Занятия физкультурой с пятилетними детьми

Ребенок дошкольного возраста должен знать, что такое спорт. Физкультура в жизни детей играет значительную роль: при занятиях совершенствуются движения, и мускулатура становится крепче. Ребята 5-6 лет играют в спортивные игры и с радостью выполняют несложные упражнения.

Физкультура входит в жизнь дошколят с раннего детства. Главное – во время физической активности ребенка контролировать интенсивность и количество подходов для каждого упражнения во избежание получения травм, так как опорно-двигательная система малыша не сильно развита.

Специфика занятий с пятилетними детьми

Если ребенок ежедневно занят играми, в которых требуется активное движение, это помогает формировать в малыше привычку здорового образа жизни. Физическая активность – большая забава, важная часть игры и обучения.

Младенцы качают свои тела и двигают ногами, а малыши любят передвигаться, танцевать, лазать и прыгать. Многие дети старшего возраста пользуются организованными спортивными и игровыми площадками. Существуют следующие критерии для физической активности детей разного возраста:

  • 0-1 год – имеют некоторую физическую активность в виде занятий ЛФК;
  • 1-5 лет – занятия физкультурой продолжаются не менее трех часов в день, при этом равномерно распределяются в течение дня;
  • 5-18 лет – занимаются, по крайней мере, один час, посвящая его умеренной или энергичной физической активности каждый день.

«Умеренная физическая активность» включает в себя действия, которые заставляют ребенка мягко вздыхать и пыхтеть. Упражнения интенсивные, похожи на быструю прогулку.

«Энергичная физическая активность» включает в себя действия, которые заставляют ребенка тяжело дышать, пыхтеть и потеть: быстрое кручение педалей на велосипеде или игра в футбол.

Преимущества физкультуры для детей от 5 до 6 лет:

  • сильные кости и мышцы;
  • здоровое сердце, легкие и артерии;
  • улучшение координации, баланса, осанки и гибкости;
  • снижение риска начать страдать избыточным весом или ожирением;
  • снижение риска сердечных заболеваний, рака и диабета 2 типа.

Физическая активность делает малыша счастливым и здоровым. У активных детей наблюдаются следующие положительные особенности:

  • уверенность в собственных силах;
  • Они всегда счастливы и расслаблены, не испытывают стресса;
  • спят спокойным сном;
  • имеют повышенное внимание на уроках в школе;
  • ладят и легко дружат со сверстниками.

Простые и легкие упражнения, которые можно выполнять ежедневно:

  • прогулки по парку;
  • занятия на игровых площадках;
  • игра в парках, мелкой воде – на пляже или реке, возле дома – на качелях или карусели;
  • футбол «один на один» на заднем дворе или в парке.

Какие задачи должны ставиться перед педагогами при занятиях

Во время физкультуры для детей 5 лет педагог должен научить детей следующим навыкам:

  1. Основные движения. При развитии данного навыка малыш учится правильно ходить, бегать, метать предметы, прыгать и лазить. Это необходимо для будущей трудовой деятельности. Если в раннем детстве маленький человек не занимался физическими упражнениями, во взрослом возрасте у него появляется некрасивая походка, ходьба вразвалочку, сколиоз, плоскостопие и широкие размахи руками. Такие недуги возникают вследствие невнимания родителей к ребенку в дошкольный период. Педагог показывает детишкам технику выполнения упражнений, а малыши повторяют вслед.
  2. Равновесие. Немаловажный навык в жизни каждого человека. Упражнения на удержание равновесия развивают у малышей дошкольного возраста координацию движений, но, прежде всего, навык учит ребенка быть смелым и упорным. Сначала занятия практикуются на полу с помощью специального коврика: в руках детей снаряд, который они перемещают в разные стороны. Далее используются спортивные предметы – бревно или скамья.

Внимание! Во время выполнения сложных упражнений педагог поддерживает и страхует ребенка во избежание травм и ушибов.

Комплекс упражнений

Достигнуть наиболее эффективных результатов поможет совместная тренировка родителей и ребенка. Когда малыш тренируется с мамой или папой, он смотрит на правильность выполняемых упражнений. Однако темпы занятий ребенка и взрослого должны отличаться: для малыша снижается количество подходов и интенсивность.

Это возможность познакомить детей физкультурой. Следующий список упражнений поможет детям весело провести время и укрепить организм:

  1. Доски. Положите локти на пол, поднимитесь на кончиках пальцев ног и держите спину прямо. Держите позицию, сколько сможете. Отлично, если ребенок в таком положении продержится 30 секунд.
  2. Приседания. Положите ноги на ширину плеч и сделайте глубокие изгибы колена, как будто садитесь на невидимую коробку. Выложите руки. Удостоверьтесь, что колени не проходят мимо пальцев ног.
  3. Отжимания. Держите спину прямо: можно сделать это с прямым или согнутым коленом.
  4. Кранки. Приседания, но не полностью, от пола до колена.
  5. Лунги. Сделайте шаг. Прикоснитесь ко второму колену, направив его на пол, и убедитесь, что переднее колено не проходит мимо пальцев ног.
  6. Боковые поднятия ноги. Держите ноги прямо. Ноги поднимаются влево-вправо.
  7. Бурпе. Довольно сложное упражнение. Целая последовательность заставляет сердце бешено биться. Приседайте, затем положите руки на землю. Уберите ноги назад, приземляясь на пальцы. Затем сделайте отжимание, подожмите ноги под себя и прыгайте прямо с пола.
  8. Горные альпинисты. Начните с отжиманий, затем чередуйте, преренося одну ногу в одно и то же время вперед к подмышке, а затем отпустите ее. Упражнение похоже на ползки.
  9. Бабочки. Лежать на спине. Поднимите ноги только с пола и потрясите.
  10. Приседания в форме буквы V. Вернитесь назад, вытяните руки над головой на пол, затем поднимите ноги, туловище и руки, пока не сделаете V. Потянитесь к ногам, затем снова опуститесь.

Перед комплексом упражнений всегда делается разминка, чтобы избежать растяжений мышц и травм с ушибами.

Примеры ЛФК для детей 5 лет

ЛФК называют лечебной физкультурой. Такие занятия больше практикуются у новорожденных, однако для детей дошкольного возраста это тоже полезно.

Комплекс лечебной физкультуры для дошкольников:

  1. Разнообразная ходьба на носочках ступней с высоким подъемом колена. Это предотвратит появление у малыша плоскостопия и косолапости в будущем.
  2. Махи ногами и руками. Протяните руки вверх по бокам, задирая ноги. На вдохе руки и ноги поднимаются, на выдохе опускаются.
  3. Махи с гимнастической палочкой. Поднимите гимнастическую палочку вверх, вдохните, опустите вниз – выдохните.
  4. Велосипед. Лежа на животе, поднимите ноги, попа не должна подниматься с пола.
  5. «Ласточка». Поднимите верхнюю часть туловища, пока таз не сойдет с пола.
  6. «Пловец». Выполняется, сидя на половинке стула, сгибаются ноги на коленях. Убедитесь, что спина ребенка плоская и достаточно выпрямлена.

Очень важно постоянно следить за правильным положением спины и остальных частей тела детей в период физической терапии. Необходимо дышать должным образом и глубоко.

После проведения лечебной физкультуры в состоянии спокойствия восстанавливается дыхание. Занятия выполняются регулярно с постепенно увеличивающейся нагрузкой.

Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике для детей 5–6 лет

Наталья Плотникова
Комплекс упражнений по дыхательной гимнастике для детей 5–6 лет

Упражнение на восстановление дыхания

При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребенок в силу анатомических способностей почти не может увеличить объем каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развития и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятиях. Все упражнения проводят в хорошо проветренном помещении или открытой форточке, окне, фрамуге.

Правила дыхания при выполнении упражнений

Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические – сопровождаются движениями.

• Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад – делаем вдох.

• Свели руки перед грудью и опустили вниз – выдох.

• Наклонили туловище вперед, влево, вправо – делаем выдох.

• Выпрямляем или прогибаем туловище назад – вдох.

• Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди – выдох.

«Чудо – нос»

Речь: Носом я дышу, дышу свободно,

Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим: глубже, шире.

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.

«Ныряние»

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Речь: В бассейн ныряем. Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать.

«Нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

«Ветерок»

Речь: Одну руку положить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь, опустить грудь и выпятить живот при выдохе губы сделать «трубочкой» — подул тихий ветерок. Можно взять полоску бумаги и дуть на нее легонько.

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох.

«Паровоз»

Речь: Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у!

Приехали!»

Предлагаем сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

«Шарик»

Предлагаем детям представить, что они воздушные шарики.

Речь: Вот мы шарик надуваем.

А рукою проверяем:

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

На счет 1,2,3,4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1 – 8 медленно выдыхают.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется правой или левой рукой). После вдоха сразу произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

«Лес шумит»

Речь педагога: А я с рыженьким хвостом,

Но живу не под кустом,

Прыгаю по веткам,

Несу орешки деткам,

Приходите дети в лес,

Сколько он таит чудес!

И. п. – о. с., руки вверх. Наклон вправо (вдох, и в и. п. (выдох, то же влево.

«Подуем на колобок»

Речь педагога: Колобок, колобок

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку – теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.

«Регулировщик»

Речь педагога: Вдох носом и во время удлиненного выдоха произносить р-р-р-р.

Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Затем поменять положение рук.

«Здравствуй, солнышко!»

Речь педагога: Глубоко вдохнуть, наклониться вперед, хлопнуть ладонями по коленям – выдох; — вдох.

И. п. – о. с. : ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны. Вернуться в и. п. Повторить 4 – 5 раз.

«Свеча»

Речь педагога: Свечи я задуть хочу,

Всех сейчас я научу.

Полной грудью я вдохну,

И все свечи потушу.

Физическая культура и упражнения для четырехлетних детей

Казалось бы, для чего занимать физкультурой и без того подвижных детей. Тем не менее, большинство спортивных школ начинают набор детей в возрасте 4-5 лет.

В это время ребенок уже полностью владеет своим телом, пропорции его практически соответствуют параметрам взрослого человека. Именно с 3 до 5 лет дети переживают новую фазу активного роста, когда растут с такой же скоростью, как и дети до 12 месяцев.

Важность и необходимость физкультуры для детей

Физкультура для детей 3-4 лет имеет множество функций, она помогает развитию всех внутренних органов маленького человека, развивает мышечную структуру, прививает с малых лет культуру спорта и движения, закладывает привычку активного образа жизни на будущее. Занятия физкультурой с ребенком помогают:

  1. Укрепить сердечную мышцу и кровеносные сосуды.
  2. Улучшить пищеварение, аппетит и наладить стул. Ускорить обмен веществ.
  3. Сформировать осанку.
  4. Улучшить насыщение крови кислородом. Умеренные занятия спортом помогут в профилактике и лечении железодефицитной анемии.
  5. Сформировать нейронные связи в мозге. В дальнейшем это качественно отразится на интеллекте.

У детей к 4 годам уже существует высокая потребность в движении, они сами по себе активны, не могут усидеть на месте. Это естественное явление, задуманное природой для развития организма, особенно опорно-двигательного аппарата.

Важно! Вредно и даже опасно ограничивать двигательную активность детей в этом возрасте.

Малоподвижный образ жизни малыша может вызвать:

  1. Дисфункцию и заболевания желез внутренней секреции. Это спровоцирует гормональные проблемы в подростковом возрасте и взрослой жизни. Привычка к режиму дня и подвижности «уравновешивает» выработку гормонов роста, гормонов половых желез.
  2. Нарушение формирования костей скелета. Приводит к плоскостопию, изменению осанки, сколиозу.
  3. Замедление физического развития.

Правила организации детской физкультуры

Из-за быстрого роста и высокого расхода энергии малыш в возрасте 3-5 лет быстро теряет свой младенческий жирок и приобретает «взрослые» пропорции. Прежде чем вводить физические упражнения, необходимо установить четкий распорядок дня. Малыш должен питаться часто и небольшими порциями. Ложиться спать в хорошо проветренном помещении, засыпать и вставать примерно в одно и то же время. В возрасте 3-5 лет маленькому человеку все ещё нужен дневной сон продолжительностью около 2 часов.

За время прогулки дети должны проходить пешком 15-20 минут подряд, после чего нужно делать перерывы на отдых.

Внимание! Малыш быстрее привыкнет к занятиям физкультурой, если будет видеть пример близких – бабушек, родителей, тем более что дети стремятся подражать во всем.

В этот период дети ещё не могут долго удерживать внимание. Сосредоточиться на упражнениях могут не более 10-15 минут. После такого непродолжительного занятия обязательно должна быть пауза на активные игры, требующие много движений. Нагрузку требуется увеличивать не чаще, чем один раз в каждые 2-3 месяца.

По возможности следует добавить к занятиям плавание.

На время болезни все занятия физкультурой прекращаются. Вернуться к ним можно только: спустя 7-14 дней после перенесенной ОРВИ, спустя 3 недели после аденовирусной инфекции или тяжелого инфекционного заболевания; и в целом следует опираться на мнение педиатра в том, когда возвращаться к гимнастике. Восстанавливать нагрузку постепенно.

Виды комплексов упражнений

Физкультура для детей 4 лет должна быть веселой и интересной, чтобы удерживать внимание и не отвращать от спортивных упражнений.

Простой комплекс упражнений для семейных занятий:

  1. Простая ходьба по кругу – прогулка.
  2. Руки на поясе. Повороты головы из стороны в сторону: да-да и нет-нет.
  3. Руки на поясе. Наклоны головы в стороны.
  4. Руки подняты. Наклоны туловища в стороны – «деревья в лесу качаются».
  5. Руки на поясе. Вытягивать руки и делать хлопок – «ловить бабочек» в ладошки.
  6. Чередовать приседания и наклоны – «собирать» грибы, ягоды, цветы.
  7. «Потягушки» – встать на цыпочки, высоко над головой поднять руки, растопырить пальцы.
  8. Ходьба по кругу: прогулка закончилась, «идем домой».

Во время бега малышу может понадобиться перерыв, допустимо передохнуть 2-5 минут.

Важно! Все упражнения доделывать до конца, даже если делали перерыв; приучать заканчивать все занятия.

Комплекс для занятий на улице или детской площадке:

  1. Бег на 200-300 метров, не спеша и делая короткие перерывы, если это необходимо.
  2. Ходьба попеременно на носочках и на пятках.
  3. Руки вытянуты в стороны, ноги на ширине плеч. Махи обоими руками по часовой и против часовой стрелки.
  4. Прыжки на одной ножке. По 10 прыжков на каждую ногу.
  5. В зависимости от детской площадки: висы на лесенке, лазанье.

Простой домашний комплекс упражнений:

  1. Ходить по кругу для разогрева, можно поочередно проходить обычный круг и затем делать круг прыжками.
  2. «Часики тикают». Выполнять упражнение стоя, руки свободно свисают, расслаблены. Руки раскачивать из такого положения вперед и назад 4-5 раз.
  3. Сидя на стуле, поворачивать голову влево и вправо. Шея немного вытянута вперед, руки лежат на коленях.
  4. Прыжки по кругу, поочередно с ходьбой, 3-4 минуты.

Или:

  1. Ноги стоят чуть шире плеч. Руки опустить перед собой. Приподнять руки на уровень глаз, ладонями вверх, через секунду опустить. Повторить упражнение 5-7 раз.
  2. Наклоны туловища вперед. Руки на поясе, ноги всегда держать выпрямленными.
  3. Упражнение «велосипед». Выполняется лежа на спине. Поднимать и сгибать ноги, «едем на велосипеде». Повторить 3-4 раза.
  4. Шаги по комнате с высоко поднятыми коленями, можно поочередно выполнять прыжки и приседания.

Комплекс посложнее, подходящий для детей 4-5 лет:

  1. Исходное положение стоя, руки вытянуты вдоль тела. Затем руки разводятся в стороны, как для объятья. Вернуться в исходное положение. Повторить 4-5 раз.
  2. Из такого же исходного положения делать повороты туловища в стороны, широко разводить руки. Повторить 4-5 раз на каждую сторону.
  3. Стоя, стопы находятся параллельно друг другу. Делать полуприседания, руки подняты и согнуты в локтях.

Занятия будут эффективнее в утреннее время, желательно не менять часто программу упражнений, чтобы малыш выполнял те упражнения, которые уже знает. Утренняя разминка бодрит и улучшает прилив крови к тканям.

Занятия во второй половине дня желательно разнообразить предметами и игрушками: взять в руки кубики, применять гимнастический мяч. В это время можно разучивать новые упражнения или выйти на свежий воздух. Как правило, когда дети перерастают грудной возраст, родители неохотно, намного реже гуляют с ними на улице, тогда как детям нужен свежий воздух в любом возрасте.

Взрослые должны поощрять участие детей в упражнениях, расспрашивать, какие упражнения нравятся, и какие они хотят выполнять.

Любые упражнения можно комбинировать, выполнять под веселую музыку. Цели таких занятий – не накачать мышцы. Выполнять следует посильно, стремясь получить больше положительных эмоций и энергии. Эти простые комплексы послужат укреплению физического здоровья и умственного развития.

Проведение совместных тренировок родителей и детей

Детей сложно чему-либо научить, не подавая личного примера. Только наблюдая за взрослыми, повторяя за ними, малыши учатся культуре спорта, питания, общения.

Активный отдых – один из наиболее интересных способов проведения семейного досуга. Во время общих для семьи занятий гимнастикой дети получают положительные эмоции, копят приятные воспоминания о времени, проведенном в кругу близких.

Специалисты, которые занимаются с детьми физкультурой, тоже, безусловно, важны. Их участие необходимо, когда уже появились проблемы, требующие лечебной физкультуры или кинезиотерапии. При помощи физических упражнений специалист может устранить нарушения осанки, остеохондроз, плоскостопие, некоторые патологии центральной и периферической нервной системы.

Занятия с детскими тренерами проходят не ежедневно, а со специалистами ЛФК – только по показаниям и курсом. Физическая культура детей и родителей – это ежедневная привычка, которая послужит для профилактики большинства заболеваний.

Кроме того, дети больше доверяют своим близким и в таких занятиях будут более расслаблены, сосредоточены на движениях и положительно настроены.

В возрасте 4-5 лет показано посещение детского садика. Там малыш учится одиночным и групповым играм, получает основы физического и социального развития.

Гимнастические упражнения для детей 4-5 лет

У детей 4-5 лет, развито образное мышление, они могут дольше концентрировать внимание. Поэтому, физкультминутки для детей 4-5 лет можно продлить до 15 минут.
В этом возрасте практически сформирована осанка, но продолжается интенсивный рост и развитие двигательных навыков. Дети 4-5 лет умеют ловить мяч, осваивают прыжки на одной ноге и перепрыгивание через препятствие. Гимнастические упражнения должны укреплять все группы мышц, развивать гибкость и координацию.
Для гармоничного развития детей 4-5 лет, гимнастические упражнения можно сочетать с подвижными играми и плаванием. В этом возрасте можно начинать регулярные занятия спором: ходьба на лыжах, плавание, фигурное катание, танцы, художественная гимнастика.
Детям 4-5-летнего возраста нравится выполнять гимнастические упражнения вместе с мамой и папой. Это сближают между собой маленьких и взрослых членов семьи.

Дыхательные гимнастические упражнения для детей 4-5 лет

Проводя зарядку для детей этого возраста, важно выполнять дыхательные упражнения в начале и в конце занятия, повторяя после каждых 2-3 упражнений.

Упражнение «подсолнух»
Исходное положение: стоя, руки вдоль туловища.
На счет 1 ─ руки вверх, правую ногу назад ─ на носок, вдох;
2 ─ вернуться в исходное положение, выдох;
3 ─ руки вверх, левую ногу назад — на носок, вдох;
4 ─ вернуться в исходное положение, выдох
Повторить это упражнение 2-3 раза.

Упражнение «ширина-высота»
Исходное положение: стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч.
На счет 1-2 ─ руки ─ в стороны, вдох;
3-4 – вернуться в исходное положение, выдох;
5-6 ─ руки – вверх, вдох;
7-8 ─ вернуться в исходное положение, выдох
Повторите это упражнение 3-5 раз.

Гимнастические упражнения для рук детей 4-5 лет

Упражнение «катушечки»
Исходное положение: стоя, руки в стороны.
На счет 1-4 ─ вращаем кистями вперед;
5-8 ─ назад
Повторите это упражнение 1-2 раза.

Упражнение «колеса»
Исходное положение: стоя, руки в стороны.
На счет 1-4 ─ вращаем руками вперед;
5-8 ─ назад
Повторите это упражнение 1-2 раза.

Упражнение «ножницы»
Исходное положение: стоя, руки ─ вперед.
На счет 1-4 ─ скрещивать выпрямленные руки.
Повторите это упражнение 5-7 раз.

Упражнение «силачи»
Исходное положение: стоя, кисти ─ к плечам.
На счет 1 ─ свести локти вперед, крепко сжать кулаки;
2 ─ вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 5 раз.

Для укрепления рук детей 4-5 лет так же подойдут гимнастические упражнения с мягким эспандером, игры с мячом и занятия спортом.

Гимнастические упражнения для спины детей 4-5 лет

Упражнение «кто там?»
Исходное положение: стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч.
На счет 1 ─ повернуть голову направо;
2 ─ вернуться в исходное положение;
3 ─ повернуть голову налево;
4 ─ вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 5 раз

Упражнение «маятник»
Исходное положение: стоя, руки ─ на пояс, ноги на ширине плеч.
На счет 1 ─ наклонить туловище влево;
2 ─ вернуться в исходное положение;
3 ─ наклон туловища вправо;
4 ─ вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 5 раз.

Укрепить мышцы спины детей 4-5 лет помогут упражнения для осанки, занятия спортом.

Гимнастические упражнения для ног детей 4-5 лет

Упражнение «шаг за шагом»
Исходное положение: стоя.
Ходьба строевым шагом 30 с

Упражнение «непоседа»
Исходное положение: стоя, руки опущены.
10 с ─ ходьба, руки – в стороны;
10 с ─ ходьба, руки вверх;
10 с ─ ходьба, руки – в стороны;
10 с ─ ходьба, руки опущены
Повторите это упражнение 2-3 раза.

Упражнение «приседания»
Исходное положение: стоя, руки опущены.
На счет 1 ─ присесть, руки ─ вперед, спина прямая, пятки не отрывать от пола;
2 ─ вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 6-8 раз.

Упражнение «прыжки»
Исходное положение: стоя, руки ─ на пояс.
Прыжки на правой ноге 2-3 раза;
затем ─ на левой.
Повторите это упражнение 3-4 раза.

Укрепить мышцы ног детей 4-5 лет помогут упражнения для стоп, подвижные игры и занятия спортом.

Гимнастические упражнения для развития гибкости у детей 4-5 лет

Упражнение «наклоны до пола»
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч.
На счет 1-2 – наклон, постараться коснуться носка правой ноги;
Ноги не сгибать!
3-4 ─ вернуться в исходное положение;
5-6 ─ наклон, постараться коснуться носка правой ноги;
7-8 ─ вернуться в исходное положение

Упражнение «тянемся-потянемся»
Для выполнения этого упражнения вам понадобится гимнастический коврик.
Исходное положение: сидя, ноги шире плеч.
На счет 1-2 – потянутся к носку правой ноги;
Ноги не сгибать!
3-4 – вернуться в исходное положение;
5-6 – потянутся к носку левой ноги;
7-8 – вернуться в исходное положение
Повторите это упражнение 3-5 раз.

Развить гибкость у детей 4-5 лет помогут занятия спортом (художественная гимнастика, танцы, плавание).

Гимнастические упражнения для развития координации у детей 4-5 лет

Упражнение «лыжники»
Исходное положение: стоя.
На счет 1-4 – на месте, имитировать ходьбу на лыжах.
Повторите это упражнение 3-4 раза.

Упражнение «вверх-вниз»
Исходное положение: стоя руки – вперед.
На счет 1 – правая рука – вверх, левая – вниз;
2 – наоборот
Повторите это упражнение 6-8 раз.

Для развития координации у детей 4-5 лет также подойдут упражнения «непоседа», «прыжки», подвижные игры с мячом и занятия спортом.

Утренняя гимнастика для детей 4–5 лет

Карина
Утренняя гимнастика для детей 4–5 лет

Карточка № 1

Утренняя гимнастика для детей 4-5 лет

КОМПЛЕКС №1 КОМПЛЕКС № 2

Наименования упражнения Дозировка

Наименования упражнения Дозировка

Ходьба друг за другом с разным положением рук, с высоким подниманием колен.

Бег друг за другом с разным положением рук.

Ходьба. Перестроение в круг.

1. И. П. — основная стойка, руки вниз

1 – поднять руки в стороны

2 – руки за голову

3 – руки в стороны

4 – вернуться в И. п.

2. И. П. – стоя, ноги врозь, руки на поясе

1 – руки в стороны

2 – наклон вправо (влево, руки вверх

3 – выпрямиться, руки в стороны

4 – вернуться в И. п.

3. И. П. – стойка на коленях, руки у плеч

1-2 – поворот вправо (влево, руки в стороны

3 – 4 – вернуться в И.

4. И. П. – упоре сидя

1 — поднять правую ногу вверх

2 – вернуться в И. п

3 – поднять левую ногу вверх

4 — вернуться в И. п.

5. И. П. – стоя, ноги врозь, руки согнуты к плечам

1 -2 – поднимаясь на носки, руки вверх, потянуться

3-4 — вернуться в И. п.

Медленная ходьба друг за другом

20сек

20сек

20сек

6 — 7 раз

4 — 6 раз

5 — 6 раз

5 — 6 раз

5 — 6 раз

20сек

Ходьба друг за другом с разным положением рук, с высоким подниманием колен.

Бег за педагогом, врассыпную

Ходьба. Перестроение в колонну по два

1. И. П. – основная стойка, руки на пояс

1 – руки в стороны

2 – руки вверх,хлопок над головой

3 – руки в стороны

4 – вернуться в И. п.

2. И. П. – основная стойка

1-4 – круговые движения прямыми руками назад

1-4 – круговые движения прямыми руками вперед

3. И. П. – стойка ноги врозь, руки вперед

1 – полунаклон вперед, руки вперед

2 – вернуться в И. п

3-4 — тоже

4. И. П. – основная стойка, руки на пояс

1 – присед, руки вперед

2 – вернуться в И. п

3-4 – тоже

5. И. П. – стойка на четвереньках

1-2 – сед на пятках, потянуться

3-4 – вернуться И. п.

5. И. П. – стоя, ноги врозь, руки согнуты к плечам

1 -2 – поднимаясь на носки, руки вверх, потянуться

3-4 — вернуться в И. п.

Ходьба в колонне по одному за педагогом

20сек

20сек

20сек

5 — 6 раз

3 — 4 раз

5 — 6 раз

4 — 5 раз

5 — 6 раз

4 — 5 лет

20сек

Карточка № 2

Утренняя гимнастика для детей 4-5 лет

КОМПЛЕКС №3 КОМПЛЕКС № 4

Наименования упражнения

Дозировка Наименования упражнения Дозировка

Ходьба друг за другом с разным положением рук

Бег друг за другом с разным положением рук.

Ходьба. Построение в круг.

1. И. П. – стойка, руки к плечам

1 – руки в стороны

2 – руки к плечам

3-4 — тоже

2. И. П. –стойка, ноги врозь, руки на пояс

1 – полунаклон вперед, руки назад — встороны,

2 – вернуться в И. п

3 — 4 – тоже

3. И. П. – стойка, руки за головой

1 — полуприсед, руки вперед

2 – вернуться в И. п

3-4 – то же

4. И. П. – упор сидя

1 – согнуть ноги

2 – выпрямить ноги

3-4 – то же

5. И. П. – лежа на спине, руки вдоль туловища

1-2 – попеременно поднять прямые ноги вверх

3-4 – попеременно опустить прямые ноги вниз

6. И. П. основная стойка

1-4 — руки вверх

1-4 — вернуться в И. п

Ходьба в колонне по одному за педагогом 20сек

20сек

20сек

5 — 6 раз

5 — 6 раз

3 – 4 раза

4 — 5 раза

5 — 6 раз

3 — 4 раза

20сек

Ходьба друг за другом с высоким подниманием колен.

Бег за педагогом, врассыпную

Ходьба. Перестроение в колонну по два

1. И. П. – основная стойка, руки внизу

1 – поднять руки в стороны

2 – руки за голову

3 – руки в стороны

4 — вернуться в И. п.

2. И. П. – стоя, ноги врозь, руки на поясе

1 – руки в стороны

2 – наклониться вперёд, коснуться пола

3- выпрямиться, руки в стороны

4 — вернуться в И. п.

3. И. П. – основная стойка, руки за головой.

1 – 2 – присесть, руки в стороны

3-4 – вернуться в И. п.

4. И. П. – стоя, ноги врозь, руки на поясе.

1 – поворот вправо, руку в стороны

2 — вернуться в И. п.

3-4 – то же влево

5. И. П. – основная стойка, руки на пояс

1 – прыжком ноги врозь, руки в стороны

2 — вернуться в И. п.

3-4 – то же

6. И. П. основная стойка

1-4 — руки вверх

1-4 — вернуться в И. п

Ходьба в колонне по одному за педагогом 20сек

20сек

20сек

5 -6 раз

4-5 раза

5 -6 раз

3 -4 раз

3 -4 раза

3-4 раза

20 сек

Карточка № 3

Утренняя гимнастика для детей 4-5 лет

КОМПЛЕКС № 5 КОМПЛЕКС № 6

Наименования упражнения Дозировка

Наименования упражнения Дозировка

Ходьба друг за другом по кругу.

Бег друг за другом, с остановкой по сигналу. Ходьба. Перестроение в круг.

Упражнения с гантелями

1. И. П. – основная стойка, гантели к плечам

1-2 – развести руки в стороны (вдох);

3-4 – опустить руки вниз, выдох

2. И. П – основная стойка, гантели к плечам

1-2 – повернуться вправо, руки в стороны

3-4 – И. п.

5-6 – повернуться влево, руки в стороны

7-8 – И. п.

3. И. П. – сидя на полу, ноги врозь, гантели перед собой

1-2 – наклониться вперед, потянуться гантелями вперед

3- 4 – вернуться И. п.

4. И. П. – основная стойка, гантели вниз

1-3 — пружинка руки вперед

4 – вернуться И. п

5. И. П. – основная стойка, ноги врозь, гантели внизу

1 — 2 – взмахнуть руками вперед — вдох

3 – 4– взмахнуть руками назад – выдох

Ходьба в колонне по одному за педагогом 20сек

20сек

20сек

5 — 6 раз

5 — 6 раз

5 — 6 раз

4 — 5 раз

4 — 5 раз

20сек Ходьба друг за другом по кругу.

Бег друг за другом, с остановкой по сигналу. Ходьба. Перестроение в круг.

Упражнения с гантелями

1. И. П. – основная стойка, гантели к плечам

1 – руки в стороны

2 – руки к плечам

3-4 — тоже

2. И. П. – основная стойка, гантели на пояс

1 – наклон вправо, гантели в верх

2 – вернуться И. п.

3 — наклон влево, гантели в верх

4 – вернуться И. п.

3. И. П. – основная стойка, гантели на пояс

1-3 – пружинка, гантели вперед

4 – вернуться И. п.

4. И. П. – лежа на спине, гантели вверх

1-2 – поднять прямые ноги, коснуться гантелей

3-4 – тоже

5. И. П. – стоя на коленях, гантели вниз

1-2 – сесть на пятки

3-4 – вернуться в И. п.

5. И. П. – основная стойка, ноги врозь, гантели внизу

1 — 2 – взмахнуть руками вперед — вдох

3 – 4– взмахнуть руками назад – выдох

Ходьба в колонне по одному за педагогом 20сек

20 сек

20сек

5 — 6 раз

3 — 4 раза

5 — 6 раз

5 — 6 раз

5 — 6 раз

5 — 6 раз

20сек

Карточка № 4

Утренняя гимнастика для детей 4-5 лет

КОМПЛЕКС № 7 КОМПЛЕКС № 8

Наименования упражнения Дозировка

Наименования упражнения Дозировка

Ходьба друг за другом, на носках

Бег друг за другом, с разным положением рук.

(прямой и боковой галоп).

Ходьба. Перестроение в 3 колонны

Упражнения с флажками.

1. И. П. – основная стойка, флажки вниз

1 – руки в стороны

2 – руки вверх, скрестить флажки над головой

3 – руки в стороны

4 – вернуться в И. п.

2. И. П. – основная стойка, ноги врозь, флажки в стороны.

1-3 — скрещивание рук, перед собой

4 — вернуться в И. п.

3. И. П. – основная стойка, флажки вниз

1 — наклон вправо, флажки вверх

2 — вернуться в И. п.

3-4 — то же влево

4. И. П. – сидя на полу, ноги врозь, флажки перед собой.

1-2 — наклон вперёд – вниз, дотянуться флажками до носков ног, И. п.

3-4 — то же

5. И. П. – лёжа на спине, флажки вдоль туловища. 1-3 — Подтянуть левую согнутую ногу к груди, руками обхватить колено

4 – вернуться в И. п.

1- 4 — то же выполнить правой ногой.

6. И,П. основная стойка, флажки перед грудью

1-4 Подпрыгивание на месте

Ходьба в колонне по одному за педагогом 20сек

20сек

20сек

5 — 6 раз

3 – 4 раза

5 — 6 раз

5 — 6 раз

4-5 раз каждой ногой.

3-4 раза

20сек Ходьба друг за другом

Бег врассыпную

Ходьба. Перестроение в 3 колонны

Упражнения с флажками

1. И. П. – основная стойка, ноги врозь, флажки за спиной

1 — руки в стороны

2 – руки вверх

3 – 4 руки в стороны, вернуться в И. п.

2. И. П. – основная стойка, ноги врозь, флажки к плечам

1- поворот вправо, флажок за спину

2 — вернуться в И. п.

3-4 то же влево.

3. И. П. – основная стойка, ноги врозь. флажки вдоль туловища

1 — наклон вперёд, руки вперед

2 — вернуться в И. п.

3-4 — то же

4. И. П. — основная стойка, флажки у плеч

1-2 – присед, флажки вперёд

3-4 — вернуться в И. п.

5. И. п. – основная стойка, ноги на ширине плеч, флажки внизу

1 – флажки в стороны

2 – скрестить флажки, пред собой

3 — флажки в стороны

4 — вернуться в И. п.

Ходьба в колонне по одному за педагогом 20 сек

20 сек

3—4 раза

3-4 раза в каждую сторону.

4—6 раз

5 -6 раз

6 — 8 раз

20сек

Карточка № 5

Утренняя гимнастика для детей 4-5 лет

КОМПЛЕКС № 9 КОМПЛЕКС № 10

Наименования упражнения Дозировка

Наименования упражнения Дозировка

Ходьба друг за другом с разным положением рук, с высоким подниманием колен.

Бег друг за другом. Прыжки с продвижением вперед. Ходьба. Перестроение в 3 колонны

Упражнения с мячом

1. И. П. – основная стойка, мяч в обеих руках внизу

1 – согнуть руки, мяч на грудь

2 – мяч вверх

3 – мяч на грудь

4 — вернуться в И. п.

2. И. П. – основная стойка, мяч перед грудью

1 – наклон к правой ноге, мячом коснуться носка

2 – вернуться в И. п.

3 – 4 – то же к левой ноге

3. И. П. – основная стойка, мяч вверху

1 – поворот влево, мяч в сторону

2 – вернуться в И. п.

3 – 4 – то же вправо

4. И. П. – основная стойка, мяч в согнутых руках на груди

1 – присесть, мяч вперёд

2 – вернуться в И. п.

3 — 4 то же

5. И. П. — основная стойка, мяч в низу

1- прыжок ноги врозь, мяч вперед

2 – вернуться в И. п.

3 — 4 то же

Ходьба в колонне по одному за педагогом

20сек

20сек

20сек

4 – 5 раз

5 -6 раз

5 – 6 раз.

5 -6 раз

3 -4 раз

20сек

Ходьба в колонне по одному, на сигнал педагога «Зайка» дети останавливаются и прыгают на двух ногах, на сигнал «Птички» легко бегут.

Ходьба Перестроение в 3 колонны

Упражнения с мячом

1. И. П. — основная стойка, мяч в внизу

1-2 – мяч вверх, поднимаясь на носки

3-4 – вернуться в И. п.

2. И. П. – основная стойка, мяч на груди

1-3- наклониться к правой (левой) ноге, прокатить мяч вокруг ноги

4 – вернуться в И. п.

3. И. П. – сидя, ноги врозь, мяч перед собой

1-2 – наклон, мяч прокатить на вытянутые руки

3-4 – вернуться в И. п.

4. И. П. – лёжа на животе, ноги прямые, мяч перед собой

1 – прогнуться, мяч вперёд

2 – вернуться в И. п.

5. И. П. – основная стойка, мяч на груди

1-3- поворот в право (лево)

4 – вернуться в И. п.

6. И. п. – основная стойка, ноги врозь, мяч внизу

1 – выпад вправо, мяч над головой

2 – вернуться в И. п.

3 — 4 то же влево

Ходьба в колонне по одному.

20 сек

20 сек

20 сек

3 — 4 раза

5 — 6 раз

4 — 6 раз

6 — 8 раз

3 — 4 раза

3-4 раза

20сек

Карточка № 6

Утренняя гимнастика для детей 4-5 лет

КОМПЛЕКС № 11 КОМПЛЕКС № 12

Наименования упражнения Дозировка

Наименования упражнения Дозировка

Ходьба обычная, на носках

Бег врассыпную

Ходьба в колонне по одному

Перестроение в колонну по два

Упражнения на стуле.

1. И. П. — сидя на стуле, руки внизу

1 – руки в стороны

2 – руки вверх

3- руки в стороны

4 – вернуться в И. п.

2. И. П. – сидя на стуле, руки на поясе

1 – наклон вправо (влево, руки вверх

2 – вернуться в И. п.

3. И. П. – сидя на стуле, ноги вместе прямые, руки на пояс

1 – поднять правую ногу вперёд – вверх.

2 – опустить ногу, вернуться в И. п.

3-4 – то же левую

4. И. П. – сидя на стуле, ноги врозь, руки на поясе

1 – руки в стороны

2 – наклон вправо (влево)

3 – 4 – вернуться в И. п.

5. И. П. – стоя за стулом, держась за спинку

1 – 2 – приседая, колени развести

3-4 – вернуться в И. п.

6. И. П. – стоя боком к стулу, руки свободно

1-4 прыжки на двух ногах вокруг стула

Ходьба в колонне по одному.

20сек

20сек

20сек

5 -6 раз

5 -6 раз

3 -4 раз

3 -4 раз

3 -4 раз

3 — 4 раза

20сек Ходьба обычная, врассыпную

Бег врассыпную

Ходьба в колонне по одному

Перестроение в колонну по два

Упражнения на стуле.

1. И. П. – сидя, руки за спиной вместе

1-2 – руки через стороны вверх.

3-4 – вернуться И. п.

2. И. П. – сидя, ноги врозь, руки упор сзади

1-3 – руки через стороны вверх, наклон к правой ноге

4 – вернуться И. п.

1-4 — То же к левой ноге.

3. И. П. – сидя, руки за спиной

1-2 – поднять правую (левую) ногу

3-4 – вернуться И. п.

4. И. П. – сидя верхом на стуле, лицом к спине стула, руки на пояс

1-2 – поворот вправо (влево, правую руку в сторону

3-4 – вернуться И. п.

5. И. П. – стоять к стулу боком, руки вниз.

1-4 — подскоки вокруг стула.

6. И. П. – сидя, руки на пояс

1-2- руки через стороны верх (вдох)

3-4 – вернуться И. П

Ходьба в колонне по одному.

20 сек

20 сек

20 сек

5 – 6 раз

5 — 6 раз

4 — 6 раз

5 — 6 раза

5 – 6 раз

3 — 4 раза

20сек

Карточка № 7

Утренняя гимнастика для детей 4-5 лет

КОМПЛЕКС № 13 КОМПЛЕКС № 14

Наименования упражнения Дозировка

Наименования упражнения Дозировка

Ходьба в колонне по одному

Прыжки на двух ногах

Ходьба Построение в круг.

Упражнения с гимнастическими палками

1. И. П. – стойка, палка внизу

1 – палку вперед

2 – палку вверх

3 – палку вперед

4 – вернуться И. п.

2. И. П. – стойка, палка перед грудью

1-3 – присед, палка вперед

4 – вернуться И. п.

3. И. П. – стойка, палка перед грудью

1 – наклон, палка вверх

2 – вернуться И. п.

3-4 то же

4. И. П. – стойка, палка в низу

1 – поворот вправо (влево, палка вперед

2 – вернуться И. п.

3-4 то же

5. И. П. – лежа на спине, палка вверху

1 – поднять ноги вверх, палку вперед

2 – вернуться И. п.

3 – 4 – то же

6. И. П. – лежа на животе, палка сзади

1-3 – приподнять верхний отдел туловища, руки отвести назад «Лодочка»

4 – вернуться и. п.

Медленная ходьба друг за другом

20сек

20сек

4 — 5 раз

5 -6 раз

4 — 5 раз

2 — 3 раза

5 — 6 раз

3-4 раза

20 сек

Ходьба в колонне по одному. Бег в колонне по одному. Ходьба Построение в круг.

Упражнения с гимнастическими палками

1. И. П. – основная стойка, палка в правой руке

1 – руки в стороны

2 – передать палку впереди в левую руку

3 – руки в стороны

4 – и. п. палка в левой руке

5-8 – передать палку из левой руки в правую

2. И. П. – основная стойка, палка внизу

1-3– присед, палку вперед

4 – вернуться И. п.

3. И. П. – основная стойка, палка перед грудью

1-2 – выпад правой вперед, палку вверх

3-4 – вернуться в И. п

4. И. П. – основная стойка, палка внизу

1-– поворот, палку вперед

2 — вернуться И. п.

3 — 4 – то же

5. И. П. – лежа на животе, палка впереди

1-3 – приподнять верхний отдел туловища «Лодочка», палку вверх

4 – вернуться в И. п

6. И. П. – основная стойка, палка лежит перед ногами

1-4 — прыжки через палку

Медленная ходьба друг за другом

20 сек

20 сек

3 — 4 раза

5 — 6 раз

4 — 6 раз

3 — 4 раза

5 — 6 раз

5 — 6 раз

20 сек

Карточка № 8

Утренняя гимнастика для детей 4-5 лет

КОМПЛЕКС № 15 КОМПЛЕКС № 16

Наименования упражнения Дозировка

Наименования упражнения Дозировка

Ходьба и бег вокруг кубиков

Бег врассыпную

Перестроение в круг

Упражнения с кубиками

1. И. п. — стоя, кубик в правой руке

1 – руки в стороны

2 – поднимаясь на носки, руки вверх, переложить кубик в левую руку

3 –руки в стороны

4 — вернуться в И. п.

2. И. п. — основная стойка, кубик в правой руке

1 – присед, переложить кубик в левую руку

2 — вернуться в И. п.

3. И. п. – стойка на коленях, кубик в правой руке

1 – наклон вправо

2 — выпрямиться, переложить кубик в левую руку

3 – наклон влево

4 — вернуться в И. п.

4. И. п. — основная стойка, кубик в правой руке

1 – поворот вправо, переложить кубик в левую руку

2 — вернуться в И. п.

3 -4 – то же влево

5. И. П. — основная стойка перед кубиком, руки вдоль туловища

1-4 — прыжки вокруг кубика в обе стороны с небольшой паузой между серией прыжков.

20сек

20 сек

5 -6 раз

5 -6 раз

5 — 6 раз

5 — 6 раз

3 -4 раз в каждую сторону

Ходьба в колонне по одному с остановкой по сигналу Медленный бег. Перестроение в 3 колонны

Упражнения с обручем

1. И. П. – основная стойка, обруч внизу

1 – обруч вперед

2 – обруч вверх, посмотреть на него

3 – обруч вперед

4 – вернуться И. п.

2. И. П. – основная стойка, обруч вверху

1 – присед, обруч вперед

2 – вернуться И. п.

3-4 то же

3. И. П. – основная стойка, обруч перед грудью

1 – поворот вправо, обруч вперед

2 – вернуться И. п.

3-4 то же влево

4. И. П. – основная стойка, обруч перед грудью

1 – наклон, обруч вперед

2 – вернуться И. п.

3-4 то же

5. И. П. – основная стойка, перед обручем

1 –4 — прыжки из обруча в обруч

6. И. П. – стоя на обруче, средним отделом стопы, руки на пояс

1-4 – ходьба приставными шагами по обручу вправо

5-8 – ходьба приставными шагами по обручу влево

20 сек

20 сек

3 — 4 раза

5-6 раз

5-6 раз

4 — 6 раз

10 прыжков

3 — 4 раза

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *