Зрительная гимнастика для глаз для детей дошкольного возраста материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

(МАДОУ «Сказка»)

Зрительная гимнастика для глаз в детском саду.

Выполнила:

Эрендженова М. С.,

воспитатель

г. Лабытнанги

2018 г.

Гимнастика для глаз в детском саду.

Зарядка для глаз обычно выполняются в течение 5 минут по 2-3 раза в день. Глазки детей, при этом, не должны переутомляться, поэтому после тренингом практикуются специальные расслабляющие упражнения

Комплекс упражнений на зрение бывает нескольких видов:

1. Со словесными инструкциями, без использования дополнительных предметов. Для большей наглядности воспитатель на себе показывает последовательность и правильность выполнения движений. Наиболее интересными для деток являются занятия в стихотворной форме, когда все движения сопровождаются веселыми четверостишьями.

2. С применением зрительных тренажеров. В качестве тренажеров служат плакаты с разноцветными фигурами, спиралями и лабиринтами, по которым малыши следуют глазами. Размещать такие поля нужно выше уровня глаз, в центре комнаты.

3. С различными предметами (игрушками, изображениями, карточками с буквами и цифрами различных размеров).

4. В виде игры (используя презентации, музыкальное сопровождение).

Все тренинги проводятся с неподвижной головой, а сами занятия выбираются, учитывая возраст и состояние зрения детей.

Зрительная гимнастика в 1 младшей группе.

Гимнастика для глаз для детей 2-3 лет в детском саду, картотека которой состоит из множества тренингов, основана на повторении простейших движений, понятных для выполнения всем малышам.

Со временем упражнения будут усложняться, но начинать гимнастику лучше с основ:

1. Сперва рекомендуется сделать подготовительную разминку, во время которой нужно растереть друг о дружку ладошки, и прислонить их к глазам. В это время, водить глазными яблоками вверх-вниз, в стороны, и по кругу. Продолжать движения глазами на протяжении 30 сек., после убрать ладони, и немного отдохнуть.

2. После разминки, можно проделать то же упражнение, но уже с открытыми глазами, а время выполнения удвоить.

3. Закрыть глаза, посчитать до 5, раскрыть как их можно шире, снова посчитать до 5-и, и прищуриться, после закрыть глаза и проделать упражнение снова.

4. Сильно-сильно зажмурить глаза на протяжении 10 сек. После, медленно, не напрягая, открыть их. Повторить упражнение 4-6 раз.

5. Нарисовать на доске или плакате различные фигуры (круг, квадрат, сердце, перевернутую восьмерку) и попросить детей обвести их глазами. Усложняя задание, можно нарисовать более сложные фигуры (улитку, цветочек, конвертик).

6. Поставить перед собой ладошку на расстоянии 30 см. от глаз, концентрируя на ней свое внимание на протяжении 5 сек. После перевести взгляд на предмет, который находиться вдалеке. Выполнить тренинг 5-6 раз, поочередно останавливаясь то на ладошке, то на предмете.

Для наилучшего результата важно создать спокойную, благотворную обстановку, чтобы дети были увлечены и заинтересованы предложенными упражнениями.

Зрительные упражнения в стихах.

Все дети лучше усваивают информацию, если она подана в рифмованные ненавязчивые истории. Поэтому большинство комплексов для дошкольников сложены в виде стихотворений и потешек. Несколько самых распространенных стишков для развития зрения:

Часовщик, прищурив глаз

(один глазик прикрыли),
Чинит часики для вас

(оба глаза прищурить, после открыть).

Вышла кошка на карниз,
Посмотрела кошка вниз.
Глаз направо отвела,
Посмотрела на кота.
Улыбнулась, потянулась,
И налево повернулась.
Муху взглядом провела,
И прищурила глаза.

Стрекоза.

Вот такая стрекоза – как горошины глаза!

(пальцами делают очки)

Влево-вправо, назад – вперед.

(глазами смотрят влево – вправо)

Ну совсем как вертолет.

(круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(смотрят вверх)

Мы летаем низко.

(смотрят вниз)

Мы летаем далеко.

(смотрят вперед)

Мы летаем близко.

(смотрят вниз)

Подобные стишки развивают в ребенке привычку самостоятельно делать маленькие пятиминутки в течение дня. Таким образом, малыш сам приучается заботиться о здоровье своих глазок.

Зрительная гимнастика во 2 младшей группе.

Гимнастика для глаз для детей 3-4 лет в детском саду

На фото: цветовой спектр для снижения напряжения и расслабления глаз

Тренинг №1

В качестве расслабляющего упражнения, в центре комнаты вешается плакат с изображением спектра. Малыши рассматривают разноцветные участки плаката на протяжении 1-2 мин., при этом снимается напряжение с глазных мышц.

Тренинг №2
1. Не двигая головой (считая до 4-х), посмотреть вверх. После, считая до 6-и посмотреть прямо. По той же аналогии, направить взгляд вправо и прямо, вниз и прямо, влево и прямо.
2. Расслабить веки, и на счет 4 прикрыть глаза. Посчитать до 6-и, резко посмотреть, как можно дальше. Проделать данное движение 5-7 раз.
3. Со всей силы зажмуриться, резко открыть глаза и тут-же взглянуть вдаль. Сделать 5 таких повторений.

Тренинг №3
1. Поставить руки по бокам, выставив, при этом, локти. Поворачивая голову то влево, то вправо, сконцентрировать внимание на кончике левого, а после правого локтя.
2. Вытянуть вперед кисть одной руки. Не отрывая взор от указательного пальца, плавно выполнять движения рукой вверх-вниз и влево-вправо.
3. Как можно быстрее поморгать на протяжении 10-15 сек.
4. Спокойно опустить веки, и с помощью указательных пальцев, легкими круговыми движениями помассировать верхнее, а после нижнее веко.

Тренинг №4
1. Каждому малышу дать в руки игрушку (или карточку с рисунком). Внимательно смотреть 3-4 сек. на игрушку в своих руках, после направить взгляд на предмет в руках воспитателя (также на 3-4 сек). Повторить тренинг 4-5 раз.
2. В виде игры, сказать детям, как весело любит прыгать и бегать персонаж в руках воспитателя (вниз-вверх, по кругу, вправо-влево). При этом, детки должны внимательно следить за всеми перемещениями игрушки.
3. Попросить малышей сильно зажмурить глаза на 4-5 сек. В это время, запрятать игрушку в доступное для взора место. Затем предложить отыскать предмет, не вставая с места. Повторить игру в прятки 4-5 раз.

Тренинг №5. Рисуем носом

Для подобной зарядки нужно приготовить несколько геометрических фигур или контурных рисунков. Попросите детишек запомнить, показанную им карточку, и с закрытыми глазами, попробовать нарисовать ее в воздухе.

Тренинг №6. Лабиринт
На плакате или доске рисуются всевозможные разноцветные спирали, линии и полосы. При помощи указки, воспитатель показывает по какой из линий, и в каком направлении следует следить.

Тренинг №7. Цветовой спектр

1. Прикрыть глаза и не спеша, сперва отвести их вправо, потом прямо, после вверх, и затем переключить взгляд вниз. Проделать движения еще 3-4 раза, голова ребенка в это время остается неподвижной.
2. Со счетом 6 переводить глаза из угла в угол по диагонали на протяжении 30 сек.
3. Вытянуть указательный палец на расстояние 30 см., и медленно, не сводя с него взгляд, коснуться кончика носа. После быстро посмотреть далеко вперед, и повторить занятие 4-5 раз.

Регулярность выполнения комплексов упражнений для глаз в дошкольном учреждении, их разнообразие и игровая форма проведения обеспечивают позитивные результаты работы педагогов.

Зрительная гимнастика в стихах в средней группе.

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много-много,

Чтоб усилить в тысячу раз!

* * *

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

* * *

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

«Автобус»

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим.

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко,

Вверху птички – высоко.

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят.

Колёса закружились

Вперёд мы покатились.

«Сова»

В лесу темно.

Все спят давно.

Только Совушка -сова,

большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

осмотрела все кругом –

за добычею бегом!

«Часы»

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

* * *

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

«Хомка»

Хомка — хомка хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт

Глазки свои хомка трет.

Поморгает – раз, два, три

Вдох и выдох. Посмотри

Далеко ручей бежит,

На носу комар пищит.

Смотрит хомка выше, ниже,

Вправо, влево, дальше, ближе…

Осмотрел он все кругом

Праг! и в норочку бегом!

«Жук»

Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки — это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.

К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж.»

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж.»

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно—

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

«Ж-ж-ж.»

«Дождик»

Капля первая упала — кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)

И вторая пробежала — кап!

Мы на небо посмотрели, (то же самое)

Капельки кап — кап запели,

Намочились лица.

Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)

Туфли — посмотрите — (показывают вниз и смотрят)

Мокрыми стали.

Плечами дружно поведем (движения плечами)

И все капельки стряхнем.

От дождя убежим.

Под кусточком посидим. (приседают)

«Самолет»

Пролетает самолет, (смотрят вверх и водят пальцем за воображаемым самолетом)

С ним собрался я в полет,

Правое крыло отвел, (отводят руки по переменно и

Посмотрел. прослеживают взглядом)

Левое крыло отвел,

Поглядел.

«Отдыхалочка»

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Ночь»

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

(повторить 3 — 4 раза)

«Прогулка в лесу»

Мы отправились гулять. Шагают на месте

Грибы — ягоды искать

Как прекрасен этот лес.

Полон разных он чудес.

Светит солнце в вышине, смотрят вверх

Вот грибок растет на пне, смотрят вниз

Дрозд на дереве сидит, смотрят вверх

Ежик под кустом шуршит. смотрят вниз

Слева ель растет — старушка, смотрят вправо

Справа сосенки — подружки. смотрят влево

Где вы, ягоды, ау! повторяют движения глаз

Все равно я вас найду! влево — вправо, вверх — вниз.

«Тишина»

Мы устали все чуть — чуть.

Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши

Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем,

И они пусть отдыхают.

В тишине представить море,

Свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна,

А в округе тишина.

Наши глазки так устали,

Мы писали, рисовали,

Встанем дружно по порядку,

Сделаем для глаз зарядку.

Ночь. Темно на улице.

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно

Поморгать глазами дружно.

Вправо — влево посмотрите,

Вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо.

Повторяем все еще.

«Цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки (смотрим вверх) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (моргать быстро) Наши алые цветы закрывают лепестки, (закрывать глаза) Тихо засыпают, головой качают (смотреть по сторонам).

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали (поморгать глазами)

Глазки у ребят устали.

Посмотрите все в окно (посмотреть влево – вправо)

Ах, как солнце высоко (посмотреть вверх)

Мы глаза сейчас закроем (закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим (посмотреть по дуге вверх)

Вверх по радуге пойдем (вправо и вверх – влево)

Вправо, влево повернём (поворачиваем вправо, влево)

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись. (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

«Весёлая неделька»

— Всю неделю по — порядку,

Глазки делают зарядку.

— В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

— В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

— По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

— В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

— Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

— В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

— Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

В правую руку свой мячик возьми, (взор следует за мячом)

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись. (В какой руке у нас сейчас мяч)

Правого плечика мячик коснётся.

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне.

Зрительная гимнастика в старшей и подготовительной группе.

Ослик.

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растет крапива,

Слева — свекла,

справа — брюква,

Слева — тыква, справа — клюква,

Снизу — свежая трава,

Сверху — сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва,

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

И.Лопухина

Дети вытягивают вперед

указательный палец правой руки,

свободно перемещают его и следят глазами.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Движения глазами влево-вправо.

Посмотреть вниз. Посмотреть вверх.

Круговые движения глазами.

Закрыть глаза.

Наша грядка.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем овощи искать.

Что растет на нашей грядке ?

Огурцы, горошек сладкий,

Там редиска, там салат.

Наша грядка просто клад.

В.Волина

Круговые движения глазами.

Посмотреть вниз.

Влево — вправо.

Поморгать глазами.

Фруктовая загадка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем фрукты мы считать.

Перед нами лежит груша,

Сочная, но нельзя скушать.

Слева, на столе — лимон –

Фруктовый господин-барон,

Справа — яблоко в корзине.

Его купили в магазине

Ну а снизу — апельсин,

На полу лежит один.

Сколько фруктов, посчитали?

Четыре фрукта — угадали!

Дети смотрят перед собой.

Дети смотрят влево.

Дети смотрят вправо.

Дети смотрят вниз.

Морковка.

На морковку смотрит Зая,

Смотрит долго, не моргая,

Если он глаза сомкнёт,

Вдруг морковка пропадет?

Он с морковки глаз не сводит –

Влево, вправо глазки водит.

Наконец не утерпел,

Как моргнул – морковку съел!

Дети выполняют движения

глазами по тексту.

Опята.

Посмотри-ка вокруг: сколько опят!

Шляпки грибов, как монетки горят,

От шляпок рябит в глазах у ребят.

Движения глазами влево-вправо.

Дети смотрят вдаль.

Часто поморгать глазками.

По ягоды.

Справа зреет земляника,

Слева — сладкая черника,

Справа — красная брусника,

Слева спеет ежевика.

Ягоды все соберем,

Отдохнем и потом домой пойдем.

Движения глазами влево-вправо.

Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд,

повторить 6-8 раз.

Рябина.

Гроздья рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят.

Плотно закрывать и широко открывать глаза

5-6 раз подряд с интервалом 30 секунд .

В течение 3 секунд смотреть на яркий свет,

потом закрыть глаза рукой и дать им

отдохнуть, повторить 3 раза.

Лесные ягоды.

Собираем землянику,

Ищем вкусную чернику,

Голубику, костянику,

Кисловатую бруснику.

По заданному педагогом направлению

дети перемещают взгляд.

Мишка.

Вот стоит большая елка.

Вот такой высоты.

У нее большие ветки

Вот — такой ширины.

Есть на елке даже шишки ,

А внизу — берлога мишки .

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Движения глазами снизу вверх.

Движения глазами слева-направо.

Посмотреть вверх.

Движения глазами вниз.

Прикрыть глаза.

Васька.

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

Только мыши заскребут,

Чуткий Васька тут как тут,

Когти расправляются,

глазки закрываются.

Васька мышек сторожит,

притворился, будто спит.

Движения глазами влево — вправо.

Указательные пальцы обеих рук

поднести к внешним уголкам глаз

и потянуть их, чтобы глаза сузились

в щелочку, одновременно часто моргая.

Опустить руки, расслабиться на 2- 3 секунды.

Однажды в лесу.

Как-то осенью в лесу

висела шишка у всех на виду.

Шишка на всех глядела

и тихонечко висела.

Лось сказал, что низко,

А зайчонок — высоко,

Белочка, сказала — близко,

А ежонок — далеко.

Смотреть на указательный палец

вытянутой руки.

Движения глазами вниз.

Движения глазами вверх.

Движения глазами на кончик носа.

Движения глазами вдаль.

3 медведя.

3 медведя шли домой.

Папа был большой — большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок- малютка просто.

С погремушками ходил.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь!

Движения глазами вверх.

Движения глазами вперед.

Смотрят вниз.

Смотреть пристально, но не моргая

(без напряжения) 10 сек.

Сомкнуть веки, а затем моргнуть

несколько раз (15 раз).

Повторить 5-6 раз.

Медвежонок.

Медвежонок потянулся

Раз- направо посмотрел,

2 — налево посмотрел.

Лапы в стороны развел,

Меда видно не нашёл.

Движения глазами вверх.

Вправо.

Влево.

Смотрят вдаль и разводит руками.

Закрыть глазки.

Бутончики.

Каждый бутончик

Склониться бы рад

Влево и вправо,

Вперед и назад.

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном

Букете.

Движения глазами

влево-вправо.

Посмотреть вдаль и на кончик носа.

Сомкнуть веки.

Душистые цветы.

На горе мы видим дом,

Много зелени кругом,

Вот деревья, вот кусты,

Вот — душистые цветы.

Поднять глаза вверх.

Круговые движения глазами.

Посмотреть влево — вправо.

Посмотреть вперед.

Осенний лес.

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес!

Слева — сосны, справа — дуб,

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой-открой

И скорей бегом домой!

Круговые движения глазами .

Движения глазами влево — вправо.

Движения глазами вверх — вниз.

Движения глазами по тексту.

Осень.

Осень! Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

А.Толстой

Дети выполняют движения глазами

вверх-вниз.

Круговые движения глазами влево и вправо.

Посмотреть вдаль. Закрыть глазки.

Листопад.

Листопад, листопад, листья желтые летят,

Желтый клен, желтый бук,

Желтый в небе солнца круг

Желтый двор, желтый дом

Вся земля желта кругом.

Ю.Вакуленко

Движения глазами вверх-вниз.

Движения глазами влево – вправо.

Движения глазами вверх, по кругу .

Движения глазами вниз, вдаль .

Движения глазами по кругу.

Осенний листок.

На листочек я смотрю,

Влево глазки я веду,

Вправо глазки я веду,

Вверх смотрю и вниз смотрю.

Сильно глазки закрываю

И тихонько открываю,

Вдаль я на листок смотрю:

— Здравствуй, осень, – говорю.

Дети выполняют движения

глазами по тексту.

Снег-снежок.

Снег-снежок, снег-снежок

По дорожке стелется.

Снег-снежок, снег-снежок,

Белая метелица.

Снег-снежок, снег-снежок,

Замело дорожки.

Снег-снежок, снег-снежок,

Тает на ладошке.

Частое моргание глазами.

Движения глазами влево — вправо.

Частое моргание глазами.

Круговые движения глазами.

Частое моргание глазами.

Посмотреть вдаль.

Частое моргание глазами.

Посмотреть на ладошку.

Снежинка.

Снежинка — пушинка кружится, летает.

Снежинка — пушинка не тает, не тает.

Вот вниз опустилась почти до земли,

Вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!

Вот слева кружится и справа кружится,

То в небо летит, то на землю ложится.

Подставь-ка ладошку, смотри, не зевай,

Подуй на нее и скажи: «Улетай!»

Дети выполняют движения

глазами по тексту.

Зимний лес.

Мы пришли в зимний лес.

Сколько здесь полно чудес!

Справа — березки в шубах стоят

Слева — елки на нас глядят

Снежинки в небе кружатся,

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет!

Вот мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит,

Пролетают снегири, как красивы они

В лесу красота и покой, а нам пора идти домой.

Дети выполняют движения

глазами по тексту.

Широко — узко открывать

глаза 5 – 6 раз.

Мысленно крутим снежный ком

в обе стороны 10 сек.

Весна, весна!

Пришла весна!

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордо головой

Расцвел подснежник голубой.

В. Ковалько

Потереть ладошки друг о друга

И прикрыть ими сомкнутые глазки.

Широко открыть глаза.

Поморгать глазками.

Петушок.

Перед нами петушок.

Он с земли зерно клюет.

Слева — курица идет,

Справа — уточка плывет.

Сверху солнце ярко светит,

Согревает всех на свете.

Посмотреть вдаль.

Посмотреть вниз.

Посмотреть влево.

Посмотреть вправо.

Посмотреть вверх.

Быстро поморгать глазами.

Жаворонок.

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в вышине.

Спрятал песенку в траве,

Тот, кто песенку найдет,

Будет счастлив круглый год

Движения глазами вверх.

Движения глазами вниз.

Частое моргание глазами.

В городе.

По городу автобусы и трамваи идут,

Их по маршрутам водители ведут

Поедут направо, налево, кругом

Свободны машины и ночью, и днем.

Круговые движения глазами.

Движения глазами влево, вправо.

Похлопать глазками.

Машины.

По городу мчатся с утра и до ночи

Машины всех марок, красивые очень,

Поедут направо, налево, кругом,

Свободны машины и ночью и днём.

Н.Нищева

Движения глазами по кругу,

движения глазами направо, налево,

кругом.

Дети закрывают глаза – открывают.

На луну.

Старших всех мы уважаем,

Младших мы не обижаем,

Мы гуляем и читаем.

На луну слетать мечтаем.

А. Гриднева

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Движения глазами направо — налево.

Посмотреть вверх.

Тема: «Транспорт».

Самолет.

Пролетает самолет.

С ним собрался я в полет

Правое крыло отвел — посмотрел,

Левое крыло отвел — поглядел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу.

Движения глазами вверх.

Движения глазами вправо.

Движения глазами влево.

Круговые движения глазами.

Движения глазами вверх.

Насекомые.

Посмотри-ка на ребят,

Теперь на небо — там птички летят,

Внизу, по травке, жук ползет,

А слева — деревце растет,

Направо — алые цветы,

Закрыв глаза, понюхай ты.

Над ними бабочка кружит,

С ней рядом шмель большой жужжит.

Бросить взгляд вперед.

Движения глазами вверх.

Движения глазами вниз, влево, вправо.

Закрыть глаза, потом открыть.

Влево.

Вправо.

Две бабочки.

Две бабочки летели

Друг на друга посмотрели,

И к цветочку вместе полетели.

Быстро моргать глазками.

Посмотреть на кончик носа.

Движения глазами влево-вправо.

Бабочки.

Крылья пёстрые мелькают.

В поле бабочки летают.

Раз — два — три – четыре,

Полетели, закружились.

Широко открывать и закрывать глаза.

Дети смотрят вдаль.

Выполнять круговые движения глазами.

Часто моргать глазками,

затем закрыть глаза.

Бабочка.

Видишь, бабочка летает.

Мы за ней понаблюдаем.

Влево бабочка летит,

Влево нам смотреть велит.

Вправо полетела,

Вправо посмотрели.

Вот она взлетела выше,

Опустилась вдруг пониже.

Если мы закроем глазки,

Ее увидим, словно в сказке.

Яркая, воздушная,

Ветерку послушная

С нами долго не сидела,

Упорхнула, улетела.

Дети рассматривают яркую бабочку,

отводим руку с бабочкой влево,

дети следят за ней только глазами,

ан алогично в правую сторону.

Посмотреть вверх,

посмотреть вниз.

дети закрывают глаза,

дети открывают глаза и наблюдают

за полетом.

Жук.

В группу к нам жук влетел,

Зажужжал и запел: ж-ж-ж,

Вот он вправо полетел, каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел, каждый влево посмотрел.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился — Ж-ж—ж-ж-ж-ж

Жук, вот правая ладошке, посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка, посиди и здесь немножко.

Жук наверх полетел, и на потолок сел.

На носочки мы привстали, но жука мы не достали.

Хлопнем дружно — хлоп — хлоп — хлоп,

Чтоб в окошко улететь он смог.

Дети выполняют движения

глазами по тексту.

Юла.

Как юла я весела,

Я забыла про дела.

Стала я кружиться,

Не могу остановиться

С. Лёвина, С. Тукачева

Круговые движения глазами.

Солнышко встает.

Вот как солнышко встаёт,

Выше, выше, выше.

К ночи солнышко зайдёт

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеётся.

А под солнышком нам

Хорошо живётся.

Движения глазами вверх.

Движения глазами вниз.

Дети часто моргают глазами.

Дети широко открывают,

а потом закрывают глаза.

Мечта.

Давайте с вами помечтаем.

Глаза закроем и представим:

Как по лесу мы гуляем,

Грибы и шишки собираем.

Слева — ягоды цветут,

А справа здесь грибы растут.

Снизу — шишки, да трава,

А сверху — неба синева

Открывайте, дети, глазки,

Вот и вышли мы из сказки.

Дети закрывают глаза.

Круговые движения глазами.

Движения глазами влево.

Движения глазами вправо.

Движения глазами вниз.

Движения глазами вверх.

Открыть глаза.

Липы.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят,

Вниз верхушки пригибают,

И качают их, качают…

Колебательные движения глазами

справа — налево, затем слева — направо.

Дети совершают движения глазами

вверх — вниз, вниз – вверх.

Клен.

Ветер тихо клен качает,

Влево-вправо наклоняет,

Ветер дует — задувает,

Листья с дерева срывает.

Движения глазами влево-вправо. Движения глазами верх-вниз .

Быстро поморгать глазами.

Любопытная Варвара.

Смотрит влево,

Смотрит вправо.

Смотрит вверх,

Смотрит вниз.

Чуть присела на карниз,

А с него свалилась вниз!

Дети выполняют движения глазами

по тексту.

Посмотреть на кончик носа.

Посмотреть вниз.

Будь здоров!

Чтобы глазки зорче были,

И в очках чтоб не ходить,

Эти нужные движенья предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ножки.

Влево, вправо побыстрей.

Удивился – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов.

Открывай глаза.

И снова на занятье. Будь здоров!

Дети выполняют движения

глазами по тексту.

Ладошка.

Видишь ты свою ладошку?

Отодвинь её немножко,

За ладошку загляни –

Что вдали увидишь ты?

Близко к глазам поднести ладонь,

постепенно удалять ладонь от глаз.

Всмотреться вдаль.

Портняжки.

Гимнастика по таблице В. Ф. Базарного.

Рано утром на зарядку

Все портные побежали.

Дружно приседают, устали не знают.

Ноги выставляют,

Все в кружочек сели, влево посмотрели,

Вправо посмотрели, нитку в иголку вдели,

Сшить рубашку захотели.

Дети выполняют движения

глазами по тексту.

«Человек» (музыка и слова М. Пеньковской)

Утром солнышко встаёт, Потягивание с разведением рук в стороны вверх.
Спать ребятам не даёт.
Глазки просыпаются, Частое моргание глазами.
Солнцу улыбаются. Повороты головы в стороны с улыбкой.

Мы потерли их немножко, Закрыть глаза и легко потереть веки боковыми гранями больших пальцев
Сразу глянули в окошко – сжав остальные в кулак, движения от носа к вискам и обратно.
Лучик тёплый увидали,
На ладонь свою поймали. Направить взгляд в даль (посмотреть в окно).

Он с ладошки – прыг да скок, Протянуть руки вперед, стараясь “достать до лучика”,
На головку, на носок.
Я его поймать хочу, поднести ладони к лицу – взглядом следить за движением ладоней.
Головою я кручу.

Спрячусь и зажмурюсь, Закрыть глаза ладонями, зажмуриться
Улыбнусь, нахмурюсь. Улыбнуться, нахмуриться.

Ножками потопаю,
Ручками похлопаю.

Приходи скорей, дружок, Выполнить “шагающие” движения указательным
Нарисуем мы кружок. и средним пальцами правой руки по открытой ладони левой руки. Хватательные движения руками перед собой на уровне глаз дальше и ближе; повороты головы в стороны: голова вправо – движения правой рукой с фиксацией взора; то же – влево.

Ты на пальчик мой садись
И со мною порезвись. Потопать ногами.
Ты весёлый, озорной,
А теперь беги домой! Похлопать в ладоши.

Регулярная зрительная гимнастика способна улучшить кровообращение, способствовать быстрой аккомодации глаза, и в течение нескольких минут снизить усталость с глазодвигательной мышцы.

Проводя ежедневные упражнения по улучшению зрения, можно избежать многих офтальмологических проблем в школьном возрасте, когда нагрузка на глаза будет значительно выше.

Гимнастика для глаз при дистанционном обучении

Мадонова Елена Николаевна
Гимнастика для глаз при дистанционном обучении

С введением дистанционного обучения, нашим детям приходится достаточно длительное время проводить за компьютером, телефоном, планшетом. Очень много информации ребёнок получает зрительно. Нагрузка на зрительный аппарат возросла в несколько раз. Как известно, длительное пребывание ребенка за техническими средствами обучения, грозит ребенку снижением зрения. В таких условиях необходимо заботиться о состоянии здоровья глаз наших детишек. При работе с техническими средствами желательно чаще делать гимнастику для глаз. Предлагаю вашему вниманию подборку простых, но эффективных упражнений.

«Часики»

(Цель: снятие зрительного утомления.)

Часики стучат: Тик-так! Тик-так!

Остановиться не хотят.

(Дети делают медленные движения глазами вправо, а затем влево, не поворачивая головы).

«ПТИЧКА»

(Цель: профилактика нарушений зрения)

Птичка села на ладошку,

Полюбуемся немножко

Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.

Птичка справа,

Движения глазами вправо, не поворачивая головы.

Птичка слева.

Движения глазами влево, не поворачивая головы.

Снова на ладошку села.

Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.

Крылышки расправила,

Всех летать заставила.

Широко открывать – закрывать глаза.

«Сова»

(Цель: профилактика нарушений зрения)

Совушка-сова, большая голова.

Движения глазами вправо – влево, не поворачивая головы.

Маленькие ножки, а глаза как плошки.

Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.

Днём спит,

Закрывать глаза.

Ночью глядит:

Открывать глаза.

Луп – луп – луп, луп – луп – луп…

Широко открывать глаза.

«Стрекоза»

(Цель: укрепление глазных мышц)

Эй, стрекоза! Ты где была?

Дети смотрят на кончик пальчика.

Ж-ж, летала тут и там.

Дети медленно переводят взгляд влево, затем вправо за стрекозой, не поворачивая головы.

«Яблоко»

(Цель: профилактика нарушений зрения)

Нарисуем яблоко круглое и красное.

И большое-пребольшое, очень вкусное такое.

(Нарисовать глазами «яблоко» сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки).

«Наши глазки»

(Цель: снятие зрительного напряжения)

Движения глазами выполнять медленно, не поворачивая головы.

Глазки влево, глазки вправо,

Вверх и вниз, и всё сначала.

Быстро, быстро поморгай –

Отдых глазкам своим дай!

«Пальчик»

(Цель: нормализация тонуса глазных мышц)

Пальчик к носу поднесём,

Медленно поднести указательный палец к носу, не сводя с него глаз.

А потом мы отведём.

Отвести палец подальше на вытянутую руку, следя взглядом.

Поморгаем, помолчим и опять всё повторим.

Поморгать глазами и повторить всё сначала.

Так же предлагается видео гимнастика для глаз

Как вернуть зрение в домашних условиях

Вернуть зрение в домашних условиях или используя только лекарственные препараты, невозможно — заявляют врачи. В любом случае, необходимо предпринимать меры, чтобы предотвратить или остановить патологический процесс. В течение жизни у многих людей начинает ухудшаться работа зрительного аппарата. Иногда потеря остроты зрения начинается в молодом возрасте из-за наследственной предрасположенности или других факторов.

Как вернуть зрение разными способами

Врачи выделяют следующие способы возвращения зрения:

  • использование специальных упражнений
  • восполнение питательных веществ и витаминов, которые улучшают работу глаз;
  • коррекция зрения при помощи хирургического вмешательства (лазерные операции).

В первую очередь применяются консервативные методики, которые позволяют восстановить небольшую степень нарушений зрения. Если ухудшение остроты зрения связано с каким-либо заболеванием, то необходимо начать с его лечения. При тяжелой степени снижения зрения существенно помочь может только операция.

Среди консервативных способов самым популярным является методика восстановления Бейтса. Разработал ее американский офтальмолог Уильям Бейтс, который длительное время изучал тему немедикаментозного восстановления зрения.

Он утверждал, что заболевание начинается из-за психического напряжения, которое в свою очередь приводит к чрезмерному напряжению глаз. Вся суть методики заключается в том, чтобы расслабить глаза и вернуть им былые функции в полном объеме. Методика показала себя эффективной и завоевала популярность у людей всех возрастов.

Возвращаем зрение в домашних условиях

Чтобы быстро вернуть зрение можно воспользоваться восстановлением по Бейтсу и использовать следующие упражнения:

  1. Гимнастика. Перед выполнением тяжелых упражнений каждый человек должен размять свои глаза. Для этого нужно посмотреть вверх, вниз, влево и вправо. Также можно проделать круговые вращения и рисовать глазами геометрические фигуры. С гимнастики начинается любой комплекс для восстановления глазных функций.
  2. Повороты. Данное упражнение выполняется с закрытыми глазами. Так же, как и при разминке потребуется вращать глазами, но сделать не меньше 80 повторений. Повороты выполняются по и против часовой стрелки.
  3. Пальминг. Ключевое упражнение доктора Бейтса. Смысл заключается в том, что нужно закрыть глаза и попытаться полностью расслабить их. Для этого глазные яблоки накрывают руками и полностью расслабляются. Важно, чтобы не было никаких световых бликов в момент, когда закрыты глаза.

Чтобы достичь эффекта, необходимо выполнять перечисленные упражнения регулярно. У гимнастики для глаз практически нет никаких противопоказаний. Перед проведением упражнений нужно посетить врача, так как иногда причина ухудшения зрения — заболевание.

Восстанавливаем остроту зрения подростку

Как вернуть зрение в домашних условиях подростку? Подростки сталкиваются с большой нагрузкой на глаза, поэтому острота зрения ухудшается. У каждого человека уровень этого ухудшения индивидуален. Встречаются люди, которые не испытывают проблем. На показатель остроты зрения влияет наследственность и образ жизни.

Подросток, который столкнулся с изменениями должен незамедлительно начать исправлять ситуацию. Первое действие — обращение к офтальмологу.

У подростков часто имеется недостаток витаминов. Врач назначает комплекс самых важных витаминов. Могут применяться биологически активные добавки.

Чтобы вернуть зрение подростку, необходимо подобрать специальный комплекс. Часто причина ухудшения зрения в незрелом возрасте — излишнее перенапряжение.

Подойдет методика Бейтса вместе с использованием натуральных и аптечных средств. Гимнастика проводится только при отсутствии сопутствующих заболеваний.

Ее эффективность сильно варьируется, она зависит от следующих факторов:

  • возраст;
  • генетика;
  • регулярность выполнения.

Если желаемый результат не будет достигнут, то потребуется хирургическая корректировка.

Домашние методы сопровождаются приемом дополнительных средств:

  • отвар из листьев малины;
  • аптечный БАД черника с цинком или использование натуральных плодов;
  • витамин С.

Правильное питание — залог успеха в коррекции зрения. Домашние методы позволяют использовать многие средства. Чтобы восстановить остроту глаз, подросток должен использовать специальные методики и исключить возможные причины ухудшения этого показателя.

Потребуется уменьшить количество проведения времени за компьютером. При деятельности, которая требует фокусировки, — обеспечить яркий источник света.

При занятиях спортом избегать перенапряжения, это касается молодых людей, занимающихся в тренажерном зале. При появлении положительной динамики нет необходимости останавливать занятия. Офтальмологи рекомендуют придерживаться профилактических действий всю жизнь.

https://medglaza.ru/profilaktika/uhod/vernut-zrenie.html

Возвращение зрения ребенку

Нередко с ухудшением остроты глаз сталкивается ребенок. До 10 лет проблемы с этим испытывает небольшой процент людей. При ухудшении зрительного восприятия, один из родителей и ребенок посещают детского офтальмолога.

Делают это для исключения патологических и опасных состояний. Методика восстановления точно такая же, как и у людей других возрастов, но есть некоторые особенности, например, ребенка сложнее заставить выполнять упражнения.

Ухудшение зрение у ребенка тяжело контролировать. Дети редко говорят о проблемах. Для контроля посещают поликлиники, имеющие средства для точной диагностики. В современных центрах используются компьютерные диагностические приборы, позволяющие оценивать состояние глазного яблока.

Выполнение упражнений можно преподносить в виде игры:

  1. Игра в жмурки. Попросите ребенка закрыть глаза с приподнятой головой на 6 секунд. Действие повторяют 5-6 раз.
  2. Массируйте веки. Массаж закрытых век улучшает кровообращение и способствует расслаблению.
  3. Следить за предметом. Возьмите игрушку и попросите следить за ней. Ребенок должен делать движения глазами по кругу, вверх-вниз, по диагонали.

Если вовремя начать выполнять гимнастику, то удастся восстановить остроту зрения.

Видео

Что делать при близорукости

Как вернуть зрение при близорукости? Близорукость или миопия — патологическое состояние глазного органа, при котором человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, но плохо видит объекты, расположенные вдалеке.

Близорукость характерна для молодых людей, тяжелые изменения требуют ношения очков или линз. При миопии используют физическую гимнастику и снижают интенсивность занятий, которые напрягают глаза.

Для восстановления используют следующие упражнения:

  • частые моргания;
  • переменная фокусировка на объекте вблизи и вдали;
  • самомассаж.

Миопия неохотно поддается консервативному лечению. Применение гимнастики целесообразно только при легкой и средней степени нарушений. Часто при помощи гимнастики удается только приостановить развитие недуга. Человек, страдающий от близорукости тяжелой степени, должен носить очки или линзы. Высокоэффективный способ лечения — лазерная коррекция.


Результат от консервативной терапии становится заметным спустя несколько месяцев. Положительным результатом считается замедление или остановка развития патологии.

При близорукости специальную гимнастику потребуется выполнять ежедневно. Она займет всего 5 минут в день, оказав при этом огромную пользу.

Возвращение остроты при дальнозоркости

Дальнозоркость или гиперметропия — состояние, при котором человек не видит близкорасположенные предметы. Возникает гиперметропия в преклонном возрасте. Если проблемы с фокусировкой на предметы, расположенные вблизи, возникли в молодом возрасте, то нужно пройти полное обследование у офтальмолога.

Дальнозоркость эффективно лечится только в стационарных условиях. Выделяют несколько видов этого состояния, в зависимости от диагноза побирается лечение.

Самостоятельно человек способен проводить профилактическую гимнастику. Она поможет замедлить процесс снижения зрения. Для мгновенной коррекции используют очки.

Для лечения можно использовать следующие упражнения:

  • рисование геометрических фигур глазами;
  • фокусировка на предметах;
  • перемещение взгляда сверху-вниз и слева-направо по прямой.

Улучшить результат комплекса можно используя витамины и добавки. Применяются аптечные и натуральные средства. Отличная процедура — теплые примочки с чаем или травяными настоями.

Только комплексное воздействие принесет заметный результат. Желательно, чтобы консервативное лечение контролировал врач. Он сможет дать рекомендации и выявить положительную динамику.

По статистике людям в возрасте полностью избавиться от патологии удается только при помощи специальной операции.

Как можно быстро вернуть 100 процентную зрячесть

100 процентное зрение возвращается только при помощи операций. Клиники предлагают разные способы лечения. Оперативное вмешательство помогает с первичной и вторичной утратой зрения.

Первичное ухудшение связано с индивидуальными особенностями или возрастными изменениями. Вторичное появляется после возникновения какой-либо болезни глазных яблок.

Также ухудшения могут быть связаны с использованием лекарств для лечения глазных заболеваний, но такое состояние не требует специального лечения. В зависимости от конкретного случая, подход в лечении отличается.

Популярная операция для исправления первичного изменения — лазерная коррекция. Она подходит для лечения близорукости, дальнозоркости и астигматизма.

Коррекцию используют для изменения формы роговицы. Если операция проходит удачно, человек вновь получает возможность наслаждаться миром с массой деталей.

У вмешательства имеются противопоказаний, среди них выделяют:

  • катаракту;
  • глаукому;
  • острое воспаление в организме;
  • хроническое инфекционное поражение глаз.

Результат операции не всегда оправдывает ожидания человека. Заветную единицу не может обещать ни один врач-офтальмолог.

После успешного вмешательства требуется выполнять все рекомендации офтальмолога. Только так удастся сохранить полученный результат.

В течение реабилитации, которая длится около 2 месяцев, запрещается:

  • заниматься тяжелой физической нагрузкой;
  • сильно напрягать глаза (ограничивают пользование компьютером, на время исключают чтение книг и т.д.);
  • использовать алкоголь;
  • тереть глаза грязными руками.

Со всеми правилами, человека ознакомляет врач, который проводил операцию.

Хорошее решение для восстановления функции глаз

Хорошее состояние глазного яблока восстановить крайне сложно. За долгое время не удалось придумать альтернативу хирургическому вмешательству. Люди вынуждены использовать очки для коррекции своей болезни.

Маленькому проценту людей удалось восстановить остроту зрения при помощи ежедневной гимнастики по Бейтсу или других подобных комплексов. Наиболее эффективным упражнением для глаз является пальминг. Выполнять упражнение нужно регулярно по 15-30 секунд до 5-10 раз в день.

Лучшей пищевой добавкой считается черника. Можно употреблять ее в натуральном виде или приобрести таблетированный аптечный вариант. Регулярное использование улучшает микроциркуляцию в глазном яблоке. Также увеличивается чувствительность сетчатки к разным уровням светового излучения и повышается естественная защита глаз.

Исходя из этого можно выделить список самых эффективных действий для восстановления функций глаз:

  • регулярное выполнение упражнения пальминг;
  • употребление черники и свежих фруктов;
  • ограничение деятельности, которая перенапрягает глазное яблоко.

Чтобы подобрать правильный и эффективный комплекс, пациент проходит диагностику перед тем, как приступить к консервативному лечению.

Народные методы возвращения зрения

Использование средств народной медицины способствует улучшению состояния всего организма, и конкретно органов зрения, применяются:

  • настои;
  • компрессы;
  • примочки;
  • ароматерапия для успокоения.

Могут применяться следующие настои:

  1. Настойка лимонника из аптеки: 30 капель разводят в стакане воды, употребляют 1 раз в день.
  2. Календула: берутся 2 ложки сушенной календулы и добавляются в 200 мл кипятка, готовый отвар применяют каждый день в течение 2-3 недель.

Для человека будут полезны витаминные продукты, овощи и фрукты, а именно: морковь, черника, помидоры, мед, свекла.

Использование чайных примочек расслабляет глаза, для этого ватные диски смачиваются в теплом настое и накладываются на веки на 15 минут.

Хорошим средством являются капли из меда. Потребуется приобрести дистиллированную воду, но подойдет и вода, прошедшая термическую обработку. Потребуется жидкий мед, который смешивается с водой в пропорциях 1 к 10. Готовый раствор закапывают 1-2 раза в день в течение 2 недель.

Восстановить зрение при помощи консервативных методов возможно, если правильно совместить их друг с другом и проявить терпение.

Нагрузка на глаза у детей ощущается уже в раннем возрасте. Малыши много времени проводят за компьютером и телевизором, просматривая мультфильмы и играя в игры. И при этом их зрение не имеет достаточного отдыха. Для снижения риска возникновения проблем со здоровьем в дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводятся простые и увлекательные упражнения для глаз.

Цели проведения гимнастики для глаз в дошкольном учреждении

Упражнения — эффективное средство профилактики глазных болезней и корректирование недугов. Гимнастика для глаз для детей, как и самомассаж, динамические паузы дыхательные упражнения — это современные здоровьесберегающие технологии. А ведь самые первые элементы подобных гимнастик, направленных на сохранение остроты зрения, придумали еще индийские йоги.

Самое легкое и доступное для малышей упражнение — закрывание глаз руками

В ДОУ зрительная гимнастика выполняется в следующих целях:

  • Общего оздоровления зрительного аппарата, предупреждения нарушений зрения: укрепления глазных мышц, снятия общего напряжения, утомления, улучшения кровообращения.
  • Лечения уже приобретенных патологий: близорукости, дальнозоркости, астигматизма.
  • Формирования у воспитанников в детском саду понятия о заботе о своём здоровье, в т. ч. о зрении.
  • Формирования у детей навыков ориентации в пространстве (закрепление таких понятий, как «право-лево», «верх-низ», «поворот».

Важно! Зрительная гимнастика для детей влияет на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, помогает закрепить знакомые представления об окружающей действительности.

Упражнения, связанные с фиксацией взгляда на двигающемся предмете, развивают навык зрительно-пространственного ориентирования

Виды зрительной гимнастики в ДОУ

В детских учреждениях применяют несколько комплексов упражнений для глаз:

  • Без наглядности (ребята выполняют действия по словесному указанию педагога) и участием атрибутов (воспитанники зрительно отслеживают перемещения игрушки или предмета).
  • Профилактические, корригирующие (замедляет развитие астигматизма, близорукости, дальнозоркости и т. д.).
  • Пассивные (гимнастика затрагивает только глазодвигательный эффект) и активные (сочетаются с общеукрепляющими упражнениями для рук, ног, спины).

Обратите внимание! Среди профилактических комплексов самой эффективной считается зарядка для глаз по Аветисову для детей. Всего автор создал 3 комплекса, каждый из которых способствует улучшению определенных зрительных процессов.

Комплекс № 2 направлен на укрепление глазных мышц:

  1. Дети, не двигая головой, 15 раз глазами чертят линию до пола.
  2. Воспитанники сначала чертят глазами траекторию «в сторону — вверх», а затем «в сторону — вниз». Повторить 20 раз.
  3. Посмотреть по направлению «налево-вверх», «вправо-вниз». Выполнить 15 раз.
  4. Круговые движения глазами: сначала по часовой стрелке, затем — против. Делать 12 раз.

Нормализует циркуляцию крови комплекс № 1, а № 3 ­— аккомодацию.

Дети активные упражнения выполняют с большим интересом

Методика проведения зрительной гимнастики

Зарядка для глаз применима для детей уже в младшем дошкольном возрасте. Выполняют их с детьми не 1, а 2-3 раза в день. В младших и средних группах для этого отводится 3 мин., а в старшей — продолжительность занятий уже может занимать 4-5 мин.

При выполнении упражнений нужно следовать правилам:

  • Воспитанники должны находиться в расслабленном состоянии.
  • Положение головы фиксированное (если гимнастика не выполняется в сочетании с упражнениями, предполагающими движения шеи).
  • Перед началом гимнастики следует снять очки (если дети их носят).
  • Дыхание во время занятий глубокое и равномерное.

Для возбуждения к гимнастике интереса воспитанников ее проводят в игровой форме. Например, при зажмуривании можно предложить изобразить сову или кота. Кроме того, детям нравится выполнять действия под веселые рифмы и музыку.

Внимание! Конкретного определенного времени для проведения зарядки нет. Она органично сочетается с прогулкой и любым запланированным занятием (продуктивной деятельностью, развитием речи). Например, при изучении насекомых, в младшей и средней группах можно «проследить полет стрекозы».

Если урок предполагает нагрузку на зрение, то гимнастику рациональней провести в середине занятия, чтобы снять часть напряжения. Если нагрузки нет, то упражнения переносят на вторую половину занятия, чтобы снять усталость от самого занятия.

Завершить комплекс лучше морганием, затем малыши должны потянуться.

Особенности работы с дошкольниками разного возраста

Чтобы заинтересовать ребенка в выполнении зрительной гимнастики, нужно учитывать его возраст.

Обратите внимание! Так при занятиях с 2-3-летним ребенком не стоит надеяться, что его увлечет команда «вращаем глазками». В этом случае стоит применить педагогическую хитрость. Малыши с удовольствием будут следить за полетом птички, закрепленной на указке или простом карандаше, либо за перемещениями пальчиковой куклы.

Дети 3-4 лет готовы повторять за воспитателем многое и его стимулирующая фраза: — «Я вот что умею. А ты?» — обязательно привлечет их внимание.

Зрительную гимнастику с воспитанниками лучше сочетать с какими-либо движениями руками

Обратите внимание! Более старшие ребята 5-6 лет проявляют любознательность и могут быть мотивированы рассказом о строении человека, например, как устроен глаз, позволяющий каждому видеть окружающий мир.

Картотека гимнастики для глаз с целями по ФГОС

Зарядка для глаз имеет множество комплексов, но все их можно сгруппировать для дошкольников по возрастной принадлежности.

Первая и вторая младшие группы

Картотека для малышей особенно богата.

Обратите внимание! Сюжетные офтальмологические упражнения для 1 группы направлены на сохранение и улучшение зрения, профилактику дальнозоркости и близорукости.

  • «Пилот»

Пролетает самолет. (Дети поднимают глаза вверх).

Отправляюсь с ним в полет.

Вправо отвожу крыло и смотрю. (Ребята отводят правую руку, смотрят вправо).

Влево отвожу крыло и гляжу. (Малыши отводят левую руку, смотрят влево).

Я мотор завожу,

И внимательно слежу. (Следят глазами за вращательными движениями руками).

Поднимаюсь ввысь, лечу. ( Встают на носочки, взглядом рисуют волны).

Возвращаться не хочу. (Поморгать, закрыть глаза).

  • «По ягоды»

Справа — сладкая черника. (Дети смотрят вправо).

Слева зреет земляника. (Ребята глядят влево).

Спеет на горе брусника. (Малыши поднимают взгляд вверх).

Под ногами — ежевика. (Воспитанники опускают взгляд вниз).

Ягоды мы соберем,

А потом все отдохнем и толпой домой пойдем. (Смыкают веки на 3-5 сек, повторять до 8 раз).

С целью сохранения остроты зрения во 2-й младшей группе проводят гимнастику для глаз:

  • «Осенью»

Осень краски ярко разводила,

Кистью по листочкам тихо проводила. (Дети рисуют глазами круг: влево — вверх — вправо — вниз).

Желтым стал орешник, клены покраснели. (Круговые движения: направо-вверх-налево-вниз).

Лишь в бору сосенки также зеленели. (Малыши зажмуриваются, моргают 10 раз. Повторить 2 раза).

  • «Дождик»

Дождик, дождик, пуще. (Дети глядят вверх).

Лейся в лужи гуще. (Ребята опускают глаза вниз).

Только нас не промочи. (Воспитанники делают взглядом круговые движения).

Каплями в окно стучи.

Важно! В младших группах гимнастику для глаз необходимо проводить 2-3 раза/нед., используя мелкие предметы для облегчения понимания команд воспитателя образовательного учреждения.

Средняя группа

Методика проведения гимнастических упражнений для дошкольников 3 лет почти не отличается от предыдущей. Гимнастические упражнения для них проводятся в целях профилактики нарушений зрения, предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время занятий.

  • «Ветер»

Дует ветер всем в лицо. (Дети часто моргают).

Покачалось деревце. (Ребята смотрят налево, потом направо).

Ветер станет тише. (Воспитанники приседают, взгляд — вниз).

Деревца все выше. ( Встают, взгляд — вверх).

  • «Носик»

Носик смотрит влево-вправо. (Дети перемещают взгляд справа налево).

Смотрит нос то вверх, то вниз. (Ребята поднимают глаза вверх и опускают вниз).

Что подметил хитрый носик? (Проводят подушечками пальцев по векам).

Мы куда-то забрались.

Обратите внимание! Время выполнения зрительной гимнастики в средней группе увеличивается до 5 мин.

Старшая и подготовительная группы

Кроме оздоровительно-профилактической цели при выполнении зарядки для глаз с детьми 5-6 лет можно работать над понятиями пространственно-временного устройства мира.

  • «Упражнение для глаз»

Упражнения для глаз

Повторяем каждый раз.

Право, лево, верх и вниз,

Повторяй и не ленись.

Мышцы глаза укрепляем.

Напряжение снимаем.

Наглядное пособие способствует более продуктивному выполнению упражнения.

  • «Часы»

Целый год слышно «тик-так»

Все часы идут вот так,

Раз — налево, два — направо. (Дети глаза отводят влево-вправо).

И мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так. (Повторяют упражнение).

Обратите внимание! В завершении воспитанники 6-7 лет сами массируют себе веки подушечками указательных пальцев.

Использование наглядности во время зрительной гимнастики

При выполнении гимнастики для глаз, рекомендованной для дошкольников, большое значение имеет наглядность, ведь в этот период у них доминирует наглядно-образное мышление. Выполнять команды «влево», «направо» им гораздо проще, имея перед собой зрительный ориентир. С этой целью используют разные версии наглядности:

Ориентиры-предметы. Их воспитатель раздает каждому ребенку либо оставляет один только у себя. Это должна быть вещь, которую удобно надевать на палец, например, резинка для волос с птичкой. Также она должна соответствовать теме занятия, например, бабочка при изучении насекомых.

Обратите внимание! Наглядность не должна быть одного цвета с одеждой воспитателя, но при этом яркой, заметной, привлекающей внимание. Это может быть пальчиковая кукла или указка с прикрепленной на конце картинкой.

  • Схемы. Такое пособие подходит для занятий в старшей или подготовительной группе. В этом возрасте у детей уже развивается абстрактное мышление, и схемы помогут им понять принцип выполнения упражнения.
  • Сигнальные метки. Они помогают быстро переключить взгляд с дальнего объекта на ближний. Например, квадрат 0,5 см х 0,5 см воспитатель крепит на оконное стекло. Воспитанник детского сада 1-3 сек. смотрит на метку, а затем переводит взгляд на предмет за окном. При этом педагог просит его пояснить, что происходит с предметом. Например, с машиной: из нее вышли люди или она поехала и т. д.

Сигнальная метка должна находится на уровне глаз ребенка

  • Офтальмологические тренажеры. Они бывают настенные либо потолочные и представляют собой цветные траектории-дорожки, по которым, например, персонажи из сказки должны «добраться» до «своего» домика. Каждый герой имеет свой цвет. Такое задание можно выполнять коллективно.
  • Индивидуальные тренажеры для глаз. Это либо контурные картинки, состоящие из нескольких элементов (например, белка, орех, лист), либо для старших дошкольников (это могут быть буквы и цифры). Ребенок держит картинку на вытянутой руке и зрительно проводит линию по контурам. Дети 3-4 лет могут помогать себе пальчиком.

Обратите внимание! В зимний период во время прогулки в качестве наглядности можно использовать снежки.

Регулярное проведение зарядки для глаз обязательно даже при здоровом зрении, так как в современном мире нагрузка на глаза не просто огромна, но и постоянно увеличивается.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Детская гимнастика для глаз и упражнения для улучшения зрения

В течение первых десяти лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

  • Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Заставляйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.
  • Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.
  • Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. Сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и перенапрягаться, адаптируясь к свету.

Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз

Зрительная гимнастика – одна из эффективных профилактических мер. Как и любая другая профилактика, она требует регулярных занятий, и соблюдения всех предписанных правил. Упражнения для детских глазок следует выполнять в течение 7-8 минут до и после занятий или работы за компьютером. Упражнения для расслабления глаз будут даны ниже.

Пальминг

Сядьте прямо, расслабьтесь. Прикройте глаза таким образом: середина ладони правой руки должна находиться напротив правого глаза, то же самое с левой рукой. Ладони должны лежать мягко, не нужно с силой прижимать их к лицу. Пальцы рук могут перекрещиваться на лбу, могут располагаться рядом — как вам удобнее. Главное, чтобы не было «щелочек», пропускающих свет. Когда вы в этом удостоверились, опустите веки. В результате получается, что ваши глаза закрыты и, кроме того, прикрыты ладонями рук.
Теперь опустите локти на стол. Главное, чтобы шея и позвоночник находились почти на одной прямой линии. Проверьте, чтобы ваше тело не было напряжено, и руки, и спина, и шея должны быть расслаблены. Дыхание должно быть спокойным. Упражнение можно во время учебы, например, на переменах между уроками. Даже за 10–15 секунд глаза вашего ребенка успеют немного отдохнуть. Но, конечно, будет лучше, если он сделает упражнение дольше. После выполнения упражнения (особенно если вы выполняли его довольно долго) постепенно приоткройте ладони, дайте закрытым глазам немного привыкнуть к свету, и лишь затем их открывайте.

«Письмо носом»

Это упражнение направлено как на то, чтобы расслабить мышцы ваших глаз, так и на то, чтобы расслабить вашу шею. Напряжение в этой области нарушает правильное питание глаз (иначе говоря, замедляется процесс кровоснабжения).
Упражнение можно выполнять и лежа, и стоя, но лучше всего сидя. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа — это ручка, которой можно писать (или вообразите, что линию носа продолжает длинная указка-ручка, — все зависит от того, как вам удобнее, главное, чтобы вы и ваши глаза не напрягались). Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно. Напишите разные буквы, названия городов и стран, небольшое письмо любимому человеку. Нарисуйте домик с дымом из трубы (такой, как рисовали в детстве), просто кружочек или квадратик.

Основной комплекс упражнений для глаз

Перед выполнением комплекса сядьте в удобную позу (хорошо, если вы сможете сесть на пятки на гимнастическом коврике, но можно сесть и на стул). Выпрямите позвоночник.

Упражнение №1

Глубоко и медленно вдыхая (желательно, животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в исходное положение и закройте на несколько секунд. Со временем, постепенно (не раньше, чем через 2–3 недели), задержку в верхнем положении можно увеличить (через полгода до нескольких минут).

Упражнение №2

Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.

Упражнение №3

На вдохе медленно поверните глаза вправо («до упора», но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе, верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд.

Упражнение №4

На вдохе посмотрите в правый верхний угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на выходе верните глаза в исходное положение.
Для начала выполняйте один цикл, затем два (через две-три недели), и, в конце концов, выполняйте три цикла. После выполнения упражнения закройте глаза на несколько секунд. Повторить упражнения, начав с левого верхнего угла.

Упражнение №5

Вдыхая, опустить глаза вниз и затем медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз по часовой стрелке вниз (до 6 часов). Для начала достаточно одного круга, постепенно можно довести их количество до трех кругов (через две-три недели) При этом нужно, не задерживаясь после первого круга, сразу начать второй. Закрыть после выполнения упражнения, глаза на несколько секунд.
Затем сделать это упражнение, поворачивая глаза против часовой стрелки. В завершение комплекса нужно сделать пальминг (3-5 минут)

Упражнения для снятия зрительного напряжения:

  1. Встаньте свободно, руки вдоль тела. Поднимите плечи как можно выше. Держа их в этом положении, отведите назад, по возможности как можно дальше и верните в исходное положение. Делайте круговые движения и плечами достаточно быстро. Повторите упражнения 10 раз.
  2. То же, что и в упр.1, но в обратном направлении. Поднимите плечи как можно выше и отведите назад, затем переведите вперед, опустите, вернувшись в исходное положение. Повторите упражнение 10 раз.
  3. Опустите подбородок на грудь, шею расслабьте, затем поднимите голову и откиньте ее как можно дальше назад. Повторите упражнение 5-6 раз.
  4. В положении сидя. Опустите подбородок на грудь, затем плавно поверните голову налево, откиньте назад, вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 5-6 раз в одном направлении и 5-6 раз в другом.
  5. В положении сидя. Поверните голову как можно больше налево, вернитесь в исходное положение. Поверните голову как можно больше направо, вернитесь в исходное положение. Повторите повороты 5-6- раз в медленном темпе.

Повторяйте все упражнения регулярно, лучше по утрам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *