Содержание

Простые упражнения для развития речи детей 2-3х лет

Упражнение «Бегемотик» . Максимально широко открываем рот. Закрываем рот.

Упражнение «Поцелуй маму». Вытягиваем губы трубочкой.

Упражнение «Покажи зубки». Растягиваем губы в улыбке.

Упражнение «Прогулка» .Движение языка вперед-назад, вправо-влево.

Упражнение «Надуй щеки». Поочередно надуваем и втягиваем щеки- «Щеки толстые-худые»

Упражнение «Язычок гуляет»

Язычок пошел гулять. (Широкий расслабленный язык на нижней губе.)

В домик спрятался опять. (Язык за нижними зубами.)

Звук

Упражнение «Птенчики». Малыш широко открывает рот(беззвучно). Взрослый кладет ему на кончик языка витаминку. Ребенок произносит :“Ам»

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут ,но не шумят,

Мама зёрнышко несет!

Открывай пошире рот!

Звук

Упражнение «Улыбка». Улыбаемся (без напряжения), показываем верхние и нижние зубы.

Улыбнулись губки, показались зубки.

Губы улыбнулись, к ушкам потянулись.

Звук

Упражнение «Шарик». Используются шарики разного размера. Помещаем шарик между губами , округляем губы и выдвигаем вперед :

Шарик губками возьми,

«О-о-о» тихонько потяни.

Звук

Упражнение «Мишка». Используются игрушечный медведь. Взрослый и ребенок встают на четвереньки. Эта поза помагает выведению языка в передние отделы полости рта, снятию напряжения в области корня языка. Положение полуоткрытых губ в виде овала.

«Э-э-э», -как мишка вы пропойте ,

Ротик широко откройте.

Звук

Упражнение «Слоник». Ребенок вместе со взрослым повторяет упражнение «Поцелуй маму» и произносит «У-у-у-у-у».

На слоненка погляжу ,

Губы трубочкой сложу.

Звук

Упражнение «Зайка». Нижняя губа касается верхних зубов, верхняя-слегка приподнята. Обращаем внимание ребенка на то,что в «заборчике»между губой и зубами остается узкая щель, посередине которой проходит воздушная струя. Чтобы ее почувствовать ,используется тактильный контроль- ко рту ребенка подносится ладонь взрослого и малыша.

Ушки — на макушке,

А зубки — на губке:

Ф-ф-ф-ф-ф-ф!

Звук

Упражнение «Ветер».Выполняется аналогично упражнению «Зайка» с использованием голоса.

Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейки прижимай,

Голосочек подключай : в-в-в-в-в-в!

Звук

Упражнение «Рыбка». Ребенок беззвучно размыкает, а затем плотно, плотно, но без напряжения смыкает губы:

Открывает рыбка рот,

Да не слышно, что поет.

Воздух в носик набирайся,

«П»сквозь губы прорывайся!

Звук

Упражнение «Голосок». Выполняется аналогично упражнению «Рыбка» с использованием голоса. Если озвончание звука идет трудно, необходимо подключить тактильный контроль, приложив ручку ребенка к гортани взрослого, чтобы он ощутил, как дрожит горло( «домик» голоса).

“Б» легко произнести,

Голосочек подключи.

Упражнение «Колыбельная»

Баю-баюшки -баю,

Баю куколку мою!

Звук

Упражнение “Язычок». (Стучим кончиком языка за верхними зубами.)

Кто же так стучит — тук,тук?

Язычок, наш верный друг.

Звук

Упражнение «Строим дом». Ребенок легко ударяет кончиком языка за верхними зубами , как в упражнении «Язычок», но выполняет это с голосом . Чтобы почувствовать работу голоса , используем тактильный контроль-прикладываем к горлу тыльную сторону ладони.

Мы построить дом хотим.

Работу язычкам дадим .

Молоточки мы возьмем,

Дружно гвоздики забьем .

«Д» легко произнеси,

Голосок свой подключи!

Звук

Упражнение «Корова». Произносить звук , используя тактильный контроль. Взрослый произносит : «М-м-м-м-м-м-м-м-м», при этом тыльная сторона ладони ребенка подносится к губам взрослого — ребенок должен ощутить дрожжание губ, затем это же проверять у себя.

«Му-му-му,- мычит корова.-

Забодаю Таню с Вовой».

Звук

Упражнение «Тёплый ветерок». Выдыхаем теплый воздух на ладони, при этом произносим звук . Иcпользуем тактильный контроль -ребенок тыльной стороной ладони должен ощутить тёплую выдыхаемую струю сначала у взрослого , затем у себя.

Теплый воздух выдыхай,

Свои ручки согревай!

Звук

Упражнение «Язычок отдыхает».Улыбаясь, ребенок приоткрывает рот и выводит широкий кончик языка на нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта.

Язычок наш загорает.

Лежит, спокойно отдыхает

И тихонько напевает : «И-и-и».

Упражнение «Насос». Обращаем внимание ребенка на то, что свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминают звук . Малыш должен почувствовать холодную струю воздуха, используя тыльную сторону ладони.


В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

Логопедические занятия

Логопедические занятия — раздел с конспектами групповых, фронтальных, индивидуальных логопедических и логоритмических занятий, а также интегрированных занятий, мастер – классов по нетрадиционным методикам обучения. Уверены, что размещенные здесь материалы будут интересны и познавательны не только специалистам детских образовательных учреждений, но и родителям, проявляющим искреннюю заинтересованность в развитии своего ребенка.

Опытные специалисты делятся здесь своими знаниями, а начинающим логопедам представленные конспекты помогут правильно и увлекательно спланировать свои занятия.

Занятия с логопедом. Материалы и конспекты.

Содержится в разделах:

  • Логопедия. В помощь логопедам

Включает в себя разделы:

  • Звуки. Дифференциация и автоматизация звуков. Коррекция звукопроизношения
  • ОНР. Конспекты занятий

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 8029.
Все разделы | Логопедические занятия

Новое

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука в слогах и словах» Доминирующая образовательная область: речевое развитие Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Вид деятельности: совместная деятельность воспитанника и педагога…

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по коррекции ОНР III уровня «Лесная прогулка» Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по коррекции общего недоразвития речи III уровня. Тема: «Лесная прогулка» Тема образовательной деятельности Доминирующая образовательная область Речевое развитие Интеграция образовательных…

Логопедические занятия — Конспект логопедического занятия «Мебель» для подготовительной группы

Публикация «Конспект логопедического занятия «Мебель» для подготовительной…» Цели: 1. Закрепление словарного запаса; 2. Образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; 3. Согласование имен существительное с числительными; 4. Закрепление понятия «предложение», согласование слов в предложении; 5. Языковой анализ предложения…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект логоритмического занятия «Снегурочка» для старшего дошкольного возраста Конспект логоритмического занятия «Снегурочка» для старшего дошкольного возраста Тема «Снегурочка» по сказке Островского. Возрастная группа: дети шестого, седьмого года жизни. Форма НОД: логоритмическое занятие Форма организации: групповая. Учебно – методический комплект:…

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с нарушенным слухом «Повтори как я» Цель: Обучение произношению изолированного звука Н. Задачи: 1. Формировать умение прислушиваться к неречевым звукам, привлекать внимание и интерес к ним. 2. Тренировать слуховую память при восприятии и воспроизведении звука Н. 3. Развивать артикуляционный аппарат, формировать…

Конспект логопедического занятия «Профессии. Звук в словах и словосочетаниях» Цель: расширить знания детей по теме «Профессии». Коррекционно-образовательные задачи: автоматизировать произношение звука «ч» в словах и в словосочетаниях; закрепление использования предлогов в, из Коррекционно-развивающая задача : развивать зрительно-пространственные…

Логопедические занятия — Конспект логопедического занятия ко Дню Матери «Имена наших мамочек»

Статья «Конспект логопедического занятия ко Дню Матери «Имена наших…» Конспект логопедического занятие ко Дню Матери Тема : «Имена наших мамочек» Цель: формирование представления об имени, его значении в жизни человека, на примере имен своих мам. Коррекционно- образовательные задачи. 1.Формировать понятия о происхождении и значении имени….

Конспект логопедического занятия ко Дню матери «По стихам Агнии Барто» Конспект логопедического занятие ко Дню Матери Тема : «По стихам Агнии Барто» Цель: повысить значимость материнство через стихи Агнии Барто . Коррекционно- образовательные задачи. 1. Развитие дальнейшего интереса к художественной литературе и чтению. 2. Формирование умения…

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Как обезьянка Анфиса стала здоровой» Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Как обезьянка Анфиса стала здоровой» Автор — составитель: учитель-логопед Верле Г.П. Цель: Формировать у детей правильное отношение к здоровому образу жизни. Задачи: 1.Обогощать словарный…

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Руки, ноги, голова — несомненно, это я!» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Тальжинский детский сад комбинированного вида» Конспект занятия в подготовительной логопедической группе Тема: «Руки, ноги, голова – несомненно, это Я!» Автор – составитель: учитель – логопед Верле Г.П. Цель: Систематизировать…

Страницы: 2 3 4 … 803

Логопед – очень творческая профессия. У каждого профессионала есть свои наработки, интересные находки, особый подход к занятиям. Логопеды используют различные методики для коррекции произношения и формирования речи ребенка.
Многие дети дошкольного возраста нуждается в помощи логопеда. Несложные дефекты произношения успешно исправляются на логопедических пунктах при детских садах и в процессе частных занятий с логопедом. Но существуют сложные речевые нарушения — алалия, заикание, дизартрия, общее недоразвитие речи, коррекция которых требует очень длительной и кропотливой работы логопеда, воспитателей и родителей ребенка. Для детей, имеющих тяжелые нарушения речи, существуют специализированные дошкольные учреждения или логопедические группы при обычных детских садах. Для таких детей важно не только исправить произношение, но и сформировать лексико-грамматическую структуру языка, развить речь, подготовить их к обучению грамоте. От этого зависит успешность дальнейшего обучения в школе, социализация в обществе. Родителям следует тщательно выполнять все рекомендации логопеда, делать вместе с ребенком домашние задания и упражнения, ежедневно закреплять полученные на занятиях умения и знания. Только совместные усилия родителей и всех специалистов, работающих с ребенком, помогут преодолеть трудности, научат его говорить правильно и красиво, успешно учиться в школе.

  • Чтобы Ваш материал попал в этот раздел, опубликуйте запись в своем личном блоге на сайте maam.ru и добавьте в нижнее поле «Рубрики» слова «Логопедические занятия» (без кавычек).

Теги: Логопедия, Развивайка, Развитие речи

Детям свойственно шепелявить, не выговаривать звуки, пропускать или заменять их на более простые. Связано это с несовершенством артикуляционного аппарата. Можно ли исправить эту проблему?

Скачать логопедические занятия в PDF

Совершенствуем речь ребенка дома

Когда ребенок начинает издавать первые звуки, мы умиляемся, нам это кажется таким смешным и забавным. Но вот если услышать подобную речь от взрослого, то это восхищение исчезнет. А ведь умение говорить правильно нужно развивать еще в раннем детстве, и если этого не сделать, в будущем человек не сможет полноценно общаться с другими людьми, его речь будет искаженной, некрасивой и непонятной. И если ваш ребенок уже сейчас испытывает трудности в произношении каких-либо звуков, проводите с ним логопедические занятия и упражнения – они прекрасно развивают артикуляционный аппарат, совершенствуют речь, учат детей грамотно высказывать свои мысли.

В идеале, к 4-5 годам дети овладевают четким произношением всем звуков. В силу различных причин, процесс формирования правильного звукопроизношения у многих дошколят замедляется.

Дефекты звукопроизношения самостоятельно не исчезнут, для их устранения необходимы системные упражнения с логопедом, а также совместные занятия с родителями. Правильно выстроенная система занятий-ваш главный помощник. В этой статье раскроем для вас несколько простых приемов и упражнений, выполняя которые, ваш ребенок научится правильному произношению

С чего начинать логопедические упражнения? Структура грамотно построенного занятия.

Проведя тщательную диагностику речи ребенка можно приступить к занятиям, направленным на ее коррекцию. Стоит заметить, в результате обследования речи, специалист получает сведения, касающиеся не только его речевого развития, но и интеллектуального и психомоторного.

Грамотный специалист использует эти данные, чтобы воздействовать на ребенка используя максимально развитые ресурсы самого ребенка, опираясь на то, что интересно ребенку. Он предложит вам наиболее оптимальную схему построения логопедического занятия.

Помните, что в таком возрасте достаточно 15-20 минут, материал данный сверх нормы не принесет результатов и не будет усвоен в полном объеме. Также поймите, что игра-является основным видом деятельности в 4-5 лет поэтому весть процесс коррекции звукопроизношения строится в игровой форме.

Виды логопедических занятий для малышей

Занятия на развитие речи могут состоять из:

  • пальчиковых игр;
  • артикуляционной гимнастики;
  • игр на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику (стихотворные произведения с движениями);
  • стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи.

Логопедические занятия нужно проводить ежедневно. Самое трудное в них – суметь заинтересовать ребенка. Поэтому совсем не обязательно, чтобы подобные занятия проводились по типу уроков в школе, где ученики смиренно сидят за партами, а учитель монотонным голосом объясняет новую тему. Для малышей такие занятия – сродни пытке. Включите фантазию: пусть малыш учится с вами, играя на коврике, сидя на подушке, прячась в своем шалашике, прыгая или бегая… Главное – итоговый результат. Стройте занятия в игровой форме – так малыш лучше запомнит материал и совсем не устанет.

Кроме того, устраивая логопедические занятия с ребенком дома, следует:

  1. Начинать занятия с 2-3 минут, постепенно увеличивая их продолжительность до 15-20 минут.
  2. Делать занятия интересными, чтобы у ребенка возникало желание заниматься. Никогда не заставляйте малыша выполнять упражнения насильно – вы получите противоположный результат.
  3. Выполнять задания чаще, но пусть они будут кратковременными.
  4. Относиться к неудачам малыша легко, без крика, с пониманием. Каждую ситуацию разбирайте вместе, например, ищите причину того, почему у ребенка такой непослушный язычок, как это исправить.

Теперь рассмотрим каждый из видов логопедических игр, перечисленных выше.

Пальчиковые игры

Посредством пальчиковых игр развивается мелкая моторика ребенка. Чем это помогает развитию речи? Учеными установлено, что между человеческой рукой и частью его мозга, которая отвечает за речь, имеется тесная взаимосвязь. Поэтому, разучивая тексты с использованием пальчиковой гимнастики, у ребенка происходит развитие пространственного мышления, воображения, быстроты реакции, внимания и эмоциональной выразительности. Запоминание текстов происходит быстрее, а речь становится выразительней.

Эффективность пальчиковых игр достигается, если заниматься с ребенком ежедневно, уделяя подобным упражнениям всего 5 минут. Рассмотрим несколько примеров пальчиковых игр.

  1. «Цветок». Пальцы рук смотрят вверх, собраны вместе. Из полусогнутых ладоней делаем бутон, прижав их друг к другу. Начинаем проговаривать четверостишье, выполняя движения на каждую вторую строчку:

    Солнце поднимается –

    Бутончик распускается! (разводим пальцы обеих рук в стороны, удерживая нижнюю часть ладоней вместе)

    Солнышко садится –

    Цветочек спать ложится! (возвращаемся в исходное положение).

  2. «Кошечка». Ладошки положить на стол, сжать в кулачки. На слова «Кулачок — ладошечка. Я иду, как кошечка» одновременно выпрямляем пальчики, не отрывая ручки от поверхности стола, и сжимаем их. Чтобы усложнить упражнение, разжимайте ладошки попеременно на счет «раз, два». Повторять упражнение нужно 3-5 раз.
  3. «Птичка летит». Скрестить руки, ладонями перед собой. Переплести между собой большие пальцы, которые будут имитировать голову птицы. Остальные пальцы — это крылья, которыми нужно будет махать, не разъединяя пальцы.

    Птички полетели, (машем крылышками)

    Сели – посидели, (прижимаем ладошки к груди)

    Дальше полетели.

  4. «Клен». Эта игра подходит для детей 3-го года жизни. Все движения выполняются в соответствии с текстом стихотворения:

    Ветер тихо клен качает, (растопырить пальчики и тянуть их кверху)

    Вправо, влево наклоняет: (качаем ладони вправо и влево)

    Раз – наклон и два – наклон, (как можно ниже наклоняем ладошки в указанные стороны)

    Зашумел листвою клен. (быстро шевелим пальчиками)

  5. «Торт». Выполняем движения по тексту стихотворного произведения.

    Тесто ручками помнем, (сжать, разжать пальцы несколько раз)

    Сладкий торт мы испечем. (мнем воображаемое тесто)

    Середину смажем джемом, (делаем круговые движения ладошками по поверхности стола)

    А верхушку – вкусным кремом (круговыми движениями трем ладошки друг о друга)

    И кокосовою крошкой

    Мы украсим торт немножко (имитируем действие обеими руками)

    А затем заварим чай –

    В гости друга приглашай! (пожимаем правой рукой левую).

  6. «Зима». Подходит для деток 4-7 лет.

    Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы загибаются по одному)

    Вышли мы во двор гулять.

    Бабку снежную лепили, (выполняем движение лепки снежных комков)

    Птичек зернышком кормили, (бросаем зернышки, растирая пальчики друг о друга)

    После с горки мы катались, (проводим ладошкой правой руки по левой ладони)

    Весело в снегу валялись. (попеременно кладем ручки на поверхность стола то ладошками, то тыльной стороной)

    Мы в снегу домой пришли, (отряхнуть ладошки от снега)

    Съели борщ и спать пошли. (выполняем движения ложкой и изображаем сон, сложив руки ладоней к ладони и положив их под щеку)

Пальчиковые игры можно использовать, как физкультминутку на логопедических занятиях. Они помогают сменить вид деятельности без потери детского внимания и желания к обучению. К тому же это интересно, весело и полезно. Главное рассказывать стихотворения с захватывающим выражением и четко показывать движения.

Кроме того, пальчиковые игры помогают:

  • развить согласованность движений обеих ручек ребенка;
  • сочетать речевую и физическую деятельность малыша, использовать их одновременно;
  • развить точные и дифференцированные движения пальцев и кистей детских рук;
  • научиться повторять движения за взрослыми;
  • стать более внимательными, развить зрительное восприятие;
  • усовершенствовать память, воображение, усидчивость.

Пальчиковые игры нужно проводить систематично. Занятия возможны как с одним ребенком, так и с группой малышей. Однако важно учитывать возраст детей, их настроение, готовность к занятиям, желание и возможность.

Артикуляционная гимнастика

Презентацию и музыкальное сопровождение для артикуляционной гимнастики вы можете найти на этой странице.

Артикуляционная гимнастика необходима для правильного звукопроизношения, укрепления мускулатуры лица, языка, губ, мягкого неба. Упражнений существует множество, специалист поможет подобрать вам наиболее подходящие, для ваших звуков.

Задания подразделяются на статические и динамические. Каждое имеет название, которое без труда запомнит ваш малыш, что значительно облегчит понимание инструкций во время занятий. Применив немного фантазии, можно отправится в сказочные путешествия с ребенком, где главный герой будет язычок ребенка. Вариаций множество, все зависит от вас. Ниже приведены те самые упражнения, прочитав описания, вы поймете, что они не сложные, не требуют дополнительных знаний от вас (родители).

Артикуляционной гимнастикой называют группу упражнений для языка и губ. Именно они являются основными в процессе звукопроизношения. Если язык развит недостаточно, человек не сможет произносить звуки, а значит, его речь будет непонятной или недостаточно четкой.

Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом – так можно увидеть правильность движений языком, губами в процессе занятий. Для детей очень важно видеть, как двигаются его язык и губы, как и где они расположены. Так быстрее приходит понимание о их правильном местоположении, от чего зависит эффективность артикуляционной гимнастики. Логопеды рекомендуют выполнять упражнения дважды в день по 5-7 минут. В результате ваш ребенок получит правильную и четкую речь.

Рассмотрим несколько простых, но эффективных упражнений.

  1. «Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
  2. «Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
  3. «Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя…».
  4. «Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.
  5. «Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.
  6. «Часики — тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
  7. «Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
  8. «Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» — поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.
  9. «Змейка». Открыть ротик, высовывать узкую часть языка со рта и быстро прятать его обратно. Прикасаться к зубам и губам запрещено.
  10. «Прокати карандаш». На стол перед ребенком положить карандаш. Попросить его улыбнуться, широкую переднюю часть язычка нужно положить на нижнюю губу и, не спеша (выдыхая воздух), подуть на карандаш, чтоб он покатился по поверхности.

В дополнение к артикуляционной гимнастике используют упражнения, направленные на развитие голоса, дыхания, речевого слуха. В таком комплексе занятия позволят поставить правильное звукопроизношение у ребенка.

Логоритмика, развитие слуха и звукоподражание

Фонематический слух (еще его называют речевым слухом) – это способность различать, понимать и производить звуки. При недостаточном развитии речевого слуха искажается восприятие услышанного, соответственно, речь производится неправильная, нечеткая. Чтобы исправить или не допустить развитие этой проблемы, с детьми выполняют такие упражнения:

  1. «Ушки-слушки» — игра на развитие слуха. Цель – усовершенствовать слуховое внимание, закрепить умение различать звуки. Взрослый показывает ребенку несколько разных предметов, которые могут издавать звуки – ложки, барабан, бокалы, трещотки, маракасы и т.д. Вместе с малышом нужно прослушать, как звучат предметы. Затем взрослый просит ребенка отвернуться и угадать, какой предмет будет звучать за его спиной.
  2. «Где звенит?» — упражнение на развитие слуха. Для игры понадобится колокольчик и просторное помещение. Ребенок стоит с закрытыми глазами, взрослый в это время тихо перемещается по комнате, звеня колокольчиком в разных местах. Задача ребенка – не оборачиваясь, указать рукой, где звенел колокольчик.
  3. Игры на звукоподражание: в принципе, для такого упражнения подойдет любая сюжетная детская картинка. Например, на картинке девочка укачивает куклу: «Оксана укладывает куклу Машу спать и говорит а-а-а. Давай поможем ей вместе! А-а-а!». Помогайте ребенку, используйте движения, имитирующие укачивание ребенка, контролируйте артикуляцию вашего малыша.
  4. Упражнения на подражание голосам птиц, животных. Чтобы подобные игры были интересней, в качестве наглядного материала рекомендуется использовать картинки или фигурки животных, их детенышей. Например, игра «Комарик». Для нее понадобится изображение комарика. Взрослый рассказывает: «Знакомься, этого комарика зовут Степан. Когда он летает, он любит петь песенку з-з-з. А ты умеешь петь такую песенку? Давай попробуем вместе со Степаном! З-з-з». Затем предлагаем малышу поймать «комарика» в кулачок и послушать его песенку. Хватаем кулачком воздух, подносим его к уху и проговариваем: з-з-з. Далее предлагаем ребенку тоже поймать «комарика» и послушать его песенку. Можно подражать бытовым шумам: ножницы режут – чик-чик, капает вода – кап-кап и т.д.
  5. Логоритмика – это логопедические упражнения, в которых соединены движения, речь и музыка. Такой вид занятий очень нравится детям – им весело и интересно. Сначала взрослый читает стих и показывает движения, все это сопровождает умело подобранная музыка. Затем дети повторяют все сами или с взрослым – проще не придумать. Главное – тщательно заранее подготовиться. Например, игра «Прогулка».

    По узенькой дорожке (шагаем на месте)

    Шагали наши ножки (шагаем, высоко поднимая ноги)

    По камешкам, по камешкам (медленно переминаемся с ноги на ногу)

    И в ямку… бух! (подпрыгнуть и сесть на пол)

Стихи на пополнение словарного запаса, развитие речи

Стихи и упражнения к ним вы можете скачать .

Развитию речи прекрасно способствуют скороговорки – это небольшие рифмованные фразы. С их помощью речь становится четкой и грамотно правильной, они увеличивают запас слов ребенка, совершенствуют речевой слух, улучшают дикцию.

  1. Идут бобры в боры сыры,

    Добры бобры, бобры добры.

  2. Дали вместе с простоквашей

    Нашей Клаше каши.

    Ела-ела кашу Клаша

    Вместе с простоквашей.

  3. Шесть мышат в камышах шуршат.

  4. Саша шишки шапкой сшиб,

    Получил на лбу ушиб.

  5. Мама Милу с мылом мыла,

    Не любила Мила мыло.

Таких скороговорок много, найти их можно в специальной литературе для детей. Не стоит сразу разучивать с малышом сложные стихотворения – начните с малого. И помните: ребенок знает и понимает гораздо больше слов, нежели произносит, просто они находятся, так сказать, «в спящем режиме». И чтобы эти слова малыш начал использовать в общении, нужно помочь ему. А сделать это можно, постоянно занимаясь с ним, читая книги ребенку, рассматривая с ним картинки, комментируя увиденное или услышанное. Помогите своему чаду стать эрудированным, с красивой дикцией и грамотной речью человеком. И тогда успешная и счастливая жизнь ему будет обеспечена.

Конспекты логопедических занятий.

Конспекты индивидуальных занятий.

Для большего удобства воспользуйтесь Поиском.

Индивидуальное логопедическое занятие с элементами театрализации “Путешествие в сказочный лес. Автоматизация звука Р.” (2 класс с ОВЗ, VII вид)

Конспект индивидуального занятия “Автоматизация звука в словах, предложениях”.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи и нарушением зрения (1 год обучения) «Автоматизация звука в открытых слогах в начале слова».

Конспект индивидуального логопедического занятия при ринолалии в дооперационный этап. Артикуляция звуков Ш и Ж.

Селиверстова Ю.А. Авторская логопедическая сказка «Ежиная фабрика». Конспект индивидуального логопедического занятия на тему “Дифференциация звуков и в связной речи с опорой на презентацию.”

Силютина Н.В. Конспект – презентация индивидуального логопедического занятия “Автоматизация навыка произношения звука в составе прямого слога на уровне слов (с изменением и без изменения грамматических форм)”.

Давыдова Ю.В. Индивидуальная работа воспитателя с ребенком по заданиям логопеда “Поможем Большой шляпе”.

Давыдова Ю.В. Индивидуальная работа воспитателя по заданиям логопеда “Послушный язычок”.

Паутова Т.И. Индивидуальное логопедическое занятие “Автоматизация звука “Л” в словах и предложениях”.

Колосова О.М. Конспект занятия по автоматизации звука Ч с учеником 1 класса (легкая степень дизартрии).

Сомова А.В. Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.

Пономаренко А.А. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука “Цветы”.

Алферова И.Р. Технологическая карта индивидуального коррекционно-логопедического занятия с учащейся 3 класса с ОВЗ «Дифференциация букв и – у.»

Гольцова Е. Конспект занятия по автоматизации звука с использованием авторского пособия «Заозерье».

Галагина О.С. Конспект индивидуального занятия (20- 25 минут) с учащимся 3-го класса с диагнозом “Системное недоразвитие речи средней степени. Акустическая дисграфия”.

Поликарпова З.В. Конспект открытого индивидуального коррекционного занятия (средняя группа) “Путешествие в сказку” с использованием увлекательных игровых упражнений для вызывания и автоматизации звука ”.

Поликарпова З.В. Открытое индивидуальное занятие с воспитанником старшей группы с заиканием «Путешествие в страну Кратких ответов».

Живарева О.Н. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука в прямых слогах и словах.

Плешкова Н.В. Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Ш. Буква Ш”.

Зорина О.Ю. Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ на этапе автоматизации звука в словах “Путешественники”.

Морозова Л.Н. Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука .

Андронова Н.А. Конспект индивидуального логопедического занятия “Звук Ч. Автоматизация в слогах, словах”.

Дьячкова Л.С. Конспект индивидуального коррекционно-логопедического занятия с презентацией по теме “Автоматизация Р в словах”.

Дьячкова Л.С. Конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению дислалии у ученицы 1 класса. Тема: Звук .

Зорина О.Ю. Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука в словах “На солнечной лужайке”.

Сазонова О.В. Индивидуальное занятие по формированию фразовой речи у детей с моторной алалией “Петя в деревне”.

Банишева Е.Г. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука “Хмурый песик”.

Гонца Е.Ю. Конспект индивидуального занятия по теме “Звук . Этап автоматизации звука”.

Веденская Л.В. Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука “Ш” в словах и предложениях с помощью волшебной сказки.

Препеляк И.В. Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука в словах, во фразах и предложениях»

Носова О.А. Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза во 2 -м классе.

Ятманкина А.Н. Конспект — презентация индивидуального занятия по дифференциации звуков и .

Лымарь А.Н. Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности (старший дошкольный возраст) “Автоматизация звука в прямых слогах с использованием иппликатора Кузнецова и символов гласных звуков у ребенка с речевым нарушением”

Назарова Е.А. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука “Львёнок Роки”.

Беридзе Н.К. Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности “В осеннем лесу”. Автоматизация звука в слогах и словах.

Антипова Н.Г. Конспект индивидуального логопедического занятия
“Автоматизация звука в словах, словосочетаниях и предложениях”

Агеева С.В. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука .

Балдина О.М. Конспект индивидуального занятия «Звук . Семантическое поле слова «гусь».

Беридзе Н.К. Конспект индивидуального логопедического занятия “В цирке. Автоматизация звука в слогах, словах ”.

Беридзе Н.К. Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности автоматизации звука в слогах, словах, фразах “В гостях у смешариков”.

Биглова О.В. Звуки и . Автоматизация и дифференциация. Конспект индивидуального занятия с использованием песочной терапии.

Жамбалова Е.M. Автоматизация звуков «В», «Д», «С» в слогах, словах, предложениях. План индивидуального логопедического занятия с ученицей 4 класса с тяжелым нарушением интеллекта, F71. (Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида.)

Горбунова Е.Ф. Автоматизация звука Ч в словах и фразах.
Дизартрия — наиболее сложный речевой диагноз, встречающийся у дошкольников. Помимо трудности артикуляции, есть ещё и проблема автоматизации звуков в речи. Этот процесс длительный и сложный. Опыт работы показал, что у некоторых детей с диагнозом дизартрия, нелегко автоматизируется звук Ч…

Гусева Т.Г. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука в словах и словосочетаниях.

Ибраева Т.А. Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация звука «р» в словах, словосочетаниях и предложениях».

Иванова Л.В. «Подготовка к полёту на Марс». Конспект индивидуального занятия по автоматизации звуков и .

Иванова Л.В. «Путешествие в страну «Правильной речи». Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему: автоматизация звука .

Кадочникова Н.К. Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука в слогах, словах» с использованием пособия “Путешествие пальчиков”.

Казакова Ю.В. Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Л в слогах и словах “Путешествие в Луландию”.

Калинина Т.В. Автоматизация звука в слогах, словах, фразовой речи.

Кашнова О.В. Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению “Веселое путешествие. Автоматизация звука ”.

Клочко Р.В. Индивидуальное занятие по развитию речи на тему “Давайте жить дружно!”

Кожанова О.М. Конспекты индивидуальных занятий в подготовительной группе: развитие вербальной памяти, восприятия, наблюдательности.

Козионова Л.В. «Зимняя сказка» Конспект индивидуального занятия по автоматизации и дифференциации звуков «Р» и «Рь».

Кузнецова М.А. Конспект индивидуального логопедического занятия “Дифференциация звуков З-Ж в словах”.

Кузнецова М.А. Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения (старшая группа ФНР) “Автоматизация звука Р”.

Кузьменко И.А.Волшебные очки Гудвина. Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звуков «Зь» («Ль»).

Кузьменко И.А.Приключение в Шахматной стране. Конспект индивидуального занятия. дифференциация звуков «Р»-«Л»

Кузьменко И.А. Путешествие в желтую страну. Подгрупповое занятие для детей старшего возраста.

Линейцева Е.В. Индивидуальное занятие с ребенком-алаликом в средней группе “Фрукты”.

Мазанова Е. Конспект индивидуального логопедического занятия “Путешествие по сказкам. Автоматизация звука ”.

Никитина И.А. Конспект индивидуального логопедического занятия “Путешествие с другом Дракошей”.

Поникаева Н.И. Индивидуальные логопедические занятия со старшими дошкольниками (методическое пособие). Постановка и автоматизация звука .

Пономарчук Я. Конспект индивидуального логопедического занятия “Зима”.

Пономарчук Я. Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком, страдающим аутизмом “Закрепление произношения гласных звуков”.

Пухова Е.А. Конспект индивидуального логопедического занятия “Дифференциация — в слогах, словах.”

Сафарбекова Т.К. Конспект занятия по произношению “Автоматизация звуков “Ц” и “З”

Селютина М.Н. Автоматизация звука , дифференциация звуков -.

Степанова Е.И. Конспект индивидуального логопедического занятия “Развитие связной речи у детей через обучение пересказу. Пересказ сказки К. И. Чуковского “Цыпленок”. Закрепление темы: “Домашние птицы”.

Ткаченко О.Н. Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука в словах, словосочетаниях и предложениях”.

Трунова И.В. Конспект индивидуальной и подгрупповой непосредственно образовательной деятельности по развитию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии, постановка звука .

Филиппова Ю.А. Конспект индивидуального логопедического занятия “Постановка звука ”.

Харченко Е.Н. Инсценировка по сказке «Змея и Машенька». Элементы театрализованной деятельности в условиях дошкольного логопункта. Автоматизация звука .

Чередниченко В.В. Индивидуальная коррекционно–развивающая деятельность с ребенком 6 – 7 лет с задержкой психического развития. Закрепление знаний по лексическим темам “Дикие животные”, “Новогодний праздник”.

Шептунова В.К. «Домашние животные». Подгрупповое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Канева Е.В. Конспект подгруппового (индивидуального) занятия в подготовительной группе по теме “Спорт. Автоматизация звука С.”

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков и «.

Конспект индивидуального занятия «Звук Л. Этап автоматизации»..

Автоматизация звука «Р».

конспект индивидуального логопедическог занятия «Автоматизация звука Ш».

Конспект занятия «Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях».

Постановка и автоматизация звука ..

Конспект индивидуального занятия Дифференциация звуков С-З..

Индивидуальное занятие с использованием презентации Автоматизация звука в словах и чистоговорках..

Конспект индивидуального занятия Автоматизация звука С во фразовой речи..

Конспект индивидуального занятия на тему: Постановка звука .

Конспект индивидуального занятия с ребенком дошкольного возраста по расслаблению лицевой и артикуляторной мускулатуры при дизартрических расстройствах речи с элементами сказкотерапии на основе технологии массажа, разработанной Архиповой Е.Ф. .

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков с-ш».

Индивидуальное занятие Автоматизация звука в словах.

Автоматизация звука З в слогах и словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Страна звуков».

Конспект индивидуального логопедического занятия в школе VIII вида «Подготовка к постановке звука «..

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения «Автоматизация звука в словах» .

Занятие по развитию грамматического строя речи «Предлог «из-за».

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком среднего дошкольного возраста, имеющим ОНР III уровня «Домашние животные и их детеныши. Звук «..

Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе автоматизации звука в слогах и словах. .

Постановка и автоматизация звука в слогах.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием ИКТ Элла и клубничное дело. Автоматизация звука в словах и предложениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *