенка никогда не возникает на пустом месте. Всегда существуют предпосылки к такому состоянию. Скорее всего, подросток столкнулся со стрессовой ситуацией, и в силу своего возраста, не смог ее правильно принять и пережить. А этого вполне достаточно для неокрепшей детской психики.

К основным причинам можно отнести:

1. Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Созревание половой системы сопровождается высокими эмоциональными нагрузками: раздражение, тоска или повышенная тревожность. Как правило, этот период проходит через 2-4 года. За это время накопленный стресс может легко перерасти в серьезное расстройство.

2. Реалии взрослого мира – приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.

3. Юношеский максимализм — подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами.

4. Семейные конфликты – дети остро реагируют на ссоры между родителями, тяжело переживают развод или сложное материальное положение. Тяжело, если он постоянно слышит критику в свой адрес или недовольства родителей, связанные с неуспеваемостью в школе.

5. Отсутствие друзей. Самое главное для подростка – это общение со сверстниками, среда общения, возможность разделить общие интересы с друзьями. В подростковом возрасте происходит эмоциональная эмансипация от родителей: если раньше ребенок делился своими переживаниями с родителями, то теперь может закрываться, не рассказывать о событиях дня и своих переживаниях. В целом, это нормально для подростка, но важно найти место, где такой обмен эмоциями будет происходить. Эмоциональный контакт

подросток ищет со сверстниками, и если найти такой контакт не удалось, не произошло принятия в коллективе, установления дружеских связей — для подростка это очень болезненно и травматично. Он чувствует себя ненужным, неуспешным.

6. «Неидеальная» внешность – подростки склонны переживать, что выглядят не как все, имеют лишний вес (по его мнению), или проблемы с кожей обернут против них весь мир. Несоответствие пресловутым «стандартам красоты» или стандартам, принятым в конкретном коллективе (например, обязательно быть спортивным или одеваться в брендовую одежду) могут обернуться для подростка насмешками в коллективе, низкой самооценкой, анорексией и в итоге- депрессией.

7. Частые переезды – отрыв от сложившегося коллектива и его привычной зоны комфорта выбивают из колеи. Приехав на новое место, подросток сталкивается с трудностями в общении и создании новых связей, что конечно же влияет на его состояние.

8. Издевательства в школе – подростки часто проявляют неоправданную жестокость, которая оставляет свой отпечаток на психике.

9. Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это намного сложнее.

10. Усиленные нагрузки – некоторым детям тяжело дается школьная программа. А многие родители настаивают на посещении дополнительных занятий и кружков, считая, что это идет только на пользу. Такой ритм жизни создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая не каждому под силу.

11. Безответная любовь или первый неудачный сексуальный опыт — переживания в таком состоянии отнимают много энергии, а поделиться переживаниями и получить поддержку -зачастую не с кем и неоткуда.

Некоторые признаки потенциальной депрессии у подростка:

Ощущение пустоты и бессмысленности – подросток может хорошо учиться, вести нормальный образ жизни, но при этом чувствовать пустоту. Нет понимания, для чего он живет, ему кажется все однообразным и не интересным.

«Ничего не хочу». Отсутствие интересов, отсутствие желания общаться, заводить друзей, апатия.

«Я никому не нужен» – ощущение себя никому не нужным, становится ведомым. Попав под влияние более сильного товарища, расстройство только усиливается.

Эмоциональные перепады. Резкие смены настроения, затяжное плохое настроение может сменяться припадками ярости и агрессии, а затем пассивностью и самоуничижением.

Разговоры о смерти и суициде. Если подросток стал интересоваться темой смерти и суицида, важно вовремя обратить на это внимание. Подросток может использовать такие фразы как «незачем жить», «все равно все умрем», » не вижу смысла…».

Бессмысленные действия, зацикленность – зацикливание на бесполезном занятии, например постоянное пребывание в социальных сетях (регулярное обновление «ленты», в ожидании новой бессмысленной информации).

Резкие изменения – подросток резко меняет свое социальное поведение, изменяет внешний вид (покрасить волосы, пирсинг). Изменения могут касаться образа жизни, интересов, круга общения и мировоззрения.

«Всегда успешен» – это такие дети, которые «из кожи вон лезут», что бы достичь положительных результатов, добиться успеха. Но за ширмой «успешного подростка» скрывается ребенок, который прячет свои истинные переживания. Зачастую такие достижения не приносит морального удовлетворения и сопровождаются сильным страхом разочаровать родителей.

Каждый отдельно взятый пункт может и не быть обязательным признаком депрессии, но совокупность признаком и\или явно выраженные проявления могут быть поводом для беспокойства и обращению к специалисту.

Виды депрессии:

Реактивная – считается доброкачественным видом расстройства. Такое состояние характерно для подростков, которые пережили сильное эмоциональное потрясение. Например: развод родителей или смерть близкого человека.

Меланхолическая – характерно состояние угнетения и тоски, интерес ко всему потерян, часто сидит в своей комнате в одном положении либо медленно передвигается (заторможенность). На фоне этих симптомов развивается нарушение сна и аппетита. Для девушек характерен сбой в менструальном цикле. К затянувшейся меланхолии могут прибавиться суицидальные мысли.

Биполярное расстройство –характеризуется быстрой сменой фаз, иногда в короткие промежутки времени. Чем меньше возраст, тем короче фазы и могут составлять от нескольких часов, до 2-3 недель. Мания проявляется в виде агрессии и гнева. Психологи могут не заметить биполярного расстройства, сославшись на «подростковое изменение характера», поэтому рекомендуется привлечение специалиста более узкого профиля (клинический психолог, психиатр).

Дистимия – это длительное психическое расстройство, обычно преследует в течение года, возможно несколько лет. Ребенок выглядит пассивными и одинокими, не может сосредоточиться на выполнении конкретной задачи. Может сопровождаться нарушением сна и потерей аппетита. Это заболевание часто перетекает в хроническую форму, изредка прерывается сменой настроения.

Сильная (большая) депрессия — носит затяжной характер. Длится от полугода до 9 месяцев. Подросток печальный и раздражительный, его ничего не интересует. Симптомы могут быть не явными, например нарушение сна: родитель ссылается на усталость и загруженность. Некоторые дети начинают «заедать» это состояние большими порциями еды. Вот этот момент должен насторожить. Ситуация усугубляется мыслями, в некоторых случаях попытками суицида.

Следует обратить особое внимание, если все чаще слышите упоминания о смерти и суициде, например:

1. Читает стихи и рассказы о самоубийстве, или начал сам писать на эту тематику

2. Романтизирует смерть и самого умирающего.

3. Шутит о смерти

4. Прощается с близкими и друзьями как будто в последний раз

5. Частые травмирования и порезы

6. Слышите фразы: «Лучше бы я умер», или «Зачем я родился?» или «Выхода нет»

В этом случае действовать надо немедленно, и как можно скорее найдите специалиста для оказания помощи.

Что делать родителям?

Семейная атмосфера очень важна для формирования детской психики. Родители всегда обратят внимание на нестандартное поведение ребенка. Но что именно нужно делать, если начались проблемы с учебой или школьными друзьями?

Если вы обнаружили признаки депрессии, то эксперты советуют следующее:

· Разговаривайте в комфортной для него обстановке. Постарайтесь выяснить, что именно вызвало беспокойство и такой результат.

· Помогите укрепить его самооценку. Покажите ему, насколько он важен и значим для вас и окружающих.

· Узнайте о его увлечениях, чем он интересуется, что делает пока вы на работе.

· Ограничьте опеку, дайте почувствовать, что вы ему доверяете.

· Дайте право выбора, не стоит все решать за него.

· Постарайтесь не критиковать, а направлять на правильное действие.

· Исключите разговоры на повышенных тонах, постарайтесь не конфликтовать.

· Найдите общий интерес – это может быть совместная вечерняя прогулка или катание на велосипедах, или игра в футбол. Посещайте мастер – классы: рисуйте и творите.

Психологи советуют найти как можно больше точек соприкосновения. Ребенку важно чувствовать поддержку и заботу. Но не стоит забывать, что усиленная опека только навредит и осложнит ситуацию.

Всегда искренне говорите, что вы его любите, цените и уважаете. Теплые и доверительные отношения в семье – залог крепкого психического здоровья всех ее членов.

Если вы понимаете, что ситуация не поддается вашему контролю, не затягивайте с походом к специалисту.

Лечение депрессии

Депрессия у детей и подростков – это серьезное заболевание, которое требует консультации специалиста. Родители должны понимать, что только они смогут помочь своему ребенку, разглядев характерные признаки. Не стоит пускать на самотек, лучше все держать под контролем, следуя советам специалиста.

Легкая форма поддается консультативному лечению: это может быть индивидуальная работа с психологом или посещение психологической группы. Тяжелые случаи (например, попытки суицида) требуют более серьезного, медикаментозного подхода. В таких случаях психолог и психиатр часто работают в паре, дополняя друг друга.

Обычно первый специалист, к которому необходимо обратиться за помощью – это психолог. В ходе беседы он помогает разобраться в причине появления заболевания. Поможет узнать какие эмоции и чувства сопровождают подростка. Используя разные методики, специалист сможет пояснить какие страхи и сомнения поселились в детской голове. Есть вероятность, что после общения с психологом, он сам найдет пути решения проблемы и выйдет из этого состояния.

Психолог поможет справиться с легкими формами заболевания. Если ситуация сложная – то понадобится дополнительная помощь психотерапевта, психиатра.

Психотерапевт – врач, который помогает пациентам справиться с психическими заболеваниями. Схема лечения содержит психотерапевтические методики в комплексе с медикаментозным лечением.

Для постановки диагноза врач проводит беседу с пациентом, в ходе которой оценивает его состояние. Диагностика помогает установить точное заболевание, которое сопровождает подростка, а так же определиться с методом лечения.

Если выявляется затяжной характер заболевания, то одних бесед будет недостаточно. К лечению могут добавить антидепрессанты, которые снимут симптомы тревожности и апатии, помогут убрать раздражительность и справится со страхами.

«Эмпатия» — студия практической психологии

В «Эмпатию» приходят дети и подростки с разными эмоциональными проблемами. Мы помогаем им преодолеть трудности. Для этого в нашей команде есть специалисты, которые на протяжении 14 лет работают с детьми и взрослыми, помогают разобраться с внутренними проблемами.

Подростковый возраст — это период становления личности. И наша задача — помочь ребенку не сбиться с пути. Мы помогаем подросткам и родителям обрести и сохранить ту гармонию, при которой всем комфортно жить и развиваться.

В «Эмпатии» действуют психологические группы для подростков, в которых ребята могут поделиться важными переживаниями, получить поддержку и обратную связь, научиться выстраивать отношения со сверстниками и найти друзей. Здесь подросток может делиться своими проблемами, а мы поможем ему понять и разобраться в себе. В таком формате общения формируется поддержка, уважение и доверие к сверстникам, а предпосылки к развитию депрессии у ребенка проходят сами собой. Безусловно, нельзя говорить об универсальной панацее, но психологическая работа в группе очевидно является профилактикой депрессии; в случае необходимости, мы также направляем подростка и родителей к специалистам более узкого профиля.

Если вы столкнулись с непониманием внутри семьи, или обнаружили признаки депрессии у ребенка, обращайтесь к нам за помощью. Мы ждем вас в Студии практической психологии «Эмпатия».

Депрессия у детей

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • дети в семье
  • семейные отношения

Каждый человек немножко знает, что такое депрессия. Но только немножко. О наличии депрессии можно говорить только при наличии нескольких компонентов: плохого настроения, мыслительной и двигательной заторможенности. К этому добавляются болезни, падает жизненный тонус. И появляется депрессивная идея: самообвинение, самоосуждение, мысли о болезни, самоуничижение. Депрессия – это длительное патологическое состояние.

Все это о взрослых, а что же у детей? Ещё 50 лет назад считалось, что депрессивных состояний в детстве не бывает, но это не так. Дети тоже подвержены этому психическому расстройству.

В раннем детском (1-3 года) и дошкольном возрасте (3- 6 лет) для ребенка мир – это семья, поэтому причина депрессии находится в семье. Чаще всего – разводы, скандалы. Когда родители ссорятся, ребенок может принимать это на свой счет, т.к. он в силу возраста эгоцентричен. Другими травмирующими обстоятельствами могут быть длительная болезнь, смерть близких, рождение другого ребенка в семье, переезд, выход в детский сад. И проблема не в том, что это случается, а в том, что ребенка почти никогда не посвящают в семейные отношения, скрывают смерть родных, уход отца. Родители забывают сохранять контакт и близость, и ребенок чувствует эмоциональную отгороженность.

У детей младшего школьного возраста (6\7-10 лет) депрессию вызывают не только внутрисемейные проблемы, но и трудности, связанные с обучением в школе: смена класса, учителя, переход в другую школу, отставание от сверстников в связи с длительным заболеванием, оскорбительное поведение учителя и т. п.

Какие особенности у детской депрессии?

Важно понимать, что в силу возраста ребенок не может сказать, что с ним. Он не может осознать и передать своё душевное состояние, не может определить тоску или тревогу. Чаще всего дети жалуются на скуку, говорят, что им «печально», «грустно», «хочется плакать», «тяжело на сердце», Скука, слабость, грусть преобладают в первой половине дня. Днём отмечаются усталость, сонливость, головные боли. К вечеру, как правило, нарастает тревога с беспокойным взглядом, суетливостью, напряженностью. Сопровождается это бесцельным бегом по комнате, множеством лишних движений, раскачиванием туловища, метанием из стороны в сторону.

Главной особенностью детской депрессии является то, что она всегда «маскирована», то есть трудно распознаваема из-за обилия жалоб на здоровье (часто принимаемых за астению), негативизма, ворчливого настроения, повышения чувствительности, интеллектуальной недостаточности и нарушения поведения.

При депрессии у ребенка может возникать:

  • нарушение питания, рвота, запоры, жидкий стул, боли в животе, нарушение аппетита;

  • боли в сердце, нарушение ритма сердца, вегето-сосудистая дистония;

  • кашель, нарушение вдоха;

  • экзема, нейродермит, псориаз, кожный зуд;

  • головные боли, обмороки, головокружения, временные нарушения слуха, зрения, речи (афония – нет голоса), утрата способности стоять и ходить.

  • Длительное повышение температуры в пределах 37,1—38,0°C без воспалительного процесса.

Опасность такого проявления депрессии состоит в том, что она ограничивает возможности ребенка. Его начинают оберегать от всего, и ребенок фиксируется на себе и своих болезнях.

Интеллектуальная заторможенность проявляется замедленностью речи, долгом обдумывании ответов на простые вопросы, отказе от игр, требующих умственного напряжения и внимания, нежелании слушать некогда любимые книги. После 6-летнего возраста замедленность мышления нарастает, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. При этом дети много плачут, причитая, что «все равно будет двойка». Не могут сосредоточиться, становятся крайне рассеянными, забывают приготовить уроки, принести в школу тетради и учебники, жалуются на то, что «силюсь понять и не понимаю».

К поведенческим нарушениям относится грубость, нарушение социальных норм, правил, снижение успеваемости. Вообще проявление депрессии в виде агрессии со спадом работоспособности, раздражительностью и робостью характерно для детей, начиная с раннего школьного возраста. Ребенку трудно встать утром, трудно соображать.

Как заподозрить что у ребенка депрессия?

С ранних лет человек имеет свой характер, свою линию жизни. Поэтому, стоит обращать внимание, если ребенок ВДРУГ:

  • Плачет по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, при любом вопросе, предложении, приходе в дом постороннего, появлении новой игрушки и т. п.

  • Злится, дерётся, ворчит, капризничает, грубит, просто «отбился от рук».

  • Безразличен, чрезмерно послушен.

  • Начал болеть, потерял аппетит, стал сонливым или его мучает бессонница. Он трудно засыпает, прерывисто спит, просыпается с плачем, видит страшные сны.

  • Плохо соображает, плохо учится, недоволен собой.

  • Стал бояться остаться одному на всем свете, потерять маму, что мама не придет в детский сад, что по дороге домой она попадет под машину или ее убьют бандиты, «мир погибнет», случится «конец света», «атомная война», «нейтронная война», «люди погибнут», «я умру».

  • Неулыбчив, отказывается отвечать на вопросы, недоверчив, не хочет подойти к другим детям.

  • Охотнее играет в одиночестве, избегает игр, требующих интеллектуального напряжения и внимания.

  • Отказывается от любимых и новых игрушек, игра становится более примитивной, а младшие школьники возвращаются к забытым игрушкам и проводят за игрой весь день.

  • Худеет, становится бледным, у него синева под глазами, понурая или напряженная поза, угрюмое или грустное выражении лица, беспокойный или потухший взгляд.

  • Перестает отпускать от себя мать, просит взять на руки, покачать, в речи появляются младенческие интонации.

  • Начал сосать палец, грызть ногти, кончики волос, воротничок, накручивать волосы.

  • Стал медлителен. Он подолгу одевается, часто опаздывая из-за этого в школу, не может бегать на переменах, избегает подвижных игр, на уроках физкультуры выглядит вялыми и неуклюжими.

  • Болезненно реагирует на малейшую несправедливость по отношению к себе и другим, испытывают острое сочувствие, в том числе по отношению к животным и неодушевленным предметам.

  • Винит во всех проблемах тех, кто окружает: маму, папу, учителя, воспитателей.

Что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?

Родителям не стоит пытаться ставить диагноз самостоятельно и заниматься «самолечением». Если вы подозреваете депрессию у своего ребенка, нужно обязательно показать его специалисту. Депрессию диагностируют психологи. Они не имеют право выносить диагноз, но могут предположить наличие этого расстройства и направить к психиатру или психоневрологу, которые уже определят вид депрессии и подберут лечение, при необходимости, медикаментозное. Хорошо, если психолог и психиатр работают в тандеме и совместно с родителями помогают ребенку.

Дети нуждаются в том, чтобы их видели, слышали, чувствовали, осязали и любили. Чем больше эмоционального и физического контакта у родителей с ребенком, тем лучше. Укрепляйте привязанность вашего ребенка к вам. Как это сделать, хорошо написал Г.Ньюфелд в книге «Не упускайте своих детей». А ещё есть мнение, что ребенку в сутки нужно не меньше 20 прикосновений. В то же время хорошо, если у ребенка есть спокойное пространство, где он может побыть один.

Родители должны понимать, что для ребенка является стрессом любое изменение в жизни, как негативное, так и позитивное. Первое, что может сделать родитель — поговорить с ребенком, выяснить, как он относится к событию. Важно обсуждать с ребенком любые изменения: было так, а сейчас стало вот так. Это касается, в том числе смерти близких. Второе – принять состояние другого, не обесценивать переживания словами типа «да все у тебя хорошо». Непонимание со стороны окружающих только усугубляет депрессию. Поэтому родители могут посочувствовать и дать ребенку погоревать. Для ребенка важно чувствовать, что родители его понимают и не испуганы происходящим. Возможно, стоит снизить требования и учебные нагрузки.

Ребенок так устроен, что его социализация происходит через игру. Он проигрывает любую ситуацию. Поэтому полезно просто поиграть вместе. Дать ребенку возможность самому выбрать сюжет игры или обыграть конкретную тревожную ситуацию.

Родителям важно правильно реагировать на плохое поведение. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, и жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию. Учить ребенка делиться своими переживаниями, быть открытым, развивать позитивное мышление – большой труд, как для родителей, так и для детей. Отмечайте даже маленькие успехи, фокусируйтесь на достижениях и надеждах. Вспомните, что получалось хорошо, что доставляло удовольствие, какие совместные занятия радовали и снова начните это делать.

Белоусова Екатерина,
психолог

Подростковый возраст ребенка подчас весьма нелегок для его родителей. Понимаете ли вы своего ребенка в переходном возрасте? Ответьте на вопросы теста сайта www.ya-roditel.ru и определите это. Пройти тест

Депрессия – это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, познавательных представлений и общей пассивностью поведения. В состоянии депрессии человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживания – подавленность, тоску, отчаяние.

Более всего подвержены депрессиям дети тревожные, эмоциональные и чувствительные, со сниженной самооценкой, впечатлительные и зависимые. Любой ребенок время от времени может быть в плохом настроении, грустить или раздражаться. Это объяснимо с точки зрения его развития, возрастных кризисов или банальной усталости, начала болезни. Но наличие устойчивого сниженного настроения, пассивности, постоянного плача в течении двух недель – повод обратиться за помощью к специалистам. Педиатр осмотрит ребенка, назначит необходимые анализы для обследования, а также направит вас на консультацию к неврологу и психологу.

Причины депрессии у детей:

  • Нарушение биохимических процессов в головном мозге (низкий уровень серотонина);
  • Генетическая предрасположенность (наличие заболевания в роду);
  • Родовые травмы (депрессия может быть вызвана изменением климатических условий);
  • Затяжные, либо хронические болезни;
  • Длительный стресс или тревожная обстановка, учебные перегрузки;
  • Психологические травмы (развод родителей, болезнь или смерть близких, переезд, переход новую школу или детский сад, конфликты в семье, гибель домашнего питомца и т.д.)
  • Нарушение детско-родительских отношений и отношений в коллективе;

Чувствительность к травмирующим факторам:

  • от 0 до 4 лет – отделение ребенка от матери или от семьи;
  • от 5 до 7 лет – развод, смерть одного из членов семьи, жестокое обращение, скандалы и ссоры;
  • с 7 до 10 лет – проблемы, связанные с началом обучения в школе, с новым социальным статусом ученика. Отсутствие контакта с учителем, отставание в учебе, насмешки и оскорбления со стороны сверстников.
  • от 11 до 15 лет – непонимание и отвержение сверстниками, потеря значимой дружбы, неудачи в романтической привязанности, не взаимность любви.

Как распознать болезнь?

Дети на вопрос: «Как ты себя чувствуешь?» при наличии депрессии обычно отвечают: «Мне ничего не нравиться, мне скучно, нечем заняться…», но редко оценивают свое состояние как подавленное. Субъективно ребенок может ощущать небывалую тяжесть в теле и конечностях: «ножки утомились», «еле портфель донесла», а также быструю утомляемость не оправданную нагрузкой «нет сил» и т.д. У них отсутствует стремление к радостным событиям, отказ или даже избегание шумных и веселых праздников. Можно также услышать жалобы на то, что ребенка никто не любит или им никто не интересуется. В зависимости от характера, малыш может стать более зависимым или отстраненным, замкнутым, иногда даже грубым и агрессивным. Также депрессия влияет на все жизненно важные функции организма: сон (бессонница, ранние утренние пробуждения или сонливость), аппетит (снижается либо повышается), активность (большая подвижность или заторможенность). «Скрытая» депрессия проявляет себя различными физическими недомоганиями ребенка и жалобами на головные боли, головокружения, (чаще у школьников) боли в животе (чаще у дошкольников) или грудной клетке, и.т.д. При медицинском обследовании не выявляется никаких патологий.

Симптомы депрессии:

0 — 1 год – депрессия, вызванная нарушением связи грудного ребенка с мамой. Например, длительной разлукой, госпитализацией крохи без мамы. В данном возрасте к признакам депрессии можно отнести: снижение аппетита и резкая потеря веса крохи, отставание в сенсомоторном, эмоциональном и речевом развитии (все делает с опозданием на несколько месяцев), нарушения сна. Развитие заболевания проходит несколько стадий: протест (крик, поиск матери, хаотичные движения руками и ногами, паника); поиск матери среди лиц взрослых (отворачивается от подошедшего, игнорирует его); полная апатия – малая подвижность, печальное выражение лица, тихий плач, если взять на руки цепляется за одежду, ищет мать, безутешно плачет.

от 1 — 3 лет – крик, беспокойство, приступы беспричинного плача, бесцельное хождение «из угла в угол», отсутствие игровой деятельности или однообразные навязчивые движения нарушение сна и аппетита, тенденции к сохранению более ранних форм поведения;

от 4 — 6 лет — печаль, подавленность, раздражительность, стремление уединиться или наоборот нежелание оставаться в одиночестве, отказ от прежней активности и интересов, неуклюжесть позы, заторможенные эмоциональные реакции, тихий голос и скупая мимика, физические недомогания, отсутствие рисунков и поделок, либо использование в них темных «грязных» цветов.

от 7 до 11 лет – готовность к плачу, мрачность и угрюмость, снижение интереса к окружающей жизни и учебе, перепады настроения, с утратой ощущения удовольствия от прежних любимых занятий. Жалобы на быструю утомляемость, невозможность сосредоточиться на задании, «витание в облаках», самообвинение и переживания за неспособность сделать что-либо правильно, сосредоточенность на разговорах о болезнях, катастрофах, смерти.

Условно формы депрессии у детей можно разделить на две большие группы:

  • Острые депрессивные реакции. Почти всегда есть травмирующее событие, которое предшествует началу заболевания. Например, госпитализация, переезд, развод или смерть близких, потеря ценных дружеских отношений. Все симптомы остро проявляют себя: плач, истерика, бурные эмоции. Продолжительность от нескольких дней до 4-6 недель. Родители должны быть особенно внимательны к ребенку в этот период: не оставлять один на один с переживаниями, не дать ребенку замкнуться, поговорить о том, что произошло, понять его чувства, утешить, показать психологу. Вовремя оказанная психологическая поддержка и помощь ребенку дает быстрое восстановление, и обычно нет необходимости в медикаментозном лечении.
  • Хронические депрессивные состояния. Течение и симптомы размыты, нет явной «точки отчёта» начала заболевания. При психологической консультации выявляются нарушение эмоциональной связи ребенка с родителями, депрессия в анамнезе у одного или обоих родителей, причем начавшаяся после рождении ребенка. Дети с хронической депрессией крайне зависимы и одиноки, пассивны, отвергают общение со сверстниками и взрослыми, т.к. имеют негативный опыт. Неохотно проявляют эмоции, с большим трудом доверяют другим. По сравнению с острыми реакциями меньше плачут, и стараются скрыть свое угнетенное состояние, в беседе не раскрывают истинных чувств и мотивов поступков. Первый период развернутой депрессии может длиться до 8 месяцев. Ребенку необходима помощь психотерапевта. Лучше всего обратиться в специализированные центры или клиники, где лечат депрессию комплексно: психотерапия плюс медикаменты. Центры предоставляют психологическое сопровождение больного, наблюдение, постоянный контакт членов семьи с врачом, контроль за состоянием ребенка в период приема лекарств. При тяжелой форме депрессии могут быть попытки суицида. В этом случае необходима госпитализация.

Советы:

  • Быть внимательным к ребенку, особенно если произошло травмирующее событие: не оставлять одного, говорить с ребенком о его чувствах и переживаниях, обеспечить его бытовой комфорт в острый период;
  • Не ставить перед ребенком сверхзадач: учебные дела разбивать на части, на маленькие цели;
  • Больше хвалить и поощрять, чаще говорить ребенку о своей любви;
  • Ни в коем случае не обвинять ребенка в нежелании активно действовать, плохом самочувствии, лени. Ему необходимо время, чтобы прийти в норму;
  • Оказывать психологическую поддержку и сочувствие, но не погружаться в болезнь вместе с ребенком, не отстранять от дел, чтобы ребенок жил в общем ритме семьи;
  • Включать в занятия, приносящие удовольствие и радость, смотреть вместе веселые мультфильмы, детских комедии;
  • В разговорах сосредоточить внимание ребенка на положительных моментах на сегодняшний день, обсуждать перспективы и планы на ближайшее будущее, объяснять, что болезнь – это явление временное;
  • Используйте приемы арттерапии, лепки, психогимнастики. Например, упражнения «Медвежата в берлоге», «На берегу моря» (источник М. Чистякова «Психогимнастика»), проигрывание этюдов на выражение основных эмоций.
  • Техника создания безопасного ресурса. Попросите ребенка принять удобную позу, закрыть глаза, расслабиться. Теперь пусть он представит себя в таком месте, где он бы чувствовал себя в полной безопасности. Помогите ему создать воображаемую картину, наполненную цветами, звуками, ароматами, образами. Эти картины ребенок может представлять когда и где захочет. Эта техника помогает снять напряжение и отвлечься от грустных мыслей.

Профилактика депрессии.

В осенне-зимний период многие даже вполне здоровые люди жалуются на сезонное эмоциональное расстройство, которое проявляется подавленным состоянием, увеличением продолжительности сна на 3-4 часа, набором лишнего веса. Причина все та же – перепады уровня серотонина в мозгу, т.к. сокращается световой день. Безусловно, всегда лучше предупредить заболевание, чем лечить. Ряд несложных рекомендаций поможет избежать депрессии:

  • Соблюдать режима дня, выделять дополнительные часы для сна и отдыха;
  • Включать в рацион много фруктов и овощей, орехов, мяса, печени, молочных продуктов, яиц, рыбы, естественным антидепрессантом являются бананы. Не употреблять жирную, сладкую пищу, снижающую темп жизни. Диета должна быть богата группой витаминов В, а также йодом и фосфором;
  • Выполнять регулярные физические нагрузки, гулять на свежем воздухе, когда солнце еще высоко;
  • Зимой освещение в детской должно быть довольно ярким, днем окна не закрывайте шторами, оконные стекла держите в чистоте;
  • Используйте фиточаи, витамины, кислородные коктейли, ароматерапию (масло лаванды, апельсина);

Помните, затяжная депрессия не пройдет самостоятельно, это серьезное заболевание, которое требует грамотного и своевременного лечения. По статистике у трети детей депрессия проходит самостоятельно в течение 3-х месяцев, но у 80% рецидивирует и переходит в затяжную форму. Также депрессия может предшествовать более серьезному психическому заболеванию.

Депрессия у ребенка

Депрессия у ребенка в диагностическом смысле означает психическое заболевание, основным критерием которого выступают эмоциональные нарушения. Депрессия воспринимается зачастую как самим ребенком, так и родителями, как проявление лени, плохого характера, эгоизма, природного пессимизма. Родителям следует помнить, что депрессия является не просто плохим настроением, это заболевание, которое нуждается в лечении специалистами. Чем раньше у ребенка поставлен диагноз и начато соответствующее правильное лечение, тем гораздо выше вероятность быстрого выздоровления. На сегодняшний день врачи располагают большим набором разнообразных методов психотерапии, фитотерапии, физиотерапии, благодаря которым снимается депрессивное состояние.

Долгое время психиатры спорили: способен ли ребенок испытывать депрессивные проявления? Ведь ощущение тоски, печали, снижение общего тонуса, ослабление интересов, заторможенность и уход от контактов — признаки свойственные для взрослой депрессии. У детей сложно выделить такие проявления из-за их нечеткости, а также не способности ребенка подробно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.

Депрессия у детей и подростков зачастую маскированная и включает тревожность, школьную неуспеваемость, беспокойство за здоровье, нарушения отношений со сверстниками, страх за близких.

Причины депрессии у детей

Развитию депрессивного состояния способствуют следующие факторы:

— семейный климат: конфликты в семье, неполная семья, сверхопека матерями, полное отсутствие родительской заботы, со стороны родителей отсутствие полового воспитания. Зачастую в неполных семьях дети не могут рассказать родителю о личных проблемах, это касается семей, где например, отец воспитывает дочь. Частые конфликты в семье наводят ребенка на мысли, что он является обузой и без него жилось бы легче. Наличие материнской сверхопеки не дает малышу возможности адаптироваться к обществу и окружающей среде и без отсутствия должной поддержки дети становятся беспомощными. Отсутствие полового воспитания может негативно отразиться на подростке, что приведет к замкнутости;

— патология в раннем неонатальном периоде: внутриматочная гипоксия плода, наличие энцефалопатии новорожденных, рождение детей с асфиксией, внутриутробные инфекции, приводящие к поражению головного мозга;

— структурная и гормональная перестройка организма в подростковый возраст (у девочек появление месячных, у мальчиков ночных поллюций); изменение формы тела, появление юношеских прыщей. Переизбыток гормонов делает детей более агрессивными, в среде подростков появляются лидеры, диктующие образ жизни. В случае не соответствия этому определенному образу, подросток выпадает из этой группы общения, что приводит его к отчуждению, а также появлению мыслей, что он не как все;

— частая смена места жительства не позволяет ребенку успевать заводить друзей, с которыми он проводил бы все свободное время и делился секретами;

— проблемы с учебой, а также отставание по школьной программе отдаляет от сверстников, делая в психическом плане уязвимым;

— достижения технологии – компьютеризация и интернет объединили целый мир, сузив его до монитора компьютера, что очень плохо отразилось на способности общаться.

Депрессия также может развиться по причине воздействия хронических или острых стрессов (тяжелая болезнь или смерть близких, распад семьи, конфликты со сверстниками, ссора с близкими людьми, и т.д.), а может возникнуть на фоне полного социального и физического благополучия, что, связывают с нарушениями протекания в головном мозге биохимических процессов. К таким депрессиям относят, например – осеннюю депрессию.

Среди других причин развития депрессии является крушение идеалов и иллюзий, чувство бессилия и беспомощности перед непреодолимыми трудностями.

Причинами депрессии могут быть сильная психическая травма, перенапряжение, нарушение метаболизма головного мозга, головные боли, неадекватное потребление сахаров, аллергии, заболевания желудка, щитовидной железы, нарушения питания, мононуклеоз. Почти у 50% детей, страдающих депрессиями, оба или один родитель имели повторяющиеся эпизоды депрессий.

Симптомы депрессии у ребенка

Депрессивному состоянию наиболее подвержен подростковый возраст. Психологи выделяют раннюю депрессию (12-13 лет), среднюю депрессию (13-16 лет), позднюю депрессию (старше 16 лет).

Депрессивное состояние проявляет себя классической триадой симптомов: снижение подвижности, сниженное настроение, снижение мышления.

В течение дня снижение настроения происходит неравномерно. Зачастую в утренние часы настроение приподнятое, дети довольно таки охотно идут в школу. Затем настроение постепенно понижается и пик сниженного настроения приходится на вечернее время. Детей ничего не радует, не интересует, беспокоит головная боль, изредка повышается температура тела. Они жалуются на постоянные проблемы в школе, конфликты с учениками и учителями. Даже в хороших вещах видят только отрицательные моменты. Случаются у детей и вспышки очень хорошего настроения, когда они веселятся, шутят, однако, такое настроение длится недолго – не более часа и затем опять сменяется снижением настроения.

Снижение подвижности замечается по нежеланию двигаться: дети либо постоянно сидят в одной позе, либо лежат. Физический труд никакого интереса не вызывает. Речь тихая, а мыслительный процесс замедлен. Детям трудно подобрать необходимые слова, проблематично отвечать сразу на вопросы, зачастую они отвечают только одним кивком головы. У детей наблюдается зацикливание на одной мысли с отрицательным оттенком: у меня все плохо или меня никто не любит. У детей пропадает аппетит, они отказываются от пищи, иногда не едят по несколько дней. Спят мало, поскольку беспокоит бессонница из-за зацикливания на одной мысли, которая мешает процессу засыпания. Сам сон беспокойный, поверхностный, не позволяющий организму в полной мере отдохнуть.

Мысли о суициде появляются не сразу, зачастую для их возникновения нужен длительный срок течения заболевания (более года). Одной мыслью о суициде дети не ограничиваются, они придумывают план действия, продумывают различные варианты. Такое течение депрессии наиболее опасное, поскольку способно привести к летальному исходу. Все перечисленные переживания представляют характер мучительного страдания, вызывая нарушения в межличностных отношениях и приводя к снижению социальной активности. Симптоматика заболевания раскрывается в основном в поведении: меняется активность ребенка, пропадает интерес к друзьям, играм, учебе, начинается непонимание, капризы. Зачастую сложная ситуация может быть пусковым механизмом для начала депрессии. Несмотря на довольно специфическую картину данного состояния, родителям и врачам бывает очень трудно понять суть проблем ребенка и разобраться в его недуге. Это связывают с тем, что в силу своего возраста дети не могут дать четкое описание своего состояния.

Итак, симптомы депрессии включают:

— сниженное настроение на протяжении большей части дня, ощущение пустоты, тоски, подавленности;

— потерю интереса и полное равнодушие ко всем прежним занятиям, к учебе, хобби;

— прибавление или уменьшение массы тела ребенка;

— нарушение сна (ребенок или долго не засыпает с вечера, или засыпает, но часто просыпается за ночь);

— психомоторное торможение или возбуждение;

— длительную потерю аппетита;

— состояние бессилия, ежедневная усталость;

— чувство стыда, озабоченности, вины;

— снижение способности концентрироваться и мыслить (ребенок часто рассеян, ему сложно сосредоточится);

— мысли о суициде;

— перемены в поведении (не желание общаться).

Признаки депрессии у ребенка

С психоаналитической точки зрения признаком депрессии выступает нарушение регуляции самооценки у ребенка. Депрессия зачастую развивается у детских личностей с неустойчивой самооценкой. Основой для развития низкой самооценки выступает отсутствие принятия, а также эмоционального понимания с материнской стороны.

Признаком депрессивного состояния выступает снижение мышления и неспособность выполнять дома учебные задания. Школьники испытывают ощущение заржавленности, заторможенности психических процессов.

Врачами безуспешно делались многократные попытки выяснить, какой именно из компонентов симптомокомплекса: интеллектуальная задержка, ангедония или психомоторная заторможенность выступает первичным и лежит в основе заболевания. Постоянной составляющей депрессивного настроения выступает тревога различной интенсивности: от беспокойства в легкой степени до неуверенности и напряженности выраженной ажитации.

Депрессивное настроение, является сложным образованием: заболевший испытывает беспомощность, подавленность, безнадежность, явную или скрытую тревогу, отчаяние, внутреннее напряжение, неуверенность, утрату интересов, бесчувствие.

Когда настроение в норме, то оно складывается из нескольких, а иногда из разнонаправленных эмоций. У здоровой личности настроение является результатом множества воздействий, а также причин: ощущение бодрости и усталости, физического здоровья или недомогания, приятных и печальных событий. У здоровых людей настроение в той или иной мере подвергается внешним влияниям: оно улучшается при хороших известиях и портится при неприятных событиях, а болезненно измененное депрессивное настроение определяется интенсивными, длительными аффектами.

На сегодняшний день депрессия, являясь серьезной проблемой здоровья, зачастую остается без родительского и врачебного внимания. Это заболевание причиняет страдание и боль не только тем, кто болен, но и родителям. К сожалению, большинство родителей еще рассматривают депрессию у детей и подростков как проявление слабости.

Депрессия у ребенка — как помочь? Уточнение диагноза обязательно включает консультацию психиатра. В школах работают психологи и при необходимости можно к ним обратиться за советом. Школьный психолог поможет избежать развития тяжелой симптоматики и даст возможность выговориться школьнику о наболевшем.

Депрессия у ребенка — рекомендации родителям:

— в первую очередь следует с ребенком разговаривать, интересоваться его жизнью, проблемами в школе;

— важно обращать внимание на голосовую интонацию, на будущие планы и взгляды на завтрашний день;

— необходимо интересоваться, чем их чадо занимается после школы, какие у него друзья;

— нужно обращать внимание, сколько времени ребенок никакими делами не занимается. У одних детей – это лень, но ленивого ребенка, возможно, подкупить подарками и заставить что-то делать, а ребенка с депрессией ничего не радует и не интересует: ни поощрения, ни подарки.

Лечение депрессии у ребенка

Из депрессивного состояния сам ребенок не способен выйти, поэтому задачей взрослых является своевременное обращение за медицинской помощью. Тяжелые случаи с высказыванием суицидальных мыслей, а также наличие конкретного плана ухода из жизни является показаниями к лечению в стационаре: в отделении пограничных состояний.

Легкие формы заболевания лечатся в домашних условиях. На протяжении всего курса лечения ребенок может жить обычной жизнью: заниматься домашней работой, ходить в школу, в магазин за покупками.

Из медицинских препаратов в педиатрической практике хорошо себя зарекомендовал Адаптол. Это лекарство хорошо переносится, не вызывает сонливости, не имеет побочных действий. Адаптол улучшает настроение, нормализует сон, вырабатывает устойчивость к психо-эмоциональным нагрузкам, снимает соматические проявления — боль, нормализует температуру.

Что делать, если у ребенка депрессия? В лечении легких форм депрессии можно применять гомеопатический препарат — Тенотен, снижающий чувство тревоги, улучшающий сон, нормализующий аппетит, способствующий нормализации памяти, улучшению концентрации внимания. В тяжелых случаях назначают антидепрессанты, которые применяются под контролем врача.

Однако никакое лечение депрессии не будет эффективным без позитивных изменений в семье. Родителям необходимо принять ребенка: его стремления и нужды, а также помочь повысить самооценку, развить способности выражать чувства, научить шаг за шагом справляться с трудностями, проблемами и конструктивно влиять на сложившуюся ситуацию. В профилактических целях ребенок как можно чаще должен пребывать на свежем воздухе, не переутомляться и своевременно отдыхать.

Психоневролог Гартман Н.Н.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии депрессии у ребенка обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Церебральная депрессия у новорожденного: признаки, лечение, последствия

  • 28 Июня, 2018
  • Педиатрия
  • Ирина Халус

Церебральная депрессия у новорожденного ребенка представляет собой тяжелую патологию, которая связана с недостаточным поступлением крови в ткани головного мозга. Как правило, причиной недуга является закупорка одного или нескольких сосудов. Острая гипоксия нередко приводит к опасным последствиям, ведь нарушение кровообращения препятствует нормальному развитию детского мозга. При подобной патологии крайне важной является своевременная диагностика и терапия.

Что представляет собой патология?

Церебральная депрессия у новорожденного (ишемия) — сложная патология, которая сопровождается нарушением кровообращения в мозгу с последующим развитием кислородного голодания. Примерно в 70% случаев недуг связан с образованием тромба в одном из сосудов, несущих кровь к головному мозгу. Происходит это во время внутриутробного развития.

Церебральная ишемия нередко диагностируется у недоношенных детей, кровеносная система которых до конца не успела сформировать.

Дефицит кислорода негативно сказывается на работе организма, в частности, ЦНС. К последствиям патологии относят отек, кровоизлияния в мозг и прочие расстройства.

Основные причины церебральной депрессии

Статистические исследования подтверждают, что чаще всего патология развивается в последние месяцы беременности или же в результате родов с осложнениями. К возможным причинам относят:

  • удушье плода, сжатие пуповины;
  • нарушение кровотока в плаценте или ее отслоение;
  • врожденные пороки сердца, открытый артериальный проток;
  • внутриутробное кислородное голодание;
  • плацентарная недостаточность (в острой форме);
  • инфицирование плода во время родов.

Существуют ли факторы риска?

Специалистам удалось определить несколько факторов риска, наличие которых повышает шансы развития церебральной депрессии. К ним относятся:

  • многоплодная беременность;
  • токсикоз на последних месяцах вынашивания ребенка;
  • наличие вредных привычек у матери;
  • острые воспалительные недуги (или обострение хронических), проблемы с эндокринной системой у женщины;
  • тяжелые, затяжные роды.

Считается также, что риск развития отклонений (в том числе и церебральной депрессии) повышается, если речь идет о беременности женщины после 35 лет.

Какими симптомами сопровождается недуг?

В большинстве случаев церебральная депрессия начинает проявляются сразу после рождения. Симптоматика в данном случае довольно четкая.

  • Ребенок постоянно в возбужденном состоянии, плохо спит, периодически вздрагивает, плачет без видимых на то причин.
  • К перечню симптомов можно отнести заметный тремор.
  • Церебральная депрессия у новорожденного сопровождается снижением мышечного тонуса — ребенок мало двигается, ему трудно глотать и сосать.
  • Можно заметить увеличение и разбухание родничка. Подобное нарушение связано со скоплением жидкости в головном мозге.
  • Нередко кожа ребенка приобретает характерный мраморный оттенок.
  • Патология часто сопровождается нарушением работы пищеварительного тракта — малыши страдают от поносов, вздутий, запоров.

Есть и более серьезные нарушения, которыми сопровождается церебральная депрессия у новорожденного. Признаки патологии — это также подергивания конечностей, судороги, потеря координации движений. Иногда ишемия приводит к потере сознания и развитию коматозного состояния.

Церебральная ишемия I степени

В данном случае речь идет о легкой форме патологии. В первые 3-5 дней после рождения у малышей наблюдаются некоторые нарушения, в частности, угнетение нервной системы или, наоборот, сильное возбуждение. К симптомам относят наличие усиленных сухожильных рефлексов, а также небольшой мышечный тонус.

Данная форма недуга не представляет собой угрозы. Как правило, нарушения проходят сами по себе, хотя чаще всего врач назначает общеоздоровительные мероприятия.

Вторая степень патологии и ее особенности

Если речь идет второй стадии развития недуга, то патологию уже можно считать достаточно опасной. В первые дни после рождения можно наблюдать нарушения координации у ребенка, слабый тонус мышц. Кожные покровы малыша изменяются, приобретая характерный мраморный оттенок.

К симптомам относят увеличение объема головы, что связано со скоплением жидкости в желудочках мозга. Присутствуют и более серьезные нарушения, в частности, ослабление хватательных и сосательных рефлексов (ребенок не способен питаться). Новорожденный периодически теряет сознание. У пациента можно обнаружить и выраженное апноэ — во сне дыхание ребенка попросту останавливается.

При наличии подобной симптоматики важно все время наблюдать за новорожденным. Правильно проведенная диагностика позволит обнаружить причину нарушения кровообращения, после чего врач сможет составить соответствующую схему лечения.

Церебральная ишемия третьей степени

Это довольно тяжелая форма патологии, которая сопровождается смертельно опасными нарушениями. У новорожденного практически отсутствуют любые рефлексы. При внешнем осмотре можно заметить косоглазие. К прочим симптомам относят нарушение сердечного ритма, резкое повышение артериального давления. Малыш не способен дышать самостоятельно. Нередко новорожденный впадает в коматозное состояние.

Симптомы церебральной депрессии можно заметить уже в первые несколько минут после рождения. В таких случаях ребенка срочно доставляют в реанимационное отделение, после чего подключают к аппарату искусственной вентиляции легких.

Диагностические мероприятия

Как правило, синдром церебральной депрессии у новорожденных диагностируется в первые часы жизни младенца. Во время стандартной проверки обнаруживается нарушение рефлексов. Общий анализ крови дает возможность определить повышение уровня углекислого газа в организме.

В более тяжелых случаях проводится электроэнцефалография — во время процедуры можно выявить наличие скрытых судорог и патологической активности ЦНС. Иногда врачи рекомендуют магнитно-резонансную томографию, так как это исследование помогает определить все развившиеся нарушения в организме ребенка.

Церебральная депрессия у новорожденного: лечение

Терапия при подобной патологии напрямую зависит от причин ее развития, степени тяжести и общего состояния пациента. Например, при легких формах медикаментозное лечение и вовсе не требуется — врачи рекомендуют полноценное питание, отдых и сон, а также курсы массажа, помогающие улучшить кровообращение.

Если речь идет о второй или третьей степени, то может потребоваться прием некоторых препаратов, например, ноотропов и т.д. В случаях тромбоза или врожденных аномалий показано хирургическое вмешательство — врач удаляет тромб, восстанавливает нормальную структуру сосудистого русла.

Церебральная депрессия у новорожденного: последствия и прогнозы для пациентов

Многие родители, столкнувшиеся с подобной проблемой, беспокоятся по поводу состояния ребенка. Как свидетельствует практика, при своевременной диагностике и реабилитации организм малыша восстанавливается в течение последующих 6-12 месяцев.

При отсутствии лечения церебральная депрессия у новорожденного может привести к крайне неприятным последствиям. В будущем у ребенка возможны проблемы со сном, частые головные боли, повышенная раздражительность, гиподинамия и склонность к ожирению, замкнутость.

Ишемия третьей степени крайне опасна. Иногда она становится причиной ДЦП, умственной отсталости, синдрома дефицита внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *