Математические диктанты по клеточкам для 1 класса: скачайте и распечатайте сами

Многие из современных методик, используемых в начальной школе, совмещают несколько функций: игровую, образовательную, развивающую. Важно использовать такие обучающие способы, которые будут формировать и закреплять у первоклассника интерес к учебе.

К таким относят графический диктант по клеточкам для 1-го класса, который охотно используется педагогами и родителями и в качестве диагностического инструмента, и как интересная развивающая игра.

В чем польза

Готовить ребенка к школьным нагрузкам нужно заранее, как минимум за год до начала обучения. Этот процесс заключается в формировании таких качеств, как усидчивость, самоконтроль, внимательность и активность. Большое значение имеет и правильная постановка руки для письма. Все эти навыки закрепляет выполнение графических диктантов.

Этот метод был разработан психологом и педагогом Д.Б. Элькониным для определения степени развития различных навыков у ребенка. Заключается он в упражнении, проводимом под диктовку специалиста и составлении протокола психологической диагностики детей. Спустя десятилетия метод стали применять и как обучающее занятие.

Проводить графический диктант можно и для дошкольников с четырех лет, он будет полезен все время, пока учащийся находится в начальной школе, и много позже. С интересом участвуют в упражнениях и взрослые, можно проводить занятия в качестве семейного досуга. Их суть — в пошаговом построении схематического изображения линиями определенной длины в соответствии с заданием. Итог работы – готовый рисунок.

Эффект от методики следующий:

  • Развивается пространственное и абстрактное мышление.
  • Происходит знакомство с различными видами линий: вертикальными, горизонтальными, параллельными.
  • Формируются графомоторные навыки.
  • Закрепляется умение считать.
  • Повышается внимание и сосредоточенность.
  • Появляется стимул доводить начатое до конца.

Удобна эта методика тем, что занятия можно проводить в поездке, в период ожидания, дома, для них не нужны сложные пособия и приспособления, достаточно карандаша и тетради в клеточку.

Данный способ – хорошая подготовка к различным урокам, принятым в старшем школьном возрасте, таким как алгебра, информатика, геометрия, черчение. Элементы графического диктанта включены в учебник Г.В. Дорофеева за первый класс. Ребенок с их помощью легко освоит такие нужные математические понятия, как угол, график, чертеж, диагональ, формула.

Уже во 2–3-м классе многие педагоги проводят контрольные в форме арифметического диктанта, где малышу необходимо быстро принять решение по заданию на слух: сложить, вычесть, умножить. Такая форма опроса, как математический диктант, проводится и в старших классах по методике Л.С. Атанасяна. Поэтому чем раньше школьник научится воспринимать задание на слух, тем лучше.

Особенности проведения занятий

Приступающий к упражнению малыш должен обладать следующими навыками:

  • Свободно ориентироваться на листе бумаги, различать понятия «вправо – влево», «вверх – вниз».
  • Владеть навыками счета до 10 или уметь считать до той цифры, которая обозначает максимальное количество клеток при выполнении задания.
  • Уверенно держать карандаш, проводить прямую линию в любом направлении.

Перед началом занятий желательно убрать с рабочей поверхности все предметы, кроме необходимых. На столе должны быть:

  • простой карандаш и ластик;
  • тетрадь в крупную клетку;
  • образец рисунка, если ребенок выполняет задание самостоятельно.

Рисовать нужно на пустом листе. Начальную точку, от которой малыш продолжит движение, необходимо поставить взрослому. Нужно объяснить ребенку, что цифры в упражнении обозначают количество клеточек, на которые он должен переместить линию.

Если в задании указаны стрелочки, расскажите, что они указывают на направление движения. Обратите внимание малыша, что некоторые из них лежат наискосок, это значит, что вести линию надо из одного угла клеточки в другой. Нарисуйте действие наглядно.

Вот правила, которых нужно придерживаться:

  • Продиктовать каждый шаг нужно четко, громко и понятно.
  • Переходить к другому пункту, нужно убедившись, что малыш выполнил предыдущий.
  • При необходимости помогать, спрашивать, все ли понятно.
  • Подбирать графический диктант в форме стихотворения или повышать интерес к занятию загадками, скороговорками.
  • Устраивать физминутки.

Если занятие ведется в групповой форме, не рекомендуется повторять этапы выполнения несколько раз: дети могут запутаться. Если один из малышей отстал, предложите ему подождать, пока остальные не выполнят упражнение.

Способы выполнения

Графический диктант можно выполнять двумя способами. Первый основывается на указаниях педагога и воспринимается на слух.

Цель работы – поэтапное построение изображения. В этом случае ребенок может нарисовать правильную картинку, если внимательно слушает учителя. Второй способ выполнения предполагает самостоятельную работу и может заключаться:

  • В графическом копировании предложенной картинки.
  • Рисовании по клеточкам в соответствии с инструкцией со стрелками, указывающими направление. Часто малыш может увидеть картинку целиком только по окончании упражнения.
  • Симметричном повторении половины фигуры: задача малыша – дорисовывать изображение по предложенной форме. Этим способом малыш знакомится с таким понятием, как равенство.

Скачать и распечатать диктанты

Диктант по клеточкам для 1-го класса может проводиться индивидуально и в группе, с ограничениями по времени и на скорость. Учитывайте возраст и начальную подготовку: на первых порах рисунки должны быть простые: дома, геометрические фигуры, несложные элементы – сердечки, звездочки, фрукты и овощи.

Занимаясь индивидуально, подбирайте картинки по теме: мальчикам могут быть интересны роботы, машины, строения необычной формы, девочкам – цветы и узоры. Животные: заяц, кот, рыбка, собака – заинтересуют малыша любого пола и возрастной группы.

После того как ученик освоит этот вид деятельности, можно предложить сложные рисунки: жеребенок, носорог, замок, олень, техника.

Скачать одним файлом графические диктанты по клеточкам.

Жираф

Елочка

Кошка

Петух

Робот

Бабочка

Гусь

Олень

Парусник

Волк

Чайник

Кошечка

Собачка

Верблюд

Змея

Коляска

Лось

Паровоз

Пингвин

Вертолет

.

Можно выбрать бесплатный способ и разработать задания по индивидуальному проекту. Для этого нужно найти рисунок в интернете, скачать, напечатать понравившийся файл в Word или в графическом редакторе и приступить к заданию.

В Сети есть и примеры текста диктанта. Можно сделать распечатки с разным уровнем сложности и использовать по мере развития навыков ребенка. Ниже мы предлагаем вам скачать и распечатать незаполненные варианты, где ребенку необходимо самостоятельно сделать работу.

Дом

Машина

Танк

Кораблик

Дерево

Рыба

Слон

Елка

Ботинок

Рисунки, инструкции и пособия для занятий также можно приобрести в книжных магазинах, киосках периодической печати и точках для продажи канцелярских товаров.

Дошкольникам подойдет издание в виде рабочей тетради К.В. Шевелева «Занимательная математика».

Для детей 7–8 лет интересны будут развивающие пособия по арифметике, разработанные О.И. Мельниковым.

Педагог О.А. Холодова – автор изданий, предназначенных для развития познавательных навыков у детей дошкольного возраста и младших школьников. Ее издания для 1-го класса рассчитаны на первое и второе полугодие и соответствуют материалу, изучаемому в каждой четверти.

Советы по выполнению

  • Негативные эмоции со стороны взрослого исключены. Нужно создать доброжелательную атмосферу, хвалить за успехи.
  • Во время диктовки нельзя спешить, выполняйте устный диктант в соответствии с развитием малыша.
  • Проводите занятия в течение времени, установленного ФГОС: дошкольникам – 15–25 минут, младшим школьникам – 30–40 минут. Устраивайте перерывы каждые 5–10 минут занятий.
  • Почаще устраивайте гимнастику для глаз и пальцев.
  • Если ученик переспрашивает, дайте ответ незамедлительно.
  • Место, где занимается первоклашка, должно быть хорошо освещено.
  • Наблюдайте за правильной осанкой и захватом карандаша пальцами у ребенка.
  • После работы проведите итоговый анализ вместе с малышом, при необходимости исправьте недочеты, стерев ластиком неправильный ход.
  • Распечатывать карточки и бланки можно вместе с ребенком, с учетом его пожеланий.

Признак хорошо проведенного графического диктанта – не только картинка, полностью соответствующая оригиналу, но и отличное настроение у педагога и детей.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Золотая рыбка»

Корнеева Валентина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе «Золотая рыбка»

Цель:

• Формировать умение детей изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения; равномерно и аккуратно закрашивать краской; дополнять изображение деталями.

Задачи:

Образовательные:

• учить детей самостоятельно находить способы изображения и средства образной выразительности для раскрытия данной темы;

• совершенствовать художественные навыки;

• продолжать формировать художественные потребности, умение анализировать свой труд и труд других детей.

Развивающие:

• развивать творческую инициативу и воображение;

• развивать чувство ритма, цвета, композиции;

• закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги;

• развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

Воспитательные:

• воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе.

Интеграция образовательных областей:

• Познание — формирование представлений детей о разнообразии видов рыб; расширение кругозора.

• Коммуникация — развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

• Социализация — развитие игровой деятельности.

• Художественное творчество — развитие детского творчества.

Предварительная работа:

• Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», рассматривание иллюстраций к этому произведению.

• Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей.

Материал и оборудование:

• А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

• отгадывание загадок,

• бумага А 4, акварельные краски, емкости с водой на каждый стол, салфетки для рук по количеству детей.

Методические приемы:

Игровая ситуация, беседа-диалог, продуктивная деятельность детей, чтение художественной литературы, анализ, подведение итогов.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

— Эта рыбка не пиранья –

Вам исполнит три желанья

Отгадайте кто такая

Это рыбка. (золотая)

Пышный хвостик, плавники,

Глазки чёрные у них,

Чешуя горит-играет,

Как ту рыбку называют?

(Золотая рыбка)

Правильно ребята, это золотая рыбка!

Показывает детям рыбку и предлагает внимательно ее рассмотреть.

Воспитатель: Кто это?

Дети: Рыбка.

Воспитатель: Как она называется?

Дети: Золотая рыбка.

Воспитатель: Какого цвета рыбка?

Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.

Воспитатель: Что делает золотая рыбка?

Дети: Она плавает, дышит…

Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

Дети: Она очень красивая, сказочная, большая….

Воспитатель: Правильно. Давайте внимательно посмотрим на рыбку. У рыбки есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки есть жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуй. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

Дети: Чтобы плавать.

Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте,как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

Физминутка.

Пять маленьких рыбок ныряли в реке

(имитация рыб).

Лежало большое бревно на песке

(развести руки в стороны).

Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко

(имитация ныряния).

Вторая сказала:- ведь здесь глубоко

(грозят указательным пальцем).

Третья сказала:- мне хочется спать

(руки лодочкой под ухо).

Четвертая стала чуть-чуть замерзать

(потереть кистями плечи).

Пятая крикнула:- здесь крокодил

(руками имитируют пасть крокодила).

Плывите скорее, чтоб не проглотил

(убегают).

Воспитатель говорит, как правильно рисовать рыбку,комментирует образец: напоминает детям, что рыбку надо начинать рисовать с туловища, потом хвост, плавники, отчертить голову, нарисовать круглый глаз, покрыть тело чешуй.

Воспитатель уточняет, что разукрасить рыбку надо желтым цветом.

Воспитатель вместе с детьми развешивает все работы. на стенде.

— Давайте посмотрим, что у вас получилось. Молодцы, вы справились с заданием.

— У кого получились самые красочные рыбки?

— А у кого самые веселые?

Рассматривание работ, выбор наиболее удачных.

Спасибо за внимание.

Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе Тема: «Сказка о рыбаке и о рыбке»

Конспект ОД по рисованию в подготовительной группе

Тема: «Сказка о рыбаке и о рыбке»

Цель: вызвать желание средствами художественной выразительности передавать смысловые отношения сюжетно-живописной композиции.

Программные задачи:

Обучающие: -учить при помощи изобразительных материалов создавать эпизоды из сказки; -формировать умение изображать образы крупно, на всей плоскости листа, соблюдать пропорциональность между частями изображения, равномерно и аккуратно закрашивать красками, дополнять изображение деталями; -закреплять знания о цвете и его оттенках, умение пользоваться палитрой;

Развивающие: -развивать связную речь, побуждая кратко рассказывать содержание сказки; — развивать творческое воображение, инициативу, самостоятельность;

Воспитательные: -воспитывать у детей интерес к литературному произведению А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и о рыбке».

Базисные знания, умения и навыки детей»Сказки о рыбаке и о рыбке» А. С. Пушкина; могут рассказать и описать ее главных героев, изобразить эпизоды из сказки на бумаге, демонстрируют хорошую техническую грамотность ; умеют работать с гуашью и акварельными красками, пользуются палитрой; знают и

различают холодные и теплые цвета, их оттенки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с разнообразными рыбами, знакомство с репродукцией картин мариниста И. К. Айвазовского; чтение «Сказки о рыбаке и о рыбке» А. С. Пушкина; просмотр одноименного мультфильма; музыкально-театральная деятельность; работа с гуашью и акварельными красками; выполнение практических упражнений на палитре; закреплений знаний о цветах и их оттенках.

Оборудование и материалы: аудиозапись морского прибоя, фоновой музыки; образцы рисунков к сказке; презентация «Виды моря»; белые цветом листы бумаги; палитры, гуашь и акварельные краски; простой карандаш; кисти.

Ход занятия.

1. Вступительная часть. Звучит аудиозапись звуков морского прибоя. Презинтация И. К. Айвазовского «Девятый вал».

Воспитатель. Ребята, прислушайтесь! Что это за шум? (Это шумит море.) Давайте представим, что мы с вами очутились на берегу моря. Над головой у нас — голубое небо с облаками, под ногами — золотистый песок, а впереди — море. Как красиво вокруг!

2. Беседа педагога.

Воспитатель. В море живёт много самых разных рыб. Рыбаки их ловят, а мы их покупаем, готовим и едим. (Вспомните мы рассматривали с вами иллюстрации с изображением рыб). Назовите таких рыб (сельдь, хамса, ставрида, камбала, бычки). А есть рыбы опасные, таких рыбаки не ловят, потому что они могут уколоть ядовитым шипом. Вы знаете, как называются эти рыбы (морской кот и морской дракон). Давайте вспомним строение рыб. (голова, тело, хвост, плавники). Какой формы рыбки (овальной). Для чего рыбам нужен хвост (служит рулём).Для чего нужны плавники (помогают плавать). Чем покрыто тело рыб (чешуёй). Чем дышат рыбы (жабрами). Вы слышали о морской царевне – золотой рыбке, которая умела говорить человеческим голосом и исполнять желания? Об этой рыбке написал сказку Александр Сергеевич Пушкин. Вы помните название этой сказки (Дети называют). Верно, произведение так и называется — «Сказка о рыбаке и о рыбке». Послушайте отрывок из сказки, в котором рассказывается о том, как старик забросил в море невод – большую рыбацкую сеть для ловли рыбы, и в невод попала золотая рыбка. Давайте вспомним отрывок из «Сказки о рыбаке и о рыбке» А. С. Пушкина. В третий раз закинул он невод- Пришёл невод с одною рыбкой. С непростою рыбкой – золотою. Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь». Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года. И не слыхивал, чтоб рыба говорила. Отпустил он рыбку золотую. И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе». Ребята, что же было дальше (Ответы детей).А сейчас я предлагаю нарисовать сюжет из этой сказки.

3. Практическая часть. Воспитатель показывает несколько вариативных образцов с изображением моря (спокойное, неспокойное, разбушевавшееся) и золотой рыбки, эпизодов из сказки.

Воспитатель: Обратите внимание, на мои рисунки, а теперь я предлагаю вам изобразить свои. Можно дорисовать камешки и водоросли, чтобы рыбке было, где спрятаться (показ выполнения работы). Предлагаю вам выполнить работу либо гуашью, либо акварелью. Не забывайте про тёплые, холодные и нейтральные цвета и их оттенки, вспомните, как их можно получить на палитре. Дети выполняют работу под фоновую музыку. «Звуки природы.»Л. В. Бетховен

Физкультминутка «Море волнуется»

Море волнуется раз. Ноги на ширине плеч, покачивание руками.

Море волнуется два. руками справа налево, изображая волны.

Море волнуется три. Как рыбки плывут покажи. Дети изображают плавающих рыб. Рыбки плавают ныряют Руки перед грудью со сложенными В голубой морской воде, ладонями, бег врассыпую.

То сойдутся, разойдутся. Наклоны, сближения, расхождения.

То зароются в песке. Приседания.

4. Заключительная часть. Воспитатель. Ребята, а где мы с вами сегодня побывали? Чем мы с вами занимались? Ребята, вам нравятся рисунки ваших товарищей? Какие именно рисунки вам понравились? Почему? Давайте пофантазируем, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания, о чём бы вы её попросили? Подумайте. Я бы попросила у рыбки, чтобы дети на нашей планете никогда не болели. А каковы ваши желания? Дети высказывают свои желания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *